Пишем сценарий праздника первый снег литературное чтение 3 класс: ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – Сценарий праздника для детей «Первый снег» 3 класс

30Ноя - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Сценарий праздника для детей «Первый снег» 3 класс

Сценарий праздника «Первый снег»

hello_html_504f6a42.jpg

Цель: читать выразительно стихи друг другу, используя приемы интонационного чтения, открывать новые приметы и явления природы через восприятие художественных образов, вызвать желание любоваться красотой русской зимы.

На доске сочинения детей на тему “Первый снег”, выполненные на нарядных снежинках; акростих или акротекст из зимних слов, выполненные на елочках и пословицы.

Учитель: – Здравствуйте, ребята, дорогие наши гости! Мы с вами завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш труд всем, кто любит праздники и зиму. Часто это время года называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). 

Послушайте загадки и отгадайте их:

  1. Ученик читает отрывок из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина “В тот год осенняя погода стояла долго на дворе”.

Отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе».

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом

Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. А наши девочки-снежинки исполнят танец.

hello_html_m40aef53d.jpg

Учитель: – И композиторы, и поэты посвятили много своих замечательных произведений этому чудесному времени года – русской зиме, а также одному из чудес зимы – первому снегу. Давайте послушаем как поэты и композиторы рисуют картины зимы с помощью слов и музыки и поиграем в зимние игры.

3. Чтение отрывков из стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер”, “Зимнее утро”.

Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина

«ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина

«ЗИМНЕЕ УТРО»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

7. Песня

8. Игра “Морозное дыхание” Перед каждым игроком на стол кладется вырезанная из бумаги снежинка достаточно большого размера. Задача – сдуть свою снежинку так, чтобы она упала с противоположного края стола. Конкурс проводится до тех пор, пока все не сдуют свои снежинки. После того, как упадет последняя снежинка, ведущий объявляет: “Победил не тот, кто первым сдул свою снежинку, а тот, кто последним, т.к. у него такое морозное дыхание, что его снежинка “примерзла” к столу.

hello_html_m32dc5592.jpg

11. Зимние загадки.

Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит слёзы льёт.

-= Зима =-

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

-= Зима =-

Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?

-= Снежинки =-

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.

-= Сосулька =-

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

-= Снег =-

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.

-= Иней =-

С неба – звездой,
В ладошку – водой.

-= Снежинка =-

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

-= Мороз =-

Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

-= Лёд =-

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.

-= Февраль =-

Стихотворение. «Снег идет»

Снег идет, снег идет,

Скоро, скоро Новый год

Дед Мороз к нам придет,

Всем подарки принесет.

13. Игра “Составь из деталей вслепую снеговика” (2 команды). После этого исправьте и украсьте снеговика.

Стихотворение «Чудная картина»

14. Русская народная песня – караоке с родителями “Как на тоненький ледок”. Инсценизация.

Пословицы.

15. Игры: “Переход по льдинкам”. От каждой команды выходят по два участника. Им дается по две льдинки (картонки в половину альбомного листа) Надо “перейти” вдвоем на противоположную сторону, но “наступать можно только на льдинки. Побеждает та команда, которая первой добралась до противоположного берега и не упала в воду”.

Листочек –комочек”. Игроки становятся в ряд, в руках у них альбомный лист, который надо держать за уголок на вытянутой руке. Когда ведущий дает сигнал, игрок должен одной рукой (не помогая другой) скомкать свой листочек в комочек

(в кулак). При этом руку с листочком опускать нельзя. Кто выполнит задание, поднимает руку (со скомканным листочком) над головой.

Меткий стрелок”. На доске чертится цель, игрок должен попасть скомканным листочком в цель.

16. Стихотворение. «Дело было в январе».

Учитель: – Поиграем в игру. Итак, 1-я команда поделится своими наблюдениями, каким может быть снег? (Снег (какой?) легкий, чистый, мягкий, хрупкий, пушистый, светлый, беленький, скрипучий, сухой, тихий, колючий, новый, первый, холодный, блестящий…)

– 2-я команда назовет слова, которые обозначают действие снега. (Снег (что делает?) кружится, ложится, летит, падает, порхает, идет, опускается, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

– 3-я команда подумает, с чем можно сравнить снег. (с белоснежной фатой, мелом, веселыми белыми мухами, шубой, снежной бахромой, легкой пуховой цепью, пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом).

Командам раздаются листочки и дается 5 минут на обдумывание.

Стихотворение «Детство» Иван Захарович Суриков.

18. Вопросы викторины “Умникам и умницам”

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит… (А.С. Пушкин)

  • Народная примета гласит: “… несет снег на кончике своего клюва”. (Гусь.)

  • От чего страдают птицы зимой? (От голода.)

  • Летом бежит, а зимой стоит. Что это? (Река.)

  • Известно, что снег скрипит только в мороз. А меняется ли при этом тональность скрипа в зависимости от температуры воздуха? (Чем крепче мороз, тем тон скрипа выше.)

  • Сколько лучей у классической снежинки? (6)

  • Какого цвета зимой заяц-русак? (Белого.)

  • В какое время года лучше заготавливать дрова? (Зимой. В это время года приостанавливается процесс сокодвижения, и древесина становится более сухой, лучше горит.)

  • Как называется кусок льда, свисающий с крыш, проводов, ветвей деревьев?(Сосулька.)

  • Что означает выражение “Как корова на льду”? (Быть неуклюжим.)

19. Просмотр фрагмента мультфильма “Храбрый заяц”.

20. Учитель: – Подведем итог. Почему зиму называют волшебницей? О каких волшебствах зимы вы узнали из стихов русских и советских поэтов? Как преображается природа с приходом зимы? Докажите, что звери, птицы и человек рады зиме. Кто особенно рад зиме? (Дети.) Почему? Зима действительно волшебница, она преображает мир, очаровывает его; это единственное время года, которое способно рисовать одной лишь белой краской. Но сколько же в этой краске оттенков! Я думаю мы сегодня по-разному увидели и услышали зиму. В этом нам помогли произведения мастеров слова.

Сценарий урока по литературному чтению в 3 классе

КОНСПЕКТ УРОКА

Дата проведения: 6 февраля 2009 г.

Класс: 3-А

Предмет: литературное чтение

Тема урока: М.М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний).

Цели урока:

образовательная – обобщить знания детей по поэтической тетради № 1 по творчеству С. Чёрного, А. Блока, С. Есенина, ознакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина на примере рассказа «Моя Родина», расширять словарный запас посредством заучивания небольших отрывков художественного текста наизусть;

развивающая – развивать привычку пользоваться толковым словарём при толковании незнакомых слов, развивать навык правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения целыми словами со скоростью 70 – 80 слов в минуту, работать над чёткостью и правильностью устной речи посредством чистоговорок;

воспитательная – воспитывать интерес к чтению художественной литературы, воспитывать любовь к природе и к животным, к родному краю.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник по литературному чтению для 3 класса, авторы учебника М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова, поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса, автор С.В. Кутявина, книги «Блицконтроль скорости чтения и понимания текста» для учащихся, автор М.В.Беденко, выставка книг М.М.Пришвина для учащихся, электронная презентация для урока, портрет писателя, толковый словарь.

Методы: игровые, обобщающие, объяснительно-иллюстративные, метод уровневой дифференциации.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка задач перед учащимися.

— Ребята, сегодня на уроке мы с вами приведём в систему наши знания по Поэтической тетради №1 ( куда вошли поэты С. Есенин, С. Чёрный, А. Блок)

Для этого мы провёдём игру – викторину с интересными заданиями для вас (слайды № 1 и 2).

Тематика этой игры приведёт нас к творчеству другого писателя – Михаила Михайловича Пришвина, произведение которого мы сегодня изучим на уроке, по – прежнему будем работать над чёткостью и скоростью нашей речи, используя чистоговорки и книгу – тренажёр (слайд №3). Я надеюсь, этот урок научит вас любить читать книги … Почему? Да потому что… Хорошая книга привыкла к почтению,

И тот получает «пятёрки» по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать,

И книгу, как взрослых, привык … почитать (т.е. уважать) !

2. Упражнение в чистоговорении.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать (слайд №4 ).

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

Скороговорки на тему о природе.

Все бобры добры до своих бобрят.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон!

Совята у совушки – умные головушки!

На каждый совушкин совет глазами хлопают в ответ!

3.Ежеурочная работа по книге-тренажеру «Блицконтроль».

(Используется уровневая дифференциация). Класс поделён на два варианта в зависимости от уровня сформированности навыка чтения: для первого варианта – задание обычного уровня сложности, для второго – задание повы-шенного уровня сложности. У каждого ребенка есть блокнотик-дневник.

Продолжение.

3.Кто покидает свои жилища до

катастрофы?

Кол – во слов – 105. Время чтения — …..мин., …. сек. Скорость чтения –

. слов в минуту.

Самооценка …..

По окончании урока учитель собирает дневники-тренажёры, проверяет и выставляет отметки. Нескольких учащихся (Вавилову Анну, Мустафина Романа, Свищеву Екатерину ) учитель проверяет вслух.

4.Проверка домашнего задания. Обобщение по поэтической тетради №1.

Стихотворения каких поэтов мы изучили в поэтической тетради №1 ?

(слайд №5 и 6 ). ( Саши Чёрного, Сергея Есенина, Александра Блока )

-Сегодня мы сделаем обобщение по прочитанным стихотворениям этих поэтов, проведём для этого игру – викторину, в классе выбираются два ученика — капитана, капитаны набирают себе команды.

Задание первое. «Серебрится река, серебрится ручей».

— В поэзии С. Есенина много «золотых и серебряных» слов – серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом… Вставьте их на место пропущенных слов, правильно назовите произведение. За верный ответ ко-

манда получает жетон.

1.Кругом роса медвяная сползает по коре.

Под нею зелень пряная сияет ………………(«Черемуха»)

2.Ночь. Вокруг тишина, ручеек лишь журчит,

Своим блеском луна всё вокруг …………….(«Ночь»)

  1. А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым …………….(«Береза»)

4.Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зелёные сережки

И горят ………….. росы! («С добрым утром»)

5.Ночь. Вокруг тишина. И в природе всё спит.

Своим блеском луна всё вокруг …………..! («Ночь.»)

6. …………………………. река,

……………………………ручей,

……………………………трава

Орошенных полей. («Ночь»)

— Молодцы, ребята! Спасибо. А теперь Сыскина Ирина читает стихотворение С. Есенина «С добрым утром» наизусть (по индивидуальному домашнему заданию). (слайд №7 ) Свиридов Дмитрий и Иванова Ольга показывают свои иллюстрации к этому стихотворению.

Задание второе. «Весело и грустно».

— Сейчас я вам прочитаю фрагменты стихотворений А. Блока, вы в них найдите рифму, правильно дайте название (слайд № 8).

1. Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце,

Вот и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки ………….! («Снег да снег»)

2. И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей …………… . («Ворона»)

3.Веселимся, кружимся, хороводом ……….( тешимся .

Название «Веселимся, кружимся» )

4.Хмурая, дождливая наступила осень.

Всю капустку сняли, нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому …………. . («Зайчик»)

  1. Бедный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по нем ползущий, отдыхает, спит.

Жутко выйти на дорогу, непонятная тревога
Под луной …………( царит, «Ночью»).

6.Красное солнце, глянь-ка в ………(оконце, то-же, что и 3-ий )

— Онучкина Екатерина читает стихотворение А. Блока «Зайчик», все слушают, Фомина Елизавета и Юреева Дарья показывают свои иллюстрации (слайд № 9 ).

Задание третье. «Что ты тискаешь утёнка?»

-Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком в стихотворениях Саши Черного ( Александра Гликберга) ? Правильно дайте название стихотворения ( слайд №10 ).

1. Отчего у птичек нету ………(рукавичек)?

Отчего шоколадки не растут на ….(кроватке)?

«Приставалка»

  1. Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой ………….? («Что ты тискаешь утёнка?»)

3.Лошадь кушала, старалась,

Только кошка удивлялась,

Отчего все таракашки растолстели как …?(барашки, «Бобина лошадка»)

4.Отчего ты, мартышка, грустна,

И прижала к решетке головку?

Может, хочешь ты видеть слона,

Хочешь сладкую скушать …..? ( морковку, «Мартышка»)

5.Жду и жду я, жду напрасно —

Колокольчик онемел, месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный, отчего ты ……….? (побледнел, «Когда никого нет дома»)

  1. Здравствуй, Катя, ты из ……. школы?

Две косички, кнопкой нос!

Я приятель твой весёлый,

Сдернуть шапочку с ……. волос? («Песня ветра»)

7.Кто там бродит возле дома

Мишка с липовой ……. ногой?

Дочка сна, колдунья …….. Дрема?

Черт ли с бабою ……….Ягой? («Сверчок»)

— Все правильно, ребята. Теперь Юреева Дарья и Хафизова Эльвира прочитают нам наизусть стихотворение «Бобина лошадка».

-Теперь вопрос, о чем или о ком чаще всего сегодня звучали отрывки из стихотворений? (Звучали отрывки о природе, о животных, о деревьях ).

— Тема любви и заботы о природе будет продолжена и в следующем разделе, который мы начнём изучать, он называется «Люби живое».

5. Физкультминутка.

К вам в гости пришел сегодня вот такой веселый Мишка-топтыжка на зарядку ( игрушка). Каждый ученик встает к своему рабочему месту в носочках на массажный коврик с пуговицами. Для снятия повышенного утомления выполним игровое упражнение «Косолапый мишка». И. П. – прямая стойка. На счет один — одной ногой (стопа под углом 90 градусов), косолапя, делаем на весу круг, как – будто мишка загребает ногой сухие осенние листья, нужно стараться побольше листиков загрести. Затем аналогично делаем другой ногой (слайд №11 ).

Один, два! Стоит ракета.

Три, четыре! Самолет.

Один! Два! Хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре!

Руки выше. Плечи шире!

Один, два, три, четыре!

И на месте походили.

Хорошая зарядка,

Мягкая посадка!

6. Введение в тему. Рассказ об авторе.

Предварительная беседа.

— Как вы думаете, что означает словосочетание « Люби живое»? Значит, береги все живое, растения, животных, относись заботливо. Это название следующего раздела в учебнике (слайд № 12 ).

-Мы будем читать произведения о животных. Авторы хотят, чтобы мы бережно относились к природе, берегли её.

— Ребята, вспомните, какие произведения о животных вы читали ранее? Какие вам особенно запомнились? Расскажите. (ответы детей)

— Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.

Рассказ о Михаиле Михайловиче Пришвине.

Рассказывают заранее подготовленные ученики ( Фомина Елизавета, Иванова Ольга, Юреева Дарья).

1 ученица Фомина Елизавета. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина, — считал писатель Константин Паустовский.

По его мнению, Пришвин — «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе» (слайды № 13 и 14 ).

М.М. Пришвин (1873 – 1954гг.) родился в Орловской губернии, близ города Ельца. О своем детстве он рассказывает в романе «Кащеева цепь». Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию», его вернули обратно, но затем из гимназии все-таки исключили. За революционную работу он сидел год в тюрьме, потом вынужден был уехать за границу (слайд №15 ).

В Лейпциге (Германия) Пришвин окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем (слайды № 16 и 17 ).

2 ученица Иванова Ольга. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе,

внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной, чаще всего охотился не за птицей или за зверем, а за открытиями. Вот как он сам часто вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья у меня тогда еще не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота тогда и теперь была в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё в природе не видел, и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался (слайды № 18 и 19, 20 ).

Перепёлку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех.

А поди-ка найди такой муравейник, ухитрись набить мешок этими яйцами.

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные».

3 ученица Юреева Дарья. Очень часто в произведениях Пришвина (он сам их называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору, принадлежали ему самому и или его друзьям.

Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их

«нюхательному аппарату». «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!»

Великая Отечественная Война тоже нашла свое отражение в творчестве писателя. Сам Пришвин не воевал, т. к. во время войны ему уже было много лет, 68 лет – преклонный возраст. Но писатель с огромной душевной болью воспринял эту великую трагедию своей Родина. У автора есть цикл рассказов о ленинградских детях под общим названием «Соловей». Самый романтичный и трогательный из них – «Козочка» — рассказ о девочке, пережившей потерю родителей, жившей в детском доме в эвакуации и усыновленной впоследствии.

Особенно нравилась М.М. Пришвину природа средней полосы

России. Мы с вами тоже живем в средней полосе. Дом, где жил писатель в последние годы, — в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, — давно стал музеем. А книги его и сегодня читают многие люди с удовольствием.

Работа с толковым словарём С. Ожегова.

Дать толкование слов по словарю: агрономия, агрономический, гимназия, сокровище, ароматный.

Агрономия — комплекс наук о возделывании сельскохозяйственных культур.

Прилагательное — агрономический.

Гимназия — общеобразовательное среднее учебное заведение в России. Бывает классическая гимназия, женская или мужская гимназия. Прилагательное — гимназический.

Сокровище — 1) драгоценность, дорогая вещь. 2) ценности духовной или материальной культуры. Напр., Сокровища русского зодчества.

Ароматный — душистый, распространяющий аромат, насыщенный ароматом. Прил.: ароматный, ароматический.

  1. Изучение новой темы.

  1. Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина» (из воспоминаний). Текст читает учитель.

  2. Работа над текстом.

— О каких детских воспоминаниях рассказывает автор? (Он вспоминает о том, как мать его вставала рано до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое, из русской печки. Кипятили его всегда в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, топленое, и чай от него становился очень вкусным, прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать рано до солнца каждый день, чтобы напиться вместе с мамой вкусного ароматного чаю.

К этому раннему вставанию он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым. )

-Прочитайте предложение, в котором автор объясняет, на какую охоту он уходил. (После чаю я уходил на охоту… Моя охота тогда и теперь состоит в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался…)

  • Почему слова мама, солнце, Родина, природа Пришвин объединил в одном рассказе?

  • Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?

— Прочитайте обращение писателя к вам. Обратите внимание, как он вас называет? (слайды № 22 и 23).

-Мои молодые друзья! Мы – хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, что эти сокровища надо открывать, их надо охранять и показывать… Для рыб

нужна чистая вода, будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах, степях водятся разные ценные животные, будем охранять наши леса, степи, горы…

Рыбе – вода, птице – луга, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – значит охранять Родину!

-Громко, хором, выразительно давайте еще раз прочитаем эти слова. Эти слова – самые важные в тексте, они выражают главную мысль. Этот отрывок прозы мы будем учить наизусть.

8. Физкультминутка.

Прогулка в лесу.

Мы ходили по грибы, забирались под дубы.

Вдруг дождь, да какой! Стала просека рекой!

Что случилось с кленами? Закачали кронами,

А высокие дубы будто встали на дыбы.

И чуть слышно шепчет ясень

-Не согласен, не согласен!

Что случилось вдруг в лесу?

Дождь в лесу! Дождь в лесу!

Не грибы домой несу, одни дождинки на носу!

9. Самостоятельная работа. Обобщение.

На этом этапе учащиеся самостоятельно читают рассказ «Моя Родина» вполголоса или про себя.

Учитель:

— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным и родным. Это наша малая родина. А еще Родина – это наша страна Россия.

— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Род, Родина, рождение, родители, родство, родимый, родной, родинка, родник, родительский, отроду, родовитый, безродный) ( слайд №24 ).

10.Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: -Наш урок подошел к концу. С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с творчеством Михаила Михайловича Пришвина ).

— А кто заметил, какова была общая направленность всего урока? (Общая направленность: природа, животные, растения, забота о природе, бережное отношение к ней, человек и Родина) ( слайды № 25 — 27 ).

Домашнее задание.

    • К следующему уроку чтения вы по учебнику прочитаете рассказ Пришвина, ответите на вопросы, отрывок, начинающийся словами «Мои молодые друзья…» выучите наизусть. А к уроку внеклассного чтения, который состоится через две недели, будете читать рассказ Пришвина «Козочка» и другие рассказы для детей этого же писателя по выставке книг, которую видите сегодня в классе. (слайды № 28 — 39).

Рефлексия.

-На доске на плакате вы видите берёзку. Только на ней мало листьев. Но зато у вас на парте есть листочки березы, которые по выбору вы сейчас отнесете и прикрепите к деревцу. У вас есть листочки 1) ярко-зеленого,

2) светло-зеленого и 3) желтого цвета.

Если урок оказался тебе полезен, ты узнал для себя новое и интересное и активно работал, то прикрепи к березке листок первый. Если ты комфортно чувствовал себя на уроке, тоже активно работал, но делал несколько ошибок, иногда пользовался помощью товарищей, то подари березке второй листочек.

Если пока ты сегодня не очень активно работал на уроке, сделал при чтении и ответах от 3 до 5 ошибок, тебе нужна помощь учителя, то сегодня повесь на дерево желтый листочек.

Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Далее учитель выставляет отметки в журнал за работу на уроке. А на перемене вас всех

ждет стол с чаем и горшочек с таким же топленым молоком, как у М.Пришвина. Приятного всем чаепития!

Приложение.

Саша Черный Бобина лошадка.

Мальчик Боб своей лошадке Подобрались к шоколадке

Дал кусочек шоколадки,- И лизнули: «Очень сладко!»

А она закрыла рот, Пир горой, и в пять минут

Шоколадку не берёт. Шоколадке был капут.

Как тут быть? Подпрыгнул Бобик, Вот приходит Боб с прогулки,

Сам себя вдруг хлопнул в лобик! Таракашки шмыг в шкатулку.

И с комода у дверей Боб к лошадке: «Съела? Ай!

Тащит ножницы скорей. Завтра дам ещё, будь пай!»

Распорол брюшко лошадке, День за днем, так две недели

Всунул ломтик шоколадки. Мальчик Боб, вскочив с постели,

И запел: «Не хочешь в рот, Клал в живот ей шоколад,

Положу тебе в живот!» А потом шел прыгать в сад!

Боб ушел играть в пятнашки, Лошадь кушала, старалась,

А за полкой таракашки Только кошка удивлялась,

Подсмотрели и гуськом Отчего все таракашки

К шоколадке все бегом! Растолстели, как барашки?

С. Есенин «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые, У плетня заросшая крапива

Задрожало зеркало затона, Обрядилась ярким перламутром

Брезжит свет на заводи лесные И, качаясь, шепчет шаловливо:

И румянит сетку небосклона. «С добрым утром!»

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы!

Сценарий праздника «Первый снег»

Цель: читать выразительно стихи друг другу, используя приемы интонационного чтения, открывать новые приметы и явления природы через восприятие художественных образов, вызвать желание любоваться красотой русской зимы.

На доске сочинения детей на тему “Первый снег”, выполненные на нарядных снежинках; акростих или акротекст из зимних слов, выполненные на елочках и пословицы:

Белый снег на черную землю, и то к лицу.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Зима без снега – лето без хлеба.
В одну ночь зима становится.
Снежком все прикроет.
Снег глубок – год хорош.

Учитель: – Здравствуйте, ребята, дорогие наши гости! Мы с вами завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш труд всем, кто любит праздники и зиму. Часто это время года называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). Послушайте загадки и отгадайте их:

“На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.” (Снег.)

“Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.” (Снег.)

“Он пришел негаданно, удивил нас всех,
А для ребят желанный белый, нежный…” (Снег.)

“Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные –вырезные,
А возьмешь – вода в руке”
(Е. Благинина. “Снежинка”.)

“Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?”
(Е. Благинина. “Мороз”.)

1. Ученик читает отрывок из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина “В тот год осенняя погода стояла долго на дворе”.

Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.

2. Прослушивание музыкального фрагмента П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь). После прослушивания дети делятся впечатлениями и рассказывают, что они представили себе (Составляют небольшие рассказы о зиме.)

Учитель: – И композиторы, и поэты посвятили много своих замечательных произведений этому чудесному времени года – русской зиме, а также одному из чудес зимы – первому снегу. Давайте послушаем как поэты и композиторы рисуют картины зимы с помощью слов и музыки и поиграем в зимние игры.

3. Чтение отрывков из стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер”, “Зимнее утро”.

4. Стихотворение “Первый снег” И. Мельничук.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

5. Стихотворение Г. Галина “Иней” (1909).

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…

6. Стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник,
Только дворник
Говорит:
– Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

7. Песня “Белые снежинки”.

8. Игра “Морозное дыхание” Перед каждым игроком на стол кладется вырезанная из бумаги снежинка достаточно большого размера. Задача – сдуть свою снежинку так, чтобы она упала с противоположного края стола. Конкурс проводится до тех пор, пока все не сдуют свои снежинки. После того, как упадет последняя снежинка, ведущий объявляет: “Победил не тот, кто первым сдул свою снежинку, а тот, кто последним, т.к. у него такое морозное дыхание, что его снежинка “примерзла” к столу.

9. Песня (можно прочитать как стихотворение) “Русская Зима”.

Мягкий беленький снежок тает на ладошке,
Дочего же хорошо в новеньких сапожках.
Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
Зимушка, зимушка, ах как хороша!
Радуйся, радуйся, русская душа!
Спят деревья крепким сном под напев метелей,
А на горке ледяной целый день веселье,
Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,
И бегут опять наверх словно медвежата.
Зимушка, зимушка, ах как хороша!
Радуйся, радуйся, русская душа!

10. Песня на стихи Сурикова И.З. “Детство”.

11. Зимние загадки.

На форточках картинки из белой паутинки (Иней).
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней).
Полетают в небесах, и растают на носах (Снежинки).
Есть еще один цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка – был цветок – и нет цветка (Снежинки).

12. Стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.

13. Игра “Составь из деталей вслепую снеговика” (2 команды). После этого исправьте и украсьте снеговика.

14. Русская народная песня –шутка “Как на тоненький ледок” Инсценировка.

15. Игры: “Переход по льдинкам”. От каждой команды выходят по два участника. Им дается по две льдинки (картонки в половину альбомного листа) Надо “перейти” вдвоем на противоположную сторону, но “наступать можно только на льдинки. Побеждает та команда, которая первой добралась до противоположного берега и не упала в воду”.

“Листочек –комочек”. Игроки становятся в ряд, в руках у них альбомный лист, который надо держать за уголок на вытянутой руке. Когда ведущий дает сигнал, игрок должен одной рукой (не помогая другой) скомкать свой листочек в комочек

(в кулак). При этом руку с листочком опускать нельзя. Кто выполнит задание, поднимает руку (со скомканным листочком) над головой.

“Меткий стрелок”. На доске чертится цель, игрок должен попасть скомканным листочком в цель.

16. Стихотворение Н. Некрасов “Снежок”.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

17. Стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою Зимою”.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Учитель: – Поиграем в игру. Итак, 1-я команда поделится своими наблюдениями, каким может быть снег? (Снег (какой?) легкий, чистый, мягкий, хрупкий, пушистый, светлый, беленький, скрипучий, сухой, тихий, колючий, новый, первый, холодный, блестящий…)

– 2-я команда назовет слова, которые обозначают действие снега. (Снег (что делает?) кружится, ложится, летит, падает, порхает, идет, опускается, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

– 3-я команда подумает, с чем можно сравнить снег. (с белоснежной фатой, мелом, веселыми белыми мухами, шубой, снежной бахромой, легкой пуховой цепью, пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом).

Командам раздаются листочки и дается 5 минут на обдумывание.

18. Вопросы викторины “Умникам и умницам”

  • Кто автор этого стихотворения?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит… (А.С. Пушкин)

  • Народная примета гласит:
“… несет снег на кончике своего клюва”. (Гусь.)
  • От чего страдают птицы зимой?
  • (От голода.)
  • Летом бежит, а зимой стоит.
  • Что это? (Река.)
  • Известно, что снег скрипит только в мороз.
  • А меняется ли при этом тональность скрипа в зависимости от температуры воздуха? (Чем крепче мороз, тем тон скрипа выше.)
  • Сколько лучей у классической снежинки?
  • (6)
  • Какого цвета зимой заяц-русак?
  • (Белого.)
  • В какое время года лучше заготавливать дрова?
  • (Зимой. В это время года приостанавливается процесс сокодвижения, и древесина становится более сухой, лучше горит.)
  • Как называется кусок льда, свисающий с крыш, проводов, ветвей деревьев?
  • (Сосулька.)
  • Что означает выражение “Как корова на льду”?
  • (Быть неуклюжим.)

    19. Просмотр фрагмента мультфильма “Храбрый заяц”.

    20. Учитель: – Подведем итог. Почему зиму называют волшебницей? О каких волшебствах зимы вы узнали из стихов русских и советских поэтов? Как преображается природа с приходом зимы? Докажите, что звери, птицы и человек рады зиме. Кто особенно рад зиме? (Дети.) Почему? Зима действительно волшебница, она преображает мир, очаровывает его; это единственное время года, которое способно рисовать одной лишь белой краской. Но сколько же в этой краске оттенков! Я думаю мы сегодня по-разному увидели и услышали зиму. В этом нам помогли произведения мастеров слова.

    Методическая разработка (3 класс) на тему: Праздник «Первый снег» 3 класс

    Сценарий праздника «Первый снег»


    Цель: читать выразительно стихи друг другу, используя приемы интонационного чтения, открывать новые приметы и явления природы через восприятие художественных образов, вызвать желание любоваться красотой русской зимы.

    На доске сочинения детей на тему “Первый снег”, выполненные на нарядных снежинках; акростих или акротекст из зимних слов, выполненные на елочках и пословицы:

    Белый снег на черную землю, и то к лицу. 
    Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет. 
    Зима без снега – лето без хлеба.
    В одну ночь зима становится. 
    Снежком все прикроет. 
    Снег глубок – год хорош.

    Учитель: – Здравствуйте, ребята, дорогие наши гости! Мы с вами завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш труд всем, кто любит праздники и зиму. Часто это время года называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). Послушайте загадки и отгадайте их:

    “На деревья, на кусты 
    С неба падают цветы. 
    Белые, пушистые,
    Только не душистые.” (Снег.)

    “Вился, вился белый рой,
    Сел на землю – стал горой.” (Снег.)

    “Он пришел негаданно, удивил нас всех,
    А для ребят желанный белый, нежный…” (Снег.)

    “Что за звездочки сквозные 
    На пальто и на платке? 
    Все сквозные –вырезные, 
    А возьмешь – вода в руке” 
    (Е. Благинина. “Снежинка”.)

    “Какой это мастер
    На стекла нанес
    И листья, и травы, 
    И заросли роз?”
    (Е. Благинина. “Мороз”.)

    Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.

    1. Прослушивание музыкального фрагмента П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь). После прослушивания дети делятся впечатлениями и рассказывают, что они представили себе (Составляют небольшие рассказы о зиме.)

    Учитель: – И композиторы, и поэты посвятили много своих замечательных произведений этому чудесному времени года – русской зиме, а также одному из чудес зимы – первому снегу. Давайте послушаем как поэты и композиторы рисуют картины зимы с помощью слов и музыки и поиграем в зимние игры.

    2. Чтение отрывков из стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер”, “Зимнее утро”.

    3. Стихотворение “Первый снег” И. Мельничук.

    На деревья, на аллеи
    Снег летит муки белее,
    Легкий-легкий, чистый-чистый,
    Мягкий, хрупкий и пушистый.
    Снег в руке сжимаем
    И снежки кидаем.
    Первый снег – светлый снег,
    Как же радует он всех.

    5. Стихотворение Г. Галина “Иней” (1909).

    По деревьям серебристая 
    Перекинулась фата –
    Белоснежная, пушистая,
    Кружевная красота!
    И себя березка грустная
    Не могла узнать сама –
    Так украсила искусная
    Ветки деревца зима…

    6. Стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

    Снег кружится, 
    Снег ложится – 
    Снег! Снег! Снег! 
    Рады снегу зверь и птица 
    И, конечно, человек! 
    Рады серые синички: 
    На морозе мерзнут птички, 
    Выпал снег – упал мороз! 
    Кошка снегом моет нос. 
    У щенка на черной спинке 
    Тают белые снежинки. 
    Тротуары замело, 
    Все вокруг белым-бело: 
    Снего-снего-снегопад! 
    Хватит дела для лопат, 
    Для лопат и для скребков, 
    Для больших грузовиков.


    Снег кружится,
    Снег ложится –
    Снег! Снег! Снег! 
    Рады снегу зверь и птица
    И, конечно, человек!
    Только дворник,
    Только дворник
    Говорит: 
    – Я этот вторник
    Не забуду никогда!
    Снегопад для нас – беда!
    Целый день скребок скребет,
    Целый день метла метет.
    Сто потов с меня сошло,
    А кругом опять бело!
    Снег! Снег! Снег!

    7. Песня “Белые снежинки”.

    8. Игра “Морозное дыхание” Перед каждым игроком на стол кладется вырезанная из бумаги снежинка достаточно большого размера. Задача – сдуть свою снежинку так, чтобы она упала с противоположного края стола. Конкурс проводится до тех пор, пока все не сдуют свои снежинки. После того, как упадет последняя снежинка, ведущий объявляет: “Победил не тот, кто первым сдул свою снежинку, а тот, кто последним, т.к. у него такое морозное дыхание, что его снежинка “примерзла” к столу.

    9. Песня (можно прочитать как стихотворение) “Русская Зима”.

    Мягкий беленький снежок тает на ладошке,
    Дочего же хорошо в новеньких сапожках.
    Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
    И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
    Зимушка, зимушка, ах как хороша!
    Радуйся, радуйся, русская душа!
    Спят деревья крепким сном под напев метелей,
    А на горке ледяной целый день веселье,
    Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,
    И бегут опять наверх словно медвежата.
    Зимушка, зимушка, ах как хороша!
    Радуйся, радуйся, русская душа!

    10. Песня на стихи Сурикова И.З. “Детство”.

    11. Зимние загадки.

    На форточках картинки из белой паутинки (Иней). 
    И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней).
    Полетают в небесах, и растают на носах (Снежинки).
    Есть еще один цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка – был цветок – и нет цветка (Снежинки).

    12. Стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

    Возле дома снежный дед
    В шубу снежную одет.
    Он кряхтит на всю округу,
    Он зовет свою подругу.
    Мы и стали во всю прыть
    Бабу снежную лепить.
    А она сказала: – Скука!
    Нету внучки, нету внука!
    Мы слепили и внучат –
    Маленьких снеговичат.

    13. Игра “Составь из деталей вслепую снеговика” (2 команды). После этого исправьте и украсьте снеговика.

    14. Русская народная песня –шутка “Как на тоненький ледок” Инсценировка.

    15. Игры: “Переход по льдинкам”. От каждой команды выходят по два участника. Им дается по две льдинки (картонки в половину альбомного листа) Надо “перейти” вдвоем на противоположную сторону, но “наступать можно только на льдинки. Побеждает та команда, которая первой добралась до противоположного берега и не упала в воду”.

    “Листочек –комочек”. Игроки становятся в ряд, в руках у них альбомный лист, который надо держать за уголок на вытянутой руке. Когда ведущий дает сигнал, игрок должен одной рукой (не помогая другой) скомкать свой листочек в комочек

    (в кулак). При этом руку с листочком опускать нельзя. Кто выполнит задание, поднимает руку (со скомканным листочком) над головой.

    “Меткий стрелок”. На доске чертится цель, игрок должен попасть скомканным листочком в цель.

    16. Стихотворение Н. Некрасов “Снежок”.

    Снежок порхает, кружится,
    На улице бело.
    И превратились лужицы
    В холодное стекло
    Где летом пели зяблики,
    Сегодня – посмотри! –
    Как розовые яблоки,
    На ветках снегири.
    Снежок изрезан лыжами,
    Как мел, скрипуч и сух,
    И ловит кошка рыжая
    Веселых белых мух.

    17. Стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою Зимою”.

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит,
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован,
    Не мертвец и не живой –
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Легкой цепью пуховой…
    Солнце зимнее ли мечет
    На него свой луч косой –
    В нем ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.

    Учитель: – Поиграем в игру. Итак, 1-я команда поделится своими наблюдениями, каким может быть снег? (Снег (какой?) легкий, чистый, мягкий, хрупкий, пушистый, светлый, беленький, скрипучий, сухой, тихий, колючий, новый, первый, холодный, блестящий…)

    – 2-я команда назовет слова, которые обозначают действие снега. (Снег (что делает?) кружится, ложится, летит, падает, порхает, идет, опускается, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

    – 3-я команда подумает, с чем можно сравнить снег. (с белоснежной фатой, мелом, веселыми белыми мухами, шубой, снежной бахромой, легкой пуховой цепью, пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом).

    Командам раздаются листочки и дается 5 минут на обдумывание.

    18. Вопросы викторины “Умникам и умницам”

    • Кто автор этого стихотворения?

    Под голубыми небесами 
    Великолепными коврами.
    Блестя на солнце, снег лежит… (А.С. Пушкин)

    • Народная примета гласит: “… несет снег на кончике своего клюва”. (Гусь.)
    • От чего страдают птицы зимой? (От голода.)
    • Летом бежит, а зимой стоит. Что это? (Река.)
    • Известно, что снег скрипит только в мороз. А меняется ли при этом тональность скрипа в зависимости от температуры воздуха? (Чем крепче мороз, тем тон скрипа выше.)
    • Сколько лучей у классической снежинки? (6)
    • Какого цвета зимой заяц-русак? (Белого.)
    • В какое время года лучше заготавливать дрова? (Зимой. В это время года приостанавливается процесс сокодвижения, и древесина становится более сухой, лучше горит.)
    • Как называется кусок льда, свисающий с крыш, проводов, ветвей деревьев?(Сосулька.)
    • Что означает выражение “Как корова на льду”? (Быть неуклюжим.)

    19. Просмотр фрагмента мультфильма “Храбрый заяц”.

    20. Учитель: – Подведем итог. Почему зиму называют волшебницей? О каких волшебствах зимы вы узнали из стихов русских и советских поэтов? Как преображается природа с приходом зимы? Докажите, что звери, птицы и человек рады зиме. Кто особенно рад зиме? (Дети.) Почему? Зима действительно волшебница, она преображает мир, очаровывает его; это единственное время года, которое способно рисовать одной лишь белой краской. Но сколько же в этой краске оттенков! Я думаю мы сегодня по-разному увидели и услышали зиму. В этом нам помогли произведения мастеров слова.

    Сценарий утренника «Первый снег» 3 класс: план, литературное чтение




    С приближением снега и суровых морозов каждая школа старается как можно красивее нарядиться в разные убранства. Школьники вместе с учителями украшают классы снежинками, самостоятельно оформленными плакатами «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Сценарий утренника «первый снег» 3 класс: план готовится заранее. Ведь необходимо организовать интересный праздник, с учениками литературное чтение подготовить, чтобы все ребята смогли выступить с выражением и чувствовали себя уверенно.



    Проводится зимнее торжество обычно в актовых залах, где ребята вывешивают сделанные своими руками праздничные поделки из бумаги или другого материала. Это могут быть птицы, лесные звери, а так же повсюду развешивают хвойные веточки, на которые раскладывают кусочки ваты, имитируя снег. На окна наклеивают вырезанные бумажные снежинки. На потолки не редко крепят нитки с серебристым новогодним «дождиком».

    При организации праздника проводятся различные игры или викторины. Обычно развлекательные эпизоды организуются перед литературным чтением. То есть дети сначала участвуют в конкурсах, играх, а после проводится литературное чтение с участием школьников.

    Цель:



    Цель развлекательной задачи состоит в том, чтобы дети учились самостоятельности, а так же проявляли свою творческую активность в проведении мероприятий.

    План сценария:

    Ведущий рассказывает, с чем связан данный праздник и как писатели многих литературных произведений, восхищаясь природой, описывают ее.



    После этого каждый из учеников класса рассказывает подготовленный стих о первом снеге. Участвовать должен каждый. Рассказывают с выражением и интонацией.

    После этого девочки-снежинки показывают танец «Первого снега». Девочки наряжены в белые платья, на юбках которых прикреплено множество узорчатых снежинок.

    Ведущий рассказывает несколько пословиц связанных с зимой и первым снегом. После этого проводится викторина.

    Викторина:



    Викторина имеет множество вопросов, которые могут касаться не только первого снега, а непосредственно зимнего периода в целом.

    Вопросы для проведения викторины:

    — Какой из океанов является самым холодным?
    Ответ: Северный Ледовитый Океан.

    — Судно, которое прокладывает путь для других судов в замерзающих бассейнах?
    Ответ: Ледокол.

    — Название ледяного дома?
    Ответ: Иглу.

    — Из чего в сказке про «Снежную Королеву» Кай выкладывал сердечко?
    Ответ: Изо льда.

    — Какой из лесных зверей выгнал зайчика из своей избушки и потом занял ее?
    Ответ: Лисичка.

    — В огне не горит, в воде не тонет?
    Ответ: Лед.



    Множество вопросов можно подготовить для такой развлекательной викторины «Первого снега». Ведь необходимо провести праздник так, чтобы заинтересовалась вся публика. Угадавшим игрокам можно сделать небольшие презенты, за проявление смекалки.
    В качестве призов ребята заранее делают из картона птиц, которые не улетают в теплые страны и после того, как игрок правильно ответил на вопрос, он награждается данным призом, которым в дальнейшем можно украсить интерьер своего дома.

    На нашем сайте также есть сценарий Нового года для детей 5-6 лет.

    План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Урок чтения в 3 классе по теме «Первый снег» А.И.Софронова-Алампа

    Учитель: Татаринова Тамара Ивановна, ЖСОШ.

    Предмет: чтение

    Класс: 3

    Тема: А. И. Софронов- Алампа «Первый снег»

    Цель:  1. Формирование сатабыл по анализу стихотворения, сравнению и сопоставлению, пониманию чувства и настроения стихотворения, картин;

                 2. Развитие сатабыл по устной, письменной речи учащихся, образному и логическому мышлению, сатабыл креативности;

                 3. Воспитание эмоциального отношения к природе.

    Оборудование: Портрет поэта А. И. Софронова, репродукции художников А. Пластова «Первый снег», В. Сурикова «Взятие снежного городка», «Времена года» Чайковского, снежинки.

    План: 1. Организационный момент.

                2. Проверка домашнего задания

                3. Постановка цели и объявление темы.

                4. Знакомство с писателем.

                5.  Первичное чтение стихотворения

                6. Рассматривание репродукции картин.

                7. Физминутка.

                8. Работа со стихотворением

                       -комментированное чтение

                       -поисковая работа

                       -разбор трудных слов

                       -перевод словосочетаний

                9. Творческая работа.

                10. Итог урока.

         

    Ход урока:

    1. Орг. момент.
    1. Проверка д/з.
    1. Постановка цели и объявление темы

                         

                 -Найдите лишнее слово в каждой строчке.

                        *Январь, декабрь, ноябрь, октябрь, август, февраль.

                        *Снег, дождь, иней, метель.  

                 -Какой темой можно объединить оставшиеся слова?

                 -В каком месяце идет первый снег?

                         Сегодня мы будем говорить о первом снеге. А сделаем мы эта с помощью музыки, живописи и поэзии.

    1. Знакомство с якутским поэтом, драматургом, общественным деятелем А. И. Софроновым – Алампа.

           

    Прекрасна наша земля, когда идет первый снег. Многие поэты нарисовали снегопад в своих стихах.

      — Прочитайте название стихотворения и имя автора.

      — Кто такой А. И. Софронов?

      — Какие его произведения знаете?

    Вывешивается портрет поэта, знакомство с творчеством Алампа.

    1. Первичное чтение стихотворения «Первый снег».

               Звучит музыка из цикла «Времена года», учитель читает стихотворение.

                — Какую картину вы увидели?

                — Что помогло вам в этом?

    1. Рассматривание картин А. Пластова «Первый снег», В. Сурикова «Взятие снежного городка»

               

                 Чтобы точнее представить картину описанную поэтом, давайте посмотрим работу художников А. Пластова «Первый снег», В. Сурикова «Взятие снежного городка»

                   — Что общего в этих двух картинах?

                   — Какое настроение возникает у вас?

                   — Что изобразили художники на своих картинах?

                   — Кто больше всех радуется первому снегу?

                   — Какие цвета использовали? Почему?

                   — Какая из картин больше подойдет к стихотворению?

    1. Физминутка «Снежинки»

             Помогите мне, пожалуйста, сделать маленький снегопад. Возьмите свои снежинки и передайте ритм падающего снега.

    1. Работа со стихотворением.
    1. Чтение про себя.
    2. Повторное чтение с комментариями.

    Чтение 1 части.

         — Как изменяется погода, как стало вокруг?

         — Как настроение почувствовали? (грустное)

         — Какая должна быть интонация? (нужно читать медленнее, мягче, с грустью, задумчиво)

    Чтение 2 части.

         — О чем читали?

         — Какую картину представили?

         — Какое чувство, настроение? (вдохновение)

         — Как нужно читать? (с удивлением, вдохновенно.)

    Чтение 3 части.

         — Что произошло после снегопада?

         — Какое душевное состояние? (радостное, приподнятое настроение)

         — Какая интонация должна быть? (веселая, радостная)

    Чтение 4 части.

         — Опишите снег, какой он?

         — Что вы испытайте в этой части? (легкость, чистоту, озорное, веселое состояние.)

         — Как надо читать? (с восторгом, восхищением, бодро.)

    Выразительное чтение.

          Кто хочет прочитать стихотворение и передать это настроение и ритм падающего снега?

    1. Поисковая работа по тексту.

        А давайте проследим, с чем сравнивает поэт снега, какие прилагательные глаголы при этом употребляет. Найдите и подчеркните карандашом глаголы, прилагательные.

     

    1. Разбор трудных слов с помощью толкового словаря.
    2. Перевод словосочетаний.

    Великий основоположник якутской литературы А. И. Софронов – Алампа образно воспел чудесного явления природы. Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что писатель – это художник слова. В стихотворении поэта чувствуется искренность, светлый, жизнеутверждающий тон, любовь к природе, красоте.

    1. Творческая работа.

             

       Мне кажется, что чудесное явление природы, способен и вас побудить к творчеству. А каким вы запомнили снегопад? Подумайте еще раз про себя и попытайтесь так же коротко, но очень емко формулировать, свои мысли, выделить главное. Постарайтесь подобрать яркие слова, чтобы сочинение было образным.

    1. Чтение образных слов и предложений.

    Дети зачитывают, а учитель отмечает удачные моменты, корректирует.

    1.   Итог урока.

              Д/З переписать, оформить сочинение.

                    — Когда вас спросят, что нового узнали вы сегодня, о чем вы расскажете?

                    — Что самое интересное было на уроке?

             

              Снег прекрасен именно своей чистотой, светом, белизной…

    В этом стихотворении нет грусти, а есть задумчивое любование красотой.

    Вот мы вместе с А. И. Софроновым почувствовали красоту первого снега, природы, наступления зимы и пусть наша жизнь станет такой светлой, доброй, полной любви.

    Сценарий праздника первый снег

    1. Приветствие:
    Первый снег! Как неожиданно он выпал, и как долго мы ждали его… Белый, почти невесомый, лёг он на оставшиеся на на деревьях листья, на чудом сохранившуюся траву,
    на запоздалые цветы. Первый снег — он уже на скамейках, на крышах домов, в городских аллеях. Рады ли мы первому снегу?… Сложно сказать.
    Кто-то хочет, чтобы подольше задержалась златокудрая красавица осень, а кто-то напротив, рад белоснежному покрывалу.
    2. Песня «Наш первый снег» (файл 1)
    3. Презентация с фотографиями первого снега в Твери в 2014 г. (файл 2) (начать показ с третьего куплета или последнего припева песни «Наш первый снег»)
    4. Стихи про первый снег
    *** (С. Зайчик)
    Утром рано, вместе с мамой Вышла Машенька гулять. Оглянулась — очень странно, Город просто не узнать. Всё покрыто белым-белым Чуть искрящимся ковром,
    В серебре стоят деревья И под белой шапкой дом. -Мама! Мама! Это сказка? Для меня или для всех? Может, в лес сбежали краски? -Это, Маша, первый снег.

    Первый снег (Н. Воронова) Первый снег был щедрым очень, Только сил не рассчитал. В город к нам пришел он ночью, А к утру уснул, устал.
    Все деревья в парке старом Охраняли первый сон. И, казалось, что недаром Выбрал это место он. Даже ветер не решился Здесь нарушить тишину,
    Пригляделся, покружился И умчался в вышину.

    Первый снег (С. Городецкий) Месяц с Солнцем стал считаться, Кому раньше подыматься, Раз-два-три-четыре-пять, Вышел ветер полетать,
    Напустил он птиц крылатых, Облак серых и лохматых. Запушило небосвод, Днём и ночью снег идёт,
    А меж облак, под оконцем, Плачут горько Месяц с Солнцем: Раз-два-три-четыре-пять. Кому тучи разгонять?

    Первый снег (И. Бунин) Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала,
    А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.

    Первый снег (И. Бурсов)
    — Посмотрите-ка, ребята, Все вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех:
    — Это выпал первый снег. Не согласна только Люба:
    — Это вовсе не снежок -Дед Мороз почистил зубы И рассыпал порошок.

    5. Игра «Сделай снежинку»
    Правила: Игроки должны из салфетки без помощи ножниц сделать снежинку. Потом голосованием оценивается чья снежинка аккуратнее и красивее.
    (под видео Волшебная музыка зимы (файл 3))
    6. Приметы про первый снег:
    Если снег до Покрова упадет — зима не скоро настанет. Первый снег за сорок дней до зимы выпадает. Первый снег сухой — обещает хорошее лето.
    От первого снега до санного пути — шесть недель.
    26 сентября — Если грач улетает — снег пойдет.
    5 октября — Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
    13 октября — Если сегодня снег упадет, зима не скоро настанет.
    18 октября — Первый снег упал на морскую землю — останется, а на сухую — скоро
    сойдёт.
    27 октября — Если сыро, то до сухого снега (настоящей зимы) останется еще 4 недели (24.11)

    7. Пословицы о снеге:
    Снег первый хоть и чист, да обманет — зима в одну ночь не настанет.
    Выпадет снег — станет теплее.
    Снег холодный, а от стужи укрывает.
    Снег — крестьянское богатство.
    8. Игра «Не дай упасть снежинке»
    Правила: Игрок берёт кусочек ваты, подбрасывает его и пытается не дать ему упасть, дуя на него. (под музыку Штрауса (файл 4)

    9. Загадки о снеге:
    1) Протяжною песней метель успокоит, И скатертью белой он землю укроет.(снег)
    2) Белый сахар, Белый мел,
    Он, известно, тоже бел. Полетит, как пух, зимою, Не поймать его порою.(снег)
    3) Как белым всё укроет, Увидим мы с тобою, Засыплет все дорожки, Дома, скамьи, порожки. (снег)
    4) Зима пришла, случилось чудо, Пух белый появился ниоткуда. (снег)
    5) Из небесного мешка Вдруг посыпалась мука! Засыпает всё вокруг -Лес, поля, дома и луг…
    А как только ты возьмёшь, Да муки той наберёшь… Смотришь, а её уж нет! Лишь остался мокрый след. Что за странная мука?! Не видать нам пирога! (снег)
    6) Я как песчинка мал, Я землю покрываю; Я из воды,
    Но с воздуха летаю; Как пух лежу я на полях И как алмаз блещу При солнечных лучах. (снег)
    7) Он летает белой стаей и сверкает на лету. Но звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке — румяный, под луной же — голубой.
    Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.
    Он то белый, то лохматый, то пушистый, как медведь. Раскидай его лопатой, как зовут его, ответь! (снег)
    8) Словно перышки Жар-птицы, Весь сверкает и искрится, Запорошил весь лужок, Зимний беленький… (снежок)
    9) Вился, вился белый рой,
    Пал на землю — стал горой. (снег)

    10) Что за звездочки резные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    Как возьмешь — вода в руке. (снежинки)

    10. Аудио-стихи:
    Леонид Сергеев «Осень» (файл 5) Анна Кулик «Первый снег» (файл 6) Валерий Брюсов «Первый снег» (файл 7) Алиса Фрейдлих «Первый снег» (файл 8)
    11. Стихи про первый снег (читают ребята)
    12. Песня на стихи Я. Акима «Утром кот принёс на лапах первый снег…» (файл 9)
    13. Викторина «Снег» Первый снег появляется задолго до наступления настоящей зимы. Но когда она вступает в свои права, снежным одеялом укрыта вся земля.
    Сейчас мы проведём викторину о первом снеге.
    1. Что такое снег? Ответ: вид атмосферных осадков, замёрзшая вода.
    2. Как называется крохотная частица снега? Ответ: снежинка
    3. Каков вес одной снежинки? Ответ: приблизительно один миллиграмм
    4. Снег скрипит или трещит? Ответ: обычно говорят, что скрипит снег, а трещат морозы
    5. Какие животные любят снег? Ответ: белый медведь, рысь, северный олень, пингвин
    6. Как называется большая куча снега? Ответ: сугроб
    7. Как вы считаете, есть ли на земле люди, никогда не видевшие снега? Ответ: да
    8. Каким может быть снег? Ответ: первым, белым, рыхлым, пушистым, мокрым
    9. Назовите слова, состоящие из 8 букв со словом «снег» Ответ: снегоход, снегопад, снеговик
    10. У какой птицы в названии присутствует слово «снег»? Ответ: снегирь
    11. Какие машины, убирающие снег, вы знаете? Ответ: снегоуборщики, снегоочистители, подметальные машины, снегопогрузчики и т.д.
    14. Видео Прогулка по зиме под музыку Франсиса Лея (файл 10)
    15. Игра «Слепи снежную фигуру»
    Правила: Игроки загадывают любую фигуру из снега. Ведущий считает до пяти, игроки замирают, изображая снежные фигуры. Ведущий подходит к любому игроку,
    дотрагивается до него рукой — игрок изображает, кого именно он загадал. Задача ведущего — отгадать, что это за фигура.
    16. Видео с Зимней сказкой М. Таривердиева (файл 11) и прощание:
    Ну вот и закончился наш праздник, посвященный Первому снегу. До новой встречи!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *