Почему малышам нельзя смотреть телевизор: Можно ли грудным детям смотреть телевизор: почему нельзя

17Дек - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное
Можно ли грудным детям смотреть телевизор: почему нельзя

Как только в наши дома проник чудесный прибор с голубым экраном, он тут же приобрел своих почитателей, причем всех возрастов. Почему врачи уверяют, что грудничкам нельзя смотреть и быть вблизи от телевизора?

Содержание

Мнения педиатров о пользе и вреде телевизора для детей грудного возраста

О вреде и пользе телевидения для ребенка можно судить, опираясь на опыт педиатров и ученых, которые проводили такие исследования еще в ХХ веке. Так, первыми в этой области оказались американские ученые, которые на основе исследований сделали заявление от лица Американской академии педиатрии о том, что детям, не достигшим двухлетнего возраста, нельзя  смотреть телевизор.

teelvizorteelvizor

В качестве обоснования данного заявления они указали тот факт, что до этого возраста мозг малыша активно развивается, растет и не может адекватно воспринимать информацию из эфира. Зарождающие основы развития  у ребенка в возрасте до 2 лет происходят в эмоциональной, социальной сфере, и для их получения необходимы только прямые контакты с людьми.

Современные педиатры уже не слишком категоричны в данном вопросе, если мама в присутствии грудничка смотрит ТВ,  но и дифирамбы этому не поют.

Однозначного мнения о том, что грудничку просмотр телевизора наносит непоправимый вред – нет, но  педиатры также и не обещают большой прок от телепередач.

Последствия для ребенка грудного возраста от просмотра телевизора

Первое, чего следует опасаться, это нарушение развития речевого аппарата. Есть предположение, что чем больше времени малыш проводит перед экраном транслирующего аппарата, тем меньшим будет его словарный запас. Считается, что при включенном телевизоре общение между крохой и мамой заметно снижается, и большая часть слов матерью в адрес малыша не произносится. Вследствие этого нарушается нормальное восприятие грудничком устной речи. Подобные опасения были подтверждены в 2008 году профессором института Сиэтла Д. Христаксисом, который уверяет, что дети, которые в грудном возрасте смотрели телевизор, в 6 раз чаще страдают от отклонений  в развитии речевого аппарата,  нежели те, кто был огражден от подобного развлечения.

rebenoksmotritrebenoksmotrit

Не меньший вред оказывает просмотр телевизора грудничком его органам зрения, особенно если малыш смотрит на экран с близкого расстояния.

Почему риск развития у младенца близорукости в данном случае будет весьма значительным?  Опять же из-за еще не сформированных должным образом органов зрения. Но данные опасения были опровергнуты Ли Даффнером из Американской Академии, который уверил, что подобные действия не несут глазам физических повреждений, а только приводят к усталости и перенапряжению, когда ребенок смотрит на экран вблизи.

На что следует обратить внимание родителям  в поведении ребенка

Даже если родители ребенка грудного возраста не видят ничего плохого в том, что их малыш смотрит телевизор, нужно проследить, чтобы расстояние между ними было неблизким. При обнаружении в будущем стремления малыша находиться в предельной близости от телеэкрана можно заподозрить у ребенка нарушение или снижение остроты зрения. Это является поводом для обращения к врачу.

В тех семьях, где телевизор работает в фоновом режиме большую часть времени, у детей в школьном возрасте можно заметить  заниженный интерес к чтению.

Если верить исследованиям доктора Христакиса, то у тех детей, которые значительную часть времени проводили перед экраном телевизора в возрасте до трех лет, в будущем отслеживается дефицит внимания и гиперактивность в поведении. Часто меняющиеся картинки и громкая реклама негативно влияют на нервную систему.

vrednovredno

Излишний вес также может стать негативным фактором, который будет впоследствии проявляться у грудничка, который вместо того, чтобы активно ползать и интересоваться окружающей обстановкой, станет отвлекаться  и смотреть телевизор.

В результате помимо нервного перенапряжения можно ожидать появление проблем со сном, неконтролируемых страхов и т. п.

Прежде чем делать личные выводы о пользе или вреде телевидения для грудничка, развеем самые распространенные заблуждения на эту тему.

Заблуждения о вреде и пользе телевидения для ребенка-грудничка

  • Почему нельзя серьезно рассчитывать на развивающие телепрограммы для детей грудничков?

Программы, транслируемые по телевидению, не  могут способствовать развитию ребенка в возрасте до двух лет. Дело в том, что исследованиями подтверждено, что транслируемое  по телеэфиру воспринимается малышами лишь как череда цветовых и световых картинок без смысла. И только после двух лет у ребенка мозг начинает отслеживать и разделять предметы, полученные с телеэкрана и происходящие наяву. Поэтому даже развивающий фильм сможет лишь привлечь внимание малыша, но принесет ему пользы не больше, чем рекламный ролик.

smotrittelevizorsmotrittelevizor

  1. Есть еще одно заблуждение – что тихо работающий телевизор способствует спокойному сну ребенка. Педиатры не подтверждают этот факт, а, напротив, уверяют, что подобный шум приводит к возбудимости и нарушении сна. К тому же при подобной ситуации будет нарушена выработка гормона мелатонина, который играет важную роль при регулировании нормальных ритмов суток. Ласковая колыбельная песня мамы принесет больше пользы и поможет малышу расслабиться перед сном, нежели пусть даже и приглушенно работающий телевизор.
  2. В первые дни жизни новорожденного малыша особенно нельзя смотреть телевизор родителям в его присутствии. Резкий звук, яркая картинка живо вызывают интерес и притягивают к себе внимание крохи. Для того чтобы не напрягать нервную систему ребенка, не стоит оставлять его перед телевизором надолго. А лучше и вовсе исключить такое «общение».
  3. Что касается исходящего от телеэкрана опасного излучения, то можно уверенно сказать, что это все заблуждения. Точнее, подобная история имела место, но давно и с определенной моделью фирмы General Electric, выпущенной еще в 1960-х годах. Все цветные теле-приборы, выпущенные после 1968-х годов, не приносят вреда человеку посредством облучения.

В чем же главный довод в пользу запрета просмотра телевизора для грудничка

Почему родители не могут соблюдать баланс и уделять просмотрам различных реалити-шоу, сериалов и программ меньше времени? Часто они поступают  в ущерб живому общению со своей семьей и новорожденным в частности.

televizorrebenoktelevizorrebenok

Даже с грудным малышом можно играть, а не смотреть телевизор. Ведь в процессе игры малыш начинает прослеживать причинно-следственные связи, познавать окружающий его мир. Тем самым закладывается основа для будущего развития речи.

Находясь значительное время под воздействием работающего телевизора, пусть даже в фоновом режиме, грудничок в будущем начинает страдать от низкого уровня концентрации внимания. Может пострадать от такого воздействия и соматика грудничка.

Зачем рисковать здоровьем самого дорогого, недавно родившегося человека и подвергать его чуждому влиянию теле-прибора?

Не нужно быть семи пядей  во лбу, чтобы прийти к выводу если не о вреде, то об отсутствии пользы для грудничка от работающего телевизора.

Даже детям, достигшим 2-3-летнего возраста, можно и нужно снизить время просмотра телепередач до 15 минут в день.

Можно ли грудничку смотреть телевизор: советы Комаровского

08 июня 2018

Аверьянова Света

Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности зрения у грудничков

  • Слабые глазные мышцы – это особенность всех новорожденных. Именно поэтому младенец не может сфокусировать взгляд, глаза или разбегаются, или даже косят. Это физиологическое явление, которое проходит самостоятельно.
  • Зрение грудничков адаптируется к внешнему миру постепенно, и первый год оно еще не такое острое. Дети месячного возраста на расстоянии до 40 сантиметров видят только размытые силуэты, еще не могут различать цвета, дальше 60 сантиметров не распознают предметы совсем.
  • Быстрая смена картинок на экране телевизора напрягает не только неокрепшее зрение, но и незрелую нервную систему младенца. Особенно опасно такое мерцание ночью, когда наиболее заметен контраст между светом и тьмой.
  • Формирование зрения происходит до трех лет. До этого времени у детей можно наблюдать физиологическую дальнозоркость.

Подсказка родителям: знайте, что дети до годовалого возраста реагируют больше не на видео в телевизоре, а на громкие звуки. Если успокоить капризничающего малыша ничем не удается, то включите ему аудиосказку или белый шум.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Олегович убежден в том, что телевидение – это то достижение цивилизации, которое портит здоровье ребенка.

На его форуме много историй, подтверждающих этот факт. Мамочки наперебой делятся рассказами, как у трехмесячного сына слезился глазик после просмотра небольшого ролика, или о том, как пагубно влияет просмотр телевизора на сон, детки начинают нервничать, вскрикивают во сне.

С какого возраста можно смотреть

Всемирная организация здравоохранения приводит данные, с какого возраста можно смотреть ребенку телевизор и как долго можно находиться у экрана.

  • Новорожденным и детям до 3 лет смотреть телевизор категорически запрещено.
  • Дошкольникам позволительно проводить у экрана не более 30 минут в день.
  • Не более 1 часа разрешено смотреть телевизор младшим школьникам от 6 до 10 лет.
  • Допустимое время для старшего школьного возраста – от 1 до 3 часов.

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

  1. Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

    Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

  2. Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  3. Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.
  4. Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.
  5. Ожирение. Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Мифы о пользе

Новое поколение родителей отличается тем, что, во-первых, они сами попали в эпоху всепоглощающего телевидения, а во-вторых, считают это занятие не лишенным пользы. Так ли это на самом деле? Давайте вместе разберем некоторые укоренившиеся в нашей жизни мифы.

  • Использование работающего телевизора в качестве белого шума при укладывании спать. Уже было отмечено, что быстро сменяющие друг друга яркие картинки на экране не только не способствуют засыпанию, но, наоборот, порождают перевозбуждение. Подготовка ко сну должна проходить в затемненной комнате, без посторонних шумов, в спокойной обстановке.
  • Раннее психоэмоциональное развитие. Ни один развивающий мультфильм или тем более передача не будут влиять на развитие ребенка так, как это способны сделать близкие, используя песни, потешки, веселые игры и прогулки.

    Просмотр подобных программ лишь способ самоуспокоения родителей, которые считают, что их полуторагодовалый малыш якобы получает новые знания вместе с «Малышариками» или «Фиксиками». Только после двух лет ребенок способен вычленять хоть какую-то полезную информацию и вообще понимать смысл происходящего в кадре.

  • Новорожденные в силу своего развития не реагируют на телевизор. На самом деле, если вы присмотритесь к своему крохе, то заметите, что на громкий звук или яркую вспышку малыш поворачивает головку к их источнику. Частое воздействие раздражителей такого рода чревато неврологическими расстройствами в будущем.
  • Облучение. История с облучением берет свои корни из далеких 1960-х годов, когда одна партия телевизоров фирмы General Electric при исследовании показала радиацию, превышающую допустимые нормы. Современные телевизоры вне зависимости от марки, цены, количества дюймов экрана с точки зрения облучения абсолютно безопасны, его нет.
Сколько времени в день ваш ребенок смотрит телевизорPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
  • Меньше 1 часа 30%, 215 голосов

    215 голосов 30%

    215 голосов — 30% из всех голосов

  • Вообще не смотрит 26%, 187 голосов

    187 голосов 26%

    187 голосов — 26% из всех голосов

  • Не контролирую 19%, 134 голоса

    134 голоса 19%

    134 голоса — 19% из всех голосов

  • 1-2 часа 13%, 93 голоса

    93 голоса 13%

    93 голоса — 13% из всех голосов

  • 2-4 часа 12%, 84 голоса

    84 голоса 12%

    84 голоса — 12% из всех голосов

Всего голосов: 713

08.06.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

Правила безопасности

Правила безопасности достаточно просты. При их соблюдении риск для здоровья минимальный.

  • Расстояние до экрана не должно быть меньше трех метров, иначе голова начнет болеть раньше, чем пройдет разрешенный лимит времени для просмотра.
  • Привычка смотреть любимый телесериал или мультфильм в темноте чревата чрезмерным напряжением глазных мышц. В напряжении находится нервная система.
  • Во избежание лишнего напряжения мышц шеи и спины нельзя лежать перед телевизором, он должен располагаться на уровне лица.

Вопрос на засыпку: Почему стоит отучить ребенка смотреть телевизор во время еды?

Совет родителям! Просмотр мультфильмов и еда должны быть разделены, в противном случае вы прививаете привычку «заедания».

Недалек тот день, когда ребенок вовсе откажется от приема пищи без серии «Маши и Медведя», а отучение от вредной ассоциации будет сопровождаться рекой слез. Помните, что в детской спальне телевизору тоже не место!

Что можно смотреть

можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

  • Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».
  • От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.
  • После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Памятка: телевизор несет развлекательную функцию, и только грамотно подобрав репертуар, вы сможете добавить к ней немного воспитательного и развивающего смысла.

Что запрещается смотреть

нельзя смотреть

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану.

Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы. Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.

Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.

Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/mozhno_li_grudnichku_smotret_televizor.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Поделиться с друзьями:

Почему детям нельзя смотреть телевизор: вред, влияние, как отучить

Влияние телевизора на ребёнка в наше время очень велико, ведь даже двухлетние малыши часто предпочитают общепринятым детским играм «в доктора» и «дочки — матери» просмотр мультфильмов и рекламных роликов. А попытки выключить телевизор и переключить ребёнка на рисование или ролевую и игру вызывают бурный протест.

Реакция родителей на происходящее тоже не всегда однозначна: многие, махнув рукой, разрешают оставить телевизор включённым, ведь тогда можно заняться текущими делами. Кто-то пытается отучить активно: строго дозирует время и количество просмотра мультфильмов и телепередач, выдавая очередную «дозу» в качестве поощрения.

Некоторые родители вообще игнорируют телевидение в принципе, но с успехом компенсируют его отсутствие, поощряя длительные компьютерные игры или просмотры мультфильмов в планшете.

В то же время детские врачи и педагоги бьют тревогу: многие дошкольники, ещё не начав обучения в школе, уже страдают нарушениями зрения, расстройством внимания, соматическими заболеваниями (головные боли, боли в спине, проблемы с пищеварением). Специалисты утверждают, что вред телевизора для детей очевиден, а неконтролируемый просмотр телевизионных программ наносит непоправимый вред здоровью и психическому развитию ребёнка.

Почему детям нельзя смотреть телевизор?

Существует ряд показателей, характеризующих развитие маленьких детей:

  • эмоционально-волевая сфера;
  • речевые навыки ;
  • способность к творчеству;
  • физиологические особенности организма;
  • состояние нервной системы.

Именно эти параметры страдают в первую очередь от чрезмерного «общения» малыша с голубым экраном и являются самыми важными причинами почему детям нельзя смотреть телевизор слишком долго.

Эмоционально-волевая сфера

Подменяя живое общение со сверстниками на прогулке или ролевые игры виртуальным участием в жизни телевизионных героев, ребёнок не получает должного развития своих эмоционально-волевых качеств.

Он не проживает происходящие события, как бы не была велика его эмоциональная вовлеченность, он всегда остаётся зрителем. Да, герои мультфильма могут научить его делиться, быть добрым и послушным, но пока он сам не проживёт эти ситуации, будучи участником, а не зрителем, необходимый жизненный опыт не закрепится. А оказаться участником, сидя возле телевизора невозможно, особенно если ребёнок проводит возле него много времени, в ущерб прогулкам и общению со сверстниками.

Способность к творчеству, развитие фантазии

Любой телевизионный продукт – будь то даже самый добрый мультфильм или интеллектуальная развивающая телепередача опасны, прежде всего, тем, что являют собой своего рода «готовый» рецепт, неважно чего – жизненной ситуации или рассказа на тему, как правильно вылепить кошку из пластилина. Получить рецепт и, следуя ему, сделать что-либо всегда легче и проще, чем придумать что-то самостоятельно, проявив фантазию и творческий подход. Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий.

Полноценное развитие речи

Казалось бы, просмотр качественных мультфильмов и фильмов должен только способствовать развитию речи, ведь ребёнок слушает грамотных актёров, пополняет свой речевой запас новыми словами. Между тем всё не так просто.

Речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения.

У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки. Однако время, проведённое у телевизора, не всегда компенсируется прогулками и общением со сверстниками, а зачастую, наоборот преобладает.

Концентрация внимания и усидчивость

Современный телевизионный продукт, которым заполнены голубые экраны, к сожалению, не способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Более того, детские неврологи утверждают, что такой частый ныне диагноз, как синдром дефицита внимания, во многом вызван именно бесконтрольным просмотром в раннем детстве современных детских мультсериалов и рекламы.

Проведите небольшой опыт: сравните, за какое время разворачивается, казалось бы, простенький сюжет любого детского старого мультсериала, например «38 попугаев» и современного — «Маша и медведь». Как часто меняется картинка? Когда и как говорят персонажи, и говорят ли вообще? Сколько времени отведено на развитие сюжета? Результаты наверняка вас заставят задуматься.

Быстрая смена картинки, постоянное хаотическое движение героев в течение мультфильма, вскрики и междометия (а не нормальная членораздельная речь), все это способствует формированию у детей так называемого «клипового» мышления. Особенно сильно такому восприятию способствует просмотр рекламы, причём не только просмотр, но и пассивное нахождение в зоне включённого телевизора, с нескончаемым потоком рекламных роликов.

В результате восприятие ребёнка как бы разорвано – он может владеть большим количество информации, но не в состоянии анализировать и делать выводы. Ему трудно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном, он не любит занятия требующие концентрации внимания и усидчивости.

Когда же и сколько можно смотреть телевизор маленьким детям?

Психологи и педагоги будут категоричны в своих рекомендациях – детям до трёх лет лучше не смотреть телевизор вообще. Однако далеко не все современные родители могут пойти на этот подвиг, и их можно понять, ведь иногда включить мультфильмы – это единственная возможность сделать необходимые домашние дела.

Поэтому, решая, сколько времени ребёнку будет можно посмотреть мультфильмы, нужно иметь в виду следующую информацию:

  • До года крайне нежелательно начинать знакомство детей с телевидением.
  • В возрасте от 1 до 3-х лет малышам можно смотреть телевизор не более 20–30 минут в день.
  • В возрасте 3–5 лет ребёнку можно включать телевизор не более 40–50 минут в день. При этом желательно, чтобы просмотр делился на несколько частей.

Важно:

Вечерний просмотр мультфильмов должен закончиться не позднее, чем за два часа до сна! Иначе можно оказаться стать свидетелем детской вечерней истерики и слёз, а также тревожного ночного сна.

Как отучить детей от телевизора?

Ответ на этот вопрос очень прост. Отучить ребёнка от телевизора очень просто, если предложить ему интересные альтернативные варианты времяпровождения. Причём не важно, что он предпочтёт, продолжительные прогулки во дворе со сверстниками или посещение спортивных или творческих кружков.

Важно, чтобы интеллектуальное пространство ребёнка, его потребность в получении информации об окружающем мире была максимально удовлетворена альтернативными телевидению источниками – чтением книг, общением с друзьями и родственниками, посещением специализированных секций. Имейте в виду также, что отучить детей от телевизора невозможно, если их родители проводят перед голубым экраном много времени. Если телевизор включается рано утром, и не выключается до глубокой ночи.

Помните, что телевидение не зря считается одним из важнейших изобретений человечества. Дозированный просмотр качественных мультфильмов и фильмов, интересных научно-популярных передач может быть весьма полезен подрастающим почемучкам и всезнайкам.

Очень важно, чтобы ребёнок мог провести грань между жизнью телевизионной и жизнью настоящей, мог критически осмысливать предлагаемую телевизором информацию, чтобы он осознавал необходимость непосредственного человеческого общения.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Почему детям до 2 лет нельзя смотреть телевизор и играть с гаджетами. Наш ребенок.

Содержание:

Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после двух или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2 лет (и чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?

Развитие ребенка

Рекомендации российских психологов

Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «До 3 лет у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама — все равно! В этом возрасте не важен контент — важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием.

Дети смотрят не фильм — у них восприятие чисто сенсорное, и это очень опасно, потому что в момент просмотра блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Кроме того, ребенок оказывается лишен тех видов деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности — предметной деятельности».

Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США. Детей 6, 12 и 18 месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный порядок кадров.

Но и это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2 лет не может понять, что именно происходит на экране, и запомнить это — а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы.

Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2 лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается».

Телевизор и зрение ребенка

Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему — просмотр телевизора может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно негативно влияют рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками. Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда.

Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)»

Телевизор и зрение ребенка

Мнение Американской академии педиатрии

Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации.

  • Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
  • Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
  • Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране, и окружающим миром. И хотя дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
  • Ребенок младше 2 лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
  • Детям от 2 до 5 лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в комнате, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов.

Телевизор и способности к обучению у ребенка

Почему важно продержаться без телевизора хотя бы до 2 лет? «Высаживание» перед телевизором с раннего возраста может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, — рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду!

Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речи, кратковременной памяти и способности к чтению, а также влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается».

Влияние видеопросмотра на развитие детей: научные исследования

В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4 часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта.

В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети начиная с 5 лет) увеличивал вероятность судимости и развития асоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30%.

В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3 лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования».

Телевизор и ребёнок. Где границы допустимого?

Вредное влияние от систематического многочасового телепросмотра очевидно, и оно давно доказано специалистами.

Воскресное утро… Как хочется, наконец, выспаться. Но ненаглядное сокровище уже заглянуло в вашу спальню с такой знакомой вам ежедневной просьбой.

Делать нечего — вы опять даёте ребёнку «добро» на просмотр мультиков. Снова в течение целого дня телевизор (компьютер) будет включён.

Но ведь вредное влияние от систематического многочасового телепросмотра очевидно, и оно давно доказано специалистами.

Дети, с раннего возраста проводящие много часов за просмотром мультфильмов и кинофильмов, потом не успевают в школе, часто страдают диабетом, ожирением. Но несмотря ни на какие увещевания, их всё также манит сказочный и яркий мир мелькающих телекартинок.

Так сколько же времени можно смотреть телевизор? Для каждого возраста — по-разному.


2–3 годика

Мозг ребёнка к этому не готов. Лучше всего — совсем не смотреть!

Начнём с того, что мнение Всемирной Организации Здравоохранения на этот счёт однозначно: она ратует за введение повсеместного запрета на демонстрацию телепередач и видеопрогамм детям до 3-х лет для сохранения их здоровья — и физического, и психологического.

Причины такой категоричности кроются в чисто медицинских факторах.

Вред для центральной нервной системы

В первый период жизни (от рождения до 3-х лет) у детей формируются все основные психические функции: внимание, память, интеллект, речь.

Клетки головного мозга в эти годы работают в усиленном режиме. Говоря иначе — малыш и так испытывает невероятные психические перегрузки, а просмотр телевизора — это частая смена картинок, которую ему ещё нужно расшифровать.

Перегрузка центральной нервной системы в будущем может привести к синдрому гиперактивности и дефицита внимания, отставанию в речевом развитии, отсутствию интереса к обучению, творческой деятельности и множеству других серьёзных нарушений.

Вред для зрения

Вреден телевизор и для зрения. Зрительный анализатор у детей созревает только к 3–5 годам, а до этого времени зрительная система напрягается, чтобы чётко рассмотреть изображение, причём это происходит незаметно и неосознанно, независимо от воли ребёнка, освещённости помещения или расстояния до телеэкрана.

Если такие напряжение происходит постоянно, по многу часов в день, то компенсаторные возможности глаз снижаются и не могут сдержать нарушений, которые появятся в будущем. В итоге и зрительная система, и мозг испытывает перегрузки, устаёт; ребёнок перевозбуждается, плохо спит и становится капризным.

Рекомендации врачей

По рекомендациям врачей, в частности офтальмологов, длительность просмотра теле- или видеопрограмм для детей от 3-х до 7-ми лет не должна быть больше 30-ти минут в день. Больше — уже небезопасно.

В качестве исключения — 40–50 минут, но с обязательным перерывом. При этом расстояние от глаз малыша до телеэкрана должно составлять не менее 3-х метров, а размер экрана быть не меньше 21 дюйма. При этом не имеет значения, какой экран: обычный, плоский, жидкокристаллический или плазменный.

После 3-х лет: можно, но осторожно

Конечно, телепрограммы — это тоже один из способов постижения мира, поэтому исключить его совсем после 3-х лет было бы несправедливостью по отношению к ребёнку. Все дети смотрят «Человека-паука» и «Смешарики», обсуждают, обмениваются мнениями, и ваш малыш не может оставаться в стороне, дабы это не сказалось на отношении сверстников и его собственной самооценке.

Плохо, что телевизор очень легко вызывает зависимость, при этом предлагая готовый продукт, который не нужно переваривать и усваивать, в отличие от аудиозаписей или книг.

Будет полезно, если вы найдёте время смотреть детские передачи вместе — делиться переживаниями, обсуждать, объяснять ребёнку то, что ему не понятно.

Возраст от 5-ти-6-ти лет

Пройдёт совсем немного времени, и ваше чадо вступит в возраст неконтролируемого теле- и видеопросмотра, а значит, проблема усугубится. В это время ребёнок уже должен активно готовиться к школе, осваивать учебную деятельность, которая очень скоро должна стать для него ведущей на долгие последующие годы.

Если до этого он уже привык проводить часы, просматривая мультики, фильмы, передачи, играя в компьютерные игры, тогда не удивляйтесь, если у него появятся и проблемы с обучением, общением с детьми в детском саду, а в будущем — с одноклассниками. Считается, что у детей, проводящих много времени наедине с телевизором (компьютером), серьёзно нарушено социальное развитие.

Во многих случаях, это так и есть. Нельзя, чтобы единственными друзьями ребёнка были домашние гаджеты, а не живые люди.

Если вы замечаете, что кроха с каждым днём всё больше теряет интерес к живому общению и прогулкам, отдавая предпочтение телевизору — это повод насторожиться и всерьёз приступить к борьбе с «телевизорной болезнью».

Как отучить ребёнка от телевизора

  • для начала сократите время просмотра телепередач до 1,5-2-х часов в день;
  • составьте список тех передач или мультиков, которые можно смотреть ребёнку;
  • организуйте систему поощрений/наказаний. Вырежьте из картона плюсы и минусы. Если малыш уложился в разрешённое время, добавьте ему плюсик, если управился на пять минут раньше — ещё плюс, а не уложился — по одному минусу за каждые лишние пять минут просмотра;
  • заранее договаривайтесь, сколько плюсов будет стоить приз. К примеру, новая кукла или машинка — 6 плюсов, поход в парк — 9 плюсов, мороженое — 2 плюса.
  • попробуйте найти замену телевизору. Чаще отправляйтесь с ребёнком на прогулки, в гости и т. д.;
  • старайтесь в присутствии малыша сами не увлекаться телепрограммами. Иначе вам будет сложно объяснить, почему ему нельзя, а вам — можно. Да и вообще — личный пример — самый действенный.

Конечно, если у вашего малыша уже установилась стойкая телезависимость, вам придётся несладко.

Постарайтесь жить так, чтобы у него было много более важных занятий — запишитесь в классы раннего развития, посещайте бассейн, ходите в походы. Ребёнок должен жить полноценной реальной жизнью, а не виртуальной или телевизионной.

Телевизор и ребенок первого года жизни — Вопросы и ответы

Отвечает Комаровский Е. О.

Вне всякого сомнения, никакого осознанного восприятия того, что происходит на телеэкране, у ребенка первого года жизни нет и быть не может. Все происходящее — некий набор световых (цветовых) и звуковых раздражителей. Любые раздражители порождают некий комплекс эмоций — иногда положительных, иногда отрицательных. Какая реакция возникнет — это очень индивидуально и не прогнозируемо. Ваш ребенок плачет во время рекламы, но мне, как правило, сообщают о противоположной ситуации — детям реклама нравится. Я глубоко убежден в том, что телевизор – это достижение цивилизации, которое является одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья. При этом важны и психоэмоциональные, и педагогические факторы, и неминуемое ограничение двигательной активности. Существует множество медицинских попыток обосновать особо умными медицинскими терминами и диагнозами вредность телевизора для незрелого и активно развивающегося детского мозга. Две главные причины, по которым с медицинских позиций телевизор — зло:
1. Отрицательное влияние на орган зрения. Глаз — один из наиболее быстроменяющихся органов, и повышенные нагрузки на него способствуют риску дискоординации в отношении и остроты зрения, и цветоощущения, и движения глазных яблок, и величины зрачков.
2. Специфическая и до конца не изученная способность мерцающего изображения провоцировать судороги.
Вне всякого сомнения, вредность телевизора для здоровья часто преувеличивается, хотя еще никто и не сказал, что это полезно. Тем не менее, и это, пожалуй, главное — телевизор никак не может рассматриваться в качестве явления положительного. Как это ни печально, но для основной массы родителей телевизор является средством нейтрализации ребенка, от которого иногда очень хочется отдохнуть. И здесь особенно важны исповедуемые семьей принципиальные основы образа жизни. Трудно убедить ребенка в том, что гулять хорошо, а телевизор плохо, если родители выходной проводят перед экраном, если любые достижения литературы усваиваются лишь после их экранизации и т.д. Я уже не касаюсь влияния телевизора на психику, на способность к обучению, на формирование мировоззрения и т.д. Неудивительно, что воздействие телевизора на интеллект, способность мыслить и обучаться, на представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, зачастую намного превосходит влияния всех мам, пап, бабушек и дедушек вместе взятых. И чем раньше ребенок начнет общаться с телевизором, тем большее значение он (телевизор) будет для него иметь — полная аналогия с алкогольной, никотиновой, наркозависимостью — даже термин специальный придумали — телемания. А чем большее значение имеет телевизор, тем меньшее мама с папой. Если мама с папой «алкоголики, тунеядцы, дебоширы» — так, может, это и к лучшему. Но если родители нормальные люди, желающие добра своему ребенку, то… выводы очевидны.

Все ответы

Почему детям нельзя смотреть телевизор

Сегодня споры о том, стоит ли детям отдыхать у телевизора, не утихают. Одни родители считают, что мультики, детские фильмы позволяют им быть спокойными за дитя, которое не бегает одно на улице, а другие не видят никакой пользы в таком досуге. Если же речь идет о маленьких детях, то вред телевизора очевиден. Какие же аргументы против него приводят специалисты?

Прежде всего, заметим, что в раннем возрасте (до года) у малыша нет осознанного восприятия происходящего на телеэкране. Все, что там происходит, — это набор цветовых и звуковых раздражителей, которые вызывают у крохи комплекс эмоций, не всегда положительных. Реакция ребенка не прогнозирована. Одни родители говорят, что дети плачут во время рекламы, вторые — наоборот.

Известный педиатр Евгений Комаровский убежден, что телевизор — ведущий фактор тенденции ухудшения детского здоровья. Он учитывает психоэмоциональный, педагогический фактор и ограничение физической активности малыша. Господин Комаровский полагает, что вред телевизора основывается на двух главных факторах. Это способность мелькающего изображения провоцировать судороги у ребенка и негативное влияние на его глаза. Что касается последнего, то повышенная нагрузка на орган зрения способствует риску дискоординации, снижению остроты, цветоощущения.

Важную роль в развитии зрительной системы ребенка играют зрительные нагрузки. Это чтение, рисование, просмотр телевизора. Что происходит с глазами малыша во время отдыха у телеэкрана? Картинка с экрана проектируется на сетчатку. Чтобы четко рассмотреть изображение на расстоянии, ребенку надо напрягать глазные мышцы. Это происходит рефлекторно и не зависит от детского сознания. Просмотр движущихся изображений — это состояние постоянного напряжения глаз. Если ребенок у телевизора находится долго, то нагрузка на его глаза чрезмерная. Она не соответствует возрасту ребенка, что приводит со временем к срыву компенсаторных возможностей, риску близорукости.

Читайте также

Негативно влияет на зрительную систему малыша и яркая подсветка экрана телевизора. По причине чрезмерного контраста происходит зрительное утомление, которое проявляется беспокойством, резью, покраснением глаз малыша.

Поскольку полностью исключить телевизор из жизни детей не удастся, то необходимо искать разумный компромисс. Так, специалисты вообще не рекомендуют смотреть телевизор детям до двухлетнего возраста. Связано это с влиянием телевидения на ЦНС ребенка. Речь идет о перевозбуждении. Детям старше 2 лет можно смотреть телевизор максимум 30 минут в день.

Малышам от 3 до 7 лет можно позволить у экрана провести 40-50 минут, с 7 лет до 13 — максимум два часа в день.

При этом просмотр должен происходить только в положении сидя; расстояние до экрана должно быть три метра; его размер не менее 21 дюйм.

Евгений Комаровский отмечает, что, к большому сожалению, сегодня для многих пап и мам телевизор служит средством нейтрализации ребенка и возможности отдохнуть. Очень тяжело переубедить чадо в том, что гулять — это чудесно, а смотреть телевизор — плохо, если выходной день родители проводят перед его экраном.

Педиатр считает, что достижение цивилизации негативно влияет и на психику, и на способность к обучению, и на формирование мировоззрения детей. Сегодня воздействие этого изобретения на интеллект и способность мыслить, понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, превосходит влияние бабушек, родителей, близких, друзей вместе взятых.

Чем раньше дитя начинает общаться с телевизором, тем важнее будет его роль в общем развитии ребенка и формировании ценностей. Психологи сегодня даже проводят аналогию с наркотической, табачной зависимостью, называя общение с «ящиком» телеманией. И чем больше его роль в жизни ребенка, тем меньше значение мамы и папы, их воспитания. Если родители желают своему малышу добра, то выводы из этого сделают правильные.

Зачем избегать ТВ для младенцев и малышей

Автор: Дэвид Л. Хилл, доктор медицинских наук, FAAP

Родители часто шокированы, когда я говорю им, что педиатры считают плохой идеей смотреть телевизор или использовать мобильные приложения. до возраста 18 месяцев, потому что большинство малышей уже есть. Опросы показывают, что 92,2% детей в возрасте 1 года уже пользовались мобильным устройством, причем некоторым из них уже исполнилось 4 месяца.

Раннее развитие мозга

Я слышал, как многие родители говорят, «Но моему ребенку это нравится!» Младенцы могут смотреть на яркие цвета и движение на экране, но их мозг неспособен иметь смысл или смысл из всех этих причудливых картинок.

Требуется около 18 месяцев для того, чтобы детского мозга развился до такой степени, что символы на экране стали представлять их эквиваленты в реальном мире.

Младенцам и малышам нужно больше всего учиться, это взаимодействие с окружающими их людьми. Это не означает, что они не должны вести видеочат с дальним прародителем или развернутым родителем, но когда дело доходит до повседневного обучения, им нужно прикасаться к вещам, встряхивать их, бросать их и, прежде всего, видеть лица и слышать голоса тех, кого они любят больше всего.Приложения могут научить малышей касаться экрана и проводить пальцем по экрану, но исследования говорят нам, что эти навыки не отражаются на реальном обучении. См. Полезные навыки использования цифровых медиа для детей, малышей и дошкольников .

Где вред?

Конечно, дети и малыши не получают ничего от просмотра телевизора, но если им это нравится, то в чем же вред? Если вам нужен маленький телевизор, чтобы поужинать на столе, разве это не лучше для них, чем, скажем, голодать? Да, смотреть телевизор лучше, чем голодать, но хуже, чем не смотреть телевизор.Хорошие данные свидетельствуют о том, что просмотр экрана в возрасте до 18 месяцев оказывает длительное негативное влияние на развитие языковых навыков у детей, навыки чтения и кратковременную память. Это также способствует проблемам со сном и вниманием.

Если «вы есть то, что вы едите» , то мозг — это то, что он испытывает, а видео-развлечение похоже на психическую нездоровую пищу для детей и малышей.

Проблема заключается не только в том, что делают малыши, смотря телевизор; это то, что они не делают.В частности, дети запрограммированы учиться на взаимодействие с другими людьми. Танец выражений лица, тона голоса и языка тела между малышом и родителем не только прекрасен, он настолько сложен, что исследователям приходится записывать эти взаимодействия на видео и замедлять их, чтобы увидеть все, что происходит. Всякий раз, когда одна сторона в этом танце, ребенок или родитель, смотрит телевизор, обмен прекращается.

Малыш учится гораздо больше от стука кастрюль по полу, пока вы готовите обед, чем он, наблюдая за экраном в течение одного и того же времени, потому что время от времени вы двое смотрите друг на друга.

Просто включить телевизор в фоновом режиме, даже если «его никто не смотрит», достаточно, чтобы задержать развитие языка. Обычно родитель говорит около 940 слов в час, когда рядом есть малыш. С включенным телевидением это число падает на 770! Меньше слов означает меньше обучения.

Младенцы также учатся обращать внимание на длительные периоды, а у малышей, которые смотрят больше телевизора, с большей вероятностью возникают проблемы с обращением внимания в 7 лет. Видеопрограммы постоянно меняются, постоянно интересны и почти никогда не заставляют ребенка иметь дело с чем-либо более утомительный, чем рекламный ролик.

После 2 лет все меняется, по крайней мере, несколько. В дошкольные годы некоторые дети учатся некоторым навыкам на образовательном телевидении. Хорошо продуманные шоу могут научить детей грамоте, математике, естественным наукам, решению проблем и просоциальному поведению. Дети получают больше удовольствия от интерактивных программ, таких как Dora Explorer и Sesame Street , когда они отвечают на вопросы персонажей. Образовательное телевидение имеет большое значение для детей, дома которых являются наименее интеллектуально стимулирующими.

Что вы можете сделать:

Естественно, дети учатся больше, когда смотрят телевизор или используют приложения с родителями. Содержание имеет значение, много. Все программы обучают детей чему-то, но придерживайтесь тех, которые предназначены для обучения детей вещам, которые они на самом деле должны знать, такие как язык и математика.

Независимо от содержания, ограничьте время электронных развлечений вашего ребенка 1 часом в день с 18 месяцев до пяти лет.

Помните, что телевизор все еще остается телевизором, смотрите ли вы его на экране телевизора, на мобильном телефоне или компьютере.

Дополнительная информация и ресурсы:

О докторе Хилле:

Педиатр Дэвид Хилл, доктор медицины, FAAP, является вице-президентом педиатрии Cape Fear в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, и адъюнкт-профессором педиатрии в Медицинской школе UNC. Он входит в состав исполнительных комитетов педиатрического общества Северной Каролины и Совета по коммуникациям и средствам массовой информации Американской академии педиатрии. Доктор Хилл получил премию Бенджамина Франклина от Независимой книжной ассоциации в 2013 году за папа к папе: воспитание как профессионал . Он работает консультантом по вопросам ухода за детьми для местных и национальных радио, телевидения и интернет-СМИ. Он живет в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, со своей женой, тремя детьми и двумя приемными детьми.

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна заменять медицинское обслуживание и рекомендации вашего педиатра. Возможны различные варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

слишком много телевидения? Как обуздать телевизионное время ваших детей

8 year old girl lying down on carpet watching tv

Возможно, это постоянно повторяющаяся в вашей музыке тема Paw Patrol или тот факт, что ваша дочь знает каждое слово, песню и танец на Потомки 1, 2 и 3 .

Это может быть увлечение вашего подростка всеми миллионами фильмов Marvel (они все еще снимают на больше ?) Или энциклопедическими знаниями всех 800+ персонажей из шоу и фильмов о покемонах.

В любом из этих случаев ваши дети могут смотреть телевизор слишком много.

В современном мире, ориентированном на технологии и развлечения, разнообразие телевизионных программ и мгновенного потокового вещания (Netflix, Amazon, Hulu) в основном безгранично. За последние два десятилетия шоу стали быстро скачиваться и постоянно ориентированы на растущую целевую аудиторию — наших детей.

Детские фильмы и шоу, снятые мгновенно, не только плодотворны, но и чрезвычайно конкурентоспособны, и прибыльны.Некоторые могут быть исключительно интересными, в то время как другие стремятся быть моральными и образовательными.

Некоторые даже пленяют и веселят родителей (другие, без сомнения, раздражают).

Фильмы Marvel, как уже упоминалось выше, даже не являются семейными фильмами, но дети их любят. В любом жанре цель телевизионных программ — быть дико интересной и вызывающей привыкание у зрителей.

Для наших детей это, несомненно, оба.

Это может начаться с малого, когда ваш детский садик смотрит дополнительный эпизод Fancy Nancy или ваш подросток ведет переговоры о дополнительных 15 минутах Spider-Man Homecoming .Но вдруг ваши дети проводят несколько часов в день, приклеенные к экрану.

. Будь то слишком много телевидения в течение года или просто в определенное время, большинство родителей достаточно добросовестны, чтобы знать, что дети не должны проводить непомерное количество времени перед телевизором.

Но вы чувствуете себя бессильным обуздать эту привычку? Является ли мысль о введении более строгих ограничений подавляющей как для вас, так и для ваших детей?

Хорошая новость в том, что есть надежда.Это займет некоторое посвящение, но с помощью нескольких простых стратегий вы можете вернуть своих детей к разумному количеству экранного времени.

Прежде всего, сколько стоит телевидение?

Я понял. Телевидение — отличный способ для детей расслабиться после школы, по вечерам или ленивыми выходными.

И давайте будем честными, это также предоставляет родителям столь необходимый перерыв. В конце концов, есть только так много ремесел, которые вы можете придумать, или настольные игры, в которые можно играть, когда погода экстремальная, и вы развлекаете безумных шуток.

Иногда нам просто нужно занять детей, чтобы мы могли закончить эти долгие домашние дела или работать из дома.

Честно говоря, неудивительно, что многие из нас уступают более свободным телевизионным ограничениям — нам нужно делать вещи и оставаться в здравом уме!

Дело в том, что использование телевидения без ограничений может быть скользким.

Трудно точно определить , а именно , что слишком много для детей. Это зависит от множества факторов, включая личность и возраст ребенка.Что уверен, так это то, что дети смотрят больше телевидения, чем когда-либо прежде, и чрезмерное использование может вызвать множество негативных последствий.

Как и вы, ваши дети должны жить сбалансированной жизнью. Установка телевизионных ограничений и родительского контроля — отличная отправная точка. Также важно быть в курсе того, что смотрят ваши дети, и как шоу могут на них повлиять.

Лучший способ узнать, стало ли телевидение (и технологии в целом) проблематичным для вашего ребенка, — это найти тревожные предупреждающие знаки.

Примечание: Для Positive Parenting Solutions Пользователи, пожалуйста, посетите / просмотрите Специальный модуль, «План выживания в семейных технологиях».

Признаки телевизионной зависимости

Телевизионная зависимость может проявлять те же признаки, что и любой другой вид зависимости:

  • Если вы устанавливаете ограничения на экранное время и обнаруживаете, что ваши дети скрывают использование или регулярно нарушают правила, они, вероятно, зависимы.
  • Если дети бросают истерики, становятся раздражительными или неконтролируемо действуют, когда вы убираете телевизор, это явный признак нездоровой зависимости.
  • Если дети страдают в школе, подумайте, может ли телевидение быть с этим связано.
  • Если ваш ребенок постоянно ложится спать поздно и теряет сон из-за телевидения, это явный признак зависимости. Нерегулярный характер сна и постоянная потеря сна могут повлиять на способность ребенка к обучению и познавательной способности, и его необходимо немедленно устранить.
  • Если ваш ребенок всегда выбирает телевизор из-за других традиционно веселых и общественных мероприятий, он или она, вероятно, достигли нездорового уровня зависимости от времени на экране.

Если вы заметили на любом из знаков выше, настало время для телевизионного вмешательства . Итак, засучите рукава и приготовьтесь восстановить контроль над трубкой.

Установка здоровых границ на телевидении

Если вы похожи на большинство семей, отнимать телевизор вообще нереально или нежелательно.Я также могу сказать вам, что пока вы поддерживаете здоровый контроль над этим, в этом нет необходимости.

Основная цель — помочь вашим детям воздерживаться от бесполезного просмотра и не допустить, чтобы телевидение отвлекало их обязанности или психическое, физическое и социальное благополучие.

Внедрение подпрограмм «когда потом» до начала телевидения

Если ваши дети привыкли смотреть телевизор и не выполняют свои элементарные задачи первыми (например, семейный вклад, домашние задания, музыкальная практика и т. Д.)), рассмотрите возможность использования с ними терминологии Когда-Тогда и .

«Когда-то» — это один из 37 инструментов, которые вы изучите в нашем онлайн-курсе «Positive Parenting Solutions». Нажмите здесь, чтобы присоединиться ко мне для бесплатного занятия и изучить один из наших других чрезвычайно популярных инструментов — 5R с честными и эффективными последствиями.

« Когда вы закончили опорожнять посудомоечную машину и вывозить мусор, Кайл, , а затем , вы можете посмотреть свое шоу».

« Когда вы закончите со всей домашней работой, Жасмин, и вы можете скачать этот новый фильм в iTunes.

«Когда-то» — отличный способ возложить ответственность на колени своих детей. Они знают, что им нужно делать, чтобы смотреть телевизор. Они могут контролировать, когда это произойдет, решив сначала выполнить нежелательную задачу на своих условиях.

Когда-то становится еще более мощным, когда вы устанавливаете его как часть рутины. Если Кайл знает, что ему приходится каждый день чистить посудомоечную машину, наступит момент, когда вам даже не придется говорить «Когда-то». Он просто сделает это.Рутина становится боссом, вы убираете посуду, а Кайл начинает смотреть телевизор, будучи более продуктивным членом семьи.

Обратите внимание: Убедитесь, что вы не представляете использование телевизора в качестве особой награды. Это сделает задачи более похожими на невыносимые домашние дела. Процедуры «когда-то» работают лучше всего, если целью является уже установленная привилегия, которой можно пользоваться только после выполнения необходимых задач.

Nixing the Nagging / Negotiating

Процедуры «когда-то» также избавляют вас от необходимости ворчать и вести переговоры со своими детьми.

Призывать своих детей остановиться или начать что-то делать обычно превращается в борьбу за власть. Они чувствуют себя приниженными, потому что не думают, что вы верите, что они могут сделать что-то без ваших напоминаний (и, возможно, вы действительно думаете об этом!). Это заставит их чувствовать раздражение, оборону и меньше шансов на сотрудничество.

Кроме того, если в момент слабости вы сдаетесь, когда ваш ребенок пытается торговаться с вами, вы отправляете сообщение, что все готово для переговоров.Возможно, вы подумали, что выделение еще нескольких минут телевидения не является большой проблемой, но через несколько месяцев вы можете иметь ребенка, которого весь день приклеивают к экрану.

Старайтесь не быть втянутыми в переговоры, слушать скуление или быть втянутыми в борьбу за власть, просто указав «когда-то» и уходя . В конце концов, если вы останетесь без дела, вы обеспечите аудиторию для издевательств, и вы, возможно, сдаетесь!

Оставайтесь сильными, и ваши дети узнают, что никакое нытье не изменит ваше мнение.Дело закрыто.

Ведущий по примеру

Если мы придадим большое значение собственному просмотру телевизора, наши дети научатся тому же. Конечно, хорошо иметь время для телевидения для взрослых (в конце концов, мы заслуживаем расслабления и должны оставаться актуальными для следующей взрослой вечеринки), но лучше не постоянно «вегать» перед телевизором, пока наши дети смотрят.

Если мы наслаждаемся прогулками на свежем воздухе, например, читаем, готовим забавные блюда, играем на каком-либо инструменте или занимаемся спортом, наши дети будут в восторге от этих здоровых увлечений.Чем раньше мы сможем познакомить наших детей с этими неэлектронными альтернативами, тем лучше.

Это , поэтому легко стать лицемерным и позволить нашим личным действиям идти вразрез с ожиданиями наших детей. Просто будьте бдительны и старайтесь «практиковать то, что проповедуете».

Предлагая один на один Родитель / Ребенок Время

Вы всегда можете поощрять меньший просмотр телевизора, предлагая один на один со своим ребенком делать то, что она выберет.

Тщательно проводя время с нашими детьми, дети получают невероятные возможности.Это дает им чувство важности и ценности, которые они жаждут. Это личное внимание, шанс на общение и развлечение. При регулярном и правильном использовании ваши дети будут зависимы от него — возможно, даже больше, чем телевидение.

Вы можете предложить пнуть футбольный мяч туда-сюда, поиграть в игру Уно, прогуляться по парку или даже отправиться на охоту за мини-мусорщиком по дому. Это не обязательно должно быть тщательно продуманно или хорошо спланировано (если вы не хотите, чтобы это было так), просто нужно по крайней мере 10-15 минут ежедневного, ориентированного на ребенка, личного времени со своими детьми.

Это может показаться нереальным для тех из вас, у кого отозваны подростки. Но поверьте мне — им нужно это время один на один, столько же, сколько и малышам в вашей жизни. Не переставайте поощрять это или находить время и средства для его осуществления.

Обратите внимание: Если ваш ребенок хочет использовать телевизор в качестве индивидуального занятия, это нормально, время от времени в следующих пределах: убедитесь, что вы смотрите телевизор вместе; убедитесь, что вы обсуждаете то, что смотрите; и стараться, чтобы это было познавательно для маленьких трусов.

Ограничение мгновенных загрузок (в возрасте права)

Вы пытались представить некоторые из ваших любимых старых фильмов своим детям, только чтобы услышать, как они говорят, «Это так скучно». «Почему это так медленно?» « Это серьезно в черно-белом?»

Наша нынешняя эра мгновенного удовлетворения может сделать просмотр старых фильмов с более медленными сюжетными линиями и менее специальными эффектами настоящим тормозом для детей. Мы знаем, насколько интересны и насыщены событиями телевидение и фильмы в наши дни.

Даже проигрывание DVD кажется архаичным для современных детей. Несмотря на быстрый поиск DVD-диска и быструю перемотку по предварительно запрограммированным предварительным просмотрам на экран меню, (простую) минуту спустя, ваши дети задаются вопросом, что заняло так много времени.

Отсутствие терпения и неспособность скучать — это лишь небольшие признаки эпидемии, с которой сталкиваются дети сегодня.

(В моей книге, «Эпидемия« Я, я, я »» », я подробно обсуждаю не только то, почему многие современные дети верят в неотъемлемо особенное обращение, но и то, как мы можем с ним бороться.)

A quote about the entitlement epidemic
Может показаться, что мгновенные цифровые загрузки не могут так сильно повлиять на ожидания или действия ребенка в жизни, но это, безусловно, способствует мысли, что сегодняшним детям не нужно ждать выплаты.

Работа и ожидание желаемых результатов — это то, чему наши молодые люди еще должны научиться. Возможно сейчас больше, чем когда-либо.

Если вы беспокоитесь о создании нужных детей, реализация контроля над телевизором может иметь значение.

Попробуйте заставить их подождать до выходных особого вечера кино — фильма, который вы все выбираете по очереди. Поскольку им пришлось ждать всю неделю, это может сделать их более восприимчивыми к просмотру чего-то, что они не обнаружили (или чего-то из вашей юности, которое сейчас, очевидно, древних ).

Заключительные мысли

Телевидение, мой друг, здесь, чтобы остаться. Возможно, футуристические телевизоры будут летать по дому для получения специального эффекта, превращаться в экраны IMAX или автоматически уменьшать громкость во время рекламных роликов (вы никогда не узнаете).Но помимо большей и лучшей развлекательной ценности, присутствие телевидения, скорее всего, постоянно.

Вместо этого нам нужно сосредоточиться на управлении вызывающими привыкание качествами телевидения и не допускать, чтобы это влияло на здоровье, прогресс и цели наших детей.

Я понимаю, что легче сказать, чем сделать. В конце концов, я вырастил двоих детей в эпоху цифровых технологий. Но Я также знаю из опыта, что вы можете сбросить свои телевизионные правила на благо всех.

Итак, вот оно.Теперь настало время, чтобы вы и ваши дети были на пути к управляемому, невинному и беззаботному экранному времени. И мы здесь, чтобы вести вас на каждом шагу.

Для получения дополнительных инструментов, я призываю вас проверить мой бесплатный онлайн-класс. Вы изучите 5R для реализации эффективных последствий для неправильного поведения — включая чрезмерное или ненадлежащее использование технологии.

Заголовок изображения: Алена Озерова / Shutterstock www.shutterstock.ком / фотографии

A quote about the entitlement epidemic

Об авторе

Amy McCready Признанный на национальном уровне эксперт по воспитанию детей Эми МакКриди является основателем Positive Parenting Solutions и автором бестселлера «Эпидемия« Я, я, я »- пошаговое руководство по воспитанию способных, благодарных детей в мире с чрезмерными правами» и , если мне придется рассказать вам еще раз … Революционная программа, которая заставляет ваших детей слушать, не упираясь, не напоминая и не крича .Как «выздоравливающий крик» и сертифицированный инструктор по положительным дисциплинам, Эми является поборником методов позитивного воспитания для более счастливых семей и детей с хорошим поведением. Эми является участником шоу СЕГОДНЯ и была показана на CBS этим утром, CNN, Fox & Friends, MSNBC, Рэйчел Рэй, Стив Харви и другие. В ее самой важной роли она — гордая мама двух удивительных молодых людей. ,
рекомендаций по просмотру телепрограмм для малышей | BabyCenter

С таким большим количеством показов, предназначенных для очень маленьких детей, может показаться, что ваш малыш не посмотрит эпизод или два из любимого мультфильма. Но ваш ребенок растет в мире, насыщенном средствами массовой информации, и теперь настало время начать учить его здоровым привычкам управлять использованием экрана.

Небольшой телевизор или другое время на экране — это хорошо, если она смотрит высококачественные шоу в соответствии с возрастом вместе со взрослым. Но слишком большое или неподходящее телевидение может помешать здоровому психическому и физическому развитию и привести к длительным проблемам.Ниже приведены советы по управлению временем просмотра вашего малыша.

Установите разумные ограничения для носителей для детей

Ограничьте время на экране телевизора или экрана. Большинство родителей говорят, что их дети смотрят телевизор два или более часов в день, несмотря на рекомендацию Американской академии педиатрии (AAP) о том, что дети в возрасте от 2 до 5 лет проводят не более часа в день на экранах любого типа — ТВ, планшет, телефон или компьютер. (AAP не рекомендует использовать экраны для детей младше 18 месяцев.)

Чтобы мозг вашего ребенка не включал автопилот, пока он смотрит, разбейте просмотр на 10–15 минут.Держите экраны вне спальни и выключайте во время еды.

Установите правила прямо сейчас. Настройка правил с первого дня позволяет легче контролировать время просмотра по мере взросления вашего ребенка. Намного легче ослабить ваши стандарты позже, чем отучить 18-месячного ребенка от привычки наблюдать, когда ему захочется.

Сделайте просмотр привилегией. Не позволяйте экранному времени стать ожиданием. Это нелогично, но на удивление эффективно.У вас может быть номер в голове, но если ваш ребенок знает, что это такое, он может рассматривать его как сумму, которую он «должен» наблюдать.

Сделать экраны неудобными. Подумайте о том, чтобы хранить телевизор и другие экраны в небольшом, отдаленном помещении в доме или в шкафу, который остается закрытым, когда он выключен. Выключайте телевизор, когда никто не смотрит: фоновые шоу отвлекают, и они снижают взаимодействие между родителями и маленькими детьми.

Выбирайте высококачественные шоу для детей

Стик с простым программированием. Медленные программы дают маленьким детям время подумать и усвоить. Выберите прямые, соответствующие возрасту шоу, которые подчеркивают интерактивность. Идеальные шоу вдохновляют вашего ребенка на звуки, слова, пение и танцы.

Множество случайных действий (например, мультфильмов в жанре боевик / приключения) сбивают с толку детей, и страшные шоу слишком интенсивны. И некоторые исследования показывают, что дети, которые смотрят насилие по телевизору, чаще демонстрируют агрессивное поведение.

Смотреть конкретные шоу. Вместо того, чтобы позволить своему ребенку смотреть то, что происходит, тщательно выбирайте шоу. Проверьте обзоры из надежных источников, таких как Common Sense Media, и предварительные просмотры перед просмотром с вашим малышом.

Когда шоу закончится, выключите экран. Двухминутное предупреждение с 10-секундным обратным отсчетом о том, что время экрана подходит к концу, поможет малышу перейти к следующему занятию.

Будьте руководством и примером для подражания для детей

Смотрите с вашим ребенком. Старайтесь не использовать видео или телевидение в качестве няни. Исследования показывают, что дети лучше учатся, если рядом есть взрослый. Помимо этого, просто присутствие там говорит вашему ребенку: «То, что вы делаете, важно для меня».

Помогите своему ребенку смотреть критически. Даже маленькие дети могут научиться смотреть без «настройки». Если вы смотрите телевизор с рекламой, поговорите о том, что происходит в шоу и рекламе, и объясните разницу между ними. Поощряйте вашего ребенка задавать вопросы и связывать происходящее в шоу с его собственной жизнью.Если вы смотрите видео или записанное шоу, остановите его, чтобы обсудить происходящее.

Соедините шоу с реальным миром. Присоединяясь к своему ребенку во время показа экрана, вы можете помочь ему установить связь между тем, что она видела, и реальным миром вокруг нее. Если вы и ваш малыш только что закончили просмотр сегмента Сезам-стрит , в котором вводится число, поговорите о числе и найдите примеры его, чтобы показать ей. Например, когда вы накрываете стол, вы можете сказать: «Эй, сегодняшнее число было три, и есть три места для установки!» Тогда прочитайте и обсудите книгу, которая исследует числа.

Если ваш ребенок любит шоу о дикой природе, вы можете пойти в библиотеку вместе, чтобы выбрать книги о животных. Или, если персонажи любимого шоу испекут пирог или сделают арт-проект, вы и ваш ребенок можете попытаться выполнить аналогичное действие.

Быть образцом для подражания. Дети больше всего страдают от того, что установили родители, поэтому не переключайте каналы и не включайте телевизор в качестве фонового шума. Если ваш ребенок увидит, как вы с энтузиазмом садитесь так часто, чтобы посмотреть конкретное шоу и сконцентрироваться на том, что вы видите, он поймет потенциал для удовольствия, которое обещают фильмы и другие шоу.

Составьте семейный медиаплан. В дополнение к размышлениям о времени вашего ребенка с экранами, подумайте, когда и как другие люди в вашем доме используют экраны. Поговорите со своим партнером о базовых правилах для телевидения и других экранов и составьте план. Вы можете составить индивидуальный план с помощью бесплатного инструмента семейного медиаплана AAP.

Подробнее:

,

Почему смотреть телевизор вредно?

Некоторое время назад, когда не было телевизора, люди были счастливее. У них было гораздо больше времени, чтобы читать книги и разговаривать друг с другом. Теперь все наше свободное время мы проводим на просмотре телевизора. Когда не было телевизора, наше воображение развивалось. Я не знаю, полезно ли телевидение.

У телевидения много недостатков. Сначала: телевидение плохо влияет на детей и подростков. На ТВ много глупых басен.Есть такие эпизоды, как про человека, который падает из окна с 10-го. пол, и вдруг он может встать и уйти. Я уверен, что если бы дети использовали подобную деятельность в своей жизни, результаты были бы трагическими.

В фильмах все больше и больше насилия, и зачастую такие фильмы оказывают большое влияние на подростков. Поэтому я считаю, что дети до 18 лет не должны смотреть фильмы с насилием. И должен быть раздел по фильмам для подростков и стариков.

Когда кто-то смотрит телевизор очень часто, очень трудно заставить кого-то его остановить.Чем мы можем сказать, что кто-то зависит от телевидения.

Я хотел бы написать о конкурсе под названием телеаудио на телевидении. Поистине, это соревнование только для наивных людей. Телевизор хочет растянуть людей на очень дорогой телефонный звонок. Многие люди звонят в телеаудио, потому что вопросы очень просты.

ТВ повреждает наши глаза и заставляет нас ограничивать горизонты нашей жизни.

Многие психологи утверждают, что во многих домах телевидение было заменой матери или другого защитника.Дети, которые обучались по телевизору, испытывают проблемы с концентрацией эмоций и не могут выразить свое мнение. Младшие дети тратят много времени на просмотр телевизора, тем сложнее они адаптируются к человеческой реальности. Психологи решили, что дети не должны смотреть телевизор дольше, чем 90 минут в день. Многие дети, которые не получают хорошего стандарта от своих родителей, часто применяют шаблон, который они встретили по телевизору. И иногда результаты после такого рода деятельности очень опасны.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *