Русалки мужчины: Парень, который стал Русалкой говорит, что его друзья очень рады, что он стал рыбой – Жуткие сказки. Кем были русалки на самом деле и почему этого не показывают в мультиках

7Апр - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Парень, который стал Русалкой говорит, что его друзья очень рады, что он стал рыбой

Поделиться на Facebook Pinterest ВКонтакте Twitter Одноклассники

С самого детства любимым персонажем Кристиана Риэля была созданная студией Disney русалочка Ариэль. Прошли годы, и уже повзрослевший молодой человек принял решение… самому стать обитателем морских глубин!

Сейчас Кристиан Риэль – студент одного из американских колледжей. Он не пожалел денег и потратил больше тысячи евро на то, чтобы осуществить свою детскую мечту: превратиться в любимую героиню мультика. Его затея увенчалась успехом: парень приобрёл себе настоящий русалочий хвост!

Теперь студент надевает его каждый раз, когда собирается поплавать в каком-нибудь открытом водоёме либо же в своём собственном бассейне. С самого детства океан привлекал мальчика и теперь он полностью счастлив, утверждает Кристиан. Молодой человек говорил, что раньше, когда он проживал в штате Флорида, он сбегал к океану при любой удобной возможности. Парню доставляло удовольствие часами сидеть у берега и смотреть на волны. Также он признался, что просто обожает солёную воду: она дарит чувство лёгкости и умиротворения.

Однажды, блуждая по просторам социальной сети Instagram, Кристиан Риэль увидел страничку дизайнера силиконовых хвостов и сразу заказал такой же себе. Спустя некоторое время молодому человеку пришла посылка. С тех пор он – счастливый обладатель русалочьего хвоста.

Несмотря на все преимущества, иногда быть русалкой весьма неудобно, делится Кристан. Так, к примеру, порою во время плавания в хвосте начинают сильно болеть щиколотки. Однако вопреки всему студент очень рад, что может быть одновременно и человеком, и «счастливой рыбой», как он сам себя называет.

К слову, родные и близкие парня совершенно не осуждают и не считают его увлечение странным. Наоборот: Кристиан регулярно слышит от них слова поддержки и одобрения.

Источник

Понравился пост? — тогда Жми Поделиться, порадуй своих друзей!

Поделиться на Facebook Pinterest ВКонтакте Twitter Одноклассники

Жуткие сказки. Кем были русалки на самом деле и почему этого не показывают в мультиках

Чего боятся русалки? Как называют русалку мужского пола? Разбираемся в русалках вместе с ЭГ.

Что хорошего и плохого сулит вам встреча с русалкой

5 июня – Духов день, начало русальной недели. Древние славяне были убеждены, что в эту неделю русалки выходят из воды и живут на земле. Тому, кто увидит русалку, то очень важно вести себя соответствующим образом – чтобы эта встреча не причинила вреда, а принесла удачу.

«Русалки». Худ. - Иван Крамской. Фото: Википедия«Русалки». Худ. — Иван Крамской. Фото: Википедия

Кто такие русалки

В славянской мифологии все русалки – девушки; ни одного существа мужского пола среди них нет.

Каждая из них была когда-то человеком. То есть русалками не рождаются – русалками становятся. Неправильно думать, что в русалку может превратиться только утопленница. Если девушка, скажем, умирает накануне собственной свадьбы (по некоторым поверьям – после наступления половой зрелости, но до брака), ей тоже прямая дорога в русалки.

Выглядит русалка завлекательно и жутковато. Это девушка, одетая в нижнюю рубаху без пояса или и вовсе обнаженная, с длинными и непременно распущенными волосами. Кожа у нее бледная, а волосы либо светло-русые, либо зеленые – от водорослей. Русалки очень любят расчесываться гребнем. Что до рыбьего хвоста, то он бывает обычно у водяных дев европейских народов; славянские русалки, как и нормальные «человеческие» девушки, как правило, ходят на двух ногах.

Во время русальной недели обитательницы водоемов выходят на землю по ночам – танцуют, смеются, качаются на ветках деревьев, как на качелях.

У некоторых русалок есть дети – такое бывает, если девушку при жизни соблазнил мужчина, а потом не стал на ней жениться. Русалочьи дети либо печальные, либо, наоборот, очень веселые; ходят, как и их матери, без одежды или в исподнем.

Фото: pixabay.comФото: pixabay.com

Как себя обезопасить

Увидев русалку, нужно бросить ей какой-нибудь предмет женской одежды – например, платок или пояс; подойдет и украшение. Если этого не сделать, можно навлечь на себя беду. Полезно также на русальной неделе оставлять у водоема одежду или лоскутки, предметы детской одежды – для детей русалок, клубки пряжи – русалки любят шить.

Молодым мужчинам лучше к русалкам не приближаться – могут утянуть на дно. Молодым женщинам и девушкам тоже стоит держаться от них подальше – есть риск, что сорвут одежду или отхлещут ветками деревьев. Полезно иметь при себе чеснок или пучок полыни – это отпугнет русалку. Зато маленьким деткам можно русалок не бояться – эти подводные девы любят детей и даже оберегают их от опасностей. Могут, например, спасти ребенка, который тонет.

Ни в коем случае нельзя смотреть русалке в глаза – зачарует, подчинит вашу волю своей, и тогда вы сделаете все, что она ни прикажет. Если русалка заговорила с вами, смотрите в землю. Если пытается утащить под воду, уколите ее иголкой или булавкой – русалки до смерти боятся железа.

Не стоит пытаться поймать русалку. Во-первых, все равно не выйдет – она плавает как рыба, да и по суше передвигается быстрее любой лошади. Во-вторых, если русалка от вас убегает, скорее всего, она таким образом заманивает вас в какое-нибудь крайне неприятное место, из которого вы рискуете не выбраться.

Фото: pixabay.comФото: pixabay.com

Как извлечь из встречи выгоду

Встреча с русалкой может расцениваться и как предвещание скорого богатства, и как предвестье гибели. Так что, повторимся, не оставляйте русалку без подарка. Если при вас ничего подходящего нет, оторвите рукав от своего платья и бросьте ей. А потом надейтесь на лучшее.

Там, где русалки пляшут по ночам, гуще и зеленее трава – и вообще всякая растительность чувствует себя привольнее; русалки покровительствуют плодородию. Поэтому желательно приманить русалку на свое поле, или на луг, или в сад. Для этого на границе поля, луга или сада нужно в русальную неделю оставлять краюшки хлеба, женскую одежду, полотенца, клубки ниток, пряжу.

Девушка, мечтающая стать красавицей, должна в русальную неделю на рассвете – когда русалки уже свое отплясали – пойти на луг и умыться росой. А еще лучше – поваляться в траве (без одежды, разумеется), чтобы искупаться в росе целиком.

Если подкрасться к русалке и отнять у нее какую-нибудь вещь – например гребень, – она исполнит любое ваше желание, лишь бы вы отдали ей эту вещь обратно. Правда, проделать сие очень сложно; так что сто раз подумайте, прежде чем так рисковать.

Кто такие русалки. Мифы и легенды. — Жизнь — театр

Дело в том, что образ современных русалок отличен от образа мифологического. Славянская русалка — это красивая девушка в белом платье. Рыбьего хвоста у них никогда не было. Поэтому они спокойно могли перемещаться по суше, сторожить леса и сидеть на деревьях. Образ русалки с хвостом пришел в умы людей из литературы и прочего искусства. Но в славянской мифологии «девушки воды» имеют ноги. Хвосты же принадлежат сиренам, которых многие знают по легендам об Одиссее.Длинные распущенные волосы — это атрибут, который имеется у русалок в мифологии всех народов. Сейчас девушки с распущенными волосами на улице это норма, но раньше это было недопустимо. Существует даже выражение:

«Ходит как русалка (нечесаная девушка).»

Это современным модницам на заметку.В некоторых местах русалки имеют образ девочек с распущенными зелеными волосами и длинными руками. Но в народной традиции есть и совсем другой образ русалки — косматой, безобразной и заросшей шерстью. Все это подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Часто при этом упоминаются большие груди:

«цыцки большие-большие, аж страшно.»

В работе Е. Левкиевской «Мифы русского народа» упоминаются рассказы о том, как люди видели русалок:

«У нас говорили, что русалка будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула — а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут — в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка — как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало»

Русалки добрые или злые. Как становились русалками

Так кто же русалки? Добрые существа или нечисть, творящая зло. По мнению старообрядцев, когда Сатана пал с небес, то вместе с ним пали иные существа, в том числе русалки. С этой точки зрения хорошими их назвать язык вряд ли повернется. Но все таки нужно разобраться с их происхождением. Согласно славянский мифам русалками становятся утопленницы или молодые незамужние девушки. Иногда говорят только о некрещеных, но суть от этого не меняется.

Русалки — это души утонувших/незамужних молодых девушек. Хоронить таких умерших на кладбище нельзя, поэтому погребение осуществлялось за кладбищем. А в Русальную неделю девушка обращалась в русалку. Когда таких умерших хоронили, то плакали не из-за того, что человек умер, а из-за того, что ходить теперь умершему век русалкой по земле. Не бывать покою. Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: как стать русалкой. Вряд ли кто-то захочет обратиться в нее по своей воле на таких условиях.Про русалок говорят, что они могут соблазнять молодых людей. Чтобы в дальнейшем защекотать до смерти или заманить к воде и утопить. В деревнях даже запугивали русалками детей, чтобы те не лезли в глубокие участки реки, когда купались:

«Далеко уйдешь от берега, русалка утянет под воду.»


Это сразу создает образ плохих существ. Так же считается, что они любят воровать у женщин нитки, холсты и прочие вещи для шитья. Связано это с тем, что русалки ходят либо в рваных сарафанах, либо вообще голыми. Так, например, если в русалью неделю встречали в лесу русалку, то обязательно бросали ей платок или открывали кусок ткани.Способов защитить себя от русалки не много. Если вы встретитесь с ней, то первое, что рекомендуется — это не смотреть ей в глаза. Также считается, что русалок отпугивает полынь или укол булавкой (не забывайте, что это старинные поверья- прим.)

Помимо негативного в русалках есть и некоторые положительные черты. Например, русалки любят детей и защищают их в лесу от диких зверей, а также могут спасти тонущего ребенка. Хотя это не мешает взрослым оберегать детей во время купания образом «плохой русалки».Русалки известны своей жизнерадостностью. Всем знакомо по фильмам их заигрывание и хохот. Считается, что они веселушки, любящие играть и радоваться жизни. Хотя их шутки кажутся смешными только им самим. Для людей же, например, тушение костра вряд ли покажется забавным. Русалки любят водить хоровод вокруг деревьев. Если в лесу увидеть дерево, вокруг которого не растет трава, то значит вокруг него русалки водили хоровод. Представляя русалку, предстает образ девушки, сидящей на берегу реки или на ветке дерева, которая расчесывает волосы. Именно так пишет А. С. Пушкин:

«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;»

Известно также, что русалки любят плести венки. Для этого они используют цветы и древесные ветки. Жители Полесье, например, русалку представляют в образе молодой красавицы с длинными волосами и с венком на голове из цветов и трав. Сложно при таком описании представить что-то негативное. Образ исключительно положительный и радостный.Наиболее активны русалки в ночь на Ивана Купала 22-23 июня. А в день Февронии-русальницы русалки уходят вглубь водоемов.

https://mistika.temaretik.com/1139885221339990841/rusalochka…

http://светлояр-русь.рф/sushchestvuyut-li-rusalki

а как зовут русалку мужского пола?

иванко хвост на печи

Русалка-трансвестит.

Дядька Черномор

Царь Нептун Русалыч!

1.Как будет называться русалка мужского пола? → Другое …людьми, связанными с морем или отправлявшимися в морское путешествие, иногда с божествами — персонификациями бури, ветров, хорошей погоды, штиля. Русалка- по русским народным поверьям речная дева. В Малороссии и в Галиции есть три рода представлений о русалках… . Maxim 2003 решенный (6) 12-12-2006 19:02:58 2.Если не бывает русалок мужского пола, то как рождаются русалки? → Юмор …Будем считать что русалка мужского пола — Водяной.. . Шубин Игорь (ZeDxSee) решенный (13) 24-07-2009 11:27:02 3.Как называться русалки мужского пола?? ? → Юмор …А вы разве сказок не читали? Русалок мужского пола не существует. Поэтому в сказке русалочка влюбляется в человека… . Шубин Игорь (ZeDxSee) решенный (13) 24-07-2009 11:23:12 4.А бывают русалки мужского пола? → Философия, Непознанное …ну, раз вы способны верить в существование русалок женского пола — вам не составит труда поверить в существование русалок мужского пола!.. . Last Angel решенный (3) 16-07-2008 20:11:44 5.а русалки мужского пола бывают? 🙂 → Общество, Политика, СМИ …Судя по вопросу в существовании русалок вы не сомневаетесь. По этому только для вас сообщаю, русалок мужского пола не существует. Русалки не размножаются, в них превращаются утопленицы… . Белая пантера решенный (14) 03-03-2009 15:08:47 6.Скажите, а у русалок мужского пола хвосты волосатые? → Юмор …у русалок мужского пола х.. восты до пола кругом волосня и прочая к.. ухня.. . Танько и цветуёчег решенный (11) 27-08-2007 10:08:21 7.А русалки мужского пола бывают? Если да, то как их называют? → Общество, Политика, СМИ …Нет. русалок мужского пола не бывает. Есть ближайшая разновидность Нежитей- водяные. но это не одно и то же… . Татьяна решенный (11) 24-12-2008 23:46:09 8.как называют русалок мужского пола? → Добро пожаловать …русалка она и есть русалка.. . зчем им мужской пол… они же с хвостом… . Алексей Павлов на голосовании 28-12-2009 05:27:39 9.»русалку» мужского пола назовите → Наука, Техника, Языки …А они мужского полу не бывают. По-русски их зовут, вместе с водяными, лешими, домовыми и прочими кикиморами одним словом — «нежить»…. Тэрс решенный (15) 07-05-2009 09:18:51 10.А Русалки мужского пола бывают? → Философия, Непознанное Это русалы….

Очень серьезно больно. Русофоб.

Русалка – мифологическое существо, имеющее вид женщины с рыбьим хвостом. Поскольку мужской образ для этого существа не характерен, наименование русал будет являться окказиональным, авторским. Тритон – существо древнегреческой мифологии, в то время как русалка – славянской, потому культурный контекст у этих наименований разный.

Парень — русалка | Блогер GayFriendlyGirl на сайте SPLETNIK.RU 5 апреля 2013

Опубликовано пользователем сайта

Круто! GayFriendlyGirl

Эрик Душарм в мастерской

Парень из Флориды не просто любит русалок, это его жизнь. 22-летний Эрик Душарм (Eric Ducharme) стал героем недавнего фильма канала TLC «Моя безумная страсть» (My Crazy Obsession). В трейлере фильма он плавает в источнике с рыбьим хвостом, который создал сам. Он говорит: «Меня зовут Эрик Душарм, и я одержим русалками. Я ем, дышу и сплю как русалка. Это — стиль жизни, мой стиль жизни. Я выбрал такой жизненный путь».

Душарм, имеющий лицензию инструктора по подводному плаванию, три раза в неделю ездит к одному из источников во Флориде. Дорога занимает полчаса. Он плавает без всякого оборудования и способен задерживать дыхание под водой до четырех минут.

Душарм добавил: «Когда я надеваю хвост, я преображаюсь. Я чувствую как будто вхожу в другой мир, когда окунаюсь в воду. Мне потребовалось много времени, чтобы понять свое место в жизни. Когда я под водой, я чувствую себя в другом мире».

 


Эрик Душарм в костюме

 

Его бойфренд Мэтью Киханоу (Matthew Quijano) вспоминает, что Эрик рассказал ему о русалках уже на первом свидании. «У меня челюсть отвисла, и я подумал: «Вот это да», — говорит Мэтью. — Когда мы ходим купаться, я его практически не вижу, он уходит в свой мир».

Однако быть частью мира Душарма не просто, так как пара часто встречается с «осуждающими взглядами». Киханоу объясняет: «Они смотрят, вроде как говоря: «Почему этот парень плавает с хвостом? Русалка должна быть женщиной». Ненавистники найдутся всегда».

 

Хотя его страсть к русалкам некоторым может показаться очень необычной, Душарм зарабатывает себе на жизнь тем, что шьет русалочьи костюмы. Его работы носила Леди Гага (Lady Gaga) и их можно увидеть в шоу «Следующая топ-модель по-немецки».

Трейлер передачи «Моя безумная страсть»

 

 

Оставьте свой голос:

Мои друзья рады, что теперь я — рыба

Чтобы осуществить свою детскую мечту, Кристиан Риель потратил £1120 (90,5 тыс. руб) на покупку рыбьего хвоста

Фото: instagram.com/merman_chris

Студент надевает его каждый раз, не только когда собирается плавать в крупном водоёме, но и в своём бассейне

Фото: instagram.com/merman_chris

После просмотра в детстве мультика про русалочку Кристиан буквально влюбился в её образ, и уже тогда океан стал для него вторым домом

Фото: instagram.com/merman_chris

Когда я жил во Флориде, выезжал к океану всякий раз, когда было время. Мне нравится сидеть у берега и любоваться океаном. Также люблю морскую солёную воду — она дарит чувство лёгкости

Кристиан Риель

Фото: instagram.com/merman_chris

На просторах «Инстаграма» Кристиан наткнулся на дизайнера силиконовых хвостов и сделал у него заказ

Фото: instagram.com/merman_chris

Я ознакомился с его коллекцией, посмотрел его выставку во Флориде и захотел заказать себе хвост. Дизайн, доставка и вычет налогов мне обошлись в 1120 фунтов

Кристиан Риель

Фото: instagram.com/merman_chris

Когда Кристиан надевает хвост на пляже, реакция у прохожих бывает разной: от оскорблений и осуждений до восторженной

Фото: instagram.com/merman_chris

Прохожий мужчина сказал, что никогда не видел мужчин-русалок. Я с удовольствием рассказал ему о своём увлечении, а он с интересом наблюдал, как я плаваю в хвосте

Кристиан Риель

Кристиан признаётся, что хвост доставляет ему небольшие неудобства. После плавания в нём больше часа у него начинают болеть лодыжки

Фото: instagram.com/merman_chris

Я счастлив, что я — человек. Я могу делать всё, что мне хочется, и не зависеть от мнения окружающих. Наверно, поэтому я счастливая рыба

Кристиан Риель

Фото: instagram.com/merman_chris

Также 24-летний парень рассказал, что родные и друзья его не осуждают. Им, наоборот, нравится видеть его в роли рыбы, покоряющей морские глубины

Фото: instagram.com/merman_chris

Яна Недомолкина

Русалка — Википедия

Эта страница посвящена мифологическому существу. О других значениях см. Русалка (значения). Эта статья включает описание термина «славянская русалка»; о «хвостатой» европейской русалке см. Морская дева. Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Русалка — персонаж восточнославянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских[1]. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды[2]. До XX века в северных губерниях России слово «русалка» воспринимали как книжное, «ученое». Ранее этот персонаж был известен как водянтиха, шутовка, щекотиха, а на Юге России и Украине — как мавка[3].

Под западным влиянием в поздней русской литературе и кинематографе образ славянской русалки слился с образом Морской девы, которая вместо ног имеет рыбий хвост и живёт в море. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для морских дев — mermaid[4].

Согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, слово русалка позднего происхождения, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии[5] (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»[8]). В то же время историк-антиковед Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования персонажей древнеримской мифологии восточными славянами[9]. По мнению мифолога Е. Е. Левкиевской, мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности[10].

Некоторые исследователи XIX века считали, что термин произошёл от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса и др.[6] Или от растения «росен» (болгар. ясенец белый), игравшего роль в обряде русалии, однако отмечалось, что это название тоже латинского происхождения[6].

По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо[11][12].

В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки[13].

По версии академического словаря «Славянские древности» (Л. Н. Виноградова), русалка — это вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин «русалка» связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии[1].

По мнению В. Я. Проппа, русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни)[14][15].

В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считается, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества, а также те, кто родился или умер на Троицкой неделе[16]. В западном Полесье существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой[17].

В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных (полес.). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки[18].

Среди населения Урала было представление, что русалки — это проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так до пришествия Христа. Живут постоянно под водой, в обществе чертей[19].

В Полесье нередко слово русалка употребляется в по отношению к умершим вообще или даже к конкретным умершим жительницам своих села.

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины фольклористы отмечали различие русалок полевых (то же самое, что «полудницы») и лесных («фараонки», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Д. Зеленин, «Русалок нельзя признать определённо духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми, и другими, и третьими». По легендам русалок можно встретить в прудах, озёрах и проточных водах[20].

В большей части народных рассказов русалки изображены нагими и без головного убора. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах[19].

Также существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, одежду и пищу, выбирают для себя любовников из их мужчин[19]. Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит»[21].

У восточных славян (а также у саамов) было распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы[22]. Это поверье часто использовали в качестве мотива художники и поэты — например, Шевченко в стихотворении «Утоплена».

В народных сказаниях в качестве гребней русалки использовали рыбьи кости[19]. В Читинской области во второй половине XX столетия был записан рассказ-быличка о том, как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок, «и каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала[23].

Согласно эпосам, другой отличительной особенностью русалок была их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей[24][25].

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры[26].

По поверьям, русалки питались рыбой и раками, а по ночам забирались в сараи и доили коров[25]. Некоторые исследователи приводят рассказы крестьян, которые в XIX веке якобы часто видели русалок среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». Считалось, что в дикой степи они питаются различными травами и ягодами[27]. В Галиции крестьяне считали, что «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить»[28].[стиль]

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно»[29].

По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола — образ, близкородственный русалке[30].

Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием[18] (см. морская дева, сказка «Русалочка»). Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьёв производит само название «русалка» — «с русыми волосами»[31].

По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе)[32], на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём[33]. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля, только врасплох)[34]. В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги[35].

Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии, Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!»[35], а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки»[23]. В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут[36].

У полещуков считается, что постоянным пристанищем русалок является «зона смерти» (кладбище, могилы, «тот» свет и вода как граница между мирами), а местами их временного пребывания на земле на русальной неделе считались: ржаное или конопляное поле, межи, лес, деревья, места у воды, перекрёстки дорог и т. п. В селе Хоробичи Черниговской области говорили: «Русалки и в жите, и в воде живут — зимой они в воде, а в Русалны тыждень выходят в поля и леса»[37].

Отрицательные черты

В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями[38], ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили[39][40][41][42], по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса[43]. В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала, и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь[43]. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку[44].

По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь[45]. Согласно описанию А. С. Пушкина, русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом»[46].

Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово́р от так называемых «приставаний» русалки:

Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать[47].

Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой[48].

Положительные черты

Согласно народным поверьям, несмотря на свой нрав, русалки, могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки спасали тонущего человека от гибели[38]. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут»[49], устраивают свои развлечения ночью. Русалки считаются покровительницами плодородия. Крестьяне думали, что там, где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай[23].

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом»[50].

По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес»[51].

В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда[52]:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

По народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. Считалось что в «русальную неделю»[53] русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Поэтому с Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего старались приурочить к воскресенью или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей[54]. Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю)[23]. На следующий день (Феврония-русальница) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов[55].

Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой (укр. мавський, нявський великдень)[56].

Русалиями восточные славяне называли праздник в память умерших с поминальным обрядом (поминальные дни). Русалии отмечались в канун Рождества Христова[57] и Богоявления[58] (зимние Русалии), на неделе после Троицы[58] (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала[57])[59]. Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы[60]. Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко заполночь.

У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху, со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе[61], когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу»[62].

В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их[59]. На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы, которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи[63].

Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии, датируемое серединой XI века[64]. Участвующие в обряде русалий женщины названы русалками в «Слове о злых женах» по списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов[65].

Использование сравнительной характеристики персонажей разных славянских традиций выявило много общего у женских мифологических персонажей: восточнославянской русалки, западнославянской богинки, болгарской самодивы, сербской вилы. Так болгарскую самодиву могли называть русалкой. Термины русалка, богинка, самодива, вила распространены в качестве основных мифологических персонажей на значительных территориях проживания славян. Термин русалка — на всей восточнославянской территории, восточной Польше и северной Болгарии. Богинка — на всей территории Польши и приграничных зонах. Самодива — на всей территории Болгарии и приграничных сербско-хорватских зонах. Вилы — на сербско-хорватских территориях. Для русалка могут соответствовать: в украинском ареале — мавка, навка, лоскотуха; в белорусском — нимка, казытка, саўка, железнячка; в восточной Польше — żytnie panienki, żytnie majki, żytniczki. Польские богинки могут называться: rusawki, pokutnice, mamony, placzki, odmienica, zly duch, babula, nocula, mara, diablica, czarownica, ubohenka. Болгарские самодивы могут также называться: бели-червени, медени-маслени, сладки-медени, живи-здрави, самовила, димна самовила, юда, благи, вихрушки, вражките керки, вила, дива, самоюда, русалка, русалиа. Сербскохорватские вилы: самовила, самодива, добрица, недобрица, бела вила, бела-црвена, водаркиња, приморкиња, jузеркиња, бодарица, пригоркињф, нагоркиња, загоркиња, белгорока, пештеркиња, планинкиња, плетикоса, златокоса, баждарица, златокоса, седмакиња.

Их облик не поддаётся чёткому и однозначному описанию, но обычно имеют антропоморфный женский, иногда детский, облик. Все они могут становиться невидимыми, и только люди с особыми качествами могли их видеть. В украинских и южнорусских поверья эти персонажи предстают привлекательными и молодыми. Начиная с Полесья и далее через Белоруссию к Русскому Северу усиливается тенденция изображить их уродливыми и старыми. В западнославянской мифологии богинки изображаются в виде безобразных старых баб. У южных славян вилы и самодивы чаще имеют привлекательный облик. Общей чертой у всех персонажей являются длинные светлые распущенные волосы, белые одежды и венок на голове.

Для восточно- и западнославянских персонажей отчётливо прослеживается происхождение от женщин, умерших «не своей» смертью. В востнославянской традиции — это души детей, умерших до крещения; души девушек, умерших до вступления в брак. В западнославянской — души женщин, умерших во время родов или до послеродового церковного очищения, а также женщин, сделавших аборт. В южнославянских преданиях люди, понравившиеся самодивам и вилам, умирали и пополняли их ряды. Общим для всех славянских персонажей является способность самим заводить детей.

Живут все они за пределами обычного жилого пространства — возле воды, в лесу, в горах, пещерах, на небе, далеко от людей. Попадая в дом, персонаж меняет своё поведение и вредоносность — сидит за печкой, в углу, питается паром горячей пищи или приготовленным поминальным блюдом, незримо прядёт по ночам. Вили, самодивы и русалки считаются подательницами влаги, способными «запереть воду». Русалки и богинки обычно купаются, плещутся, стирают бельё, заманивают в воду, топят. Появляются они обычно ночью, а исчезают с пением петухов. На земле они чаще всего пребывают в весенне-летний период, когда могут воздействовать на урожайность в период цветения.

Наиболее характерны для всех персонажей — это любовь к музыке, пению и танцам. А также способность к оборотничеству, прорицанию, знахарству и колдовству, и вредоносность, как черта нечистой силы. Наибольшей злокозненностью отличается польская богинка. Она же является единственной, не связанной напрямую с растительностью и воздействием на урожайность[66].

  1. 1 2 Виноградова, Русалка, 2009, с. 495.
  2. ↑ Скуратівський, 1995, с. 149.
  3. Гудкова Е. Как в русском фольклоре появились русалки? (culture.ru)
  4. Mermaid — статья из Британской энциклопедии; Rusalka — статья из Британской энциклопедии (англ.)
  5. ↑ Фасмер, 1987, с. 520.
  6. 1 2 3 Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 48.
  7. Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 49.
  8. ↑ по господствующей теории «римского влияния» Ф. Миклошича[6] и А. Н. Веселовского[7]
  9. ↑ Златковская, 1978, с. 220.
  10. ↑ Левкиевская, 2000, с. 394.
  11. ↑ Черных, 1999, с. 128.
  12. ↑ Jagić, 1909, с. 626—629.
  13. ↑ Левкиевская, 2000, с. 234.
  14. ↑ В. Я. Пропп, «Русские аграрные праздники», стр. 89-90
  15. ↑ «Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родиться обильнее» (С. В. Максимов, Нечистая сила, 102)
  16. ↑ Виноградова, Русалка, 2009, с. 497.
  17. ↑ Виноградова, 2009, с. 227.
  18. 1 2 Виноградова, Русалка, 2009, с. 496.
  19. 1 2 3 4 Зеленин, 1916, с. 162—164, 172, 297, 301.
  20. ↑ Зеленин, 1916, с. 160, 208.
  21. ↑ Зеленин, 1916, с. 133.
  22. ↑ у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  23. 1 2 3 4 Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М: «Правда», 1989, стр.254, 481—484. ISBN 5-253-00598-6
  24. ↑ Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  25. 1 2 Зеленин, 1916, с. 160, 188.
  26. ↑ Зеленин, 1916, с. 164.
  27. ↑ Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  28. ↑ Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3—4 С. 439—441
  29. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  30. ↑ Зеленин Д. К.Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991. — С.419
  31. ↑ Зеленин, 1916, с. 125.
  32. ↑ Зеленин, 1916, с. 146.
  33. ↑ Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  34. ↑ Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  35. 1 2 Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139—140
  36. ↑ Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  37. ↑ Виноградова, 1994.
  38. 1 2 Зеленин, 1916, с. 181.
  39. ↑ Иванов, 1988.
  40. ↑ Максимов, 1903.
  41. ↑ Никифоровский, 1907.
  42. ↑ Даль, 1980.
  43. 1 2 Зеленин, 1916, с. 183.
  44. ↑ Терещенко, 1848, с. 132.
  45. ↑ Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  46. ↑ Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  47. ↑ Шейн, 1893, с. 526.
  48. ↑ Зеленин, 1916, с. 193.
  49. ↑ Зеленин, 1916, с. 168.
  50. ↑ Зеленин, 1995, с. 168.
  51. ↑ Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. С. 139
  52. ↑ Некрылова, 1991.
  53. ↑ Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  54. ↑ Зимина.
  55. ↑ Коринфский, 1901.
  56. ↑ Мавський (нявський) великдень // Українська мала енциклопедія: У 8 т.[uk] — Т. 4. Кн. 7: Ле-Ме — Буенос-Айрес, 1950. — С. 882
  57. 1 2 Пропп, 1995, с. 141.
  58. 1 2 Виноградова, 2009, с. 494.
  59. 1 2 Виноградова, 1995, с. 336.
  60. ↑ Словарь русского языка, 1997, с. 258.
  61. ↑ Вин, 2014.
  62. ↑ Ковалов, 2009, с. 244.
  63. ↑ Виноградова, 1992.
  64. Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI—XIV века. М., 1978.
  65. ↑ Слово о злых женах (Подготовка текста, перевод и комментарии А. Г. Боброва) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1999. Том 7 (Вторая половина XV века). Электронная версия. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
  66. Виноградова Л. Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. — М. Наука, 1994 — ISBN 5-02-011499-5 — С. 18-33
  • Вин Ю. Я. Русалии: свидетельства византийской традиции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения Выпуск № 2 / 2014. — Волгоград: ВолГУ, 2014. — Вып. 2. — С. 32–45. — ISSN 1998-9938.
  • Похороны-свадьба / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 225–228. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Русалка / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 495–501. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Виноградова Л. Н. Русалии // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 336—337. — ISBN 5-7195-0057-X. Архивировано 20 марта 2016 года.
  • Виноградова Л. Н. Что мы знаем о русалках? // Живая старина. — М., 1994. — № 4.
  • Виноградова Л. Н. Русалии на Балканах и у восточных славян: Есть ли элементы сходства? // Балканские чтения — 2: Симпозиум по структуре текста. — М., 1992. — С. 59—64.
  • Русалка / Виноградова Л. Н. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 41. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
  • Даль В. И. Русалка // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
  • Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Зеленин Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913 / Вступ. ст. Н. И. Толстого; сост. А. Л. Топоркова; подготовка текста Т. А. Агапкиной; коммент. Т. А. Агапкиной, Л. Н. Виноградовой и др. — М.: Индрик, 1994. С. 230—298.
  • Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. — Пг.: Типография А. В. Орлова, 1916. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Зимина Т. А. Проводы (похороны) русалок (неопр.). Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано 4 августа 2012 года.
  • Златковская Т. Д. Rosalia — русалии? (О происхождении восточнославянских русалий) // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. — М., 1978. — С. 210—226.
  • Русалки / Иванов Вяч. Вс. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 390.
  • Ковалов А. И. Русалии в представлениях болгар Республики Молдова // Международная научная конференция «Сохранение культурного наследия в странах Европы» (г. Кишинёв, 25–26 сентября 2008 г.). — Chişinău: «Busines-Elita» SRL, 2009. — С. 244–248.
  • Коринфский А. А. Ярило // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 78—79, 281—282, 297-307, 314.
  • Левкиевская Е. Е. Русалки // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 233—256. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  • Максимов С. В. Русалки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 100—107.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Никифоровский Н. Я. Русалки // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 85—89.
  • Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 22 (Раскидатися—Рященко) / гл. ред. В. Б. Крысько. — М.: Наука, 1997. — С. 258. — 298 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка). — ISBN 5-02-011266-6.
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Сумцов Н. Ф. Русалка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб., 1848. — 233 с.
  • Черных П. Я. Русалка // Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 2. — С. 128. — ISBN 5-200-02686-5.
  • Русалка // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *