Удмуртский народный костюм: Удмуртский национальный костюм: особенности традиционной и современной одежды – Национальный костюм удмуртов, повседневные и праздничные одежды

12Июл - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Исследовательская работа «Удмуртский народный костюм»

Муниципальное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом г.Глазова»

Исследовательская работа

«Удмуртский народный костюм. Рубаха»

Руководитель исследовательской работы:

Трефилова Ольга Владимировна, инструктор по труду

Руководители изготовления работы:

Трефилова Ольга Владимировна, инструктор по труду

г. Глазов 2018 г

Введение

Наша одежда является непосредственным источником человеческих знаний о прошлом. В истории ее появления много неожиданного и поучительного. Она была нужна человеку для защиты от непогоды, в то же время, являясь своеобразным знаком отличия. При создании одежды человек выражал свое представление об окружающем мире, его опасностях, о добре и красоте. Какую бы историческую эпоху мы ни взяли, одежда будет отличать людей разных национальностей. Выходит, что история народа отражается в изменении и развитии его одежды. Вот почему музеи так бережно собирают и хранят старинную одежду.

Что же определило неповторимую самобытность удмуртов в устройстве женского народного костюма? Искусства в развитии народной одежды как художественного культурного явления? В чем заключена его жизнеспособная творческая сила? Попробуем разобраться, так как в ней ярче всего отразился национальный идеал красоты.

История народного костюма удмуртов.

По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

hello_html_m2bb5665.jpg

Истоки народного искусства удмуртов, как и других народностей Поволжья и Урала, уходят в глубокую древность. В далекие времена кочевники продвигались на север, оседали в лесах, перенося скифско–сарматские традиции. Вливаясь в самобытную культуру финно – угров, заселявших Поволжье и Прикамье до Урала, они порождали яркие поэтические образы, это особенно ярко отражает костюм каждого народа, являющегося той связью, посредством которой человек, облекаясь в одежды, связывал себя с миром. Народный костюм удмуртов выделяет пластичность форм и богатство цвета. Образ народного костюма выражает этническое самосознание народа, народное понимание красоты.

 Исследователи народной одежды удмуртов считают, что к началу 2 тысячелетия н. э. основные характерные черты удмуртского костюма сформировались. Одежда удмуртов в прошлом почти вся была домашнего производства.

hello_html_m64c0c813.jpg

     Шили ее из белого холста, сукна и овчины. Однако в дальнейшем, с изменением хозяйственных занятий, торговых партнеров, в связи с татарско – монгольским нашествием, а позднее – с присоединением к Русскому государству, костюм снова претерпевает значительные изменения.

За долгую историю удмуртского народа сложились два основных комплекса костюма: северный и южный. Оба эти комплекса возникли на финно – пермской основе.

Северный костюмный комплекс.

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.

Северо- удмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов

hello_html_m4f897cb1.jpghello_html_mc99417a.jpghello_html_5041d386.jpg

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет).

Рубаха

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике бранного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов бранного ткачества.

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсодиськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; у котрактачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэншырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, в центре присутствует вышивка разноцветными нитями: красного и черного шелка с коричневыми и синими шерстяными нитками в технике простой крест. На нагруднике было изображение так называемого финно-угорского восьмиугольника (полезё пужи),что означает «знак луны». Поскольку луна считается покровительницей женщины. Нагрудник- это своеобразный оберег, который охраняет грудь и сердце от порчи и сглаза. Нагрудник надевают таким образом, чтобы он был виден из-под ворота распашного халата. Из всех народов Волго-Камья только у удмуртов он остался съемным, его вышивали отдельно и носили на завязках поверх рубахи.

В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэскышет — букв, боковой платок).

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымошортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины.

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской республики. Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой красный треугольник, под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

              Есть три великих вечных цвета.

              Красный, черный, белый.

              Солнце красное,

              Земля чёрная,

              И всё это – белый свет.

              Божественные три цвета –

              Белый, красный, чёрный.

Удмуртский орнамент

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме. 

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Мотивы наносились непосредственно на холст по счету нитей. 

Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Названия одних мотивов подчеркивают материал вышивки (зарни пужы – золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм – узор на груди. Особые орнаментальные композиции предназначались для вышивания платков и поясов. 

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров. 

hello_html_m789ce78f.jpg

hello_html_m35f50459.jpg
Ромбический орнамент известен, начиная с палеолитической древности 

hello_html_m2aee2d66.jpg

Заключение

  Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься, — говорится в русской пословице. Мы люди любопытные, и когда видим новую или старую, или необычную вещь, всегда спрашиваем — из чего она, для чего она. Возьмем, например, нашу собственную рубашку, которая всегда ближе к телу, пальто, платье, сарафан, головной убор, обувь. Все это наши друзья, которые берегут от холода, помогают нам чувствовать себя комфортно. А откуда они взялись? Из чего они произошли и как их делают? Об этом мы, вероятно, и не думаем…

Исследовательская работа о народном костюме заставила меня задуматься об этом. Столько интересного и совершенно нового для себя мы открыли. Выходит, можно открывать не только новые острова или    новые законы, можно узнавать историю вещей, которые так необходимы нам в жизни. Обычаи и традиции в жизни, в одежде – важнейшие элементы культуры любого народа. Они воспроизводят и закрепляют в жизни молодого поколения зачастую все самое лучшее, что  было достигнуто за прошедшие века в общественной и личной жизни  народа. 

Оказывается, традиционная одежда передает обряды и обычаи из поколения в поколение одного народа. Традиции в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека.

Огромная ценность традиций, обрядов, обычаев в одежде в том, что они  свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного   народа, его уникальные особенности.

Практическая работа.

Изготовление женской рубахи северных удмуртов.

Эскиз:

hello_html_m2ab3e2ae.jpg

Ромбический орнамент на рукавах рубахи:

hello_html_m2aee2d66.jpg

hello_html_m2d2c1e5d.jpg

Литература.

1.В.Н.Белицер «Народная одежда удмуртов», Издательство академия наук СССР,Москва,1951.

2.О.Н.Кокшайская, М.Г.Ходырева, Н.И.Шутова, Е.В.Попова «Все цвета радуги»,Ижевск,1996.

3.С.Х.Лебедева «Удмуртская народная одежда»,Ижевск «Удмуртия»,2008.

4.Л.А Молчанова, А.В.Фертикова «Удмуртский народный костюм. Реконструкции»,издательский дом «Удмуртский университет, г.Ижевск.

Проект «Традиционный костюм северных удмуртов»

Муниципальное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом города Глазова»

Проект

«Традиционный костюм северных удмуртов»

Руководитель проекта: Горбашова Наталья Геннадьевна,

старший воспитатель

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Удмуртский костюм северных удмуртов……………………..

1.1 Значение костюма в жизни удмуртов…………………………………

1.2 Элементы удмуртского костюма северных удмуртов……………….

Глава 2. Правда или вымысел

Глава 3. Проведение исследования.

3.1 Анкетирование …………………………………………………………..

3.2 Что думают об актуальности применения костюма северных удмуртов в

современной жизни сотрудники краеведческого музея г. Глазова УР…

3.3 Практическая работа……………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………..

Введение.

Вы задумывались о значимости народного костюма? Из каких элементов он состоит? Где в современной жизни находит свое применение данный костюм? Народный костюм- это неотъемлемая часть эволюции человечества. Он может рассказать о культуре народа и семье. Народный костюм тесно связан с бытовым укладом народа.

Какие элементы входили в повседневный женский костюм северных удмурток? Что самобытно в устройстве и изготовлении женского костюма северных удмуртов? Как и из чего изготавливались женские элементы в костюме? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Цель: изучить элементы женского костюма северных удмуртов.

Гипотеза: костюм северных удмуртов отражает традиции народа.

Предмет исследования: народный костюм северных удмуртов.

Объект исследования: элементы костюма северных удмуртов и их предназначение.

Задачи:

— проанализировать литературу, посвященную удмуртскому костюму;

— выяснить историю костюма;

— получить больше информации об элементах женского костюма северных удмуртов;

— мифы об элементах удмуртского костюма;

— провести опрос населения;

— провести интервью с сотрудниками краеведческого музея;

— выполнить творческую практическую работу;

— сделать выводы.

Методика исследования:

— Изучение литературы и других источников информации по данному вопросу;

— Анализ полученной информации;

— Наблюдения, практическая работа;

— Анкетирование.

Глава1. Удмуртский костюм северных удмуртов

1.1 Значение костюма в жизни удмуртов

Удмурты — одно из древних и крупных этнически сплоченных финно-угорских народов России. Наша маленькая Родина, Удмуртия, — это часть большого государства — Российская Федерация.

В современном мире народный костюм является незаменимой частью жизни большинства людей. С его помощью создаются уникальные образы и раскрывается индивидуальность и неповторимость каждого человека. Но, к сожалению, относясь с такой любовью к народному костюму, большинство даже не задумывается об их происхождении и первоначальной функции. А ведь народный костюм — это неотъемлемая часть эволюции человечества.

Наша одежда является непосредственным источником человеческих знаний о прошлом. В истории ее появления много неожиданного и поучительного. Она была нужна человеку для защиты от непогоды, в то же время, являясь своеобразным знаком отличия. При создании одежды человек выражал свое представление об окружающем мире, его опасностях, о добре и красоте. Какую бы историческую эпоху мы ни взяли, одежда будет отличать людей разных национальностей. Выходит, что история народа отражается в изменении и развитии его одежды. Вот почему музеи так бережно собирают и хранят старинную одежду.

1.2Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.hello_html_26897bd8.jpg

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем), головной убор (айшон). Вместе с одеждой носились сразу несколько украшений. Обычно комплект состоял из аппликативного нагрудника (муресазь), перевязи (кусильвезь) и ожерелья из серебряных монет (кироскал). Украшения использовались в стремлении усилить красоту одежды, часто выступали в роли оберега. Украшения выражали благосостояние владельца. Украшения передавались дочери по наследству.

Глава 2. Правда или вымысел

С одной стороны узоры на удмуртском костюме могут быть фантазийными и являться лишь элементами декора, а с другой стороны, каждый элемент узора несет в себе глубокий смысл.

Миф 1.Названия узоров люди придумали сами, стихийно. Но на самом деле мастерицы названия узоров заимствовали у природы: шундыпужы- узор «солнце», толезь пужы — узор «луна», вуюись – «радуга», пужым – «сосна»

Миф 2.

Геометрические фигуры (ромбы, квадраты, треугольники, прямые и ломанные полосы, крестики) на элементах костюма используются лишь для симметрии. Но на самом деле каждая фигура имеет взаимосвязь с явлениями природы.

hello_html_m62a59ea9.jpg

Миф 3. Сочетание цветов в костюмном ансамбле люди выбирали по своему желанию и по материальному благополучию. Но на самом деле каждый цвет нес в себе определенный символ. Это отражено в стихотворении удмуртского поэта и этнографа Владимира Владыкина:

Есть три великих вечных цвета:

Красный, черный, белый.

Солнце красное, земля черная.

И все это – белый свет

Божественные три цвета:

Белый, красный, черный.

Символ света и чистоты,

Символ страха и темноты,

Символ радости и красоты…

Глава 3. Проведение исследования.

3.1. Исследование началось с анкетирования 48 воспитанников разных возрастов в МКУ «Детский дом г. Глазова».

Знают ли дети и подростки о том, что у удмуртов есть свой национальный костюм ,и он имеет отличительные черты от одежды других народностей. Можно ли его увидеть в наши дни?

Целью было узнать ответы на эти вопросы.

Воспитанники (7-10) лет

Нам удалось выяснить, что большая часть детей младшего возраста не имеет понятия о том, что такое народный костюм и как он выглядит. Делая вывод, можем заметить, что в данном возрасте очень слабое представление о народном костюме удмуртского народа, и дети не понимают его значимости. Хотя в данном возрасте они должны иметь представление о народном костюме как элементе традиционной культуры своего народа.

Воспитанники (11-13)лет

В данной категории заметна информированность детей о том, что такое народный костюм, его значимость. Они считают, что в национальных костюмах живет память о самом народе. Кроме того, большая часть уверена в том, что народная одежда передает обряды и обычаи из поколения в поколение. Данные воспитанники имеют представление об удмуртском национальном костюме, знают основные его цвета и некоторые элементы.

Воспитанники (14-18) лет.

На вопрос: Знаете ли вы элементы удмуртского женского костюма? 92% ответило утвердительно. Мы можем заметить, что подростки больше знают об удмуртском национальном костюме, об истории создания и назначении отдельных единиц костюма.

3.2 Что думают об актуальности применения костюма северных удмуртов в современной жизни сотрудники краеведческого музея г. Глазова УР.

Для того чтобы быть уверенными в правильности собственных рассуждений нужно иметь авторитетное мнение, поэтому появилась возможность провести беседу с сотрудником краеведческого музея в работу которого входит непосредственное изучение жизни, быта и культуры удмуртского народа, и задать ему несколько вопросов.

1) Часто ли посетители музея интересуются удмуртским народным костюмом?

Сотрудник музея: На первый взгляд может показаться, что молодежь и подростки не интересуются самобытным женским костюмом. Но согласно статистике данная категория людей периодически интересуются именно этим вопросом.

2) Поступают ли вопросы, связанные с историей создания костюмов и их элементов?

Сотрудник музея: Отдельные элементы костюма изучаются на уроках краеведения и учащиеся нередко пользуются материалами нашего музея при подготовке домашних заданий, исследовательских работ, докладов.

3) Имеют ли популярность национальные мотивы в одежде в современном мире?

Сотрудник музея: Каждый народ велик своей историей. Культурой, неповторимостью языка, особенностью костюма. Мы живем на исторической родине удмуртского народа и гордимся богатой историей и самобытной культурой. В каждом уголке мира о нас узнали благодаря Бурановским бабушкам. Они несут культуру удмуртского народа в своих песнях, в своих костюмах. В последнее время модным стал фольклорный стиль в одежде и аксессуарах и среди молодежи.

3.3 Практическая работа

Изучением костюма северных удмуртов занимаемся не первый год. Мы изучили всю глубину создания костюма, технику кроя, вышивку.

Воспитанники детского дома решили своими силами создать женский костюм северных удмуртов.

Первым этапом нашей работы была зарисовка эскизов предстоящего костюма.

hello_html_m2ab3e2ae.jpghello_html_m23d19cf9.jpg

hello_html_2462728f.jpg

Выбранная модель не будет фантазийной и представлять собой современное прочтение и попытались передать всю аутентичность костюма северных удмуртов.

Повседневный женский наряд северных удмурток характеризовался комплектностью: он состоял из аппликативного нагрудника – муресазь, перевязи – кусильвесь и ожерелья из серебряных монет – кироскала, рубаха-дэрем, распашной кафтан — шортдэрем.

Детали и элементы народной женской удмуртской одежды имеют под собой глубокий смысл и не до конца объяснимое таинственное содержание.

Подробно изучив предназначение, покрой, орнаментацию, украшения, мы смело начинаем следующий этап нашей работы – изготовление изделия.

В результате творческой работы получился следующий результат.

hello_html_m47569b17.jpghello_html_m2488ff10.jpg

hello_html_m3e8140e6.jpg

Заключение

У нашего края есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе: национальных костюмах, промыслах, деревянных строениях, музыкальных инструментах, песнях, легендах, в сердцах народа, живущего на удмуртской земле.

Благодаря прочитанной литературе и источникам из интернета, встречам с сотрудниками музея, беседам с коренным населением цель работы достигнута. Нам удалось больше узнать о национальном костюме северных удмурток. Мы полностью убедились в своей гипотезе, что костюм северных удмуртов отражает традиции народа. В ходе исследования авторам удалось провести наблюдения, опросы, анкетирования и узнать, что многие жители Удмуртии интересуются, знают и изучают традиции своего народа. Исследования доказали, что некоторые люди, особенно дети, не могут представить всей серьезности данной проблемы.

Послание из прошлого: почему у удмуртов такой костюм? | Люди | ОБЩЕСТВО

Искусные мастерицы

Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры — красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно — свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.

Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.

Костюмы северных и южных удмуртов очень сильно отличались. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Богато и со вкусом

Удмуртскую одежду шили из холста, сукна и овчины, почти вся она была домашнего производства.

Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи — кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник.

Южные удмуртки носили рубаху, сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой.
Поверх этой одежды надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были лапти, башмаки или валенки.

Головные уборы — платки, шапочки, повязки, дополненные бисером, бусинами, монетами, — отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение.

К тому же женщины-удмуртки любили украшать себя большим количеством серебряных монет, это было и демонстрацией богатства, и защитой от сглаза. А праздничная одежда включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты и т.д.

Мужской костюм удмуртов за века изменился мало. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Штаны да рубаха

При всем таком богатстве женской одежды удмурты совершенно не сохранили многообразие мужского костюма. Мужчины, судя по всему, одевались очень просто: рубаха-косоворотка, полосатые штаны, плетеный или кожаный пояс. На голове — валяная или овчинная шапка, на ногах — лапти, сапоги, валенки. Из украшений разве что перстень, но обязательно с родовой печатью.

Комментарий специалиста

Серафима Лебедева, историк-этнограф:

— Национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия. Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты — клетчатую пестрядь. Более древняя одежда — белая, а южные удмурты многое переняли от тюрков.

В костюмах разнились крой, цвет. Отличались наряды женщин разных возрастов и социального круга — была одежда для девочки, девушки, невесты, зрелой и пожилой женщины. В праздничных вариантах использовались украшения из монет, нагрудные, чересплечные, поясные. А мужской костюм прост и функционален: клетчатая косоворотка, полосатые штаны и валяная шляпа.

 

 

Смотрите также:

Удмуртский народный костюм история. Удмуртский национальный костюм. Традиционный костюмный комплекс удмуртов




Чёрный цвет — символ земли и стабильности;

Красный – цвет солнца и символ жизни;

Белый – символ космос и чистоты нравственных устоев.


2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.

Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.

Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.

Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

ШУНДЫ -МУМЫ

МУЗЬЕМ- МУМЫ



праздничная

Традиционная

повседневная

свадебная

одежда

ритуальная









14. Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон). Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаны и шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные.


15. Для окраски тканей использовались растительные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получали синюю и сиреневую краски, из подмаренника красную, из ольховой и дубовой коры — коричневую, крапивы — зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли железные квасцы и так далее.

В XVIII веке стали применяться покупные красители. Появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.



На уроке сегодня

  • Я узнал…
  • Особенно мне понравилось…
  • Я понял…
  • Меня удивило…
  • Я похвалил бы себя за…
  • Мне не понравилось…
  • Самым интересным было…

  • Узнать как выглядит Удмуртский национальный костюм.
  • Какой материал применялся для изготовления костюмов?
  • Определить разновидности костюмов по территориальной принадлежности.
  • Задачи:
  • Изучить необходимую литературу.
План работы над проектом.
  • Найти необходимую информацию
  • Оформление
  • Создание презентации
  • Представление друзьям
Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.
  • Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.
  • Он не подвержен влиянию мимолетной моды.
  • Его мода — традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
  • Л.А.Молчанова
Удмуртская одежда шилась из:
  • холста сукна овчины
  • В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма
  • северный южный
Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
  • Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
  • Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
  • Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
  • Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
  • Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.
  • Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.
  • Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
  • Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э
  • Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож
Костюм Азелинского времени. 3-5 века
  • Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен
Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века
  • Шапочка могла быть и кожаной, и
  • матерчатой с меховой опушкой
Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв.
  • Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами
Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв.
  • Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца
Женский и девичий костюмы 16-18 вв.
  • Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи
Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант). Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.
  • К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником
Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв. Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв. Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.
  • С середины 18 века
  • в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.
Завятский (арский) костюмный комплекс. 19 – середина 20

Современный костюм

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность — «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную — картин, подвесок, сумок – в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад — на съемках первого удмуртского художественного фильма «Тень Алангасара», где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. «Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу», – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль «Шулдыр ӝыт», «Малпан», Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. «Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала».

Важно отметить, чтотрадиционную одежду создавали люди, не имевшие специального образования, и исключительно вручную. При этом создатели удмуртского костюматонко чувствовали композицию и правильные пропорции. Есть чему поучиться у наших предков, результаты мастерства которых могут служить вдохновению современным авторам новых коллекций.

Изделия

Одежда удмуртов: женские головные уборы

3142525235 Одежда удмуртов: женские головные уборы История и краеведение Народознание и этнография Удмуртия

Одежда удмуртов: женские головные уборы

Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по р. Косе, левому притоку Чепцы. А другая – на основе племени калмез, их селения расположены в верховьях рек Лумпун и Лобани, правых притоков Кильмези.

В женском головном уборе йыршет Г. А. Казакова, директор краеведческого музея пос. Уни (Кировская обл.).
Фотография автора. 2002

В 2002 г. во время археолого-этнографической экспедиции в Унинский район Кировской области в крае­ведческом музее пос. Уни при знакомстве с коллекцией традиционной одежды русских, удмуртов-ватка, удмуртов-калмезов моё внимание привлекла одна деталь женского головного убора калмезов в форме маленького чепца или сборника. Передняя налобная часть его декорирована восемью узкими полосками разноцветной ткани: низ обрамлён клетчатой тёмно-синей полоской, последующие четыре полоски красного цвета перемежались последовательно клетчатой зелёной, клетчатой бело-голубой, затем вновь клетчатой зелёной полосками. Сотрудники музея не обладали информацией относительно наименования этой детали составного головного убора и способов его ношения. По счастливой случайности в ходе экспедиционных поездок по району удалось повстречаться с двумя женщинами преклонного возраста – Анной Севастьяновной Ивановой (1911 г. р.) и Александрой Дмитриевной Гусевой (1918 г. р.). Обе они являлись уроженками исчезнувшей ныне д. Маги, представительницами этнографической группы удмуртов-калмезов. Эти женщины вспомнили о существовании старинного головного убора йыршет (букв. «головной платок». – Н. Ш.) или колпак в виде маленькой шапочки с завязками. Она обшивалась монетами и носилась под покупным платком. Верхний рубеж бытования этого убора относится к началу XX в., ибо именно в этот период, в детстве, его могли видеть информаторы, родившиеся в 1910–1920-х гг., они и сохранили сведения о наименовании, назначении и способах ношения шапочки йыршет. Следующее поколение людей, родившееся в 1930-х гг., уже ничего не помнило об этом уборе.

Деталь составного головного убора удмуртской женщины йыршет.
Фотография автора. 2002

В фондах Национального музея Удмуртской Республики имеется небольшая коллекция подобных шапочек йыршет, собранная среди удмуртов-калмезов Кировской области и в Удмуртии научным сотрудником музея С. Х. Лебедевой и бывшими работниками музея – директором Г. Ф. Сидоровым, заместителем директора В. А. Семёновым. Такая шапочка имеет завязки на затылке, она надевалась на лоб и покрывалась платком. По названию, форме и внешнему виду шапочки аналогичны головному убору из Унинского музея. По свидетельству С. Х. Лебедевой, йыршеты надевались женщиной после рождения ребёнка во время полевых работ или обрядовых игр. Судя по имеющимся этнографическим материалам, ношение шапочек замужними женщинами среди удмуртов не было распространённым явлением. Ношение круглых шапочек отмечено В. Н. Белицер у центральных и северных удмуртов. В Селтинском и Юкаменском районах тоже была известна женская сборчатая шапочка йыршет. Следует отметить, что оба указанных района своими западными рубежами граничат с Унинским районом Кировской области. В Шарканском районе женщины носили белую шапочку подургу под платком, её края обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом.

Головные уборы и костюмные комплексы косинских удмуртов (ватка) хорошо сохранились, они используются и в настоящее время фольклорными коллективами. Этот костюм являлся объектом пристального внимания исследователей. Значительно меньше внимания уделяли костюму удмуртов-калмезов, по каким-то причинам он рано вышел из употребления. Сохранились лишь краткие суммарные описания костюма калмезов. Калмезские женщины носили высокий конусообразный головной убор – айшон, поверх которого надевали покрывало сюрйылкышет (букв. «платок на рогатую голову». – Н. Ш.), в других местах его называли сюлык. Головное полотенце замужних женщин называлось йыркышет (дьыркышет < йыркышет у завятских удмуртов, чалма – у южных удмуртов). Среди калмезов была распространена белая вышитая рубаха туникообразного покроя; вышивка располагалась на рукавах, на груди и на подоле. Впоследствии вышивка уступает место аппликации; белая рубашка из домотканины заменяется пестрядинной; появляется кокетка, верх рубахи до пояса стали шить только из фабричной ткани, чаще из красного цветастого ситца или кумача. Видимо, неслучайно удмурты-ватка, противопоставляя себя калмезам из соседних деревень, говорят, что сами-то они ходят в белом, а калмезы – в красном1.

Археологические аналоги унинскому типу убора выявлены автором статьи в Кукморском районе Республики Татарстан. В 1987 г. в процессе раскопок удмуртского могильника XVII–XVIII вв. в д. Ош-Юмья нами были найдены остатки необычного женского головного убора. В погребении № 9 наряду с серьгами, браслетом из бисера и нагрудного (чересплечного) украшения обнаружены остатки головного убора, состоявшего из позументной ленты на лбу и берестяного колпачка, лежавшего над макушкой головы умершего. Датировка могилы устанавливается по семи серебряным копейкам, одна из которых выпущена во времена царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), а остальные шесть – при Петре Алексеевиче (1696–1718 гг.). Монеты были пробиты и прикреплены к нагруднику.

Выявленный могильник использовался завятскими (или арскими) удмуртами, проживающими в Кукморском, Балтасинском, Мамадышском районах Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Уржумском и Малмыжском районах Кировской области2. Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов состоял из двух основных типов головных уборов (девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык), рубашки из красно-чёрной мелкоклетчатой пестряди туникообразного покроя с короткими рукавами, с оборкой (ширина 10–15 см), нагрудных и наспинных украшений3.

Сведения об удмуртских женских головных уборах с колпачком в этнографической литературе отсутствуют. Близкие аналоги ему известны только в марийской среде. По наличию берестяного колпачка, который надевали на причёску, обнаруженный в д. Ош-Юмье головной убор напоминает марийский шимакш. Последний представлял собой остроконечный колпачок, сшитый из одного куска холста и вышитый шерстью и шёлком. Перед тем, как его надеть, волосы туго стягивали на темени или ближе ко лбу, на причёску надевали берестяной или войлочный колпачок, а сверху накидывали собственно шимакш, конец которого свободно ниспадал на спину4. Однако в отличие от марийского убора наша находка включала ещё позументную ленту, украшавшую край налобной повязки или шапочки. На основе археологических наблюдений и марийских аналогий нами был выполнен вариант реконструкции этого убора5. И, поскольку такая уникальная разновидность головного убора была обнаружена в удмуртском могильнике, а этнографические параллели имелись среди марийцев, было высказано два предположения: либо прежде у удмуртов существовал какой-то аналогичный убор с берестяным колпачком, либо эту находку следует рассматривать как случай марийского заимствования6.

Причёска женщины, носившей головной убор шымакш

Таким образом, существование особого типа составного головного убора замужней женщины в форме шапочки, надеваемой поверх пучка волос надо лбом или на темени, выявленного по этнографическим данным унинских удмуртов, нашло подтверждение и в археологических материалах среди завятских удмуртов. Судя по своим размерам, шапочка-колпачок надевалась на прическу и, очевидно, прежде имела твёрдый каркас (основу) из бересты или луба. Удмурты-калмезы называли этот убор йыршет, наименование его у завятских удмуртов неизвестно. Имеющиеся данные позволяют определять время бытования йыршета второй половиной XVII – началом XX в. Территория его распространения – юго-западные ареалы обитания удмуртского этноса (завятские удмурты и удмурты-калмезы). Этот головной убор имел локальное значение, не использовался повсеместно, поэтому до сих пор не был зафиксирован исследователями. Подобные головные уборы близки русскому повойнику, коми-пермяцкому моршеню, простому чепцу и девичьей шапочке такъе7.

Примечания

1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов : материалы к этногенезу. М., 1951. С. 42, 65 ; Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.
2 Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Указ. соч. С. 115.
3 Там же. С. 117 ; Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. Ижевск, 2000. С. 121–154.
4 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. С. 136 ; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 38–39.
5 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. : по данным могильников. Ижевск, 1992. Рис. 27.
6 Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI–XVIII вв. (по данным археологии) // Традиционная материальная культура и искусство Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995. С. 30–31.
7 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 65–67.

Автор Н. И. Шутова

Источник

https://posredi.ru/udmurt_od.htmlСергей СиненкоИстория и краеведениеНародознание и этнографияУдмуртияистория,Удмуртия,удмурты,этнографияОдежда удмуртов: женские головные уборы Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по…Сергей СиненкоСергей Синенко [email protected]Посреди Россииcropped-logo_ru-700 Одежда удмуртов: женские головные уборы История и краеведение Народознание и этнография Удмуртия

Презентация «Народный костюм северных удмуртов»

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРНЫХ УДМУРТОВ

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРНЫХ УДМУРТОВ

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.  Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.  Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.  Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.

Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.

Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.

Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

Чёрный цвет - символ земли и стабильности; Красный – цвет солнца и символ жизни; Белый – символ космос и чистоты нравственных устоев.

Чёрный цвет — символ земли и стабильности;

Красный – цвет солнца и символ жизни;

Белый – символ космос и чистоты нравственных устоев.

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.  Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.  Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.  Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.  ИНВУ  ШУНДЫ -МУМЫ  МУЗЬЕМ- МУМЫ

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.

Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.

Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.

Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

ИНВУ

ШУНДЫ -МУМЫ

МУЗЬЕМ- МУМЫ

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.  Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.  Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.  Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.  ИНВУ  ШУНДЫ -МУМЫ  МУЗЬЕМ- МУМЫ   праздничная  Традиционная  повседневная  свадебная одежда  ритуальная

праздничная

Традиционная

повседневная

свадебная

одежда

ритуальная

ДЭРЕМ

ДЭРЕМ

ШОРТДЭРЕМ

ШОРТДЭРЕМ

КАБАЧИ

КАБАЧИ

Налобная повязка

Налобная повязка

Фартук - азькышет

Фартук — азькышет

Фартук - азькышет Фартук - азькышет 14. Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон). Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.  Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаны и шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные.

14. Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон). Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаны и шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные.

15. Для окраски тканей использовались растительные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получали синюю и сиреневую краски, из подмаренника красную, из ольховой и дубовой коры - коричневую, крапивы - зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли железные квасцы и так далее.  В XVIII веке стали применяться покупные красители. Появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.

15. Для окраски тканей использовались растительные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получали синюю и сиреневую краски, из подмаренника красную, из ольховой и дубовой коры — коричневую, крапивы — зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли железные квасцы и так далее.

В XVIII веке стали применяться покупные красители. Появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.

15. Для окраски тканей использовались растительные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получали синюю и сиреневую краски, из подмаренника красную, из ольховой и дубовой коры - коричневую, крапивы - зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли железные квасцы и так далее.  В XVIII веке стали применяться покупные красители. Появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.  На уроке сегодня Я узнал... Особенно мне понравилось… Я понял… Меня удивило… Я похвалил бы себя за… Мне не понравилось… Самым интересным было…   

На уроке сегодня

  • Я узнал…
  • Особенно мне понравилось…
  • Я понял…
  • Меня удивило…
  • Я похвалил бы себя за…
  • Мне не понравилось…
  • Самым интересным было…

 

На уроке сегодня Я узнал... Особенно мне понравилось… Я понял… Меня удивило… Я похвалил бы себя за… Мне не понравилось… Самым интересным было…   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *