Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе – Картотека занятий «Ознакомление с окружающим миром» старшая группа

13Апр - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Занятие в старшей группе ознакомление с окружающим

Составила воспитатель

МБДОУ » Детский сад № 3 » Малышляндия»

городского округа Судак

Мануковская С.И.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим.

«Деревья — не только украшения Земли»

Программное содержание:

Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости ветвей, цветом и особенностям коры, формы листьев, расположению хвоинок на ветке).

Цель;

Учить детей относить конкретное дерево в той или иной разновидности леса (осину в Осинники, ель — до ельник и т.д.).

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предварительная работа:

— Наблюдение за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;

— Чтение литературы естественного характера; разучивание стихов о природе;

— рассматривание иллюстраций о Лесе;

Словарная работа:

Березовая роща, березняк, Осинники, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Оборудование:

Ветви березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняки в разное время года;

хвоя сосны и ели в тарелочках;

шишки сосны и ели в контейнерах;

иллюстрация с изображением сосновой ветви с шишками;

мяч для игры;

раздаточные карточки с изображением редких деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу

И они понимают меня.

***

Может быть, на тропинка звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

***

Может, в этом краю, ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит подрумяненным боком

Средь высокой травы колобок.

***

И нельзя мне в лесу заблудиться,

Хоть брожу от людей в далеке.

Потому что и звери и птицы

На родном говорят языке.

В. Орлов

— Ребята !Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Я вам сейчас расскажу почему. Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

— А вы можете объяснить, что означает слово Лес?

«Лес — это место, где растет много разных деревьев (каких?)ответы детей.

Живут разные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев .

— Ребята, а вы знаете какие-либо пословицы о лесе? — ответы детей.

«Лес-богатство и красота, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Многие леса-не губи, мало леса береги, нет леса — посади»

— А кто хозяин леса?

— Лесник.

— Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить?

— Правильно, правила поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветви деревьев, обрывать листву, царапать кору.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Не будем шуметь, и обижать животных.

Физминутка » Поход в лес»

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели: вправо,влево.

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,тоже покажем —

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

— Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях?

«Жили — были деревья — подружки:

Елка — Зеленушка.

Береза ​​- Веселушка.

Рябина — Краснощечка.

Сосна — Стройнушка.

Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка — Зеленушка : «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иглы свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я гораздо лучше и нужнее вас всех.

Сосна — Стройнушка : «Что бы вы там ни говорили, это я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иглы длиннее чем у ели. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина — Краснощечка : «Хвалитесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, кисти моих ягод видно издалека, а в них много витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! И люди не прочь полакомиться ими. Так вот!

Береза — Веселушка : «А о ком стихи и песни составляют? Такие, например: «Белая береза под моим окном …» Как звучит! И ствол у меня белый, не то чтоб у вас! А почками моими можно от простуды вылечить, настоем натирать суставы чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева! «

Что произошло дальше мы узнаем позже.

Ну что не боитесь отправиться в лес? Но вот беда, в наше лес можно попасть только в заколдованном виде. Я знаю волшебные слова. Давайте мы с вами вместе их произнесём :

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись !

А по пути, чтобы нам было веселее мы споем песенку про друзей.

Звучит песня » Если с другом вышел в путь»

(В это время в группу влетает самолетик — письмо. Воспитатель читает.)

— Ой ребята смотрите, что это ?

«Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы снова попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундуки. Отгадайте и дорога домой вам открыта «.

— Ну что, ребята, давайте думать, домой придётся возвращаться.

( на столе три конверта с цифрами 1,2,3.)

— Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (С цифрой 1). В этом конверте задание, в котором нужно показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев?

задание 1

1) Солнце — источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листочки в зеленый цвет. Находиться В них особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают письмо зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал — надо готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев ( набухание почек весной)

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: дождь, снег, роса, иней, град. Снег покрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, поэтому их называют » Лёгкими планеты».

5) Ветер — переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы — в жизни различных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок — нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

— Интересно, а слышал нас старичок-лесовичок? (Звучит музыка)

— Ну, вот он подал нам знак. Пора раскрывать другой конверт. А какой по счету? (Второй)

задание 2

Вам нужно ответить на следующий вопрос: чем отличается береза ​​от осины?

— У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

— Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

— белоствольная береза.

— Береза ​​- единственное в мире дерево с белой корой.

— Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

— Оказывается, береза ​​через них дышит, и называются они Чечевички.

— Чем еще отличаются эти деревья?

— Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

— разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

— Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

— У осины ветви крепкие, сильные. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

— Люди говорят, что коса у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

— Когда дует ветерок, ветви у березы, как косы, заплетаются.

Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзовой рощи.

— Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

— Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок — подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняки.

Повторите, пожалуйста.

— Лес, в котором растут только осины, называется — Осинники.

Повторите это новое слово.

— Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющих листья, называется лиственные.

— Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

— На этих ветвях деревьев растут листочки.

— Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второй задачи.

Физминутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (руки вверх, помахать ими).

— Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (Три). Какой по счету? (Третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

— Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

— Пойдем дальше. И на нашем пути — хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

— Какие деревья растут в хвойном лесу?

— Сосны, ели.

— Кто знает загадку о ели или сосне

***

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж,

Зимой в летнем платье. (Ель)

У меня длиннее иглы

Чем у елки

Очень просто я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

— Ребята, а кто знает почему эти деревья стоят зеленые?

— Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья.

— Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельником.

— Что вы можете рассказать о ели ?

— Верхние ветви у деревьев ели короткие, а внизу длинные. Кора темная, шероховатая.

— Какой ствол у сосны?

— Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола гола. Сосны растут обычно выше облаков.

— Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.

— Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

— Чем они похожи?

— Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.

«Даже елки мы сначала

От сосны НЕ отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елки.

А когда на ветку ели

Мы ближе посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна ».

— Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?

— Правильно, иголочками.

— По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.

— Скажите, почему хвойный лес так называется?

— Какие хвоинки у сосны?

— Длинные, мягкие, светлые.

— А у ели?

— Короткие, колючие, темные.

— Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

— Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки — по одной.

— Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

— Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображен ветку ели с шишкой).

— Какие шишки у ели?

— Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

— Что вы расскажете о сосновые шишки?

— Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

— Засиделись мы с вами на поляне, давайте поиграем в игру «Каждый дерева свой листочек».

— На карточках — хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева лист и найдите каждом листочке свое дерево. (В процессе игры спрашиваем, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

— Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, на мой лес сохраняет еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдете его в ящике.

— Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты оказажись.

— Ребята, а как же наша сказка о деревьях — подружках ? Давайте узнаем.

«Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосны, елки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они снова стали жить дружно.

— Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне нравится только то,

Мир лесной кто бережет

Тот, кто ветвей не сломит,

Тот, кто птичку не испугает,

Мухомор сбивать не станет,

И костер НЕ разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину ».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ — ВЕДЬ МЫ — частичка ее! (Все вместе)

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Сердце семьи»

Программное содержание:

  • Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
  • Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
  • Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
  • Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
  • Закреплять умение работать в коллективе.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Материалы и оборудование: «Чудо-дерево» с семейными фотографиями детей; большое сердце – макет сердца семьи; набор сердец «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», «Хорошо-плохо»; набор предметов в чемодане для игры «Новоселье»; кувшин с водой для игры «Кувшин доброты»; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

  • Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов.
  • Беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Семейные ценности», «Что такое счастье?», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».
  • Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов «Грипп», «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.
  • Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.
  • Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
  • Рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».
  • Оформление выставок: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».

Ход занятия

– Если в чудо веришь ты,
Мы о нём расскажем.
Если в чудо веришь ты,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть – 
Их не перечесть,
Но для вас особое Чудо из Чудес!

Открывается занавес, появляется Чудо-дерево

Его растила вся семья
Не месяц и не два,
Ему шептали мы всегда
Добрые слова.
И наше деревце росло
И выросло большим,
И стало крепкое оно
И мы его храним.
В листочке каждом нежность тут 
И счастье для детей.
В них вера и любовь живут,
Надежда всех семей!

– Ребята, каждый найдите листочек со своей семьёй и встаньте рядом с ним. На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

– А кто ещё знает стихи о семье?

– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье.Модель «Радость» устанавливается на сердце.

Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.

– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

– Радость в одиночку в семье не живёт, 
С ней всегда за ручку Доброта идёт.

Модель «Доброта» устанавливается на сердце.

– Чья доброта в семье нам помогает? Чтобы в нашей семье поселилось добро, оно должно быть в наших сердцах, мы сами должны быть добрыми. Кто помнит пословицу про добро? «Доброе дело, что дождь в засуху». Сейчас я превращу вас в дождинки, а себя в тучку. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам делать добрые дела. Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»

– Пока мы играли,
В наши двери стучали.

Воспитатель поёт под музыку:

– В доме слёзы, в доме драма.
Заболела гриппом мама.
Я в аптеку побегу, 
Маме бедной помогу.
Я куплю таблеток кучу,
Двадцать носовых платков,
Десять штук больших шприцов,
Просто так, на всякий случай.
Если маме станет хуже,
Ей укол от гриппа нужен.
Я теперь за всё в ответе – 
Грипп лечить умеют дети.

– Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых?Модель «Заботливость» устанавливается на сердце.

Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье. Что это значит? Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи. Дидактическая игра «Новоселье». Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их: очки, помада, газета, журналы, галстук и т.д.

– Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах. 
Она звенит, она поёт,
Она тепло и свет несёт.
Растопит лёд она любой,

Чтоб нас порадовать с тобой. Модель «Нежность» устанавливается на сердце.

– Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.

– Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать! А Уважение в семье – это тоже очень важно! «И старость не страшна, коль молодые уважают». Про кого эта пословица? Модель «Уважение» устанавливается на сердце.

Рассмотрим картинки и попытаемся разобраться, за какие поступки детей надо уважать, а какие недостойны уважения. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

Кто всегда со всеми ладит,
Шьёт, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чём не забывает.
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом сто раз простит.
Когда болеет ты, не спит? Мамочка

Он за меня готов сразиться
С драконом огненным, большим.
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу,
Я с ним как будто в ярком сне,
Жаль, в понедельник на работу
Пора ему, и в садик мне. Папа

У неё уже с утра
Очень сложная пора:
Внуков в садик разбудить,
Завтрак приготовить,
И прибраться не забыть,
И не хмурить брови! Бабушка

Он такой заводной,
И совсем не старый.
Он гуляет со мной
Утром по бульвару.
Он приходит за мной 
В садик вечерами.
Он такой озорной
С белыми усами. Дедушка

Это что за девочка?
С нею я играю.
Перед сном ей сказочку
Я всегда читаю.
Я её на улице
Зорко охраняю
Я её братишка – 
Всем я объясняю! Сестрёнка

Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.

Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением
Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная,
Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

– Сердечко нашей семьи заполнилось. В нём собрались вместе Доброта, Радость, Счастье, Уважение, Заботливость, Нежность.

Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!

Модель «Любовь» устанавливается на сердце.

Любви всегда в семье есть место!
С ней никогда не будет тесно!
Любовь людей соединяет,
Руками нежно обнимает
И молодых и стариков,
Всем на земле даёт свой кров.

Сердце поднимается к потолку, с потолка летит дождь и воздушные шары.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Ознакомление с окружающим миром в старшей группе (от 5 до 6 лет)

Тема: «Лес-наше богатство»

Цель: Систематизировать и углубить представления о лесе, деревьях, жизни диких животных в краях Саратовской области.

Задачи:

Образовательные: Закреплять представления детей о растениях и животных леса.

Развивающие: Развивать воображение, память, образное мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Методы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: Рассказ, загадывание загадок.

Предварительная работа: загадки на тему «Лес» «Животные», дидактические игры: «Кто в лесу живет», подвижная Игра «Один-много»,

Технологии:

Здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.

Материал: Презентация «Лес — наше богатство», запись лесных звуков.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришел Старичок-лесовичок, давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются)

Воспитатель продолжает:

Он и днём и в час ночной

Охраняет лес родной,

Чтоб деревья не ломали

И зверей не обижали.

В своём царствии лесном

Он владеет волшебством —

Тех, кто лесу навредит

В пень тот час же превратит.

Справедливый старичок —

Старичок-лесовичок.

А для тех, кто любит лес

Много у него чудес.

Он наполнит вам лукошко

И грибами и морошкой,

Вас напоит в летний зной

Родниковою водой,

Его милые зверятки

Поиграют с вами в прятки,

Паучки венок сплетут,

Птички песенку споют.

Наш чудесный старичок —

Старичок- лесовичок.

Мотивация.

Воспитатель: ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие, но для начала скажите мне, какое время года сейчас?

(Ответы детей)

Воспитатель: Все верно, наступила осень. А значит, мы с Вами отправимся в осенний лес, и наш старичок-лесовичок будет нашим путеводителем.

Лес — наше богатство и золото наше

Разные звери, лечебные травы

Много деревьев, кустарников в нем,

Птицы поют и плоды там растут

В лесу всегда дышать легко

Воздух свежий у него.

Воспитатель: Скажите мне, а для чего людям нужен лес?

(Ответы детей)

Воспитатель: К лесу надо относиться очень бережно. Если вырубишь весь лес, то могут высохнуть все реки и озера. Лес очищает воздух, приносит пользу и мы должны охранять его.

А сейчас старичок-лесовичок предлагает нам путешествие по лесу нашего края, но для начала скажите мне какие правила поведения существуют? (Дидактическая игра «Можно-нельзя»)

Все верно ребята, с этим заданием вы справились.

А сейчас мы с вами вспомним, что растет в лесу. В этом нам помогут наши загадки

(слайд 5-7)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Стоит красавица на поляне в белом сарафане. (Береза)

И гадать не надо даже —

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем!

(Дуб)

Старичок-лесовичок: вы молодцы ребята, легко справились с заданием. Вы правы, в лесу есть деревья, кустарники, трава, цветы, грибы. Но кого-то не хватает. Давайте продолжим искать тайны леса. Для этого мы продолжим наше путешествие по лесу, и будем искать других его обитателей.

Воспитатель загадывает загадки про животных, живущих в лесу. (Слайд 8-10)

Ловко прячется в норе,

Любит шарить во дворе!

Схватит куру – и в леса!

И зовут ее… (лиса)

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год,

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета. (заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, старичок-лесовичок хочет поиграть с Вами. давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб — дубы.

Игра с мячом «Один – много»

Воспитатель:Ребята, какую пользу мы получаем от леса?

Дети: В лесу мы собираем грибы, ягоды и травы.

Воспитатель: Правильно дети, но кроме грибов и ягод лес даёт нам ещё много полезного. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). Ребята, посмотрите, на какой чудесной полянке мы находимся и мне хотелось бы на ней провести с вами физкультминутку:

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Заключительная часть

Воспитатель: Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природой (Голоса леса)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а наш старичок-лесовичок подарил нам клубок волшебный, давайте мы с ним поиграем, я вам даю клубок и задаю вопрос, а вы мне отвечаете на него. С какими животными мы сегодня встретились в лесу? Что нового вы узнали про каждого лесного жителя? И т. д

(Ответы детей)

Старичок-лесовичок: Что ж, ребята, пришло время прощаться! Я очень рад, что вы узнали много нового о лесных жителях. Встретимся с вами в следующий раз. До свидания!

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила и провела :Голикова Валентина

Иннокентьевна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание

 

Обучающие задачи:

1.     1.Уточнить представление о жизни на Земле- общих условиях для растений, животных, людей – солнце (тепло), воздух и вода.

2.     Закреплять знания о том, что в разных местах условия жизни разные – и о том, как к ним приспосабливаются животные.

3.     Совершенствовать умения проводить опытно – экспериментальная  деятельность, подводить итог опыта.

Развивающие задачи:

1.     Расширять знания о планете Земля, о ее охране, о правилах поведения в природе.

2.     Развивать логическое мышление и воображение.

3.     Закреплять умение выражать свои  мысли связанной речью, говорить ясно и понятно для окружающих.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету Земля, совершенствовать знание о том, что это единственная «живая планета» и она является нашим общим домом, который надо беречь.

 

Методические приемы:

Вопросы, указания, поощрения, сюрпризный момент, художественное слово

 

Предварительная работа:

Рассматривание макетов различных сред обитания с их жителями, заучивание стихов, загадок, поговорок о земле, животных, знакомство с макетом Земли- глобусом, рассматривание физических карт России, Якутии, опытная работа в лаборатории

 

Материал:

Глобус, материал для опытно – экспериментальной  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

— Ребята, нам в детский сад сегодня принесли посылку.

-Очень она необычная, что там? (открываю и достаю глобус)

-Что это?(ответы детей)

-А что такое «глобус»? (это макет нашей планеты Земля)

-Если мы посмотрим на глобус, то какой цвет увидим?(синий, желтый, зеленый, белый, коричневый)

-Что обозначают эти цвета?

-Синий (реки, моря, океаны)

-Коричневый (горы)

-Желтый ( пустыни, песок)

-Зеленый ( леса)

-Белый (лед)

-Правильно. А знаете ли вы , какие –нибудь планеты? (ответы детей)

-Обратите внимание на волшебный экран. Он нам показывает, какие планеты находятся в космосе. Сатурн, Марс, Юпитер, Земля. Много разных планет в космосе, но только одну называют «Живая планета» . Какую? (Нашу Землю)

-А почему? ( на нашей планете живут люди, звери, растут деревья, есть рыбы, птицы)

-Конечно, наша планета уникальна, на ней есть жизнь. А какие условия нужны для жизни на Земле? (воздух, солнце, тепло, вода)

-Правильно , и самое главное для жизни это солнце.

— Но на земле одного солнца мало. Что еще необходимо? (вода)

-Ребята, а можно с водой поиграть? Все игры с водой мы назовем «опыты». А показывать опыты будут ученые. Я приглашаю сюда ученых, который хотят показать опыты с водой (выходят четыре ребенка, надевают халаты, шапочки и встают к приборам)

Опыт №1

Вода прозрачная, без цвета и без запаха.

Я покажу опыт , как вода может переливаться.

 

Вода жидкая

 

Опыт №2

Я покажу опыт, как вода может изменить свой цвет

Я беру колбу с водой

Добавляю краску в воду.

Вода окрасилась.

 

Вода может изменять свой цвет

 

Опыт №3

Я покажу опыт, как вода может растворять вещества

Беру колбу с водой, насыпаю туда сахар и размешиваю.

Сахар растворился.

 

Вода может растворять вещества

 

Опыт №4

Вода может замерзать

Мы покрасили воду и заморозили ее.

 

Вода может замерзать

 

 

— Ребята, молодцы. Вы настоящие ученые!

-Ребята , а зачем человеку вода? (человек пьет , умывается, стирает, готовит кушать)

-Правильно, давайте, и мы сейчас умоемся , немного освежимся.

 

Речевая игра « Посмотри как плачет дождь»

 

Посмотри, как плачет дождь                                                   дети  постукивают себя по щекам                

Кап, кап, кап, кап.

И по лужам ты идешь                                                                                   дети шагают на месте

Кап, кап, кап, кап.

Вода хлюпает в ботинках                                                        дети поочередно поднимают ноги

Хлюп, хлюп, хлюп, хлюп.                                                                                           и трясут ими

И течет уже по спинкам                                                          дети похлопывают себя по спинке

Плюх, плюх, плюх,плюх.

А вокруг все шире лужи                                                         руки и лица, покачивание головой

Ой, ой, ой, ой.

Нам конечно зонтик нужен.

А какой?

Вот такой!                                                                                                             дети показывают

Только где же взять нам зонтик? Не видать?

Не видать!

И придется нам по лужам побежать ?

Побежать!

Мы бежим, кругом вода                                                                          дети бегут врассыпную

Одевайтесь в дождь всегда !                                                                 резко останавливаются и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                  выбрасывают руки вверх

 

— Про солнце и воду мы рассказали, а чем забыли? (воздух)

— Скажите, у нас в комнате сейчас есть воздух? (да)

-Где он находится? ( воздух везде, во всех уголках нашей комнаты, в любых местах земли)

-Молодцы, и раз мы ученые , давайте покажем опыт и с воздухом!

 

Опыт №5

Я покажу, что воздух можно увидеть

Я беру колбу с водой и трубочку

Набираю в рот воздух и дую.

Вы видите пузырьки     

 

Вы увидели воздух

 

Опыт №6

Я покажу, что воздух можно собрать.

Я беру шарик

Набираю в рот воздух и дую в шарик.

Шарик надулся.

 

Я собрал воздух

 

Опыт №7

Я покажу, что воздух можно взвесить

Я беру весы,

Один не надутый шарик вешаю на весы.

И надутый шарик вешаю на весы.

Надутый шарик перевесил, он тяжелее.

 

Я взвесил воздух

 

Опыт №8

Я покажу, что воздух можно услышать

Я беру пустую мензурку

Набираю в рот воздух и дую

Вы слышите воздух.

 

Звуки бывают только там, где есть воздух

 

— Все молодцы! Спасибо!

-Давайте глубоко подышим чистым воздухом.

 

Дыхательная гимнастика

 

Дышим дружно глубоко                                                      дети дышат, глубоко вдыхая воздух

А теперь сорвали цветок одуванчик  

И понюхали его                                                                                   дети имитируют движения

Белый одуванчик, воздушный

Ветерку послушный

Дунем на него.                                                                                                                 дети дуют

 

 

— Вот, молодцы!

— Солнце,воздух и вода наши лучшие друзья! И вы, очень много нам рассказали про них и даже смогли показать опыты. Спасибо, нашим ученым!

— Но на нашей планете есть такие места , где мало воды. Что это за место? (пустыня). Кто может на глобусе найти пустыню?

-А есть место, где солнце греет слабо и всегда лежит снег, там всегда холодно? Как называется это место? (северный полюс и южный полюс)

— Кто пойдет и покажет на глобусе?(дети показывают)

-На нашей земле есть разные места обитания. Как хочется их увидеть. Ребята, а в посылке что-то еще есть. Да это же картинки . Надо еще срочно посмотреть. Помогите нам, пожалуйста!

-Мы сегодня еще раз вспомним , что на земле очень много различных животных, и живут они все в разных условиях. И холодные льды, и жаркая пустыня, глубокие моря и высокие горы могут быть родным домом какого-то животного. А наша задача охранять природу, любить и беречь ее. И в этом помогут плакаты, которые делали ребята. О чем они?

 

·        Много цветов в лесу не рви!

·        В лесу не разбрасывай мусор!

·        Не разоряй муравейник!

·        Не собирай зеленую ягоду!

·        Не лови насекомых!

·        Не зажигай спички!

·        Не трогай в лесу животных!

 

 — Мы сегодня говорили о нашей планете, о ее обитателях. А как вы поняли, зачем надо беречь и охранять нашу планету? )планета , где есть жизнь, одна, другой такой нет; если не охранять могут погибнуть животные и растения и на земле будет не красиво; деревья очищают воздух, а если их не будет, воздух будет не чистый, и человеку плохо будет дышать)

                    Давайте будем дружить друг с другом,

                    Как солнце с небом, как травы с лугом,

                    Давайте будем беречь планету,

                    Другой такой на свете нет!

 

                                                                 М. Пляцковский

 

— Вы молодцы, все поняли правильно, и вы сможете сохранить нашу природу красивой, если будете выполнять все правила сами и расскажите о них своим друзьям и родителям. А наше занятие окончено, всем спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: На чем мы путешествуем.

Сценарий выпускного в детском саду

«Выпуск в школу – 2016»

Звучит мелодия песни «Выглянуло солнышко», заходят дети старшей группы, подходят к стульчикам, садятся. Выходят девочка и мальчик.

Мальчик: В этот день торжественный солнышко сияет,

   Детский сад сегодня в школу деток провожает!

Девочка: В школу тоже мы пойдем

  Когда чуть-чуть тут подрастем.

 Мальчик: Хотя я уже готов!

Девочка: Как не скромно! (качает головой)

Мальчик: Ой, простите! (к девочке)

                   Приглашай выпускников!

Девочка звонит в праздничный звонок.

Звучит песня И.Николаева «Маленькая страна», дети входят в зал в руках шары.

Ведущая: Встречайте! Идут выпускники детского сада воспитатель представляет детей.

Дети делают круг почета, расходятся через центр, становятся в центре зала

Вед.1: Сегодня волненье сдержать невозможно:

Последний ваш праздник в детском саду,

На сердце у нас и тепло и тревожно,

Ведь выросли дети и в школу идут.

Вед.2: А как нелегко расставаться нам с вами,        

И вас из-под крылышка в свет выпускать.

Мы стали родными, мы стали друзьями,

И лучше вас, кажется, не отыскать.        

Дети читают стихи.

1.В году есть праздники разные,

И сегодня праздник у нас,

Скоро станем мы первоклассниками,

Мы прощаемся с садом сейчас.

 

2.Ах, как красиво зал наш украшен,

 Много сегодня гостей.

 Бал выпускной мы сейчас открываем

 И приглашаем друзей.

3.Солнце лучиком веселым

В окна радостно стучит,

И гордимся мы сегодня

Словом важным: «Выпускник»

4.К нам на праздник пришли родители,

И с волненьем глядят на нас.

Будто все впервые увидели

Повзрослевших детей сейчас.

Песня «Детский сад».

5.Скоро уйдем мы из детского сада,

Время уж в школу нам поступать,

Знаем, что много учиться нам надо,

Чтобы людьми настоящими стать.

     

6.Праздник прощальный,        

Веселый и грустный,

Трудно волненье сдержать.

Мамы и папы, и педагоги,

Нас в школу пришли провожать.

7.Мир неизвестный, школьный, чудесный        

Нам бы скорей увидать.

Только так грустно с детсадом прощаться

Будем всем сердцем скучать.

8.Вот и дошкольное детство проходит

Как нам его удержать?

С нежной грустью любимый наш садик

Будем мы все вспоминать.

Песня «Урок»

9.Наш сад сегодня приуныл,

И мы грустим совсем немного,

Вот день прощанья наступил,

И ждет нас дальняя дорога.

10.Оставив здесь кусочек детства,

Уходим в первый школьный класс.

Но с вами будем по – соседству,

И вспомним вас ещё не раз.

11.Не раз мы вспомним, как играли,

И сколько было здесь затей,

Как рисовали вечерами,

И лес, и маму, и ручей.

1.Мы вспомним группу и игрушки,

И спальни ласковый уют,

А как забыть друзей- подружек,

С кем столько лет мы жили тут!

2. Да, мы грустим совсем немного,

И время не вернуть назад,

И нам пора, пора в дорогу,        

ВСЕ: Прощай, любимый детский сад!

 

Песня «Здравствуй школа!»

                       

Дети  перестраиваются в одну колонну, садятся на стулья у центральной стены.

1. Вы сегодня с детским садом

 Навсегда прощаетесь.

 Вам теперь учиться надо,

 В школу собираетесь.

 

2.Утром рано просыпайтесь,

  Хорошенько умывайтесь,

  Чтобы в школе не зевать,

  Носом парту не клевать.

 

 3.Одевайтесь аккуратно,

  Чтоб смотреть было приятно.

  Форму сам погладь, проверь,

  Ты большой уже теперь.

 

4.Приучай себя к порядку,

 Не играй с вещами в прятки.

 Каждой книжкой дорожи

 И в порядке их держи.

5.На уроках не хихикай,

 Стул туда-сюда не двигай.

 Педагога уважай

 И соседу не мешай.

6.Не дразнись, не зазнавайся,        

 В школе всем помочь старайся.

 Зря не хмурься, будь смелей –

 И найдешь себе друзей.

 7.Вот и все наши советы,

 Их мудрей и проще нету.

 Ты, дружок, их не забудь.

 До свиданья! В добрый путь!

                                 

Дети исполняют танец «Птицы мои птицы»   

 

 8. Так играли, веселились                                                      

Вы ребята, круглый год

Всё, пора остепениться

Вас теперь учеба ждет.

  9.Подождите хоть немножко

 Ну, хотя бы еще час.

 В прошлое хотим вернуться,

 А помочь мы просим вас.

10. Ради праздника такого

Вам помочь всегда готова! (колдует)

Унды – фунды — чунды – эй!

В прошлое летим скорей!

Звучит веселая музыка «Раз ладошка » и в зал вбегают дети 1-ой мл. группы. Они танцуют танец.

По окончанию говорят:

— Мы пришли поздравить вас

С переходом в первый класс!

Поздравляем! (убегают)

Ведущий: Вот такими малышами встретилась в саду я с вами.

А потом тут годы шли        

Вы немножко подросли:

И шалили, и кричали,

Дружно праздники встречали.

Песни пели от души

Ах, как были хороши.

Вспомним некоторые наши праздники….

 

Входит Осень.

Осень: Вы обо мне?

А вот и я.

Привет из Осени, друзья!

Помните, мы здесь играли!

Урожай большой собрали

Вот я к вам пришла опять,

Помогите сосчитать

Сколько тут морковок? (показывает картинки)

Дети: Пять!

Осень: А арбузов сколько?

Дети: Восемь!

Осень: Сосчитать картофель просим.

Сколько тут стоит мешков?

У кого ответ готов?

Дети отвечают.

Осень: Молодцы, теперь играем.

Кто тут ловкий? В миг узнаем!

                                   

 Игра «Кто скорей соберет фрукты и овощи».        

 

Осень: Молодцы! Умеете трудиться

Вам это в школе пригодиться

Эй, ребята, не зевай,

Я дарю вам каравай

В нем удача, радость, сила,

В нем сердечное тепло

Сколько рук его растило, поливало, берегло!

Вед. А каравай–то не простой.

 Вручение медалей.

Дети благодаря Осень и она уходит.

Звучит мелодия «В лесу родилась елочка»

 

Дети узнают песню, активно подпевают.

Вдруг в зал входит Дед Мороз.

Ведущий: Дед Мороз сюда явился

                   Он наверно заблудился!        

Дед Мороз: Я из прошлого попал

                       И желанным гостем стал!

                       В Антарктиде не сидится,

                       Я люблю повеселиться.

                        Учебный год, как Новый год

                       Он всегда детишек ждет.

Вед.: Учебный год-то где бывает?

           Дед Мороз небось не знает?

Дети: В школе!

Вед. Предлагаю поиграть

Игра «Первый раз в первый класс».

Соревнуются две команды (папа, мама, ребёнок). На двух столах одинаковые наборы: школьные принадлежности, игрушки, шары, цветы, нитки (для завязывания надутых шаров). По сигналу ребёнок должен собрать в портфель только нужные для школы вещи, мама – сделать букет, папа – надуть и завязать шар. Когда каждый справится со своим заданием, семья берётся за руки и бежит в «школу» (к своему колокольчику в другом конце зала, можно привлечь бабушек, которые будут изображать директора школы и звонить в колокольчик). Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Дед Мороз: Ай, да молодцы – наши выпускники и их родители.

                        А меня-то вы не боитесь?

Дети говорят дразнилку:

Мы Мороза не боимся

Нам не страшен Дед Мороз

Летом он не щиплет уши,

Летом он не щиплет нос.

Дед Мороз: Не забыл для вас Мороз.

                       Привести подарков воз

                       Пусть они пока лежат,

                       На детишек поглядят.

                       Ой, ой, ой, что со мной – я таю, таю

                       Где тут сани? Улетаю!

Дед Мороз убегает из зала.

Стук в дверь.

Ведущий: Может к нам весна идет?

                   Детвора весну тут ждет.

Влетает Баба Яга на метелке

Меня Ягушку пропустили

И сюда не пригласили.

Я в саду вас развлекала,

С вами часто я играла.

Ну, а вы не пригласили,

Про меня совсем забыли

Такие, сякие, накажу я вас,

Такие, сякие не пущу вас в первый класс.

Ведущий: Ты, Баба Яга, не сердись!

                    Лучше здесь на стул садись.

                    Чай с булкой кушай,

                    Да наш оркестр слушай.

         

Детский оркестр «Турецкий марш»             

 

Баба Яга: Вот видите, какая я хорошая.

                   Скоро в школу из детсада

                   Уже убегаете,

                   А со мной, почему не играете? (ревет)

11. Тише Баба Яга, не плачь!

Купим мы тебе калач.

Если будешь плакать,

Купим тебе лапоть!

Баба Яга: Не хочу я лапоть, и не буду плакать, давайте лучше поиграем!

Игра «Игра «Добудь хорошую отметку».

Игра проводится в два этапа: сначала играют две команды мальчиков, затем две девочки. Мальчики должны будут преодолеть полосу препятствий для получения «пятёрки». А четыре девочки должны будут найти «пятёрку» наощупь с завязанными глазами

среди других объёмных цифр»

Вед: А ещё ребята покажут для тебя Баба Яга наших любимый старушек.

       

  Сценка «Бабушки старушки»

По окончанию танца Баба Яга прощается.

— До свиданья детвора,

Мне уж к Лешему пора.

Про меня не забывайте,

В школу чаще приглашайте.(Уходит)

12.Вот и пришел расставания час,

Кружит по саду детсадовский вальс!

Дом наш любимый,

Родной детский сад,

В школу своих провожаешь ребят.

13. Вальс прощальный, чуть печальный,

Нелегко кружиться в нем,

Вальс прощальный, провожальный,

В легком платье выпускном.

Танец «Вальс»

Предоставить слово директору школы.

 Вручает свидетельства об окончании детского сада.

Воспитатели —  грамоты всем детям, фотоальбомы, пакеты с альбомами, конструкторами, папками по математике.

Родители —  подарки детям.

Ответное слово родителям.

Танец «Мам и мальчиков», «Пап и дочек»

1.Последний раз в праздничном зале

                  В центре внимания мы побывали.

                  Ну, что же прощай

                  Любимый наш зал,        

                  Ты часто сюда нас на праздники звал

                 

 2.Прощай наша группа

                    И в спальне кроватки,

                    Теперь ожидают нас

                    В школе тетрадки.

                 

 3.Шкафы в раздевалке

                    Немного грустят,

                    Как будто пойти

                    С нами в школу хотят.

                 

 

4. Любимый наш сад,

                  Не грусти, не печалься,

                  А с нами с детишками

                  Ты попрощайся.

                     

 5.Мы в школу пойдем,

                      А нам на замену

                      Придет малышей –

                      Карапузиков смена.

               

 6.Мы в школу уходим и говорим:

                 «Детский сад, любимый, за все благодарим»

                     Поклон всем земной и большое спасибо!

                      За ласку, заботу, радушный прием.

                       Всегда будем помнить

                      Дошкольное детство,

                      А завтра все дружно мы в школу пойдем!

     

Песня «Чему учат в школе»

                 

 Вед.: Вот и подошел к концу наш праздник,        

Хотим, ребята, вам сказать,        

Что тяжела минута расставанья,

Не будем говорить «прощай»,

Мы всем вам скажем «до свиданья».

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

 Задачи:

  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
  • Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.
  • Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
  • Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;
  • Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, спички, 3 специальные железные тарелки, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя, металлические колпачки

Ход занятия:

Орг. момент:

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.

-На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)

Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.

П.-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.

-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)

П.-А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?

П.-Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак  не справлюсь!

-Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)

П.-Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.

-Ну что ж загадывай нам свои загадки.

1.Всех листов плотнее он,

 Белый и цветной… (картон)

2.Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой…(бумаги)

3. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой)

-Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки.  Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

П.-Ну вот, и вы так говорите!

-Как?

П.-Ну, что все это — бумага.  Но ведь это не правильно!

-Почему же не правильно?

П.-Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она —  не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!

-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)

П.-Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.

-Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.

П.-Ну и как вы это узнаете?

-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.

П.-А как вы узнаете, какие у них свойства?

-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)

-А где их проводят? (В лаборатории)

— Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

П.-Конечно! Пойдемте быстрее!

— Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.

-Молодцы! И так отправляемся в путь.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

 Скачем мы на левой ножке

До доски мы добежим

Стоп. Немножко отдохнем

Дальше мы пешком пойдем.

Основной этап:

Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

-Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.

-Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

— Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).

Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?

Свойство №1- мягкость.

-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем  согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? ( Мы ее можем согнуть, свернуть).

— Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.

-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.

-Получится у нас сделать это? (Нет)

 -Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)

— Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).

— А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)

-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку — схему на доске.

-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.

Дети самостоятельно выполняют работу.

-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).

-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).

Свойство №2 – прочность.

-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?

-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)

-Если бумага легко рвется, значит она какая?

-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).

-Что скажете? Какой вывод сделаете?

-Что легче рвется: картон или салфетка?

 Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).

-А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).

Свойство №3 – водопроницаемость.

-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. ( По мере намокания она тонет).

-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.

Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.

— Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).

-А картон? (Картон впитал воду медленней)

-Как вы думаете почему? ( Картон — плотней, салфетка — тоньше).

Свойство №4 – горение.

-Следующий опыт мы проведем в секретной лаборатории. А поскольку вы немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

На столе – спички, листы картона, бумаги и салфеток на определенных металлических тарелках, металлические колпачки, емкости с водой.

-Этот опыт огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и делайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно вести себя во время работы с огнем. (Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь).

-А для чего нужна вода в емкостях?(Она может потушить огонь).

-Молодцы! Итак, приступаем.

Воспитатель сначала поджигает обычную бумагу, затем салфетку и картон.  Дети наблюдают.

-Что вы увидели? (Бумага хорошо горит, но салфетка сгорает быстрее, а картон – медленнее).

-Какой сделаем вывод из проведенного опыта? (Бумага горит.) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Почему салфетка сгорает быстрей картона? (Тоньше, мягче)

-Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.

Заключительный этап:

Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.

-Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).

-Картон и салфетка помялись? (Да).

-Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).

-Картон и салфетка рвутся?(да).

-Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)

-Картон и салфетка впитали воду? (Да).

-Что означает четвертая схема? (Бумага горит)

-А картон и салфетка сгорели? (Да)

-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)

-Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).

П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?

-Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).

П.-А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.

-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.

Прощаются с Почемучкой.

Итог занятия:

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

-Кто приходил к нам в гости?

-Что нового узнали?

 –Помогли ли мы Почемучке?

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: «Четыре стихии природы».

Цели и задачи:

образовательные:

1 [ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,

Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,

воде, земле, огне.

Способствовать расширению и углублению представлений детей о

природе, формировать у детей экологическое мировоззрение.

Продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли,

правильно строить свою речь, обогащать словарный запас, делать

умозаключения.

Учить видеть необычное в реальном и наоборот.

развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия,

долговременной памяти, разговорной речи, активизация

мыслительной деятельности, любознательности.

Развитие предпосылок наблюдательно исследовательской

деятельности детей, их умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и

делать выводы.

Развитие познавательной активности и интересов детей,

побуждение к самостоятельному поиску ответов па возникающие

вопросы.

воспитательные:

проявлять заботу о нашем доме-планете Земля.

Воспитывать привычку бережно относиться и любить

окружающую среду, природу, желание интересоваться явлениями

окружающей среды.

Воспитывать усидчивость, проявлять терпение и дослушивать

ответы товарищей до конца.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: стихия, газ, гороскоп, зодиак,

астролог.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах па

вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке

опытов.

Предварительная работа:

Проведение серий занятий о земле, воде, воздухе, огне, проведение

элементарных опытов с целью знакомства со свойствами земли,

огня, воды и воздуха. Проведение прогулок-наблюдений. Чтение и

заучивание стихов, загадок. Изучение энциклопедий и

рассматривание иллюстраций.

Развивающая среда:

Виды почвы: песок, глина, чернозем; соль, сахар, мелкие камешки,

стеклянные сосуды для опытов, салфеточки на каждого ребенка,

слайд-шоу, вентилятор, глобус, кластеры, спички, презентационное

оборудование: экран, проектор, ноутбук, фонограмма.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий,

наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм,

загадок; Физминутка — игра; релаксация; игровая ситуация;

сюрпризный момент; использование инновационных технологий,

использование игровых технологий.

Ход занятия:

Организационный момент:

Доброе утро! я вам говорю.

Доброе утро, я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться.

— Сегодня у пас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им паши улыбки, чтобы создать хорошее
настроение. Л чтобы много узнать надо быть внимательными, не
кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.
Договорились? Вот и замечательно.

2.Основная часть:

-Четыре клада, четыре стихии есть у природы: Земля и воздух, огонь и вода — вот ее основа. Вода и воздух, огонь и земля 11а пашей планете всем людям друзья (показ слайда).

— Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о природных стихиях. Слово «стихия» в переводе
означает начало, основа. Стихиями называют неживые силы
природы: земля, вода, огонь, воздух, т. с. природные явления.

-Паша земля — это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим, а что еще вызнаете и можете рассказать о земле? Как вы ее себе представляете? (вид Земли из космоса)

-Верно, паша земля похожа на огромный шар, она круглая. Л что вы можете сказать о предмете, который у меня в руках? (глобус)

-Ребята, сегодня мы с вами говорим о земле как о планете, но вспомните занятие, когда мы говорили о земле как о почве, и какая бывает почва?

— Вы помните, как мы сажали семена во все три вида почвы и сейчас мы сравним, как взошли семена в трех разных почвах? Что мы видим? Лучше всего семя проросло в черноземе, а хуже в глине и песке потому, что в песке нет никаких питательных веществ, глина- очень твердая. Значит, какой мы можем сделать вывод? Что не во всякой почве могут расти семена, самая благоприятная почва для растений чернозем, потому что она более мягкая, рыхлая и в ней содержится больше питательных веществ, которые способствуют лучшему росту растений. -А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух) -Правильно, это воздух, но мы называем его по другому — ветер. -Воздух это очень важный и нужный ветер, что вы знаете о нем? (показ слайда)

-Правильно, без воздуха мы не сможем долго прожить. Давайте попробуем провести маленький эксперимент закроем поиск двумя пальчиками, а ротик иа «замочек» и посмотрим что произойдет. По только, ребята, как только вы устанете — разожмите пальчики. Вот видите, кто — то из вас раньше, а кто — то позже не выдержал и разжал пальчики. Это и подтверждает, что человек не может жить без воздуха.

-Л как вы думаете, воздух можно увидеть? Нет, воздух мы увидеть не можем, но можем его почувствовать (включаю вентилятор). Физминутка игра «Четыре стихии». Воздух руки вверх, Вода — плавают,

Огонь — «метелка руками», Земля — садятся па корточки. Релаксация игра с песком

-представьте себе, что вы наклоняетесь, берете в руки песок, крепко сожмем его в кулачках, сделаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, а теперь разожмите медленно кулачки, высыпьте песок, сделайте выдох, стряхните руки. Звучит фонограмма журчания воды. -Что вам напоминает этот звук?

-Давайте вспомним все, что мы знаем о воде, в чем се сила и красота? (показ слайда)

-Еще одно свойство, о котором я хочу вам сказан, вода легко растворяет в себе многие вещества соль, сахар (опыт), но есть вещества, которые вода растворить не может, например: мелкие камни, попробуйте проверить. Значит, мы можем добавить еще одно условное обозначение, которое указывает, что многие вещества в воде растворяются (добавить кластер). -Ребята, а как вы думаете па земле много воды? Давайте вернемся к глобусу. Скажите, каким цветом обозначена вода? Гак много или мало воды? -Л кому нужна вода?

-Да, без воды все живое па земле погибнет, вода это жизнь и се пало беречь.

-Л как вы думаете, вода может приносить вред? -11епасытсп, беспощаден,

все сметает па пути:

и строения, и деревья,-

с этим братом не шути. -О чем эти слова? (показ слайда) -Л что вы знаете об огне? Для чего он нужен?

-Да, верно, это огонь, который служит на благо человеку, а есть еще другой огонь: посмотрите, я зажгла спичку, она горит. Скажите быстро или долго она горела? -Можно детям играть со спичками?

-I lei, вы правы. Это опасно для здоровья и даже для жизни человека. Вы не успеете заметить как маленькая искорка от спички может перекинутся на другой предмет и может возникнуть страшный пожар, который разрушит все. Такой огонь беспощадный

и с ним лучше не шутить. И есть специальная служба 01, которая

борется с пожарами.

-Ребята, давайте теперь мы посмотрим па доску и скажем кому

какая стихия нужна? (кластеры)

-Ребята, если вы помните, мы писали телеграмму астрологу и

приглашали его к нам в гости. Л помните кто такой астролог? (

появляется астролог)

-Здравствуйте! Я астролог. Я слышал, что вы сегодня говорите о

стихиях. Л вы знаете, что астрологи тоже изучают стихии. Каждый

из вас родился в определенном месяце, а каждый месяц имеет свою

стихию, а значит и у вас есть своя стихия. Я приготовил для вас

карму стихий, и каждому из вас я подарю па память о сегодняшней

встрече такую карту (показ слайда)

3.Заключительная часть.

-Есть па Земле огромный дом под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

1 природою родной земли зовется этот дом.

Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!

-Да, ребята, паша природа очень богата и красива, и мы должны ее

беречь, охранять и делать все, чтобы она становилась только

красивее.

4. Подведение итога занятия.

-Что больше всего вам поправилось па сегодняшнем занятии?

-Что было для вас полезным?

-Какая стихия вам больше по душе и почему?

-Какое пожелание вы хотели бы сказать?

Будьте здоровыми, будьте счастливыми,

Будьте как ясное солнце красивыми!

Будьте веселыми как ручеек!

Теплыми, яркими, как огонек! -Спасибо за пожелание. Па этом занятие закончилось. Спасибо вам за активную работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *