Рисование хлеб всему голова в подготовительной группе: План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа): Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол — престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»). – Проект в подготовительной группе на тему «Хлеб
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова».
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Хлеб – всему голова».
Задачи:
— Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
— Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.
— Продолжить формировать умения вести диалог между воспитателем и детьми,
— Учить детей быть корректными и доброжелательными
— Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, пекарям), бережливое отношение к хлебу.
Материал: картинки ржи и пшеницы, серпа, цепа, схемы изб, рушник, каравай, картинки из серии «Выращивание хлеба».
Предварительная работа: беседа о труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций о том, как выращивают хлеб, рассматривание колосьев, отгадывание загадок о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», лепка булок, караваев и т.д. из соленого теста.
Словарь: серп, цеп, каравай, колос, пекарь, хлебороб.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней него на свете нет.
— Что это такое? (хлеб)
Вы правильно отгадали. А какие слова к загадке, помогли нам отгадать, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый)
Мы уже много говорили о хлебе, и сейчас вспомним, как же выращивают хлеб.
Воспитатель предлагает детям по серии картин «Выращивание хлеба» составить рассказы об этапах выращивания хлеба (рассказы детей).
— Ребята, а кто знает стихотворение о хлебе?
Дети читают стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зерна раннюю весною,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья,
Будет урожайной золотая осень.
П.Качанов.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА.
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земля, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым,
Я помню, как руки трудились упорно,
Что в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай берегут.
Спасибо вам руки, за добрый ваш труд.
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом, от стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Снова по снегом дорогу найду
И колосом стану и к людям пойду.
Воспитатель: ребята, как же нужно относиться к хлебу? (бережно, не кидать) Почему? (ответ детей)
— Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб:
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на права. Давайте представим, что мы сеятели.
Физкультминутка (дети показывают, как надо разбрасывать зерно).
— А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная)
— Почему? (ветром будет зерна уносить)
— Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру)
— Вот и кликали люди дождик:
Дождик, дождик поливай –
Будет хлеб каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
— Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложили много пословиц о хлебе.
— А вы знаете пословицы о хлебе? (Хлеб всему голова. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. Какова земля, таков и хлеб. Земелька черная, а хлебец белый родит.)
— Молодцы! Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора урожай убирать. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие картинку серпа, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т.к. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб. На Руси хлеб назвали – каравай.
В конце занятия, воспитатель предлагает попить чай с вкусными булочками.
План-конспект занятия (подготовительная группа): конспект «Хлеб всему голова»
МБДОУ – детский сад «Дельфин»
НОД
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Воспитатель: Волкова
Елена Сергеевна
Краснообск
Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.
Задачи:
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оборудование: булочка-муляж, стол, стулья, чайный сервис, мешочки (кукуруза, пшеница, фасоль, пшено, рис), хлеб кусочками, колосок-муляж, 3 ключа, 3 замка, серийные картинки для игры «Что сначала, что потом», картинки с профессиями, колосок, рисунки колоска и мельницы, бубен, картинки из сказок, три резиновых пирожка, сундук с караваем, мнемотаблица на тему: «Правила обращения с хлебом», книга рецептов «Что можно сделать из твердого засохшего хлеба».
Предварительная работа: работа по проекту Хлеб всему голова», чтение детской энциклопедии, художественной литературы о хлебе, наблюдения за приготовлением тесна, лепка батонов детьми, экскурсия на территорию Росссельхозакадемии, дидактические игры, беседы: «откуда хлеб пришел к нам на сто», «Профессии на полях», «Как нужно обращаться с хлебом», «Мы идем с мамой в магазин за хлебом».
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы должны угадать: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый» (Хлеб).
Да, верно, мы с вами поговорим о нем. Хлеб, хлебушек, с румяной корочкой, мягкий душистый. Он — самый главный на столе. А вот каким он может быть ещё. Давайте расскажем.
Игра «Какой хлеб?» (Цель: учить подбору определений к существительному, уточнить конкретные представления детей о внешнем виде, свойствах хлеба)
(теплый, ноздреватый, черствый, свежевыпеченный, подгорелый, пшеничный, ржаной, белый, серый, черный).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в сказку.
Действующие лица
4 ребенка, Царица полей
Элементы костюмов
Царица полей — русский народный костюм, в руке держит скипетр из колосков пшеницы.
Дети — одеты в обычную одежду.
Реквизит
Булочка — муляж. Несколько стаканов компота. Хлеб кусочками.
Начинается со сценки. (музыка «Добрые сказки»)
Воспитатель: Дети проходите на завтрак.
Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
Кузьма: Мне забавно одному!
1-й ребенок: Это {показывает на булочку) голова всему!!!
Дети разбегаются. (музыка «Портал»)
Кузьма бросает муляж – булочки на пол играет, будто – бы в футбол. Забивает ею гол. Кричит Ура.
В это время входит Царица полей. Остановилась, вздохнула, подняла булку, отряхнула, сдула пылинки, прижала к себе.
(музыка «Настоящее волшебство»)
Кузьма: — Ты кто такая?
Царица полей: — Я Царица полей. Даже не верится нам с ребятами, что кто-то сорит чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Кузьма: — Ничего страшного.
Царица полей: — Ах ты, глупый мальчишка. У тебя наверно нет сердца. Ты знаешь, сколько труда, тепла и души люди вложили в хлеб, прежде чем он попал к нам на стол.
Кузьма: — Хлеб, как хлеб. Ничего особенного в нем нет.
Царица полей: — За это я превращаю тебя в истукана.
(музыка «Белые ночи»)
Кузьма превращается в истукана. Руки ноги каменеют.
Кузьма: — Ой. Я не могу пошевелить ногами и руками. Помогите мне ребята. Я больше не буду баловаться хлебом.
Воспитатель: — Царица полей, прости его, мы с ребятами научим его обращаться с хлебом.
Царица полей: — Нет, я не могу его расколдовать. Это очень сильное заклинание. Надо пройти испытания. Чтобы найти ключи от волшебного сундука, где лежит противоядие. Но для этого необходимо все знать о хлебе.
Воспитатель: — Ребята вы готовы пройти испытания, чтобы помочь мальчику, стать человеком.
Дети: — Да.
Воспитатель: — Наши ребята много знают о хлебе. Ребята давайте расскажем.
Царица полей: — Хорошо, вы подготовлены. Но вам необходимо пройти три испытания, найти 3 ключа и открыть ими сундук. А мальчика – истукана я заберу себе.
Царица полей уходит с мальчиком. (музыка «Настоящее волшебство»)
Воспитатель: Ребята вставайте и пойдем выполнять первое испытание. В начале пути, перед долгим путешествием, давайте сделаем разминку
Физминутка: «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (поворот на 360)
Воспитатель: Вот и 1 испытания. (музыка «Дорога добра»)
1 испытание
Игра «Отвезти зерно на мельницу»
( мешочки с зерном кладут себе на голову и по одному переносят на другую сторону зала к мельнице.)
На старте проговаривают: «Побыстрее собирай,
Да зерно не рассыпай».
Дети определяют, какое зерно находится в мешочках. Найти мешочки, в которых находится не злаковая культура (фасоль). В одном из них находится ключ. (музыкальное сопровождение)
Злаковые культуры (выращиваются человеком): рожь (самая выносливая), пшеница, просо, ячмень, рис, кукуруза, овес.
2 испытание (музыка «Дорога добра»)
Игра «Что сначала, что – потом»
Что посеешь – то и пожнешь,
Что пожнешь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!
Цель: учить детей выстраивать последовательность хозяйственной деятельности людей по производству хлеба. Игровые действия: на доске нарушена последовательность, дети находят свое место картинке в общем ряду, составляют одно-два предложения.
Дидактическая игра «Кто растит хлеб?»
Цель: уточнить представления детей о профессиях, их функциях по производству хлеба. Игровые действия: дети по картинкам называют профессию и приклеивают на картинки.
Выращивает хлеб – (хлебороб),
на тракторе работает – (тракторист),
работает на комбайне – (комбайнер),
муку мелет – (мельник),
печет хлеб – (пекарь),
продает хлеб – (продавец).
Три мешочка (просо, пшеница, кукуруза). Ключ в одном из них. Надо отгадать загадку:
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Физкультминутка: (музыкальное сопровождение)
Игра «Весёлый бубен» — дети встают в круг.
Ты катись весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый бубен
Тот пословицу о хлебе
Скажет нам.
(музыка «Дорога добра»)
3 испытание « Загадки»
Сказочные вопросы составить колосок из отгадок.
- Как называется сказочный герой,
Муку для которого скребли по сусекам,
Да мели по амбару?
(Русская народная сказка «Колобок»)
- Высоко сижу, далеко гляжу
Не садись, не садись на пенёк!
Не ешь, не ешь пирожок!
(Русская народная сказка «Маша и медведь»)
- Вот это хлеб!
Всем хлебам – хлеб!
Такой только в праздник есть!
(Русская народная сказка «Царевна лягушка»)
- Братья сеяли пшеницу и возили в град – столицу.
Знать столица та была недалече от села.
Там пшеницу продавали, деньги сётом принимали,
И с набитою сумой возвращались домой»
(П.П. Ершов «Конёк – горбунок»)
5.Ладно Миша, в другой раз ты возьми себе корешки, а мне вершки.
(Русская народная сказка «Вершки и корешки»)
6.– Печка, не видала ли ты моего младшего братца?
— Съешь моего ржаного пирожка, скажу!
(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
7. – Ой, беда, беда огорчение!
Разоримся, по миру пойдём!
(«Приключения домовёнка Кузи»)
(3 ключ под последней отгадкой.)
Игра «Кто быстрее найдет свой калач».
Бай, качи-качи-качи
Глянь — баранки калачи.
Глянь — баранки калачи.
Все румяны, горячи
Первыми выходят три ребенка-калачика, за ними выбегают дети и образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню «Бай, качи-качи-качи» идут по кругу, на слова «все румяны, горячи» присаживаются на корточки, закрывая глаза.
(музыкальное сопровождение)
Ведущий:
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Дети-калачики меняются местами, Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг.
Игра проводится 2-3 раза. На последний раз дети-калачики встают в центр круга и берутся за руки.
Воспитатель: Ребята мы с вами прошли все испытания. Теперь нам надо открыть сундук.
(музыка «Настоящее волшебство»)
Входит Царица полей с Кузьмой (истукан покрыт паутиной и пауками)
Царица полей: — Я рада вас видеть. Вы молодцы, что прошли испытания, но сундук не так легко открыть. Сколько замков на сундуке? (3). Хватит ли нам ключей, чтобы открыть все замки? (Да, у нас три ключа).
(музыка «Сакура»)
Игра «Четвертый лишний»
Чтобы открыть замок надо правильно выбрать ключ. На ключах задания. На замках правильный ответ.
1 ключ (картофель, морковь, ячмень, свекла)
2 ключ (гречиха, слива, виноград, персик)
3 ключ (ячмень, пшеница, рожь, кукуруза)
Дети открывают замки. В сундуке находится каравай.
Царица полей: (Берет каравай в руки) А теперь ребята надо накормить нашего мальчика караваем. Но прежде чем расколдуем мальчика, давайте напомним ему Правила обращения с хлебом
— Хлеб нельзя бросать на землю, на пол;
— За столом с хлебом не играть;
— Хлеб- главное богатство нашей страны и его надо беречь;
— Оставшийся хлеб можно посушить на сухари;
— Если хлеб остался, можно покормить голодное животное, птиц.
— Что можно сделать из черствого засохшего хлеба? (книга рецептов)
Читают по мнемотаблице. Дарят её Кузьме вместе с рецептами.
Дети кормят Кузьму караваем (он становится человеком). Кузьма благодарит детей.
(музыка «Сакура»)
Воспитатель: Ребята давайте для Царицы полей прочтем стихотворения.
Дети читают стихотворения:
— У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле, ставится он первый на столе.
— А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное – работой пахнет, хлебом.
— Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
— Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено нам в кашу,
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.
Им спасибо говорим и за все благодарим!
— Говорят в народе метко:
От зари и до зари
Хлеб растет не для объедков.
Съесть не можешь – не бери.
Царица полей: — А я вам приготовила подарки.
(Дарит детям формы для выпечки)
Всех детей и гостей приглашают на чаепитие.
(музыка Ната «Про хлеб»)
Открытое занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Хлеб-всему голова»
Открытое занятие по познавательной деятельности
в подготовительной группе
«Хлеб — всему голова»
Татьяна Сорокина
Открытое занятие в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
Цель: Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.
Задачи: — Совершенствовать знания о хлебе;
формировать знания о том, как получается мука;
— познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;
— учить образовывать прилагательные от существительных;
— воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлебороба.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Материал: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.
Предварительная работа
— рассматривание иллюстраций и беседы по ним;
-просмотр мультфильма «Весёлый трактор», фильм «Как пекут хлеб»;
-заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;
— чтение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай»; А. Митяев «Мешок овсянки», В. Приходько «Дом зерна», «Теплый хлеб» К.Паустовский.
— рисование «Хлебное поле», «Колоски»; «Хлебные изделия».
— Изготовление печенья с соленого теста.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Их встречает воспитатель с караваем.
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! На Руси дорогих гостей встречали хлебом с солью.
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна – в муку и тесто
В магазине принял место
Вырос он под синим небом
А пришел на стол к нам?
(Хлебом)
Дети:
Хлебом
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
1. Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
2. Пословицы про хлеб.
Мы с вами сказали, что хлеб на столе самый главный. Недаром говорится пословица: «Хлеб – всему голова». А какие пословицы вы знаете?
Дети: Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
— Будет хлеб-будет и песня
— Хлеб батюшка, вода-матушка
— Без хлеба – нет обеда
— Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
— Берегите хлеб, он наше богатство.
3. Загадки про хлеб.
В-ль: А ещё народ придумал разные загадки для детей. Послушайте и попробуйте их разгадать:
Мнут его и катают,
В печи закаляют.
А потом за столом
Нарезают ножом. (хлеб).
Тарелка супа — меж локтями,
А он в руках у всех – ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно. (хлеб).
Есть такие слова:
«он всему голова».
Хрустящей корочкой одет
Мягкий, черный, белый …хлеб.
— отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
а бывает подгорелый. (хлеб).
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет.
(Комбайн)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(Колос)
4. Стихи о хлебе.
Вот сколько мы с вами много знаем пословиц и поговорок, отгадывали загадки, которые придумал народ. А вот поэты сочиняют о
Ребенок 1
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Ребенок 2
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
«Сеют в поле зерна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень».
5. Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Мы сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем).
5.Рассказывание по серии картин:
Воспитатель: Куда мы пришли?
Дети: (На поле.)
Воспитатель: Что видим там
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности.
Землю вспахали, а потом что делают в поле?
Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.
– А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, вода, удобрения.
– Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?
Дети: В колосья.
Дети рассматривают картинку.
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Комбайн убирает пшеницу.
Воспитатель: У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они.
– А что дальше делают с колосками?
Дети: Достают зерна – молотят. Это делает специальная машина.
Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?
– А зачем зерна достают?
Дети: из них делают муку – измельчают.
Воспитатель: А из муки?
Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.
6. Игра «Профессии»
Если профессия связана с хлебом — хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Тракторист, врач, учитель, пекарь, воспитатель, кондитер, продавец, комбайнер, летчик, мельник, певец, агроном.
7. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы — кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом — просяное
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Воспитатель читает стихотворение:
«Колосок». Погорельский.
В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила зёрнышка хранится и земли родной.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Беседа в подготовительной группе Хлеб всему голова
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2026 СПД 4
КОНСПЕКТ
По организации и проведению познавательной деятельности в подготовительной группе.
«Хлеб всему голова!»
Выполнила воспитатель:
Абдуллаева С.Н.
Москва 2015
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб – всему голова!»
Программное содержание:
-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа:
-Беседа о сборе урожая хлеба;
-Рассматривание иллюстраций;
-Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; -Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Ход работы
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы — кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом — просяное
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному.
Батон — Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».
Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с .. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.
Калач — это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).
Сайка — Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций (внимание, образное мышление, воображение).
Развивать связную речь детей, мелкую моторику, память.
Воспитательные задачи:
•Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, уважение к труду людей «выращивающих» хлеб.
Предварительная работа: Беседы о хлебе, отгадывание загадок, заучивание стихов, пословиц о хлебе, сравнение колосков ржи и пшеницы, пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу, наблюдение за выгрузкой хлеба в детском саду, рисование колосков и зёрен пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций.
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, салфетки, формочки, колпаки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Родина…Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился не один праздник?
Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава.
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Показ воспитателя белого и черного хлеба). А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу люди в старину относились бережно, свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать, Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай! (Показ воспитателя каравая).
Воспитатель: А сейчас, Катя, расскажет нам, стихотворение, про каравай.
Катя: Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот мягкий, золотистый,
Словно солнце налитой!
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего муку получают?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки. (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?
Дети: Блины, пироги, торты, кексы. А как другим словом, можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок хлебобулочных изделий).
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засеивали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Дети: Безветренной.
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали св скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Кирилл: Без хлеба нет обеда.
Маша: Много света, много хлеба.
Лиля: Хлеб всегда надо доедать.
Вероника: Будет хлеб – будет и песня.
Родион: Не трудиться – хлеба не добиться.
Саша: Хлеб – всему голова.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе». (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы).
Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее, и начинается сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За е ростом следит агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины. Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Воспитатель: А куда доставляют муку?
Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше? (Ответы детей).
Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороба, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали, и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
Физкультминутка.
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки!
А сейчас, я вам предлагаю стать пекарями. Наденьте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. (Воспитатель замешивает соленое тесто и раздает его детям). Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери хлеб больше, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!
Итог образовательной деятельности.
Проект (подготовительная группа) на тему: «Хлеб-всему голова!»(Проект в подготовительной группе о хлебе)
Проект в подготовительной группе «Хлеб – всему голова».
Тип проекта: творческий, долгосрочный (1 месяц-октябрь).
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.
Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба..
Задачи: сформировать систему знаний детей о производстве хлеба. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда. Стимулировать к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализация проекта:
Идея этого проекта пришла во время обеда. Сидя за столом у одного из детей из рук упал хлеб. Сидящий рядом мальчик сказал: «Что с хлебом нужно быть аккуратным! Хлеб всему голова!» Кто-то спросил: «А почему так говорят?» в общем, было решено обсудить этот вопрос после сна, а пока у ребят было время обдумать этот вопрос. После сна, во время обсуждения, было выдвинуто много предположений, и было решено разобраться в этом вопросе и рассмотреть эту тему со всех сторон.
I. Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды
-Подбор демонстрационного и литературного материала о хлебе.
-Подбор физкультминуток.
-Подборка дидактических игр по теме.
-Подбор музыкального репертуара.
-Подбор презентаций и видеороликов о хлебе.
-Подготовка оборудования.
2.Работа с родителями (оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей по данной теме).
II. Основной этап.
1. Организация предметно-развивающей среды в группе.
В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.
2. Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.
Речевое развитие:
— Беседа ««Как раньше хлеб выращивали?».
— Беседа «Какой бывает хлеб?»
— Придумывание рассказов «Мой хлебушек».
— Разучивание стихотворений В.Орлов «В каждом зернышке пшеницы…», Я.Аким «Пшеница», И.Такмаковой «Пахнет хлебом».
— Чтение произведения Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», Беседа «батоны и булки не растут на грядке»
Социально – коммуникативное развитие:
— Отгадывание загадок по хлебе.
— Рассматривание сюжетных картин по теме, и составление по ним описательных рассказов.
— Дидактические игры: «Подбери словечко», «Золушка», «Посчитать зерна», «Что сначала — что потом» и т.д.
— Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Мы — хлеборобы» и т.д.
— Виртуальная экскурсия на хлебопекарню.
— Экскурсия на кухню «Как готовится тесто».
Художественно – эстетическое развитие.
— Выставки рисунков: «Колосок», «Пшеничное поле», «Что можно приготовить из муки» и т.д.
— Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.
— Прослушивание музыкальных произведений о хлебе.
Познавательное развитие:
— «Как хлеб на стол пришел».
— «Кто нам хлеб подарил»
— «Хлеб всему голова»
— «Пословицы и поговорки о хлебе».
3. Работа с родителями:
— консультация для родителей: «Семейные рецепты — важно ли иметь семейные традиции».
— составление альбома «Хлебобулочные изделия печём дома»
III. Итог.
Итоговое мероприятие:
1. Презентация альбома: «Хлебобулочные изделия печём дома»
Результат: У ребенка сформирована система знаний о производстве хлеба. У детей сформировано понимание ценности и пользы хлеба. Сформировано проявление заботы, уважения к труженикам села, бережного отношения к хлебу. Ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №30 «Гвоздичка» «Хлеб всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Подготовили: воспитатели первой квалификационной категории Поздяева Ирина Николаевна Данилова Людмила Вячеславовна г.Саров 2013 г «Хлеб всему голова» Участники проекта : воспитатели,дети старшей группы №8«Одуванчик», родители Вид проекта : познавательно- исследовательский, краткосрочный Срок реализации : 1 неделя Цель реализации проекта: Систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол. Создать и обеспечение условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб — всему голова». Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола Способствовать развитию детской любознательности. Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности
Предполагаемый результат:
Дима на земле увидел брошенный хлеб и спросил: « А разве хлеб можно бросать А как его выращивают?» ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей о значении хлеба) Заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок, чтение рассказов, Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел»; Организация досуга «Отгадай загадку на вкус» Экспериментирование: «Что получиться, если |