Развитие самосознания в подростковом возрасте исследовательская работа: Развитие самосознания в подростковом возрасте – Развитие самосознания в подростковом возрасте

22Июл - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Исследовательская работа по обществознанию «Самооценка личности подростка»

Министерство образования и науки Республика Башкортостан

МКУ управление образования администрации

Дюртюлинского района и города Дюртюли

МБОУ СОШ с.Староянтузово

Выполнила: ученица7 класса

Ахметьянова Луиза Фагилевна

Руководитель: учитель обществознания

Амирова Дилара Владиславовна

Староянтузово

2014 г.

План

  1. Введение……………………………………………………………………. 3

  2. Состояние изучения проблемы самооценки в психологической науке………………………………………………………………………… 4

  3. Анализ позитивной самооценки современного подростка…………. 5

  4. Рекомендации………………………………………………………………… 8

  5. Заключение………………………………………………………………….. 9

Список литературы…………………………………………………………… 10

Приложение …………………………………………………………………….11

Введение

Существующие перемены в социально-экономической жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самоопределения личности. Поэтому изучение особенностей развития самооценки в современных подростков во всей сложной её социальной опосредованности необходимо, прежде всего, через поиск субъективных резервов личности и возможностей оптимизации общественных влияний с учетом особенностей данного возраста.

Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика развития самооценки современных подростков характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием личности , открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия процесса развития самооценки современных подростков:

— между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте;

— между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка;

— между актуальной для подростка системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Значение социальной среды в становлении личности подростка достаточно детально обосновано в философской, социологической, педагогической и психологической литературе: К.А. Абульханова, С.А. Анисимов, В.Г. Афанасьев, В.М. Бехтерев, Л.П. Буева, JI.C. Выготский, З. Фрейд, К. Левин, У. Джеймс, Р. Уайли и многие другие.

Среди моих одноклассников и друзей много уверенных в себе неординарных ребят, которые добились определенных успехов в учебе, творчестве и спорте. Поэтому мне стало интересно изучить их с точки зрения самооценки: как они сами видят себя среди друзей и насколько считают себя успешными личностями.

Состояние изучения проблемы самооценки в психологической науке

Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится. Важно то, что результатами интегративной работы в сфере самопознания (как человек получает знания о себе), с одной стороны, и в сфере эмоционально — ценностного отношения к себе (переживания), с другой, подчинены задачам формирования единства, целостности личности, её внутреннего психологического мира, объединяются в особые образования личности — ее самооценку.

Проблема возникновения и развития самооценки — одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной так и в отечественной психологии.

Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально — ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой.

Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Исследователь считает, что самооценка — очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна.

Для формирования более высокого её уровня требуется определенная затрата сил, что становится для них отрицательным подкреплением.

З. Фрейд и его последователи самооценку рассматривали как функцию целостной личности и связывали её с аффективно-потребностной сферой индивида. Они считали, что самооценка — это механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. «максимальную направленность личности с окружающей его социальной средой». Такое понимание самооценки крайне одностороннее и противоречит положению об активности личности в её взаимодействии со средой.

Однако в ряде исследований социальные психологи получили противоположные выводы: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих и тем выше они их оценивают. И, наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе, следовательно, ниже их оценивают. Противоречивые результаты обусловлены прежде всего тем, что исследователи оперировали разными составляющими эмоционально — ценностного отношения к себе.

Большое значение для проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые подвергли специальному изучению мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамическое соотношение, позволяющие понять некоторые динамические тенденции эффективной сферы, имеющие значение для понимания функции самооценки. Однако личность в данных экспериментах оказалась вырванной из социального окружения.

Опираясь на социально ориентированный взгляд природы человека, выделяют следующие важные моменты для понимания самооценки:

важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я/ т.е. представлением о том, каким человек хотел бы быть; согласно концепции У. Джеймса об актуализации идеального Я;

человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие / по Кули и Миду/;

формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности / по Г. Олпорту/, т.е. люди для наибольшего успеха в обществе выбирают определенное дело и именно его делают хорошо.

Согласно выделенным моментам, самооценка, независимо оттого, что лежит в её основе, собственные ли суждения или интерпретация суждения других людей, индивидуальные идеалы или социокультурные стандарты, всегда носит субъективный характер.

В отечественной психологии самооценка изучалась:

в связи с проблемой развития и формирования самосознания;

её роли и функции в целостной структуре личности формирования самооценки на разных этапах онтогенеза экспериментальные исследования по изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки ;

изучение роли самооценки и формирование целостного механизма самоопределения, как одной из конкретных форм самосознания личности и др.

Анализ позитивной самооценки современного подростка

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.

  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Различают следующие уровни описания самооценки:

Адекватная самооценка —  реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентацией ее в своих силах, умениях и способностях.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.

Заниженная самооценка — неадекватное принижение в оценивании себя субъектом . Склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.

Специфика самооценки подростка выражается в стремлении к самостоятельности, к независимости от родительской опеки, ориентации на нормативы, принятые в среде сверстников. Чувство взрослости есть основная психологическая особенность подросткового периода развития. Эта особенность реализуется во всех видах деятельности, определяет характер общения со сверстниками, с родителями и другими значимыми взрослыми. Выявлено, что представления подростков о себе не только отражают особенности мальчиков и девочек и социальных ролей, но и определяются социальными стереотипами, основываются на подражании «престижным» социальным моделям разрешения жизненных противоречий.

Установлено, что характер развития самооценки современных подростков в существенной мере определяется объективными (политика, экономика, культура, средства массовой информации, стратегия воспитания) и субъективными условиями ( определенными чертами характера, опыт взаимодействия с окружающими людьми, поиск индивидуального способа включения в действительность, социальная активность, нравственно-религиозные установки, которые могут влиять как положительно, так и отрицательно.

В подростковом возрасте начинается переориентация с внешних оценок на самооценку, усиливается её роль в жизни личности. Это связано с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе. Изменяется содержание самооценки, усложняется её структура, растет критичность в отношении к себе. Развитие самооценки в этот период характеризуется рядом противоречий. Эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием в жизни подростка. Рост эмоциональной напряженности в отношении к себе как бы блокирует развитие чувственного элемента самооценки.

Подростки оценивают себя, прежде всего, с позиций личностных качеств (36,4 % от числа общих высказываний) и способов общения (34,2 %).
Примечательно, что, оценивая личностные качества, старший подросток способен выделить как положительные, так и отрицательные черты. Это свидетельствует о наличии дифференцированной самооценки. Количество позитивных и негативных оценок в ответах учащихся практически одинаково.

Однако, особенность старшего подросткового возраста заключается в том, что соотношение «Я-идеального» и «Я-реального» в самооценке не совсем устойчиво. Каждая положительная и каждая отрицательная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер, и дети порой просто не могут их разграничить. Характеристики, данные себе одним и тем же подростком, наглядно доказывают эти слова: «Двуличная — иногда жутко веселая, а иногда — грустная».

Самооценка часто колеблется между двумя крайними полюсами: либо все, либо ничего — середины нет. Не зная о такой возрастной особенности, дети склонны принимать ее за двуличие. Общение остается ведущей деятельностью старшего подростка, поэтому для него очень важно качество этого общения (культурный, дружелюбный, заводной) и статус, который оно дает подростку (нужный, любимый, популярный).
Период первых гормональных изменений миновал у большего числа старших подростков, поэтому довольных своей внешностью практически в 3 раза больше, чем недовольных. Особое внимание следует уделить самооценке, основанной на признании собственной уникальности.

Наибольшее количество личностных смыслов старшего подростка связано с потребностью в удовольствиях и материальных благах, умственным и физическим развитием, а также с общением.

Рекомендации


Заключение

Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма — внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.

Несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается и среди наших подростков

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с познанием того мира, в котором этой личности предстоит жить.

Формирование адекватной самооценки, с одной стороны, происходит путем осознания собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны — своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы.

Потребность в самоанализе — необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

Итак, в ходе своего исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Самооценка подростка зависит от его возраста и темперамента.

  2. На оценку другого человека и самооценку влияют восприятие другими, умственные способности и внешний вид. В зависимости от возраста на первый план входят различные факторы.

  3. Большинству учеников всех возрастов нравится быть в центре внимания.

Список литературы

  1. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления. — СПб., 2008.

  2. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л. А. Регуш. -СПб., 2001.

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2004.

  4. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — СПб., 2006.

  5. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. — Пенза — Витебск — Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 210 с.

  6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-pozitivnoi-samootsenki-v-strukture-ya-kontseptsii-sovremennykh-podrostkov#ixzz3MWhtPnPV

  7. Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)(модификация методики Б.А. Сосновского. См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Приложение


Анкетирование

в 7 классе

Анкетирование

в 10 и 11 классе


Во время

исследования.


0

БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)





14


Исследовательская работа. Особенности развития личности в подростковом возрасте


Ежегодная областная научно-практическая конференция
«Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского
Психология
Особенности развития личности в подростковом возрасте.
Автор: Пашкова Анастасия Андреевна
МОУ Гимназия г.Малоярославца, 8 класс
Научный руководитель:
Акимова Ирина Анатольевна
учитель истории и обществознания
МОУ Гимназии г.Малоярославца
г.Малоярославец, 2015
Оглавление.
Введениес.3
1 Глава: Особенности развития личности в каждом возрастном периоде
с рождения и до 18 летс.5
2 Глава: Проблемы подросткового возраста и пути их решенияс.6
3 Глава. Исследование особенностей развития личности в подростковом возрасте
на примере 8«г» классас.11
Заключениес.20
Список используемой литературы.с.21
Приложение №1с.22
Введение.
Подростковый возраст – один из переломных и наиболее сложных периодов развития личности. Данный возрастной этап оказывает существенное влияние на становление человека в обществе. Развитие личности в подростковый период остается одной из наиболее актуальных тем в психологии и обществознании.
Данная тема привлекла мое внимание, потому что я сама являюсь подростком, меня окружают сверстники, каждый со своими особенностями. Мне хотелось бы, узнать какие проблемы могут возникнуть при развитии личности в подростковом возрасте и каковы пути их решения.
Цель: Раскрыть особенности развития личности в подростковом возрасте.
Задачи: 1)Определить особенности каждого возрастного периода от рождения до 18 лет
2)Выявить проблемы развития личности, которые могут возникнуть в подростковом возрасте, и пути их решения;
3)Провести опрос 8 «Г» на тему «Развития личности в подростковом возрасте»;
4) Сформулировать результаты опроса;
5) Провести тест школьной тревожности Филлипса;
6) Сформулировать результаты опроса и подвести итоги.
Объект исследования: Личность человека.
Предмет исследования: Особенности развития личности в подростковый период.
Особенностям развития личности в целом и в подростковом периоде посвящено немало трудов. Широко известен учебник по возрастной психологии Л.Ф. Обуховой, который объединил в себе научные достижения как зарубежной (3.Фрейд, А.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон и др.), так и российской (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), психологии. В учебнике представлен анализ ведущих мировых и отечественных теорий психического развития, а также дано описание проблем, решаемых исследователями в области возрастной психологии.
В работе В.С. Мухиной «Возрастная психология» рассмотрено многообразие составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества — истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.
Более узкую тему затронула В.Г.Казанская в своей книге «Подросток. Трудности взросления». Автор книги, опираясь на исследования, личный практический опыт работы и консультирования, рассматривает изменения, происходящие в самосознании подростка, поиск им своего места в обществе.
Проблему тревожности в подростковом периоде рассматривает А.М. Прихожан в своей статье «Причины, профилактика и преодоление тревожности

Особенности развития самосознания в подростковом возрасте

Слайд 1
Особенности развития самосознания в подростковом возрасте

Слайд 2
Объект исследования: процесс развития личности в подростковом возрасте. Предмет исследования: особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Цель исследования: изучить особенности развития образа «Я» в подростковом возрасте.

Слайд 3
Гипотеза исследования: оптимальное формирование образа «Я» у подростков обеспечивается при наличии следующих условий:-развитие самоуважения;-развитие уверенности в себе.

Слайд 4
Задачи исследования: 1.Изучить проблему развития самосознания подростков в отечественной и зарубежной психологической науке. 2.Выявить особенности развития самосознания и самооценки в подростковом возрасте. 3.Развивать представление о себе у подростков. 4.Осуществить анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие самосознания у подростков.

Слайд 5
Методологической основой исследования выступили: Концепция развития личности (И.С.Кон), теории развития личности (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн),концепция развития самосознания (В.С.Мухина).

Слайд 6

Слайд 7
Диаграмма № 2Характеристика уровня развития самоуважения в КГ № 1 (констатирующий этап )

Слайд 8
Диаграмма № 3Характеристика уровня развития самооценки в ЭГ № 1 (констатирующий этап )

Слайд 9
Диаграмма № 4Характеристика уровня развития самооценки в КГ № 1 (констатирующий этап )

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14
Упражнение «Ловля моли»

Слайд 15
Упражнение «Уговор»

Слайд 16

Слайд 17
Диаграмма 10Характеристика уровня развития самоуважения в КГ № 1 (контрольный этап )

Слайд 18
Диаграмма 11Характеристика уровня развития самооценки в ЭГ № 1 (контрольный этап )

Слайд 19
Диаграмма № 12Характеристика уровня развития самооценки в КГ № 1 (контрольный этап )

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Курсовая работа «особенности Я-концепции в подростковом возрасте»

Министерство образования Республики Башкортостан государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж

(ГБПОУ БМПК)

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Психология»

Тема «Особенности представления о «Я-концепции» в подростковом возрасте»

Выполнена студенткой

2 курса , группы А,

Ивановой Полины

Руководитель:

преподаватель психологии

Шарифуллина М.Ф.

г. Благовещенск – 2017 г.

Содержание

Введение

Известно, что в подростковом возрасте самооценка является не стабильной и любое событие может изменить ее в течение нескольких секунд.

Связь самооценки человека с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими, с успехами в учебе – занимает не мало важную роль.

Наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст нестабильный, переходный период в жизни человека.

В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на происходящие события, на людей рядом. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети вступают на последнюю ступень личностного формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающий мир.

Вышеуказанные факты указывают на актуальность темы, выбранной мнoй для исследования в курсовой работе.

Делая обзор литературы по теме исследования, необходимо остановиться на следующих авторах и их работах:

Кандидат психологических наук И.А. Горьковая в своей работе «Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников» обращает внимание на резкий рост нарушений преступлений в среде подростков. Автор приходит к выводу о целесообразности исследования степени сформированности сознания у старшеклассников. В исследовании приняли участие благополучные дети (126 школьников и 45 школьниц в возрасте 15-17 лет). В ходе исследования был использован «Патохарактерологический диагностический опросник». В результате был получен следующий результат: у 44% мальчиков и 31% девочек выявлена выраженная психологическая склонность к отклонению от нормы поведения.

В работе сделан вывод о необходимости переноса центра тяжести в отношении с подростками с мер oтдeльных сoциaльных слyжб нa мeры бoлee oбщeгo характера.

Работа Тумановой Е.В. («Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)») посвящена взаимосвязи образа отца и образа Я у подростков, ее динамике на протяжении подросткового возраста, а также гендерным аспектам формирования образа отца и представлений о себе у подростков.

В исследовании приняли участие дети 11, 13 и 15 лет. Исследование проводилось при помощи методик «20 утверждений» М.Куна («Какой я»), Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС).

В результате исследования автор приходит к выводу, что отношения с отцом наиболее эмоционально близкие, теплые у девочек среднего возраста. В этом возрасте велика критичность девочек по отношении к отцу, понижается степень отожествления.

У мальчиков, чем более эмоционально близкие отношения с отцом, тем более выражено сопоставление себя с отцом, т.е. желание быть похожим на него.

Исследователь Егорычева И.Д. («Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)”) рассматривает вопрос о актуальности некоторых подростковых проблем. По мнению автора, одной из главных в психолого-педагогической науке является задача разработки и организации технологий полезного взаимодействия. В работе проанализированы особенности взаимодействия, а также предлагаются сравнительная характеристика возрастных потребностей и их реализации в жизни подростка.

Объектом моего исследования является личность в подростковом возрасте. А именно подростки 12-17 лет.

Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте. То есть отношение к себе.

Исходя из вышесказанного вытекает цель моей работы: выявление соотношения элементов самосознания, на их основе представление целостной характеристики самооценки подростка.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) Изучить теоретические данные по данной теме

2) Дать анализ особенностей самосознания подростка

3) Дать оценку значимому внутреннему образу через ведущие ценности подростка

I. Особенности представления о «Я-концепции» в подростковом возрасте

1.1. История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков [7]

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.

В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я — концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.).

Самосознание выполняет следующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминирует отношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт, узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; является основанием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц.

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

— Самосознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее.

— Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.

— Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок).

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин «личность» охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия. Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей.

Не смотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

1.2 Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков

Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность понимания собственной личности и личности другого человека.

На адекватность образа «Я» прежде всего влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной взаимосвязи. То есть, наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которых присутствует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошо понимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высоком негативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес к познанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однако он оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях (уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышает адекватность самопонимания, а при его отсутствии — адекватность образа «Я» ниже. [8]

Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее прослеживается изменение структуры образа Я в целом. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства Я — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. [8]

Интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе.

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.

Подростковый возраст — это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение самого себя.

Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:

1. Реальное Я человека;

2. Собственное Я в представлении самого человека;

3. Его Я в представлении других людей;

4. Представления человека о том, что о нем думают другие;

5. Представления о том, каким ему хотелось бы стать;

6. Представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символами, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.

Таким образом, можно сказать о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания других возрастных периодов.

1.3 Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон обозначил как «открытие Я», рассматривая его как результат социализации.

Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социокультурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентиров на авторитет. [6]

Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, формируют форму и содержание самосознания.

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. [2]

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Изучением вопроса влияния на развитие личности существующего значимого взрослого (так называемого «Героя-взрослого») занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенное автором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой. Герой является персонифицированным идеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения). Внутренним Героем может стать значимый взрослый. В результате исследования было доказано, что на ценностные ориентиры подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей. [5]

Всех испытуемых Квартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы «Есть Герой-Взрослый» отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы «Нет Героя» отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция.

Таким образом, значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой — определяются личностными особенностями каждого подростка.

Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова и ранних сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентации.

Исследование особенностей образа «Я» в подростковом возрасте

2.1 Целостная характеристика образа «Я» подростка. Анализ развития самосознания.

Подросткам от 12 до 17 лет было предложено ответить на 110 вопросов, инструкция которых подразумевала два варианта ответа — «согласен — не согласен». (см. Приложение 1)

Перед тестированием проведен инструктаж по правилам ответов на данные вопросы. Главное правило — нет правильных и не правильных ответов.

Подростки отвечали с большим интересом, и где им было непонятно, просили разъяснить, что говорит о серьезном подходе к диагностике. Сложно и долго отвечать на 110 вопросов, но диагностируемые жаждали узнать какова их самооценка и поэтому с нетерпением ждут результатов. А их ответы на диагностику вы можете посмотреть в приложении. (см. Приложение 5)

Имеются фотоматериалы проведения диагностики (см. Приложение 3), и так как диагностируемые еще несовершеннолетние, есть разрешения от родителей на использование их фотографий и данных диагностики в курсовой работе. (см. Приложение 4).

Целью данной методики является — через анализ ответов установить качество самоотношения и самооценки подростка.

Значение показателей варьируется в зависимости от шкалы. То есть, в одной шкале высокий показатель может соответствовать норме, в другой- не соответствовать.

Самоотношение рассматривается как представление личности о смысле собственного «Я». Самоотношение в значительной мере выявляется через переживание собственной ценности : от самоуважения до самоуничижения.

Значения подсчитывались по 9-ти шкалам с помощью специального ключа трафарета.

2.2 Обработка и анализ проведенного исследования

Количественный анализ.

Испытуемых было 5 человек. В среднем, у всех средние показатели. У 40% подростков (2 человека) показатели выше остальных.

Качественный анализ.

Шкала Закрытость. Низкий показатель принадлежит 12 летнему подростку и указывает на внутреннюю честность, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя.

Высокий показатель соответствует подростку в 14 летнем возрасте и он отражает выраженное защищенное поведение личности, желание жить по общепринятым нормам поведения. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой. (см. Приложение 2 Рисунок 1)

Шкала Самоуверенность. Самый низкий показатель у 14 летнего подростка, но он в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе. При неожиданном появлении трудностей, уверенность в себе угасает.

Высокий показатель у 12 летнего подростка характеризует выраженную самоуверенность, ощущение силы внутреннего «Я», высокую смелость в общении. (см. Рисунок 2)

Шкала Саморуководство. Низкий показатель- 14 летний подросток. Раскрывает особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают

Высокий показатель- подросток 15 лет. Характерно- почитание себя, как основным источником развития своей личности. Человек переживает свое «Я» как внутренний стержень, он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям. (см. Рисунок 3)

Шкала Отраженное самоотношение. Низкий показатель у 15,16 и 17 лет. Подростки в данном возрасте относятся к себе как к неспособному вызват уважение у окружающих. Одобрение и поддержка не ожидаются.

Высокий показатель у 12 лет. Человек воспринимает себя принятым людьми. Он чувствует, что его любят и ценят. (см. Рисунок 4)

Шкала Самоценность. Низкий показатель соответствует 14 летнему возрасту, что говорит о глубоком сомнении человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я».

Высокий показатель соответствует 12 и 17 летнему возрасту. Эти люди высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира. Уверенность в себе им помогает противостоять средовым воздействиям. (см. Рисунок 5)

Шкала Самопринятие. Низкий показатель имеет 14 летний подросток, что указывает на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя слишком критично.

Высокий показатель имеет 17 летний подросток, что говорит о устоявшемся самомнении, общий фон восприятия себя положительный. (см. Рисунок 6)

Шкала Самопривязанность выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию. Высокий показатель у 12 летнего подростка – стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, видение и оценку себя.

Низкий показатель у 14 летнего подросток. Это свидетельствует о готовности к изменению «Я-концепции», открытость к новому опыту познания себя. (см. Рисунок 7)

Шкала Внутренняя конфликтность определяет наличие внутренних сомнений, несогласия с собой, предрасположенность к самокопанию.

Высокие значения у 16,17 летних подростков. Они соответствуют людям, у которых преобладает негативный фон отношения к себе.

Низкое значение у 15 летнего подростка- в целом положительно относится к себе, при этом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. (см. Рисунок 8)

Шкала Самообвинение характеризует выраженность отрицательных эмоций в сторону своего «Я». (см. Рисунок 9) Высокий показатель имеется у 14 летнего подростка, что говорит о том, что он видит в себе прежде всего недостатки, проблемные ситуации актуализируют сложившиеся психологические защиты.

Низкий показатель у 17 летнего подростка. Отрицание собственной вины в конфликтных ситуациях, ощущение удовлетворенности собой сочетания с поруганием других, поисками в них источников всех бед и неприятностей.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что самооценка в подростковый период очень не устойчива. Яркой вспышкой начинается подростковый возраст на 12 году жизни — самооценка ребенка «взлетает» и становится очень высокой, и подвергается «сильным атакам» переходного возраста ребенок 14 лет. Именно 14 год жизни является переломным в жизни каждого человека и очень важно не упустить это время и помочь подростку преодолеть трудности и быть с ним рядом и именно тогда самооценка ребенка падает ниже нормы.

Заключение

Отрочество — это период жизненного цикла между наступлением пубертата и началом взрослости. Но достижение взрослого статуса в нашей культуре не институализировано, и переход ко взрослому состоянию выступает как сочетание феномена психологического созревания и определенных социальных событий (уход из родительской семьи, участие в рынке труда, создание собственного жилища). Хотя отрочество как этап, отличный от детства и взрослости, является универсальной реальностью для всех культур и для всех исторических эпох, в западной культуре этот период наиболее продолжителен. Он охватывает все десятилетие от 11 до 18-летнего возраста и составляет специфический опыт, являющийся важной составляющей жизненного опыта человека.

Различные зоны адаптации, развивающиеся в отрочестве, включают определенные заботы и тревоги, не вызывая, однако, кризисного состояния. Переживание кризиса для подросткового возраста характерно не более, чем для любого другого возраста.

Распространенное мнение об отрочестве как о периоде кризиса развития основано на двух противоположных значениях, которые получило понятие кризиса в ходе истории: «благоприятное» значение — возвращение душевного здоровья, «неблагоприятное» значение — носитель страданий и скорби.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для формирования личного мнения. Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период. Поэтому очень важно взрослым рядом не планировать конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливаться на нём, а что еще чаще встречается сравнивать подростка с другими. Дети 12-14 лет очень остро воспринимают данное отношение к себе.

«Подростки дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанные, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят её причинять, — они уже люди.»

Жан Лабрюйер

Данное высказывание говорит о том, что дети в подростковом возрасте становятся личностями и важно не забывать об этом.

А подробнее ознакомиться с рекомендациями по подростковому возрасту, вы можете, заглянув в Приложение 6

Список используемой литературы:

  1. Дубровина И.В. Психология : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

  2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

  3. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 141-157)

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000

  5. http://www.childpsy.ru/lib/authors/id/11634.php

  6. http://www.semya-rastet.ru/razd/psikhologija_podrostka/

  7. http://studbooks.net/901143/psihologiya/teoreticheskoe_izuchenie_stanovleniya_razvitiya_obraza_podrostkovom_vozraste

  8. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/10/10/formirovanie-obraza-ya-u-podrostkov

Развитие самосознания в подростковом возрасте — Студопедия.Нет

Одно из достижений этой ступени — новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
·стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я — лично отвечаю за это!»

Личностные изменения в подростковом возрасте

Важнейшая психологическая особенность под­ростков — чувство взрослости. Свою бурно развивающуюся по­требность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу са­мостоятельности. Однако на этом этапе развития ре­бенок не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возра­ста — между возросшим ощущением самостоятель­ности и психологическими возможностями подро­стка, разрешение которого и ведет к дальнейшему психическому развитию.

У подростка существует несколько путей фор­мирования самоуважения и самосознания. Один из них — развитие своей личности по образу и подо­бию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка является самостоятель­ным. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, — это показать себе и ок­ружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Подросток ждет от взрослых понимания и до­верия. Если же взрослые не считаются с тем, что он уже не маленький ребенок, то с его стороны воз­никают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут явиться след­ствием игнорирования взрослыми истинных моти­вов поведения подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответству­ющих действительности. В этом случае у подрост­ка возникает внутреннее сопротивление воспита­тельным воздействиям: он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолют­но правильные, не имеют для него подлинного смыс­ла, а имеют, возможно, даже другой, противополож­ный смысл.

Ошибочное представление о том, что подросток не способен к проявлению собственной инициати­вы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Подростки вся­чески протестуют, когда их методично контролиру­ют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с их интересами и желаниями.

Возможность осознать и оценить свои личные ка­чества, удовлетворить свое стремление к самоусо­вершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками.

Именно в компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы. Общаясь со своими ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Внешние проявления коммуникативного пове­дения бывают весьма противоречивы. С одной сто­роны, стремление во что бы то ни стало быть таки­ми же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться. С одной стороны, стремление заслу­жить уважение и авторитет у сверстников, с дру­гой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга -может сочетаться с лихорадочной сменой прия­телей.

Подросток, с одной стороны, стремится к «нор­ме», чтобы все у него было «как у всех», а с другой стороны, может этих норм избегать.

Подростковый возраст как важный этап становления личности — не единовременный акт, а сложный процесс лично­стного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Выде­ляют три уровня процесса развития подростка (по Д. И. Фельдштейну):

• «локально-капризный» (10-12 лет) — стрем­ление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. В этом процессе преобладает эмоционально окрашенное желание получить признание самого факта их взросления;

•«право-значимый» (12-13 лет) — разверты­вание потребности в общественном признании. Происходит освоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу», «Я должен»;

• «утверждающе-действенный» (14-15 лет) — готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, осознание приобщенности к обществу в реаль­но взрослой позиции.

Даже наиболее общие, типичные черты физичес­кого и психологического облика подростка необхо­димо рассматривать с позиции индивидуальных раз­личий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Например, разго­воры о подростке без учета пола абсолютно беспред­метны.

Влияние темпа созревания на поведение, специ­фика становления «образа Я», формирование цен­ностных ориентации, коммуникативные особенно­сти у мальчиков и девочек совершенно различны.

Переходный возраст всегда считался критичес­ким. Но насколько резкими и всеобъемлющими ока­зываются перемены в самой личности? Различные психологические качества изменяются по-разному. Некоторые из них считаются относительно посто­янными на протяжении всей жизни. Различна и сте­пень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от дет­ства к юности, а другие — нет. У одних пубертат­ный период протекает бурно и болезненно, у дру­гих — спокойно и плавно.

Самосознание и самооценка подростка | Социальная сеть работников образования

 Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в оценке своих возможностей и целесообразности действий и поступков.                                                                                                                      

 В основе самосознания лежит способность подростка к формированию определенного представления о себе самом. Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.                                                                                                                                         

Быть понятым — самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками «не по росту»: то слишком детскими, то слишком взрослыми. Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: интерес к внешнему миру и пристальное вглядывание в себя — в мир своих мыслей, чувств, переживаний: «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу». В процессе самосознания подросток выступает в двух лицах: он — и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Что такое самооценка?                                                                                           Самооценка — это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания ребенком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности, способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. 

 Например, АДЕКВАТНЫЙ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается также связь самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой лучше учатся, у них нет резких скачков успеваемости. Такие дети имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности. Подросток с завышенной самооценкой относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями. Подростки с тенденцией к СИЛЬНОМУ ЗАВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Некоторые из них проявляют обидчивость, подозрительность, агрессивность. Агрессивные подростки характеризуются КРАЙНЕЙ САМООЦЕНКОЙ (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, неумением находить выход из трудных ситуаций.                                                      

Подростки с НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ подвержены депрессивным тенденциям. Что характерно для ЛЮДЕЙ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ?
Они неуверенные, безынициативные, не доверяют окружающим, становятся вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что их окружает.
Таким детям трудно четко мыслить и принимать самостоятельные решения.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов — в первую очередь — общения с окружающими, а так же с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка.  Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Меняется положение подростка в коллективе. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают. Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить. Все эти изменения и есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.

Подростковый возраст и «по науке», и «по жизни» считается «трудным», «критическим», «возрастом противоречий». В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.

 В подростковую пору на первый план выходит общение. Учению приходится «потесниться». Если же учебная деятельность — по тем или иным причинам не сформировалась, если подросток не научился учиться: у него не сложилась познавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научился выделять учебные задачи, объективно оценивать себя, — происходит как бы столкновение, «наложение» разнонаправленных требований и тенденций, отсюда отставание в успеваемости. Отставание может привести к стремлению самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя коллективу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.                                                                                                                        

Взаимоотношения подростка с окружающими — сверстниками и взрослыми — расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный «внутренний отход» от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, — максимальная и в то же время очень тактичная помощь в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.                                                                                                             

Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, «делать всё, как все»; с другой стремление к самовыражению, желание «иметь своё лицо», быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.

Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить. Взрослым следует помнить, что если у подростка не складывается общение с одноклассниками, неблагополучно в семье, он начинает искать новые сферы общения, новых друзей и в связи с этим очень часто попадает в самые неблагоприятные обстоятельства. Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя — весьма и весьма сложная задача для подростка. Мы-то можем полагаться на знания и опыт. А опыт подростка еще так мал! Именно потому так часты «издержки» самооценки. У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих. Но образ «я» в этом возрасте еще не устоялся. По мере взросления все черты – положительные и отрицательные становятся более устойчивыми. И изменить это «я» в нужном направлении в подростковом возрасте легче, чем во взрослой жизни.

Вот тут и нужна подростку помощь взрослого. Именно взрослый может показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится «обнародовать» это.

 Необходимо чаще беседовать с детьми, разбирать различные жизненные ситуации, помогать детям оценивать свои поступки со стороны. Нужно помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие ему необходимы. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в практике общения проверяет ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.

 

Исследовательская работа ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

 

ГЛАВА I. Подросток и психологические закономерности его развития……….5

 1.1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста……………..5

1.2.Кризис подросткового возраста  и его основные проблемы…………………6

 

ГЛАВА II.  Опытно — экспериментальная работа…………………………………8

 2.1. Цели, участники анкетирования и блиц – опросаи их результаты………8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….10

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………11

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Подростковый период — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст — время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж. — Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».

Современного подростка описывают Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович и др. Их исследования лежат в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Проблема интересов в переходном возрасте является ключом ко всей проблеме психологического развития подростка. Так, например, повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность ребенка Л.И. Божович связывает с неудовлетворенностью потребности в общении, в реализации личностно значимых притязаний.

Из зарубежных авторов проблемой подросткового возраста фундаментально занимается X. Ремшмидт. Называя его имя, мы сообщаем о том, что в зарубежной психологии не существует резкой грани между подростковым и юношеским возрастом. Соединяя эти две ступени развития, психологи вводят понятие взросления. Период взросления, по наблюдениям психологов, — длительный период, он захватывает возраст от 12-14 до 25 лет. В течение этого периода происходят, как пишет X. Ремшмидт, радикальные соматические изменения, многочисленные психические сдвиги, ожесточенные столкновения с обществом и его институтами (родительским домом, школой, профессиональным сообществом и т.д.). Причем протекает все это при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни».

Из-за этого в развитии подростка выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой — множество положительных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основной результат развития: закладываются и формируются базовые направления моральных и социальных установок взрослой личности.

Таким образом, целью настоящей работы является анализ психологического развития подростков в современных условиях.

 Я поставила перед собой следующие задачи:

1) Дать общую характеристику подросткового возраста.

2)Охарактеризовать кризис подросткового возраста и его основные проблемы.

3) Раскрыть вопрос о межличностных отношений в период подросткового возраста.

4) Провести анкетирование учащихся и блиц-опрос родителей и учителей, предлагая ответить на вопрос: «Легко ли быть подростком? Почему?»

Объектом исследования выступают подростки, а предметом — проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

 Гипотеза:  попробую доказать, что нелегко и очень сложно быть подростком.

Практическая значимость настоящей работы определяется возможностью использования материалов настоящего исследования на родительских собраниях, классных часах.

Методами исследования явилисьнаблюдение, поисковый, исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование, блиц-опрос, анализ, обобщение.

 

 

 

 

Глава I. Подросток и психологические закономерности его развития

1.1.        Общая характеристика  особенностей подросткового возраста

         Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. «Подростковый возраст – «teenage period, adolescence) – возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности».

          Как отмечает Д.И.Фельдштейн, «подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета.  Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях  и сердцебиении». Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения.

 Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасти определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта.

Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности».  Таким образом,  ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.

Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями  между уровнем притязаний подростка и  его объективным положением в коллективе. На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и  жизненный кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовать ее.

Важным новообразованием подросткового возраста является формирование  чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля».

Важным аспектом подросткового возраста является развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить устойчивые и продолжительные дружеские отношения.

 

1.2.        Кризис подросткового возраста  и его основные проблемы

 

Подростковый кризис — пик переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью.

Л.И. Божович полагала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами. Это порождает у них стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.

С формированием чувства взрослости как образования сознания связывают критические проявления в этот период жизни Т.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого.

Существуют два основных пути протекания подросткового кризиса:

Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу оставаться им».

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят следующее.

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности. Субъективные переживания — угнетенное состояние, тоска, подавленность — могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни — дневниках, с близкими друзьями и т.д.

 

 Также бывает  подростковая депрессия, которая делится на два вида:

1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку — части самого себя. Непродолжительна, легко лечится;

2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.

          Американский психолог Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования»  выделяет задачи развития юности, которые посчитал обязательными (см. Приложение 1).

 

 

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа

2.1.  Цели, участники анкетирования и блиц — опроса

Я  провела в МБОУ СОШ с.  Гафурово анкетирование среди учащихся 7-10 классов с целью  разобраться и ответить на вопрос, так или иначе, волнующий нас в жизни: легко ли быть подростком?  В результате было проведено анкетирование с 27-ми учащимися 7-х-10-х классов, и блиц-опрос с 11-ю учителями и 15-ю родителями.  Результаты анкетирования и  опроса таковы:

 На вопрос легко ли быть подростком отвечают:

 — учащиеся 7-8 кл.    «да» — 31,70%, «нет» — 57,80%;

— учащиеся 9-10 кл «да» — 25,20%, «нет» — 53,80%;

— учителя «да» — 24%, «нет» — 76%;

— родители  «да» — 68,20%, «нет» — 31,80% (см. Приложение 2).

В следующей диаграмме  видно, что  девочки в больше процентных соотношениях  отвечают «нет»  на вопрос легко ли быть подростком в отличие от мальчиков (см. Приложение 3). Учителя в больше процентных соотношениях  отвечают «нет»  на вопрос легко ли быть подростком в отличие от родителей.(см. Приложение 4).  Свои ответы они обоснуют тем:

Считают легко быть подростком так как:

  Девочки 7-8 кл.  —  нет проблем, есть время погулять, обеспечивают родители, мало ответственности. Мальчики:  нет проблем, забот, чувствуешь себя взрослее.

Девочки 9-10 кл. —  серьёзные проблемы помогают решать родители, не нужно беспокоиться за бытовые проблемы. Мальчики: меньше ответственности перед законом, становишься самостоятельным.

Учителя  —  потому что нам было легко, самая хорошая школьная пора.

Родители  — нет взрослых проблем, подросток хорошо обеспечен,  только одна цель – учеба.

Считают  нелегко быть подростком так как:

Девочки 7-8 кл.  большая ответственность, ссоры с друзьями, родителями, чем старше, тем труднее, возлагается больше обязанностей, меняется характер, недовольство внешностью, трудно найти друга, часто бывают депрессии.  Мальчики  становишься более ответственным, не понимают родители, частое непонимание со стороны взрослых.

Девушки 9-10 кл. возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно, подросток стоит перед выбором, что можно, что нельзя, приходится принимать важные решения. Юноши: частое непонимание и ссоры с родителями, много запретов и ограничений, многое стало раздражать.

Учителя  считают  нелегко быть подростком так как: не совпадает «хочу» со взрослым «надо», сталкивается со взрослыми проблемами, происходят физиологические изменения, необходимо решить вопрос куда поступить учиться после окончания школы.

Родители — ожидания подростка ещё не оправдываются, возникают конфликты,  возникают новые проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

В 11-15 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Моя исследовательская работа показала, что подростком быть нелегко. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-8 классов, 53% учащихся 9-10 классов,  31,8% родителей.

  Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние.  Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.  И я думаю, что я доказала, что нелегко быть подростком.   

 Список использованной литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1999

2.Алферов А.Д. Психология развития школьника. — Ростов-на-Дону, 2000

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968

4.Божович Л.И. Этапы формировании личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4

5.Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980

6. Кравченко А.И. Певцова Е.А.  Обществознание. Учебник для 7 класса.- М., 2012

7.Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 2004

8. Мещеряков  Б. Г.Современный психологический словарь.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. — М.: МПСИ: Флинта, 1999.

10. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред.Г.В.Бурменской. — М.: МПСИ, 2004.

11.Эльконин Д.Б. Драгунов Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М., 1967

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *