Секреты мозга человека: Тайны человеческого мозга — 20 интересных фактов – Названы главные тайны человеческого мозга, неподвластные ученым

3Апр - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Тайны человеческого мозга — 20 интересных фактов

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Как работает мозг человека?

Головной мозг работает круглосуточно. Когда мы спим, он не перестает трудиться. И, даже когда человек находится в коме и бессознательном состоянии, его мозг функционирует.

Мозг состоит из двух полушарий. Они различаются по размеру и отвечают за разные способности человека.

  • Правое полушарие отвечает за творческое мышление и визуальные образы.
  • Левое полушарие — за логическое мышление.

Головной мозг — это своеобразный штурвал человека. Каждый день проделывает огромную работу. Выполняет бесчисленное количество задач.

Так же как нельзя найти двух одинаковых людей, также и нельзя найти двух одинаково мыслящих людей.

 

Интересные факты о нашем мозге

  1. Учеба полезна для мозга. Высокообразованный человек имеет меньше шансов получить заболевание мозга. Напрягая мозг трудными задачами, мы как бы тренируем его на воспроизведение дополнительных тканей.
  2. Самая активная работа мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет.
    В это время мозг человека может усвоить больше знаний, чем за все следующую жизнь. Любой ребенок с легкостью освоит несколько иностранных языков. Не всем взрослым под силу освоить второй язык даже если он переезжает в другую страну и погружается в среду.
  3. Размер мозга не влияет на способности. Ученые продолжают изучать мозг гениев в разных сферах творчества, но уже сейчас доказано, что интеллектуальные и гениальные способности никак не связаны с размером мозга. Альберт Эйнштейн имел не самый крупный мозг.
  4. Занятия спортом эффективно отражаются на деятельности мозга. Люди, которые ведут активный образ жизни реже страдают заболеваниями мозга. Физические упражнения увеличивают кровоток. Капилляры мозга активно наполняются кислородом и глюкозой.
  5. Мозг воспринимает морскую болезнь за галлюцинацию, вызванную ядом. Рвота — это защитная функция организма на избавление от ядовитого вещества.
  6. Лучшее упражнение для мозга — занятие незнакомой деятельностью. Мозг активизируется от смены работы, так как вынужден разрабатывать новые алгоритмы.
  7. Мозг можно сравнить с мышцами человека. Чем больше их тренируешь, тем больше они растут.
  8. Мозг не устает. За день у человека возникает около 70 тысяч мыслей. Умственная работа не способна утомить мозг. Как долго бы вы не думали над решением задачи, мозг функционирует одинаково в любой период. Мы путаем утомляемость мозга с нашим эмоциональным состоянием от решения какой-то проблемы.
  9. Молитва, медитация благоприятно воздействуют на человеческий мозг. Во время чтения молитвы, медитирования люди уходят от реальности. В момент процесса возникают волновые успокаивающие колебания. Они способствуют самоизлечению организма. Известно, что глубоко верующие люди реже подвергаются болезням.
  10. Чем больше мы пьем воды, тем лучше работает наш мозг. Организм человека на 80% состоит из воды. Не только мозгу, но и всему телу важно получать достаточное количество чистой воды для правильного функционирования.
  11. По утрам сначала просыпается тело, а потом мозг. Сразу же после сна интеллектуальные способности человека ниже. Мозг включается в работу не сразу после пробуждения.
  12. Мозг легче понимает речь мужчины, чем женщины. Женский голос музыкальнее, выше по тональности и шире по диапазону. На расшифровку мужского голоса мозгу не нужно затрачивать дополнительные ресурсы.
  13. Мозгу нужно больше энергии, чем другим органам человека. Занимая только 2% от объема нашего тела, мозг потребляет до 20% всей энергии. Также он чувствителен к недостатку кислорода. Необратимые последствия для работы мозга возникают через 10 минут при отсутствии кислорода.
  14. Неправда, что нервные клетки не восстанавливаются. Нейроны мозга восстанавливаются и растут на протяжении всей жизни.
  15. Мозг никогда не спит. Он функционирует круглосуточно, в любое время дня и ночи.
  16. Мозг активнее ночью, чем днем. Вы скажите, что это не логично. Днем мозг выполняет множество не только мыслительных функций, но отвечает и за все двигательные процессы. Оказалось, что это не так. Когда мы ложимся спать, мозг «включается» и работает интенсивнее. Вспомните, как легко вы наутро находите решение проблемы о которой думали вечером. «Утро вечера мудренее».
  17. Количество и качество снов зависит от IQ.
    Чем выше интеллект человека, тем больше и ярче его сновидения. Помните? Менделеев увидел свою гениальную таблицу химических элементов во сне.
  18. Температура мозга зависит от продолжительности нашего сна. При недосыпе температура повышается. Зевание — это защитная функция организма. Когда мы зеваем, наш мозг охлаждается.
  19. Мозг не чувствует боль. В нем отсутствуют болевые рецепторы. Операцию на нем можно проводить без наркоза.
  20. Влюбленность можно увидеть на МРТ-снимках. У человека в состоянии влюбленности активизируются области связанные с удовольствием. Там вырабатывается дофамин. Эти области хорошо видно на снимках.

Эксперименты с мозгом

Загадка с зеркалом

Мозг можно запутать. Если не будет совпадать то, что ты слышишь и видишь? Как на это отреагирует мозг?

    • Установите на столе перед собой зеркало. Положите руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала.
    • Наклоните голову и смотри на отражение в зеркале. Там две руки! Но та, которая в зеркале — это отражение правой руки.
    • Щелкните пальцами на обеих руках. Теперь только левой рукой. В отражение вы видите две неподвижные руки, но слышите щелчки.

Какие чувства и эмоции вы испытали?

Что произошло? Глаза посылают информацию мозгу: «руки не подвижны». Уши посылают другую информацию: «слышу щелчки».  Мозг не может соединить эти противоречивые сигналы и вас появляются странные ощущения.

Заключение

Человеческий мозг — самый сложный объект для изучения. В нем кроется много тайн и загадок. От него зависят наши действия, мысли и чувства. Мы не слышим ушами и не видим глазами. Все это делают участки головного мозга. Он дает нам самые интересные темы для изучения: сознательного и бессознательного. Много ведется разработок и исследований, но главную тайну мозга еще предстоит узнать возможно в скором будущем.


Читайте также:

Названы главные тайны человеческого мозга, неподвластные ученым

Развитие человечества тормозит «детектор ошибок»

– Святослав Всеволодович, расскажите, что нового узнали ученые о человеческом мозге за последние годы?

– Недавно на одной из сессий нашего Отделения физиологических наук, посвященной исследованию мозга, мы все пришли к выводу, что в последние годы в этой области знаний не было серьезных прорывов. И такая ситуация наблюдается не только в России, а во всей мировой науке о мозге.

– Ну на какие-то вопросы вы уже дали ответ? Например, действительно ли у среднестатистического человека работает только 10 процентов мозга, а остальное находится в резерве?

– Нет, это не так. Наш мозг использует по-максимуму все, что дано ему от природы.

– Действительно ли мозг – самый энергозатратный орган?

– Да, по сравнению с другими органами. Если взять интеллектуальную мощность мозга, то она будет мощней всех компьютеров, которые существуют на Земле, но потребляет энергии он, как средняя лампочка.

— Известно количество нервных клеток?

– Может, миллиард, а может, сто миллиардов. Их очень сложно подсчитать из-за того, что все они имеют разные формы.

– Известно ли уже о главном отличии человеческого мозга от мозга животного?

Это самый сложный вопрос — ответа на него пока нет. И более того, – не понятно, почему наш мозг возник именно в таком виде, ведь на первых порах для выживания он не нужен был нам такого размера. Мы до сих пор не нашли переходного мостикам между питекантропом и человеком разумным. У нас есть гены неандертальцев, но почему они в какой-то момент свернули в сторону, не пошли дальше вместе с нами, тоже не понятно.

В нашем мозге перемещается «световое пятно»

– Те же самые вопросы задают себе и ваши иностранные коллеги?

– Конечно. Только у нас с ними разные подходы к изучению мозга. Они отталкиваются от конкретных изменений, от приборных измерений, а у нас выработался совсем другой подход. У нас остались физиологические школы Сеченова, Павлова, Бехтерева, которые прежде всего изучали общие закономерности. Наши западные товарищи иногда не знают многого из того, что знаем мы.

Тот же самый Иван Петрович Павлов предложил концепцию «светового пятна». «Если бы мы могли видеть систему возбуждений, распространяющуюся по коре бодрствующего животного (или человека), мы могли бы наблюдать движущееся концентрированное «световое пятно», перемещающееся по коре по мере перехода от одной деятельности к другой и олицетворяющее пункт оптимального возбуждения, без которого невозможно нормальное осуществление деятельности».

Иными словами, в зависимости от рода деятельности у нас в мозге все время включается в работу та или иная область. И раньше считалось, что только она и является главенствующей.

Но оказалось, что «световое пятно» — это лишь вершина айсберга. В нашей лаборатории мы пришли к выводу, что главная управляющая система, формирующая такое пятно, спрятана в глубине, распространяется на разные отделы мозга и работает, никак не проявляя себя.

Например, когда человек произносит слова, мы фиксируем возбуждение в его так называемой области Брока. Но ее можно сравнить с динамиком в телевизоре. Основная же работа происходит в большой согласованной сети нейронов, распространенной по всему мозгу. Образно говоря, если у человека возникает потребность что-то сказать, то к делу подключается условный «директор речи», который начинает привлекать к работе нужные отделы мозга, задействуя и область Брока, которую мы можем измерить.

– Таких «директоров» в нашем мозге может быть множество, под каждую функцию, или один?

— Это очень сложный и дискуссионный вопрос. Есть мнение, что существует свой «директор» на каждый вид деятельности. Так сказать, «нейрон бабушки», где записана информация о бабушке, или лицо актрисы и т. д.. Я с этим не согласен. По-видимому, существует сложная сеть систем, адаптивно формирующихся при необходимости осуществить какую-то деятельность. Это одни и те же нейроны, которые активируются по- разному.

Поэтому перед каждой операцией мы на МРТ прежде всего определяем все области, которые могут быть вовлечены в процесс. В 1987 году у нас был пациент, которому проломили череп бутылкой. У него возникла полная афазия (расстройство речи и ее восприятия). Когда вскрыли череп, увидели там, в областях Брока и Вернике (области генерации и восприятия речи) настоящую «кашу». Но, введя электроды недалеко от этих областей, путем лечебных электростимуляций мы перевели задачу формирования и понимания речи на другие клетки. Через несколько недель пациент уже говорил и все понимал. Он до сих пор жив.

Мировой прогресс тормозит «детектор ошибок»

– Слышала, что у вас проводится исследование процесса памяти.

– Памятью занимаются другие российские исследователи, например, члены РАН Константин Владимирович Анохин и Павел Милославович Балабан. Они уже научились стирать у мышей неприятные воспоминания. У нас немного другое направление. Расскажу подробнее об одном из механизмов работы мозга, который в 1986 году открыла прежний научный руководитель нашего института Наталья Петровна Бехтерева. Это так называемый «детектор ошибок».

Представьте, что вы выходите из дома и чувствуете: что-то не так. Такие обыденные вещи, как выключение плиты, электричества мы делаем на автомате. Но стоит нам забыть что-то сделать, как «детектор ошибок» тут же сравнивает ваши действия с тем, что записано у вас в памяти. И сигнализирует, посылая волны дискомфорта откуда-то из подсознания.

Тот же «детектор ошибок» срабатывает у зрелого человека, уже знающего, чем может закончиться бесшабашный прыжок в воду с высокого утеса в непроверенном месте. У маленьких детей такого детектора еще нет, матрица, то есть свод определенных правил, еще не сформировалась, а потому они часто падают, набивают шишки, но, тем не менее, сохраняют способность совершать неожиданные, резкие поступки. Яркий пример тому история Нильса Бора — основателя первой квантовой теории атома, отличавшейся от классической теории. Доводы молодого и талантливого исследователя многим состоявшимся светилам науки казались поначалу абсурдом.

Способность рисковать, не взирая на звания и титулы, сохраняется, как правило, до 35-40, после чего «детектор ошибок», вошедший в полную силу, больше не позволяет совершать «глупости». Ни одно выдающееся открытие в области математики или теоретической физики не было совершено учеными после 40 лет.

50-60-летний человек уже не способен на безумную идею. Он для этого слишком много знает. Это феномен стареющих физиков и математиков. Почему крупнейший математик XX века Андрей Николаевич Колмогоров в возрасте 50 лет ушел преподавать математику школьникам? Он потерял горение, и это вполне физиологическая вещь.

Или взять брежневское политбюро. Ведь там работали люди незаурядного ума. Но со временем на каком-то этапе они уже не могли изменить политику, гиперработа их «детекторов ошибок» не позволила «пропустить» смелую мысль в жизнь. Почему потом и путч провалился? Они были не молодые.

Мы сейчас говорим о продлении жизни и ее качества. В обществе увеличивается процент пожилых людей. Об этом мало кто задумывается, но ведь со старением общества цивилизация резко теряет возможность развития. Все меньше становится молодых и дерзких и больше старых и осторожных. Работа по изучению «детектора ошибок» очень важна, если мы хотим продлевать жизнь и двигать научно-технический прогресс. На один из важнейших вопросов: как защитить человека от гиперопеки «детектора ошибок», ответа пока нет, хотя это одно из магистральных направлений нашей работы.

Кстати, не всегда влияние «детектора ошибок» на нашу жизнь привносит элементы застоя. Если взять специальности юриста, адвоката, врача, где нужно иметь огромный опыт, то здесь этот механизм порой творит настоящие чудеса. Я бы привел в пример жизнь известного кардиолога, академика Владимира Андреевича Алмазова. Он подходил к пациенту и, не касаясь его, мог сказать, что его сердце находится не слева, как у всех, а справа, мог поставить диагноз, просто посмотрев на человека Его детектор ошибок был настолько выдрессирован, что позволял определять тончайшие, невидимые другим отличия между обычными и необычными пациентами.

Как распознать гения

– Можно ли по конфигурации активных зон мозга выявлять людей, которые будут успешны в разных областях науки?

– Нельзя. Есть один фантастический роман, в котором пришельцы с другой планеты хотят найти самого выдающегося полководца. Их приводят к сапожнику. Он идеально подходил к тому, чтобы руководить армией, но вместо этого тачает сапоги. Ему не пришлось использовать свои способности в военном деле. Так что при всех «правильных» данных мозга человеку на пути к его успешности в том или ином деле могут помешать жизненные обстоятельства.

У многих где-то в глубине натуры сокрыт талант. Одним хватает реактивности характера, чтобы его проявить, другим — нет. Есть люди, не блещущие способностями, но, благодаря стремлению, трудолюбию, они выходят вперед, оставляя позади изначально более талантливых.

– Даже явных гениев?

– Про них я не говорю. Сколько бы человек ни трудился, а стать таким, как Леонардо да Винчи, Эйнштейн или Моцарт, без соответствующей генетики все равно не получится. Таких и заставлять заниматься не надо, они сами не смогут сидеть без дела.

– Какие советы вы могли бы дать родителям?

— Нельзя заставлять учить читать и писать раньше, чем ребенок созреет для этого. Это все равно, что на старом компьютере 286-й модели моделировать пентиум. Он будет работать, но очень медленно, скрипя и пыхтя.

Также и детям нельзя раньше времени вкладывать сложные понятия в их маленькие головки. Они усвоят предмет плохо, причем навсегда. Если начать обучать их письму, когда еще не развит моторный центр мозга, у них уйдет много сил на преодоление этой проблемы, и результат все равно будет не из лучших.

Единственное, что я бы порекомендовал учить с маленькими детьми до 5-6 лет — это иностранные языки, причем только на слух.

– Сколько языков можно преподавать им?

– Одного хватит вполне. Надо оставить время на сказки и игры во дворе.

– Вред от электромагнитных волн для мозг доказан?

— Этот вопрос изучается уже 30 лет. И до сих пор однозначного ответа нет. Но я бы посоветовал, на всякий случай, остерегаться слишком долгих разговоров по мобильному телефону с прикладыванием его к уху. Например, сейчас я вами разговариваю по телефону в режиме громкой связи…

Не рекомендуется носить телефон в нагрудном кармане. Почему? Очень часто бывает так, что при попадании в область слабого сигнала ваш телефон на полную мощность включает излучение, чтобы найти связь. Пока доказательств явного вреда от этого не представлено, но на всякий случай надо избирать разумную линию поведения. Тут можно привести в пример слова одного нобелевского лауреата. Когда его спросили: «Почему вы не начинаете ничего в понедельник, — неужели вы верите в приметы?», он в шутку ответил: «Я в них не верю, но я их боюсь».

Академик рассказал о тайнах человеческого мозга

Академик Михаил Пирадов: «Трудно себе представить, что Земля — единственная планета, которая смогла родить разум»

За изучение мозга сейчас активно взялись во всем мире. Такие проекты, как европейский The Human Brain Project («Исследование человеческого мозга»), американский BRAIN Initiative («Инициатива по изучению мозга»), японский MINDS, — все стартовали примерно в 2012–2014 годах с прицелом на десятилетие и с большим финансовым подкреплением. Что же могло произойти такого экстраординарного, заставившего все мировое сообщество в пожарном порядке кинуться изучать то, что находится у каждого под черепной коробкой?

— Научно-технический прогресс — это благо?

— В мире сегодня 7,5 миллиарда населения, среди которых, по данным ВОЗ, 13 процентов (или чуть больше миллиарда) — инвалиды, — говорит Михаил Александрович Пирадов. — 190 млн из них — тяжелые инвалиды, и большинство из них потеряли работоспособность по причине нарушения мозгового кровообращения, травм мозга и других заболеваний нервной системы. На состоявшемся недавно заседании президиума РАН, посвященном нейронаукам, вице-президент РАН Владимир Павлович Чехонин привел цифру — 62%. Именно такое количество всех наших инвалидов потеряло дееспособность по причине инсульта. К увеличению количества больных с поражениями мозга ведет, как ни странно, и увеличение продолжительности жизни. Раньше до возраст-зависимых заболеваний, таких, например, как болезнь Альцгеймера, доживали немногие. Теперь их количество растет с каждым годом.

— Можно ли после этого назвать научно-технический прогресс благом для людей?

— Мы все еще не до конца осознаем все последствия стремительно идущей очередной, четвертой по счету, промышленной научно-технической революции. С ее прогрессом у нас отпадает потребность в большом количестве людей, занятых физическим трудом. Вы только вдумайтесь: сегодня достаточно всего нескольких процентов людей, занятых в сельском хозяйстве, чтобы обеспечить питанием всех остальных. С одной стороны, это хорошо, мы можем избавить большую часть людей от тяжелого физического труда, который истощает человека. Но с другой — стали исчезать и другие профессии (их уже около 150), не связанные с большой затратой сил. Тысячи людей остаются без работы.

— А что касается непосредственно здоровья человека?

— Здесь также нет однозначного ответа. Вспомните описание матери Павла Власова из романа Максима Горького «Мать»: седая, сгорбленная женщина, с изрезанным морщинами лицом. Это начало ХХ века. А ведь ей было всего 40 лет! И что сегодня представляет собой женщина в этом возрасте? Это молодая, полная сил дама. Можно сказать, даже не расцветшая еще в полной мере. Одна лишь цифровая революция принесла в наш мир очень много удобств. Это и скорость коммуникаций, и доступность практически любой информации, возможность заочного обучения в любых учебных заведениях мира, выбора товаров, услуг и т.д. Но есть и иная сторона влияния научно-технического прогресса на наше здоровье. Мы все больше требований предъявляем к работе мозга. На нас ежедневно обрушивается колоссальное количество информации, которую надо переварить, в единицу времени надо успеть сделать гораздо больше, чем раньше, чтобы быть «в теме», «в струе». Все эти мозговые штурмы и депрессии, с ними связанные, и приводят к быстрому изнашиванию нашего главенствующего органа. И первая задача медиков — оказать мозгу квалифицированную помощь. Ведь по сравнению с тем же инфарктом миокарда (сердечной мышцы) инфаркт мозга (ишемический инсульт) или кровоизлияние в мозг (геморрагический инсульт) — намного более тяжкие по своим последствиям поражения. Нейроны в отличие от мышц имеют свойство очень плохо восстанавливаться.

— Кто находится в группе риска?

— Те же, что и в группе риска по возникновению инфаркта миокарда, — люди, испытывающие сильные стрессы, пренебрегающие физической нагрузкой, набирающие лишний вес, имеющие высокое артериальное давление, сахарный диабет.

— То есть не надо забывать про физнагрузку?

— Безусловно. И поскольку главным тревожным симптомом, который может привести к инсульту, является повышенное давление, я бы посоветовал всем держать его под контролем и слушать все рекомендации врачей.

— Как правило, они сразу рекомендуют пить таблетки.

— Если человек уже довел себя до этой стадии, пренебрегая здоровым образом жизни ранее, то да.

Нормальное состояние проводящих путей. Фото: Центр неврологии

Стимуляция мозга

— Насколько глубоко можно заглянуть в глубины мозга? Знаю, что еще лет пять назад подкорковую область на живых людях изучать нельзя было.

— Подкорка расположена всего на 5 мм ниже поверхности черепной коробки, сразу под корой головного мозга. Ее изучать, конечно, сложнее, но и это сейчас делается. Исследуя молекулярные, клеточные структуры, связи головного мозга, мы постоянно ищем методы диагностики заболеваний, их профилактики и восстановления мозга при различных патологиях. Мы каждый год создаем новые технологии неинвазивного исследования тех или иных структур мозга.

Один из новых методов — магнитно-резонансная трактография, изучение проводящих путей головного мозга. Одни пути, если говорить упрощенно, идут от наших голов к ногам и рукам, другие — в обратную сторону. Сейчас появилась воксельная морфометрия — оценка тонких изменений объемов мозга и отдельных его участков, что дает возможность заметить прогрессирование нейродегенеративных процессов за 10–20 лет до их клинических проявлений. Перспективнейшая технология — функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — картирование функциональных зон мозга. Очень интересна технология фМРТ покоя. Это самая последняя по времени технология, которая дает возможность установить, какие участки мозга больше всего взаимодействуют между собой, когда человек находится в состоянии полного покоя. Благодаря ей можно лучше понять, какие компенсаторные изменения происходят в мозге в ответ на его повреждение. Иными словами, можно увидеть не пострадавшие зоны, которые берут на себя функцию поврежденных.

Лаборатории мира, исследующие с клиническими целями наш мозг, работают над поисками нужных точек-мишеней, на которые надо воздействовать, а также и над выбором методов самих воздействий.

— То есть пробуждают расположенные рядом с очагами поражения нервные клетки и те включаются в работу?

— Примерно так. Воздействуя на мозг методом навигационной транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), то есть электромагнитным полем, мы достигли заметных успехов в восстановлении двигательных функций при инсульте и снижении спастичности (тонуса мышц) при рассеянном склерозе. Очень эффективен метод ТМС для лечения депрессий, этого бича нашей цивилизации. У нас в центре наибольший опыт в стране по лечению различных видов патологии мозга с помощью этой технологии.

— На недавнем президиуме РАН, посвященном теме развития нейронаук в стране, вы говорили о возможности улучшения памяти здорового человека.

— Нашими сотрудниками показано, что, воздействуя у здоровых лиц на левую дорсолатеральную префронтальную кору во время удержания пациентом в памяти некой определенной информации, можно за один сеанс улучшить рабочую память примерно на 20%. Это вовсе не значит, что только одна эта область отвечает за память. Возможно, одновременно с ней надо стимулировать мозг в разных областях и при разных режимах. Это сейчас область наших активных исследований.

— Вопрос: насколько долго длится эффект от транскраниальной стимуляции и нет ли у него побочных эффектов?

— Длительность эффекта мы пока изучаем. Побочный же эффект известен — развитие эпилептических припадков. Но это может грозить не всем, а лишь тем, кто к ним предрасположен. Тщательно отбирая для данной терапии пациентов, мы строго следим за малейшей предрасположенностью людей к таким припадкам и не берем их для стимуляции.

Так выглядят проводящие пути мозга при инсульте. Фото: Центр неврологии

Мозг — Вселенная

— Скажите, мозг действительно сложнее Вселенной?

— Не знаю. Никто не может ответить на этот вопрос. Я бы подошел с другой стороны. Мы пытаемся изучать сами себя… А возможно ли достичь в этом успеха? Может ли одна структура изучать другую структуру, не имея более высокого уровня развития? Если собрать все суперкомпьютеры мира и объединить их в одну сеть, они будут совершать триллионы операций в секунду и… все равно пока проиграют в скорости обработки информации нашему мозгу. При этом они будут использовать огромное количество энергии, выделять много тепла. А человеку, чтобы запустить мозг в работу, всего-то нужно выпить стакан крепкого чая с сахаром — и он может работать хоть 24 часа.

Но машины усложняются. Раньше они работали, перебирая варианты. Потому, кстати, долго проигрывали чемпионам мира по шахматам. Чемпионы не перебирали комбинации, у них другой путь мышления, основанный больше на интуиции. Сейчас мощные компьютеры тоже начали обучать элементам интуиции, и они стали обыгрывать чемпионов мира. Есть такая логическая настольная игра го с колоссальным количеством вариантов, больше, чем в шахматах. Но в 2017 году чемпион мира по игре в го был все-таки обыгран машиной… Заменит ли человека на Земле искусственный интеллект — вопрос открытый.

— Получается, что рано нам изучать Космос — еще более сложную субстанцию, пока мы не изучили свой «космос», расположенный под черепом?

— Сложно сказать… Есть ли в Космосе разум сложнее нашего? Пока мы со своими телескопами не можем найти ни следа разумной жизни, но это не значит, что ее нет. Трудно себе представить, что Земля — единственная планета, которая смогла родить разум.

— Говорят, что в нашей Галактике 400 миллиардов звезд. А известно ли количество нервных клеток в нашем мозге?

— По последним данным, насчитано 86 миллиардов нервных клеток. Но изучить все их связи, имея сегодняшние возможности вычислительной техники, мы смогли бы только через четыре миллиарда лет… Зарубежные ученые, например, 15 лет изучали связи 302 нейронов у маленького червяка аскариды C. Elegans.

Эпоха гениев

— Для работы с функциональной МРТ покоя от человека требуется полное отвлечение от мыслей. А разве это вообще возможно в состоянии бодрствования?

— Говорят, адепты восточных практик утверждают, что добиться состояния, когда у тебя в голове не останется никаких мыслей, возможно — и тогда наступает настоящая нирвана.

— Вы подтверждаете это?

— Не знаю, этот вопрос наукой до конца не изучен. Но есть некоторые другие важные наблюдения прямо противоположного свойства. Вот, например, говорят, что Периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева приснилась ему во сне. Но, возможно, это было немного по-другому. Такое ощущение наверняка переживали все: вы лежите ночью — то ли заснули, то ли нет. И в этом состоянии, которое неврологи называют сумеречным состоянием сознания, вдруг в голову начинают приходить решения тех ситуаций, которые были абсолютно неразрешимы год-два назад, вчера, позавчера, но вы о них постоянно думали. Дмитрий Иванович смог ухватить идею за хвост, но чаще всего мы просыпаемся после такого «сновидения» и все, увы, забываем.

Считается, что в сумеречном состоянии сознания мозг работает лучше всего, потому что он вроде еще бодрствует, но уже освободился от текущих забот и зрительного восприятия, отвлекающих порой наше сознание. Тем не менее был на свете изобретатель, который разработал свою технологию выуживания умных решений из сумеречного состояния. Это всем известный Томас Эдисон, получивший в США 1093 патента на изобретения, многие из которых перевернули мир. Среди них фонограф, телефон, киноаппаратура, первый успешный вариант электрической лампы накаливания.

— И все это появилось из сумеречного состояния сознания?

— Все или нет — неизвестно. Но в своих воспоминаниях он описывал процесс озарения так. Он ложился в удобное кресло, брал в руку металлический шар и клал на пол под рукой с шаром стальной лист. Рядом на столе всегда лежали ручка и блокнот. Эдисон начинал дремать с думами об очередной инженерной загадке, но, как только мышцы расслаблялись, рука разжималась и шар падал, вызывая резкий звон от удара по железному листу, — он тут же просыпался и записывал сразу все, что пришло ему в этом состоянии полусна в голову.

— Кстати, о теме гениальности. Вы можете подтвердить, что она зависит от размера мозга?

— Не зависит, и это уже доказано. К примеру, мозг Ивана Тургенева имел самый большой вес среди писателей — 2 кг 12 граммов, а мозг Анатоля Франса был самым маленьким — чуть ли не 1000 граммов. При этом оба выдающиеся литераторы.

— Может ли структура мозга как-то подсказать человеку его возможное профессиональное предназначение в жизни?

— Системы, которые могут определять те или иные способности при помощи искусственного интеллекта, разрабатываются во всем мире. Проводится подобная работа и у нас в центре. Общий принцип сводится к выявлению каких-то закономерностей в организме человека, указывающих на тот или иной талант. Чем больше мы наберем массив данных, тем больше выявим закономерностей. Мозг — это мы, и, изучая его, мы изучаем самих себя со всеми нашими достоинствами и несовершенствами.

Тайны нашего мозга: 15 интересных фактов

Экология жизни. Познавательно: Нервные клетки восстанавливаются. Нейроны растут всю жизнь. Много лет ученые считали, что нейроны и нервная ткань…

1. Чем образованнее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

2. Самое бурное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет.

3. Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов — контактов между нейронами. Количество синапсов растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.

Тайны нашего мозга: 15 интересных фактов

4. Физические упражнения помогают держать мозг в форме. Постоянные занятия спортом увеличивают количество капилляров в мозгу, что позволяет доставлять больше кислорода и глюкозы. Бывшие спортсмены с возрастом теряют ментальное здоровье гораздо реже остальных. Для эффективности занятия спортом должны продолжаться не менее 30 минут несколько раз в неделю.

5. Занятие незнакомой деятельностью — лучший способ развития мозга. Общение с теми, кто превосходит вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.

6. Умственная работа не утомляет мозг. Обнаружено, что состав крови, протекающий через мозг неизменен на протяжение его активной деятельности, сколько бы она не продолжалась. При этом кровь, которую берут из вены человека, проработавшего целый день, содержит определенный процент «токсинов утомления». Психиатры установили, что чувство утомления мозга обуславливается нашим психическим и эмоциональным состоянием.

7. Молитва благотворно влияет на деятельность мозга. Во время молитвы восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы и анализ, т.е. человек уходит от реальности. В этом состоянии (как и при медитациях) в мозге возникают дельта-волны, которые обычно фиксируются у младенцев в первые шесть месяцев его жизни. Возможно, именно этот факт влияет на то, что верующие люди болеют реже и выздоравливают быстрее.

8. Для полноценной работы мозга нужно выпивать достаточное количество жидкости. Мозг, как и весь наш организм, состоит приблизительно на 75% из воды. Поэтому, чтобы держать его в здоровом и рабочем состоянии, нужно выпивать положенное Вашему организму количество воды. Тем же, кто пытается похудеть с помощью таблеток и чая, выгоняющих из организма воду, следует быть готовым к тому, что одновременно с потерей веса они потеряют и в работоспособности мозга.

9. Мозг просыпается дольше тела. Интеллектуальные способности человека сразу после пробуждения ниже, чем после бессонной ночи или в состоянии средней тяжести опьянения. Очень полезно, кроме утренней пробежки и завтрака, усиливающих метаболические процессы, происходящие в Вашем теле, сделать и маленькую разминку мозга. Это значит, что не стоит с утра включать телевизор, а лучше что-то немного почитать или разгадать кроссворд.

Тайны нашего мозга: 15 интересных фактов

10. Мозгу легче понимать речь мужчин, чем женщин. Мужские и женские голоса действуют на разные участки мозга. Женские голоса – более музыкальные, звучат на более высоких частотах, диапазон частот при этом шире, чем у мужских голосов. Человеческому мозгу приходится «расшифровывать» смысл того, что говорит женщина, используя свои дополнительные ресурсы.

11. Мозг потребляет больше энергии, чем все остальные органы. Он составляет от общей массы тела только 2%, но забирает около 20% энергии, вырабатываемой телом. Энергия поддерживает нормальное функционирование мозга и передается нейронами для создания нервных импульсов.

Каждую минуту через мозг проходит 750 миллилитров крови, что составляет 15-20 процентов всего кровотока.

Также он потребляет больше кислорода, чем любой другой орган. Это делает его очень восприимчивым к повреждениям, связанными с недостаточностью кислорода. Так что дышите глубже!

12. Нервные клетки восстанавливаются. Нейроны растут всю жизнь. Много лет ученые считали, что нейроны и нервная ткань не способны расти или восстанавливаться. Оказывается, что это не так, хотя нервная ткань ведет себя иначе, чем другие ткани человеческого тела – нейроны растут всю жизнь и этот факт открыл новою страницу в области исследования мозга и его болезней.

13. Мозг никогда не спит. Мозг гораздо более активен ночью, нежели днем. Это кажется нелогичным, ведь днем мы двигаемся, он занят вычислениями, решением сложных задач на работе, что должно заставлять его работать интенсивнее, чем во время сна. Оказывается, что все наоборот. Когда вы «отключаетесь», мозг «включается». Ученые пока не понимают, почему это так, но вам стоит поблагодарить ваш мозг за то, что он трудится, пока вы спите.

14. Количество сновидений зависит от IQ. Ученые утверждают, что чем выше ваш коэффициент интеллекта, тем больше сновидений вы видите. Если это так, то вам не стоит переживать, если вы не можете припомнить, что вам снилось. Большинство из нас плохо помнит сновидения, поскольку они длятся не более 2-3 секунд.

15. Зевота помогает мозгу проснуться. Зевание часто ассоциируется с недосыпом и скукой, но на самом деле это помогает человеку проснуться. Во время зевания расширяется дыхательное горло, при этом легкие получают больше кислорода, который затем перемещается в кровь, делая нас бодрее.опубликовано econet.ru

@4itaika

Также интересно: Татьяна Черниговская: Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели и что унюхали  

Алкоголь и мозг человека

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

Как разгадать тайны мозга и научиться им управлять: 15 полезных книг

1. «Тайны нашего мозга, или Почему умные люди делают глупости», Сандра Амодт, Сэм Вонг

книги о мозге: «Тайны нашего мозга, или Почему умные люди делают глупости», Сандра Амодт, Сэм Вонг

Что мы знаем о мозге? Если не считать слухи и мифы, практически ничего. Сандра Амодт и Сэм Вонг, специалисты по нейробиологии и авторы-популяризаторы, решили исправить ситуацию и поделились тем, что узнали за долгие годы научной работы. Эти данные помогут стать успешнее, счастливее и продуктивнее во всех сферах жизни.

Простым языком авторы рассказывают, что такое нейроны и синапсы и почему именно они определяют наше настроение, навыки и ключевые качества, которые мы воспринимаем как должное. В книге минимум науки и сложных терминов, максимум пользы и забавные иллюстрации.

Купить книгу

2. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии», Рик Хансон, Ричард Мендиус

книги о мозге: «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии», Рик Хансон, Ричард Мендиус

Рик Хансон — американский нейропсихолог и автор бестселлеров. Его советы работают, поскольку практически всё он первоначально испытывает на себе. Богатый профессиональный опыт и годы работы с детьми и взрослыми позволили Хансону сформировать собственное видение проблемы неудовлетворённости жизни. Совместное с доктором Ричардом Мендиусом творение открывает читателям тайны мозга и его тесную связь со счастьем.

Учёные-нейропсихологи в доступной форме рассказывают, как работает мозг и как мы можем влиять на него, чтобы быть счастливее, успешнее и просто лучше. Проверенные временем способы мудрой и спокойной жизни подтверждаются последними достижениями современной науки. Читатели узнают, как и почему формируются страдания, как можно с минимальными потерями разрешать сложные жизненные ситуации и строить долговременные отношения с окружающими.

Купить книгу

3. «Креативный шторм», Кайна Лески

книги о мозге: «Креативный шторм. Позволь себе создать шедевр. Нестандартный подход для успешного решения любых задач», Кайна Лески

Многие из нас ошибочно полагают, что мозг подаст некий сигнал, когда будет готов к творчеству или когда наступит удачный момент для креативного штурма.

Профессор кафедры архитектуры Род-Айлендской школы дизайна Кайна Лески убеждена, что нет смысла ждать у моря погоды. Её жизнь посвящена изучению творческого процесса во всех его формах. Ощущения, кажущиеся нам скучными и малоинтересными, на самом деле одни из главных движущих факторов, ведущих к успеху.

Кайна Лески уверена, что процесс творчества — это умение видеть наперёд и заглядывать в будущее. В книге подробно описывается каждый этап творческого процесса. Оригинальные иллюстрации и цитаты великих мастеров вдохновляют на свершение креативных подвигов каждый день. Автор книги даёт советы и подсказывает, как правильно ставить цели и преодолевать преграды на пути к ним.

Купить книгу

4. «Здоровый мозг. Программа для улучшения памяти и мышления», Дэвид Перлмуттер, Кэрол Колман

книги о мозге: «Здоровый мозг. Программа для улучшения памяти и мышления», Дэвид Перлмуттер, Кэрол Колман

Защитить мозг от неизбежных временных изменений или просто прокачать его, чтобы стать лучше, умнее и активнее, — естественное желание многих. Современный образ жизни способствует развитию разрушительных процессов, которые впоследствии вызывают упадок мозга. Можно не только остановить этот процесс, но и повернуть время вспять, если правильно подойти к делу. На помощь придут специалисты Дэвид Перлмуттер, невролог первой категории, и Кэрол Колман, автор книг о медицине.

Книга «Здоровый мозг» — практическое пособие из трёх частей. Из первой вы узнаете о потенциально опасных факторах, во второй заполните специальный опросник, который поможет оценить состояние мозга и понять, что нужно изменить в жизни, чтобы улучшить его работу. Третья часть содержит рекомендации для тех, у кого уже диагностировано неврологическое заболевание.

Купить книгу

5. «Укрощение амигдалы. И другие инструменты тренировки мозга», Джон Арден

книги о мозге: «Укрощение амигдалы. И другие инструменты тренировки мозга», Джон Арден

Мозг — уникальный инструмент. Его гибкость даёт нам возможность в любой момент изменить жизнь, стать сильнее, успешнее и счастливее. Нейрофизиолог, психолог и автор книг Джон Арден рассказывает, как избавиться от стресса, зная и понимая процессы, происходящие в мозге. Автор очень доходчиво поясняет, откуда берутся вредные привычки, почему они так быстро приживаются и как легко избавиться от них.

Книга поможет начать новую счастливую жизнь, максимально полно использовать свой потенциал и сохранить с помощью специальных упражнений бодрость мозга на долгие годы. Каждую рекомендацию Джон Арден опробовал на себе и сотнях людей, с которыми ему приходилось сталкиваться во время работы в США.

Купить книгу

6. «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга», Шрини Пиллэй

книги о мозге: «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга», Шрини Пиллэй

Расслабьтесь и начните творить — эту мысль хочет донести до читателя Шрини Пиллэй, выпускник Гарварда, психолог, доктор медицины. Мы привыкли считать, что только концентрация и усилия воли могут привести к успеху, процветанию и счастью. Автор книги, опираясь на результаты последних исследований, готов бросить вызов традиционному подходу. Он убеждён, что счастье в расфокусировке и способности мозга расслабляться по первому требованию.

Шрини Пиллэй верит, что расфокус помогает мозгу, защищает от перенапряжения и стресса, учит мыслить нестандартно и генерировать яркие идеи. По мнению автора, жить в напряжении и постоянной концентрации крайне вредно. Умение расслабляться может стать ключом на пути к успеху и процветанию.

Купить книгу

7. «Музыка мозга. Правила гармоничного развития», Анет Прен, Кьелд Фреденс

книги о мозге: «Музыка мозга. Правила гармоничного развития», Анет Прен, Кьелд Фреденс

Наш мозг в чём-то похож на оркестр. Без точной настройки и согласия вся компания играет нечто невообразимое и мало похожее на музыкальный шедевр. Стоит появиться опытному дирижёру, как всё меняется, слух зрителей радует прекрасная музыка. Нейробиолог Кьелд Фреденс представляет основные функции мозга в виде восьми клавиш, которые нужно изучить и понять для слаженной работы всего организма.

Музыка — союз простого и сложного. Там, где обычный человек видит противопоставление, музыканты видят неразрывное целое. Нестандартное мышление музыканта, о котором идёт речь в книге, научит гармонично сочетать разные типы деятельности. Рекомендации авторов помогут изменить привычки, избавиться от стресса, поверить в себя и свои силы.

Купить книгу

8. «Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции», Сайен Бейлок

«Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции», Сайен Бейлок

Профессор психологии Чикагского университета Сайен Бейлок занимается изучением работы мозга в стрессовых ситуациях. Её интересует, какие процессы запускаются в организме, когда человек вынужден работать в тяжёлых условиях. Многолетний опыт работы позволил вывести несколько закономерностей, которые влияют на нашу жизнь. Одна из важнейших — тесная связь разума с телом, а тела с окружающей средой. Причём тело не выступает в пассивной роли, а определяет наши мысли, поступки и решения.

В книге можно найти множество любопытных ситуаций, с которыми каждый сталкивается каждый день, но ни на секунду не задумывается об их значимости. Например, хождение по комнате повышает творческий потенциал, прогулка на природе усиливает концентрацию, а жесты помогают лучше запоминать сложные тексты.

Купить книгу

9. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина

книги о мозге: «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина

Всё гениальное просто: всего 12 принципов работы мозга способны изменить жизнь в лучшую сторону. Молекулярный биолог-эволюционист Джон Медина протестировал принципы на себе и своих учениках. Книгу профессор адресует не только родителям и детям, но и управленцам. Несложные рекомендации помогут взрослым работать продуктивнее, а детям лучше учиться.

Автор доступным языком и с помощью оригинальных иллюстраций рассказывает, что такое стресс, почему важен сон, почему не стоит стремиться к многозадачности и как самая простая физическая активность может снизить риск появления серьёзных заболеваний.

Купить книгу

10. «Гормоны счастья», Лоретта Грациано Бройнинг

книги о мозге: «Гормоны счастья. Приучите свой мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин», Лоретта Грациано Бройнинг

Каждый слышал о гормонах счастья, но мало кто на самом деле понимает, что это и для чего они нужны. Гормоны отвечают за перепады настроения, привязанности, в том числе токсичные, и даже выбор блюд в любимом ресторане.

Лоретта Грациано, заслуженный профессор Калифорнийского университета, разработала 45-дневную программу улучшения себя. Каждый читатель сможет начать новую жизнь, изменить нейронные пути и избавиться от вредных привычек. Эта книга для тех, кто готов меняться уже сегодня.

Купить книгу

11. «Мой продуктивный мозг. Как я проверила на себе лучшие методики саморазвития и что из этого вышло», Кэролайн Уильямс

книги о мозге: «Мой продуктивный мозг: Как я проверила на себе лучшие методики саморазвития и что из этого вышло», Кэролайн Уильямс

Личный опыт — самый убедительный. Редактор и журналист Кэролайн Уильямс решила на себе проверить самые популярные методики развития мозга, улучшения памяти, концентрации и ориентации в пространстве.

Она встретилась со множеством специалистов в нейробиологии, прочитала не менее ста книг и научных публикаций, приняла участие в нескольких экспериментах. Результатами исследований Кэролайн делится в книге, которая будет интересна всем, кто думает об апгрейде мозга.

Купить книгу

12. «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами», Ирина Якутенко

книги о мозге: «Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами», Ирина Якутенко

Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко посвятила книгу вопросам воли и самоконтроля. Почему одним людям удаётся устоять перед искушением, а другие в который раз нарушают данное себе слово и поддаются соблазну? Какие процессы стоят за тем, что мы называем силой воли и самоконтролем? Автор книги, используя последние научные данные, доказывает, что волевые люди биохимически и физиологически отличаются от тех, кто подвержен слабостям.

Каждый читатель может пройти тесты и узнать больше о работе собственного мозга. Отдельный раздел посвящён практическим рекомендациям, которые помогут сказать твёрдое «нет» искушениям и сформировать самоконтроль, а также научат ставить и достигать долгосрочные цели.

Купить книгу

13. «Феноменальная память. Методы запоминания информации», Станислав Матвеев

книги о мозге: «Феноменальная память. Методы запоминания информации», Станислав Матвеев

Память можно и нужно развивать и тренировать. В этом убеждён Станислав Матвеев — человек, попавший в Книгу рекордов России благодаря своей феноменальной памяти. Сам автор считает, что его память ничем не отличается от памяти других людей. Ему просто удалось использовать возможности своего мозга максимально эффективно.

Секретами и собственными методиками автор делится с читателями. Теория в книге сведена к минимуму, всё внимание уделяется действительно работающим мнемотехникам. Книга понравится тем, кто устал всё забывать.

Купить книгу

14. «Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач», Игорь Намаконов

книги о мозге: «Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач», Игорь Намаконов

Многие из нас придумывают отличное решение проблемы с опозданием в несколько дней, когда ситуация уже потеряла актуальность. Или аргументы в пользу нашего плана находятся лишь через неделю после того, как в работу взяты идеи другого человека. Такие ситуации деморализуют и выбивывают из колеи. Владелец креативного агентства Игорь Намаконов знает, как пробудить спящий мозг и заставить его работать здесь и сейчас.

Автор книги предлагает собственную систему из 23 упражнений для качественной прокачки мозга. Система поможет каждому открыть в себе креативную жилу, видеть необычное в обычном и находить оригинальные решения в нужный момент.

Купить книгу

15. «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей», Тео Цаусидис

книги о мозге: «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей», Тео Цаусидис

Нейропсихолог Тео Цаусидис точно знает, какие препятствия мешают мозгу работать на полную. Семь чудовищ внутри нас заставляют жаловаться, беспокоиться, бездействовать и быть негибкими идеалистами. Семь дорог, по которым мы все ходим каждый день, скрывают от нас радужные перспективы и удивительные варианты развития событий. Понимание тайн мозга поможет встряхнуться, ощутить энергию жизни и увидеть далёкие горизонты.

Автор не ограничивается описанием семи препятствий. Для каждого он предлагает действенную стратегию, даёт точные рецепты и подходящую к случаю мотивацию. Книга будет полезна тем, кто мечтает больше не откладывать жизнь на потом и повысить продуктивность, чтобы достичь большего.

Купить книгу

Читайте также

12 интересных фактов о мозге

Мы поговорили об этом с главой подразделения конфокальной микроскопии Института им. Вейцмана (Израиль), профессором Эдуардом Коркотяном.

1. Даже младенцы теряют нервные клетки.

Сколько нейронов (нервных клеток) в мозге человека? У нас их около 85 миллиардов. Для сравнения, у медузы — всего 800, у таракана — миллион, а у осьминога — 300 млн.

Многие считают, что нервные клетки гибнут лишь в пожилые годы, но большая их часть теряется нами еще в детстве, когда в голове ребенка происходит процесс естественного отбора.

Как в джунглях, среди нейронов выживают наиболее эффективные и приспособленные.

Если нервная клетка простаивает без работы, у нее включается механизм самоликвидации.

Целые сети нейронов в мозгу малыша борются за существование. Они с разной быстротой и разной эффективностью решают одни и те же насущные задачи, отвечают на бесчисленные вопросы, как команды знатоков в игре «Что, где, когда?».

Проиграв в честной борьбе, слабые команды выбывают, освобождая место победителям. Это ни плохо, ни хорошо, это нормально. Таков суровый, но необходимый процесс естественного отбора в мозге — нейродарвинизм.

2. Нейронов – миллиарды.

Бытует мнение, что каждая нервная клетка — это простейший элемент памяти, как один бит информации в памяти компьютера. Несложные подсчеты показывают, что в этом случае кора нашего мозга вмещала бы всего 1-2 гигабита или не более 250 мегабайт памяти, что никак не соответствуют тому объему слов, знаний, понятий, образов и прочей информации, которой мы владеем. Конечно, нейронов огромное количество, но их, безусловно, не хватит, чтобы вместить все это. Каждый нейрон является интегратором и носителем, множества элементов памяти — синапсов.

3. Гениальность не зависит от размера мозга

Мозг человека весит примерно 1200 — 1400 грамм. Мозг Эйнштейна, к примеру, 1 230 г, не самый большой. Мозг слона почти в четыре раза больше, самый крупный мозг у кашалота — 6800 граммов. Дело здесь не в массе.

В чем разница между мозгом гения и обычного человека? По обложке книги или по числу страниц никогда не скажешь, вышла она из-под пера мастера или графомана. Кстати, и среди преступников попадаются весьма умные люди. Для оценки нужны совершено другие единицы измерения, которых пока не существует. Но в целом мощность мозга зависит от числа синаптических контактов (мозг состоит отнюдь не из одних нейронов, в нем заключено огромное множество вспомогательных клеток. Его пересекают большие и малые кровеносные сосуды, а в центре мозга скрыты четыре так называемых мозговых желудочка, заполненных цереброспинальной жидкостью…).

Главную интеллектуальную мощь мозга составляют нейроны его коры. Особенно важна плотность синаптических контактов между нейронами, а никак не физический вес. Ведь не станем же мы по весу в килограммах определять быстроту компьютера.

По этому показателю мозг животных, даже высших приматов, существенно меньше человеческого. Мы проигрываем животным в скорости бега, в силе и выносливости, в способности лазить по деревьям.… Собственно, во всем, кроме ума.

Мышление, сознание — это то, что отличает человека от животных. Тогда возникает вопрос: почему бы человеку не обзавестись еще более вместительным мозгом?

Ограничивающим фактором является сама анатомия человека. Размер нашего мозга, в конце концов, определяется размером родовых путей женщины, которая не сможет родить ребенка со слишком большой головой. В каком-то смысле мы — пленники собственного строения. И в этом смысле человек не может стать существенно умнее, если только в один прекрасный день не изменит себя сам.

4. Многие болезни можно будет лечить, внедряя в нервные клетки новые гены.

Генетика — невероятно успешная наука. Мы научились не только исследовать гены, но и создаем новые, перепрограммируем их. Пока это лишь эксперименты на животных, и идут они более чем успешно. Близится время, когда многие болезни можно будет вылечить, внедряя в клетки новые или модифицированные гены. Не проводятся ли опыты над человеком? Тайные лаборатории существуют только в фантастических фильмах. Такие научные манипуляции осуществимы только в крупных научных центрах и требуют больших усилий. Беспокойство о несанкционированном взломе человеческого генома на сегодняшний день лишено оснований.

5. Человек использует лишь толику возможностей своего мозга? Это миф.

Многие почему-то считают, что человек использует лишь небольшую часть возможностей своего мозга (скажем, 10, 20 и так далее процентов). Трудно сказать, откуда взялся этот странный миф. Верить в него не стоит. Эксперименты показывают, что нервные клетки, не задействованные в работе мозга, погибают.

Природа рациональна и экономна. В ней ничего не откладывается на всякий случай, про запас. Живым существам невыгодно и просто вредно содержать в мозгу «бездельников». Лишних клеток у нас нет.

6. Нервные клетки восстанавливаются.

Несколько лет назад в 83-летнем возрасте скончался очень известный пациент, американец Генри Моллисон. Еще в молодости врачи, чтобы сохранить ему жизнь, полностью удалили из мозга гиппокамп (от греческого — морской конек), являвшийся источником эпилепсии. Результат оказался тяжелым и неожиданным. Больной потерял способность что-либо запоминать. Он остался совершенно нормальным человеком, мог поддерживать беседу. Но стоило вам выйти за дверь всего на несколько минут, и он воспринимал вас как совершенно незнакомого человека. Каждое утро на протяжении десятков лет Моллисону приходилось заново познавать мир в той его части, каким мир стал после операции (все, что предшествовало операции, больной помнил). Так, волею случая, было установлено, что гиппокамп отвечает за формирование новой памяти. В гиппокампе восстановление нервных клеток (нейрогенез) происходит сравнительно интенсивно. Но значение нейрогенеза не следует переоценивать, его вклад все же невелик.

Дело не в том, что организм злонамеренно желает навредить себе. Центральная нервная система похожа на сложную сеть волокон, на переплетенный клубок проводов. Создать новую нервную клетку организму было бы несложно. Однако сама сеть давно уже сформирована. Как же в нее встроиться новой клетке, чтобы не создать помех? Это можно было бы сделать, найдись в мозгу инженер, который разберется в клубке «проводов». К сожалению, такой должности в мозгу не предусмотрено. Поэтому восстановление клеток мозга взамен утраченных затруднено. Немного помогает слоистая структура коры больших полушарий, она помогает новым клеткам встраиваться в нужное место. Благодаря этому небольшое восстановление нервных клеток все-таки существует.

7. Как одна часть мозга спасает другую

Ишемический инсульт мозга — тяжелая болезнь. Она связана с закупоркой кровеносных сосудов, подводящих кровь. Мозговая ткань чрезвычайно чувствительна к кислородному голоданию и быстро отмирает вокруг закупорившегося сосуда. Если зона поражения не находится в одном из жизненно важных центров, человек выживает, но при этом может частично утратить подвижность или речь. Тем не менее, через продолжительное время (иногда — месяцы, годы) утраченная функция частично восстанавливается. Если нейронов не становится больше, то за счет чего это происходит? Известно, что кора головного мозга имеет симметричное строение. Все ее структуры поделены на две половины, левую и правую, но поражена лишь одна из них. Со временем можно заметить медленное прорастание отростков нейронов из сохранившейся структуры в пострадавшую. Отростки удивительным образом находят правильный путь и частично компенсируют возникший недостаток. Точные механизмы этого процесса остаются неизвестными. Если мы научимся управлять процессом восстановления, регулировать его, это не только поможет при лечении инсультов, но и раскроет одну из самых больших тайн мозга.

8. Когда-то левое полушарие победило правое

Кора головного мозга, как все мы знаем, состоит из двух полушарий. Они несимметричны. Как правило, левое — важнее. Мозг устроен так, что правая часть управляет левой стороной тела, и наоборот. Именно поэтому, у большинства людей доминирует правая рука, управляемая левым полушарием. Между двумя полушариями существует своеобразное разделение труда. Левое отвечает за мышление, сознание и речь. Именно оно мыслит логически и совершает математические операции. Речь — не просто инструмент общения, не только способ передать мысль. Чтобы понять явление или предмет, нам совершенно необходимо его назвать. Например, обозначив класс абстрактным понятием «9а» мы избавляем себя от необходимости всякий раз перечислять всех учеников. Абстрактное мышление свойственно человеку, и лишь в малой степени — некоторым животным. Оно невероятно ускоряет и усиливает мышление, поэтому речь и мышление в каком-то смысле очень близкие понятия.

Правое полушарие отвечает за распознавание образов, эмоциональное восприятие. Оно почти не умеет говорить. Откуда это известно? «Помогла» эпилепсия. Обычно болезнь гнездится только в одном полушарии, но может перекинуться и на второе. В 60-ые годы прошлого века врачи задумались о том, нельзя ли перерезать связи между обоими полушариями ради спасения жизни пациента. Несколько таких операций было проведено. Когда у пациентов прервана естественная связь левого и правого полушарий, то и у исследователя появляется возможность «разговаривать» с каждым из них по отдельности. Было установлено, что у правого полушария весьма ограниченный запас слов. Оно может изъясняться простыми фразами, но абстрактное мышление правому полушарию недоступно. Вкусы и взгляды на жизнь у двух полушарий могут сильно различаться и даже вступать в явные противоречия.

У животных нет центров речи, поэтому и явной асимметрии полушарий у них не выявлено.

Существует гипотеза о том, что несколько тысяч лет назад полушария мозга человека были вполне равноправны. Психологи полагают, что «голоса», так часто упоминаемые в древних источниках, были не чем иным как голосом правого полушария, а не метафорой или художественным приемом.

Как же получилось, что левое полушарие стало доминировать? С развитием мышления и речи одно из полушарий просто обязано было «победить», а другое «уступить», потому что двоевластие в пределах одной личности нерационально. По какой-то причине победа досталась левому полушарию, но нередко встречаются люди, у которых, напротив, доминирует правое полушарие.

9. У правого полушария словарный запас ребенка, зато фантазия круче

Важнейшая функция правого полушария — восприятие зрительных образов.

Представим себе картину, висящую на стене. А теперь мысленно расчертим ее на квадратики и начнем постепенно закрашивать их случайным образом. Детали рисунка начнут пропадать, но пройдет довольно много времени, прежде чем мы перестанем понимать, что же именно изображено на картине.

Наше сознание обладает удивительной способностью воссоздавать картину по отдельным фрагментам.

Кроме того, мы наблюдаем динамичный, подвижный мир, почти как в кино. Фильм не рисуется нам в виде отдельных сменяющихся кадров, а воспринимается в постоянном движении.

Еще одной удивительной способностью, которой мы наделены, является умение видеть мир объемным, трехмерным. Совершенно плоская картина отнюдь не кажется плоской.

Одной только силой воображения правое полушарие нашего мозга наделяет картину глубиной.

10. Мозг начинает «стареть» после 20 лет

Главная задача мозга — усваивать прижизненный опыт. В отличие от наследственных признаков, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни, мозг способен учиться и запоминать. Однако он не безразмерен и в какой-то момент может просто переполниться, так, что свободного места в памяти больше не будет. В таком случае мозг начнет стирать старые «файлы». Но это чревато серьезной опасностью того, что сотрется нечто важное ради какой-нибудь чепухи. Чтобы этого не произошло, эволюция нашла любопытный выход.

До 18-20 лет мозг активно и неразборчиво поглощает любую информацию. Успешно дожив до этих лет, которые в прошлом считались солидным возрастом, мозг постепенно меняет стратегию с запоминания на сохранение того, что усвоено, дабы не подвергать накопленные знания опасности случайного стирания. Процесс этот происходит медленно и планомерно на протяжении всей жизни каждого из нас. Мозг становится все более консервативным. Поэтому с годами ему все труднее осваивать новое, зато усвоенные знания надежно закрепляются.

Этот процесс не является болезнью, с ним трудно и даже практически невозможно бороться. И это лишний аргумент в пользу того, как важно учиться в молодые годы, когда учеба дается легко. Но и для людей постарше имеются хорошие вести. Далеко не все свойства мозга с годами ослабевают. Словарный запас, количество абстрактных образов, способность рационально и здраво мыслить не утрачиваются и даже продолжают расти.

Там, где молодой неопытный разум запутается, перебирая различные варианты, мозг постарше быстрее найдет эффективное решение благодаря лучшей стратегии мышления. Кстати, чем образованнее человек, чем больше он тренирует свой мозг, тем меньше вероятность заболеваний мозга.

11. Мозгу нельзя сделать больно

Мозг лишен каких-либо чувствительных нервных окончаний, поэтому ему не бывает ни жарко, ни холодно, ни щекотно, ни больно. Это и понятно, если учесть, что он лучше любого другого органа защищен от воздействий внешней среды: добраться до него непросто. Мозг ежесекундно получает точную и разнообразную информацию о состоянии самых удаленных уголков своего тела, знает о любых потребностях, и наделен правом удовлетворить их или отложить на потом. Но себя мозг никак не ощущает: когда у нас болит голова — это лишь сигнал от болевых рецепторов мозговых оболочек.

12. Полезная пища для мозга

Как и все органы тела, мозг нуждается в источниках энергии и в строительных материалах. Иногда говорят, что мозг питается исключительно глюкозой. Действительно около 20% всей глюкозы потребляется именно мозгом, но он, как и любой другой орган, нуждается во всем комплексе питательных веществ. Целые белки никогда не проникают в мозг, перед этим они расщепляются на отдельные аминокислоты. То же касается и сложных липидов, которые перевариваются до жирных кислот, таких как омега-3 или омега-6. Некоторые витамины, например С, проникают в мозг самостоятельно, а такие как В6 или В12 переносятся проводниками.

Следует быть осторожными, употребляя продукты, богатые цинком, например, такие как устрицы, арахис, арбузные семечки. Существует гипотеза о том, что цинк накапливается в мозге и со временем может привести к развитию болезни Альцгеймера.

Многие питательные вещества, особенно важные для мозга, такие как: витамины D3, В12, креатин, карнозин, омега-3 содержатся только в мясе, рыбе и яйцах. Поэтому модное ныне вегетарианство трудно назвать полезным для клеток мозга.

13 способов прокачать мозг, которыми пользуются ученые и сотрудники спецслужб

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

XXI век стал началом эпохи, когда ученым удалось буквально пробраться внутрь мозга и развенчать мифы о том, как он работает. Например, размер и вес мозга не связаны с уровнем интеллекта. Одновременно начались испытания методик и наблюдения, обучающие нас тому, как «взламывать» программы, которым следует мозг, и как прокачивать нужные навыки с нуля в любом возрасте. Этими открытиями сегодня активно пользуются сотрудники спецслужб, спортсмены, космонавты, врачи и любители биохакинга.

AdMe.ru расскажет о популярных заблуждениях, связанных с нашим мозгом, и предложит несколько простых способов сделать его работу более эффективной.

Миф: Мозг никогда не устает

На самом деле: от умственной работы мозг не способен устать, но психологическое, эмоциональное и физическое состояние влияют на его концентрацию и активность. Недавние исследования показали, что мозг лучше всего работает там, где слышит шум волн, чувствует соленый свежий воздух, видит оттенки синего и ощущает теплый песок. Поэтому на побережье моря или океана мы быстро восстанавливаем силы.

  • Что делать: посещайте соляные комнаты, чаще гуляйте в хвойном лесу, отдыхайте вблизи водоемов, а летом не стесняйтесь ходить босиком. Постарайтесь иногда выбираться на море.

Миф: Рисуя, математиком не станешь

На самом деле: рисуйте, когда никак не решается сложная задача или нужно сделать серьезный выбор. Это занятие активизирует оба полушария, и мозг быстрее находит верное решение. Интегрированные занятия показали, что дети скорее осваивают математику и быстрее запоминают информацию, если иллюстрируют новый материал или просто калякают на полях.

  • Что делать: рисовать или раскрашивать в течение 10–20 минут. Лучше работать неактивной рукой. Например, если вы правша, используйте левую руку. Превратите это в ежедневное занятие: эффект станет заметен в течение первого месяца.

Миф: Качели — это развлечение для детей

На самом деле: в раннем возрасте раскачивания помогают в развитии отделов мозга, отвечающих за речь и обработку информации. Поперечное качание и раскручивания в любом возрасте укрепляют вестибулярный аппарат, развивая навык ориентации в пространстве. Проверено космонавтами.

  • Что делать: качаться на качелях по 15–20 минут 2–3 раза в неделю и не упускать возможности прокатиться на карусели. Это избавит вас от морской болезни и неприятных ощущений, возникающих при чрезмерном употреблении алкоголя.

Миф: Экстрасенсорных способностей не существует

На самом деле: то, что многие называют шестым чувством, часто развивается у тех, кто вынужден разрабатывать отдельные органы чувств. Например, слепые люди, концентрируясь на слухе, обонянии и рецепторах кожи, чувствуют пространство вокруг себя. Их мозг на основе полученных данных создает в уме карту, которую использует при движении.

  • Что делать: несколько раз в неделю выполняйте повседневные дела с берушами, ходите задом наперед или попробуйте игру «Что в коробке?», когда с завязанными глазами нужно определить на ощупь, что за предметы находятся в емкостях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *