Во саду ли в огороде занятие в старшей группе: План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе – План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Во саду ли в огороде

27Дек - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Во саду ли в огороде

1.Организационный момент.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Мы навстречу вам откроем – И ладошки, и сердца! Пусть тепло на свете будет! Улыбаются пусть люди! Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки.

2. Классификацияовощей и фруктов.

Воспитатель загадывает загадки:

— За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.(морковь)

— Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)

Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? — картофель

Под землею подрастала, Круглой и бордовой стала. Под дождем на грядке мокла И попала в борщ к нам… — свекла —

Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. — лук —

Летом, не боясь жары, Зрели красные шары. Вызрели как на подбор. Что за овощ? — Помидор —

— Молодцы! Догадались.

Что это — морковь, огурцы? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

— Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидора, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

3. Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах?»

— Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах)

— А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей? Они называются — плантациями. Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

— Для чего выращивают овощи?(овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

— Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

— Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

— Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

4.Дидактическая игра: «Определи овощ на вкус»

— А сейчас мы с вами поиграем. Нужно определить с закрытыми глазами какие овощи вы едите.

— Расскажите об узнанном овоще: как его сажают, как за ним ухаживают, когда собирают (сажают семенами, получается рассада, рассаду высаживают).

— Для чего так много сажают овощей на плантациях? (потому что овощи нужны в детских садах, больницах, для городских жителей)

— Как же овощеводы управляются с выращиванием больших урожаев?(овощеводам в их работе помогают машины)

5.Рассматривание картинок и беседа по их содержанию.

— Кто из вас, ребята, видел, как убирают овощи? (дети рассказывают о том, как и когда убирают овощи их родители, бабушки; куда убирают для хранения)

— Расскажите, в каком виде попадают овощи к нам на стол. (Овощи каждый день подают на стол: свежие (в салатах), вареные (в супах, борщах) и заготовленные впрок в банках(соленые, маринованные, консервированные).

— Почему овощи полезны? (В овощах много витаминов, которые нужны людям, чтобы они были здоровы. Овощи употребляют в пищу круглый год.)

6.Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол.

7.Игра «Где выращивают фрукты?»

— А вот очень интересная загадка. Послушайте, про что она?

— Круглое, румяное,

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

— На сучках висят шары,

Посинели от жары.(слива)

Все эти загадки о чем? (о фруктах)

— Назовите, какие вы фрукты знаете?(вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

— Как называют людей которые выращивают фрукты и ягоды?(садоводы)

Рассматривание картинок о труде садоводов: какие ягоды и фрукты они выращивают, как выращивают, какие машины помогают им в их труде.

— Садоводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на различные предприятия. Как вы думаете куда?(заводы, фабрики)

— Правильно, есть такие предприятия, где из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

8. Игра «Повар»

— Ребята, давайте поиграем в игру «Повар».

Рефлексия

— Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

— Что нового вы узнали?

— Что понравилось больше всего?

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Во саду ли в огороде…

Родионова Ольга г.Серпухов МДОУ д/с №30 «Родничок»,воспитатель.

Комплексное занятие в старшей группе.

Во саду ли в огороде…

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; ориентироваться на окончании слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Материалы и оборудование: овощи и фрукты; пластилин, дощечки, слайды с изображением овощей и фруктов (апельсин, морковь, огурец, груша, горох), мешочек.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель показывает мешочек (в нем лежат морковь, горох, картофель, яблоко, груша):

— Ребята, как вы думаете, что у меня в «чудесном мешочке»?

2.Игра «чудесный мешочек».

Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел, затем показывает овощ или фрукт детям. Если овощ был назван правильно, воспитатель оставляет его на столе, ребенок должен сказать, куда его нужно положить- на тарелку или в вазу. Если ребенок ошибся, овощ кладется обратно в мешочек.

Воспитатель:

— Вот какое яблоко нашел Денис. Посмотрите на этот фрукт. Определите его цвет, форму.( круглое, красное).

3.Дидактическая игра «Что где растет?»

Воспитатель:

 -Что это? Где растет?

Воспитатель последовательно показывает слайды с изображением апельсина, моркови, огурца, груши, гороха.

4. Классификация овощей и фруктов.

Воспитатель:

— Послушайте загадки:

Наливное сладкое, с яблони упало — бок себе помяло. Что это? (яблоко)

Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (слива)

Маленький, кругленький, зеленый. (горох)

Целый табун лошадей на одной привязи (виноград)

Сижу на дереве, круглая как шар, красная как кровь, сладкая как мед. (вишня).

Воспитатель читает стихотворение Ю.Тувима «Овощи».

— Какие овощи на базаре купила хозяйка?

— Чего нам не хватает, чтобы сварить такой же вкусный суп? (петрушки)

5. Лепка фруктов.

Дети лепят фрукт по инструкции воспитателя.

6. Игра «Повар».

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он находится в середине круга. Остальные дети договариваются, каким овощем или фруктом будет каждый из них. Ведущий-повар объявляет, что он будет готовить: салат или компот, затем поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают название и подходят к «повару» в том случае, если назван их фрукт или овощ. Игра заканчивается тогда, когда «блюдо» будет «приготовлено».

Конспект ООД в старшей группе. «Во саду ли, в огороде»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Г. Сергиев Посад


Конспект ООД в старшей группе. «Во саду ли, в огороде»

Подготовила воспитатель:

Комарова Е.А.

05.10.2016 г.

План-конспект ООД с дошкольниками «Во саду ли, в огороде»

Интеграция образовательных областей«Коммуникация»«Социализация»«Познание»«Физическая культура»«Художественная литература»«Художественное творчество»

Задачи:

1. систематизировать знания детей об основных формах жизненного цикла растений («Познание»)

2. закрепить знания о пользе овощей («Познание»)

3. развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы-описания по карточкам-схемам («Коммуникация»)

4. формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (

«Коммуникация»)

5. закрепить умение отвечать на вопросы распространенными сложноподчиненными предложениями(«Коммуникация»)

6. формировать умение образовывать однокоренные слова(«Коммуникация»)

7. закрепить знания об инструментах, необходимых человеку для работы на огороде(«Познание»)

8. развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки («Физическая культура»)

9. развивать творческие способности, воображение; отрабатывать навыки работы с карандашами («Художественное творчество»)

10. способствовать образному восприятию стихотворений, воспитывать интерес к художественному слову (

«Чтение художественной литературы»)

11. продолжать знакомить детей с народными приговорками («Чтение художественной литературы»)

12. закрепить умение отгадывать загадки («Чтение художественной литературы»)

13. прививать детям любовь к родной земле, уважение к труду земледельцев («Социализация»)

Методы и приемы:

Практические: пальчиковая гимнастика «Помощники», Динамическая пауза «Огородники», динамическая пауза «Урожай», игровая ситуация «К нам доктор пришел»«Домик для овощей» — рисование.

Наглядные: мультимедийные презентации дидактических игр, демонстрация сюжетной картины 

«Сбор урожая на огороде», рассматривание плана-схемы для составления описательных рассказов», предметные картинки по теме занятия.

Словесные: дидактические игры «Скажи ласково»«Из чего салат?», «Что было сначала, а что потом, чтение стихотворения О. Бондур «По таинственным законам.», беседа по картине «Сбор урожая на огороде», загадывание загадок, дидактическое упражнение «Расскажи об овощах», рассказывание приговорок.

Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ПК.

Демонстрационный: слайды, сюжетная картина «Сбор урожая на 

огороде», кукла — доктор Бодрячок, блюдце с сырыми и вареными овощами (нарезаются кусочками, предметные картинки (слайды) «Овощи»«Садово-огородные инструменты».

Раздаточный: план-схема описательных рассказов, листы бумаги, карандаши, картинки-обводки из серии «Овощи».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная 1. Динамическая пауза «Огородники»

2. Динамическая пауза «Урожай»

3. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Игровая Игровая ситуация «К нам доктор пришел»

Коммуникативная 1. Дидактическая игра «Скажи ласково»

2. Дидактическая игра «Из чего салат?»

3. Дидактическая игра «Что было сначала, а что потом»

4. Дидактическое упражнение «Расскажи об овощах»

Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение стихотворения О. Бондур «По таинственным законам.», загадывание загадок, рассказывание приговорок.

Продуктивная Рисование по картинкам- обводкам «Домик для овощей»

Логика образовательной деятельности

№Деятельность воспитателя Деятельность ребенка Ожидаемые результаты

1. Показ картины Сбор урожая на огороде».

Чтение стихотворения О. Бондур «По таинственным законам.»

По таинственным законам,

непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленый,

Рядом красный помидор,

баклажаны синие

Рядом с желтой дынею,

А земля черным-черна,

А земля для всех одна. Рассматривание картины, прослушивание стихотворения О. Бондур «По таинственным законам.» Созданы условия для зрительного и слухового внимания. Активизация словаря по теме.

2. Беседа по картине «Сбор урожая на огороде». Ответы на вопросы по картине. Закреплено умение отвечать на вопросы распространенными сложноподчиненными предложениями.

3. Игровая ситуация «К нам доктор пришел». Дети рассказывают о пользе витаминов, которые содержатся в овощах. Закреплены знания о пользе овощей.

4. Динамическая пауза «Урожай»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. Дети сопровождают слова движениями. Созданы условия для совершенствования двигательных умений и навыков, снято мышечное напряжение.

5. Дидактическое упражнение «Расскажи об овощах».

На столе блюдце с сырыми и вареными овощами. Дети по вкусу отгадывают и описывают овощи, опираясь на план-схему. Пополнен опыт составления небольших описательных рассказов с опорой на схему-модель.

6. Дидактическая игра «Из чего салат?» Показ предметных картинок «Овощи». Дети образовывают однокоренные слова, например:салат из огурцов-огуречный. Закреплено умение образовывать однокоренные слова

7. Дидактическая игра «Скажи ласково». Показ предметных картинок «Овощи». Дети образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сформировано умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

8. Дидактическая игра «Огородники». Демонстрация слайдов «Садово-огородные инструменты». Дети называют и рассказывают для чего нужен тот или иной 

огородный инструмент. Закреплено знание об инструментах, необходимых человеку для работы на огороде.

9. Динамическая пауза «Огородники»

Иван, Иван.

Вырывай бурьян,

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок —

Не ленись, дружок!

Чтобы была репка,

Сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

рос с большущий чугунок. Дети наклоняются и обеими руками вырывают воображаемые сорняки, отбрасывают их в сторону от себя.

Имитируют посев семян.

Имитируют работу граблями и другим огородным инструментом.

Делают широкий круг, растягивая руки. Созданы условия для совершенствования двигательных умений и навыков, снято мышечное напряжение.

10. Дидактическая игра «Что было сначала, а что потом?» демонстрация слайдов об основных формах жизненного цикла растений. Дети раскладывают картинки в определенной последовательности (от семян до зрелого овоща). Систематизированы знания детей об основных формах жизненного цикла растений.

11Загадки об овощах и огородные приговорки.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

Лоскуток на лоскутке

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

Лежит меж грядок, зелен и сладок. Дети отгадывают загадки и рассказывают огородные приговорки

:

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

Ну-ка, братец-молодец,

Вырастай наш, огурец.

Не забудем мы полить —

Будешь ты семью кормить.

Помидорчик-карапуз!

Вырастай-ка, как арбуз.

Сочный, красный и большой

будем мы дружить с тобой Закреплено умение отгадывать загадки.

Продолжено ознакомление детей с народными приговорками.

12. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Дети выполняют движения руками по тексту.

Осуществлена координация речи и движений, отработаны согласованные движения кистей рук.

13. Рисование по картинка- обводкам «Домик для овощей». Дети обводят тот или иной овощ и рисуют домик по замыслу. Совершенствованы навыки работы с карандашами.

Созданы условия для развития творческого воображения.

14. Итог занятия.

«О чем мы сегодня говорили?»

«Что понравилось больше всего?»

«Какое задание было самым трудным?»

«С каким заданием вы справились легко?»

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект ООД в старшей группе на тему «Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы»

Конспект ООД

 в старшей группе

на тему

«Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы»

Подготовила и провела: Н.А.Толкунова

Август 2019 год


Программное содержание. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

Ход занятия

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем – 
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

Игра “Да – нет”

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Проблема.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

Игра “Что потом?”

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

капуста – засолят;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

арбуз – съедят;

смородина – сделают желе и т.д.

Психогимнастика “Превращения”

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые.)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

ММЧ

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Во саду ли, во огороде выросла картошка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

«Во саду ли, во огороде выросла картошка»

«Картошка, картошечка, урожай богатый,

Вкусную картошку любят все ребята.»

Цель:

Закреплять у детей  исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. 
Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Словарная работа:

Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая) .

Индивидуальная работа:

Следить   за   речью   детей,   оказывать   помощь   при   ответах   на вопросы,   оказывать   помощь   при   самостоятельной   постановке опытов.

Оборудование:

  • Клубни картофеля разных сортов.

  • Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.

  • Терка.

  • Крахмал, мука, лупы.

  • Накрахмаленная салфетка.

  • Кисель.

  • Полотенце для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

  1. Подбор и систематизация материала.

  2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.

  3. Изготовление картофельных куколок.

  4. Конкурс детского рисунка “Мисс Картофелина

  5. “Эта забавная картошка” (сказка)

  6. Проведение прогулок-наблюдений на огород.

  7. Разработка конспекта занятия.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий, наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм, загадок;  

Физминутка — игра; релаксация; игровая ситуация;

 Ход занятия.

Организационный момент
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошеенастроение. А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.

Воспитатель .

Друзья, мы пригласили вас,

Чтобы рассказать сейчас

О чуде-пище не простой,

Которая , так вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?   (о картошке)

Правильно о картошке.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о картофеле.

Воспитатель:

Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик.  Как он помогает?

Дети рассказывают   потешку о дождике .

Дождик, лей, лей, лей,

Крупных капель не жалей!

Помоги немножко

Вырастить картошку!

Воспитатель

Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Пётр I)  Как его использовали, в качестве чего?  (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты). 
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.

Игра с мячом «Отгадай загадку»

Пришло время отгадывать загадки. 

Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину …….. (картошка)

Что копали  из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвали?

 

И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом картошка

 

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

 

Это чудо плод

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует картошка.

 

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А когда копать пошли,

Сразу десять вдруг нашли.

Воспитатель :

А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?

Дети говорят пословицы и поговорки:

  • Картошка да каша – еда наша.

  • Картошку копать, не руками махать.

  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

  • Без труда картошка не родится никогда.

  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Воспитатель:

А теперь   физминутка :

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Воспитатель и дети переходят к столику,   где находиться фото отчёт с огорода ,   дети рассматривают фото и вспоминают, как сажали её, окучивали, пололи, и выкапывали клубни картофеля . Дети рассказывают о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады с опорой на схематические рисунки.

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

Рассказы детей.

Мы делали ямки, и все по очереди выкладывали туда по одной картофелине, потом ямки засыпали землёй. Всё лето на грядке были зелёные кустики. Мы их поливали, пололи, и окучивали. А осенью мы выкопали картошку. Когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.

Воспитатель:

Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).

А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.

Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы.

Какого он цвета? Катя( Миша, Никита)? А какой он формы, Юля( Алёша, Дима)? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это — как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

Картофель какой на ощупь, Миша (Саша, Юля)   Что есть у картофеля, Полина (Лиля, Геля)? Правильно есть выемки.

Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!

А теперь будем играть в игру

«Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром- потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

А теперь пройдём в нашу лабораторию ,занимайте свои места за столом, только тихо. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения . Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель -очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие — нибудь блюда из картофеля? /ответы/ Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.
Например, если простудился — надо подышать над паром сваренной картошки — и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги — вот такой удивительный овощ!

Воспитатель.

Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле, Юля, Полина? А как вы думаете для чего нужен крахмал? Правильно крахмал а для чего нужен крахмал, для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём.

Воспитатель.

Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. (Выполняет воспитатель и дети, по желанию). Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.

Опытно — экспериментальная деятельность:

Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной;

Воспитатель:  Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.

Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.

Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.

Воспитатель:   Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Посмотрите накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит.

(сравнить на ощупь две салфетки)

Воспитатель: Что можете сказать? Отличаются или нет?

Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали из чего состоит картофель – из крахмала.

Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Итог занятия.
Воспитатель.

Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. . Спасибо вам за активную работу.

А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

— Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол.  Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит:  «Я».  Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде»

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах, ягодах.

Задачи:
1.  Активизация пассивного и активного словаря по теме : «Овощи», «Фрукты»
2.  Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3.  Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
4.  Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

5. Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, умение работать в группе

Оборудование:
Картинки — мнемотаблицы, сюжетная картина  по теме «Сбор урожая», муляжи овощей, фруктов, ягод.

Ход занятия:
Ребята, посмотрите на меня своими умными глазками, послушайте ушки внимательно…

Ра-ра-ра начинается игра.

Ой, слышите ребята, кто там все ворчит.. Не слышите?

А-а-а, вот это кто. Вы знаете кто это? Это мой знакомый – яблочный колобок.

Дидактическая игра «Наоборот»

(На ладоне держу яблоко) Яблочный колобок говорит сердито:

Здравствуйте, злые дети! . Какие вы дети , добрые?

Здравствуйте, грязные дети! ….

Здравствуйте, грустные дети! …

Здравствуйте, трусливые дети!…

Мне как раз нужны такие умные, чистые и добрые дети! А загадки вы отгадывать умеете?

Загадка: Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Деревья раздеваю… Когда это бывает?

Какой урожай собирают осенью?

Моему другу –зайцу нужна помощь! Что- то у него в саду и огороде странное творится, поможете?

Садитесь в круг и закроем глаза…. Подуем и легкий осенний ветерок перенесет нас к зайцу. (дети дуют). Откроем глазки. На доске сюжетная картина (Художник перепутал).

Работа по картине – ответы детей…

Игра –хоровод «Собираем урожай»

Есть у нас огород, там своя морковь растет

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай увози наш урожай.

Деление на компании (3 компании)

(Большая корзина с овощами, фруктами и ягодами)

-Вот беда, урожай собрали все в одну корзину. Помогите по корзиночкам

урожай разобрать.
Задание для компаний (по мнемотаблице)

Необходимо выбрать и описать фрукт, овощ, ягоду по схеме…

Выступление компаний …..

Пальчиковая гимнастика.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка?  Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке  (загибаем по — очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох!…(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)


Дидактическая игра “Повар и овощи”
— Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим  что-нибудь вкусное.
— Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Овощной)
— Салат из капусты? (Капустный.)
— Из свёклы? Свекольный
-Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Кабачковая.
— Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? Картофельное.
-Из помидор сделаем сок — томатный сок.
-Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. А из фруктов что можно приготовить?
А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: «Во саду ли, в огороде…»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

Цель: Развивать знания детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Учить различать их по внешнему виду и другим свойствам: форме, цвету, величине, вкусу, запаху. Закрепить представление об их полезности (что можно приготовить из овощей и фруктов). Обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Ребята, сегодня к нам в группу пришло необычное письмо. Посмотрите на обратный адрес, какой-то «Фруктовый овощград». Давайте прочтём его. Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам сеньор из известной сказки Джанни Родари по имени Помидор. Что-то стало скучно в нашем королевстве и в городе фруктов и овощей. Ничего не происходит нового, кругом одни и те же лица. Недавно мы узнали, что есть на свете детские сады, а в них живут весёлые, добрые и очень смышлёные дети, которые очень любят овощи и фрукты и много о них знают. А ещё любят путешествовать. И, поэтому, я от имени всех жителей фруктоовощграда приглашаю вас в гости в наш сказочный город. Но, попасть туда сможет только тот, кто отгадает правильно загадку. Вот они на волшебных карточках. С нетерпением ждём вас в гости. С приветом,  сеньор-Помидор.»

-Ну что, ребята, хотите побывать в волшебном городе? Тогда давайте для этого немного наберёмся сил, укрепим наш боевой дух (выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики).  После такой подготовки мы легко  отгадаем любые загадки.

(Примерные загадки, можно заменить или добавить по количеству детей)

1.Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.                           (Картофель)

2.Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.             (Морковь)

3.Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок.               (Репа)

4.Заставит плакать всех вокруг холь он и не драчун, а…              (Лук)

5.На сучках висят шары, посинели от жары.                               (Сливы)

6.Круглое, румяное, сочное, сладкое, очень ароматное. Наливное, гладкое, тяжёлое, большое. Что это такое?                                                  (Яблоко)

7.Сижу на дереве, кругла как шар, вкусна, как мёд, красна, как кровь.

                                                                                                             (Вишня)

8.Как надела сто рубах, захрустела на зубах.                               (Капуста)

Дети, которые отгадали загадки,  проходят в волшебную дверь.

Там их встречает сеньор-Помидор:

-Ну, наконец-то, еле дождался. Здравствуйте дорогие ребята. Сейчас мы сразу же отправимся на экскурсию по   фруктоовощграду. Смотрите, кто-то спешит к нам навстречу. Да это же наш Рассеянный художник. Видимо опять что-то перепутал и ему нужна помощь. Поможем ему? Он опять неправильно раскрасил рисунок.  Нужно назвать овощи и фрукты, которые неверно раскрашены. – Ответы детей.

-Молодцы, ребята. Теперь наш художник исправит все свои ошибки в новом рисунке. А мы отправимся дальше в гости к сеньору Тыкве-овощеводу. Он вырастил такой большой урожай, а что делать с ним дальше не знает. Давайте  поможем  этому сеньору и скажем. Как убирают разные овощи.

Дети выбирают поочерёдно картинки и составляют предложения. ( Капусту  срезают. Морковь, свеклу, репу, редис – дёргают. Огурцы, помидоры, горох – срывают. Картофель выкапывают.).

-Спасибо, дети, Сеньор-Тыква после такой помощи обязательно соберёт без потерь весь урожай овощей. А мы продолжим экскурсию. Приглашаю посетить наш магазин. Нас уже встречает продавец-Картошкин.                                       – Здравствуйте. Ребята, раз вы попали в наш волшебный город. Значит, вы очень сообразительные и сможете мне помочь. Не знаю, что и куда поставить в своём магазине. Игра «Найди ряд». Картинки с изображением овощей и фруктов  нужно поставить в нужный ряд, согласовывая существительные с прилагательными в роде и числе. Учить отвечать на вопросы: (чей, чья, чьи;  какой, какая, какие). Например: берём картинку с изображением огурца. Огурец чей? – он мой, ставим в нужный ряд. Он какой? – зеленый, длинный, молодой, красивый. Дети  играют. Когда все картинки расставлены, продавец благодарит их и экскурсия продолжается.

Физкультминутка (Руки поднимаем, яблоки срываем…)

Сеньор-Помидор, продолжим нашу экскурсию. Я приглашаю вас в гости к уважаемому доктору-Огурцову. А вот и он. «Здравствуйте, ребята, как я рад вас видеть. Для того чтобы никогда не болеть очень важно употреблять в пищу овощи и фрукты. А вы знаете, что можно из них приготовить? Дети называют: (суп, щи, борщ, салат и т.д. ; из фруктов – компот, варенье, сок.) А какие вы хотели бы попробовать соки в нашем городе? Игра «Назови, какой сок». (Я люблю сок из апельсинов – апельсиновый сок и т.д.).                           – Молодцы, дети, я очень советую вам пить соки и быть всегда здоровыми.  Сеньор-Помидор, послушайте, там кто-то плачет. Да это же незнайка-Вишенка. Что случилось, мой друг?

Вишенка Я совсем запуталась и не помню, какие из слов обозначают овощи, а какие, фрукты. И, поэтому, не могу попасть домой. Помогите мне, пожалуйста. (Дети выполняют задание на классификацию понятий в игре «Что лишнее и почему?).

1.Лук, репа, подорожник, огурец.

2.Роза, чеснок, кабачок, редис.

3. Банан, яблоко, арбуз, лимон.

4.Персик, малина, гранат, груша.

Вишенка Спасибо, дети, как вы мне помогли. Я вспомнила дорогу домой. Быстрее побегу туда и начну учиться, чтобы больше не попасть в беду.

А мы что-то тоже устали в пути, пора и нам домой. Спасибо Вам, уважаемый сеньор-Помидор, за интереснейшее путешествие. Нам пора в детский сад.          – Приходите ещё. А в подарок примите угощенье – наши фруктовые соки. Дети благодарят. Все закрывают глаза: раз, два, три – вот и в группе  снова мы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *