Упражнения для развития связной речи старших дошкольников: Игры и упражнения для развития связной речи детей. | Учебно-методический материал по развитию речи ( группа) на тему:

2Фев - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Содержание

опыт реализации ФГОС дошкольного образования» (18 час.), 11–12 мая 2018

Школа педагогики ДВФУ приглашает воспитателей, старших воспитателей детских садов, руководителей дошкольных образовательных организаций принять участие в работе Мастерской «Современные образовательные практики развития речи дошкольников: опыт реализации ФГОС дошкольного образования» (18 час.). В рамках Мастерской слушателям будут представлены современные методики и технологии развития речи детей дошкольного возраста.

Участие в работе Мастерской позволит педагогам познакомиться с опытом применения современных образовательных практик развития речи дошкольников в образовательных организациях Приморского края; с особенностями организации коррекционной работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ; приобрести компетенции применения современных образовательных практик развития речи дошкольников в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Программа Мастерской состоит из мастер-классов, которые будут представлены мастерами – воспитателями дошкольных организаций, логопедами, дефектологами, преподавателями кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ, применяющими в своей работе современные образовательные практики.

Школа педагогики ДВФУ, г. Уссурийск

11–12 мая 2018 г.

В программе:

1. Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности по развитию речи дошкольников» (2 час.)

Бугоркова Елена Николаевна, воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Лесозаводск;
Филаткина Светлана Витальевна, воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Лесозаводск;
Данченко Ольга Владимировна, воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Лесозаводск;
Ковалева Надия Измайловна, старший воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Лесозаводск

  1. Презентация квест-игр как формы работы с дошкольниками.
  2. Квест-игра «Дорога знаний» в развитии речи дошкольников.
2. Мастер-класс «Дидактическая технология камешки Марблс в развитии речи дошкольников» (2 час.)

Джура Ольга Анатольевна, воспитатель «Детский сад № 11», г. Лесозаводск

  1. Презентация технологии камешки Марблс.
  2. Опыт применения данной технологии в практике работы детского сада № 11, г. Лесозаводск.
  3. Проектирование работы с использование камешек Марблс.
3. Мастер-класс «Развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» (2 час.)

Загрибельная Светлана Геннадьевна, воспитатель «Детский сад № 252 ОАО «РЖД»;
Ершова Наталья Анатольевна, воспитатель «Детский сад № 252 ОАО «РЖД»;
Сафиуллина Татьяна Юрьевна, старший воспитатель «Детский сад № 252 ОАО «РЖД»;

Волынец Татьяна Николаевна, логопед «Детский сад № 252 ОАО «РЖД»

  1. Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников.
  2. Этапы автоматизации звука, артикуляционные игры, пальчиковые игры, игры на развитие дыхания, игры на развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, чистоговорках, предложениях, связной речи.
  3. Дидактическая игра «Весело играем, звук «Ш» мы закрепляем».
4. Мастер-класс «Профилактика дисграфии и дислексии у детей в работе воспитателя детского сада» (2 час.)

Степанова Алина Дмитриевна, логопед КГОБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад IV вида»

  1. Нарушение поведения, познавательной деятельности и речи как проявление поражения ЦНС.
  2. Пространственные представления, причинно-следственные связи, слуховое и зрительное восприятие и другие предпосылки дисграфии и дислексии в школе.
  3. Приемы развития указанных функций в условиях группы детского сада.
5. Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста созданию образных характеристик объектов через составление сравнений, загадок, метафор» (1 час),

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» (1 час) (2 час.)

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста созданию образных характеристик объектов через составление сравнений, загадок, метафор» – Биденко Анна Николаевна, учитель-логопед «Центр развития ребенка — детский сад № 27, г.

Арсеньев;
Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» – Гилязиева Наталья Александровна, старший воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 27, г. Арсеньев

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста созданию образных характеристик объектов через составление сравнений, загадок, метафор»:

  1. Представление метода обучения детей составлению сравнений, загадок, метафор по ТРИЗ-технологии.
  2. Особенности использования технологии по обучению создания образных характеристик объектов в практике ДОУ.
  3. Практическая работа «Освоение участниками модели составления сравнений, загадок, метафор».

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»:

  1. Представление и алгоритм использования ТРИЗ-технологии в обучении дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине.
  2. Практическая работа «Освоение этапам работы по сюжетной картине. Составление текстов реалистического и фантастического характера».
6. Мастер-класс «Реализации ФГОС ДО: регионализация образования» (2 час.)

Афанасенко Анна Васильевна, доцент кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ

  1. Речевое развитие дошкольников посредством ознакомления с культурой коренных народов Дальнего Востока.
  2. Диалоговый подход в реализации регионального компонента.
  3. Обогащение речи дошкольников в процессе предметной деятельности.
7. Мастер-класс «Познавательно-речевое и художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» (2 час.)

Пазенко Марина Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ

  1. Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  2. Работа с моделями, схемами, алгоритмами и мнемотаблицами для познавательно-речевого и художественно-творческого развития при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
8. Мастер-класс «Использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы с детьми с нарушениями речи» (2 час.)

Беда Ирина Владимировна, учитель-логопед «Детский сад комбинированного вида № 3», г. Лесозаводск

  1. Презентация информационно-коммуникационных технологий, используемых в развитии речи дошкольников.
  2. Примеры проведения занятий с использованием слайдовых презентаций (использование ИКТ). (Показ презентаций как частей занятий).
  3. Способы создания слайдов. Использование компьютерных игр «Логомер-2».
9. Мастер-класс «Техника правополушарного рисования для развития речи и творчества дошкольников» (2 час.)

Калашникова Анна Валерьевна, старший преподаватель кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ

  1. Презентация техники правополушарного рисования.
  2. Отработка навыков практической работы по созданию рисунков.
10. Мастер-класс «Использование технологии мнемотехника при составлении описательных рассказов и заучивании стихотворений дошкольниками» (2 час.
)

Полякова Елены Анатольевна, воспитатель «Детский сад комбинированного вида № 3», г. Лесозаводск;
Ушакова Ольга Викторовна, воспитатель «Детский сад комбинированного вида № 3», г. Лесозаводск

  1. Презентация технологии мнемотехника и способы ее применения в развитии речи дошкольников.
  2. Опыт применения технологии мнемотехника в развитии связной речи детей с ОВЗ.
  3. Использование мнемотаблиц при составлении рассказов и заучивании стихотворений.
11. Мастер-класс «Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой» (2 час.)

Гумен Ирина Ивановна, старший преподаватель кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ

  1. Последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.
  2. Подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим.
  3. Использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.
12. Мастер-класс «Игровые приемы и ситуации, направленные на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями различной степени тяжести» (2 час.)

Черепенникова Марина Владимировна, воспитатель логопедической группы «Центр развития ребенка — детский сад № 105», г. Лесозаводск;
Васпанова Елена Анатольевна, воспитатель логопедической группы «Центр развития ребенка — детский сад № 105», г. Лесозаводск;
Кононенко Нина Валерьевна, воспитатель логопедической группы «Центр развития ребенка — детский сад № 105», г. Лесозаводск;
Сутурина Эльвира Викторовна, старший воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 105», г. Лесозаводск

  1. Развитие речевого дыхания при логоневрозе у детей дошкольного возраста.
  2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста.
  3. Логоритмические упражнения, направленные на развитие дыхания у детей, имеющих речевые нарушения.
  4. Темпо-ритмические упражнения, для детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
13. Мастер-класс «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей» (1 час),

Мастер-класс «Использование Пиктограмм и карт Проппа для развития связной речи дошкольников и детей с ОВЗ» (1 час) (2 час.)

Мастер-класс «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей» – Гей Людмила Александровна, воспитатель «Детский сад № 7», г. Дальнереченск;

Удовик Наталья Анатольевна, воспитатель «Детский сад № 7», г. Дальнереченск;
Мастер-класс «Использование Пиктограмм и карт Проппа для развития связной речи дошкольников и детей с ОВЗ» – Анищенко Ирина Олеговна, учитель-логопед «Центр развития ребенка — детский сад № 32», г. Арсеньев;
Сименаха Ольга Ильинична, учитель-логопед «Центр развития ребенка — детский сад № 32», г. Арсеньев

Мастер-класс «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей»:

  1. Презентация игровой технологии.
  2. Игра «У игры свои секреты».
  3. Практическая часть «Мы маленькие дети, нам хочется играть».
14. Мастер-класс «Инсценирование как способ развития речи старших дошкольников» (2 час.)

Шкляр Ирина Алексеевна, доцент кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ

  1. Инсценирование в ДОУ: понятие, роль в развитии дошкольников, условия осуществления.
  2. Выбор произведения для инсценирования и проведение драматизации текста (практикум).
  3. Подготовка детей к инсценированию.
  4. Проведение инсценирования (практикум).
15. Мастер-класс «Искусство создания мультимедиапрезентаций и мультфильмов для развития речи дошкольников» (4 час.)

Фалалеева Оксана Николаевна, старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения Школы педагогики ДВФУ

  1. Общие требования к созданию электронной презентации.
  2. Работа с мультимедиапрезентациями: создание, использование.
  3. Создание мультфильмов средствами Power Point.
16. Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучения в речевом развитии старших дошкольников» (2 час.
)

Кочнева Виктория Владимировна, воспитатель «Детский сад № 14», г. Спасск-Дальний;
Плахута Ольга Николаевна, воспитатель «Детский сад № 14», г. Спасск-Дальний

  1. Презентация технологии проблемно-диалогического обучения.
  2. Опыт применения технологии на практике работы по развитию речи.
  3. Практическая работа со слушателями.
17. Мастер-класс «Обучение связной речи детей старшего дошкольного возраста методом каталога (технология ТРИЗ)» (1 час),

Мастер-класс «Настенное дидактическое панно, как средство развития речи у дошкольников» (1 час) (2 час.)

Мастер-класс «Обучение связной речи детей старшего дошкольного возраста методом каталога (технология ТРИЗ)» – Акулинина Наталья Анатольевна, воспитатель «Детский сад № 4», г. Спасск-Дальний;
Мастер-класс «Настенное дидактическое панно, как средство развития речи у дошкольников» – Михайлова Елена Николаевна, воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 24», г. Арсеньев;
Ващенко Елена Владимировна, старший воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 24», г. Арсеньев

Мастер-класс «Обучение связной речи детей старшего дошкольного возраста методом каталога (технология ТРИЗ)»:

  1. Презентация метода каталога в развитии речи дошкольников.
  2. Опыт применения метода каталога в практике работы с дошкольниками по развитию речи дошкольников.
  3. Практика применения метода каталога.

Мастер-класс «Настенное дидактическое панно, как средство развития речи у дошкольников»:

  1. Демонстрация и описание настенного дидактического панно.
  2. Демонстрация речевых игр и ситуаций, способствующих развитию речи детей.
  3. Работа в подгруппах по составлению игровых ситуаций с помощью материала настенного дидактического панно.
18. Мастер-класс «Метод куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста» (2 час.)

Акимова Светлана Анатольевна, учитель-логопед «Детский сад комбинированного вида № 7», г. Лесозаводск

  1. Куклотерапия, как один из видов арт-терапии.
  2. Возрастные особенности восприятия кукол детьми.
  3. Особенности работы с детьми дошкольного возраста посредством куклотерапии.
  4. Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте.
  5. Рефлексия с использованием модели позиционного обучения.
  6. Практикум «Изготовление куклы-игрушки».
19. Мастер-класс «Технология Воскобовича в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников» (2 час.)

Казакова Наталья Анатольевна, учитель-дефектолог «Детский сад № 21», г. Уссурийск;
Бритых Анна Васильевна, воспитатель «Детский сад № 21», г. Уссурийск

  1. Презентация технологии Воскобовича в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
  2. Опыт применения технологии Воскобовича в практике работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
  3. Играем, развиваемся, обучаемся. Практическая работа со слушателями.
20. Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений» (1 час),

Мастер-класс «Синквейн» как метод развития речи детей дошкольного возраста» (1 час) (2 час.)

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений» – Гуцалюк Юлия Николаевна, зам. заведующей «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Дальнереченск;
Слободянюк Татьяна Юрьевна, воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Дальнереченск;
Мастер-класс «Синквейн» как метод развития речи детей дошкольного возраста» – Чернявская Татьяна Николаевна, воспитатель «Центр развития ребенка — детский сад № 5», г. Дальнереченск

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»:

  1. Презентация метода:
    • понятие, сущность, цель использования метода кинезиологических упражнений в работе с детьми;
    • роль кинезиологических упражнений в развитии речи дошкольников;
    • эффективность кинезиологических упражнений в развитии речи дошкольников (результаты применения упражнений в практике работы с детьми подготовительной группы детского сада).
  2. Практическая часть:
    • демонстрация упражнений;
    • практическое применение упражнений среди участников Мастерской.

Мастер-класс «Синквейн» как метод развития речи детей дошкольного возраста»:

  1. Презентация метода «синквейн»:
    • понятие и содержание метода «синквейн»;
    • функции, принципы и технология применения метода «синквейн» в развитии речи дошкольников;
    • эффективность метода «синквейн» в развитии речи дошкольников (результаты применения метода «синквейн» в практике работы с детьми средней группы детского сада).
  2. Практическая часть:
    • апробация метода «синквейн» среди участников Мастерской.
21. Мастер-класс «Нейропсихологическая коррекция речи в детском возрасте. Основы нейропсихологического метода» (2 час.)

Калиниченко Ольга Вячеславовна, доцент кафедры психологии образования Школы педагогики ДВФУ

  1. Группы игр и упражнений для нейропсихологической коррекции речи.
  2. Практическое освоение игр и упражнений для нейропсихологической коррекции речи у детей.
22. Мастер-класс «Развитие профессиональной компетентности воспитателя средствами игровой деятельности» (2 час.)

Марагина Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ;
Глухих Елена Васильевна, доцент кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ

23. Мастер-класс «Ведущие системы восприятия и синдром дефицита внимания и гиперактивности и их учет при организации учебного процесса» (2 час.)

Барнашова Галина Владиславовна, старший преподаватель кафедры психологии образования Школы педагогики ДВФУ

Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи ребенка дошкольника является важнейшим условием его речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей. Язык и речь – это средство проявления психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития коммуникативной и эмоционально – волевой сфер.

Актуальность использования моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что:

-во-первых, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования различных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.

-во-вторых, ребенок дошкольник легко обучаем, но для детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделей в развитие связной речи вызывает интерес у детей и помогает решить эту проблему.

-в-третьих, использование моделей в развитие связной речи, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

-в-четвертых, использование моделей в развитии связной речи дошкольников позволяет эффективно решать задачи образовательных областей  ФГОС ДО «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста — область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж.С. Брунер, С.Л. Рубинштейн. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключался он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. 

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком. А именно: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознания состава слов, развитие коммуникативных умений, формирование грамматических категорий, умения и навыков связной речи.

Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов очень разнятся между собой. В современной отечественной методике нормой считается 2500-3500 слов в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Л.С. Выготский считает, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, так как мышление детей дошкольного возраста отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование — это метод исследования объектов на их моделях, аналогах определенного фрагмента природы или;

Моделирование — это построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, и конструируемых объектов.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создания его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования, так как он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнению и обобщению. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это важно для детей дошкольного возраста, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

В теории и методике развития речи детей дошкольного возраста технология моделирования тоже нашла свое применение.

Одна  из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений — обучение детей связной течи, т. е. уметь четко, последовательно излагать свои мысли.

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго фактора Т.А. Ткаченко выделяет создание плана высказывания.

Наше  внимание привлекли схемы модели для составления описательных рассказов. Схемы модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

Т.А. Ткаченко  рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Сначала можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. После того, как  дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу.

Моделирование в своей практике используют и Н. Малетина, Л. Пономарева. Они отмечают, что описательная речь детей с тяжелыми речевыми нарушениями требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста:

— умения вычленять и называть признаки объекта;               

— умения перечислять признаки в определенной последовательности;

— умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.

Обучению связной речи должна предшествовать подготовительная работа, направленная на устранение лексико — грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений. В сочетании с подготовительными упражнениями педагоги — практики рекомендуют учить детей действиям замещения (обозначать каким — либо символом выделяемый признак обследуемого предмета). Они отмечают, что основная трудность заключается в обучении детей осознанному использованию различных способов межфразовой связи. Вместо нее дети используют повтор, реже – местоименную связь, при этом практически не используют синонимы.

Педагоги отмечают, что, проанализировав рекомендации по использованию моделирования в развитии связной речи дошкольников, обнаружили ряд пробелов, и дополнили существующие схемы (Т.А. Ткаченко), спроектировав последовательность применения моделирования. Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи обусловили необходимость подготовительных упражнений, таких, как:

— Упражнения в наблюдательности;

—  Словарные грамматические упражнения.

Таким образом, использование моделей для развития связной речи позволяет раскрывать детям саршего дошкольного возраста существенные особенности объектов, закономерные связи, формирование системных знаний и наглядно – схематического мышления. С помощью моделирования можно повысить эффективность речи дошкольников. Модели могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития,  навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Обучение связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием | Шадрина

1. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. 112 с.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 656 с.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стереотип. Москва: КомКнига, 2007. 144 с. (Лингвистическое наследие XX века).

4. Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. С. 35–37.

5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Москва: Смысл, 1997. 287 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307–56.shtml#book_page_top (дата обращения: 06.06.2018).

6. Ушакова Т. Н. Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. Москва: Институт психологии РАН, 2008. 352 с.

7. Тураева З. Я. Лингвистика текста: структура и семантика. Москва: Либроком, 2015. 144 с.

8. Юрьева Н. М. К проблеме становления повествования в детской речи // Вопросы психолингвистики. 2010. № 1. С. 100–114 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18944126 (дата обращения: 12.05.2019).

9. Размовска В., Долевска В. Заостанување во развитокот на говорот, рано откривање и неговиот третман [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://jser.fzf.ukim.edu.mk/index.php/261–1998/1998–2-3-articles/2184–200908–11–19–20–06 (дата обращения: 12.05.2019).

10. Moore D., Edwards S., Cutter-Mackenzie-Knowles A., Boyd W. Play-Based Learning in Early Childhood Education. 2014.

11. Fleer M., Pramling I. Play-Responsive Teaching in Early Childhood Education. Springer-Verlag GmbH, 2019. 183 p.

12. Kaczorowska-bray K., Milewski C. The development of syntactic skills in children aged 4 to 10 years // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, перспективы. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 24–26 июня 2019 г. С. 207–211.

13. Svence G. Bērna valodas un runas attīstība pirmsskolas un jaunākajā skolas vecumā // Zinātniski metodisks izdevums TAGAD. 2011. № 1 (6).

14. Якобсон Р. Язык и бессознательное / пер. с англ., фр. К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкин. Москва: Гнозис, 1996. 248 с.

15. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. Москва: Сфера, 2014. 287 с.

16. Semrud-Clikeman M., Teeter Ellison F. N. Language-related and learning disorders // Child Neuropsychology: Assessment and interventions for neurodevelopmental disorders. 2009. P. III. P. 275–327. DOI: 10.1007/978–0-38788963–4_12

17. Сommodari E. Preschool teacher attachment and attention skills // SpringerPlus. 2013. № 2. DOI: 10.1186/2193–1801–2-673

18. Алмазова А. А. и др. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1 (90). С. 151-165. DOI:10.15507/1991–9468.090.022.201801.151–165

19. Иванова Н. Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 106–110.

20. Головчиц Л. А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития: монография. Москва: МПГУ, 2015. 180 с.

21. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва: В. Секачев, 2012. 182 с.

22. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. Москва: ВЛАДОС, 2014. 48 с.

23. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва, 2006. 158 с.

24. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательных учреждений. Москва: ВЛАДОС, 2010. 287 с.

25. Шадрина Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4 (11). С. 326–329.

26. Feldman H. Evaluation and Management of Language and Speech Disorders in Preschool Children. Pediatrics in review // American Academy of Pediatrics. 2005. № 26. P. 131–142. DOI: 10.1542/pir.26–4-131

27. Jeong J.-W., Sundaram S., Behen M. E., Chugani H. T. Differentiation of Speech Delay and Global Developmental Delay in Children Using DTI Tractography-Based Connectome // American Journal of Neuroradiology. June 2016. № 37 (6). P. 1170–1177. DOI: 10.3174/ajnr.A4662

28. Ullrich D., Ullrich K., Marten M. Longitudinal assessment of early childhood education with integrated speech therapy for children with significant speech disorders in Germany // The International Journal of Language & Communication Disorders. 2014. Сентябрь – октябрь. № 49 (5). P. 558–566. DOI:10.1111/1460–6984.12092

29. Botting N., Gaynor M., Tucker K., Orchard-Lisle G. The importance of natural change in planning school-based intervention for children with Developmental Language Impairment (DLI) // Child Language Teaching and Therapy. 2016. № 32 (2). С. 159–177. DOI: 10.1177/0265659015595444

30. Stagnitti K., Bailey A., Hudspeth Stevenson E., Reynolds E., Kidd E. An investigation into the effect of play-based instruction on the development of play skills and oral language // Journal of Early Childhood Research. 2016. № 14 (4). 389–406. DOI: 10.1177/1476718X15579741

31. Иванова Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2012. № 1. С. 260–270. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17758732& (дата обращения: 20.10.2018).

32. Коростелева Е. Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1 (4). С. 92–97.

33. Левшина Н. И., Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–9. С. 1988–1992.

34. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2010. 90 с.

35. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Электрон. ресурс] / под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. Москва: Педагогика, 1986. 224 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM

36. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56).

Ресурс Expressive Language Delay Resource Страница

Задержка экспрессивной речи (ELD) — это широкий диагноз, который просто означает, что у ребенка проблемы с использованием языка каким-либо образом, формой или формой. Поскольку этот диагноз настолько широк, каждый ребенок с этим диагнозом выглядит очень по-разному. Некоторым сложно складывать слова в предложения. Некоторые испытывают трудности с использованием правильного словарного запаса и слов. У других возникают трудности с логическим упорядочиванием информации. Есть все типы различных экспрессивных языковых симптомов, и к каждому из них относятся по-разному.На этой странице вы найдете ссылки на информацию, которая поможет вам в одной из этих областей.

Лингвистическая терапия от сертифицированного логопеда может иметь решающее значение для детей с задержкой выразительной речи. По какой-то причине у этих детей возникают проблемы с изучением определенной части языка, и им требуется дополнительная помощь, чтобы овладеть этим навыком.

Однако не существует универсального подхода к терапии задержки экспрессии речи. Вместо этого рассматриваются конкретные проблемы ребенка в категории «выразительный язык».Каждый навык, которого ребенку не хватает, преподается отдельно. Вместо того, чтобы ждать, чтобы увидеть, выучит ли ребенок эту часть языка самостоятельно, вмешивается логопед и проводит терапию, чтобы решить проблему.

Как научить ребенка новым навыкам, убирая опоры

Ниже приведены различные области, охватываемые термином «задержка выразительного языка», а также ссылки на ресурсы и мероприятия, которые относятся к этой конкретной области.

Или посмотрите мою электронную книгу, которая содержит планы уроков для разнообразных выразительных и восприимчивых речевых и языковых навыков:

Руководство по речевой и языковой терапии: готовые планы уроков по развитию речи и языковых навыков

Поздно говорящие

Ребенка, который поздно начинает говорить, можно охарактеризовать как ребенка с задержкой экспрессивной речи.Для маленького ребенка, который еще не говорит, у него нет выразительного языка (если он не использует язык жестов или другие альтернативные средства), поэтому терапия направлена ​​на повышение его способности использовать язык для общения. Дополнительная информация о поздних говорящих:

Страница ресурсов для позднего говорящего

Как начать поздно говорить: 8-недельная программа для тех, кто поздно говорит

Секвенирование

Многим детям с задержками в выразительной речи трудно организовать свой язык так, чтобы то, что они говорят, имело логический смысл.У них могут быть проблемы с последовательностью прошлых событий, когда они рассказывают историю или ставят шаги к действию в логическом порядке. Это может затруднить отслеживание их разговора. Вот некоторые занятия и ресурсы, которые отлично подходят для обучения навыкам секвенирования:

Загружаемая игра секвенирования

Кулинарные упражнения для речи и языка (Следование рецепту отлично подходит для последовательности!)

Упражнения для речи и языка с использованием файлов cookie (больше рецептов и следование инструкциям в последовательности)

Упорядочивание занятий для утреннего распорядка (включите его в свой распорядок дня!)

Речевые и языковые занятия (Возьмите любое ремесло и упорядочьте шаги до и после)

Использование дескрипторов

Дети с задержкой выразительной речи (ELD) могут испытывать трудности с правильным использованием дескрипторов. Такие дескрипторы, как прилагательные и наречия, могут добавить цвета нашему языку и помочь нам сделать нашу точку зрения более ясной и интересной. Дети с ELD могут либо полностью исключить эти слова, либо использовать их неправильно. Вот некоторые ресурсы и упражнения для обучения дескрипторам:

Обучение прилагательным за 5 простых шагов

4 шага к обучению пространственной концепции

Использование транспортных средств для пространственных представлений

Игра Pritnable Spatial Concepts: куда она денется?

Распечатать прилагательное: расскажи мне об этом

Игра «Противоположности» для печати

Речь в дороге / язык BINGO

Игра для печати смешных лиц

Грамматика

Многие дети с задержкой выразительного речевого развития также имеют проблемы с использованием правильной грамматики.Они могут пропускать грамматические маркеры или использовать их неправильно. Это более мелкие слова и части слов, которые объединяют большие слова в смысловые предложения. Без этих слов речь ребенка может звучать телеграфно или прерывисто. Обучение правильной грамматике также является отличным способом увеличить длину предложения для ребенка, который говорит очень короткими предложениями.

Щелкните здесь, чтобы увидеть все ресурсы по грамматике Кэрри

Прагматика / социальные навыки

У ребенка может быть задержка экспрессивной речи, если у него есть проблемы с социальными навыками, также известными как прагматика.Этим детям может быть трудно понять, на каком языке лучше общаться с другими детьми. Вот несколько ресурсов по прагматике и социальным навыкам:

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о прагматике и социальных навыках

Эхолалия: когда дети повторяют то, что вы говорите

Ответы и вопросы

Чтобы правильно отвечать на вопросы, требуется немало языковых навыков. Во-первых, ребенок должен понять, что означает задаваемый вопрос.Затем ребенок должен обработать этот вопрос и сформулировать ответ. Наконец, ребенок должен логично произнести этот ответ. У детей с задержкой экспрессивной речи часто возникают трудности с этим процессом. Им также может быть трудно задавать вопросы с правильным порядком слов и связным образом. Вот несколько ресурсов для этих детей:

Щелкните здесь, чтобы получить информацию об учебных вопросах

Словарь

Дети с задержкой речевого развития могут испытывать затруднения при изучении новых слов и расширении своего словарного запаса.Этим детям может потребоваться дополнительная помощь, чтобы выучить слова, запомнить слова и вспомнить их, когда им нужно их использовать. Вот несколько отличных ресурсов по словарю:

Щелкните здесь, чтобы получить информацию о развитии словарного запаса

Образный язык

Дети с задержкой речевого развития часто испытывают трудности с пониманием и использованием образного языка, такого как идиомы, сравнения и метафоры. Щелкните ссылку ниже, чтобы узнать, как научить этому ребенка:

Как научить образному языку

Делаем выводы

Дети с задержкой речевого развития часто испытывают трудности с выводами о том, что происходит вокруг них или когда они читают. Щелкните ссылку ниже, чтобы узнать больше о том, как помочь ребенку делать выводы:

Делаем выводы

Избирательный мутизм — это когда ребенок может говорить и будет говорить по крайней мере в одной обстановке (обычно дома), но отказывается говорить в другой обстановке (обычно в школе и / или публично). Лечение избирательного мутизма сильно отличается от лечения других задержек речи и языка. Чтобы узнать больше об избирательном мутизме, щелкните ссылку ниже:

Избирательный мутизм Статья

Ваш ребенок звучит смешно (и другие оскорбления, на которые вы должны полностью ответить)

Если вы хотите получить уведомление, когда Кэрри опубликует дополнительную информацию о задержках выразительного языка и разработке, пожалуйста, нажмите ниже, чтобы подписаться на список рассылки!

Помощь маленьким детям в развитии сильных навыков письма

Примечание: эта статья была адаптирована из двух статей, написанных U. S. Департамент образования и был составлен Colorín Colorado.

Письмо — важная часть нашей повседневной жизни. Однако этому навыку сложно научиться и овладеть им. Начав с некоторых простых действий, вы можете помочь своему ребенку начать развивать письменные навыки в раннем возрасте. Поступая таким образом, вы внесете свой вклад в ее будущий успех как в студенчестве, так и во взрослом возрасте, обучая ее самовыражению.

В этой статье мы приводим несколько причин, по которым письмо является важным навыком для людей любого возраста, а также список предложений, которые помогут вашему ребенку стать более сильным писателем.

Почему так важно писать?

Написание практично.
Каждый день нам нужно писать, чтобы выполнить наши задачи, независимо от того, заполняем ли мы форму в кабинете врача или пишем важное письмо. Эти задачи требуют от нас четкого написания и эффективной организации информации.

Письмо — важный элемент обучения учащихся.
Пишут ли студенты от руки или на компьютере, многие задания и экзамены требуют, чтобы студенты писали короткие ответы или более длинные эссе, чтобы оценить то, что они узнали.По мере взросления учащиеся должны будут демонстрировать более сложные навыки письма и выполнять более сложные задачи посредством письма. Кроме того, многие колледжи и университеты требуют, чтобы студенты писали эссе при поступлении.

Письмо может быть важным элементом работы сотрудника.
От сотрудников на многих должностях требуется писать ежедневно. Возможно, они принимают телефонные сообщения и выполняют административную работу или пишут исследовательские отчеты и газетные статьи.Какой бы ни была задача, их способность хорошо выполнять свою работу может зависеть от их способности писать. Многие соискатели также должны представить резюме и письмо-заявление при подаче заявления на новую работу.

Письмо — важная форма общения.
Написание писем и электронных писем — распространенный способ поддерживать связь с нашими друзьями, родственниками и коллегами по работе. Написание часто является заключительным этапом в общении, когда мы не хотим оставлять места для сомнений, поэтому мы составляем и подписываем контракты, договоры аренды и соглашения, когда принимаем важные решения.

Письмо может стать важным выходом.
Многие люди считают письмо терапевтическим и полезным способом выразить чувства, которые не так легко выразить с помощью речи.

Что ты умеешь?

Важно помнить, что письмо может быть таким же трудным предметом для обучения и оценки, как и для изучения. Многие студенты не могут писать с ясностью, связностью и организованностью, и это может отбить у них желание писать, если они расстроены.

Вот где участие родителей может иметь большое значение.Поощрение вашего ребенка к развитию сильных навыков письма в молодом возрасте и к тому, чтобы стать лучше писателем по мере взросления, может оказать положительное влияние на его письмо на протяжении всей жизни и может сделать процесс написания более легким и приятным для него.

Чтобы получить Вы начали, Департамент образования предлагает ряд идей, которые помогут вашему ребенку стать более сильным писателем. Хотя многие из этих идей применимы к детям младшего возраста, они могут быть адаптированы и для детей старшего возраста. Чтобы узнать больше о том, как поддержать своих детей, если они продолжают испытывать трудности с письмом в средней и старшей школе, прочтите «Советы для родителей писателей-подростков, которые испытывают трудности».

Идеи для родителей: как помочь своему ребенку стать более сильным писателем

Что вам нужно

  • Карандаши, мелки или маркеры
  • Пряжа или лента
  • Писательская бумага или тетрадь
  • Картон или плотная бумага
  • Строительная бумага
  • Безопасные ножницы

Перед началом работы

Обеспечьте место
Для вашего ребенка важно иметь хорошее место для письма, например стол или стол с гладкой плоской поверхностью. Также важно иметь хорошее освещение.

Предоставьте материалы
Предоставьте много бумаги (в линию и без нее) и предметов для письма, включая карандаши, ручки и мелки.

Мозговой штурм
Расскажите ребенку как можно больше о его идеях и впечатлениях и побудите его описывать вам людей и события.

Задания для детей младшего возраста

Поощряйте ребенка рисовать и обсуждать свои рисунки
Задавайте ребенку вопросы о его рисунках, например:

«Что делает мальчик?»

«Дом похож на наш?»

«Вы можете рассказать историю об этой картине?»

Проявляйте интерес и задавайте вопросы о том, что ваш ребенок говорит, рисует и может попытаться написать.

Попросите ребенка рассказывать вам простые истории, пока вы их записываете.
Скопируйте историю так, как ее рассказывает ребенок, не внося изменений. Попросите ее пояснить то, чего вы не понимаете.

Поощряйте своего ребенка написать свое имя
Практикуйтесь в написании ее имени вместе с ней и указывайте на буквы ее имени, когда вы видите их в других местах (на вывесках, в магазинах и т. Д.). Она может начать с написания только первых букв своего имени, но вскоре последуют и остальные.

Используйте игры
Существует множество игр и головоломок, которые помогают детям с правописанием, увеличивая их словарный запас. Некоторые из них могут включать кроссворды, игры в слова, анаграммы и криптограммы, разработанные специально для детей. Флэш-карты тоже интересно использовать, и их легко сделать дома.

Превратите письма вашего ребенка в книги
Наклейте его рисунки и записи на листы плотной бумаги. Для каждой книги сделайте обложку из более плотной бумаги или картона и добавьте специальный рисунок, название и ее имя как автора.Проделайте отверстия в страницах и обложке и свяжите книгу пряжей или лентой.

Повседневные занятия

Убедитесь, что ваш ребенок видит, как вы пишете
Он научится писать, наблюдая за вашим письмом. Поговорите с ней о том, что вы пишете, чтобы она начала понимать, почему письмо так важно и как его можно использовать.

Поощряйте ребенка писать, даже если он пишет.
Дайте ребенку возможность попрактиковаться в письме, помогая ему подписывать поздравительные открытки, писать рассказы и составлять списки.

По мере того, как ваш ребенок становится старше, пишите вместе
Попросите ребенка помочь вам с написанием, которое вы делаете, включая написание писем, списков покупок и сообщений.

Предложите делать заметки
Поощряйте ребенка делать заметки в поездках или прогулках и описывать то, что он видел. Это может включать описание прогулок на природе, прогулки на лодке, автомобильной поездки или других событий, которые можно записать.

Поощряйте копирование
Если вашему ребенку нравится определенная песня, предложите ему выучить слова, записав их. Также поощряйте копирование любимых стихов или цитат из книг и пьес.

Поощряйте ребенка читать свои истории вслух
Когда ваш ребенок станет старше, попросите его поделиться с вами своими историями. Слушайте внимательно, не перебивая, и дайте ей положительный отзыв о ее идеях и ее написании!

Повесьте семейную доску объявлений на кухне
Предложите написать на ней заметки для вашего ребенка. Убедитесь, что она найдет там оставленные ей записки.

Помогите своему ребенку писать письма и электронные письма родственникам и друзьям
Они могут включать в себя благодарственные письма или просто специальную записку для приветствия.Не забывайте время от времени отправлять ребенку письмо или открытку, чтобы он напоминал ему о том, как это особенное — получить письмо по почте. Подумайте о том, чтобы найти своему ребенку друга по переписке.

Поощряйте ведение дневника
Это отличная практика письма, а также хороший выход для выражения чувств. Поощряйте ребенка писать о том, что происходит дома и в школе, о людях, которые ему нравятся или не нравятся и почему, а также о вещах, которые он хочет помнить и делать. Если она хочет поделиться с вами дневником, прочтите записи и обсудите их вместе.

Что нужно помнить

Выделите время
Помогите своему ребенку подумать о письменном проекте или упражнении. Хорошие писатели часто тратят много времени на размышления, подготовку и исследования, прежде чем начать писать. Ваш ребенок может бездельничать, точить карандаш, готовить бумаги или проверять написание слова. Наберитесь терпения — все это может быть частью ее подготовки.

Отвечайте на письма вашего ребенка
Отвечайте на идеи, которые ваш ребенок выражает устно или письменно.Дайте понять, что вас интересует то, что говорится в письме, что означает сосредоточение внимания на том, «что» ребенок написал, а не на том, «как» это было написано. Обычно разумно игнорировать мелкие ошибки, особенно на этапе, когда ваш ребенок только собирает идеи.

Похвалите ребенка за письмо
Подходите позитивно и находите хорошие отзывы о письме вашего ребенка. Это точно? Описательный? Оригинал? Творческий? Вдумчивый? Интересно?

Не пишите для своего ребенка
Не пишите для своего ребенка листок, который будет сдан как его работа, и не переписывайте работу своего ребенка.Соблюдение сроков написания, принятие ответственности за готовый продукт и чувство собственности за него также являются важными частями процесса написания.

Помогите своему ребенку писать, когда он станет старше
Задайте ребенку вопросы, которые помогут ему прояснить детали его рассказов и заданий по мере их увеличения и помогут ему организовать свои мысли. Обсудите цель того, что она пишет.

Помогите своему ребенку с правописанием, когда он будет к этому готов
Когда ваш ребенок только учится читать и писать, он может пробовать разные способы письма и письма. Наша работа — поощрять наших детей писать, чтобы они с удовольствием излагали свои мысли и идеи на бумаге. Сначала ваш ребенок может начать писать слова так, как он их слышит. Например, она может написать «haf» вместо «have», «frn» вместо «friend» и «Frd» вместо «Fred». На самом деле это положительный шаг в развитии ее фонематической осведомленности. Продолжайте практиковаться с ней и моделируйте правильное написание слов, когда пишете. Когда ваш ребенок станет старше и начнет задавать больше вопросов о буквах и правописании, окажите ему необходимую помощь.

Практика, практика, практика
Хорошее письмо требует много практики, поэтому убедитесь, что ваш ребенок не слишком быстро унывает. Это не легко! Дайте ей много возможностей попрактиковаться, чтобы у нее была возможность совершенствоваться.

Совместное чтение
Чтение и письмо поддерживают друг друга. Чем больше ваш ребенок будет делать из каждого, тем лучше он будет в обоих. Чтение также может побудить вашего ребенка писать о своей семье или школьной жизни. Если у вашего ребенка есть любимый рассказ или автор, спросите его, почему он считает этот рассказ или сочинение этого человека особенным.

Оценка социально-прагматических способностей детей с языковыми трудностями

Заработайте 10 бонусных баллов, комментируя сообщение в блоге

Вы получили направление для оценки языковых способностей ребенка школьного возраста с подозрением на языковые трудности. Раньше ребенок не оценивался, поэтому вы знаете, что вам понадобится комплексный языковой тест, чтобы проверить способность ребенка вспоминать предложения, следовать указаниям, называть слова, а также выполнять ряд других задач, демонстрирующих способности ребенка в определенных областях. содержания и формы (Bloom & Lahey, 1978).

А как насчет области использования языка? Будете ли вы оценивать прагматические и социальные когнитивные способности ребенка во время языковой оценки? После всех наиболее полных стандартизированных оценок «обычно основное внимание уделяется семантике, синтаксису, морфологии и фонологии, поскольку именно в этих областях деятельности можно наиболее объективно измерить развитие конкретных навыков» (Hill & Coufal, 2005, стр. 35).

Это означает, что популярный комплексный язык, такой как Комплексная оценка разговорного языка-2 или Тест языкового развития-4 , не будет содержать субтестов, оценивающих прагматику и социальную компетентность. Clinical Evaluation of Language Fundamentals-5 (CELF-5) , который содержит прагматический профиль , на самом деле НЕ задействует социальную языковую компетенцию ребенка, поскольку НЕ напрямую проверяет языковые навыки ребенка, а скорее оценивает их через анкету для родителей / учителей. Даже тест по интегрированному языку и грамотности, , который содержит субтест Social Communication (SC) , может быть достаточно легко сдан рядом учащихся, несмотря на наличие заметных и легко обнаруживаемых дефицитов социальных коммуникаций.

Таким образом, многие дети могут получить средние баллы на комплексных языковых тестах , но при этом все еще имеют повсеместный социальный языковой дефицит . Вот почему очень важно тщательно оценивать социальное общение отдельно, а не просто документировать свои наблюдения относительно поведения ребенка в разделе отчета «справочная информация».

Но зачем нам? Может ли эта область действительно иметь такое значение? Что ж, оказывается, может! Многие исследователи обнаружили тесную связь между языковыми нарушениями (LI) и социальным дефицитом.Пол, Луни и Дам (1991) обнаружили, что опоздавшие говорящие в возрасте 18 месяцев свидетельствуют о трудностях социализации сверстников. Ранние социальные трудности, такие как трудности с началом и участием в игре со сверстниками, могут подвергать малышей риску последующего социального отторжения. Когда эти дети поступают в дошкольные учреждения, они рискуют оказаться менее принятыми в обществе (Gertner, Rice, & Hadley, 1994), чем обычно развивающиеся сверстники. К тому времени, когда дети с языковыми трудностями поступают в младшие классы начальной школы, разрыв увеличивается, поскольку они начинают проявлять все большие и большие трудности в области социального функционирования (Fujiki, Brinton, Isaacson, & Summers, 2001).

Итак, как мы можем проводить сбалансированные комплексные оценки, которые включают оценку социальных прагматических навыков ребенка? Для начала, нам нужно провести некоторую подготовительную работу и до тестирования установить, что эта область действительно затронута и требует изучения. Лично я не люблю тратить время зря, поэтому перед оценкой я прошу родителей и учителя заполнить контрольные списки, которые я разработал специально для этой цели. В этих многостраничных контрольных списках (отдельно для детей дошкольного и школьного возраста) у меня есть 5 областей, связанных с прагматическим социальным функционированием:

  • Повествование / повествование
  • Решение проблем
  • Прагматический язык
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Исполнительные функции

После того, как мне будет возвращен конкретный контрольный список, я принимаю решение относительно того, будет ли часть моего тестирования посвящена оценке социальных прагматических языковых навыков ребенка, и если да, то какой тип тестирования будет подходящим в таком случае? Если необходима социальная прагматическая оценка, последнее становится достаточно очевидным после того, как я наблюдаю за ребенком (например,g. , в классе, в свободное время), а также во время проведения комплексного языкового тестирования.

Итак, каковы некоторые полезные стандартизированные и нестандартизированные оценки социально-прагматического языка?

Их довольно много, но для целей этого поста я просто упомяну некоторые из тех, которые я использую ежедневно для детей в возрасте от детского до подросткового возраста.

Для детей младшего возраста в возрасте 18–47 месяцев я настоятельно рекомендую опросник Language Use Inventory (LUI) (O’Neil, 2009), который проводится в форме родительского вопросника.—Направленный на выявление детей с задержкой / нарушением прагматического языкового развития, он содержит -180 вопросов и разделен на 3 части и 14 подшкал, включая:

  1. —Связь без жестов
  2. —Связь со словами
  3. —Более длинные предложения

Для дошкольников в возрасте от 4 лет и старше очень полезен Детский коммуникационный контрольный список-2, издание США (CCC-2) . Этот инструмент, на который ссылаются нормы из 70 пунктов (передается родителю для оценки), разделен на 10 шкал, 4 из которых ( E, F, G и H) касаются прагматических аспектов коммуникации, а еще две ( I & J ) оценивают поведение, обычно нарушаемое у детей с расстройствами аутистического спектра (Bishop, 2006; 2000).

Для детей школьного возраста от 6 до 12 лет следующие стандартизированные инструменты, как правило, достаточно эффективны для устранения социально-прагматического языкового дефицита:

  • Тест на решение задач-3 элементарный (TOPS-3)
  • Test of Pragmatic Language-2 (TOPL-2) Доступно для детей 6-18 лет *
  • Социально-эмоциональная оценка (SEE) **
  • Тест на развитие социального языка — элементарный (SLDT-E)

* Важно отметить, что TOPL-2 лучше всего подходит для детей с нарушенными когнитивными способностями (<70 IQ) или с серьезными нарушениями способности восприятия перспективы, поскольку этот тест в основном состоит из вопросов, касающихся правила вежливого поведения и предполагают очень ограниченное рассмотрение перспективы. Дети со средним IQ, но со значительными нарушениями в подборе слов также могут плохо справиться с этим тестом, если они не могут связно вербализовать свои ответы на поставленные вопросы.

** Аналогично, Social Emotional Evaluation (SEE) лучше всего подходит для детей с нарушениями когнитивных функций и умеренно нарушенными способностями восприятия перспективы, поскольку большая часть теста включает в себя вспоминание мимики, а также определение и распознавание общих эмоций и эмоциональных состояний. реакции.Подтест «Понимание противоречивых сообщений» может быть ограниченно полезен для проведения более высокофункциональных детей.

Для учащихся 7-18 лет Клиническая оценка прагматики (CAP) — еще один хороший инструмент, позволяющий оценить социальные правила, иронию, сарказм, образный язык, а также понимание и выявление невербального языка тела.

Для детей школьного возраста 12-18 лет я обычно использую следующие стандартизированные инструменты (если они не имеют значительных нарушений в области прагматики, в этом случае я буду использовать TOPL-2 ):

  • Тест решения проблем-2 для подростков (TOPS-2)
  • Тест на развитие социального языка для подростков (SLDT-A)
  • Подростковый тест на восприятие речи на слух (LCT-A)

Некоторые из вас могут задаться вопросом, почему я включил тест на понимание речи на слух в этот список. Для тех из вас, кто не знаком с этим тестом, в нем есть вопросы на основе абзацев, которые требуют обобщения представленной информации для выявления основных идей. Другими словами, тест оценивает способность ученика участвовать в гештальт-процессинге или распознавать «общую картину» в сообщениях, рассказах или объявлениях. Я также использую его, потому что он оценивает способность решать проблемы и делать выводы, сопереживать и принимать решения у детей старшего возраста, поэтому это очень полезный инструмент, который можно иметь в своем наборе, если вы работаете с подростками с языковыми нарушениями.

Что касается неформальной оценки социальной языковой компетенции, я часто использую материалы из следующих источников с детьми разного возраста:

  • Салли-Энн: задача первого порядка по ложным убеждениям (Барон-Коэн, Лесли и Фрит 1985) Возраст 4-5
  • Джон думает, что Мэри думает о задаче (Perner & Wimmer, 1985) Возраст 6+
  • Джон думает, что Мэри чувствует задачу (Паркер, Макдональд и Миллер, 2007) Возраст 5-8
  • Странные истории (Хаппе, 1994) Возраст 6+
  • Протокол социальной динамической оценки (победитель, 2007 г. ) Возраст 8+
  • Неформальные повествовательные оценки (Hedberg & Westby, 1993) Возраст: до K — подростковый возраст

Они нацелены на оценку способностей клиента к восприятию точки зрения, теории разума, понимания небуквального языка, положительных и отрицательных эмоций, способности создавать связные и связные рассказы, а также других способностей, связанных с социальной компетентностью.Конечно, я всегда проявляю осторожность при использовании вышеуказанных материалов и инструментов при оценке социальных прагматических способностей двуязычных и мультикультурных детей, поскольку во избежание предвзятости часто требуется особая осторожность при представлении данных и интерпретации результатов успеваемости.

Кроме того, при оценке социальных прагматических способностей я обычно пытаюсь использовать несколько оценочных заданий для создания сбалансированной оценки. Я стараюсь, чтобы мои оценки были функциональными, что означает, что во время оценки я определяю сильные стороны ребенка, а не только слабые стороны. Это потому, что я ищу диагностическую информацию, необходимую для формулирования целей лечения, и если я просто обнаружу слабые места по всем направлениям, довольно сложно найти отправную точку для начала терапии. Я также обязательно добавляю в отчет описательную часть в дополнение к документированию стандартных баллов, чтобы объективно описать области дефицита ребенка.

Социально-прагматические оценки являются неотъемлемой частью языковых оценок. В конце концов, успех наших учеников во многом зависит не от результатов их стандартизированных тестов, а от их социальных навыков (Lleras, 2008).

Ресурсы:

Ссылки :

  • — Барон-Коэн, С., Лесли, А.М., и Фрит, У. (1985) Есть ли у аутичного ребенка «теория разума»? Познание , 21, 37-46
  • — Епископ, Д. В. М. (2006), CCC-2; Контрольный список для общения детей-2, издание для США, руководство. Сан-Антонио, Техас: Пирсон
  • — Епископ, Д. В. М. (2000). Прагматические языковые нарушения: коррелят SLI, отдельная подгруппа или часть аутичного континуума? В Д.В. М. Бишоп и Л. Б. Леонард (ред.), Нарушения речи и языка у детей: причины, характеристики, вмешательство и результат (стр. 99–113). Хоув, Великобритания: Psychology Press
  • Блум, Л. и Лахи, М. (1978) Развитие речи и языковые расстройства. Нью-Йорк, Вили.
  • — Фуджики, М., Бринтон, Б., Исааксон, Т., и Саммерс, К. (2001). Социальное поведение детей с языковыми нарушениями на игровой площадке: пилотное исследование. Услуги по изучению языка, речи и слуха в школах , 32 (2), 101-113.
  • — Гертнер Б.Л., Райс М.Л. и Хэдли П.А. (1994). Влияние коммуникативной компетентности на предпочтения сверстников в дошкольном классе. Журнал исследований речи и слуха , 37, 913-923.
  • — Хаппе, Ф. Г. Э. (1994). Продвинутый тест теории разума: понимание мыслей и чувств сюжетных персонажей способными аутистами, умственно отсталыми и нормальными детьми и взрослыми.Журнал аутизма и нарушений развития, 24, 129-154.
  • — Хедберг, Н. и Вестби, К. (1993). Анализ навыков рассказывания историй: от теории к практике. Тусон, Аризона: Строители навыков общения.
  • — Хилл, Дж. У. и Куфаль, К. Л. (2005). Эмоциональные / поведенческие расстройства: ретроспективное исследование социальных навыков, лингвистики и успеваемости учащихся. Коммуникативные расстройства Ежеквартально , 27 (1), 33–46.
  • — Льерас, Кристи. (2008). «Имеют ли значение навыки и поведение в старшей школе? Вклад некогнитивных факторов в объяснение различий в уровне образования и заработках.”Social Science Research, 37: 888-902.
  • — О’Нил, Д. (2009). Реестр использования языков (LUI)
  • Паркер Дж. Р., Макдональд, Калифорния, и Миллер С.А., (2007) «Джон думает, что Мэри чувствует. . . » Ложная вера в детей в эмоциональной и физической сферах . Журнал генетической психологии , 168 (1): 43-61.
  • — Пол Р., Луни С. и Дам П. (1991). Навыки общения и социализации в возрасте 2 и 3 лет у «поздно говорящих» детей. Журнал исследований речи и слуха , 34, 858-865.
  • — Пернер, Дж. И Виммер, Х. (1985) Джон думает, что Мэри думает так — приписывание 2 верований порядка -го порядка 5-летними детьми 10-летнего возраста. Журнал экспериментальной детской психологии , 39, 437–471.
  • — Победитель, M.G., (2007). Думаю о тебе Думаю обо мне. Think Social Publications, Сан-Хосе, Калифорния

Страница не найдена | Ассамблея коренных народов

(Оттава, Онтарио) — Национальный вождь Ассамблеи коренных народов (AFN) Перри Беллегард опубликовал следующее заявление после объявления вождя Кадмуса Делорма о работе коренной нации Cowessess, в результате которой было обнаружено более 600 безымянных могил на на территории бывшей средневековой индийской школы-интерната в Саскачеване.

«Первые нации очень огорчены этой последней находкой безымянных могил на месте индийской школы-интерната. Мы скорбим о многих детях, которые так и не вернулись домой после того, как их насильно забрали из своих семей и людей.

Мы никогда не должны забывать, что наши дети стали мишенью и помещены в расистскую систему, специально разработанную для того, чтобы искоренить все аспекты того, кем мы являемся — наши языки, нашу культуру, наши учения. Я поддерживаю вождя Делорма в его призыве к исцелению и к извинениям от Его Святейшества Папы Франциска.

Ассамблея коренных народов поддерживает все исконные нации, ищущие истины и , полное выполнение всех призывов к действию Комиссии по установлению истины и примирению.

Я знаю, что исконные народы по всей стране продолжат работу по поиску, чествованию и увековечиванию памяти потерянных малышей . I призываю все правительства поддержать правительства первых наций в этой работе, а все правительства и католическую церковь откликнуться на призывы предоставить ресурсы и информацию, которыми они обладают.

Семьи и народы всех детей, которые так и не вернулись домой, имеют право на правду — и знать, кто лежит в этих безымянных могилах и что с ними случилось.

Первые нации будут продолжать наши поиски наших малышей, а также чтить и отмечать их.

Я благодарю многих канадцев и членов международного сообщества, которые написали Ассамблее исконных наций, чтобы выразить свои соболезнования и озабоченность.

Я молюсь об исцелении всех тех, кто пострадал от потери и открытия наших драгоценных детей.

Ассамблея коренных народов поддерживает всех, кто страдает в это время ».

Служба экстренной помощи Национальной индийской школы-интерната доступна для поддержки: 1-866-925-4419.

AFN — национальная организация, представляющая коренные народы Канады. Следите за новостями AFN в Twitter @AFN_Updates.

―30―

За дополнительной информацией обращайтесь:

Келли Рид
Сотрудник по связям с общественностью
Ассамблея коренных народов
613-292-0857 (моб.)
[адрес электронной почты защищен]

Лори Киттельберг
Сотрудник по связям с общественностью
Ассамблея коренных народов
604-340-3117 (моб.)
[адрес электронной почты защищен]

Рой Уайтдак: «ОРИГИНАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ НЕЗАМЕТКИРОВАННЫХ МОГИЛОВ ТРЕБУЕТ СРОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОДДЕРЖКИ СОЮЗНИКОВ, ГОВОРЯЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЛАВНЫЙ ГЛАВНЫЙ

Советы по логопедии для родителей, которые можно использовать дома

У многих детей возникают проблемы с речью на раннем этапе их развития, и родители по понятным причинам беспокоятся о благополучии ребенка и его успехах в школе.

Если вас беспокоят языковые проблемы с вашим ребенком, первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться со специалистом. Они могут помочь вам определить стратегии, которые лучше всего подойдут для решения конкретной проблемы, и разбить ее на управляемые шаги, которые не будут утомительными для вас или вашего ребенка.

Будь то заикание или результат выявленной травмы или уродства, патолог может найти физиологические проблемы, которые могут быть причинами, и предложить специальные упражнения, которые вы можете выполнять дома, чтобы устранить эти конкретные причины.

Правильный подход

Практика. Если вашему ребенку сложно произнести определенный звук «ф», например, предложите ему или ей просто произнести этот звук сам по себе. Как только это станет легче, вы можете включить его в слоги, такие как «фи-фи-фи» или «фа-фа-фа», прежде чем переходить к реальным словам, в которых оно используется.Повторение — ваш друг, и это возможность для «геймификации». Раздайте жетоны за выполнение определенного количества упражнений.

Сосредоточьтесь на том, что ребенок может сделать , вместо того, чтобы переоценивать то, что он или она не может делать. Хотя важно обращать внимание на улучшение речи, не забывайте хвалить другие маленькие победы, такие как вежливое поднятие игрушек или пользование туалетом. И не поддавайтесь искушению допускать плохое поведение только потому, что у ребенка проблемы с речью.

Сведите к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы во время учебных занятий, а также в другое время.Исследования показывают, что слишком много телевидения может фактически замедлить развитие речи, потому что родители, как правило, не разговаривают со своими детьми так много, как в противном случае. Дети лучше всего учатся говорить, когда с ними действительно разговаривают.

Слушайте! Задавайте вопросы и будьте внимательны и терпеливы к ответам. Если вы будете перебивать ребенка и ожидать, что он «просто выплюнет», это вызовет беспокойство, которое может усугубить проблему. Дайте ему или ей поработать без давления. С другой стороны, не будьте слишком сосредоточены, иначе ребенку может стать неудобно.Старайтесь вести разговор естественным образом и не увеличивайте давление, требуя совершенства.

Используйте соломинку. Питье через них жидкости или выдувать из них воздух поможет вашему ребенку развить мышечную силу во рту, которая важна для четкой речи. Превратите это в игру — возьмите мяч для пинг-понга и посмотрите, сможет ли он или она пробить им поставленные вами ворота, или удерживайте мяч на конце соломинки, всасывая через него воздух.

Читать. Если вы прочтете любимую книгу вашему ребенку, а затем попросите его перечитать ее вам, это может стать отличным подкреплением.Даже если ребенок слишком мал для того, чтобы читать слова, попросив их объяснить то, что они видят в книге, и запоминание контекста на слух может укрепить речь и уверенность.

Вы можете изменить ситуацию

Действия, которые вы выполняете дома, и положительное подкрепление, которое вы обеспечиваете, могут помочь вашему ребенку сделать огромный шаг в направлении четкой речи — важного навыка, который ему или ей понадобится для успеха в будущем — независимо от того, вызвана ли проблема физиологическим состоянием или чем-то еще.

Помимо постоянной профессиональной помощи, одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать для своего ребенка, — это регулярно говорить с ним или с ней. Дети подражают своим родителям, а ваше собственное поведение моделирует их. Продолжайте разговор и будьте терпеливы.

Ваш ребенок хочет общаться и быть понятым. С профессиональным руководством и вниманием вы можете помочь в этом.

Типы расстройств речи на лиспе

Большинство людей склонны полагать, что шепелявость — это речевое состояние, при котором в речи человека обычно заменяются «s» и «z», что приводит к искажению разговора.

Однако, хотя это в определенной степени верно, препятствия для шепелявления намного сложнее, чем думает большинство людей. Логопеды, врачи и другие специалисты выделили четыре основные формы шепелявых речевых расстройств.

Фронтальный Лисп

В первую очередь речь или любой другой звук, если на то пошло, производится с помощью комбинации правильного размещения языка во рту и выпуска воздуха. При лобной шепелявости кончик языка выступает между передними зубами, то есть препятствует воздушному потоку.Следовательно, звуки «s» и «z» в словах обычно озвучиваются как звуки «th». Например, такие слова, как «пройти» и «спать», могут произноситься как «путь» и «треп». Это наиболее часто встречающийся тип шепелявости.

Palatal Lisp

Как следует из названия, эта шепелявка связана с мягким небом, то есть с верхом рта. Каждый раз, когда человек загибает язык слишком далеко назад и прикасается им к нёбу, у него появляется тенденция к развитию небной шепелявости.

Dental Lisp

Это очень похоже на фронтальную шепелявость.Основное отличие состоит в том, что при лобной шепелявости человек высовывает язык между передними зубами, а при зубной шепелявости человек прижимает свой язык к передним зубам. Подобно лобной шепелявости, зубная шепелявость может наблюдаться у очень маленьких детей, поскольку они только учатся составлять связные предложения, но обычно она проходит к четырем годам.

Боковой Лиспа Боковая шепелявость возникает, когда воздушный поток звука «с», который обычно направляется через центр рта, направляется вниз по бокам вокруг боковых сторон языка.Таким образом, вместо шипения звук больше похож на слякоть, когда звук выходит из стенок рта, а не прямо через центр. В отличие от зубной шепелявости и лобной шепелявости, боковая шепелявость не является частью нормального речевого развития.

Есть много вещей, которые вызывают шепелявость у людей, и большинство из них случается в очень раннем возрасте. Большинство шепелявых вызваны неправильным размещением языка во рту, что, в свою очередь, препятствует потоку воздуха изо рта, вызывая искажение слов и слогов.

Связи языка также считаются вероятной причиной шепелявости. Однако до сих пор неизвестно, вызвано ли это самим языком или мышцами, контролирующими движения языка во рту. Однако в большинстве случаев с растущими детьми, которые только учатся связно говорить, шепелявление носит временный характер и имеет тенденцию исчезать после определенного возраста.

Математика у вас под рукой! Упрощенный подсчет с использованием числовых жестов

Авторы являются участниками проекта DREME Family Math .

Банкноты

[1] Визе, Х. (2003). Числа, язык и человеческий разум . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

[2] Домас Ф., Мёллер К., Хубер С., Уиллмс К. и Нюрк Х. С. (2010). Воплощенная численность: неявные ручные представления влияют на обработку символьных чисел в разных культурах. Познание , 116 (2), 251-266.

[3] Fuson, K. C. (1982). Дополнительно анализируется процедура расчетного решения. Сложение и вычитание: когнитивная перспектива, 67-81.

[4] Ifrah, G. (2000). Всеобщая история чисел: от предыстории до изобретения компьютера, перевод Дэвида Веллоса, Э. Ф. Хардинга, Софи Вуд и Яна Монка.

[5] Карбонно, К. Дж., Марли, С. С., и Селиг, Дж. П. (2013). Метаанализ эффективности обучения математике с конкретными манипуляциями. Журнал педагогической психологии , 105 (2), 380.

[6] Андрес, М., Ди Лука, С., и Пезенти, М. (2008). Подсчет пальцев: недостающий инструмент ?. Поведенческие науки и науки о мозге , 31 (6), 642-643.

[7] Гундерсон, Э.А., Спапен, Э., Гибсон, Д., Голдин-Мидоу, С., и Левин, С.С. (2015a). Жест как окно в знания детей о числах. Познание , 144, 14-28.

[8] Дехан, Станислас, Натали Цурио, Виктор Фрак, Лоуренс Рейно, Лоран Коэн, Жак Мелер и Бернар Мазойе. «Церебральная активация при умножении и сравнении чисел: исследование ПЭТ.» Neuropsychologia 34, № 11 (1996): 1097-1106.

[9] Заго, Л., Пезенти, М., Меллет, Э., Кривелло, Ф., Мазойер, Б., и Цурио-Мазойер, Н. (2001). Нейронные корреляты простого и сложного мысленного расчета. Neuroimage , 13 (2), 314-327.

[10] Файоль М., Барруйе П. и Маринт К. (1998). Прогнозирование арифметических достижений от нервно-психологической деятельности: продольное исследование. Познание , 68 (2), B63-B70.

[11] Ноэль, Мари-Паскаль. «Пальчиковый гнозия: предиктор числовых способностей у детей?». Детская нейропсихология 11.5 (2005): 413-430.

[12] Бертелетти, И., и Бут, Дж. Р. (2015). Восприятие пальцев в задачах однозначной арифметики. Границы в психологии , 6 , 226.

[13] Грация-Бафаллуй, М., и Ноэль, М. П. (2008). Улучшает ли тренировка пальцев детей младшего возраста числовые показатели? кора головного мозга , 44 (4), 368-375.

[14] Черч, Р. Б., и Голдин-Мидоу, С. (1986). Несоответствие жестов и речи как показатель переходного знания. Познание , 23 (1), 43-71.

[15] Освальд, М., Гибсон, Д., Баттс, Дж., Левин, С., и Голдин-Мидоу, С. (март 2019 г.) Спонтанное использование жестов кардинальных чисел. Документ, представленный на двухгодичном собрании Общества исследований в области развития детей 2019 г., Балтимор, Массачусетс

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *