Стадии развития семьи: Стадии и этапы развития семьи – Жизненный цикл семьи — Википедия

28Ноя - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Стадии и этапы развития семьи

Семья похожа на живой организм и в своем развитии проходит обычные этапы, которые можно назвать уровнями развития семьи. Это период ухаживания, далее совместная жизнь без детей, далее — семья с маленьким ребенком, зрелая семья и семья со взрослыми детьми. Потом дети покидают родителей, выходя в самостоятельную жизнь. Для многих семей дополнительным переломным моментом оказывается выход на пенсию, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад.

Если эти переходы с этапа на этап протекают с трудностями, то такой трудный и болезненный этап именуется кризисом в отношениях.

Итак, основные стадии и этапы развития семьи:

1. Период ухаживания. «Конфетно-букетный» период: период романтических встреч, влюбленности, партнеры еще не начали жить вместе.

2. Совместная жизнь без детей. Собственно, создание семьи. Переход с конфетно-букетного периода к совместной жизни сопровождается известным кризисом первого года совместной жизни. Поскольку каждый несет свою собственную модель из родительской семьи, в это время происходит притирка двух разных представлений о семейной жизни, выработка устраивающих обе стороны бытовых правил.

3. Семья с маленьким ребенком. Кризис при рождении первого ребенка влечет появление новых ролей: теперь не только муж и жена, а еще и папа, мама. Этот кризис также известен как кризис 3 лет в отношениях, так как по прошествии трех лет в семье зачастую уже появляется ребенок.

4. Зрелая семья. Через несколько лет брака семья представляет собой сложный организм, на управление которого требуется все больше и больше ресурсов. В семье могут появиться второй и последующие дети, все они требуют внимания, вложений, усилий. Супруги становятся старше, меняются их личные задачи, мировоззрение. У них появляются успехи или неудачи в карьере, отношениях с друзьями, испытания в других жизненных сферах. Браку предстоит серьезный вызов: супруги будут только совместными партнерами по хозяйству и воспитателями, или они будут по-прежнему любить друг друга, развивать совместные интересы и уделять внимание отношениям? В этот период психологи говорят о кризисе 7 лет отношений.

5. Семья со взрослыми детьми. Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть – в такой семье взрослые дети живут своими интересами, влюбляются, ведут активную социальную жизнь. Если же отношения супругов проседают, то они всеми силами будут стремиться не дать ребенку повзрослеть. В такой семье совместная забота о ребенке – это единственное, что поддерживает брак, в связи с чем родители обычно не принимают избранницу сына (избранника дочери), находят в нем реальные и мнимые недостатки, агрессивно ввязываясь в жизнь взрослого ребенка и навязыя свое мнение.

6. Выросшие дети покидают родителей, семья снова состоит из двух супругов. Когда дети вырастают и уходят от родителей, то супруги сталкиваются с новым испытанием. Осталось ли что-либо от их отношений или их роли «муж» и «жена» перестали существовать и остались только «мама» и «папа»? Теперь не нужно круглые сутки совместно решать проблемы болезней, выпускных экзаменов, несчастных влюбленностей и других треволнений детей. Дом опустел и супруги остаются наедине. Возможно, что детьми постоянно занималась жена, а муж активно строил карьеру. В таком случае, если женщина не смогла создать свое личное пространство, то ее жизнь потеряет смысл, вследствие чего начнется кризис как у нее, так и в отношениях.

7. Выход на пенсию. Для многих семей это переломный момент, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад. Разводы тут происходят редко, а изменения настроения и характера — частенько. Для кого-то это долгожданная пора свободы, когда можно заниматься любимыми делами, творить и путешествовать, для кого-то тоскливый конец жизни, который неизвестно зачем приходится доживать. Важным моментом тут оказывается взаимопомощь в паре, когда каждый помогает другому не уйти в негатив, поддерживать позитив в отношениях и видение жизненных перспектив.

Вводное занятие Университета

Жизненный цикл семьи — Википедия

Жизненный цикл семьи — это закономерная последовательность этапов, которые проходит в своём развитии семья. Выделяют стадии, или этапы, жизненного цикла, то есть период времени существования семьи от одного семейного события до другого.

Термин «жизненный цикл семьи» (англ. Family Life Cycle) был введён Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 году[1]. Они понимали семью как динамическую систему, подверженную двум законам: закону гомеостаза и закону гетеростаза (развития). Согласно первому закону, каждая семья стремится к сохранению своего нынешнего состояния, пребыванию на данном этапе развития. В соответствии со вторым законом, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть определённую последовательность стадий развития.

Существует большое число различных периодизаций семейного цикла. В качестве критериев для выделения стадий разные авторы используют разные показатели: наличие или отсутствие детей и их возраст; возраст супругов; стадии развития брака; изменения отдельных функций семьи; изменения структуры семьи; изменения способов внутрисемейной коммуникации и т. д.

Э. Дювалль[2]

(1957) рассматривает следующие стадии жизненного цикла семьи, основанные на критерии наличия или отсутствия детей в семье и их возраста:

  1. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет.
  2. Детородящая семья, возраст старшего ребёнка до 3 лет.
  3. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребёнку 3—6 лет.
  4. Семья с детьми-школьниками, старшему ребёнку 6-13 лет.
  5. Семья с детьми-подростками, старшему ребёнку 13-21 год.
  6. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
  7. Супруги зрелого возраста.
  8. Стареющая семья.

Э. К. Васильева[3] (1975) выделяет пять стадий семейного цикла, к критериям выделения которых были добавлены такие, как наличие собственных семей у детей, начало трудовой деятельности детей, совместное проживание детей с родителями:

  1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребёнка.
  2. Рождение и воспитание детей: продолжается до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребёнка.
  3. Окончание выполнения семьёй воспитательной функции: продолжается до того момента, когда на попечении родителей не остаётся ни одного из детей.
  4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.
  5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Б. Картер и М. Мак-Голдрик[4] (1988) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи, критерием выделения которых является наличие или отсутствие детей в семье и их возраст :

  1. Внесемейное положение: холостые мужчины и незамужние женщины.
  2. Семья молодоженов.
  3. Семья с маленькими детьми.
  4. Семья с подростками.
  5. Выход повзрослевших детей из семьи.
  6. Семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко[5] (1989) выделяет четыре стадии, критерием разграничения которых выступает количество лет, прожитых супругами в браке:

  1. Совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни.
  2. Молодые браки — от 5 до 9 лет.
  3. Средние браки — от 10 до 19 лет.
  4. Пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

А. И. Антонов и В. М. Медков[6] (1996) рассматривают четыре основные стадии жизненного цикла:

  1. Стадия предродительства — от заключения брака до рождения первого ребёнка.
  2. Стадия репродуктивного родительства — период между рождением первого и последнего ребёнка.
  3. Стадия социализационного родительства (стадия воспитания) — период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребёнка.
  4. Стадия прародительства — период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).

Г. Навайтис

[7] (1999) выделяет шесть этапов развития семьи, выделенных на основании стадий супружеских отношений:

  1. Добрачное общение.
  2. Брак.
  3. Этап медового месяца.
  4. Этап молодой семьи.
  5. Зрелая семья.
  6. Семья людей старшего возраста.

Нормативный кризис характеризует переход между стадиями жизненного цикла и переживается практически каждой семьёй. При успешном разрешении кризисной ситуации происходит, как правило, гармоничное развитие семьи и личностный рост её членов.

В рамках системного подхода первое подробное рассмотрение жизненного цикла семьи было представлено в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия»[8]. Автор отметил, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа жизненного цикла к другому.

Нормативные кризисы возникают, когда прохождение какого-либо этапа жизненного цикла затрудняется. При этом способы достижения целей, использовавшиеся ранее, перестают быть эффективными при удовлетворении новых потребностей членов семьи.

Каждый новый этап связан с изменениями всей структуры семьи и обладает рядом задач, предстающих перед семьёй. Многие семьи успешно преодолевают переходный период, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Однако если семье не удаётся перестроиться, то это сильно усложняет прохождение последующих нормативных кризисов.

В. Сатир (1992) выделяет десять основных кризисных этапов в семейном цикле[9] :

  1. Зачатие, беременность и рождение первого ребёнка.
  2. Начало освоения ребёнком человеческой речи.
  3. Налаживание отношений ребёнка с окружающей средой.
  4. Вступление ребёнка в подростковый возраст.
  5. Взросление ребёнка, оставление родительского дома.
  6. Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять).
  7. Наступление климакса в жизни женщины.
  8. Уменьшение сексуальной активности мужчин.
  9. Становление родителей в роли бабушек и дедушек.
  10. Уход из жизни одного из супругов.

Некоторые авторы[10] придерживаются интегрированного подхода (2006), где выделяются семь семейных нормативных кризисов, связанных с жизненным циклом семьи:

  • Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.
  • Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.
  • Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа).
  • Кризис 4. Принятие факта вступления ребёнка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью.
  • Кризис 5. Выросший ребёнок покидает дом.
  • Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем.
  • Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов.

Таким образом, семья в своём развитии проходит ряд стадий (этапов), каждая из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом.

  1. ↑ Duvall, E. M. & Hill, R. L. Report of the Committee on the Dynamics of Family Interaction. Washington, D.C. National Conference on Family Life, 1948.
  2. ↑ Duval, E. M. Family development. Philadelphia Lippincott, 1957 (Revised editions, 1962, 1967, 1971, 1977).
  3. ↑ Васильева Э. К. Семья и её функции. — М.: Статистика, 1975.
  4. ↑ Carter B. & McGoldrick M. (eds.) The changing family life cycle — a framework to family therapy. Boston: Allyn & Bacon, 1988.
  5. ↑ Сысенко В. А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 1989. — 176 с.
  6. ↑ Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  7. ↑ Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.
  8. ↑ Хейли, Дж. Необычная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона/ Дж. Хейли. — Спб.: Белый кролик, 1995. — 384 с.
  9. ↑ Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с
  10. ↑ Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

Фазы развития семьи — 7Я

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи:

1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.

2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с маленькими детьми).

4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).

7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.

Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.

На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.

Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных периодов развития семьи и функций членов семьи.

1. Стадия формирования семьи

Партнерские функции:

осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

распределение времени между домом и работой;

выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

беседы между супругами о браке и будущем семьи.

2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

забота о потребностях ребенка;

распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни

Этапы развития семьи — советы психологов на InHa|rmony

Этапы развития семьи напоминают этапы развития цветка. Можно представить себе зернышко, потом маленький побег, затем бутон, а вот уже и цветок. Потом он дает новые семена и, отцветая, медленно засыхает. Так и в жизни. Зернышко — симпатия, потом — первые шаги, затем — влюбленность. А цветок — это любовь. И то, насколько долго он будет красивым, зависит только от того, как трепетно или, наоборот, небрежно будут о нем заботиться.

Крепкая семья

Этапы развития семейных отношений

Этапы семейных отношений — важный объект изучения такой дисциплины, как семейная психология. Она выделяет 7 основных стадий развития супружеских отношений:

  1. Увлечение.
  2. Начало совместной жизни.
  3. Появление детей.
  4. Воспитание детей.
  5. Взросление детей.
  6. «Пустое гнездо».
  7. Старость.

Увлечение как начало отношений

Увлечение как начало отношенийЭтот период, пожалуй, самый яркий и самый запоминающийся из всей совместной супружеской жизни. Ведь здесь люди только начинают узнавать друг друга. В отношениях на данной стадии присутствуют и страсть, и влечение, и нежность, и влюбленность. Такой фейерверк эмоций не то чтобы немного скрашивает будни, он переворачивает все с ног на голову.

Здесь нет изъянов, только преимущества, ведь увлеченные люди практически ничего не замечают вокруг себя, только приятное и хорошее. Но этот этап недолгий. Как правило, по времени он длится до года, и это при том условии, если за это время пара не будет съезжаться. А потом у обоих вдруг открываются глаза.

Начало совместной жизни

Знакомство с родителями и другими родственниками. Предложение сделано, свадьба сыграна. Молодые начинают жить вместе. Каждый день они просыпаются вместе на работу, каждый вечер они ложатся вместе спать. Так изо дня в день проходит один год, и вот уже они празднуют первую годовщину свадьбы. Если они выдержали целых 12 месяцев вместе, это уже большой плюс.

Весь этот год партнеры притирались друг к другу, узнавали привычки. Но далеко не все пары проживают это время вместе. Случается так, что молодые разводятся уже после первого месяца супружеской жизни. Быт и вспыльчивый характер срабатывают в качестве спички и канистры с бензином. Происходит «взрыв» отношений. Многие пары так и не могут научиться молчать в тех ситуациях, когда это необходимо. Еще одна ошибка новоиспеченных супругов — то, что каждый из них «тащит» модель семьи из собственного опыта. Стоит забыть о таких словах: «А вот у нас дома..». Начинает свою жизнь совершенно новая ячейка общества. Она уникальна, поэтому правильно начинать все с чистого листа.

Появление детей и их воспитание

Знакомство с родителями женихаОбычно до трехлетия совместного проживания у пары появляется первый или даже второй ребенок. Как правило, в семьях больше ответственности за чадо берет на себя мама, так как папа продолжает «быть в строю», зарабатывая деньги.

Здесь очень велика вероятность развода, поскольку нервы молодой женщины, теперь еще и мамы, иногда просто не выдерживают, ведь она все время дома одна с маленьким ребенком на руках. Кроме магазина, поликлиники и детской площадки она практически никуда не выходит. Кому это может понравиться? Тем более, если раньше она вела активный образ жизни.

Она все время пилит мужа по пустякам. А он, в свою очередь, старается больше времени проводить вне дома, что чревато появлением любовницы и крахом семьи. Поэтому этот период нужно просто перетерпеть, ведь это не навсегда.

И вот уже детки подросли, пошли в садик или школу. Женщина к этому времени уже вышла из декрета, вошла в колею. Мужу стало легче в финансовом плане, ведь теперь доходов стало больше.

В семье на этом этапе уже все «устаканилось»: взрослые привыкли к странностям друг друга, появились дети, а они, как правило, только сплачивают семью. Но если проблемы между супругами существуют, то ребенок ничем не поможет.

Появление детейПаре теперь намного легче. Они весело проводят вместе выходные, вместе воспитывают своих отпрысков.

Появилось время на друзей и другие увлечения. Жизнь снова обрела краски.

Эта стадия не только дает немного свободного пространства, но также содействует и внутреннему развитию каждого из них. Общаясь с другими людьми, читая книги, путешествуя, они расширяют свой кругозор.

Каждый из супругов уже может оглянуться назад, затем посмотреть на сегодняшний день и задать себе вопрос: «А так ли хотелось прожить это время?».

Взросление детей

Этот этап не так сложен, как начальные, ведь дети уже выросли. Они готовятся покинуть родительский дом и начать отдельную жизнь. Здесь и выпускной, и поступление в университет, и первая любовь. А родители в это самое время осознают, что, если они и жили в этой семье ради детей, то сейчас их вместе уже ничто не держит. Очень часто этот период бывает последним в истории совместной жизни двух партнеров. Почему? Потому что они освобождены от заботы над чадом, ведь дети могут позаботиться о себе сами. Практика показывает, что один из супругов в это время может завести интрижку на стороне, ведь супружеская жизнь уже успела поднадоесть.

Такая ситуация чревата тем, что мужчина может успеть завести еще одну семью и даже подарить ребенка любовнице. В этот период он даже может попробовать уйти из семьи навсегда. Разлучница, как правило, моложе него лет на 15 или даже больше. Но их это не останавливает. На этой стадии возрастает количество пар, которые обращаются к семейным психологам. Это хороший знак, ведь люди пытаются сохранить благоприятный климат в семье или хотя бы дружеские отношения, живя под одной крышей.

«Пустое гнездо»

Взросление детейВот уже сыграна свадьба дочери или сына. Дом, где всегда был вечный шум и не было ни дня покоя, вдруг опустел. Остались только воспоминания и редкие визиты молодоженов к родителям. Жизнь уже фактически прожита. Оглядываясь назад, супруги нередко проигрывают другое развитие своей жизни с другими партнерами.

Здесь уже нет смысла разводиться, так как они вряд ли встретят кого-то лучше. Такая пара уже без слов понимает друг друга. Они вместе подшучивают друг над другом. Но, пройдя практически весь свой жизненный путь вместе, они прочно связаны пережитыми испытаниями судьбы.

Пара продолжает ходить на работу или к тому времени даже начинает собственный бизнес. Совместные дела, как правило, очень объединяют. Также они стараются чаще интересоваться общественной жизнью, больше социализироваться. Такая пара очень интересна: она может поддержать разговор на любую тему, благодаря богатому жизненному опыту.

Но случается и так, что после ухода ребенка из семьи супругам даже не о чем поговорить.

Они даже не ругаются. А какой смысл ругаться, если мириться они не будут? Так и будут доживать, практически не общаясь друг с другом. Им скучно, даже тоскливо. Раньше у них был совместный «проект» под названием «сын» или «дочь». А теперь «проект» ушел, забрав всю любовь и силы, потраченные на его воспитание. Поэтому обязательно нужно найти приятные увлечения для обоих супругов и жить дальше, как будто ничего не изменилось. Ведь жизнь продолжается, и ее стоит, как следует, раскрасить.

И вот приходит старость

Долгожданный выход на пенсию, появление внучат. Уже можно забыть про будильник и наслаждаться приятным «отпуском». Пожилая пара, как правило, ведет или социальную, или отшельническую жизнь: они либо берут загранпаспорта и небольшую поклажу и отправляются в кругосветное путешествие, либо берут другую поклажу и запираются у себя на даче, ожидая сбора нового урожая. Ни с кем не общаясь, они ограничивают круг знакомых до минимума.

Этот выбор зависит и от финансовых возможностей пары, и от предела их самых заветных мечтаний. Такая пара очень крепко связана. Нередко после смерти одного из партнеров второй просто не знает, как жить дальше. Такой паре удалось выстоять против безжалостных бурь и проливных дождей судьбы и пронести свою любовь сквозь всю жизнь.

Семья — и сразу человек вспоминает либо родительский дом, либо собственный. Ведь каждому приятно осознавать, что его где-то с нетерпением ждут. Существуют 7 уровней развития семьи. Эти стадии включают в себя весь совместный жизненный путь пары. Среди них психологи выделяют: увлечение, начало совместной жизни, появление детей, воспитание детей, взросление детей, «пустое гнездо» и старость.

К сожалению, иногда эти этапы протекают очень болезненно для обоих супругов, и это нередко становится причиной развода. Поэтому терпимость и доверие друг к другу так важны в совместной жизни.

Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

Жизненный цикл семьи — это история жизни семьи, её протяженность во времени, собственная динамика семейной жизни. Это понятие используется социологами, психологами, психотерапевтами для описания ряда характерных для семьи важнейших событий.

В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что при переходе от одной стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении личности. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений.

Жизненные циклы семьи: 9 стадий

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако, если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного кризиса.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Первая стадия жизненного цикла — это стадия монады: одинокий, финансово самостоятельный молодой человек, живущий отдельно (предположим, речь идет о тех временах, когда оплата труда в Америке увеличивалась). Он живет сам по себе, вырабатывает некий опыт самостоятельной жизни, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, слегка от них отстраняется, проверяет их на практике. Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. Затем молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак.

Вторая стадия называется стадией диады. Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет осуществляться. Есть правила, которые можно выработать легко, а есть такие, которые выработать трудно: во-первых, потому что они плохо осознаются, и, во-вторых, потому что они непосредственно привязаны к самооценке.

Правила, о которых разговаривать просто,— это внешние правила жизни. Например, кто из членов семьи планирует отдых, кто моет посуду, кто покупает, кто зарабатывает деньги. Если люди по своему опыту жизни в родительских семьях несильно отличаются друг от друга, то им о таких внешних правилах договориться довольно просто.

Но в семейной жизни есть и такие существенные вещи, по поводу которых договариваться труднее. Например, правила сексуального поведения. Приведу банальный случай: девушка выросла в такой семье, где мама встречала папу на каблуках и накрашенная, и девушка знает, что это нормальное поведение и что не надо ходить дома в халате, тапках и оскорблять взор супруга своей неприбранностью; хочешь мужа порадовать — намажь лицо, и все будет отлично.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

А молодой человек вырос в другой семье. На каблуках и накрашенная — это была его первая учительница, которую он ненавидел лютой ненавистью. А дома у него мама была мягкая такая, в халате ходила, в тапках, и ему было с ней очень хорошо. И вот жена ждет мужа с работы на каблуках, думает, что сейчас они отлично проведут время вместе. А он, увидев ее, спрашивает: «Мы, что, идем в гости?» Она думает: «Не хочет меня. Может быть, уже разлюбил? Положим на заметку, пойдем в гости». Потом она болеет и ходит в халате и тапках, не нравится себе ужасно, плохо себя чувствует. Муж думает: «Наконец-то жена дома»,— и начинает к ней проявлять сексуальный интерес. «Вот скотина, я болею, а он…»

Анна Варга: Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

Какова внутренняя логика этого молодого человека? «Я прихожу домой, думаю, что сейчас отлично проведем время с женой, а она уже собралась куда-то на выход, только я думаю — она уже дома и моя, а она нарядилась для посторонних. Не любит?»

Возникает некое напряжение, которое трудно обсуждать, поскольку непонятно, о чем идет речь. Все очень смутно. Выстроить такую четкую линию, кто что делает и когда, кто что чувствует и когда (когда каблуки и когда тапки),— это дело непростое. У людей это происходит на уровне самочувствия, а вовсе не формулируется в словах. А если бы это можно было вывести на уровень речи и обсудить, то понятно было бы, что данный вопрос можно решить очень просто, как и вопрос о том, идем ли мы сегодня в гости или делаем что-то другое.

Предположим, эта молодая семья не развелась и выяснила все про тапки и каблуки, и все остальное тоже выяснила, и они рожают ребенка. Или, допустим, они ничего не выяснили, но закон гомеостаза сработал, и они рожают ребенка, чтобы не развестись.

Так или иначе, наступает третья стадия жизненного цикла — триада. Опять время кризиса. Они думали, что будет лучше, а стало хуже. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции.

Во-первых, это структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше; часто мужчина говорит, что он чувствует себя одиноким, заброшенным, неухоженным, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо своим ребенком. Наступает пик супружеских измен.

Во-вторых, надо опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности людей.

Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы и новая стадия жизненного цикла семьи — четвертая.Это будет настоящая драма.

Новорожденный ребенок вытесняет старшего с его места единственного, привилегированного, самого опекаемого и балуемого члена семьи. В этот момент начинается ревность и соперничество детей.

Описаны многочисленные наблюдения за тем, как влияет порядок рождения детей на их положение в семье. Особенно подробно это изучал Мюррей Боуэн. Порядок рождения, или сиблинговая позиция в семье,— важная составная часть его теории эмоциональных систем (Теория семейных систем Мюррея Боуэна, 2004).

В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое поведение по-разному. Во многих западных книжках вы прочтете, что старший ребенок — это ответственный, активный, «обродителенный» («наделенный родительскими функциями») ребенок. Понятно, что это связано с законом о майорате, который был принят довольно рано в западных странах, когда все наследство переходило к старшему ребенку.

Там же вы прочтете, что младшие дети — активные, авантюристы; так как денег у них не было, они отправлялись в Америку и колонизировали ее. В тех странах, где закон о майорате был принят позже или не был принят вообще, такого характерологического разделения нет.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

В России, например, закон о майорате был принят чуть ли не в XVII в., если я не ошибаюсь, и тотального, повсеместного влияния не имел. Но тем не менее есть некоторые особенности; например, считается, что старшие дети должны заботиться о младших, а младшие должны слушаться старших. В маргинальных культурах старшие должны заботиться о младших, а младшие слушаться не должны.

Следовательно, старший ребенок оказывается в заведомо невыгодном положении, поскольку эта самая иерархия не достроена, она противоречива. Поэтому форма соперничества детей в российских семьях приобретает драматические черты, часто совершенно уродливые, потому что социального правила про то, как выстраивать иерархию между сиблингами нет, и каждая семья должна его изобретать.

Считается, что средний ребенок находится в наиболее комфортном положении. Он более социально грамотный, потому что он умеет быть младшим по отношению к старшему ребенку и старшим по отношению к младшему И поэтому в своем собственном браке, когда он состоится, этот средний ребенок будет наиболее гибким и социально компетентным. Известны такие наблюдения, которые приложимы к западному обществу и не соответствуют условиям России.

Старший брат женится на младшей сестре (пол здесь не имеет принципиального значения), получается так называемый комплементарный брак. Предполагается, что в комплементарных браках меньше проблем, потому что у супругов есть некие ролевые навыки, полученные в своих родительских семьях и которые могут пригодится им в выстраивании жизни своей ядерной семьи. Старший умеет заботиться и командовать, младший — принимать заботу и подчиняться.

В браке между двумя младшими или между двумя старшими детьми весьма вероятен ролевой конфликт

Младшие дети хотят заботы и не умеют ее проявлять, оба старших одновременно хотят быть «начальниками», никто почему-то не хочет быть «дураком» (по поговорке «Кто начальник, кто дурак»). А вот средний ребенок приспосабливается к любой ситуации. У меня нет статистики такого рода, но в целом в определенных слоях браков становится все меньше и меньше. Там, где в семьях растут единственные дети, количество браков снижается, и количество одиноких людей, живущих всю жизнь вне брака, растет.

На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир.

Как проверить семью на эффективность воспитания ею детей и правил, которые они получают? Если ребенок как семейный агент выходит во внешний мир, например, идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна. Если ребенок не справляется с этими требованиями, значит, семья дисфункциональна.

Считается, что начало школьного обучения ребенка — кризисный момент для семьи, семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующих семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. И тогда ребенок, который не справляется с какими-то внешними требованиями, например школьными, оказывается для семьи человеком, который всю эту семью «позорит» или не способен повысить ее социальный статус.

Ожидания, что ребенок может семью куда-то продвинуть или опозорить,— это ожидания недифференцированных семей, где отдельный человек не есть на самом деле отдельный человек, а есть только представитель чего-то другого, большего, общего. И тогда, конечно, к нему обращены добавочные ожидания: предполагается, что он должен быть не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи, в понимании ее старших членов.

Неуспешный ребенок не получает в семье поддержки и помощи, потому что там нет внутренних правил, все семейные правила присоединены к социальным. В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил двойку — сам виноват и т.д., и т.д. И дальше — только хуже, потому что в таком случае у ребенка нет возможности преодолеть свои трудности. Взрослые не помогают ему, не дают эмоциональной поддержки, не вселяют веру в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха. Цена этому — конец познавательной деятельности.

Шестая стадия драматична в любой культуре, потому что здесь требования гомеостаза расходятся с требованиями индивидуального психического развития очень резко. Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни. Надо быть кем-то еще.

Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только выйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. Тогда требование безопасности соблюдается: он идет — рискует — реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель.

Если семья не дает возможности реанимации, тогда риск ребенка возрастает. Семье, особенно семье дисфункциональной, трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье.

Например, он стал медиатором между своими конфликтующими родителями. Или он стал маминым «дружочком», или папиной «подружкой» — он уже занял какую-то функциональную нишу Если он уходит из семьи, его функции провисают. И тогда семейный гомеостаз начинает трещать, и родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от семьи, потому что им нужно, чтобы он свои функции выполнял так, как он выполнял их раньше.

Родителям никакие друзья этого ребенка не нравятся, внешняя среда кажется опасной, детские занятия дискредитируются, опасности для здоровья и жизни преувеличиваются. Нередко ребенку внушается его общая жизненная несостоятельность.

Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде.
Подтекст всех таких сообщений ребенку: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».

Часто прохождение шестой стадии жизненного цикла семьи затрудняется совпадением по времени кризиса подросткового возраста ребенка с кризисом среднего возраста родителей. Родители к этому моменту достигли такого этапа жизни, когда они должны подводить какие-то промежуточные итоги.

Они должны ответить себе на вопрос о том, почему они живут друг с другом, сложилась ли их жизнь так, как они этого хотели, занимаются ли они тем, что представляет для них какую-то радость или интерес, добились ли они социального успеха и высокого качества жизни. И если этого нет, то они должны объяснить себе, почему так произошло.

Иногда очень удобно объяснить это нарушением в поведении ребенка, например: я не могла сделать карьеру, потому что у меня был трудный ребенок, или больной, или плохо учился, или был неуправляемым. Или я не могу сейчас заниматься тем, чем мне хочется, не потому, что я не справлюсь, а потому, что у меня ребенок в трудном возрасте. И тогда нарушения в поведении ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении.

Сразу скажу вам, что любой симптом в системе условно выгоден. Он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят.

Если люди проходят через этот кризис, то происходит сепарация ребенка от семьи и наступает седьмая стадия жизненного цикла.

Различают два уровня изменений в системе: изменения первого и второго порядка.

Изменения первого порядка — это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может умереть, может произойти развод — любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это — изменения первого порядка, изменение структуры. Это не значит, что произойдет перестройка отношений. Люди могут не жить вместе, но злиться друг на друга так же сильно, как в момент реального конфликта, годами. И вам могут с гордостью рассказывать, что 5 лет не разговаривают с кем-то из членов семьи. Эмоционально незавершенные разводы могут длиться десятками лет.

С системной точки зрения это незавершенный развод. Не произошло изменений второго порядка — не изменились взаимоотношения. Хорошо, правильно, функционально — когда происходят изменения второго порядка, т.е. когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры.

Если эта, шестая, стадия пройдена удачно, то происходит сепарация детей от родителей на уровне изменений второго порядка: у них меняются взаимоотношения. Они могут оставаться в близких отношениях, родственных отношениях, любить друг друга всю жизнь, но это — не отношения маленького ребенка с родителями (при этом неважно, кто на самом деле ребенок, а кто — родитель, часто происходит инверсия), это отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости.

Допустим, дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап — восьмой — симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда. (Когда им надо подменять чем-то ненужные больше родительские функции.) В наших семьях это часто подменяется внуками, а в семьях других культур — путешествиями и разными другими делами.

Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне — конец семьи.

Анна Варга «Введение в системную семейную психотерапию»

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Этапы жизни семьи.

Семейные отношения не даны сразу. Семья – не статичное образование, она развивается. Существуют различные подходы к периодизации этапов развития семьи. Обычно периодизация строится на значимых событиях в жизни членов семьи (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в ДОУ, в школу, подростковый возраст ребёнка, уход ребёнка из дома, инволюционные изменения в жизни супругов, появление внуков, уход из жизни одного из супругов). Чаще всего она строится на критерии изменения положения детей в семейной структуре. Это не случайно. Функция рождения и воспитания детей является одной из самых важных функций семьи. Но семейные отношения – это не только отношения родителей и детей. Поэтому периодизацию развития семьи обоснованнее было бы проводить по совокупности различных отношений, связанных с семьёй и их значимости. Навайтис предлагает выделение этапов связать со статистикой кризисов семьи, которые отражают появление новых эмоциональных задач, задач деятельности, изменение структуры семьи. Это нормативные стрессоры, трудности, с которыми сталкиваются большинство семей. Развитие семьи обусловлено также изменениями потребностей личности во времени. Они ещё недостаточно изучены. Существуют определённые интервалы времени, в которые наиболее успешно решаются задачи отдельных этапов. П: слишком короткое (менее 6 мес.) и слишком длинное (более 3 лет) добрачное общение может приводить к нестабильности семьи. Добрачная беременность и откладывание рождения ребёнка более 5 лет также. Семьи, живущие в различных социально-экономических условиях схожи по многим параметрам своего развития.

По принципу выделения особенностей эмоционального развития и задач деятельности выделяют следующие этапы развития семьи.

  1. Добрачное общение. Необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнёра, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

  2. Брак. Принятие супружеских социальных ролей. Включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже существующих у каждого из супругов.

  3. Медовый месяц. Принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия при организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

  4. Этап молодой семьи. Начинается с решения вопроса о рождении ребёнка, заканчивается возвращением жены к профессиональной деятельности или началом посещения ребёнком дошкольного учреждения. Разделение ролей, связанных с материнством и отцовством, их согласование. Материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве. Важно формирование родительской идентичности, которая подразумевает альтруистическую установку, готовность жертвовать. У семьи с маленьким ребёнком существуют особые риски. Супруги могут не выдержать двойной идентичности : родительской и партнёрской.

  5. Зрелая семья. Семья, выполняющая все свои функции. Создание новой структуры отношений. Семья пополняется новыми личностями. Изменяются роли родителей. Возможности удовлетворять потребности ребёнка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребёнка. Заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, все члены семьи условно автономны.

  6. Семья людей старшего возраста. Возобновляются супружеские отношения. Придаётся новое содержание семейным функциям (П: воспитательная функция выражается в воспитании внуков). Хорошо, если не всё отдано детям.

Задачи, не решённые на определённом этапе, должны решиться на последующих. Если этого не происходит, семья не способна их выполнить

«»Этапы развития семьи»

Этапы развития семьи

Слово «Семья»  произошло от слова «Семя». Крепкие и многодетные семьи – семена Родины.

Саморазвитие — развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий.

Психологи и ученые, давно открыли пользу саморазвития, и доказали, что его эффект невероятно прекрасен — это:  повышение самооценки всех членов семьи; благоприятный микроклимат в семье; здоровье + хорошее настроение; повышение культуры семьи и выход на новый уровень; укрепление детско-родительских отношений, поэтому кризисные периоды проходят более гладко или  даже незаметно.

Возможные помехи саморазвития семьи

  1. Нежелание одного из членов семьи;
  2. Кризисный период семьи.

На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Каждая семья проходит несколько этапов  развития.

1. Уровень развития взрослого человека

Когда человек психологически готов к новым независимым от родителей отношениям, у него появляется желание создать свою счастливую семью.

На этом уровне молодой человек активно занимается саморазвитием: получение профессии, активный отдых, много времени для посещения культурных мест и путешествий.

2. Момент встречи будущего партнёра или партнёрши

Всё начинается с влюблённости, затем человек приходит к мысли о браке и создании семьи. Проводя много времени вместе, молодая пара посещает культурные места, ведут активный, здоровый образ жизни, могут путешествовать, развиваться творчески, занимаются карьерным ростом.   

3. Регистрация брака

После успешного протекания предыдущего цикла, молодожёны должны: научиться вести совместное хозяйство и распределить обязанности – это кризисный этап в жизни молодых.

На этом уровне отражается зрелость супругов, которая проявится в способности решать конфликты, умении общаться и договариваться друг с другом. А также проявятся их настоящие чувства друг к другу.

Пути развития такие же, какие на предыдущем этапе.

4. Появление первого ребёнка

Это ещё один кризис в семье. Особенно, если ребёнок появился в первый же год брака супругов. Когда появляется ребёнок, неизбежны усталость и психологическое напряжение. Причём в большей степени матери, что сказывается на климате в семье. Именно поэтому часто в этот период супруги не выдерживают и разводятся. Поэтому необходимо заранее обговорить все обязанности, которые каждый из супругов будет выполнять.

Пути развития: самообразование (чтение литературы по воспитанию ребёнка), прогулки на свежем воздухе (активный отдых), творческое развитие ребёнка и родителей, вводятся новые или продолжаются семейные традиции и т.д.

5. Рождение второго ребёнка

Если предыдущие стадии проходят благополучно, и молодые родители решись на рождении второго ребёнка, то эта стадия не будет тяжёлой. В этот период мужья больше готовы к отцовству и чувствуют себя уверенней и спокойней. От этого и жене легче.

Важное: часто, старший ребёнок, для младшего братика или сестрёнки становится няней. Таким образом, детство резко прекращается, т.к. родители требуют от него взрослого поведения.

Между детьми часто возникает ревность, и каждый из них борется за любовь родителей.

Пути развития: творческое развитие детей, совместный активный отдых, распределение обязанностей, соблюдение семейных традиций.

6. Школьный возраст детей

В этот период ребёнок сталкивается с новыми правилами и законами, испытывает удачи и неудачи, у него начинается становление личности.

Поэтому необходимо помочь в этом своему чаду, поддерживать, участвовать в его школьной жизни, только тогда ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям и требованиям жизни.

7.  Подростковый возраст и Кризис середины жизни

Чаще всего, подростковый возраст ребёнка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей, поэтому этот период не из лёгких. Когда ребёнок вырывается из под крыла, родители понимают, что добрая половина их жизни прожита, и надо подводить итоги, и делать выводы из того, что им удалось, а что нет.

Пути развития семьи: подтолкнуть ребенка заполнить свое свободное время (театральные и музыкальные кружки, спортивные секции и т.д.). У родителей становится больше свободного времени (путешествия, посещение культурных мест, реализация творческого потенциала, активный отдых).

8.  Кризис пожилого возраста

Супругам, которым удалось осуществить совместно свои желания и мечты, легче пережить этот кризис, находя силы поддержать друг друга и продолжать совместную жизнь, продолжая строить отношения, отталкиваясь от возрастных особенностей.

Выросшие же дети начинают свой период взрослой жизни, и будут проходить свои этапы развития собственной семьи. Появляются внуки.

Пути развития: много свободного времени на встречи с друзьями, можно больше заниматься любимыми делами (хобби) на которые раньше не хватало времени, путешествовать, заниматься спортом, заниматься с внуками и т.д.

В завершении своего выступления хочется прочесть такое стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожден
ье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о