Шедевры возрождения: Топ-30 итальянских шедевров искусства эпохи Возрождения, которые стоит увидеть | Поездка в Рим – Эпоха Возрождения | 10 известных художников и их шедевры

10Сен - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Топ-30 итальянских шедевров искусства эпохи Возрождения, которые стоит увидеть | Поездка в Рим

Путешествие по Италии — это всегда большое эстетическое удовольствие, во многих городах Италии скрыты потрясающие шедевры искусства. Сегодня мы расскажем вам, в каких городах можно посмотреть шедевры Возрождения — картины, архитектуру, скульптуры.

Настоящая кладезь бесценного искусства эпохи Возрождения находится во Флоренции, где и зародилась эта культурная эпоха.

Для того, чтобы вы случайно не прошли мимо, мы собрали в одной статье 30 сокровищ Ренессанса из разных уголков Италии. Сортировать их по известности или «шедевральности» показалось нам слишком ответственной задачей, поэтому «рейтинг» примерно соответствует времени появления на свет, начиная с более ранних работ. А еще в него не попала та часть итальянской живописи и скульптуры, которая находится в музеях других стран — например, «Джоконду» вы сможете увидеть только в Лувре.

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне

Эту фреску XIV века не принято причислять к итальянским шедеврам Возрождения. И все-таки она здесь. Потому что создал ее Джотто — отец Ренессанса, который на полтора века опередил современников. В сцене предательства Иисуса он отошел от иконографии и изобразил не плоские лики, а лица, не маски, а характеры и живые эмоции. Можно долго перечислять новаторства Джотто — но стоит лишь один раз взглянуть на фреску в сравнении с работами других мастеров XIV века, и все становится ясно без слов.

Посмотреть можно: капелла Скровеньи, Падуя.

«Изгнание из Рая» Мазаччо

«Изгнание из Рая» Мазаччо фрагмент

XV век — Возрождение на пороге. Молодой художник Мазаччо одним из первых использует линейную перспективу и знание анатомии, поэтому на его фресках — прекрасно сложенные люди в реалистичном мире. Адам и Ева изображены обнаженными, страдающими от своей наготы, да еще и на пике отчаяния оттого, что за ними только что захлопнулись Врата рая. Священники долго не могли привыкнуть к такой смелой манере живописи и дополнили итальянскую фреску Мазаччо, снабдив Адама и Еву фиговыми листочками, от которых они освободились только во время реставрации XX и.

Посмотреть можно: капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция.

Купол Брунеллески — архитектурный шедевр эпохи Возрождения

Купол Брунеллески

Филиппо Брунеллески, возводя в начале XV века купол над кафедральным собором Флоренции, решал сложную техническую задачу. Более века великолепный собор был обезглавлен, потому что она казалась неразрешимой. Архитектор долго изучал античные здания, пока не придумал проект двойного купола с внутренними и внешними сводами, связанного воедино беломраморным фонарем. И сейчас восьмигранное чудо диаметром 42 метра легко и свободно парит над городом, связывая здания в единый ансамбль. Рассмотреть всю красоту купола стремятся многие туристы, что создает большие очереди внизу. Вы можете схитрить и купить тур заранее онлайн через сайт. Купол входит в 20 главных достопримечательностей Флоренции.

Посмотреть можно: Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

Храм Малатеста Леон-Баттиста Альберти

Храм Малатеста Леон-Баттиста Альберти

Этот неприметный храм эпохи Возрождения в Римини возводили на месте старой монастырской церкви как семейную усыпальницу герцога Малатеста и его семейства. Архитектор Альберти хотел окончательно отойти от стандартов Средневековья. Он задумал создать мавзолей с оглядкой на древнеримскую архитектуру с ее героическим пафосом. Фасад роднит сооружение с триумфальной аркой, боковые аркады напоминают акведуки. Предусматривался и купол, но строительство некстати приостановили, да так и не завершили в соответствии с проектом.

Посмотреть можно: Римини.

Палаццо Питти

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря… зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи. Козимо повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккио. Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи можно посмотреть в рамках авторской русской экскурсии в Палаццо Питти.

Посмотреть можно: Флоренция.

«Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа

«Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа

Как природа рано или поздно просыпается от зимнего сна, так и дух человеческий неизменно возрождается к новой жизни. Такими словами можно кратко охарактеризовать философский смысл важнейшей картины Раннего Возрождения на религиозную тему. Кроме того, эта фреска с легкой руки Олдоса Хаксли носит титул «самой прекрасной картины в мире». Картина невольно спасла Сансеполькро во время Второй мировой, когда командир британцев, вспомнив эссе Хаксли, прекратил артобстрел города.

Посмотреть можно: Пинакотека Комунале, Сансеполькро.

«Греческая Мадонна» Джованни Беллини

Венецианский мастер Беллини прожил долгую жизнь и написал немало Мадонн с младенцем. Среди них выделяется одна, написанная молодым художником для Дворца дожей. Свое название она получила из-за греческой надписи на полотне. Классическое расположение на картине, одеяние Мадонны и нимб над головой говорят, что художник отталкивался от византийской иконописи. Но прекрасное живое лицо в своей ясности и простоте разрушает эту иллюзию.

Посмотреть можно: пинакотека Брера, Милан.

«Камера дельи Спози» Андреа Мантенья

«Камера дельи Спози» Андреа Мантенья

Это потрясающий воображение образец искусства эпохи Возрождения в Италии. Одна из первых перспективных обманок в оформлении интерьера, создающая в помещении высотой не более семи метров ощущение пространства, высоты и света. Как будто комната чудесным образом раздвинулась и вместила в себя все обширное семейство маркиза Гонзаго. Стены украшены реалистичными колоннадами, ступенями и занавесами — кажется, их можно отодвинуть рукой. Плоский потолок расписан в виде купола, раскрытого к небу, а светотени поддерживают ощущение льющегося сверху света. 

Посмотреть можно: Палаццо Дукале, Мантуя.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Один из самых пленительных и вдохновляющих образов Возрождения — картина «Рождение Венеры», которую можно посмотреть во Флоренции Этот гимн красоте вне времени, вне эпохи. Это не просто античная богиня, а нежная и милосердная женщина с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались в XIX веке прерафаэлиты, когда создавали свой идеал эстетики.

Удивительно, но у Венеры был прототип. Это жившая во Флоренции Симонетта Веспуччи, наделенная внешней и внутренней красотой. Ее лицо смотрит на нас со многих полотен мастера.

Посмотреть можно: галерея Уффици, Флоренция. Приобрести заранее билеты и не стоять в очереди можно здесь.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Да Винчи вовсе не пытался создать шедевр — эта картинка была всего лишь иллюстрацией к его размышлениям, попыткой нарисовать человека с идеальными пропорциями так, как это видел римский архитектор Витрувий. Он изящно вписал тело мужчины в круг и квадрат одновременно, тем самым доказав, что живопись сродни науке. Благодаря Леонардо человечество вновь обратилось к идеалам античности, а «Витрувианский человек» стал одним из самых тиражируемых рисунков всех времен и народов.

Посмотреть можно: галерея Академии, Венеция. Входные билеты можно купить здесь, что опять же избавит вас от необходимости стоять в огромной очереди в кассу, потратив на это полдня.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Долгое время эта фреска была единственным произведением Леонардо, доступным для широкого круга людей. Написана она на стене трапезной монастыря и выглядит как перспективное продолжение помещения. Каждому, кто обедал здесь, казалось, что за соседним столом сидят Иисус и его ученики. Апостолы искренне ошарашены словами Учителя о том, что один из них предаст его — их жесты и реакции мастер подсмотрел из жизни обычных людей. Учтите, что просмотр картины надо планировать заранее (рекомендует прочитать нашу статью «Как посмотреть Тайную вечерю»), так как билеты бронируют на сайте монастыря примерно за месяц. Легче попасть через покупку экскурсии с русскоговорящим гидом. 

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 интересных фактов о фреске «Тайная вечеря»

Посмотреть можно: Санта-Мария-дель-Грацие, Милан.

«Пьета» Микеланджело Буонаротти

Пьета — «Оплакивание Христа» — трагический религиозный сюжет, решенный Микеланджело в традициях искусства Высокого Возрождения. Удивительно, но Мадонна с телом Христа на руках изображена в образе молодой и прекрасной девы — по мнению 24-летнего автора, целомудренная женщина долго сохраняет молодость. Микеланджело за свою жизнь еще дважды переосмысливает этот сюжет — так появились «Пьета Бандини» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» в Кастелло Сфорцеско.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — По римским следам Микеланджело

Посмотреть можно: Собор Святого Петра, Ватикан. Обратите внимание, очередь на вход здесь стандартно растягивается на 2-3 часа. Побеспокойтесь о билетах заранее, тогда вам придется пройти только очередь на досмотр, обойдя очередь в кассы. Приобрести онлайн можно здесь.

«Давид» Микеланджело Буонаротти

«Давид» Микеланджело Буонаротти

Статуя «Давид» справедливо признан образцом красоты человеческого тела, хотя в этом образце искусства эпохи Возрождения многие отмечают его несоразмерность. Дело в том, что пятиметровую скульптуру предполагалось разместить на куполе собора, и мастер сознательно пошел на нарушение пропорций верхней части фигуры. Но шедевр не осмелились отдать на растерзание ветру и дождю. Его поместили под крышу Лоджии на площадь Синьории, а затем в музей, где вы можно его увидеть в рамках увлекательной экскурсии на русском языке (заказать ее можно здесь). А копии «Давида» и по сей день украшают Флоренцию.

Посмотреть можно:

Академия изящных искусств, Флоренция. Входные билеты можно купить через этот сайт.

«Мадонна Кастельфранко» Джорджоне

«Мадонна Кастельфранко» Джорджоне

«Мадонна Кастельфранко» — алтарный образ, Джорджоне написал его для собора в своем родном городе по заказу местного кондотьера. Композиция вписана в равносторонний треугольник, по углам которого — Мадонна с младенцем в красном одеянии и два святых. Есть что-то трогательное в том, что значительное произведение живописи никогда не покидало своей родины, и почти половину полотна занимает пейзаж — деревья и холмы, а также стены и башни замка, который сохранился в Кастельфранко и по сей день.

Посмотреть можно: Кафедральный собор, Кастельфранко-Венето.

«Афинская школа» Рафаэль Санти

Афинская школа Рафаэль

Эта фреска — заказ папы Юлия II. Под высокими сводами фантастического здания Рафаэль поместил идеальное сообщество мыслителей. Здесь Платон и Аристотель спорят, что важнее — Земля или небо, Диоген возлежит на каменных ступенях, Архимед и Пифагор что-то пишут и вычисляют, а Сократ вещает о том, что есть истина. В образах великих греков угадываются черты современников Рафаэля: Микеланджело и Леонардо, Браманте и своей возлюбленной Маргариты. Не забыл он и про себя: пристальный взгляд молодого человека в углу картины выдает автопортрет.

Посмотреть можно: станцы Апостольского дворца, Ватикан.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Что нужно знать о посещении Ватикана

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонаротти

«Сотворение Адама» (фрагмент)  Микеланджело Буонаротти

Непревзойденный ваятель телесной красоты, Микеланджело писал потолочные фрески впервые в жизни. Самый знаменитый фрагмент росписи — сцена сотворения Адама. Событие, которое вот-вот свершится — не просто создание тела идеально прекрасного Адама по божественному образцу, а одухотворение человеческой оболочки. Жест двух тянущихся рук иллюстрирует этот момент. А совсем недавно люди увидели в очертаниях Бога-отца контуры человеческого мозга. Произведение, которому полтысячи лет, задает новые загадки…

Посмотреть можно: Сикстинская капелла, Музеи Ватикана, Ватикан. Билеты купить можно здесь.

«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан

Аллегорическая картина задумана как подарок знатного венецианца своей невесте, но до конца ее загадка так и не разгадана. Девушка в брачном наряде сидит с рукоделием, позади нее — богатый дом и пара кроликов как пожелание плодотворного брачного союза. Рядом обнаженная Венера держит чашу с огнем — символ вечной и страстной любви. Детали мастерски написанной картины искусствоведы трактуют по-разному, и даже современное название полотно получило лишь через 200 лет после создания.

Посмотреть можно: галерея Боргезе, Рим. В галерее собрано огромное количество образцов итальянского искусства, поэтому посещать ее лучше всего с интересной экскурсией.

«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти

«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти

Не зря рафаэлевские Мадонны считаются самыми прекрасными женскими образами из когда-либо созданных. В них есть редкое сочетание внешней красоты и неземной одухотворенности. Но «Мадонна дела Седия» несколько выделяется из этой галереи. Одетая в праздничный наряд горожанки, она сидит близко-близко к зрителю, и крепко прижимает к себе сына. Облик Мадонны наполнен необычной для Рафаэля жизненной силой, яркими и теплыми красками. Может быть, потому, что моделью для картины стала земная красавица, а не идеальный образ? 

Посмотреть можно: в галерее Палатина, Флоренция. Билеты с приоритетным входом приобретайте только заранее на сайте.

«Форнарина» Рафаэль Санти

Полуобнаженная нимфа, стыдливо прикрывающая на груди прозрачное одеяние. Ее можно узнать во многих образах Рафаэля, но только дважды он изобразил возлюбленную в собственном обличье и с кольцом на пальце. Художник умер, и картину завершил его ученик, почему-то закрасив кольцо. Тайна отношений художника и модели породила немало легенд, большинство из которых — выдумки. Тем не менее, «Форнарина» стала идеалом ренессансной красоты и источником вдохновения для учеников и последователей Рафаэля. Не упустите возможность увидеть картину своими глазами, а также другие великие шедевры Рима, бесплатно открытые для туристов.

Посмотреть можно: палаццо Барберини, Рим.

«Вознесение Богородицы» Антонио Аллегри (Корреджо)

В этой фреске Корреджо проявил себя как создатель нового типа купольной росписи храма. Секрет ее в необычном, однако правдивом ракурсе: вихрь из облаков, фигур святых и Богородицы, направленный вверх, к свету. Современники не сразу поняли новаторство художника. Купол сравнивали с блюдом лягушачьих ног, а Дева Мария казалась попросту неприличной. Ясность внес несколько лет спустя Тициан. Он говорил, что купол собора можно перевернуть и доверху наполнить золотыми монетами — такова была бы истинная цена шедевра. Фреска «Вознесение Богородицы» входит в список главных сокровищ Пармы.

Посмотреть можно: Кафедральный собор, Парма.

«Венера Урбинская» Тициан

«Венера Урбинская» Тициан

На известнейшем полотне изображена молодая обнаженная женщина с типичным для Тициана цветом волос и светящейся золотистой кожей. Подобно античным авторам, художник видит в наготе символ чистоты и естественности — конечно, если это богиня, потому что время изображать порядочных горожанок нагими еще не пришло. Кто же в реальности послужил моделью — история умалчивает. Скорее всего это был собирательный образ, идеал божественной красоты эпохи Возрождения. Увидеть этот шедевр искусства и узнать много интересного можно на экскурсии с русским гидом в галерею Уффици.

Посмотреть можно: галерея Уффици, Флоренция.

Ботанический сад Падуи

Искусство — это не всегда картины и фрески. Рекомендуем вам посетить первый ботанический сад Европы, созданный в Падуе как источник лекарственных трав в момент подъема медицинской отрасли. Круг в квадрате — такова была основа планировки территории, ограниченной стеной. Сад пополнялся новыми экзотическими растениями, вводились технические новшества, и передовой опыт постепенно распространился на всю Европу. Ценный с научной точки зрения, сад — это еще и интересное место, где можно полюбоваться его планировкой и увидеть редкие и старейшие растения — гинкго и магнолии, орхидеи и растения-хищники.

Посмотреть можно: Падуя.

«Персей» Бенвенуто Челлини

«Персей» Бенвенуто Челлини

Знаменитый скульптор и ювелир XVI века по заказу своего покровителя Козимо Медичи обращается к греческому сюжету. Торжество Персея над Медузой Горгоной — эта аллегория должна была показать перевес власти герцога над Флорентийской республикой. Отлитый в бронзе Персей держит в вытянутой руке только что отрубленную голову Медузы Горгоны; у ног героя распласталось ее тело, а немигающий взгляд обращен на зрителя. Челлини гордился своим «Персеем» и в автобиографии посвятил работе над ним около 50 страниц.

Будете во Флоренции, городе искусств, обязательно сходите на экскурсию о тайнах Медичи.

Посмотреть можно: Лоджия деи Ланци, Флоренция.

Вилла д’Эсте Пирро Лигорио

Вилла герцога д’Эсте, напоминающая сказочный дворец, знаменита прежде всего огромным садом на склоне горы. Парк имеет регулярную планировку, а рельеф местности позволил устроить террасы, гроты и водопады на склонах. Но самыми замечательными получились водометные сооружения: исполняющий музыку фонтан Органа и миниатюрная копия Рима Ла Рометта, Аллея ста фонтанов и ревущий фонтан Драконов. Не случайно Петр I, устраивая садово-парковые ансамбли у себя на родине, вдохновлялся парком виллы д’Эсте. Обязательно посетить эту одну из лучших вилл Тиволи.

Экскурсию на виллу можно забронировать здесь.

Посмотреть можно: Тиволи, Лацио.

«Пир в доме Левия» Паоло Веронезе

Картина овеяна скандальной славой — вплоть до того, что художником заинтересовалась инквизиция. Все дело в том, что Веронезе исполнял на заказ церкви крупное полотно на тему Тайной вечери. Он столь вольно обошелся с библейским сюжетом, что на картине появились стражники, шуты, дети, собаки и даже он сам в образе гостя. Исправил написанное он тоже весьма оригинально — просто поменял название и даже дал ссылку на Евангелие, что пир у Левия действительно имел место в Священной истории.

Посмотреть можно: галерея Академии, Венеция.

Венеция — центр города, Венеция: выберите отель

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Главный собор Ватикана задумывался Браманте как сооружение, не имеющее себе равных в мире. Строительство крупнейшей христианской церкви длилось в общей сложности полтора века и при жизни автора не завершилось даже наполовину. Микеланджело продолжил работу, опираясь на замысел Браманте. Он добавил портик с колоннадой и начал возводить круглый ребристый купол, который завершил Джакомо делла Порта. Позже, уже в XVII веке, непревзойденный итальянский скульптор Бернини создал перед собором площадь с колоннадой.

Посмотреть можно: Рим, Ватикан.

Вилла Ротонда Андреа Палладио

вилла ротонда Палладио

На примере виллы Ротонда архитектор разрабатывал новый тип загородной усадьбы на основе античных образцов. Кубический объем здания, украшенный с четырех сторон ордерными портиками, завершался сферическим куполом с круглым окном посередине. Вилла идеально вписана в ландшафт и напоминает скорее греческий храм, чем жилой дом. Непривычные идеи не сразу нашли отклик у современников, но потомки нарекли Палладио основателем нового стиля в архитектуре — палладианства.

Посмотреть можно: Виченца.

Мост Риальто Антонио де Понте

Мост Риальто Антонио де Понте

Одним из символов стоящего на воде города стал пешеходный мост через Гранд-канал, построенный в конце XVI века. Многие тогда считали, что конструкция, состоящая всего из одного пролета, не выдержит и обрушится. Однако мост стоит до сих пор. Его секрет — 12 тысяч свай, забитых в дно канала. Подобно Понте Веккио во Флоренции, на мосту Риальто в арочных галереях элегантно расположились торговые лавки. И днем, и ночью здесь крутятся туристы, начинаются пешеходные маршруты и прогулки по воде.

Посмотреть можно: Венеция.

«Тайная вечеря» Тинторетто

«Тайная вечеря» Тинторетто

Тинторетто, что в переводе означает маленький красильщик, заимствовал у старших живописцев-учителей Микеланджело и Тициана самое лучшее, что видел в их работах. Накопив мастерство, он создал свой заключительный шедевр. «Тайная вечеря» создана на излете Возрождения и на пике таланта. Ее суть — в сверхъестественном свете, исходящем от одной лампы и падающем на головы апостолов и Христа под разными углами. Есть что-то мистическом в том, как раздвигаются границы картины, уходящие в полумрак.

Посмотреть можно: церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.

Пальманова

Пальманова

Постойте, Пальманова — это же город? Да, верно, и создан он по принципам Ренессанса. Проекты «идеального» города были почти у каждого архитектора, но «переделать» уже существующие поселения было сложно — частично результат улучшений виден на примере Феррары, Болоньи, Пьенцы. Однако всем им далеко до четкой геометрической планировки Пальмановы, спроектированной Винченцо Скамоцци. Этот город-крепость сохранился до наших дней без изменений — в виде девятиугольной звезды с бастионами, улицами-лучами и центральной шестиугольной площадью.

Посмотреть можно: провинция Удине.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Картины Караваджо в Риме

Обязательно побывайте в самых интересных и красивых местах Италии! Желаем вам новых открытий!

Автор: Ольга Костромичева

Эпоха Возрождения | 10 известных художников и их шедевры

На чтение 11 мин. Просмотров 3.4k. Опубликовано

Эпоха Возрождения или Ренессанс, датируемая 14-17 веками, была периодом истории Европы, в котором происходило большое культурное развитие. Слово «Ренессанс» означает «перерождение», и этот период назван так, потому что он был отмечен возобновлением интереса к древней греко-римской культуре. Он начался в Италии и распространился по всей Европе, что привело к значительным изменениям в различных областях, которые окажут глубокое и продолжительное влияние на западную цивилизаци. Хотя в эпоху Возрождения произошли события во многих областях, все же эта эпоха наиболее известна своими художественными достижениями, которые оказали беспрецедентное влияние на последующее европейское искусство. Итальянский художник и архитектор из Флоренции Джотто ди Бондоне считается первым из многочисленных великих художников, которые внесли свой вклад в эпоху Возрождения. Джотто ди Бондоне, ознаменовавший верхушку изобразительного искусства в эпоху Возрождения, был во главе с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем. Вместе они создали некоторые из самых известных работ в западном искусстве. Здесь представлены 10 самых известных художников эпохи Возрождения вместе со своими шедеврами.

Тинторетто

Продолжительность жизни: октябрь 1518 г. — 31 мая 1594 г.

Национальность: итальянец

Тинторетто эпоха возраждения Тинторетто

Венецианская школа, разработанная в Венеции в эпоху Возрождения, дала новый импульс в живописи в сторону пышных цветов и световых эффектов. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи. Наряду с Тицианом и Веронезе, Тинторетто был одним из трех венецианских гигантов во времена эпохи Возрождения. Во времена Ренессанса художники в Италии разработали перспективу, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства. Тинторетто расширил эту технику до предела, используя длинные и широкие перспективы. Стиль Тинторетто был новаторским и драматичным. Его искусство известно своей радикальной природой, яркостью и современностью. Тинторетто был высоко индивидуалистическим художником, чья техника развивалась в течение всей его карьеры. Его эксперименты со светом и пространством привели к достижению яркого визионерского качества в его более поздних работах. Тинторетто считается одним из самых значительных художников позднего Ренессанса.

Шедевр: Тайная вечеря (1594)

Тайная вечеря (1594) эпоха возражденияТайная вечеря (1594)

Другие известные работы:

  • Распятие (1565)
  • Тело Святого Марка, привезенное в Венецию (1566)

Тициан

Продолжительность жизни: 1488/1490 — 27 августа 1576

Национальность: итальянец

Тициан Тициан

Тициан — самый важный художник венецианской школы 16-го века. Он был универсальным художником, знатоком портретов; ландшафтных фонов и мифологических и религиозных предметов. За свою долгую карьеру Тициан экспериментировал со многими различными стилями живописи. На самом деле он радикально пересмотрел свой стиль и технику в последние годы. Свободные мазки и тонкость тона в его более поздних работах, не имеют аналогов в западном искусстве. Тициан использует цвета и методы рисования, особенно его акцент на прикосновениях кисти и даже иногда на кончиках пальцев, оказал глубокое влияние не только на художников позднего итальянского ренессанса, но и на будущие поколения западного искусства. Он также известен тем, что изменил историю искусства и покровительства, позволив королям и высшим санам Церкви совершать сексуальные соблазнения так же легко, как распятия. Тициан был провозглашен современниками как «Солнце среди маленьких звезд». Сегодня искусствоведы считают его одним из величайших художников всех времен.

Шедевр: Венера Урбинская (1538)

Венера Урбинская (1538) Эпоха ВозрожденияВенера Урбинская (1538)

Другие известные работы: —

  • Успение Богородицы (1518)
  • Вакх и Ариадна (1523)

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514) Эпоха ВозрожденияМеленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Иероним Босх

Продолжительность жизни: 1450 — 9 августа 1516 г.

Национальность: голландец

Иероним Босх Иероним Босх

Иероним Босх был первым художником, который изобразил инновационные существа и царства, непостижимые для человека. Однажды он сказал: «Бедный — это ум, который всегда использует изобретения других и сам ничего не изобретает». Его искусство известно тем, что в нем содержатся гротескные люди, животные, монстры и фантастические существа, неизвестные людям. Наиболее известные картины Босха часто изображают детальное и символическое исполнение Небес и Ада через библейские тематические пейзажи. Среди выдающихся тем в его искусстве — почитание людей, искушаемых злом или похотью; и окончательная судьба грешников, которые поддаются этим искушениям. В течение долгого времени произведения Босха не ценились и не рассматривались «Часто менее приятные, чем ужасные». Однако сегодня Иероним Босх считается одним из первых дальновидных гениев в мире искусства и чрезвычайно индивидуалистическим художником, глубоко понимающим желания и глубочайшие страхи человечества.

Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

Сад земных наслаждений (1515) Эпоха ВозрожденияСад земных наслаждений (1515)

Другие известные работы: —

  • Триптих Хейвейн (1516)
  • Страшный суд (1482)

Джотто

Продолжительность жизни: 1267 — 8 января 1337

Национальность: итальянец

Джотто Джотто

Джотто был самым важным итальянским художником 14-го века, периода, который подпадает под ранний Ренессанс. Джотто произвел революцию в западном искусстве до такой степени, что он почитался как отец европейской живописи на протяжении почти семи веков. Первый из великих художников эпохи Возрождения, Джотто положил начало решительному разрыву с преобладанием византийского стиля и вместо этого вновь ввел «технику рисования точно из жизни, которой пренебрегали более двухсот лет». Картины Джотто известны тем, что они первыми мастерски запечатлели жесты, лица, печали и радости людей и были верны природе. Его цикл фресок в часовне Скровеньи считается высшим достижением эпохи Возрождения и одним из важнейших шедевров западного искусства. Некоторые искусствоведы считают, что никто никогда не рисовал лучше Джотто, и лишь немногие сравнимы с ним.

Шедевр: поцелуй Иуды (1306)

поцелуй Иуды (1306)поцелуй Иуды (1306)

Другие известные работы: —

  • Огниссанти Мадонна (1310)
  • Оплакивание (Траур Христа) (1306)

Сандро Боттичелли

Продолжительность жизни: 1445 — 17 мая 1510

Национальность: итальянец

Сандро Боттичелли Сандро Боттичелли

Боттичелли был, пожалуй, величайшим гуманистическим художником раннего Возрождения. Он написал широкий спектр мифологических и религиозных сюжетов, а также несколько портретов. Боттичелли стремился запечатлеть красоту и добродетель с помощью своих работ. Богиня Венера, которая представляет эти качества, появляется во многих его работах. Искусство Боттичелли известно своим визуальным блеском и декоративным качеством, которого нет в картинах преуспевающих художников эпохи Возрождения. Его картины «Рождение Венеры и Примаверы» — две из самых известных картин эпохи Возрождения. Боттичелли вырос, чтобы стать одним из ведущих художников своего времени, но после его смерти его репутация была испорчена до конца 19-го века. Однако с тех пор его искусство снова стало цениться критиками и публикой. Сегодня он стал одним из самых известных художников эпохи Возрождения, чьи работы представляют линейную грацию живописи раннего Ренессанса.

Шедевр: Рождение Венеры (1486)

Рождение Венеры (1486)Рождение Венеры (1486)

Другие известные работы:

  • Примавера (1482)
  • Поклонение волхвов (1476)

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло Донателло

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

Эпоха Возрождения бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

Рафаэль

Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г.

Национальность: итальянец

Рафаэль Рафаэль

Высокое Возрождение это термин, используемый для обозначения верхушки изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождении. Раффаэлло Санцио да Урбино, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, образует троицу великих мастеров Высокого Возрождения. Рафаэль был, пожалуй, самым популярным художником эпохи Возрождения, и даже до конца 19 века его работы ценились больше, чем чьи-либо еще, и его считали лучшей моделью для исторической живописи. Хотя слава Микеланджело и Леонардо превзошла его, Рафаэль по-прежнему считается одним из величайших художников в истории. Он, как никто другой, был мастер в реалистическом изображении эмоций, которые привели его картины в чувство. Его искусством восхищаются во всем мире за его чистоту формы, простоту композиции и визуальный блеск. Многие из его картин, в том числе его шедевр «Афинская школа», считаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения.

Шедевр: Афинская школа (1511)

Афинская школа (1511) Эпоха ВозрожденияАфинская школа (1511)

Другие известные работы: —

  • Сикстинская Мадонна (1512 г.)
  • Преображенский (1520)

Микеланджело

Продолжительность жизни: 6 марта 1475 г. — 18 февраля 1564 г.

Национальность: итальянец

Микеланджело Эпоха Возрождения Микеланджело

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был «человеком эпохи Возрождения» или «Универсальным гением», который преуспел в различных областях, включая живопись, архитектуру, поэзию и инженерию. Однако, прежде всего, он считается величайшим скульптором всех времен. В его жизни Микеланджело часто называли Il Divino («божественный»). После его смерти последующие художники попытались подражать его страстному, очень личному стилю, приводящему к маньеризму, следующему главному движению в западном искусстве. Микеланджело, пожалуй, самая влиятельная фигура в истории западного искусства, чьи работы в живописи, скульптуре и архитектуре оказали беспрецедентное влияние на развитие искусства на западе. Его статуя Давида — самая известная скульптура на западе; его фрески на потолке Сикстинской капеллы и Страшный суд на его алтарной стене гарантируют ему место среди величайших художников; и его базилика Святого Петра является наиболее известным произведением архитектуры эпохи Возрождения.

Шедевр: Давид (1504)

Давид (1504) Эпоха ВозрожденияДавид (1504)

Другие известные работы:

  • Сотворение Адама (1512)
  • Базилика Святого Петра (1626)

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи Эпоха Возрождения Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуроиспользование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю»наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человекодин из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

 Мона Лиза (1517) Эпоха ВозрожденияМона Лиза (1517)

Другие известные работы:

  • Тайная вечеря (1498)
  • Витрувианский человек (1490)

периоды, вехи, фото известный картин. Историческая эпоха и великие имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Микеладжело, Мазаччо

Ренессанс (Rinascimento), или Возрождение — уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Даже те, кто не особо интересуются живописью, знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеладжело… Но это лишь вершина айсберга: десятки их коллег — признанные величины в истории искусства, их творения включены в золотой фонд знаменитых музеев мира. И это не считая сотен художников, которых принято называть «рядовыми». Ведь практически каждый европейский правитель покровительствовал живописи в эпоху Возрождения! Старалась не отставать и аристократия.

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи и периоды Возрождения

История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Идеализму готики противопоставил реализм Мазаччо (Masaccio) — реформатор из флорентийской школы. Большое внимание он уделял передаче индивидуальности: например, в «Чуде со статиром» у каждого из персонажей — свой характер.

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

На примере написанной им «Мадонны под вуалью» можно увидеть, как религиозные сюжеты переходят в плоскость светской живописи: образы поэтичны, но реалистичны. И неудивительно, поскольку позировала мастеру жена с его детьми (та, которую он похитил; брак, правда, так и не был признан законным).

Влияние античности демонстрирует «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

Усиление влияния реалистического подхода заметно в «Портрете старика с внуком»: прекрасный образец расцветающего портретного жанра.

Ну, а «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) — пожалуй, известнейший шедевр кватроченто.

Такой же чувственно-радостной атмосферой и музыкальным колоритом фонтанирует «Весна».

Религиозные творения Боттичелли лирично-возвышенны и поэтично-музыкальны. «Мадонна Магнификат» так потрясла современников, что её повторяли во множестве копий.

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов. Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

  • Мадонны «Бенуа» и «Литта»;
  • «Мона Лиза»;
  • «Дама с горностаем»;
  • монументальная роспись в миланском монастыре Санта-Мария делле Грацие «Тайная вечеря»;
  • «Витрувианский человек», демонстрирующий канонические пропорции.

Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

Шедевры Рафаэля:

  • одна из самых узнаваемых картин планеты – величественная и лиричная «Сикстинская Мадонна»;
  • Мадонны «Коннестабиле», «Альба» и «С щеглёнком»;
  • «Святое семейство»;
  • «Портрет Бальдассаре Кастильоне»;
  • «Дама с единорогом»;
  • величественное «Преображение».

И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.

Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

ДЖОРЖДОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».

Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

Лучшие картины эпохи Ренессанса

Удивительно, сколько труда и таланта вложено в картины эпохи Возрождения. Возвращаясь к истокам изобразительного искусства, невозможно не заметить расцвет, который пережила живопись в XIV веке. И хотя итальянский Ренессанс повлиял не только на работы мастеров кисти, рассмотрим знаменитые картины того времени.

Фото: pixabay.com

Новый взгляд на эстетику человеческого тела, реализм и религия — это лишь малая часть тех черт, которыми характеризуется эпоха Возрождения. Это были те времена, когда за 30 лет в мировой культуре появилось больше талантливых художников, чем рождается в течение столетий. Это период, когда обозначились главные особенности живописи на ближайшие века.

Предлагаем проникнуться гениальностью того времени, просмотрев самые известные картины, над которыми работали художники эпохи Возрождения:

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Фото: ru.wikipedia.org

Эта картина наиболее известна под названием «Мона Лиза», или «Джоконда». Мало кто знает, что ее первоначальное название — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Но кто такая эта Лиза, чья улыбка стала настоящей загадкой?

Принято считать, что на полотне изображена супруга некоего Франческо дель Джокондо — торговца из Флоренции, который восхищался талантом художников и мечтал о портрете возлюбленной. Так как Леонардо посвятил этой картине долгие годы любви и труда, предполагают, что творец тоже был тайно влюблен в Лизу.

Однако не меньшей популярностью пользуются версии о том, что на полотне могла быть изображена мать художника или его ученик, наряженный в женские одежды, и даже сам Леонардо в образе женщины.

Хотя история создания портрета до сих пор окутана ореолом тайны, неизменным остается тот факт, что да Винчи создал настоящий шедевр. Его величайшая заслуга, прежде всего, состоит в том, что он был первым художником того времени, кто сумел создать по-настоящему живое изображение.

Если предшественники Леонардо использовали в работах яркие краски и четкие грани, то в новых портретах этого нет. Стоит только взглянуть на «Джоконду», чтобы убедиться: растушеванные грани и едва уловимый переход от света к тени создали ту необычную дымку, которая подарила жизнь рисункам.

С тех пор художники назвали этот прием «сфумато» и активно начали применять его в своих работах. А «Мона Лиза» стала величайшим достоянием художественного мира и хранится в специальном зале Лувра.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Фото: ru.wikipedia.org

Говоря о наиболее известных полотнах Ренессанса, особое внимание следует уделить прекрасной Венере. Историки в большинстве своем сходятся во мнении, что картина была создана по просьбе Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который являлся двоюродным братом герцога Флоренции.

Так как картина рассказывает миф о рождении богини любви Венеры из пены морской (в греческой мифологии богиню зовут Афродита), не удивительно, что на роль модели была выбрана первая красавица того времени — Симонетта Веспуччи. Ее прекрасные черты стали особым украшением не только этого полотна, но и нескольких других.

Современные историки уверены, что у Боттичелли не могло быть столько сведений об античной мифологии, чтобы учесть все необходимые детали в работе. Однако, так или иначе, художник справился с этой задачей.

Слева на полотне видим изображение Зефира — западного ветра, который своим дыханием приносит весну и цветение, а также помогает перемещаться раковине Венеры. Своими объятиями окутывает его любимая по имени Хлорида. На суше богиню ждет грация с роскошной накидкой в руках.

К слову, для изображения этой накидки Боттичелли изучил особый принцип нанесения листового золота на полотно. А для создания синих красок использовал технику дробления минерала лазурита.

Тициан Вечеллио «Ассунта»

Фото: ru.wikipedia.org

Религиозные мотивы, которыми полнились картины великих художников, никогда еще не были изображены так завораживающе, как в работе Тициана «Вознесение Марии». Говорят, что этот шедевр был заказан отцом Джермано для венецианского собора. В чарующем образе Девы венецианцы будто видели родной город, который в те годы сумел одержать победу над оккупантами.

Всматриваясь в картину, можно сразу заметить ее образное деление на три части: земной и небесный миры, а также место восхождения. Даже сами краски, сменяющиеся от тяжелой мрачной гаммы к роскошному золоту, выражают завораживающую силу.

Снизу можем заметить толпу взволнованных апостолов, чьи лица полны скорби и отчаяния. В центре изображена Пресвятая Дева, восхождение которой олицетворяют ангелы и невесомое небесное облако под ногами. Мария изображена совершенно по-новому: она преисполнена радости и неподдельного оптимизма. Сверху ее ожидает Бог в окружении двух ангелов.

Красочность этого полотна настолько подкупила современников Тициана, что он мгновенно стал одним из самых востребованных художников своего времени. Более того, творца стали называть мастером цвета, ведь он сумел сочетать огромное количество ярких красок, открывая новые полутона.

Читайте также: Знаменитые картины Дрезденской галереи

Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»

Фото: ru.wikipedia.org

По сей день фреска «Сотворение Адама» является одной из самых значимых композиций, которыми украшен потолок Сикстинской капеллы. Она изображает эпизод, когда Господь по подобию своему создал человека.

Хотя движение на картине застыло в моменте, Микеланджело сумел вдохнуть в полотно столько реализма, что кажется, будто Адам в этот момент действительно пробуждается к жизни.

Так как тело Адама уже создано и оно совершенно, картина скорее показывает тот момент, когда соединением рук Бог вселяет в свое творение душу. Он летит навстречу человеку вместе с бескрылыми ангелами, но не соприкасается с ним полностью, ведь человеческое и божественное не может стать одним целым.

Фреска стала предметом обсуждения не только художников и мыслителей, но и врачей. Последние заявили, что Бог изображен на довольно необычном фоне, который напоминает человеческий мозг в разрезе. Это дало повод предположить, что Микеланджело с помощью такой детали изобразил наделение человека наивысшим интеллектом.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Фото: ru.wikipedia.org

Более 20 различных мадонн были написаны Рафаэлем, но именно эта картина стала настоящим шедевром. Заказал полотно папа Юлий II, чтобы украсить им алтарь величественного монастыря святого Сикста.

Прочитать картину довольно просто, однако и здесь есть несколько тайн, которые разгадают только самые внимательные. На ней видим несколько фигур под занавесом, что образует своеобразный треугольник. У ног Мадонны с младенцем расположились святая Варвара и папа Сикст II, а также пара ангелочков.

Стоит внимательнее присмотреться к деталям. Многие считают, что под ногами Мадонны и за ее спиной изображены облака. Однако ближе к левому краю картины можно заметить, что задний фон создан из лиц маленьких ангелов.

Сама девушка вызывает неоднозначные эмоции. Ее проникновенный взгляд, полный печали, в данной работе не отведен в сторону. Мадонна будто смотрит прямо в душу зрителю, а подчеркивает этот эффект рука папы, также направленная в сторону смотрящего. Однако стоит учесть, что автор не хотел смутить зрителя. Герои его работы изображены именно таким образом лишь потому, что картина располагалась перед распятием.

Легенда гласит, что художник переживал личное горе, когда работал над этим полотном. Возможно, именно поэтому «Сикстинская мадонна» получилась такой чувственной и печальной.

Как видим, эпоха Возрождения подарила миру настоящих титанов изобразительного искусства. Можно никогда в жизни не увидеть оригиналы шедевров, но знать о них нужно обязательно.

Читайте также: Пикассо: картины, биография

Самые известные и популярные картины эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения началась в Италии XIV века, и оказала огромное влияние на европейскую культуру. Интеллектуальный и художественный расцвет выражался в литературе, скульптуре и конечное же, живописи. Ренессанс оставил после себя богатейшее наследие — множество шедевров изобразительного искусства, которые сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. Вот самые известные картины эпохи Возрождения.

10 ФОТО

1. «Рождение Венеры» — Сандро Боттичелли.

 

2. «Успение Богородицы» — Тициан Вечееллио.

 

3. «Весна» — Сандро Боттичелли.

 

4. «Сикстинская мадонна» — Рафаэль Санти.

 

5. «Страшный суд» — Микеланджело Буонарроти.

 

6. «Преображение святого Павла» — Караваджо.

 

7. «Афинская школа» — Рафаэль Санти.

 

8. «Сотворение Адама» — Микеланджело Буонарроти.

 

9. «Мона Лиза» — Леонардо да Винчи.

 

10. «Тайная вечеря» — Леонардо да Винчи.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс)

Здравствуйте, уважаемые читатели, публикую небольшую статью о выдающихся художниках Эпохи Возрождения в Италии. Приятного просмотра и прочтения.

Итак,Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Проторенессанс

Джотто.Оплакивание. Ок. 1305—1308

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 1

Джотто.Бегство в Египет.1304-1306

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 2

Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 3

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.В искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам.

Мазаччо.»Чудо со статиром», около 1427-1428 года.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 4

Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 5

Фра Анжелико. Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 6

Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 7

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 8

Сандро Битичелли.Весна.(primavera)Фрагмент.1477-1478

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 9

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527год.Строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

Микеланджело Буаноротти.Кумская Сивилла.1508-1512

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 10

Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 11

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 — 1515

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 12

Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 13

Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна «Благовещение», 1497

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 14

Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 15

Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 16

Фрагмент полотна Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 17

Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 18

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 19

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 20

Рисунок Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 21

Из рисунков Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 22

Механизмы Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 23

Витрувианский человек

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 24

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1512-1515.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 25

Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 26

Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 27

Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 28

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514годПериод Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 29

Тициан.Динарий кесаря.1516годПериод Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 30

Тициан.Вакханалия.1524год

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 31

Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 32

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

Паоло Веронезе. Муза лирой.1560-1561

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 33

Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 34

Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 35

Бронзино.Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 36

Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 37

Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.

Период Возрождения в Италии (Ренессанс), фото № 38

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Изобразительное искусство Возрождения — Википедия

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс.

Различные века в истории итальянского искусства имеют названия, образованные от соответствующих числительных:

  • дученто — 1200-е. От итал. ducento (двести). Интернациональная готика.
  • треченто — 1300-е. От итал. trecento (триста). Проторенессанс.
  • кватроченто — 1400-е. От итал. quattrocento (четыреста). Раннее Возрождение, Высокое Возрождение.
  • чинквеченто — 1500-е. От итал. cinquecento (пятьсот). Конец Высокого Возрождения, Позднее Возрождение.

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский учёный и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Никколо Пиццоло (1421-1453), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510).

Большое распространение получила скульптура. В творчестве скульпторов получили развитие многие формы: статуя, рельеф, бюст и т. д. Ими были достигнуты новые высоты в изображении пластики человеческого тела: эмоций, движений тела, сложных сцен в многоплановых, перспективных рельефах. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1456).

Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Сансовино (1486—1570), Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонарроти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире[источник не указан 2692 дня].

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма. Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Первые мастера маньеризма — Пармиджанино, Понтормо, Бронзино — жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры — Тинторетто и Эль Греко)

Антверпенский маньеризм, за вычетом своего названия, имеет мало общего с итальянским

Художники, жившие к северу от Альп, не имели перед своими глазами образцов античного искусства. Археологическое измерение итальянского Ренессанса, состоявшее в изучении вновь открытых памятников античности, было им совершенно чуждо. Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека. Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их южным собратьям; в своей реалистичности они доходят до натурализма. С другой стороны, они не порывают со стихией народной, крестьянской жизни и фольклорными традициями; особенно показательно в этом отношении творчество Питера Брейгеля Старшего.

На стыке интернациональной готики и предренессансных веяний в Бургундских Нидерландах 1-й половины XV века родилось старонидерландское искусство. Усложнённая иконография и запутанный символизм сочетались с предельным вниманием к подробностям домашнего обихода. Переход от темперы к масляной живописи позволял художником более рельефно и разносторонне передавать многообразие, глубину и блеск предметного мира. Все эти достижения связаны с именами Робера Кампена и его учеников — братьев ван Эйков и Рогира ван дер Вейдена. Во второй половине века пережитки готики и итальянские влияния причудливо переплелись в творчестве Мемлинга.

Хотя в Италии эпохи кватроченто с интересом следили за достижениями нидерландских художников, итальянское влияние стало проникать в эти края только в XVI веке, когда баварец Альбрехт Дюрер ездил совершенствовать своё искусство в Венецию, а в Нидерландах сформировалась школа антверпенского маньеризма, к которой принадлежал, в частности, Мабюз. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись.

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Изобразительное искусство Возрождения
  • Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящён искусству эпохи Возрождения. Рассмотрено искусство Италии, Нидерландов, Германии, Франции, Испании, Португалии, Англии, Далмации, Венгрии, Чехословакии, Польши.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о