Занятие с детьми с зпр: Методическое пособие для коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР, на уровне начального школьного образования. «Я такой как все, и все мы разные» – Методическая разработка на тему: Занятия с детьми с ЗПР
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
— развивать познавательную активность;
— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
— развивать общую и мелкую моторику рук;
— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=»eliadunit»>Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий — 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
План-конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития.
План-конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития.
Пояснительная записка
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.
Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с
ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.
Задачи:
1. повышение уровня развития памяти
3. повышение уровня развития мышления
4. повышение уровня развития восприятия
Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.
Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.
Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. »
Цель: развитие психических процессов.
Задачи:
Развитие зрительной памяти.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие внимания.
Развитие мелкой моторики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Пальчиковая гимнастика
«Профессии» автор Крупенчик
Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей.(Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я — маляр, я стены крашу,
(Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок
(«красим потолок»)
и кухню вашу.
(Движения рукой влево-вправо.)
Я — электрик. Свет включу,
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом
(Ладони «домиком».)
И живите долго в нём!
(Развести руки в стороны.)
2. Загадки
Детям должны ответить на вопрос-действие и назвать представитель какой профессии выполняет это действие:
Кто варит обед?
Кто строит дом?
Кто поет песни?
Кто лечит детей?
Кто шьет одежду?
Кто рисует картины?
Кто летает в космос?
Кто водит машину?
3. «Найду букву»
Детям раздаются по листку бумаги, на котором нарисованы хаотично согласные и гласные буквы, и выполняют следующие действия:
Подчеркнуть, синим карандашом согласные буквы, кранным гласные, цифры простым
Отметить сначала первую букву своего имени, своей фамилии,
Найди не правильную букву.
Рисунок 1
4. «Разрезные картинки»
Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.
5. Физкультминутка
«Мы – шоферы» автор Е.А. Алябьева
Едем, едем на машине,Руки в виде руля
Нажимаем на педаль.
Нажимаем одной ногой
Газ включаем, выключаем,
Движения рукой
Смотрим пристально мы вдаль.
Руку ко лбу
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Ладони в вправо-влево
Волосы ерошит ветер.
Трогаем волосы
Мы шоферы — хоть куда!
Кулаки вперед, большой палец вверх.
6. «Путанка»
Отслеживая и «распутывая» линии на предложенной психологом картине, дети переносят фигуры в новые места и заполняют пустые кружки.
Рисунок 3
7. «Посмотри и запомни»
В течении 5 секунд детям показываются фигуры из палочек с установкой запомнить, затем дети складывают такие же фигуры из палочек.
8. Работа в тетради
Дети должны в тетради нарисовать по клеточкам такую же фигуру, которую нарисовал психолог.
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. «Занятие 1»
Коррекционно-развивающие занятия
для детей с задержкой психического развития.
Актуальность занятий.
Начало обучения детей в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития.
Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.
Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.
Специфика реализации занятий:
Требования:
Занятия должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.
Методическая особенность ведения занятия – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение и чувства.
Важное условие реализации занятий – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие.
Длительность занятий: 45 минут.
Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет.
Занятие №1.
Цель:
развитие навыков самопознания, Я – концепции ребенка
развитие чувства единства и сплоченности;
развитие тактильного восприятия;
развитие внимания, памяти, мышления;
Материал:
плакаты с изображением правил поведения на занятиях;
открытки, разрезанные на две части;
альбомы и карандаши;
магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки.
Ход занятия:
Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! (Психолог представляется детям).
Упражнение 1.
Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто-кто в теремочке живет?».
Дети «забираются» в теремочки – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь?»
Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях.
Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения.
Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях.
Правила наших занятий:
помогать друг другу;
когда говорит один – другой слушает и не перебивает;
хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку;
правило «СТОП», когда звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина.
Упражнение 2.
А сейчас мы поиграем в игру «Поезд».
Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет поезд в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит (побывать «машинистом» должны все дети). В конце «крушение», все падают на пол.
Обсуждение игры:
Упражнение 3.
Следующая игра называется «Делай по заданию».
Психолог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Обсуждение:
Упражнение 4.
Наша следующая игра называется «Спаси птенца».
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Упражнение 5.
Игра «Ладушки».
А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого ученика. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки».
Ладушки, Ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
Пары меняются.
Обсуждение:
Ребята, у кого получилась игра? Кто ни разу не сбился?
С кем вам было легко играть? Почему?
С кем игра не получалась? Почему?
Были ли вы внимательны друг к другу?
Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».
Просмотр рисунков.
Обсуждение:
Понравилось вам рисовать?
Что было трудно?
Что общего вы увидели в наших рисунках?
Упражнение 6.
Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга.
До свидания!
План-конспект на тему: Конспект индивидуального занятия с ребенком с ЗПР
КОНСПЕКТ
индивидуального занятия с ребенком,
с задержкой психического развития (ЗПР)
ТЕМА: НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА
СОСТАВИЛ:
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
ЛАВРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
2014 г.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить понимать и устанавливать логические, причинно-следственные связи, связи между внешними и функциональными свойствами предметов (Что к чему подходит? Что перепутал художник?).
Продолжать учить ребенка вычленять основание группировки, находить «лишний» предмет
среди других.
2. Учить ребенка выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, учить действовать методом проб, обращать внимание на свойства предметов (форму, цвет), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения задания.
3. Расширятьноминативный и глагольный словарный запас ребенка.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мелкие движения рук, закреплять хватание щепотью, развивать целенаправленность действий.
2. Формировать зрительно-двигательную координацию у ребенка и чувство пространства на листе бумаги.
3. Развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий).
Воспитательные задачи:
1. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания;
2. Воспитывать усидчивость, желание доводить выполнение задания до конца.
3. Побуждать к отзывчивости, вызвать желание помогать.
Предшествующая работа:
— Дидактические игры «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Разложи картинки правильно», сматывание клубочков ниток, шнурование, выкладывание из мозаики узоров, игры с заводными игрушками, работа с прописями, задания на различение и называние цвета, формы предметов.
Материал:
— макет избушки, лесная полянка, игрушки пальчикового театра — бабка, колобок, зайчик, волк, лиса, медведь, схема дорожки колобка, фломастер, домик с запирающимися дверцами, набор ключей, дидактическая игра «Подбери по смыслу», «Путаница», «Что лишнее?», миска с крупой и горохом, тарелочка, мольберт, магниты, магнитофон с аудиозаписью, указка, пирожок.
Ход:
Дефектолог: — Сегодня я расскажу тебе сказку про новые приключения колобка.
Дефектолог сопровождает свою речь показом пальчикового театра.
— Жили — были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старуха замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
Дефектолог показывает ребенку схему дорожки, по которой покатился колобок.
Задание 1 – Проведи фломастером длинную извилистую линию, покажи дорожку, по которой покатился колобок. Старайся не отрывать фломастер от листа бумаги. Молодец!
— Видит бабка – нет колобка! Что делать? Где искать? Выбежала на улицу. Увидела во дворе петушка.
Бабка: — Петя – петушок, не видел ли ты, куда колобок покатился?
Петушок: — Дашь мне гороха, тогда покажу!
Задание 2 – Отбери горох среди гречневой крупы.
— Поклевал петушок горох и показал в сторону леса – туда покатился колобок. Побежала бабка в лес и повстречала зайца.
Бабка: — Заинька — зайка, не видел ли ты, куда колобок покатился?
Зайка: — Выполнишь мое задание, тогда покажу!
Дефектолог вывешивает на мольберт картинки с неправильным сюжетом.
Задание 3 – Распутай путаницу. Покажи, что на картинках нарисовано неправильно? Почему так не бывает?
— Раз задание выполнено верно, то зайчик показал, в какую сторону покатился колобок.
Пошла бабушка дальше колобка искать, а навстречу ей волк!
Бабка: — Волчок – серый бочок, не видел ли ты, куда колобок покатился?
Волк: — Отгадаешь мои загадки — тогда покажу!
Дефектолог раскладывает на столе перед ребенком карточки.
Задание 4 – Подбери карточки по смыслу. Расскажи, что к чему подходит. Подумай!
Волк: — Ладно, скажу – вон в ту сторону покатился колобок.
— Пошла бабушка дальше колобка искать, а навстречу ей медведь!
Бабка: — Мишенька – медведь, не видел ли ты, куда колобок покатился?
Медведь: — Решишь мою задачу – тогда скажу!
Дефектолог прикрепляет на мольберт карточку.
Задание 5 – Подумай и скажи, какой предмет на картинке лишний? Почему ты так считаешь?
Медведь: — Раз мое задание выполнено, тогда скажу – вон туда колобок покатился!
— Пошла бабушка дальше в лес колобка искать, вдруг, откуда ни возьмись – лиса!
Бабка: — Лисичка-сестричка, не видела ли ты, куда колобок покатился?
Лиса: — Конечно, видела! Хотела его съесть, но передумала, я сегодня уже завтракала.
Бабка: — Помоги мне, пожалуйста, колобка найти!
Лиса: — Ну, хорошо, помогу! За лесом есть сказочный домик, только двери в нем все заперты, если сможешь их открыть, тогда и найдешь там колобка!
Поблагодарила бабушка лисичку и снова отправилась в путь. Шла она, шла, и вот – увидела сказочный домик! Хотела она открыть дверцы – не открываются! Что же делать?
Дефектолог: — Как ты думаешь? Правильно, надо найти подходящий ключ!
Задание 6 – Подбери среди нескольких ключей подходящий и отопри дверцу.
— Открыла бабка дверь, и нашла колобка! Обрадовалась, взяла его и понесла домой! А тебе, Боря, бабушка приготовила вкусное угощение – за то, что ты ей помогал выполнять трудные задания и хорошо справился с ними.
— Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
План-конспект урока на тему: Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми ЗПР «Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления»
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми ЗПР «Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления»
Цели занятия: знакомство с понятием «слуховая память» отработка новых способов запоминания.
Задачи занятия:
- Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
- Развивать творческие способности;
- Развивать навыки контроля и самоконтроля;
- Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
Ход занятия:
«Мозговая гимнастика»
— «Качания головой». Дыши глубоко, расслабь плечи и урони голову вперед. Подбородком вычерчивай линию на груди.
— «Ленивые восьмерки». Рисуй в воздухе восьмерки правой рукой (3раза), левой, обеими руками.
— «Ленивые глазки». Медленно глазами нарисуй 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
— «Стрельба глазами». Двигай глазками как можно дальше: влево – вправо.
Разминка
Хлопни в ладоши над головой, если будет названо маленькое животное.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
Немного теории
Игра-тест «Запомни слово»
Я сейчас прочту слова, а ты должен запомнить их, а потом мы посчитаем, сколько слов ты повторил и запомнил – много или мало. Слушай слова внимательно и начинай их записывать, как только я скажу. Готов? Читаю!
Деревня, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, попугай, листок, мельница.
Проверяем правильность выполнения задания.
Только что ты определил, как развита твоя слуховая память?
А что такое «слуховая память»?
Постарайся дать определение.
Слуховая память – это запоминание информации, осуществляемая с помощью ушей, т.е. мы запоминаем что-либо, слыша слова или звуки.
Приведите примеры, когда ты используешь слуховую память в жизни.
из твоего рассказа понятно, что очень часто мы рассчитываем на слуховую память.
У каждого человека этот вид памяти развит в разной степени: у кого-то лучше, а у кого-то хуже, но слуховую память можно и нужно тренировать.
Тренировка слуховой памяти
Упражнение «Разминка»
Попробуй повторить то, что я произнесу:
— БАН ТУХ МУН
— КЯМ МОП ДУТ
— ТУКЕН ДАТОН КУВАН
— ТИПУ БАМЯ ГУМИ
— ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА
— ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА
Игра «Сочини сказку или рассказ про эти слова»
Даются несколько слов, логически не связанных между собой:
книга, цветок, сосиска, мыло.
Попробуй найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Что может быть общего у этих слов? Попробуй дать простор воображению. В результате должна получиться маленькая история.
-Что оказалось в этом способе для тебя трудным? А что легким?
-Как тебе удалось преодолеть сложности?
Игра «Слушай и рисуй»
Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра — вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка —
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
Игра «Логика»
Ответь очень быстро на вопросы:
Сколько всего медведей навестила Маша в известной русской сказке?
Катался колобком, пока не стал носком. Что это?
Сколько колец у одних ножниц?
Какой рукой лучше размешивать чай?
Как называют место где продают хлеб?
А где стригут?
Сколько всего ушей у трёх мышей?
Упражнение «Слушай хлопки»
Слушать хлопки и выполняй условия:
один хлопок – встать на одну ногу;
два хлопка – руки на поясе;
три хлопка – побежали.
Игра «Послушай и повтори»
Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
Слон – волк – жук — кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.
Игра «Ассоциации»
Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым.
Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.
Задание: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».
Слова: зима, любовь, время, гроза.
После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям.
Далее переходите к самостоятельному выполнению упражнений.
Вариант 1
чайник —
кошка —
аптека —
лес —
парта —
волосы —
ложка —
газета —
Вариант 2
Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативные ряды к следующим словам:
спорт — стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры
дружба —
успех —
юмор —
радость —
ложь —
погода —
Заключительная часть.
Рефлексия текущего занятия
-Чем ты сегодня занимался?
-Что узнал о себе и других?
— С каким настроением, чувством ты заканчиваешь занятие?
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР
Возрастная группа: 3 класс.
Цели:
1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование:
персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.
Дидактический (раздаточный) материал:
карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра — «Загадки».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)
Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И занятье начинать.
II. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.
— Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?
1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)
— А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)
— Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.
— Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей — помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.
— Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.
2. Гимнастика (О.А. Холодова)
а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)
— Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.
б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)
— А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.
в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
— «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.
— Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.
III. Основная часть.
— Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея — Январина — волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.
1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)
— Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.
— Молодцы, вы настоящие скульпторы.
— Если вы родились в феврале, то ваша фея – Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.
2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)
Пель + мера – ра + ни =__________ пельмени
Пи + роша – ша + гид – д =__________пироги
Бак – ак + улоп – п + чкы – ы + и =___________булочки
Тева – ва + ф + тем – м + ли =______________тефтели
— Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.
— Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница – Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».
3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)
(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).
— Если вы появились в апреле, то ваша подруга – фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.
4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)
— Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:
-Молодцы, вы настоящие модельеры.
— Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?
5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)
— Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)
Деревья над морем от ветра качались.
Две птички случайно в ветвях (повстречались)
Она хороша, как картинка.
Он тёмный, с узором на (спинке)
И небо темнело — гроза (надвигалась)
И птички, обнявшись, укрылись в листве,
А дождик стучал по зелёной (траве)
— Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.
— Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это – Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте – она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)
6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)
— Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.
За двумя зайцами погонишься а дома лучше
Сделал дело от того и наберёшься
Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда
В гостях хорошо ни одного не поймаешь
С кем поведёшься а товарища выручай
Без труда и я скажу кто ты
Не спеши языком а лень портит
Когда я ем торопись делом
Как аукнется гуляй смело
Труд человека кормит то не вырубишь топором
Сам пропадай так и откликнется
Что написано пером я глух и нем
7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)
— У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:
— с латышской:
Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь
(без труда не вынешь рыбку из пруда)
— с армянской:
Осталось дело до завтра – считай, что застряло
(сделал дело — гуляй смело)
— с белорусской:
Языком молоть – не дрова колоть.
(не спеши языком – торопись делом)
— с украинской:
В гостях хорошо есть, пить, а дома – спать.
(в гостях хорошо, а дома лучше)
— Следующая фея — Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.
8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)
— Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)
1 вариант
А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)
А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)
Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)
2 вариант
Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)
В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)
Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
Д
К
Л
Ф
В
Ч
Ш
Ц
Я
К
Б
А
Э
А
О
Я
У
Б
У
Ы
Ш
В
У
У
Ш
А
Н
Б
Ю
Г
Я
Т
Г
И
С
А
Е
П
Ъ
Л
П
Т
Х
Д
Х
Д
З
М
Л
З
Г
К
Б
О
Е
В
Л
Т
Л
Г
Ж
Э
Л
К
З
Ж
Г
В
З
Ж
Й
У
Д
М
Ж
К
З
Ю
Ч
Д
Ф
Б
Р
С
К
Л
Ц
И
М
Щ
З
Л
В
К
З
Б
Н
Р
К
С
Ч
Ф
Т
У
Р
Е
Х
Ь
Н
-Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.
— Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию — из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.
9. Упражнение — медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)
В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики складывают руки над головой, изображая бутоны).
Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).
Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.
Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место
— Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию, продолжим знакомиться с феями.
— Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.
10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей. Композиция из бумаги «Солнышко добра»
— Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)
— У каждого из вас получилось солнышко добра.
— Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.
11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)
— Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).
— Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.
— Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.
— А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.
IV. Итог. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)
1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)
— Вы хотите поделиться своей добротой с окружающими? (Да)
— Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.
— Молодцы! До новых встреч, до свидания.
Материал по коррекционной педагогике на тему: Специфика занятий с детьми с ЗПР
Что такое задержка психического развития?
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.
Кто эти дети?
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и, особенно, в одевании, в предметно-игровых действиях.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.
На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности.
Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.
Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).
Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.
Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет
ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).
Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.
- Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром
- Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.
Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?