Самостоятельная деятельность детей в старшей группе на прогулке: Картотека (старшая группа) на тему: Картотека прогулок в ДОУ – Картотека (старшая группа) на тему: Картотека прогулок старшая группа
Самостоятельная деятельность на прогулке
формировать волевые качества: психологическую устойчивость к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата;
развивать процессы саморегулирования: умение рассчитывать затраты энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или потребность в отдыхе;
формировать способность самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости;
развивать стремление к выполнению задумок без помощи взрослых;
развивать инициативу, активность;
закреплять имеющиеся навыки, способы деятельности;
поднимать самооценку, уверенность в себе, в своих возможностях.
мотивировать детей на самостоятельное изучение окружающего мира
развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
развивать интересы детей, любознательность
развивать познавательную мотивацию
создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности;
создавать условия для приобретения опыта в двигательной деятельности,
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
воспитывать стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
развивать умение ставить цель деятельности;
поощрять осуществление элементарного планирования деятельности;
создавать условия для реализации задуманного и получения результата, адекватного поставленной цели;
воспитывать дружеские взаимоотношения;
воспитывать отрицательное отношение к жадности;
помочь малоактивным детям найти себе занятие;
прививать желание делиться игрушками с другими детьми;
поддерживать интерес детей к окружающему миру;
поддерживать интерес к игровой деятельность;
развивать самостоятельность при выборе вида деятельности;
развивать умение в игровой деятельности активно использовать предметы-заместители;
развивать наблюдательность, умение делать выводы из увиденного
Январь Прогулка 5 Наблюдение за вороной Цели:
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона.)
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу. Трудовая деятельность Расчистка участка и дорожек от снега и мусора. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. Подвижные игры «Встречные перебежки», «Попади в обруч». Цели: — повышать двигательную активность детей на прогулке; — развивать меткость, ловкость, выносливость. Индивидуальная работа Прыжки через скакалку. Цель: развивать двигательную активность. | Январь Прогулка 6 Наблюдение за снегирем Цели: — формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Каждый год я к вам лечу — Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели. Трудовая деятельность Подкормка птиц на участке детского сада. Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам. Подвижные игры «Ловишки», «Бездомный заяц». Цели: — упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; — воспитывать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа «Сбей флажок». Цели:
| Январь Прогулка 4 Наблюдение за солнцем Цели: — продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; — формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур. Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Подвижные игры «Пустое место», «Сделай фигуру». Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталки. ваясь друг на друга. Индивидуальная работа Элементы хоккея. Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота. | Январь Прогулка 7 Наблюдение за снегом и льдом Цели: — формировать реалистическое понимание неживой природы; — закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Ход наблюдения Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала. Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом. Трудовая деятельность Уборка участка от снега. Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега. Подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье». Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль. |
Консультация на тему: Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Самостоятельная игровая деятельность детей
на прогулке
Выполнила:
Р.М. Хайдаршина
воспитатель МАДОУ д/с № 39
г. Нефтекамск — 2015г.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогаи предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
— организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.
Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя. С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатетель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никт о не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Апрель. Прогулка 13 Целевая прогулка по участку детского сада «Безопасность друзей и близких» — предложить детям осмотреть участок, выявить факторы потенциальной опасности. Обсудить, что нужно делать, чтобы не допустить возникновения опасных ситуаций. Художественное слово: «Второй ваш дом» Г.Шалаева Детки в садике живут, П/и «Хитрая лиса», «Третий лишний» — упражнять детей в беге, развивать ловкость, двигательную активность. Трудовые поручения Подкормка птиц – учить правильно выбирать место для кормления птиц (скворечники на территории детского сада), осуществлять наблюдение за птицами. Поощрять желание детей заботиться о птицах. Индивидуальная работа «С кочки на кочку» — упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. | Апрель. Прогулка 14 Наблюдение за облаками — продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира. Художественное слово С. Джус Почему бывают тучи Индивидуальная работа «Самый быстрый» — упражнять в быстром беге; развивать ловкость, физические качества. Трудовая деятельность Сбор веточек на участке – формировать умение работать по инструкции и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу. П/и« Сокол и лиса» — учить рассказывать правила игры, правильно выполнять основные движения при беге, использовать всё игровое пространство площадки, быстро действовать по сигналу. «Птичка и кошка» — развивать наблюдательность, быстроту движений, ловкость. Строевые упражнения «Самолет» (в колоне по одному) формированию у детей правильной осанки, способствовать укреплению мышц живота, бедер, рук . Д/и «Съедобное – несъедобное» (с мячом) — формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов. | Апрель. Прогулка 15 Наблюдение «Растения и кустарники на участке» — закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо. Художественное слово «Сосчитай!» И. Демьянов Покосился Еж на Елку: П/и «Остров сокровищ» — развитие двигательной активности, закреплять умение ориентироваться на местности. Индивидуальная работа (ходьба) — развивать внимание, координацию движений. Формирование трудовых навыков Расчистка дорожек от мелкого мусора – закреплять умение детей действовать согласованно, помогать друг другу, гордиться результатами своей работы. Самостоятельная двигательная деятельность детей Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения. | Апрель. Прогулка 16 Наблюдение «Береза весной» — продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года. Художественное слово Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня … (весна). Она весну встречает, Сережки надевает, Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице в полоску. Ты узнаешь … (березку)! П/и «Хитрая лиса» — развивать двигательный опыт, ловкость, быстроту реакции. Трудовая деятельность. «Найди себе работу» — обсудить с детьми назначение данной работы, воспитывать уважительное отношение к труду. Индивидуальная работа «Сбей кеглю» — развивать ловкость, быстроту реакции. Дидактическая игра (с мячом) «Назови скорей» — способствовать запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности. Дыхательная гимнастика «Шар лопнул» И. П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш» | Апрель. Прогулка 17 Наблюдение за набуханием почек на деревьях — закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе. (Что делают почки весной? Художественное слово: Т. Уманская — Расскажите, почки, Трудовые поручения Сбор мусора на участке — воспитание положительного отношения к труду. Индивидуальная работа Упражнение «Лягушата» — упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. Пятиминутка здоровья: Логогимнастика — развитие подвижности языка. Упражнение «Соберем грибы!» — присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась. | Апрель. Прогулка 18 Наблюдение за облаками — продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира. Художественное слово С. Джус Почему бывают тучи Индивидуальная Трудовая деятельность Сбор камешков на участке – формировать умение сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу. П/и« Ручеек», «Жмурки» — развитие двигательной активности. Строевые упражнения «Самолет» (в колоне по одному) формированию у детей правильной осанки, способствовать укреплению мышц живота, бедер, рук Д/игра «Последовательность событий» «Кто кем (чем) будет?» (кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, икринка, мука, железо, кирпич, девочка, почка, щенок, шерсть, доска, птенец, козленок, ягненок. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом. Дыхательная гимнастика«Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х». | Апрель. Прогулка 19 Наблюдение Художественное слово загадка Его в горах полным — полно. Он часто падает на дно Ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают (камень) Исследовательская деятельность Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.) Трудовая деятельность Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции — учить трудиться сообща; развивать творческое воображение. Подвижная игра «Найди клад» — развитие двигательной активности, закреплять умение ориентироваться на местности. Индивидуальная работа «Прыжки» -развивать навыки прыжка в длину с места. С амостоятельная двигательная деятельность детей Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения. | Апрель. Прогулка 20 Наблюдение за хвойными деревьями — закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Художественное слово загадка Дерево в лесу растёт. П/и «День — ночь» — развивать двигательный опыт, ловкость, быстроту реакции. Трудовая деятельность. «Найди себе работу» — обсудить с детьми назначение данной работы, воспитывать уважительное отношение к труду. Индивидуальная работа «Попади в обруч» — развивать глазомера. Дидактическая игра «Найди общий звук» -развивать фонематический слух детей. |