Римские праздники: Праздники Древнего Рима — Википедия – Праздники Древнего Рима: названия и особенности

8Сен - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Праздники Древнего Рима — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
  • 1 — Римский Новый год, Матроналии, посвящённые Юноне, праздник Весты, 1 — 24 Ферии (Feriae Marti), посвящённые Марсу
  • 7 — праздник Ведийова
  • 8 — праздник Ариадны и Вакха
  • 10 — Праздник Венеры
  • 14 — Вторые Эквирии, посвящённые Марсу, Мамуралии, посвящённые Мамурию
  • 15 — праздник Анны Перенны, праздник Юпитера
  • 16—17 — Вакханалии, посвящённые Вакху
  • 17 — Либералии, посвящённые Либеру и Либере, Агоналии посвящённые Марсу
  • 19—23 — Квинкватрии, посвящённые Марсу и Минерве
  • 23 — Тубилюстриум
  • 30 — Праздник Салюс
  • 31 — Праздник Луны
  • 1 — Празднества Доброй Богини (лат. Bona Dea), праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла
  • 7 — Начало Лемурий (c 7 по 15 мая) в честь мёртвых
  • 10—11 — Праздник Ориона
  • 13 — Квинкватрии (лат. Quinquatrus или quinquatria), посвящённые Минерве
  • 14 — Тиберналии (Аргеи, изгнание духов), посвящённые Тиберину, Праздник Быка (лат. Taurus)
  • 15 — Последний день Лемурий в честь мёртвых. Меркуралии, посвящённые Меркурию, праздник Весты
  • 20 — Праздник Кастора и Поллукса
  • 21 — Агоналии, посвящённые Вейовису
  • 23 — Тубилустрий, посвящённый Вулкану
  • 26—31 — Праздник Дианы, секулярные игры, посвящённые Прозерпине
  • 1 или 7 — женский праздник Юнонии. Праздник Юноны и её сына Марса, праздник матерей-матрон. Священные растения Юноны: смоковница, гранат и груша;
  • 9 — в Древнем Риме начинались весталии, праздник в честь богини домашнего очага Весты. Надевали венки на освященных ослят. На восемь дней двери храма открывались для замужних женщин, вновь разжигался священный огонь, и богине читали молитвы. После этого храм опять закрывался для всех, кроме жриц-весталок;
  • 11 — Матралии, посвящённые Матери Матуте
  • 23 — Праздник Весты. В июне весталки очищали священный сосуд в Храме Весты;
  • 24 — Праздник Цереры, Фортуны (Фортуналии
    , лат. Fors Fortuna) и Весты. Начало жатвы.
  • 4—5 — Подземных богов. Цереры.
  • 6—19 — Римские игры в честь Юпитера, Юноны и Минервы;
  • 23 — В этот день начинался священный праздник греков — Великие Элевсинские мистерии в честь Деметры и её дочери Персефоны, тайный ритуал, посвящённый схождению Персефоны в подземный мир на зимние месяцы.
Скрытые категории:

Праздники Древнего Рима: названия и особенности

Власть Древнего Рима охватывала огромные территории. Колоритная культура покорившихся стран оказала влияние на империю. Культура Рима воссоединила в себе древние обычаи покорившихся народов с культом личности высшего носителя власти – императора. Ведь он обожествлялся на всей территории Рима. Это помогло избежать потери идентичности римской культуры, несмотря на воздействие со стороны других народов. Она имела свою идею, свой стержень.

Праздники Древнего Рима включали в себя соревнования, религиозные и политические события. Из-за тяжелой политической обстановки в империи, где целиком и полностью все подчинялись вождю-диктатору, требовалось чем-то отвлечь простых людей. Поэтому празднования в Древнем Риме отвечали лозунгу народа: «Хлеба и зрелищ!»

Большое внимание уделялось религиозным праздникам. В Древнем Риме люди считали, что каждый предмет имеет душу. И подарил ему эту душу определенный бог. Поэтому они поклонялись божествам, которые, по их мнению, могли принести им и богатство, и горе. Поэтому празднования, в основном, включали в себя преподнесение даров богам, чтобы задобрить их.

Многие праздники сохранились и по сей день. Их отмечают не только в Италии, но и по всему миру. Основные древнеримские праздники, их происхождение, традиции мы и рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

древний рим праздники

Мартовские иды

В Древнем Риме не было неделей и дней. Для отсчета времени они использовали иды, ноны и календы. Иды – это середина месяца. Это было 15 число в июле, октябре, марте и мае. В остальные месяцы иды приходились на 13 число. В этот день жрецы бога Юпитера приносили в жертву овцу.

Во время правления Цезаря появился новый римский календарь – юлианский. Из-за этого иды потеряли свое значение. Однако чем же выделились иды в марте? Этот день стал роковым. Он повлиял на ход истории в целом.

15 марта праздновали Новый год и чествовали богиню Анну Перенну. Около реки Тибры устанавливали шалаши из молодой зелени и располагались там или же под открытым небом. В этот день люди много обнимались, пили и пели непристойные песни. Проводился обряд сожжения Анны Перенны в образе вредной старухи. Существует миф о том, как Марс обратился к Анне за помощью. Он хотел добиться благосклонности молодой Минервы. Анна Перенна пообещала помочь. Позже к Марсу на самом деле пришла Минерва в свадебном одеянии. Когда он бросился ее целовать, с нее спали покровы, и пред ним предстала сама Анна. Она высмеяла его, не стесняясь в выражениях. Эта легенда стала основой для многих песен, которые пели 15 марта. Интересным фактом является то, что в некоторых городах Италии и по сей день проводится обряд сожжения богини.

Но Мартовские иды больше известны из-за другого события. 15 марта был убит Юлий Цезарь. Его убили республиканцы, считавшие, что это поможет сохранить Республику. Но вышло совсем наоборот. Это лишь ускорило ее падение.

Известно, что задолго до 15 марта прорицатель предупреждал Цезаря об опасности на Мартовские иды. Но горделивый правитель так и не окружил себя охраной. Он говорил о том, что лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти.

Одним из заговорщиков был Брут, который являлся близким другом Цезаря. Он даже считал его своим сыном. Последними словами, после которых он перестал сопротивляться нападению, были: «И ты, Брут!» Так Мартовские иды стали символом трагического события.

мартовские иды

День Нептуна

Нептун в древнеримской культуре являлся богом морей и водных потоков. Во времена засухи люди просили его предотвратить засуху, ведь из-за нее мог погибнуть урожай, от которого они так зависели. 23 июля – один самых жарких дней. Поэтому в этот день праздновался Нептуналии или по-другому день Нептуна. В этот день народ также сооружал шалаши на берегу. Также приносили жертвы Нептуну и его жене.

Существует другая версия происхождения праздника Нептуна. Во времена, когда моряки еще не могли заранее узнать погодные условия, ширину и долготу, у экватора их корабли могли простаивать не только дни, но и недели. Так, в момент, когда заканчивалась провизия, моряки просили милости покровителя морей и океанов.

Сегодня праздник Нептуна в наибольшей степени связан с мореплаванием. В России его начали проводить для того, чтобы скрасить монотонные будни моряков. Но и обычные люди с радостью отмечают день Нептуна. Это один из самых жарких летних дней. Поэтому люди обливают друга водой и купаются. Обязательно присутствие самого покровителя морей и океанов. Кто-то наряжается, как Нептун. Должна быть борода серебристого цвета. В руке бога всегда трезубец, которым он управлял водным пространством. Нептун появляется в окружении русалок. Проводятся конкурсы и игры для детей.

римский календарь

День Цереры

Цереалии – праздник Древнего Рима в честь Цереры. Она – богиня плодородия. Считалось, что богиня учила людей возделыванию полей и являлась покровительницей материнства. В гневе могла наслать на человека безумие. В разных источниках отмечены разные даты празднования. Примерно оно приходилось на 11-12 апреля и затягивалось на 8-9 дней. В праздник Цереры проводились кровавые жертвоприношения: чаще всего зарезали свиней.

Народ одевался в белое, а головы вязали венки. Празднование началось с торжественного шествия в цирк. Там проводились конные соревнования. Люди устраивали трапезы, на которые мог прийти любой желающий. Так они просили Цереру дать им сытную пищу и хороший урожай.

Также проводилась травля лис. К их хвостам привязывались марки, которые предварительно святили. После этого животных выпускали в цирке.

День Юноны

По-другому этот день называется Матроналии, произошедший от слова «матроны». Получается, что отмечали этот праздник лишь замужние дамы. Матроналии – большой женский праздник. Он отмечался не 8 марта, как это принято сейчас, а 1 марта. В этот день дамы, состоящие в законном браке, получали подарки от своих мужей и детей. После они раздавали всем указания и должны были подарить безделушку рабыням, а рабам – еду. На голову женщины надевали венки из цветов и облачались в свои лучшие одежды. Так они отправлялись в храм Юноны. Они приносили в жертву богине цветы и молили ее о легких родах. В это время их мужья молились о крепком браке и о здоровье супруги.

Праздник Юноны схож с современным днем Матери. Ведь в Древнем Риме не приветствовались женщины в браке, но без детей.

Также с этой датой связано важное историческое событие. А именно, заключение перемирия между римлянами и сабинами, к слову, которое произошло благодаря сабинским женщинам.

вакханалии в древнем риме

Римский Новый год

Долгое время Новый год римляне отмечали 1 марта. И связан он был с началом полевых работ. Однако, когда Гай Юлий Цезарь ввел новый римский календарь, то празднование Нового года сместилось на 1 января. Само название месяца «январь» произошло от имени бога Януса. Именно его чествовали в Новый год. Интересным символом начала нового года является то, что Янус был двуликим богом. По легенде одним ликом он смотрел вперед в будущее, а вторым – в прошлое. Янус открывал небесные врата и выпускал солнце, а когда наступала ночь, снова закрывал их.

В этот праздничный день люди украшали свои дома и приглашали гостей. Даже рабы отмечали Новый год вместе со своими хозяевами.

Наша замечательная традиция дарить друг другу подарки в Новый год пришла именно из Древнего Рима. Люди преподносили другу монеты, с изображенным на них богом-покровителем Нового года, ветви лавра и другие подарки. Хорошим обычаем стали и новогодние пожелания друг другу. Люди желали удачи в Новом году, иногда поздравления сопровождались добрыми шутками.

Народ преподносил подарки своему императору. На первых порах это было по желанию людей. Но впоследствии этот обычай перестал быть добровольным. Народ был обязан сделать подарок.

Стоит отметить, что императоры не оставались в стороне и тоже дарили подарки своему народу. Существует легенда о том, что однажды Юлий Цезарь подарил одному рабу самый дорогой подарок – свободу.

Печально известный император Калигула в Новый год выходил на площадь, где принимал подарки от подданных, при этом прислуга записывала, кто подарил и что именно.

Празднованию Нового года предшествовал праздник Сатурналии, о котором сейчас и пойдет речь.

древнеримский праздник венеры

Сатурналии

Этот праздник Древнего Рима назван в честь Сатурна – царя царей или бога плодородия и аграриев. Начинали отмечать Сатурналии с 17 декабря. В этот день закрывались магазины, детей распускали из школ по домам, провинившихся рабов не наказывали, преступников не казнили и не судили.

Изначально, это был праздник крестьян. Ведь во вторую половину декабря заканчивалась жатва. Отмечался праздник Сатурналий в Древнем Риме скромно и всего один день. Но в дальнейшем он приобрел популярность и его стали отмечать все сословия.

Бытует мнение, что карнавалы появились именно в период празднования Сатурналии. Даже самые знаменитые карнавалы берут начало из Древнего Рима. Очень схож этот праздник с карнавальными шествиями. Первоначально делались приношения Сатурну – у его храма начинался фестиваль и так называемая «неделя безделья». Название произошло от того, что празднование в последние годы Республики достигало 7 дней.

Рабы и их хозяева менялись одеждой. Также владелец не мог отказать своему рабу ни в чем. Они сидели и праздновали за одним столом. Хозяин прислуживал рабу. После празднования он не имел права наказать раба за поведение во время Сатурналии. Современные карнавалы взяли именно этот обычай с переодеванием за основу. Традиционным подарком были восковые свечи и фигурки из теста.

Празднования в честь Флоры

Флорарии – праздник, посвященный богине Флоре. Флора покровительница цветов и юности. Празднования проводились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни народ украшал свои дома гирляндами из цветов. Женщинам строго запрещалось носить яркую, разноцветную одежду, но в дни празднования Флоралии дамы были одеты именно так. Они танцевали и веселились. Весь народ в период празднований в честь богини Флоры пировал. В один из дней празднования проводились соревнования.

По мнению римлян, праздник в честь богини Флоры способствовал хорошему урожаю плодовых деревьев. По этому не отмечать его было нельзя.

религиозные праздники в древнем риме

Либералии

Либералии жителями Древнего Рима отмечались 17 марта. Этот праздник в честь Либера, покровителя оплодотворения, и Цереры. В этот день молодые юноши, достигшие совершеннолетнего возраста, получали и впервые надевали белую тогу. Это означало, что с этого момента человек считается полноценным гражданином Рима и он больше не ребенок. Теперь молодой человек может голосовать, уйти из отчего дома, создать свою семью.

Сначала Либер и его женская параллель – Либера почитались лишь низшими сословиями. Однако, в дальнейшем произошло уравнение сословий. После этого Либера начали почитать наравне с такими богами как Марс, Венера и т. д.

В дальнейшем бог Либер стал покровителем свободных самоуправляющихся городов. Ведь даже его имя переводится, как «свобода».

17 марта жители Древнего Рима надевали маски из коры, веселились и пели непристойные песни. Порой доходило до откровенной распущенности. В этот день сооружали из цветов эрегированный половой член. В Древнем Риме это считалось символом плодородия, а также начала новой жизни.

Более поздние описания Либералии говорят о том, что обряды в этот день включали в себя сексуальные оргии, и даже человеческие жертвоприношения. Получается, что Либер был скорее не богом свободы, а покровителем освобождения от правил.

Еще бог Либер приходился покровителем виноградства. Празднование именно 17 марта выбрано не случайно. В этот день был сбор винограда.

Не обходилось в праздник Либералии в Древнем Риме без жертвоприношений. В этот день обычно резали коз.

Позже Либера стали отождествлять с Вакхом, покровителем виноделия.

праздник юноны

Венералии в Риме

Древнеримский праздник Венеры приходился на 1 апреля. Апрель – середина весны. Это время года ассоциируется с теплом, любовью и красотой. Венералии – праздник в честь богини Венеры. Она изначально была покровительницей весны, плодородия и цветов. В дальнейшем образ Венеры отождествляли с древнегреческой Афродитой. Поскольку считалось, что Венера – мать Энея, а его потомки основали Рим, она стала покровительницей римского народа.

Символом Венеры было растение мирт. Поэтому 1 апреля плели венки из этого растения и надевали их на голову. Проходили массовые купания в общественных бассейнах.

По большей части Венералии – женский праздник. В этот день женщины молили Венеру о помощи в отношениях с мужчинами. В этот день они прятали от богини все украшения и драгоценности. Статую Венеры омывали водой и подносили ей цветы. Происхождение обычая с купанием и омыванием статуи богини связано с тем, что Венера отождествлялась с Афродитой, которая по легенде возникла из пены морской.

Римские Вакханалии

Этот праздник один из самых развратных в Древнем Мире. Он посвящен Вакху – покровителю виноделия и символу периодической смерти и возрождения. Отмечали его 17 марта.

Изначально это был женский праздник. Мужчин на празднование не допускали. Женщины в этот день в роще у холма, где сейчас практически центр Рима, раздевались догола и устраивали дикие танцы.

Однако со временем к празднованию допускались и мужчины. Из-за этого танцы переродились в оргии. Известно, что не столько разврата было между мужчиной и женщиной, сколько между мужчиной и мужчиной. Если кто-то противился и не хотел сношения, то этого человека приносили в жертву Вакху.

Огромное множество людей участвовало в данном мероприятии. Среди них были известные лица и члены знатных семей. Позже появилось правило, согласно которому людей, моложе 20-летнего возраста, посвящали в так называемое «таинство». Несогласных сбрасывали в подземную бездну. Объяснялось это тем, что людей забрали боги.

Эта традиция получила широкое распространение. В праздновании участвовали до 7 тысяч человек.

Однако в скором времени было проведено расследование и Вакханалии в Древнем Риме запретили. Лидеров и организаторов массово казнили. Их обвиняли в растлении, убийствах и других жестоких преступлениях.

Так завершился разгул Вакхналий. Однако совсем он не исчез. Просто организаторы стали осторожнее. Не было общественной огласки и такого массового скопления людей.

Римский календарь и основные праздники. Мифы и предания Древнего Рима

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых — тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь — месяц Януса, март — Марса, май — богини плодородной земли Майи, июнь — Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой — восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem — семь), десятый, октябрь — восьмым (octo — восемь), одиннадцатый и двенадцатый — девятым и десятым соответственно (novem и decem — девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» — от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы — первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны — день первой четверти луны, а иды — середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, — в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий — луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника — подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком — символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков — увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии — не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины — свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, — Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые — в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми — возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Праздники древних римлян

_

Праздничное шествие в честь Богини Флоры

Почти каждый день в римском календаре был посвящен богу или богине, в честь которых устраивали торжественные шествия, заканчивавшиеся жертвоприношениями.

Начало года

После реформы календаря, проведенной Юлием Цезарем , римляне стали считать, что новый год начинается 1 января. В этот день они приносили в жертву Янусу, богу всякого начала , финики, инжир и мед, чтобы начинающийся год был сладким и приятным.

1 января старались воздерживаться от ссор, поэтому в этот день все суды были закрыты.

Луперкалии

В феврале римляне отмечали древнейший земледельческий праздник Луперкалии. Они приносили жертвы у подножия Палатинского холма, где, по легендам, волчица нашла Ромула и Рема, основателей Рима . Во время Луперкалий жрецы бегали по городу обнаженными и ударяли встречных в знак очищения ремнями из шкур жертвенных животных.

Паренталии и Фералии

Также в феврале во время Паренталий (родительских дней) и Фералий вспоминали умерших. Считалось, что в это время души из царства мертвых возвращаются на землю; чтобы их умилостивить, римляне на перекрестках дорог и у могил оставляли венки из фиалок, хлеб и вино. Это были дни общественного траура, когда закрывались все храмы.

Матроналии

В память об объединении общин латинян и сабинян, произошедшем благодаря сабинским женщинам ,

1 марта справляли праздник Матроналий. Замужние женщины, матроны, приносили в жертву Юноне цветы и просили ее о помощи при родах.

Квинкватрии

Во второй половине марта были главные торжества в честь Минервы . Они назывались Квинкватрии и продолжались 5 дней. Школьники в первый день Квинкватрий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за обучение. Если в это время шла война, то она прерывалась на время празднеств. На второй день Квинкватрий обязательно устраивали гладиаторские игры.

Парилии

Парилии, или Палилии, — древний пастушеский праздник — отмечали 21 апреля, в день основания Рима. Пастухи и сельская молодежь устраивали веселые игры и прыгали через костры.

Флоралии

В конце апреля — начале мая справляли Флоралии, праздник — в честь Флоры, богини цветов и юности. В эти дни двери домов украшали венками, а женщины надевали разноцветные платья, что было запрещено в другое время.

Весталии

9 июня римляне отмечали праздник в честь Весты, богини домашнего очага . Они украшали цветочными гирляндами мельничные жернова, растирающие зерно, и ослов, вращающих их. В этот день девы-весталки пекли особый хлеб и все пекарни были закрыты.

Сатурналии

Сатурналии в Древнем Риме

Во время Сатурналий рабы и их хозяева менялись местами.

Согласно легендам, древнеиталийский бог посева и жатвы Сатурн был когда-то царем в Лации. Царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В память об этом золотом веке римляне справляли в конце декабря Сатурналии. Суды и школы закрывались, всякие работы прекращались, и даже наказания не приводились в исполнение. Хозяева приглашали к своему столу рабов и прислуживали им, это служило напоминанием о том, что когда-то все были равны. Во время Сатурналий римляне пировали, шутили и дарили друг другу подарки, чаще всего свечи из воска и сладости.

Поделиться ссылкой

Римские праздники

Чтобы вам было легче подобрать даты для поездки в Вечный город, мы подготовили для вас список главных праздников Рима — какой бы вы ни выбрали, будет интересно и атмосферно!

Гете говорил, что тот, кто хорошо видел Рим, никогда не сможет стать несчастным. Пожалуй, истина в этом утверждении есть — представить более величественный и многогранный город сложно.

Однако для того, чтобы по-настоящему узнать этот город, мало побывать у памятников архитектуры и перекусить в итальянской траттории. Сердце Рима — его праздники. Конечно, он прекрасен и в Рождество, и на Новый Год. Но если вы хотите проникнуться действительно римской атмосферой — выбирайте один из местных праздников, которые подарят чувство причастности к жителям города.

100 художников Via Margutta

Любите современное искусство? Отправляйтесь на улочку Via Margutta в апреле или октябре. После известного фильма «Римские каникулы» именно тут поселилось множество скульпторов и художников, которые основали новую традицию — в эти месяцы они выставляют на улице свои работы на общее обозрение.

К ним присоединяются художнику со всего мира. Тут вы сможете увидеть работы талантливых мастеров, которые только начинают свой путь в мире искусства. Примечательно, что власти Рима считают выставки на Via Margutta одними из главных праздников Рима — они уверены, что это способствуют поддержанию имиджа культурной столицы Италии. 

Крестный ход 

Если вы религиозный человек, постарайтесь попасть на крестный ход накануне Пасхи — обязательное действо, в котором принимает участие Папа Римский. От Колизея ход шествует до Палатинского Холма, по дороге совершая 14 остановок и полностью повторяя путь Христа в последние часы жизни.

Участие в Крестном Ходе бесплатное, поэтому постарайтесь прийти пораньше — обычно в путь отправляются десятки тысяч паломников. Кроме того, не забудьте взять с собой деревянный крест — обязательный атрибут, с которым вам предстоит пройти путь.

Марафон в Риме

Общегородские марафоны давно стали всемирной тенденцией. И все же, марафон для Рима имеет особое значение. Пролегает он по маршруту, затрагивающим главные туристические достопримечательности — Piazza di Spagna, Fontana di Trevi, Basilica di San Pietro и Пьяцца Венеция.

Примечательно, что власти позаботились об удобстве бегунов — несмотря на то, что Рим лежит на холмах, для марафона выбрана только территория с ровной поверхностью.

Участие в марафоне платное, цена зависит от того, когда вы зарегистрируетесь. Она стартует от 62 евро за три месяца и достигает 102 евро накануне марафона.

День Рождения Рима

Пожалуй, самый римский праздник — это его именины. День рождения Рима отмечают 21 апреля. Всех посетителей города ждут уличные театрализованные представления, национальные угощения, выступления музыкантов и соревнования.

Многие музеи и галереи в этот день пускают туристов бесплатно, а если вы наденете один из атрибутов древнего римлянина, вас ждут приятные скидки в магазинах и кафе.

День Рождения Рима — один из самых атмосферных праздников, неизменно вызывающий позитивные эмоции.

Праздник де Ноантри

Богоматерь Кармельская пользуется огромным почетом у жителей Рима еще со времен Средневековья. Праздник в честь Пресвятой Девы Марии отмечают еще с шестнадцатого века. Интересна история его возникновения: в 1535-м рыбаки во время шторма нашли отлично сохранившуюся статую Богоматери.

Месяц проведения – июль (чаще всего с 16 по 25). Праздник начинается торжественной процессией, по ходу которой изваяние Богоматери с большим количеством украшений проносится по Трастевере из церкви Сант-Агата-деи-Готи в храм святого Хрисогона, где она посещается паломниками в течение восьми дней. По окончании праздника при помощи лодки осуществляется обратная доставка в Сант-Агата-деи-Готи.

Фестиваль театрального искусства Рима

Один из самых красивых праздников Рима — Фестиваль театрального искусства. В дни проведения фестиваля все вокруг наполняется духом праздника, а некоторые спектакли можно наблюдать прямо на улицах и площадях.

Все спектакли вы можете посетить бесплатно, поэтому приходите заранее — иначе мест может попросту не хватить. Время начала спектаклей – около пяти часов вечера, действо завершается примерно в полночь. Туристам нужно помнить, что в дни театрального фестиваля крайне сложно найти свободное жилье.

Селиверстов день

Своеобразный римский аналог Нового Года и один из главных религиозных праздников Италии — Селивестров День. Отмечают его 31 декабря, в последний день года. Появление праздника связано с Папой Сильвестром, которому на стыке годов удалось перейти из земного существования в царство вечности. Обычно торжество проводится на Piazza del Popolo. Живая музыка и лучшие блюда местной кухни, театрализованные сценки и удивительно возвышенная атмосфера ждут вас.

Рим прекрасен в любое время, однако мы советуем посещать его в праздники — лучше в разные. Так вы сможете увидеть его с совершенно разных сторон и насладиться незабываемой атмосферой Вечного города. 

праздники Древнего Рима, Греции и Египта

Считалось, что боги руководят действиями людей, насылают на них беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и так далее. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Бахусу, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Древний Рим: вековые традиции

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть их жизни. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II века до нашей эры государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали друг другу счастья и благосклонности богов.

Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии — празднества, посвященные богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (лат. «lupus»), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.

Луперкалии. Рисунок Адама Эльсхаймера.jpg

Луперкалии. Рисунок Адама Эльсхаймера. (wikipedia.org)

Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.

«Сатурналии» Эрнесто Бьонди. Бронзовая копия 1909 года.jpg

«Сатурналии» Эрнесто Бьонди. Бронзовая копия, 1909. (wikipedia.org)

По преданию, Сатурн стал царем в Лацие, и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» (лат. «aurea aetas») не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях им прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Зажжение их было жертвоприношением богу. В эти дни обязательно следовало дарить подарки. Существовали даже своего рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», — писал великий сатирик античности Лукиан.

Древняя Греция: спортивные состязания и общегосударственные торжества

Греки тоже устраивали праздники в честь богов, чтобы умилостивить их и убедить выполнить желания людей. Самым главным праздником в Афинах были Великие Панафинеи, проводимые в честь покровительницы города, мудрой воительницы Афины Паллады. Афину граждане почитали за то, что она подарила им оливковое дерево.

Бегуны - участники Панафиней. Ваза, ок. 530 года до нашей эры.jpg

Бегуны — участники Панафиней. Ваза, ок. 530 года до н. э. (wikipedia.org)

Праздник длился пять дней. Его вершиной было шествие от городских ворот к месту на Афинском Акрополе, где находилось святилище богини. Там Афине приносили в дар новое платье из тончайшей ткани, изготовленное женщинами. Его везли, вывесив на мачте священного корабля, поставленного на колеса, чтобы все видели, какой наряд приготовили афиняне своей покровительнице. В торжественном шествии участвовали все жители города: старики несли оливковые ветви, молодые мужчины вели сто быков, которых приносили в жертву, девушки несли корзины с драгоценными сосудами. Процессия заканчивалась общим праздничным пиром.

Помимо праздников в честь богов, греки устраивали также общегосударственные торжества в память какого-либо выдающегося события, например, День освобождения в честь победы над персами при Платеях.

Очень популярными у греков были спортивные состязания. Главными соревнованиями были Олимпийские игры. Игры начались в 776 году до нашей эры и проводились каждые четыре года. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу и проходили в Олимпии. К участию в них допускались только граждане Афин, а женщины не имели права находиться даже среди зрителей.

Во время проведения Олимпийских игр во всех греческих государствах прекращались войны. Участники будущих состязаний приезжали на месяц раньше, чтобы ознакомиться с местностью. Игры начинались с жертвоприношений Зевсу, на алтаре спортсмены давали клятву соревноваться честно.

Древнегреческая ваза.jpg

Древнегреческая ваза. (wikipedia.org)

Поначалу в программу соревнований был включен только бег. В 708 году до нашей эры на Олимпийских играх было введено пятиборье — пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, метания диска, метания копья и борьбы. Греки прыгали в высоту и в длину, позже появились кулачный бой, состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей. Наградой для победителя был венок из оливковых ветвей.

Олимпийские игры в древности проводились 293 раза в течение 1170 лет. В 394 году римский император Феодосий I объявил христианство официальной религией и, считая Олимпийские игры языческим развлечением, запретил их.

Лишь в 1896 году благодаря усилиям французского общественного деятеля Пьера де Кубертена и его единомышленников стали снова проводиться Олимпийские игры. Местом проведения I-й Олимпиады стала столица Греции — Афины. С того времени каждые четыре года на алтаре Олимпии зажигают олимпийский огонь, который передают к месту проведения очередной Олимпиады.

Древний Египет: праздники вместо серых будней

У древних египтян тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их торжества с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир».

Царица Хатшепсут на празднике Сед.jpg

Царица Хатшепсут на празднике Сед. (wikipedia.org)

Фараон был не только сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему владыке охватывал всю страну и продолжался 90 дней.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хеб-сед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату — 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если правитель предчувствовал, что его дни сочтены, и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников.

Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет — богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.

Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили их за помощь и просили не оставлять в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья — устраивало пиры, приглашало гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона — Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Праздник Опет начинался с того, что из Карнака — храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народа. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мина — очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что бог плодородия Мин сидел на своей ступени и принимал приношение — первый сноп нового урожая.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья.

Праздник Мина был не таким всенародным, шумным и веселым, как Опет. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

14 февраля в древнем Риме | Екабу.ру

Луперкалии — фестиваль эротизма

Луперкалии (лат. Lupercalia) — древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом.
Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима. Каждый год луперки, жрецы Луперка из патрицианской молодежи, собирались в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву богу Луперку молодых коз и собак, после ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур. Женщины охотно подставляли тела под удары, так как считалось, что удар луперка помогает легче разрешиться от бремени[1]. В Древнем Риме Луперкалии считались заимствованным празднованием древнегреческого бога Пана. В 496 году Папа Геласий I заменил Луперкалии празднованием Дня Святого Валентина[2][3].

Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 14 февраля.

В древнем Риме февраль был официальным началом весны и считался месяцем ритуальных очищений. В это время в домах осуществлялись ритуальные уборки: дома подметались, посыпаясь затем солью и пшеницей, называемой „спелт“.

15 февраля справляли знаменитые Луперкалии — первоначально праздник пастухов в честь бога Фавна, по прозвищу Луперк в другом написании — Фаунус, Луперкус. .
Фавн в древнеримской мифологии — бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. В древнегреческой мифологии ему соответствует Пан.

Согласно мифам, Пан — веселый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший и игравший на свирели. Представлялся грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом. А потому вызывал ужас, и именно отсюда выражение „панический страх“.

По сведениям Плутарха в его „Сравнительных жизнеописаниях“, очистительные жертвы — для того, чтобы оживить плодородие земли, стад и самих людей — приносили в священном гроте Луперкаль у подножия Палатинского холма, где, по преданию, жила некогда волчица (по-латыни — lupa, по-русски — лупа), выкормившая братьев Ромула и Рема.

В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.

Священники приносили в жертву козла — для плодородия и собаку — для духовного очищения. Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов. Юные жрецы шкуры нарезали полосками, окунали их в священную кровь, и начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлепая кожаными ремнями женщин. Те же, приветствуя такие прикасания, охотно подставлялись, веря, что очистительные удары исцеляют от бесплодия и способствуют вынашиванию плода и легким родам.

Но, оказывается, этот языческий „волчий“ праздник плодородия и изобилия не заканчивался этим благочинным ритуальным действом. Луперкалии это еще и время буйства чувственных вакханалий: обнаженные мужчины (но в набедренных шкурах) дарили грубые ласки встречным женщинам — целовали, стегали ремнями, желая им быть плодовитыми.

В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.

Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Записи говорят, что даже Марк Антоний бежал как Луперци. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.

Оказывается, накануне Луперкалий, 14 февраля, в Древнем Риме отмечался праздник в честь Юноны, богини брака, материнства и женщин она же — богиня „лихорадочной“ любви Juno Februata, Юно (Джун) Фебруата. В этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну.

Холостякам, выбиравшим себе пассию до следующего 14 февраля, ничего не оставалось, как уповать лишь на удачу. По крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе, танцуя и веселясь. Если судьба оказывалась благосклонной к случайным партнерам, жребийный союз перерастал в брачный

Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал.
История праздника дня святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *