Приемы сгибания бумаги: Конспект урока технологии «Работа с бумагой. Приём сгибания. Техника оригами. Кленовый лист. – Бумага все стерпит

24Окт - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Конспект урока технологии «Работа с бумагой. Приём сгибания. Техника оригами. Кленовый лист.

Урок технологии

Тема: «Работа с бумагой. Приём сгибания. Техника оригами. Кленовый лист.

Цель: Повторить приём сгибания в технике оригами.

Задачи.

Образовательные:

Повторить свойства бумаги;

— Закрепить приём сгибания бумаги;

— Формировать умение работать с инструкционными картами;

Развивающие:

— Развивать конструкторские способности, пространственное воображение

— Развивать наглядно – образное мышление, усидчивость;

— Развивать наблюдательность, внимание, память;

— Развивать потребность в творчестве, эстетический вкус;

Воспитательные:

— Способствовать воспитанию у учащихся ответственности за свою трудовую деятельность.

— Воспитывать творческие возможности учащихся;

— Воспитывать уважительное отношение к готовому изделию другого человека

Оборудование: схемы, инструкционные карты, ножницы, клей, кисть для клея, подкладной лист для клея, карандаш, линейка, цветная бумага.

  1. Схема оформления классной доски:

Ход урока:

кисть для клея, подкладной лист для клея.

-подготовка к уроку

2. Сообщение цели, одной из задач

Сегодня, ребята, мы с вами будем изготавливать кленовые листья, используя приём сгибания бумаги в технике оригами.

Особенность данной техники состоит в том, что все сгибы должны быть хорошо проглажены, бумагу нужно складывать на гладкой, ровной поверхности. Свободного места должно быть достаточно для того, чтобы полностью разместить лист бумаги и при этом иметь еще небольшой запас пространства. А теперь посмотрите на доску и скажите что это за техника?

-Давайте вспомним, что такое «Оригами»?

-Ребята, давайте предположим какая тема урока?

-Отлично. Молодцы.

— оригами

Орига́ми (яп. дословн. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

«Работа с бумагой. Приём сгибания. Техника оригами – «Кленовый лист»»

3. Анализ образца

Ребята, посмотрите внимательно на моё изделие. Чтобы изготовить такие листочки, нужно обсудить его анализ. Обратите внимание на план правой доски.

(Анализ правой доски)

Анализ:

1. Это — …

2. Изготовлено из …

3. Изделие плоское (объемное)

4. Какой формы детали в изделие?

5. Сколько в изделии деталей?

6. Как соединены детали?(подвижно/неподвижно)

7. Чем соединены детали?

8. Какой цвет изделия, его деталей?

9. Назначение изделия

10. Для изготовления изделия потребуются…

11. Инструменты

12. Для изготовления изделия необходимо выполнить операции

— изделие – «Кленовый лист»

— бумаги

— объемное

— квадрат, треугольник, ромб

— 4-5 деталей (трёхлистники)

— подвижно

— при помощи клея

— желтый, зеленый, красный, оранжевый.

— оформление чего – либо

— ножницы, бумага, линейка, карандаш, клей

— ножницы

— приём сгибания бумаги

4. Планирование

А сейчас ребята давайте распланируем наши действия, для того, чтобы нам легче было делать наше изделие.

На столе у каждого лежит цветная бумага четырех цветов. Выберите для себя цвета для ваших листочков.

Вам нужно изготовить 4-5 детали (трёхлистники) и его стебель.

— Ребята, какие свойства у бумаги?

Соберете изделие вы при помощи клея.

По окончанию изготовления изделия, его можно украсить, разрисовать и т.п.

— гладкость,упругоэластичность,пластичность, впитываемость, непрозрачность, незасоренность, прочность поверхностного слоя, плоскостность.

5. Инструктаж

— Ребята, а сейчас, я расскажу вам как сделать кленовый лист.

— 1. Для того чтобы начать собирать кленовый лист нам нужно изготовить три модуля трёхлистника. Для начала, мы берем лист бумаги и вырезаем из него квадрат. У квадрата стороны…

2. Согнуть квадратный лист по диагонали и разогнуть, чтобы наметить середину.

Обе стороны квадрата сгибаем к линии сгиба.

hello_html_m36a9b847.jpg

3. Оставшуюся нижнюю часть сгибаем по линии и прячем вовнутрь, получается треугольник.

hello_html_m1f8ceb59.jpg

4. Нижние боковые углы треугольника сгибаем к середине.

hello_html_17644b5b.jpg

hello_html_m3ae27c79.jpg

5. Раскрыть левую сторону и заправить уголок внутрь. Повторить с правой стороной.

hello_html_23162f76.jpg

6. Поднимите уголки кверху и переверните модуль.

hello_html_5936fe6f.jpg

7. Согните по пунктирным линиям.

hello_html_m2f01d25b.jpg

8. Поднимите нижний слой бумаги.

hello_html_m233a723e.jpg

9. Вот такой должен получиться модуль с лицевой стороны.

hello_html_m45ac5401.jpg

10. Так выглядит модуль с обратной стороны.

hello_html_5cafe49d.jpg

11. Делаем 4-5 модулей «трилистник» и складываем прямоугольник для черешка.

hello_html_m72bad379.jpg

12. Вкладываем в карман одного модуля другой модуль. Приклеиваем.

hello_html_m6928682f.jpg

13. Кленовый лист в технике «оригами» готов.

hello_html_m34150399.jpg

— равны!

6. Подготовка рабочего места

— А теперь проверьте готовность вашего рабочего места. А для этого вам поможет схема (на правой доске) обратите внимание, где и что должно лежать.

Проверили? А как вы думаете, зачем нам это нужно?

Вспомним общие правила техники безопасности.

– Что нужно сделать, если учитель обращается к вам во время вашей работы?

— Употребляйте инструменты только по назначению.

— Какими инструментами работать нельзя?

— Как нужно держать ножницы?

— Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

— Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

— При работе внимательно следи за чем?

— Как нельзя держать ножницы?

— в каком виде нельзя оставлять ножницы?

— как нужно передавать ножницы?

— Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила работы с клеем.

1. С клеем работай только на подкладном листе.

2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью.

3. После работы вымой кисть и руки с мылом.

— сверяют с доской свое рабочее место.

— чтобы был порядок, для удобства.

— чтение ТБ со слайда.

— остановиться, все отложить.

— неисправными.

— правильно, в правой руке.

— направлением реза

— лезвиями вверх.

— в открытом виде

— закрытыми, кольца вперед.

7. Самостоят. работа

-На столе у вас лежат схемы, приступайте к работе.

8. Подведение итогов

— Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? — Какой прием сегодня повторили?

— В какой технике работали?

-Бумагой и ножницами, карандашами, клеем.

— сгибания

— Оригами

9. Оценивание деятельности

— ВЫСТАВКА РАБОТ.

Мне очень понравились ваши работы, особенно понравилась работа …. (Учитель даёт оценку каждой работе).

Спасибо за урок!

Конспект урока по технологии «Сгибание и складывание бумаги в технике оригами»

Конспект урока по

технологии

Тема: «Сгибание и складывание бумаги»

Цель:

изготовить «пароходик» в технике оригами

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей оригами

2. Научить выполнять «Пароходик» в технике оригами

3. Познакомить с правилами сгибания и складывания бумаги

Воспитательные:

4. Воспитывать аккуратность и бережливость

Развивающие:

5. Развивать мелкую моторику рук

6. Развивать память и внимание

Содержание:

1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

— Здравствуйте, ребята. Выпрямите спины, расправьте плечи и потихонечку садитесь. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

(Дети ставят правую руку локтем на парту, а левой загибают пальцы). Учитель перечисляет все предметы и инструменты для работы на уроке, а дети загибают пальчики: ножницы, лист бумаги, учебник и рабочая тетрадь по технологии, карандаши (фломастеры).

(обеспечение материалами и инструментами тех, кто забыл)

— Все готовы, можно начинать?

2. Вводная беседа

5-7 мин.

— Сегодня на уроке ребята, мы с вами попутешествуем.

— А куда мы отправимся, догадайтесь сами, по иллюстрациям на доске и по музыке этого народа.

(на доске: фотографии Японии; звучит японская музыка)

— Вы правы ребята, отправимся мы с вами в Японию, на родину одного замечательнейшего искусства.

— А называется это искусство – оригами.

— «Ори» обозначает сложенный, а «Ками» — бумага.

— Что же у нас получилось?

— Как переведём название этого искусства? (складывание бумаги)

— Верно ребята.

На доске: Оригами – искусство складывания и сгибания бумаги.

— ОРИГАМИ — сгибание, складывание бумаги. Как вид искусства он возник в Японии более тысячи лет тому назад, а позднее нашёл активное распространение в других странах. Это искусство привлекает как взрослых, так и детей, которые с удовольствием делают игрушки из бумаги. Это всевозможные хлопушки, лодочки, шапочки, кошельки, рыбки, птички, цветы.

Оригамисты, так называют людей, которые занимаются оригами, делают в этой технике самые разнообразные фигурки: по форме, цвету и даже размеру!

*Самый большой журавль был создан из квадрата со стороной 33 метра! (иллюстрация)

*Самый компактный журавлик.

Его крошечный размер потрясает: в ход пошел квадрат со стороной всего 1 миллиметр! При работе использовались иглы и микроскоп.

*Бумажный микро-самолетик: 9 на 7 миллиметров!

Есть и количественные рекорды, масштабность которых поражает. Оригамисты из Канады сложила три тысячи бумажных бабочек. В качестве материала применялась обычная макулатура.

*В память о атомной бомбардировки Хиросимы японскими-оригамистами было сложено 200 тысяч журавлей, на каждом из которых было нанесено имя автора и пожелание мира.

— Но мы сегодня с вами лишь познакомимся с этой техникой и кто знает, может быть и вы попадёте в историю, создав что-то необычное.

3. Выбор объекта изготовления

(на доске: иллюстрация, на которой дети пускают кораблик)

— Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

— Что делают дети?

— А у нас на улицах уже есть ручейки?

— Я предлагаю вам сделать кораблик, чтобы запустить его, как только появятся первые ручейки.

4. Анализ образца

— Ребята, посмотрите на мои кораблики. Чем они отличаются? (размером)

— Давайте посмотрим, из какой фигуры сделан мой кораблик? (квадрат)

— А как вы думаете, если я разверну другой (маленький) пароходик, какой по размерам квадрат будет в его основе? (маленький)

— Какой можем сделать вывод? (размер кораблика зависит от размера квадрата)

— Ребята, а каким должен быть материал, чтобы изготовить фигурку в технике оригами? Можем мы использовать картон? (нет, плохо сгибается)

— Итак, ребята, что же мы заметили в результате наших экспериментов? (фигурки оригами мы делаем из бумаги, картон нам не подойдёт, а размер кораблика зависит от размера листа бумаги)

— Молодцы ребята, совершенно верно!

5. Инструктаж по технике безопасности.

— С каким опасным инструментом будем работать на сегодняшнем уроке?

— Давайте вспомним правила пользования ножницами:

— Как нужно правильно держать ножницы? (средним и большим пальцами, указательный, придерживает снизу)

— Как нужно передавать ножницы? (сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд)

— В каком виде храним ножницы на столе? (с сомкнутыми лезвиями)

6. Технологическая цепочка с объяснением этапов действий (+ совместное выполнение)

— А теперь давайте приступим к изготовлению фигурки в технике оригами, но прежде обговорим правила работы: по сигналу колокольчика глазки поднимаем на меня, когда я объясняю (показываю) ни кто не работает.

— Итак, приступим:

1. Для выполнения кораблика нам понадобиться квадрат, для этого выгибаем лист на уголок, обратите внимание на то, что бумагу мы складываем на столе, сгиб проглаживаем от центра к сторонам, а затем отрезаем остаток.

2. Затем снова складываем лист пополам (так, чтобы уголки совпали), разворачиваем.

3. Внимательно посмотрите на лист и найдите точку, в которой встречаются линии сгиба – это центр листа. Уголки квадрата сгибаем к намеченному центру.

4. Затем заготовку переворачиваем и повторяем операцию, выполните эту операцию самостоятельно.

5. Снова переворачиваем и повторяем операцию, выполните самостоятельно.

6. Переворачиваем и два противоположных кармана расправляем, из них получатся трубы.

7. Складываем фигурку пополам, при этом растягиваем углы в стороны.

8. Расправляем получившийся пароход.

— А сейчас ребята, я расскажу вам сказку:

1. Жил-был один человек. Была у него земля (квадрат)

2. Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается по диагонали), но денег ему не хватило.

3. Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).

4. Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа) …

5. …и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же)…

6. …а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий раз)

7. На эти деньги он решил отправиться в путешествие захотел на мир посмотреть (квадрат переворачивается)

8. Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход)

9. Много где побывал, в путешествии купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)…

10. … и крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево)

11. Так наш путешественник объехал весь мир, много чего повидал, но особенно ему понравилось в Японии, где он познакомился с удивительным искусством оригами.

7. План действий

— Итак, ребята, вы все сделали пароходики, просмотрели сказку о путешественнике. Давайте мы теперь с вами попробуем в нужном порядке расположить эти операции.

(на доске листы со схемой этапов выполнения «пароходика»)

8. Итог урока. Анализ результатов.

— Ребята, как вы думаете, по каким критериям (признакам) оценивается работа, выполненная в технике оригами? (красота сгибов, правильность выполнения этапов, аккуратность)

— Верно, оцените каждый для себя свою работу.

— Итак, давайте подведём итог нашего урока.

— Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (техника оригами)

— Чему мы сегодня учились? (выполнять фигурки в технике оригами, складывать и сгибать бумагу)

— Какие правила сгибания и складывания бумаги усвоили? (бумагу складываем на столе, линии сгиба разглаживаем от середины в стороны)

9. Оформление фигурки выполненой в технике оригами.

— Ребята, оформите пожалуйста свои фигурки карандашами или фломастерами.

10. Рефлексия

— Ребята, понравился вам урок?

— Что новое узнали на уроке?

— Если вам понравился урок, возьмите в руки красный парус, если не понравился – синий парус.

— Свистать всех на верх!

— Поднять паруса!

— Молодцы ребята, спасибо за работу.

11. Резерв

— Но чтобы освоить технику оригами, нужно знать некоторые обозначения и научиться выполнять основные приёмы складывания.

— Возьмите учебник и откройте его на стр. 5 и 2 (запись на доске)

— Найдите красную рамочку и покажите мне её пальчиком.

— Хорошо, вижу, что все нашли.

— Рассмотрите условные обозначения.

— Такие обозначения используются в книгах по оригами.

(демонстрация книг по оригами)

— Зная их, вы сможете понимать все схемы.

План-конспект занятия » Правила и приёмы сгибания, складывания бумаги. Оригами»

Правила и приёмы сгибания, складывания бумаги. Оригами.

Познакомить с навыками и приемами сгибания бумаги, познакомить с техникой оригами, обучить точным движениям рук при складывании бумаги, развитие памяти, внимания, творческих способностей, воспитать аккуратность, бережливость

Таблица «правила техники безопасности при вырезании ножницами, таблица: сгибание и складывание бумаги, цветная бумага, картон, ножницы, линейка, карандаш, клей.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Техника безопасности, повтор пройденного материала.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Практическая работа.

  5. Выставка работ.

  6. Итог занятия.

Ход занятия:

На прошлом занятии мы свами познакомились с различными видами бумаги. Скажите: из какого материала изготавливают бумаг? Бумагу изготавливают из перепиленного дерева на бумажных фабриках. Как мы различаем картон и простую бумагу? Картоном принято называть толстую и очень плотную бумагу. Картон бывает белый и цветной. Какой инструмент мы используем для разрезания бумаги? Ножницы. А какие правила безопасности при работе с ножницами вы знаете?

Проведение физминутки.

Тема нашего занятия: «сгибание и складывание бумаги». Этот приём используют в изготовлении игрушек в художественной технике оригами. В первые складывать из бумаги различные фигуры стали японцы. Это было много веков назад. Переводится на русский язык слово «оригами» как «сложенная бумага». В наше время оригами увлекаются и взрослые и дети живущие по всему миру.

Из обыкновенной бумаги сложенной в технике оригами можно творить чудеса. Посмотрите на выставку поделок выполненную в технике оригами.

Ребята, название поделки которую мы с вами будем делать отгадайте в этой загадке:

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони,

Я бываю золотая

Ну-ка в сказку загляни.

(Ответ-Рыбка)

Сейчас мы будем складывать рыбку по технике оригами у вас на парте есть инструкционная карта познакомимся условными обозначениями на карте: линия сгиба по диагонали, линия сгиба пополам.

А теперь начнем складывать рыбку по инструкционной карте:

  1. Берем лист бумаги любого цвета. Из прямоугольной формы листа бумаги делаем квадрат способом сгибания по диагонали.

  2. Складываем квадрат пополам.

  3. Разворачиваем заготовку и складываем ее в двойной треугольник по намеченным сгибам. Получилась заготовка для рыбки.

Проведение физминутки.

Чего не хватает, чтобы наша заготовка была похожа на рыбку?

(Ответ-Плавники, хвостик глазки)

  1. Вырезаем плавники, хвостик у рыбки

Теперь ребята вам нужно самостоятельно доделать рыбку и сделать еще одну.

Нарисуйте на картоне аквариум и приклейте своих рыбок. Вырежьте водоросли и оформите аквариум.

Давайте посмотрим на наши работы я думаю, получилось очень красиво.

Итог занятия:

Сегодня на занятии вы познакомились с приемами сгибания и складывания бумаги, японским искусством оригами, узнали, что оно выполняется из бумаги, сделали красивых рыбок.

Что вам понравилось на уроке? Какие были трудности в выполнении задания помочь детям разобраться в сложностях связанных с выполнением задания.

Занятие окончено!

Изучаем способы сгибания бумаги

В повседневной жизни мы с вами иногда сталкиваемся с необходимостью сгибать бумагу или картон. Поэтому нам нехудо  освоить технику сгибания на наших занятиях, причем разносторонне. Поясним, что это означает. В детском саду детей  обычно  учат  сгибать бумажный лист правильной геометрическойформы (квадрат, прямоугольник) способом угол к углу и сторона к стороне.

Это, конечно же, первый способ, какой только приходит нам на ум при решении задачи. А вот попробуем взять лист неправильной формы, скажем, произвольно разорванный. Очень многие из ребят, оказавшись перед лицом такой задачи, буквально попадают в тупик. Оно и не удивительно, если у данной заготовки нет в известном смысле ни углов, ни сторон. Что же делать? Да, знаете ли — прикинем на глаз! Почему бы и нет? Ведь, когда ребенок (да и взрослый) учится прикидывать на глаз, он не только развивает у себя чувство меры и глазомер, но и раскрепощает созидательное сознание. Из опыта  известно, что подобные тренировки необходимо проводить по многу раз, так как с одного-двух ученик обычно не слишком-то много усваивает. Кстати, стоит обратить внимание на качество сгиба: он не должен быть «рыхлым».  Для получения качественного сгиба есть смысл с силой загладить, заутюжить его линейкой. Дадим для разнообразия детям возможность сгибать не только привычную бумагу, но и оберточную, ватман, гофрированный картон.

До этого речь у нас шла о сгибании бумаги без линии – место сгиба ученик выбирает сам. Теперь проведем линию заранее, начнём с прямой. Предоставим детям самим  найти способ  сгибания. Кто-то попытается согнуть  лист, оставляя заданную линию внутри сгиба, и, выходит, даже не видя ее, впрочем, некоторые дети всё же сами находят способ, другим же приходится объяснять и показывать. Сгибать можно либо в руках «на весу», либо на столе.

Зато, научившись сгибать по прямой, на вопрос «как согнуть лист по дуге» ребята обычно находят ответ самостоятельно. Этот метод  назовем «защипыванием». Потренировавшись, можно наловчиться сгибать бумагу и по  волнообразной линии. Впрочем, это уж, пожалуй, искусство для искусства, особого применения в  обычной жизни такие умения вряд ли найдут.  А вот в моделировании из бумаги –очень даже пригодятся. И,сами понимаете,товарищи, для развития мелкой моторики рук детей,такие упражнения весьма полезны.

Уменье сгибать бумагу  очень пригождается при  изготовлении различных поделок, например, моделей животных, при вырезании симметричных фигур.

О различных способах сгибания бумаги  вам рассказывали  Handykids.ru

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления нашего блога Handykids.ru l


Метки: развитие мелкой моторики рук детей

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

Урок по технологии на тему:Работа с бумагой. Складывание и сгибание бумаги. Оригами. Изготовление стрелы и стаканчика

Конспект урока технологии в 1 классе.

Тема: Работа с бумагой. Складывание и сгибание бумаги. Оригами. Изготовление стрелы и стаканчика.

Цель: дать ученикам понятие об основных линиях черчения и способах разметки изделий; ознакомить с операцией перегибания и складывания бумаги; дать понятие о технике «оригами»,научить изготавливать изделия из бумаги в технике «оригами»;развивать фантазию, воображение; воспитывать аккуратность, интерес .

Оборудование: демонстрационный материал, образцы изделий, таблица «разметка изделий»,цветная бумага, альбом.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Наш урок технологии начался .Садитесь на места.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

-С каким материалом работали на прошлом уроке?

-Как наклеивать кусочки бумаги на основу?

-Как называется такая техника работы с бумагой?

III.Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке ознакомимся с элементами графики. Научимся складывать и сгибать бумагу. Изготовим изделия в технике «оригами»:стаканчик и стрела.

IV.Изучение нового материала.

Начиная работу с изготовления какого -либо изделия, сначала необходимо проанализировать образец изделия ,его рисунок или графическое изображение. Основными графическими изображениями ,с которыми придется встречаться на уроках технологии ,будет технический рисунок, эскиз либо чертеж. Все они выполняются линиями ,которые имеют свои названия и предназначения.

Основная толстая сплошная линия. Такой линией на графических изображениях обозначаются контуры предметы, линии разреза, надреза, сечения.

Штрихпунктирная линия с двумя точками. Это линия сгиба материала.

Разметку можно сделать несколькими способами: с помощью шаблона, трафарета, копировальной бумаги.

Шаблон-это образец, по которому размечают однородные предметы. Во время разметки шаблон накладывают на материал и обводят его карандашом по внешнему контору. Изделия моно размечать и трафаретом . Трафарет -тонкая пластина из пластмассы.

Способом сгибания и складывания бумаги можно изготавливать разные изделия. Существует два приема исполнения этой операции: складывание по средней линии листа и складывание по диагонали.

Складывание изделий из бумаги , изготовление разных игрушек иначе называют оригами.

V.Практическая работа.

Ученики вместе ч учителем изготавливают изделия в технике «оригами».

Последовательность изготовления стрелы.

1.Подготовте прямоугольный лист бумаги.

2.Сложить лист вдвое так, чтобы стороны и углы совместились:

-перегнутый лист расправьте;

-верхние рожки отогните вниз до середины линии;

-эти самые углы загните еще два раза в направлении до средней линии;

-расправьте боковые части и запустите стрелу.

Последовательность изготовления стаканчика.

1.Подготовте квадратный лист.

2.Сложите лист вдвое по диагонали.

3.Правый и левые рожки согните так ,чтобы они совпали с серединой противоположных сторон.

4.Верхние углы отогните вниз.

5.Расправьте заготовку и получите бумажный стаканчик.

VI.Итог урока.

-Какой линией обозначают контур предмета?

-Что означает штрихпунктирная линия с двумя точками?

-Что такое оригами?

-Что изготавливали в технике «оригами»

Материал по технологии по теме: Правила трудового обучения в начальных классах (памятки)

Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).

Правила рабочего человека.

  • Каждый работает на своём рабочем месте.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило: «Работайте дружно!»

Правила работы на уроках трудового обучения.

  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Употребляй инструменты по назначению.
  • Во время работы держи инструменты правильно.
  • Перед работой и во время работы размести инструменты в нужном порядке.
  • Рабочее место содержи в чистоте.
  • Во время работы не разговаривай.
  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  • Во время работы строго соблюдай технику безопасности.

Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.

  • Пользуйся ножницами с закруглёнными концами. Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении, в чехле.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время резания.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Техника безопасности при работе ножом.

  • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
  • Не работай тупым и неисправным ножом.
  • Не держи нож лезвием вверх.
  • Передавай нож товарищу ручкой вперёд.
  • Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с бортиком.
  • При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
  • Пользуйся ножом с закруглённым лезвием.
  • Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Техника безопасности при работе шилом.

  • Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
  • Используй шило только по назначению.
  • Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью.
  • Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня,
  • Работай только на подкладной доске.
  • Делай прокол, осторожно вращая ручку. Не применяй липших усилий.
  • Расширить отверстие можно на вису.
  • Передавай товарищу шило ручкой вперёд.

Техника безопасности при работе циркулем.

  • Используй циркуль по назначению.
  • Храни циркуль в определённом месте.
  • Не оставляй в открытом виде.
  • Не держи иглой вверх.
  • Передавай товарищу, держа за ножки.

Техника безопасности при работе иглой.

  • Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  • Во время работы держи иглы в игольнице.
  • Запасные иглы храни в игольнице.
  • Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  • При шитье пользуйся напёрстком.
  • Не применяй игл вместо булавок.
  • Оставляй иглу с ниткой, так её легче найти.

Правила работы клеем.

  • Держи клей в удобной упаковке, чтобы он не разливался или не закрывалось отверстие.
  • Ставь клей на стол в положенном месте.
  • Крышку открывай перед работой.
  • Операции наклеивания выполняй кисточкой. Притирай деталь салфеткой.
  • Не нажимай на открытую упаковку с клеем, держа её отверстием вверх.
  • Следи за тем, чтобы клей не попадал в глаза, нос, на ранки или на одежду. При попадании клея в глаза или в нос тщательно промой их большим количеством воды.
  • Закончил работу, закрой упаковку с клеем.

Сгибание и складывание

Терминология

См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  • Согнуть (см. гнуть) — придавать чему-нибудь дугообразную, изогнутую форму.
  • Сложить — положить вместе в известном порядке.
  • ОРИГАМИ — художественное складывание изделий из бумаги.
  • Фальцовка — (от нем. — сгибать) последовательное сгибание отпечатанных листов в книге.
  • БИГОВКА — получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба.

Сгибание и складывание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операция: согнуть, сложить.
  • Вид работы: оригами.
  • Вид разметки.

Правила сгибания и складывания

Бумаги

  • Складывай бумагу только на столе, но не на вису. Сгибай бумагу от себя. Положи лист так, чтобы линия сгиба проходила слева направо.
  • Начало линии сгиба наметь левой рукой, затем всю линию прогладь правой слева направо.
  • Сгибай лист в два приёма: сначала сгиб делай еле заметным, если противоположные стороны листа точно совпадут, то линию сгиба прогладь гладилкой. Гладилка — это хорошо отполированная деревянная, костяная или пластмассовая пластинка. В качестве гладилки можно использовать ручку, карандаш, счётные палочки и т.д.
  • Если сложенный лист бумаги нужно сложить ещё раз, поверни его так, чтобы первая линия сгиба была слева.

Картона

  • Картон сгибают по надрезам, сделанным до половины его толщины со стороны обратной той, в которую надлежит сгибать (ножницами, шилом, ножом). Получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба называется биговкой.
  • Для получения плавного изгиба лист картона кладут на стол лицевой стороной вниз. Придерживая его ребром линейки, захватить за выступающий из-под линейки край и тянуть его вверх и немного в сторону. Чем сильнее нажимать на линейку и чем круче по отношению к столу поднимать картон, тем сильнее он изогнётся. Не следует пытаться сразу получить необходимую заготовку. Лучше повторить операцию несколько раз.

Резание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операции: вырезать, разрезать, прорезать, надрезать.
  • Вид работы: симметричное вырезывание, художественное вырезывание.

Правила резания

НОЖНИЦАМИ

  • Ножницы держи правильно: острый конец ножниц внизу, головка винта слева. В кольца вставляют большой и средний пальцы, указательным пальцем снизу придерживают и направляют работу инструмента.
  • Материал держи удобно для работы: большие листы бумаги — на столе, небольшие — в воздухе, над столом, слегка согнув их желобком, чтобы бумага не провисала.
  • Режь бумагу по правой стороне линии разметки.
  • При резании по кривым линиям поворачивай заготовку навстречу ножницам.
  • Детали по наружному контуру вырезай против часовой стрелки, по внутреннему — по часовой стрелке, при вырезывании угла внутри заготовки выполняй операцию в два приёма
  • При резании по прямой линии смотри на линию разметки впереди концов ножниц. При резании по кривой линии смотри на то место, в котором проходит резание.
  • Концы ножниц не разводи широко и не своди их до конца
  • При резании бумаги, сложенной в два и более слоев, слегка наклоняй ножницы вправо.

НОЖОМ

  • Резать на ровной подкладной доске. Пользоваться металлической фальцлинейкой.
  • Под разрезаемую бумагу подложить картон или несколько слоев бумаги.
  • Линия разреза должна идти вдоль волокон древесины.
  • Бумагу по линиям сгиба резать острым ножом способом «на себя» или «от себя».

Склеивание бумаги и картона.

Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.

ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).

Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).

ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.

  • Уложи деталь на лист бумаги (подкладной лист) продольной стороной слева направо изнанкой вверх. Лист, испачканный клеем, заменяют новым.
  • Склеивание начинать от больших деталей к меньшим.
  • Клей наносить на более тонкий из склеиваемых материалов.
  • Толстая и плотная бумага требует более густого клея.
  • Клей наноси быстро тонким слоем и без пропусков по всей поверхности заготовки плавными движениями кисти вдоль волокон.
  • Кисть следует держать с лёгким наклоном в сторону движения и перемещать от середины листа к краям.
  • Детали, намазанные клеем или клейстером, содержащим много воды, выдерживают 1.5-2 минуты, до полного намокания и только тогда приклеивают.
  • Укладывая намазанную клеем деталь на место, подгони сначала кромку одной из её продольных сторон.
  • Прикрыть деталь чистым листом бумаги и тщательно притереть её от середины листа к краям, следя за тем, чтобы бумага везде плотно пристала к картону и нигде не оставалось бы пузырьков воздуха.
  • Сушить изделие под прессом.
  • Чтобы уменьшить деформацию, картон лучше оклеивать с обеих сторон.
  • Чтобы склеить детали из картона, места склеивания нужно ЗАЧИСТИТЬ (почертить острым предметом, сделать поверхность шероховатой).

КЛЕЙСТЕР

МУЧНОЙ

Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.

Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды

Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.

Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.

КРАХМАЛЬНЫЙ

Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.

Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).

Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.

Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.

Чтобы сохранить клейстер, нужно добавить немного борной кислоты.

Технологическая карта урока технологии «Обработка бумаги сгибанием. Оригами»

I.Мотивационно-целевой

Мотивирование обучающихся к получению знаний

Активный метод (беседа)

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Юлия Аликовна, и сегодня урок технологии проведу у вас я.

Актуализация знаний

– На предыдущих уроках технологии вы выполняли различные изделия в технике оригами, сегодня мы вспомним, что это за техника.

 

Целеполагание и определение темы

Ребята, какое изделие мы сегодня создадим, вы узнаете, послушав загадку:  В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает. (Бабочка)

Бабочки самые красивые и нарядные, полюбуйтесь на них.

Тема урока: «Бабочка»

Какую цель мы поставим? (изготовить изделие «Бабочка»)

А как вы думаете, символом чего являются бабочки?

Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способная к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Чтобы наша бабочка получилась красивая, какую операцию мы должны закрепить? (сгибание)

Совершенно верно, основная операция на нашем сегодняшнем уроке – сгибание

Ранее мы сказали, что будем работать в технике оригами. Кто может мне напомнить, что это за техника?( Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай (где и была открыта бумага).  Но родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами является Япония. Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Искусство Оригами открыто всему миру.)

 

Посмотрите, какое изделие выполним сегодня мы с вами.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

 

 

 

 

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.

 

 

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию; вступают в диалог

Ф

проектор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки

К- умение оформлять свои мысли в устной форме Р- умение организовать себя на уроке

воспитание положительного отношение к процессу познания

II.Проектировочный

Планирование необходимых действий для достижения целей

Активный метод ( беседа)

Изучение изделия

-Скажите мне, пожалуйста:

Из какого материала сделана бабочка? (Из бумаги)

— Каким способом соединены детали между собой?

— А что вы можете сказать о крылышках бабочки? (Они симметричны) 

Сможем ли мы вами вместе выполнить эту работу? (да)

Сборка изделия

Составление плана работа

  1. Создадим базовую форму – двойной треугольник
  2. Приступим к сгибанию бумаги таким образом, чтобы в результате получилась бабочка
  3. Получим готовое изделие
  4. Выполним отделку, оценим свою работу

Подготовка рабочего места

— Чтобы бабочка получилась красивым, каждый из вас должен постараться, внимательно слушать объяснение учителя, аккуратно выполнять работу,

При работе необходимо соблюдать культуру труда (правильное выполнение операций, порядок на рабочем месте, соблюдение правил ТБ, экономия материала, аккуратность, не забываем, что всё, что мы берем правой рукой – кладем справа, все, что берем левой рукой – слева.

А также вспомним правила сгибания:

  1. Сгибание производится только на столе
  2. Уголки бумаги при складывании листа должны совпадать
  3. Линию сгиба проглаживаем ребром ладони от середины к краям
  4. После сгибания листа, линию сгиба прогладь кольцами ножниц

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.

 

Ф

 

 

Р- умение планировать совместную деятельность на уроке К – умение оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

 

III.Процессуальный

Реализация плана урока, корректировка учебных действий

Активный метод (беседа) Практический метод

— Будем работать одновременно. Я показываю. Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество.

Но прежде чем приступить к работе, немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Изготовление изделия

1. Изготовление базовой формы. Соединяем правый верхний угол листа с левой боковой стороной, отрежьте лишнюю часть ножницами, мы получили квадрат

Как из квадрата получить треугольник?

2. Сгибаем листок по диагонали дважды, разворачиваем листок, складываем квадрат пополам, разворачиваем листок

3. Берем  лист бумаги в руки и выполняем поистине волшебное движение, получаем базовую форму – двойной треугольник

4. Закладываем крылышки к складке

5. Переворачиваем, вершину треугольника пригибаем к краю, чтобы она выступала примерно на 1 см, по бокам разравниваем кармашки, загибаем их

6. Переворачиваем, складываем пополам

7. Загибаем крылья вверх, ориентируюсь на пересечение головы и крылышка, а также крылышка и угла, загибаем крылышко вверх, так, чтобы получился треугольник

8. Поднимаем крылья вверх, ориентируясь на спинку бабочки

9. Разворачиваем бабочку

10. Выполняем отделку изделия

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.

 

 

 

 

Изготавливают бабочку

 

 

Изготавливают изделие из бумаги по образцам; складывание и сгибание

Ф

 

освоение способов работы с бумагой: сгибание, складывание, приемы складывания изделий техникой оригами;

узнают о бабочке, как о символе счастья

К- уметь оформлять мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; П- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выполнять самооценку при выполнении учебного задания

воспитание положительного отношение к процессу познания

IV.Рефлексивно-оценочный

Сопоставление цели с результатом

 

— Урок подходит к концу, наведите порядок  на своих рабочих местах, оставьте только изделия. Итак, ребята, работа завершена!

Характеристика работы класса в целом.

Какие красивые бабочки у вас получились, точно живые! Скажите, а кто видел бабочек?

А как мы – люди должны с ними обращаться? Можно ли ловить бабочек?

 Закрепление полученных знаний.

— Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока. — Достигли ли мы поставленной цели?

Анализ и оценка работ.

— Я предлагаю одному человеку из каждого ряда пройти и посмотреть работы и выбрать самые успешные.

Я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, чтобы оценить работу на уроке.

— Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

Оценивают работы друг друга.

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

 

К- умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме Р- оценка собственной деятельности

Способствовать  воспитанию  бережного  отношения  к природе, трудолюбия, старательности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *