Занятие в старшей группе по окружающему миру: План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): конспект занятия по окружающему миру в старшей группе – Конспект открытого занятия в старшей группе по «Окружающему миру»

31Окт - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы
Тема: «Здоровье наше-дороже богатства!»

Программные задачи:

Формировать представления детей о том, что здоровье — главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о предметах личной гигиены. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.

Словарная работа: гигиена.

Оборудование: 3 письма; «здоровечки» — жетоны с изображением врача с градусником 20 шт. и более; фломастеры или цветные карандаши; ватман; 3 баночки, 2 из них с водой, 3-я пустая; столовая ложка; игрушка «Айболит»; мяч; картинки: градусник, доктор, аптека, витамины, больница.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

— Ребята, хотите отправится в путешествие?

— Тогда давайте встанем с вами в круг, возьмемся с вами за руки, вот как здорово! А вы знаете, что слово «здорово» произошло от слова «здороваться»? Произносите это слово каждый день всегда вслух, делайте это как можно чаще и тогда у вас каждое утро будет хорошее настроение, будите здоровыми! Это слово удивительное и волшебное! Ребята, а когда мы это слово употребляем в повседневной жизни?

— Правильно! (утром когда здороваемся!)

— Молодцы! Это слово мы произносим не только чтобы поприветствовать другого человека, но и еще пожелать ему что, как вы думаете?

— Правильно! (желаем человеку здоровье!)

— Вот сейчас мы с вами все стоим в кругу и держимся за руки! И отправимся мы с вами в страну «Здоровья»! Там живут люди, их называют «здоровечками», потому что они каждое утро здороваются и делают зарядку!

— Отправляемся, закрываем глазки, ручки опустили, вокруг себя покружились!

— Раз, два, три! Открываем! Вот, ребята посмотрите, мы оказались в стране «Здоровья»!

— А теперь попробуйте ответить на мои вопросы. Почему в стране здоровья все здоровы? С каким словом здесь все дружат? Молодцы! Правильно!

— А теперь ребята, послушайте стихотворение и попробуйте отгадать с какой сказки это стихотворение!

Самый чистый, самый умный, 
Самый добрый Мойдодыр. 
Он твердит и днем, и ночью: 
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек, 
Моет маленьких детей — 
Даже самых непослушных 
Умывает каждый день.

Е. Силенок

— Молодцы! Правильно!

— Давайте, поиграем в игру, которая называется: «Что лишнее?» Я вам буду кидать мяч поочереди и говорить слово, если слово относится к гигиеническим процедурам, вы мяч должны поймать, если это слово лишнее, вы должны мяч отбросить! Кто ни разу не ошибется, тому я дам за вознаграждение «Здоровечка». В конце нашего путешествия мы посчитаем у кого «Здоровечков» будет больше всего!

(Карандаш, полотенце, мыло, лопата, вода, сковорода, яблоко, щетка, ведро, ручка, зубная паста и т. д.) (игра проводится сидя на стульчиках 1-2 мин.)

— Молодцы! Хорошо вы знаете предметы, относящиеся к гигиеническим процедурам!

— Ребята, смотрите, а что это лежит около шкафчика? Правильно! (письмо). Давайте я вам его прочитаю!

«Здоровечки» просят вас отгадать загадки! Попробуете?

1 письмо:

В этом светлом магазине

Ты увидишь на витрине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты,

Здесь микстура и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки.

Мази, капли и бальзамы

Для тебя, для папы с мамой.

Для здоровья человека

Открывает дверь…       (Аптека)

 

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть еще таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно?…           (Витамины)

 

Этот дом многоэтажный

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей.

Лечат взрослых и детей.

Будите лежать в постели,

Коль серьезно заболели.

Не хотим здесь очутиться!

Где, скажите-ка?…           (в больнице)

 

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?             (Доктор)

 

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.     (Градусник)

— Молодцы! Все верно отгадали! Вот кто отгадал, тот ребенок получает «здоровечка».

— Ребята, посмотрите, вот еще одно письмо!

2 письмо:

— Здесь написано, что нужно нарисовать лечебные предметы! Попробуем? Тогда все встаем около большого листа и каждый рисует предмет, который относится к лечебному!

— Молодцы! Верно выполнили задание!

— А теперь немножко отдохнем!

Физ. Минутка:

Про животных.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Побежали мышки вон.

— Молодцы! Размялись немножко!

— А теперь нам нужно отправляться дальше в путь! Ой, посмотрите, а кто это сидит на стульчике? (Айболит)

— Ребята, послушайте, он говорит, что не может справиться с заданием, а пока он не справится, он не сможет идти лечить больных зверят! Поможем ему?

— Посмотрите внимательно, на столе стоят две баночки одна с лекарством, а другая с микстурой от кашля, «Айболит» перепутал, где какая баночка, но знает, что в баночке, где лекарство — жидкости больше, чем микстуры от кашля! Как, ребята нам можно проверить, в какой баночке лекарство, а в какой микстура от кашля? (нужно измерить столовой ложкой, черпать из каждой баночки жидкость ложкой и переливать в третью пустую баночку и считать сколько ложек, в какой баночке больше жидкости, там и лекарство.)

— Молодцы! Правильно! Вы справились с заданием! И за это задание, каждый из вас получит «здоровечка».

— Ребята, а кто здесь оставил письмо? Вы не видели? (под дверью)

 

3 письмо:

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?

Что делает врач шприцем? (Делает уколы.)
Что делает врач термометром? (Измеряет температуру.)
Что делает врач ватой? (Смазывает кожу перед уколом.)
Что делает врач зеленкой? (Смазывает царапину.)
Что делает врач бинтом? (Перевязывает рану.)
Что делает врач массажером? (Делает массаж.)
Что делает врач фонендоскопом? (Слушает дыхание и биении сердца.)
Что делает врач грелкой? (Прогревает больное место.)
Что делает врач пинцетом? (Достает занозы.)
Что делает врач пластырем? (Заклеивает мозоли.)

— Молодцы, ребята! Давайте посчитаем, у кого сколько «здоровечков»! Молодцы, у всех много «здоровечков, значит все сегодня были очень внимательными!

— Наше путешествие к сожалению заканчивается и нам нужно возвращаться в группу, но перед тем как нам вернутся послушайте, что я вам скажу:

Здоровый человек – такая редкость!
Не всем дано в числе здоровых быть.
А потому что эту драгоценность,
Не все умеют бережно хранить.

Здоровья крепкого вам я пожелаю.
Люби себя, здоровье береги.
Пусть недуги бесследно исчезают!
Нет места им на жизненном пути!

— А теперь мы с этим напутствием возвращаемся в группу и будем радостными, добрыми и будем всем улыбаться, и здоровья всем желать! Встаем в круг, возьмемся за руки, закрываем глазки…

— Раз, два, три! Открываем! Ну вот мы с вами и в группе!

— Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? (Да) — А чтобы нам совсем не загрустить, что мы вернулись с такого увлекательного путешествия садимся за столы и попьем горячий, сладкий чай чтобы не болеть!

Конспект открытого занятия в старшей группе по «Окружающему миру»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Лебёдушка»

Конспект занятия по окружающему миру

образовательной деятельности в старшей группе

по теме: «Воздух и его свойства»

Воспитатель: Волкова О.Н.

2018учебный год

Тема: « Воздух и его свойства».

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе.

Развивающие:

-развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы.

-логическое мышление, память, диалогическую и связную речь

Воспитательные

— воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

-воспитывать интерес к окружающей природе

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал. Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Ход занятия.

Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни — Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? ( Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2опыт.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3опыт.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит Воздух есть и вводе.

4опыт.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод . Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5опыт.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.( 2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Игра «Узнай по запаху».

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д. )

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека ( дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят.

Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Ребята что вы сегодня нового узнали?Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №119»

Конспект открытого занятия в старшей группе:

«Приключения Карандаша и Гвоздика»

                                                                            Подготовила:

Воспитатель  Глушкова А. Н.

                                         г. Воронеж 2017г.

«Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;

Задачи:

  • учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
  • развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями; д/и «Поплывет — потонет», д/и «Наоборот», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с водой; металлические и деревянные бруски, гвозди; мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?

Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»

Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».

Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

(Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

 (Гвоздь)

Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)

(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).

Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут  решить, кто из них прав, кто из них самый главный.

Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)

А где растут деревья? (В лесу.)

А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?

Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.

Воспитатель. Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.

Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.

Демонстрируется фильм.

Воспитатель комментирует. Железо — важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда — это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.

Дидактическая игра «Из чего сделано»

На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.

Воспитатель. Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?

Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздик и Карандаш оба правы!

Вы хорошие сыщики — вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак — поворачиваем влево – вправо, изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт? (Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические

предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож — у педагога.

Опыт 1

Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик или брусок.)

Опыт 2

У деревянного бруска шероховатая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 3

У металлического бруска гладкая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 4

Дерево твердое на ощупь, но если провести по нему металлическим предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.

Опыт 5

Металл твердый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому — отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.

Опыт 6

Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)

Опыт 7

Дерево плавает. Металл тонет. (Работа с емкостями воды — погружаем деревянные и металлические бруски.)

Опыт 8

Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать. (Опыт с перочинным ножом.)

Опыт 9

Металл таким образом обработать невозможно. Нужно специальное оборудование для обработки.

Опыт 10

Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)

Опыт 11

Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.

Опыт 12

Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети пробуют, делают вывод.)

Воспитатель. Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздику и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).

После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла — притягивает магниты.

Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах. Металл: твердый, непрозрачный; тонет в воде, тяжелый; плохо поддается обработке, только при помощи специального оборудования, притягивается магнитом)

Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»

Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: «Праздник юных любителей природы».

Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: «Праздник юных любителей природы».

Цель:

1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Материал:

Цветок с заданиями, кассета с записью, кружки: жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?

Берет конверт. В нем аудиокассета.

Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?

Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:

Голос: Здравствуйте, дорогие дети. Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу…

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок — Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

1.Красный лепесток: «Назови художника».

Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – голубой, о лете – зелёный, об осени – оранжевый.

Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога… (Зима)

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…(Весна)

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…(Лето)

А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам! (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?

2. Оранжевый лепесток: Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.

Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.

Икринка – малёк – рыба.

Яйцо – цыплёнок – курица.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – подсолнух.

Жёлудь – росток – дуб.

Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

3. Жёлтый лепесток:

 Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы!  Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

4. Голубой лепесток:  «Вместе по лесу идём».

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.                 (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.             (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!                         (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?            (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.                  (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.                   (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.                          (Дети садятся.)

5. Зелёный лепесток:

 А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками птички пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птичка пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Стихотворение:

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

– Дети пришли на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Стихотворение:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика Дима и Миша. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку.

«Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал мальчик Дима.

«Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другу Миша.

Кто из мальчиков был прав?

Стихотворение:

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!».

«Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и  приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» — ответил Андрюша.

 «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» — ответила ему Настя.

Почему так сказала Настя?

Стихотворение:

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

6. Синей лепесток: 

Блиц-вопросы.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).

Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.

7. Фиолетовый лепесток: «Расчисти дорогу».

Проводится аттракцион «Чья команда быстрей расчистит дорогу».

Здесь недавно прошел ураган. Он повалил много деревьев и вам надо расчистить завалы на дорогах. Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от Феи природы.

Послание Феи природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;

• Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.

• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, спички, 3 специальные железные тарелки, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя, металлические колпачки

Ход занятия:

Орг. момент:

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.

-На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)

Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.

П. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.

-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)

П. -А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?

П. -Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

-Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)

П. -Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.

-Ну что ж загадывай нам свои загадки.

1. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной… (картон)

2. Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой (бумаги)

3. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой)

-Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

П. -Ну вот, и вы так говорите!

-Как?

П. -Ну, что все это — бумага. Но ведь это не правильно!

-Почему же не правильно?

П. -Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она — не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!

-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)

П. -Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.

-Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.

П. -Ну и как вы это узнаете?

-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.

П. -А как вы узнаете, какие у них свойства?

-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)

-А где их проводят? (В лаборатории)

— Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

П. -Конечно! Пойдемте быстрее!

— Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.

-Молодцы! И так отправляемся в путь.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

До доски мы добежим

Стоп. Немножко отдохнем

Дальше мы пешком пойдем.

Основной этап:

Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

-Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.

-Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

— Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).

Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?

Свойство №1- мягкость.

-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? (Мы ее можем согнуть, свернуть).

— Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.

-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.

-Получится у нас сделать это? (Нет)

-Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)

— Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумагагнется и в месте сгиба остается след).

— А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)

-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку — схему на доске.

-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.

Дети самостоятельно выполняют работу.

-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).

-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).

Свойство №2 – прочность.

-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?

-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)

-Если бумага легко рвется, значит она какая?

-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).

-Что скажете? Какой вывод сделаете?

-Что легче рвется: картон или салфетка?

Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).

-А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).

Свойство №3 – водопроницаемость.

-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).

-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.

Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.

— Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).

-А картон? (Картон впитал воду медленней)

-Как вы думаете почему? (Картон — плотней, салфетка — тоньше).

Свойство №4 – горение.

-Следующий опыт мы проведем в секретной лаборатории. А поскольку вы немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

На столе – спички, листы картона, бумаги и салфеток на определенных металлических тарелках, металлические колпачки, емкости с водой.

-Этот опыт огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и делайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно вести себя во время работы с огнем. (Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь).

-А для чего нужна вода в емкостях (Она может потушить огонь).

-Молодцы! Итак, приступаем.

Воспитатель сначала поджигает обычную бумагу, затем салфетку и картон. Дети наблюдают.

-Что вы увидели? (Бумага хорошо горит, но салфетка сгорает быстрее, а картон – медленнее).

-Какой сделаем вывод из проведенного опыта? (Бумага горит.) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Почему салфетка сгорает быстрей картона? (Тоньше, мягче)

-Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.

Заключительный этап:

Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.

-Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).

-Картон и салфетка помялись? (Да).

-Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).

-Картон и салфетка рвутся (да).

-Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)

-Картон и салфетка впитали воду? (Да).

-Что означает четвертая схема? (Бумага горит)

-А картон и салфетка сгорели? (Да)

-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)

-Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).

П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?

-Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).

П. -А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.

-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.

Прощаются с Почемучкой.

Итог занятия:

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

-Кто приходил к нам в гости?

-Что нового узнали?

–Помогли ли мы Почемучке?

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект НОД в старшей группе

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы; формировать целостную картину мира. Знакомить с особенностями крымской зимы.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять, углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой;

2. Совершенствовать лексико — грамматический строй речи;

3. Познакомить детей с жителем Крайнего Севера — белым медведем;

5. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

1. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику,

посредством пальчиковой игры;

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь,   тактильные ощущения, творческое воображение;

4. Развивать интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы родного края, умения проявлять свои художественно-творческие способности.

Активизация словаря: искристый, серебристый, волчья, медвежья, лисья, беличья.

Материал и оборудование: комплект видео демонстрационного оборудования, ноутбук, фотографии зимней природы, белого медведя, картинки животных, жилища животных, мольберт, столы, ёмкости с водой, детский крем, салфетки для рук, подносы с манной крупой.

Методические приемы: художественное слово, создание проблемной ситуации, беседа, вопросы к детям, пальчиковая гимнастика, упражнение на развитие грамматического строя речи, экспериментирование, художественное творчество.

Ход НОД:

Запорошила все дорожки
     Разрисовала все окошки
     Радость детям подарила
     И на санках прокатила.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Вы любите зиму?

Есть люди, которые все изучают, а называют их — академики.

Сегодня я приглашаю вас посетить академию, которая изучает особенности зимы. А вы хотите узнать много нового и интересного? Тогда проходите в наш видеосалон.

(Дети проходят, садятся на стулья полукругом.)

-Однажды, фотограф, гуляя по улице, запечатлел красоту зимы. Посмотрите на эти чудесные снимки и послушайте стихотворение.

(На экране появляется фото зимних пейзажей, воспитатель читает стихотворение).

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница- зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Это замечательное стихотворение написал А. С. Пушкин.

Что поэт говорит о зиме? (ответы детей).

Какое у вас настроение, прослушав это стихотворение?

Дети:Хорошее. Веселое. Радостное.

Воспитатель: А что вы можете сказать о зиме, какая она?

Дети: Холодная, морозная.

Воспитатель:А что вы можете сказать про снег, какой он?

(На экране появляется снегопад.)

Дети: Пушистый, мягкий, холодный, колючий, искристый, мокрый, серебристый, красивый.

Воспитатель: А что вы больше всего любите зимой делать?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговика.

— Ребята, а у нас в Крыму какая зима? Почему она теплая? ( ответы детей).

Дети поднимаются и подходят к «Центру науки».

Воспитатель: Посмотрите, мы попали в центр науки. Перед вами картинки, на которых изображены животные и их жилища. Я вам предлагаю найти животных нашего крымского леса, подобрать им жилище и расположить их на мольберте. Приступайте.

На доске вразброс расположены иллюстрации животных и  их жилища . Дети выбирают животных и подбирают им жилище.

Беседа по картинкам

Воспитатель:Кто это?

Ребёнок: Белка.

Воспитатель: Как называется ее жилище?

Ребёнок: Дупло

Воспитатель: Дупло чье?

Ребёнок: Беличье.

Воспитатель:Кто на этой картинке изображен?

Ребёнок: Лиса.

Воспитатель:Где она живет?

Ребёнок: В норе.

Воспитатель:Нора чья?

Ребёнок: Лисья

Воспитатель: А это кто?

Ребёнок: Волк

Воспитатель: Как называется жилище у волка?

Ребенок: Логово.

Воспитатель: Логово чье?

Ребёнок: Волчье.

Воспитатель: Назовите это животное?

Ребёнок: Медведь.

Воспитатель: Как называется его жилище?

Ребёнок: Берлога.

Воспитатель: Берлога чья?

Ребёнок: Медвежья.

Воспитатель: Молодцы, все сделали правильно. Ребята, а бурый медведь живет в нашем крымском лесу? Что вы можете рассказать о буром медведе?

Дети: Бурый медведь — хозяин  леса. Медведь питается ягодами, насекомыми, медом, рыбой, живет в берлоге. Все лето набирает жир. Зимой впадает в спячку.

Воспитатель: А почему он спит зимой?

Дети: Зимой медведю голодно, нет меда, нет ягод, реки замерзли и рыбу он не может ловить.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у нашего бурого медведя есть родственник, который живет на северном полюсе. Это белый медведь. Хотите посмотреть на него?

Дети садятся на стулья, на доске появляются слайды с изображением белого медведя.

Это один из самых крупных хищных зверей на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира защищает его от сильных морозов. Медведь – хорошо плавает. Он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Вот медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. (картинка. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

Дети: Потому что у него теплая, густая шерсть и ему не холодно.

Воспитатель: Чтобы понять, как медведь живет в таких условиях, я предлагаю пройти в «Центр экспериментирования».

Дети проходят в «Центр экспериментирования».

-Ну что, начнем эксперимент. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте руку жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Так почему же белый медведь не покрывается льдом, попробуйте объяснить.

Дети: Потому, что его шерсть покрыта жиром. Капли воды скатываются с нее.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как природа позаботилась о белом медведе. Мы тоже можем защитить свое лицо и руки жирным защитным детским кремом, чтобы не обморозиться. На этом наш эксперимент закончен, вытирайте руки салфеткой, возвращаемся в видеосалон.

На экране появляется фотографии зимней природы.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Дети:  зиме, о животных нашего леса, о белом медведе.

Воспитатель: Чтобы вам запомнилась сегодняшняя встреча в академии, мы с вами нарисуем не обычную картину. Для этого нам нужно приготовить наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сжаты в замок)

Всю зиму до весны сопит. (Кладут руки под щеки)

Спят зимой бурундуки (Поочередно загибают пальцы)

Колючий ёжик, барсуки,

Только заиньке не спится. (Крутя большой палец на обеих руках)

Убегает от лисицы. (Большие пальцы обеих рук соединяются)

Мелькает он среди кустов (Соединяют ладони и делают «змейку»

Напутал след и был таков. (Разводят руки в стороны)

(Дети проходят в «Центр творчества».)

Воспитатель: Пальчики готовы? Подходим к столам (беру в руки заготовку) Что вы видите?

Правильно изображение медведя, вернее контур.

Ребята, сегодня мы будем рисовать не карандашами, не акварелью. Манной крупой.

Вот поэтому наша картина и будет необычной.

И так нам потребуется: клей, кисточка, манная крупа и конечно ваши пальчики.

Сейчас берем кисточки, наносим клей только на изображение медведя.

Теперь берем манную крупу и посыпаем там, где нанесли клей. Затем остатки манной крупы ссыпаем в миску. Посмотрите, ребята! У нас получились настоящие картины

Воспитатель: Теперь мои хорошие вы настоящие знатоки!

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Дети: Хорошее!

(Дети показывают большой пальчик).

Воспитатель: Давайте подарим друг другу свое хорошее настроение.

Дети сдувают настроение с ладошки.

Воспитатель: Зимняя академия гордится вами!

Занятие по окружающему миру в старшей группе

Тема: Обобщающее занятие по окружающему миру в старшей группе

Цель: Расширять и уточнять представления детей о природе.

Задачи: 1.воспитательные: воспитывать любовь к живой и неживой природе

2. образовательные: учить устанавливать причинно-следственные связи между природны­ми явлениями; показать детям взаимодействие живой и неживой природы; рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений; формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — сле­ва, вверху — внизу, в середине, в углу

3. развивающие: расширять представления детей о диких животных: где живут; расширять представления о чередовании времен года; формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Оборудование и материалы: презентация, фрагменты картины на каждого ребенка; картина леса с животными (краски, кисточка, альбомный лист)

Ход занятия:

1. Организационный момент:

В. Здравствуйте, ребята.

Д.

В. Ребята, поздоровайтесь друг с другом, с гостями

Д.

В. Ребята, сегодняшнее наше занятие необычное. Мы сегодня будем говорить о природе. О природе мы говорили целый год. И сегодня я хочу проверить кто что запомнил. Вы наверное заметили перед вами на столе лежат какие то бумажки. Это фрагменты картины, которую к концу занятия мы должны собрать в одно целое. Я буду собирать картину здесь.(мольберт).

(можно нарисовать картину)

2. Про солнце

В. Начинаем наше занятие. И первая загадка:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
(Солнце) (1 слайд-солнце)

В. Молодцы. Что вы можете сказать о солнце?

Д.греет, светит, дает тепло, круглое

В. Какой формы солнце?

Д. круглое, с лучами

В. Что вы можете сказать об этой картине? (2 слайд-солнечная система)

Д. планеты и солнце, солнечная система

В. Что вы знаете о солнечной системе?

Д. состоит из планет и солнца, планеты крутятся вокруг солнца

В.Молодцы. А как ласково мы называем солнце?

Д. солнышко

В. Прикрепляем солнышко к нашей картине. Я прикреплю вот сюда.

3.Про облака.

В. Слушаем следующую загадку:

Разноцветными клоками

Вата по небу плывёт.

Если в кучу соберётся,

То на землю дождик льёт.

Объясните мне, ребята,

Как зовётся эта вата? (облака, туча)

В. Ребята, где находятся облака?

Д. на небе, высоко

В. Какого они цвета? Еще какого цвета бывают? (3, 4,5 слайды-облака)

Д. белого, синего, голубого. серого

В. А когда они бывают голубого цвета, а когда серого?

Д. когда погода тихая они голубого, белого цвета; перед дождем – серого

В. Какой формы облака? На что они похожи?

Д. разной формы, похожи на лошадку, на слона и тд

В. Прослушайте пожалуйста песенку об облаках ( а облака как белогривые лошадки)

В. Продолжаем создавать нашу картину: прикрепляем облака. Я прикреплю вот сюда. А вы?

4. Про дерево.

В. Слушаем следующую загадку:

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Его весной и летом. Мы видели одетым. А осенью с бедняжки. Сорвали все рубашки.Что это?

Д. дерево, деревья

В. Правильно, молодцы. Давайте разберем нашу загадку. Весной веселит – как может дерево весной веселить и тд.

Д.

В. Для чего нам нужны деревья?

Д. они дают нам кислород

В. Кислород для чего нужен7

Д. мы дышим кислород

В. Правильно, мы дышим кислород, а выдыхаем углекислый газ, а деревья наоборот дышат газом, а выдыхают кислород. Вот поэтому обязательно надо сажать деревья и беречь все деревья и лес

В. Прикрепляем дерево к нашей картине

5. Про дом.

В. Слушаем загадку:

В нем живет моя родня,

Мне без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров родимый, теплый (дом)

Д. дом

В. Для чего нам нужны дома?

Д. жить, прятаться от холода и дождя

В. А как по разному называется наше жилье?

Д. дом, квартира, дача, коттедж

В. Теперь мы с вами побываем в лесу и вспомним как называется жилье у разных лесных зверей7 (картина леса)

Д. волк-логово, лиса-нора, белка-дупло, медведь –берлога, заяц – нора, под листочками

В. Не забываем про нашу картину и прикрепляем дом.

Физкультминутка

6.Про траву

В. Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы. Что это?

Д. трава

В. А про траву я хочу повторить с вами скороговорку

Во дворе трава

На траве дрова

В. Прикрепляем траву. И у нас получилась картина. Скажите пожалуйста ребята на картине какое время года? (6 слайд – лето)

Д. лето

7. Про времена года

В. Что вы знаете о лете?

Д. летом тепло, красиво, и тд

В. Летние месяцы какие?

Д. июнь, июль, август

В. А теперь нам Диля расскажет стихотворение о лете

В щедром поле колосится 
Золотистая пшеница. 
Ягоды в лесу поспели, 
Пчелы прячут мед по кельям. 
Много и тепла, и света, 
Так бывает только летом

В. Что изменится в нашей картине с наступлением осени?(7 слайд-осень)

Д.

В. Что вы знаете об осени?

Д.

В. Вспоминаем осенние месяцы.

Д.

В.Послушаем стихотворение про осень. Рассказывает Полина

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,

Пришла я с дождями,
Листопадом и ветрами.
Я – золотая осень

В. Что изменится в нашей картине с наступлением зимы?(8 слайд-зима)

Д.

В. Что вы знаете о зиме?

Д.

В. Вспоминаем зимние месяцы.

Д.

В. Про зиму стихотворение рассказывает Карина.

Дел у меня немало
— Я белым одеялом 
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю, 
Белю поля, дома,
А зовут меня зима

В. Что изменится в нашей картине с наступлением весны?(9 слайд-весна)

Д.

В. Что вы знаете о весне?

Д.

В. Вспоминаем весенние месяцы.

Д.

В. Про весну стихотворение рассказывает Лиана.

Я раскрываю почки, 
в зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
посевы поливаю, 
Движением полна, 
зовут меня весна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *