Подготовительная группа лепка дымковская барышня: План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня» – План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»

21Мар - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Содержание

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня»

Тема недели: Путешествие в мир предметов

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня»

Задачи:

— Закреплять умение детей  лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры, украшать одежду барыни  элементами дымковской росписи. 

— Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Развивать мелкую моторику рук посредством работы с пластилином.

— Воспитывать любовь к русской культуре, народному творчеству; интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать творческое воображение. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

 

Материал: дымковские игрушки; набор пластилина; доска для лепки, стека; салфетки для рук.

Ход НОД

1. Организационная часть

Воспитатель: — В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

У барыни на коромысле

ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки-

Под боком малые детишки!

(Рассматривание дымковских игрушек.)

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Когда-то очень давно (более 500 лет назад, на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода — Дымково.

-Как вы думаете, почему поселению дали такое название?

— Из какого материала они сделаны?

— Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.

-Что делали с игрушками после обжига?

-После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки.

 -Какие цвета выбирали для раскрашивания игрушек?

Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй, самая нарядная игрушка!

— Интересно, а что означает каждый цвет?

— Зеленый – символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба; белый –доброты и правды; черный –горя и зла.

— Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки. Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

— Попробуйте назвать, что означают эти узоры.

Круги — солнце

Волнистые линии — вода

Маленькие круги — семена

Полосочки — ростки

Клетка — засеянное поле.

-Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

— Какое настроение создают эти игрушки?(Ответы детей)

— Посмотри, как хороша эта девица-душа,

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво.

Барыня так красива!

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт.

 2. Основная часть

— Ребята, сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров . Мы будем лепить и украшать дымковскую барышню.

( Рассматриваем  с  детьми  фигурки   дымковских барышень. Уточняем приемы лепки барышни.)

— Что надето на голову дымковской барышни?

— Щёчки у барышни какого цвета?

— Из каких узоров состоит блуза  барышни?

-Как украшена юбка?

-Назовите основные элементы дымковской росписи? (колечки, круги, точки, линии)

— Для украшения нашей барышни скатываем длинные тонкие валики и слегка сплющиваем их, при необходимости можно сделать колечко, соединив концы валика. Для того что бы сделать глазки и точки для украшения нужно скатать маленькие шарики.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в «замок».)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

(Парное касание пальцев от мизинцев).

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

Дети выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает.

Заключительная часть.

Воспитатель:
-Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

— Барышни получились непохожие друг на друга, разные и яркие.
— Чья работа больше всех  нравится? Почему?
— Какая игрушка самая аккуратная?
— Что для вас было самым сложным?

  Выставка дымковских барышень.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»

Цели: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой,учить видеть ее красоту и самобытность.Закрепить знания о промысле.Формировать умение лепить полые формы(юбка барышни),соблюдать пропорции фигуры,сглаживать поверхность для последующей росписи.Передавать характерные признаки дымковской игрушки(кокошники,оборки и прочее).Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров;воспитывать аккуратность,самостоятельность, творческую активность.

Материалы и атрибуты.Дымковские игрушки, технологическая карта по этапам лепки,глина,стека,стакан с водой,доска,салфетка.

Техническое обеспечение: музыкальный центр,телевизор,запись слайд-щоу.

Предварительная работа. Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; организация выставок детских рисунков, поделок.Рисование  дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.

Ход занятия.

Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу.Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная,веселая,звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния в Дымковской слободе.

А самый главный товар – дымковская игрушка.

1 ребенок.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей!

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

2 ребенок.

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке.

Какие чудные зверушки –

Лошадки, курочки, индюшки.

У барыне на коромысле

Ведерки синие повисли.

А у другой румяной пышки

Под боком  милые детишки.

3 ребенок.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны,как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой , казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Посмотр слайд-шоу «Дымковские игрушки»

Воспитатель предлагает вылепить дымковскую барышню,объясняет последовательность лепки.

1.Лепка юбки –колокола.

Раскатываем из куска глины шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара,формируем  колокол.

2.Лепка торса.Скатываем небольшой кусок глины в овал и прилепляем к узкой части купола.Тщательно примазываем.

3.Лепка и прикрепление головы. Для головы надо взять кусок глины меньше,чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.

4.Приступаем к рукам.Раскатываем палочку и делим ее пополам.Примазываем тщательно к туловищу.

5.Украшение игрушки –витые букли,шляпа или кокошник, воротник, оборки.

6.Места соединения смачиваем водой, швы заглаживаем.

Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке. Но прежде чем приступить   к работе –надо согреть руки.

Физминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вот мы и готовы работать.

 

Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.

По окончании работы расставляются барышни в хоровод.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша

Стоит не дыша.     Э.Котляр.

Игра «Передай другому».

Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки должен ответить на вопрос.

1.Какую игрушку мы сегодня лепили?

2.На какой реке находится слобода Дымково. (Вятка)

3.С че можно сравнить цвета дымковской игрушки? (c радугой)

4.Материал, из которого изготавливают игрушки. (глина)

5.Что делают мастера,чтобы фигура стала прочной? (обжигают)

6.Перечислите главные элементы геометрического узора,которыми расписаны игрушки. (кружочки,полоски,точки,волнистые линии)

Воспитатель. Молодцы ,ребята,все хорошо справились с заданием.На следующем занятии мы будем расписывать наши игрушки.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Лепка: «Дымковские барышни».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Лепка: «Дымковские барышни».

Программное содержание: Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки.  Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству. Совершенствовать приемы лепки (прищипывание, оттягивание, вдавливание, сплющивание, сглаживание, украшение при помощи налепа). Закреплять умение правильно соотносить пропорции частей тела. Добиваться наиболее выразительного образа в лепке. Совершенствовать умение правильно оценивать свою и работы товарищей.

Предварительная работа: Рассказы воспитателя о мастерах из села Дымково с рассматриванием дымковских игрушек. Декоративная аппликация по образцам дымковских игрушек.

Материалы. Пластилин, стеки, доска для лепки. Образцы дымковских игрушек- барышни и индюк.

Методика проведения. Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приёмы лепки барышни.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вот мы и готовы работать.

Воспитатель предлагает приступить к работе. Во время лепки воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.

По окончании работы воспитатель выставляет на выставку всех барышень.

hello_html_57fe7703.jpg

hello_html_m6d90ff96.jpg

hello_html_132f233e.jpg

Лепка на тему «дымковская барыня»

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Дымковская барышня». Декоративная лепка.

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства. Учить лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Закреплять знания о промысле, представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.

Оборудование: глина, стеки, дощечки для лепки, заранее приготовленный образец – вылепленная из глины дымковская барышня и заранее подготовленные части игрушки, влажные салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

Ход :

Воспитатель загадывает загадку:

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка.)

— Почему они так называются? (Ответы детей.)

— Давайте рассмотрим дымковскую барышню. (Показ слайдов.)

— Как одета эта барышня? (Ответы детей.) – Красивая юбка, на голове шляпа. Это богатая барышня.

— А что можно сказать об этой игрушке? (Ответы детей.) – У нее в руках малыш, на голове шапочка. Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

В кокошнике няня,

На руках Ваня,

И хорош,

И пригож.

Скоро, Ваня,

Подрастешь.

Э. Котляр

— Ребята, а это что за барышня? (Ответы детей.)

– Почему она называется водоноской? (Ответы детей.)

— Веселые эти игрушки или грустные? (Веселые.)

– Конечно, веселые. Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому они такие забавные. А вы хотите тоже научиться лепить такие же игрушки? (Ответы детей.)

(Предложить детям вылепить нарядную дымковскую барышню. Показ заранее приготовленный образец. Объяснение последовательности лепки.)

— Барышню будем лепить так. Разделим кусок глины на 5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепешку и сворачиваем в колокол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно. Голову раскатываем в виде шара и оформляем: делаем красивую прическу и шляпку. Далее лепим два одинаковых цилиндра – это руки. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем влажной салфеткой. Отдельно лепим воротник: слегка оттягиваем и прищипываем по краю. Так же украшаем юбку. По желанию лепим бусы. (На заранее подготовленных частях игрушки показывается, как соединить заготовки, аккуратно разгладить места соединений.)

Физкультминутка:

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место все уселись. (Дети садятся.)

Самостоятельная деятельность детей.

(Дети самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

Чтение стихотворение:

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

Э.Котляр

Отмечание, что все постарались. Сообщение воспитателя, что в следующий раз дети будут расписывать своих барышень красивыми узорами.)

hello_html_m56c8b671.jpghello_html_5110e38d.jpg

План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа): Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)

ГБДОУ №42 Приморский район города Санкт-Петербурга

Занятие: лепка и роспись

Дымковская барышня

Воспитатель: Левунина О.В.

Оглавление

Программное содержание.        3

Методика проведения.        3

Материалы.        3

Связь с другими образовательными областями.        3

Цели.        4

Образовательные:        4

Воспитательные:        4

Развивающие:        4

Ход  занятия        5

Литература        7

Программное содержание.

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др.; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).

Материалы.

Дымковская барышня, глина, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки».

Цели.

Образовательные:

  • продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали узора, колечки, кружочки, точки, линии).
  • учить выделять средства выразительности у дымковской барышни.
  • учить лепить дымковскую барышню, передавать  характерные  особенности (юбка-колокол,  волосы  и  др.),  сглаживать поверхность для последующей росписи.

Воспитательные:

  • воспитывать   эстетическое  отношение  к  изделиям  народных  мастеров.
  • уважение  труд мастеров.

Развивающие:

  • развивать чувство цвета и композиции.
  • совершенствовать  технические умения.
  • развитие мелкой моторики.  

Ход  занятия

1-й этап

Ребята, отгадайте загадку:

«Кофточки цветные, юбки расписные,

шляпы трехэтажные —  статные и важные»

Ответ: дымковские барышни.

Рассматриваем с детьми выставку дымковских барышень, затем  рассказываю и показываю последовательность лепки дымковской барышни.

Все  детали дымковской игрушки лепятся отдельно , и  примазываются к основе. Юбка  лепится  из  пласта  глины в  форме колокола. После  того как  вылеплена юбка, из  отдельных  частей  лепится  голова, туловище и  руки. Затем  все  детали  крепко прикрепляются, для этого места  соединения необходимо смочить водой и загладить  мокрой  тряпочкой. В последнюю  очередь фигурка украшается дополнительными  деталями – оборками, муфтами, фартуками, шляпками.

Воспитатель: Дети, я предлагаю выбрать понравившуюся вам барышню  и  поставить к себе на стол в качестве образца.

2-й этап

Воспитатель: Наши заготовки дети уже высохли, и мы можем приступать к следующему этапу работы — берем кисти и белую краску и покрываем наши заготовки ровным слоем, оставляем их на просушку.

3-й этап

Воспитатель: Еще раз рассмотрим дымковских барышень.  Обратите  внимание дети на их праздничный наряд.

Посмотри,  как  хороша  эта  девица – душа,

Щечки  алые  горят  удивительный  наряд,

Сидит   кокошник  горделиво.

Барышня  так  красива!

Как  лебедушка  плывет, песню  тихую  поет.

4-й этап

Приступаем  к  раскрашиванию  дымковской  барышни.

По  окончании  работы  рассматриваем  всех  барышень  и  отмечаем наиболее интересные работы.  

Литература

  1. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2.  Скоролупова О.А. 2006 год.
  2. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Т.С. Комарова. 2012 год.
  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. 2006 год.

Воспитатель: Левунина Ольга Викторовна

Лепка дымковской игрушки «Нарядная барышня» — конспект непосредственной образовательной деятельности — Публикация методических материалов 2019-2020 — ПУБЛИКАЦИИ

Сычикова Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Муняковского детского сада «Росинка»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Лепка дымковской игрушки «Нарядная барышня»

         Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Группа старшего дошкольного возраста 6 лет.

         Цель: учить лепить дымковскую барышню, используя элементы дымковской росписи.

         Программные задачи.

         Обучающие: продолжать учить лепить игрушки, используя дымковские мотивы, закрепить приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, разглаживание.

         Развивающие: развивать глазомер, чувства цвета, формы, пропорций.

         Воспитательные: воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

         Предварительная работа:

  1. Экскурсия в Ершовскую библиотеку. Беседа: «Сказочная красота дымковской игрушки».
  2. Декоративное рисование: закладки для книг «Дымковские узоры».
  3. Декоративное рисование: «Барыня-водоноска».
  4. Лепка лошадки по дымковским мотивам.

Ход.

Дети, посмотрите какую выставку для вас я приготовила. Кто скажет,

что это за игрушки? Правильно, это дымковские игрушки. А как вы это определили? Да, по форме, по элементам узоров, по сочным и ярким краскам.

Послушайте мой рассказ. Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным давно, носил название Вятка, потому что стоял на высоком берегу полноводной русской реки Вятки. А не далеко от Вятки находится село, которое называется Дымково. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление дымковских игрушек: кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Всю зиму лепили они игрушки, животных, всадников, барышень, кавалеров, и даже целые сценки. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке, чтобы глина быстрее сохла. Над крышами этого села постоянно вился дымок, вот откуда село и получила своё название Дымково, а игрушки – дымковские.

Дети, вы разучили стихи про дымковские игрушки, а я их с удовольствием послушаю.

         Маша:

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил.

         Лиза:

Голосисты эти птицы,

И нарядны, словно ситцы.

         Катя:

Барашек – свисток,

Левый бок – завиток,

Правый бок – завиток,

На груди – свисток.

         Богдан:

Едет Ваня в новой шапке,

Да на дымковской лошадке.

Уши золотые,

Бока крутые,

Копыта с оборкой,

На спине — Егорка.

Самыми известными дымковскими игрушками были фигуры «Барыня-водоноска» и «Нарядная барышня». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы и мастера с искусством пытались их передать.

Дымковская роспись славна тем, что она сказочно красива, цвета яркие и сочные.

Физкультминутка. Игра – хоровод «На горе-то калина».

Немного отдохнули, а теперь внимательно рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами они украшены. Назовите элементы узоров дымковской росписи. Правильно, это круг, точка, прямая и волнистая линии, кольцо, сеточка, мазок. Давайте покажем дымковские узоры в воздухе. Молодцы.

Дети, у меня есть одна знакомая барышня, она очень красивая, но, к сожалению, очень грустная. Знаете от чего? Потому что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

Перед вами заготовки для лепки дымковской барышни. Сейчас я покажу вам последовательность её лепки. Вот большой ком белого цвета — это юбка барышни. Смотрите, как я делаю конусовидную форму (показ). Маленький белый ком – это голова, из желтого пластилина делаем кокошник, украшаем его (показ). Лепим лицо: вытягиваем носик, делаем ей румяные щечки и рот, делаем глаза, волосы, серьги (показ). Теперь из красного пластилина лепим красивую душегрейку: прикрепляем воротник, рукава, муфту, и понизу душегрейки оборку. Соединяем все части, аккуратно сглаживаем, скрепляем попрочней. Теперь нам осталось только украсить юбку. Вот какие красивые барышни получились. Дети, вы помогли нашей барышне, у неё теперь много подруг. Она теперь стала веселая и радостная. Молодцы.

Конспект по теме лепка

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(лепка)

Конспект НОД непосредственно образовательной деятельности по лепке в подготовительной группе

Пластилинография «Дымковская барышня».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в группе).

Цель: Закреплять знания детей о Дымково игрушке, историей возникновения, особенности узоров и цвета узоров.

Задачи:

Обучающие:

-Формировать умение самостоятельно подбирать цвета пластилина для украшения куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке.

-Совершенствовать умение сочетать в узоре крупные элементы с мелкими ,наносить мелкие элементы поверх крупных, размазывать пластилин от центра к краям.

Развивающие:

-развивать чувства прекрасного, художественный вкус, творчество.

-продолжать развивать умение создавать узоры по мотивам дымковской росписи.

-развивать чувство цвета,композициии при составлении дымковского узора.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к народным промыслам.

Предварительная работа:

Рассматривание барышень ,игрушек, элементов дымковской росписи, беседа о Дымково.

Материалы и оборудование:

Дымковская барыня (не раскрашенная игрушка)набор пластилина, стека ,доска для лепки, колпачки, плотный картон с контурным изображением дымковской барыни, проектор, доска, ноутбук.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали!(1 слайд) с изображением села Дымково.

Воспитатель : Ой ,ребята а куда мы с вами попали?(ответы детей)

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Основная часть.

Воспитатель : А кто мне скажет почему его назвали Дымково?(ответы детей)

Воспитатель : Когда-то очень давно более 500 лет назад, на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода — Дымково. Жили в этом селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера, копали землю. Готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было тогда у них таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные — полюбились они детям. Рассматривание дымковских игрушек.(2 слайд)

Воспитатель:

Перечислите названия игрушек, которые вы видите. (козлики, индюки, лошадки,свиньи,собаки и т. д.)

Из какого материала они сделаны? (Из глины.)

Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки(Дети называют цвета, воспитатель обращает внимание на присутствие в игрушках чёрного и золотого цвета.)

-Что означает каждый цвет?(ответы детей)

Зеленый –символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба; белый –доброты и правды; черный –горя и зла.

-Какое настроение создают эти игрушки?

(На доске появляются картинки с элементами дымковской росписи).

Воспитатель :Дымковскую игрушку расписывают (элементами): кружками, кольцами, полосками, змейками. Цвета используемы в дымковской игрушке это: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Воспитатель:

-Ребята что означали элементы, которые я вам показывала на картинках?

-Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце)

— А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)

-Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающая человека.

-У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы немного разомнемся.

Физкультминутка

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Камушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки ,

(Легкие прикасания к своим щекам )

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон).

(появляется на экране дымковская барышня)

Воспитатель: Ребята посмотрите кто сегодня у нас в гостях?

-А кто это? Да это же дымковская барышня.

Посмотри, как хороша эта девица — душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива

Воспитатель: Какие разные барыни: и с коромыслом, и в нарядных одеждах, и с ребёнком на руках.

Воспитатель: Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест.

Воспитатель:

 Из чего делались дымковские барышни(из красной глины)

— Что надето на голову дымковской барышни? (кокошник)

-Щёчки у барышни какого цвета? (алые)

-Из каких узоров состоит блуза барышни? (в горошек или однотонная)

-Как украшена юбка? (узор из точек в полосе, в квадрате, в круге)

-Назовите основные элементы дымковской росписи? (колечки, круги, точки, линии)

та? (красивая юбка – в узорах, кофта, на голове шляпа или кокошник и т. д.)

— Давайте, с вами вспомним, из каких элементов состоит дымковская роспись(точки, круги, кольца, полоски, линии.)

— Какие цветосочетания используют в дымковской росписи(жёлтый, синий, оранжевый, красный, малиновый, зелёный, и т. д.)

Воспитатель: Ребята барышня привела с собой подружку что необычного в ее костюме(силуэт)

Воспитатель: Правильно может художник не успел расписать эту барыню, может у него пропало вдохновенье, давайте поможем мастеру придумать орнамент, сделать эскиз будущего узора.

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним с вами какими узорами украшают дымковские игрушки(презентация)

Воспитатель:

-Мы с вами будем украшать барышню с помощью пластилинографии.

-Что такое пластилинография? (ответы детей)Пластилинография-это рисование пластилином. Сегодня мы с вами рисуем пластилином. Сегодня мы будем лепить дымковскую барышню. Посмотрите, какая она красивая, нарядная в готовом виде.

Рассматривание:

1. Что есть у барышни? (голова, шея, плечи, талия, руки, юбка, кокошник,

2. Какой формы голова? (круглая)

3. Из чего состоит туловище? (голова, шея, плечи, талия, нижняя часть – юбка)

4. Какая юбка? (расширенная к низу, похожая на треугольник, трапециевидная, расклешённая к низу,

5. Сравните, что больше кофта или юбка? (фигура разделена, как бы на две части, первая-голова и туловище, вторая юбка,

6. Что больше голова или туловище? (туловище в несколько раз больше, чем голова,

7. Как украшен костюм барышни(оборки, кокошник, фартук)

Практическая часть.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в «замок».

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Дети приступают к работе ,педагог контролирует работу детей и помогает.

(показ воспитателя как размазывать пластилин и.т.д.)

Воспитатель: Дети, а теперь можете приступать к работе.

Самостоятельная работа: (под русскую народную мелодию)

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные получились у вас барышни – яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров.

— Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, создали новые красивые дымковские узоры.

Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка).

Итог. Рефлексия

Вот мы снова в детском саду, в нашей любимой группе «Светлячки».

— Ребята, вам понравилось наше путешествие?

— Что именно вам понравилось?

— А что нового вы узнали? Что освоили?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *