Проект по труду: Творческие проекты по труду | Творческие проекты и работы учащихся – Творческие проекты по технологии | Творческие проекты и работы учащихся

31Дек - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта

Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта – от замысла до реализации.

Задачи:

  • сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей;
  • содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса;
  • прививать навыки по планированию своей работы.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.

Оборудование  к уроку: цветные карандаши , альбом для рисования,  тетрадь для работ, Интернет, компьютер, образец творческого проекта (Приложение 1), Презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Изучение иатериала

– Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем разобраться – что же такое творческий проект и как его лучше выполнять.  Я вам расскажу и покажу, как  оформить творческую  работу на примере проекта, выполненного нашей ученицей  и как оформить презентацию творческого проекта для  его защиты.

Что же такое творческий проект?
Творческий проект по технологии  – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. Это твоя творческая итоговая работа. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые ты получил за год, и при изготовлении изделия нужно стараться использовать больше технологических операций, изученных в учебном году.

Работу над творческим проектом  можно разделить на три этапы

а) подготовительный этап
б) технологический этап;
в) заключительный этап.

Титульный лист.

В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист – титульный. Это  лицо вашего проекта.  Здесь указываете  полное название своего образовательного учреждения, название своего творческого проекта , вашу фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта. (

Приложение 1. Стр. 1 )

План выполнения проекта

I. Подготовительный этап

1.   Актуальность проблемы
2.   Цель проекта
3.   Обоснование выбора темы проекта
4.   Задачи
5.   Требования к изделию
6.   Разработка идеи
7.   Поиск лучшей идеи
8.   Исследование
9.   Мой выбор

II. Технологический этап

10. Используемые материалы
11. Инструменты и оборудование для изготовления грелки на чайник
12. Организация рабочего места, правила безопасной работы
13. Технология изготовления грелки на чайник.
14. Снятие мерок

15. Построение чертежа
16. Технологическая карта
17. Экономический расчет
18. Экологичность.
19. Оценка выполненной работы

III. Заключительный этап

20. Выводы
21. Реклама
22. Список литературы

Подготовительный этап

Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый взгляд может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но присмотритесь  повнимательнее. Мы привыкли, например, для своих квартир выбирать нейтральные, спокойные обои с однообразным рисунком. Мы боимся использовать в интерьере чересчур яркие оттенки или очень темные стены, думая,  что это отрицательно скажется на нашем последующем образе жизни. Давайте с  вами попробуем на своей кухне что-то изменить.  Хорошая хозяйка знает, что аксессуары нужно подбирать внимательно и с умом. Например, интерьер кухни должен быть рациональным и эстетичным, поэтому так важны стильные аксессуары, которые добавят любой кухне изящества и очарования. Скатерти, салфетки, прихватки, полотенца, подставки под посуду, конфетчицы… Все эти поделки сможет сделать любая хозяйка.  Сделайте свою кухню еще уютнее – украсьте ее изделиями ручной работы!  Для выбора темы можно воспользоваться

также Банком проектов, а может вас вдохновит посещение сайта для любителей мастерить:  http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm

Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему: «Обоснование выбора и цели деятельности» или «Потребность в изготовлении изделия».

Пример. Женщине всегда хотелось украсить интерьер каким-то изделием, которое было бы выполнено своими руками. Здесь значительную часть своего времени  проводит  женщина, и это, наверное, единственное самое излюбленное место, где может вместе собраться вся семья. И как прекрасно собраться всем вместе на кухне за чашечкой чая.
 В прохладное время года – это самое теплое, уютное местечко в  доме. Здесь всем хочется поделиться проблемами, радостями, успехами уходящего дня и получить новый заряд энергии на завтрашний день.  И как теплее и уютнее будет на нашей кухне, где нас встречают вещи, сделанные нашими руками.
Идея украсить кухню каким-то интересным изделием пришла мне в голову после просмотра передачи по телевизору о традициях чаепития на Руси. В ней рассказывалось о грелках на чайник.  Идея изготовления такой грелки показалась очень заманчивой.


Сколько культур, столько, наверное, и традиций пить чай. В русской традиции чай должен быть хорошо настоян, для этого используют рукодельную грелку на чайник. Можно сшить очень  симпатичную грелку на чайник.

Постановка цели и задачи

Необходимо выявить основные  цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.

Пример. 

Цель проекта: изготовить  грелку-сувенир  на чайник для семейного чаепития
Задачи:
1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения грелки на чайник.
2. Составить банк идей, исследовать  и выбрать лучший вариант.


3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.

Требования к изделию

Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:

Пример. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты.

Разработка идеи

На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии. (

Приложение 1 стр. 4, схема 1)

Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия

Поиск лучшей идеи

Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным  критериям.

Пример.

1. Грелка в лоскутной технике. Изготавливается из разных по цвету лоскутов ткани хлопчатобумажных и льняных. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной. Можно сочетать набивные и однотонные ткани. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане, но они мне не очень понравились.  (Приложение 2, рис.1, рис. 2)
2. Грелка, связанная крючком или спицами.
Изготавливается из разной по цвету  пряжи. Но, к сожалению, я не увлекаюсь вязанием и в моем доме нет большого разнообразия ниток для вязания.

(Приложение 2, рис.3, рис. 4)
3. Грелка, выполненная в технике аппликации.
 Сделать её можно из разноцветных кусочков любой ткани, сукна, фетра, фланели. Красиво. В этой технике  делается отделка деталей зигзагом, а на нашей домашней швейной  машине такого приспособления нет. (Приложение 2, рис. 5, рис. 6)
4. Грелка с элементами вышивки.
Изделие можно выполнить  в стиле гжельской росписи по фарфору. Очень красиво. Для отделки нужна вышивка, а эту технику вышивания крестом и гладью  я изучала на уроках технологии. (Приложение 2, рис.7)

Исследование

В этом разделе вы должны проанализировать или  провести исследование правильности выбора своего изделия,  Исследование  можно оформить в виде таблицы (Приложение 1. Стр. 5).

Пример. И все-таки я засомневалась в выборе грелки  и решила расспросить всех членов моей семьи.   Проведём исследование в кругу моей семьи.

Подсчитав все плюсы и минусы выбираем вариант изделия  и начинаем его детальную проработку.

Технологический этап

В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия. 
1.    Необходимо продумать форму изделия;
2.   Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3.   Подобрать материалы для изготовления деталей изделия. (Приложение 3

)
4.   Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов. (Приложение       1 стр.6)
5.   Определить рабочие размеры изделия и его деталей. (Приложение 1 стр.7)
6.   Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия. (Приложение 4.)
7.   Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8.   Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.

Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.

Расчет себестоимости изделия

В этом разделе вы должны представить расчет затрат на  ваше изделие. Рекомендую вам  выбирать наиболее рациональный  и экономичный расход материалов. (

Приложение 1 стр 9)

Экологичность

Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация  вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и  не принесло вред здоровью.

Заключительный этап

Выводы

В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.

Пример.  Грелка на чайник Курочка «Гжель» удовлетворяет требованиям, которые были предъявлены изделию вначале работы:

  • грелкой можно пользоваться, так как она изготовлена по размерам и чертежам
  • хорошее качество исполнения
  • грелка оригинальна, таких нет в продаже, она будет удивлять гостей, создавать хорошее  настроение
  • красивый внешний вид позволит использовать грелку еще и как украшение интерьера кухни
  • себестоимость изделия получилась низкая, так как были использованы обрезки тканей,  вторсырьё.
  • моей семье грелка очень понравилась.

Реклама

В этом разделе вы должна дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно?  Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так,  чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.

Пример. Как сделать чайную церемонию неповторимой? Заварить вкусный чай. Приготовить вкусный пирог, поставить на стол самый красивый чайный сервиз, постелить скатерть и разложить салфетки? Безусловно, так, но есть одна интересная деталь,  которую  стоит взять на заметку тем любителям чая, которые с ней еще не знакомы. Это – специальная грелка, которую одевают на заварочный чайник, чтобы, поддержать в нем нужную температуру и заварить по-настоящему вкусный чай. Само  чаепитие должно быть неспешным, а значит и чай должен как можно дольше оставаться горячим. И в этом случае грелка – вещь совершенно необходимая.
Изготовление вещей домашнего обихода своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность. Очень приятно пить чай, когда на столе находится такая вещь. Прекрасное украшение интерьера современного жилища.
Такую вещь на рынке не купишь!

Используемая литература:

Представьте литературу, которую вы использовали

Пример.

1.“Учимся играть” журнал № 3. Москва. Изд-во Просвещение. 2004г.
2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл. Москва. Просвещение. 2000г.
3. Симоненко В.Т. 5, 6, 7 кл. Вентана граф. 2002г.
4. Школа и производство 2003г. № 1. Изд-во Просвещение.
5. Для тех, кто шьет. Е.Н.Юдина и др. Лениздат. 1985г.

6. Семенов В.М. Все о чае и чаепитии: Новейшая чайная энциклопедия
7. Календарь-2008   Русское чаепитие.
8. Интернет:  http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm

II. Практическая работа

Учитель предлагает учащимся выбрать тему творческого проекта.
Окончательный выбор темы остается за учителем с учетом знаний и умений учащихся.
Учащиеся выполняют  выбранный творческий  проекта (можно предложить выполнение мини-группами.
Консультация учителя по выполнению проекта.

III. Итог урока

Предварительная оценка выполнения практической работы.

В  заключение  урока:

Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева.
Если хочешь быть крас

Творческие проекты по технологии для девочек

При создании творческого проекта по технологии для девочек 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы нет четкой границы между направлениями творчества детей. Лишь для простоты определения и выбора готовой творческой работы по технологии в качестве образца, на данной странице мы условно выделяем творческие проекты по технологии для девочек.

В данном разделе представлены творческие проекты и работы по технологии девочек 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса по бисероплетению, шитью вручную и на швейной машине, вышивке и вязанию спицами, оригами, кулинарии, по созданию изделий из ткани, а также древесины и других подручных материалов.

1 (5) 2 (5) 3 (6) 4 (6) 5 (10) 6 (13) 7 (28) 8 (27) 9 (24) 10 (5) 11 (7)

Автор: 

Артеева Валентина

Готовый творческий проект по технологии «Создание лэпбука» предлагает разработку дизайна лэпбука, посвященного изучению достопримечательностей Лондона и связанных с ним примет, поговорок и высказываний.

Автор: 

Солдатова Татьяна

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Текстильная кукла» представлена краткая история создания текстильной кухни, а также рассмотрены идеи и способы создания тряпичных кукл своими руками. Все схемы предложены в тексте проекта.

Автор: 

Грибова Евгения  

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Вязание пинеток крючком» представлена идея изготовления детских пинеток крючком, изучается история ручного вязания и вязания крючком, рассматривается разнообразие дизайна детских пинеток.

Автор: 

Корчагин Руслан

В учебном творческом проекте по технологии на тему «Технологии будущего» представлено теоретическое описание технологий, уже существующих сегодня, и тех прогрессивных технологий, которые находятся в разработке и вскоре изменят наш мир.

Автор: 

Толегенова Елена 

Готовый творческий проект по технологии «Подушка» предлагает рассмотрение проектирования и изготовления своими руками декоративной подушки в форме розы. Дизайн подушки делает ее не просто функциональным предметом, а декоративным элементом в интерьере.

Автор: 

Рассольская Екатерина

Готовый творческий проект по технологии «Подушка с буфами» предлагает рассмотрение проектирования и изготовления своими руками подушки с буфами. Необычное оформление простых вещей делает уникальными, такое изделие может стать отличным подарком.

Автор: 

Турсунова Мирослава

Готовый проект по технологии «Игрушка» представляет собой творческую работу по проектированию и изготовлению изделия из текстильных материалов с наполнителем из синтепона. Автор проекта изучает технику изготовления мягкой игрушки.

Автор: 

Шемякина Ольга Николаевна

Готовый творческий проект по технологии для девочек «Вязание крючком» рассматривает историю вязания крючком, дает определение основных инструментов и материалов, используемых для вязания мягкой игрушки крючком.

Автор: 

Паршина Алина

Готовый творческий проект по технологии на тему «Фартук» рассматривает историю появления фартука,его значение в женском костюме и современную функцию. Проект рассчитан на самостоятельное изготовление фартука в школьной швейной мастерской.

Автор: 

Григорьева Екатерина Вадимовна

Готовый творческий проект по технологии для девочек «Вышивка» рассматривает историю такого прикладного искусства, как вышивание, дает определение вышивке, описывает основные инструменты и материалы, используемые в процессе вышивания.

Автор: 

Вдовушкина Мария

В учебном творческом проекте по технологии на тему «Умный дом» представлено теоретическое описание возможных систем «Умного дома», а также рассмотрены основные функции и принципы управления этими системами.

Страницы

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

План творческого проекта и работы


В данном разделе мы подробно рассмотрим примерный план творческого проекта по технологии, ИЗО и музыке для учащихся школы, который поможет грамотно выполнить проектную работу и осуществить правильное оформление индивидуального или группового творческого проекта.

Также определим, что должно обязательно содержаться в каждом пункте плана творческой работы школьника для четкого разбиения текста проектной работы на разделы.

Основными пунктами плана выполнения проектной работы в школе является оформление титульного листа, содержания проекта, введения, теоретическая и технологическая части, экономическое и экологическое обоснование, оценка изделия и его реклама, заключение, литература и приложения.

Ниже мы представим план выполнения творческого проекта (работы) по технологии (труду) для 1, 2, 3, 4 класса начальной школы и 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Также данный план подходит для творческих проектов по музыке, ИЗО и другим предметам.

План творческого проекта

1. Титульный лист проекта

Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):

2. Содержание проекта

Образец оформления содержания творческого проекта (работы):

3. Введение проекта

Образец оформления введения творческого проекта (работы):

Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.

Структура Введения творческого проекта:

4. Историческая справка по проблеме проекта

Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.

5. Технологическая часть проекта


Описание технологической части творческого проекта (работы).
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
  • Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
  • Техника безопасности при выполнении работ.
  • Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
  • Технология изготовления изделия, графические материалы.
  • Инструкционно-технологическая карта

В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

6. Экономическое обоснование проекта, расчеты

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)

Особое внимание в плане творческого проекта по технологии, да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Экологическая оценка творческого проекта (работы) включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов — отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта

9. Оценка проекта (изделия). Реклама

Образец оформления оценки и рекламы изделия:

10. Заключение проекта


Образец оформления заключения творческого проекта (работы):

В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

11. Список литературы проекта

Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

12. Приложения проекта

Образец оформления приложений творческого проекта (работы):

(эскизы, схемы, технологическая документация).

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть проектной работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в творческом проекте или творческой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Рекомендуем перейти к:
Титульному листу творческого проекта

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «План творческого проекта«:
<a href=»http://tvorcheskie-proekty.ru/plan» target=»_blank»>План творческого проекта</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/plan]План творческой работы[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Творческие проекты по технологии для мальчиков

При создании самого творческого проекта по технологии для мальчиков 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы нет существенной четкой грани между направлениями деятельности детей в рамках творческих работ по предмету технология. Только лишь для простоты определения и выбора творческой работы по технологии как ученического проекта, в данном разделе мы условно выделили творческие проекты для мальчиков.

В данном разделе представлены творческие проекты по технологии мальчиков 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса по обработке древесины и металла, выжиганию по дереву и шитью, созданию поделок, аппликаций и изделий из различных материалов и т.д.

1 (1) 3 (4) 4 (6) 5 (3) 6 (3) 7 (12) 8 (15) 9 (8) 10 (4) 11 (7)

Автор: 

Артеева Валентина

Готовый творческий проект по технологии «Создание лэпбука» предлагает разработку дизайна лэпбука, посвященного изучению достопримечательностей Лондона и связанных с ним примет, поговорок и высказываний.

Автор: 

Травкин Виталий

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Разделочная доска с геометрической резьбой» представлена идея изготовления кухонной разделочной доски с геометрическим узором, вырезанным с помощью резцов по дереву.

Автор: 

Педорин Николай

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Дом для кота своими руками» представлена идея изготовления уютного домика для кота из березовой фанеры и искусственного меха с минимальными затратами денежных средств и времени.

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Винтовой мини-пресс для замены подшипников колеса» представлена идея изготовления устройства, при помощи которого можно произвести замену подшипников колеса трюкового самоката самостоятельно в домашних условиях.

Автор: 

Корчагин Руслан

В учебном творческом проекте по технологии на тему «Технологии будущего» представлено теоретическое описание технологий, уже существующих сегодня, и тех прогрессивных технологий, которые находятся в разработке и вскоре изменят наш мир.

Автор: 

Рассольская Екатерина

Готовый творческий проект по технологии «Подушка с буфами» предлагает рассмотрение проектирования и изготовления своими руками подушки с буфами. Необычное оформление простых вещей делает уникальными, такое изделие может стать отличным подарком.

Автор: 

Степанов Семён

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Подставка под горячее» представлена идея изготовления подставки под горячее из фанеры. Автор подробно описывает историю появления подставок и этапы самостоятельного изготовления подставки.

Автор: 

Семеусов Данил

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Шкатулка» представлена идея изготовления шкатулки из дерева и подробно описаны все этапы работы над изделием, предложены разработки дизайна шкатулки и правила безопасности во время работы с инструментом.

Автор: 

Вдовушкина Мария

В учебном творческом проекте по технологии на тему «Умный дом» представлено теоретическое описание возможных систем «Умного дома», а также рассмотрены основные функции и принципы управления этими системами.

В готовом творческом проекте по технологии на тему «Разделочная доска» представлена идея изготовления разделочной доски из дерева, и подробно описаны все этапы работы над изготовлением изделия, представлены правила техники безопасности при работе с деревом и инструментами.

Автор: 

Солдатова Мария

В учебном творческом проекте по технологии на тему «Рамка» представлена разработка авторской идеи изготовления кружевной рамки для фотографий из дерева и предложена технология ее изготовления. В работе содержатся расчеты и технологическая карта.

Страницы

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Коллективный проект «Труд — основа жизни».

Ученики 4-б класса представляют свой коллективный проект «Труд – основа нашей жизни».

Труд, как и жизнь, существовал всегда. Труд и жизнь – это не разделимые понятия. Пока человек живет – он трудится! Нам стало интересно действительно это так?

Тема нашего проекта: «Труд – основа нашей жизни».

В связи с этим мы поставили перед собой цель: исследовать значение труда в жизни учеников нашего класса.

Проблема: зачем человеку трудиться?

Гипотезы:

  • Предположим, что труд имеет важное значение в жизни человека.

  • Если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.

Этапы исследования:

  1. Найти в толковом словаре значение слова труд.

  2. Узнать из энциклопедий, когда возник труд человека.

  3. Найти пословицы о труде.

  4. Провести анкетирование и выяснить отношение к труду своих одноклассников.

  5. Проанализировать, какое значение имеет интеллектуальный труд в жизни школьника.

  6. Собрать информацию о выполнении домашних обязанностей.

  7. В интервью с родителями узнать, какие советы они могли бы дать своим детям.

  8. В сочинениях одноклассников найти высказывания, которые понравились.

Своё исследование мы начали с толкования слова труд.

В толковом словаре слово труд означает:

  1. Целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Например, умственный труд, физический труд.

  2. Труд – это работа или занятие. Например, тяжёлый труд, получить вознаграждение за труд.

  3. Труд – это усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Следующий вопрос: когда и зачем возник труд?

Впервые труд появился в древности. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Древнейшие люди питались тем, что давала им природа. Мясо добывали мужчины на охоте. Чтобы укрыться от непогоды люди строили себе шалаши.

В библиотеке мы нашли пословицы о труде, народная мудрость гласит:

Кто трудится, тот голодным не останется.

Труд человека кормит, а лень портит.

Уменье и труд всё перетрут.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Без мук труда не будет и радости.

Зеркало человека – его труд.

Обучение не только увлекательно, это ещё и процесс, требующий от каждого человека много усилий и работы над собой. Учение может и должно приносить много радости! Мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и выяснили, в какие моменты они испытывают радость от учения.

  • Радость испытывают 65% учеников, когда справляются со сложной задачей.

  • Когда не задают домашнее задание, всего лишь 5% учеников радуются.

  • Хорошим отметкам рады 100%.

  • Когда учитель рассказывает о чём-нибудь интересном и необычном, испытывают радость 90%.

  • 85% радуются, когда выполняют задания, в которых нужно придумать необычные решения.

  • Очень рады 100% учеников, когда поняли то, что не могли понять раньше.

  • 100% учеников нашего класса убеждены, что для хорошей учёбы, нужно много трудиться.

  • Для того чтобы добиться успеха в жизни, нужно много трудиться. Мнение 100% учеников нашего класса.

Вот уже четвёртый год наш главный труд – это учение.

Разве может быть ученье увлекательным? Может! Мы убеждены в том, что если начинаешь ЧТО-ТО делать, нужно делать ЭТО хорошо.

Основная цель нашего учения: умение учиться с любовью, умение с увлечением заниматься любым де­лом, умение искать и находить интерес в любой деятельности. Человек может сам научиться работать с увлече­нием!

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересны­ми?

Могут! Каждому человеку ОДНИМИ предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить ДРУГИЕ, требуются опре­деленные старания. Мы приучаем себя ко всем предметам отно­ситься творчески, увлеченно, с уважением.

Можно ли развивать интеллектуальные способности В ШКОЛЕ? Можно!

На уроках мы учимся мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать свои действия.

Мы очень радуемся своим победам в школьных конкурсах. И с нетерпением ждём предметные недели, чтобы проверить и пополнить свои знания.

На внеурочной деятельности мы развиваем творческую активность и познавательные способности.

Мы научились создавать проекты. За 3 года мы уже создали много проектов и творческих работ. Свои проекты мы защищаем в классе, на школьных научно-практических конференциях.

А также свои работы представляем на Сайт «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика».

С 1 класса мы с удовольствием участвуем в дистанционных олимпиадах. Получаем не только хороший результат, но и развиваем свой ум, смекалку, трудолюбие, самостоятельность и ответственность.

Мы активно участвуем в исследовательской деятельности. Участвуя во Всероссийском конкурсе «Ученик года», мы создали 10 научно-исследовательских работ.

Наши исследовательские работы получают ПРИЗНАНИЕ на районных и областных конкурсах.

Мы твёрдо убеждены, что учение с увлечением — первый шаг к будущей ОТВЕТСТВЕННОЙ, СЕРЬЁЗНОЙ ЖИЗНИ, полной смысла и радости.

Следующий этап нашего исследования. Проанализировав свой учебный день, неделю, год, мы пришли к выводу, что кроме учебного труда мы вовлечены в трудовые дела нашего класса, школы. Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.

Ещё мы трудимся дома, у всех учеников нашего класса есть домашние обязанности, с которыми мы с удовольствием справляемся.

В ходе интервью наши родители посоветовали:

Уважайте труд людей!

Наблюдайте за взрослыми, как они выполняют работу. Берите пример!

Любую работу нужно делать от начала и до конца.

Главное в работе – набраться терпения.

Найди себе увлечение, хобби. Например, шитьё, рукоделие, вышивание и др. Это развивает терпение.

Определи для себя посильное дело по дому.

Планируй свой день. Не забывай в распорядке дня оставить место для выполнения домашних обязанностей.

Чередуй работу и отдых.

Не берись за непосильную для тебя работу.

Если что-то не поучается, попроси помощи.

Трудиться – всегда пригодится!

Нам было интересно мнение наших одноклассников о труде. Вот, что они считают:

Беделов Имам считает: «Труд – главное в жизни человека».

По-мнению Русовой Вики: «Каждый человек должен трудиться».

Родина Виолетта считает: «Любой труд надо ценить и уважать, ведь слаще всех трудов – плод человеческого труда».

Вот мнение Уваровой Арианы: «Трудиться нужно честно и добросовестно».

Филатова Диана подметила: «Когда трудишься с любовью и желанием, это доставляет радость. Разгадка долголетия в труде».

Вершкова Алиса по праву считает: «Труд позволяет человеку добиться поставленных целей, стать успешным и счастливым».

Эйсфельд Ваня говорит так: «В наше время, чтобы хорошо жить, надо хорошо и много трудиться».

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу:

Если к своему труду отнестись добросовестно, ответственно, приложить волевое усилие, терпение, усидчивость, то обязательно получится результат.

Гипотеза, что труд имеет важное значение в нашей жизни, подтвердилась.

Мы уверены в том, что, если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.

Спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и творческих успехов!

Проект по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ

Проект «ТРУД ДОШКОЛЬНИКОВ»

Старшая группа

Актуальность:

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей- дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Цель проекта:

Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2. Развитие трудовой деятельности.

3. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ожидаемые результаты:

1. уважение к труду и желание помогать старшим;

2. развитые трудовые способности;

3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. сформированные навыки организации совместного труда.

Проект краткосрочный: одна неделя

Участники проекта:

Дети, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Первая неделя

4. 04 – 8. 04. 2016 г.

  1. Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта;

  2. Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

  3. Подбор литературных произведений для детского чтения;

  4. Разработка плана проведения мероприятий проекта;

  5. Размещение информации о запуске, этапах реализации проекта.

Повышение педагогического уровня

Обновление педагогических знаний

II этап проекта – основной (с 4 апреля – по 8 апреля)

Понедельник:

Самообслуживание

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опеку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Утро:

  • Упражнение «Застегни пуговицы»

  • Упражнение «Намылим руки» (Кирпичик розовый, душистый

Потрёшь его – и сразу чистый)

НОД: «Урок гигиены:

  • Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

  • Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов

Вечер:

  • Игра «Одёжкин домик»

  • Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

  • Игра «Чудесные расчёски» (подобрать размер расчёски каждому сказочному герою)

  • Ситуация: «Нужна ли кошке салфетка?

Вторник:

Труд в природе

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Утро:

  • Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»

  • Игра «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения)

  • Полив комнатных растений, опрыскивание растений водой

  • Посадка лука, крупных семян овощей

  • Дидактическая игра «Мы посадим лук, лук…»

Прогулка:

Уборка мусора на участке

Вечер:

Среда

Ручной труд

Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;

Утро:

  • Игра «Подарки от лесовичка» (шишки, каштаны, жёлуди, береста, листья, травы и др.)

  • Игра «Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)

  • «Волшебница-бумага» (оригами)

  • Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)

Вечер:

  • Ситуация: «Что подарить нашим гостям?»

  • Ситуация: «Как пригласить родителей на концерт?» (пригласительные билеты)

  • Мастерская «Ремонт игрушек»

  • Мастерская «Салфетки и коврики для кукольного уголка»

Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Утро:

  • Экскурсии на кухню, прачечную

  • Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

  • Игра «Все профессии нужны…»

  • Игра «Кому что нужно для работы?»

  • Игра «Кем быть?»

  • Игра «Что я видел?»

  • Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта»

  • Чтение произведения С. Маршака «Почта»

НОД:

Составление рассказов на тему«Кем работают мои родители»

Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо»

Вечер:

  • Дидактическая игра «Кто знает больше профессий?»

  • Дидактическая игра «Инструменты. Орудия труда»

  • Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях»

  • Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»

  • Чтение произведения Ю. Тувима «Всё для всех» Беседа «кем я хочу быть»

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода).

Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

— Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

Утро:

  • Беседа «Всему своё место»

  • Показ «Как протираем игрушки»

  • Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

  • Уборка строительного материала после игры

  • Помощь воспитателю в подготовке к занятию.

НОД:

Вечер:

  • Привлечь детей к помощи при мытье игрушек

  • Протереть от пыли полки для игрушек

  • Помыть листья фикуса

  • Стирка кукольного белья

  • Игра «Устроим куклам банный день» (купание кукол)

  • Ситуация: «О чём мечтают порванные книжки?»

III этап — заключительный

Коллективный хозяйственно-бытовой труд

Тема: «Служба быта»

Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Творческий проект по технологии

Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: «… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”.

Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира – факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой «неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в «Описаниях Эллады” во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний.

Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.

Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа «бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.

Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна .

При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.

На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.

Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло.

Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными.

На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название «паникадило” или «поликадило” происходит от греческого слова «поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее – с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников – хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.

Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.

Особое место в истории развития светильников занимают фонари («ходовые” или «выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.

С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились «стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену . Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.

Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.

В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно «растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.

На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.

Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке – гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных «вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 – 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое – в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.

В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля.

Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.

В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются «гарнитуры” или «комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.

По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.

В конце XVIII – начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к  фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.

Важными этапами на пути развития светильников явились создание «карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с «часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, «абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.

С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.

Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.

В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).

Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе «ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию.

Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы «вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом.

И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить.

К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, — вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.

В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.

В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.

Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х – начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.

И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *