Одежда народа коми: женские и мужские пермяцкие костюмы, история – традиционный пермяцкий наряд, история и описание

18Июн - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

женские и мужские пермяцкие костюмы, история

Костюм – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма – это сохранение памяти самой национальности

Немного истории

Коми — это группа фино-угорских народов, с древности проживавших на Северо-востоке европейской части России. Их история прослеживается с 1 тысячелетия до нашей эры.. Пермь Великая, княжество коми, впервые упоминается уже в «Повести временных лет» и с тех пор постоянно присутствует в русских источниках. 800 воинов коми пришли на помощь Дмитрию Донскому на Куликовом поле, позже этот регион занимался активной торговлей пушниной с другими княжествами. В XVI веке, в ходе завоевания княжества Иваном Грозным, была найдена нефть, а еще спустя 300 лет, в 1930 годах, здесь были разведаны богатые запасы каменного угля. В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.

Описание наряда

Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

Мужской костюм коми

Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.

Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.

Женский костюм коми

Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.

Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.

Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.

Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.

Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.

Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.

Особенности

Особенностями костюмов народа коми считается особый крой рубах, использование двух видов тканей для них. Основная часть шилась из тонкого, обеленного холста, а вставки на них делались из кумача. В мужских рубахах часто кроились ворот стойка и прямые рукава.

Так же яркой деталью является обилие вышивки как на женских, так и на мужских костюмах. На рубашках яркими красными, синими и черными нитками расшивались рукава от запястий до самых плеч. С появлением химических красителей выбор цветов стал еще более богатым.

Современные модели

Национальный костюм коми не ушел в прошлое. Им интересуются не только ученые-этнографы и историки, но и обычные современные жители республики Коми. Основная часть создаваемых сейчас костюмов основана на традициях начала 20 века, часто это рубаха с юбкой и передником, украшенные яркой вышивкой.

Национальные костюмы или только их элементы используются для выступлений различных творческих коллективов, для тематических фотосессий и свадеб. Молодые модельеры, работающие в республике Коми, тоже не забывают своих корней и часто создают коллекции с использованием фрагментов национального костюма.

традиционный пермяцкий наряд, история и описание

Национальные костюмы Национальный костюм Коми

Национальный костюм коми – это книга об истории народа. Каждая деталь одежды – это описание жизни, быта, традиций, верований, обычаев, культуры. Поэтому сохранить национальный костюм во всех деталях и подробностях – значит, сохранить историю нации.

Национальный костюм Коми

История

Коми или зыряне, как их называли в древности, проживали на северо-востоке России. Мужчины занимались земледелием, рыбалкой, охотой, животноводством, лесным хозяйством. Женщины занимались изготовлением одежды. Девочки с детства учились ткать полотно из доморощенного льна и конопли, прясть овечью шерсть, вязать из нее одежду и катать валенки, шить верхнюю одежду и обувь.

Национальный костюм Коми Национальный костюм Коми

Народная одежда коми воплощает в себе самобытность и национальную культуру народа.

Национальный костюм Коми

Описание наряда

Мужская одежда

Мужчины были нетребовательны в одежде. Сшитые из холста рубаха-косоворотка, и штаны, заправленные в сапоги или вязаные узорные чулки, а также узкий поясок или широкий кушак.

Национальный костюм Коми Национальный костюм Коми

Праздничный наряд отличался в основном материалом, из которого изготавливался. Рубаха была шелковой или сатиновой, пояс тканным или кожаным, штаны суконными. Верхней одеждой летом был холщевый балахон, осенью и зимой – кафтан или полушубок из овчины. Голову мужчин прикрывали картузы, шапки из сукна, войлока, меха.

Национальный костюм Коми

Дополнительным элементом одежды охотников была безрукавка (лузан), изготовленная из толстого грубого холста или домотканого сукна. Обязательным аксессуаром к ней был кожаный пояс, на который охотник мог прикрепить ножны, сосуд с водой и другие вещи, необходимые в лесу.

Костюм для мужчин был однотипным у всех жителей Коми. Исключение составляла верхняя зимняя одежда ижемцев, проживавших на самом севере. Будучи оленеводами, одежду для суровой полярной зимы они шили из оленьих шкур.

Национальный костюм Коми

Женская одежда

В комплект женского костюма входили два основных элемента: рубаха и сарафан – это так называемый сарафанный комплекс. Однако, при таком минимуме, одежда жительниц Коми удивляет своим разнообразием. Всевозможные ее фасоны и виды имели разное предназначение.

Разделялась одежда по назначению, по возрасту, по статусу, по этнографической принадлежности.

Повседневная белая или серая рубашка была длинной. Для пошива верхней части, который была на виду, использовали ткань тонкую и качественную, низ шили из грубой, но долговечной ткани. Украшали рубашку вышивкой или вставками из ткани различных цветов и оттенков. На рубашку надевали яркий узорный сарафан.

Национальный костюм Коми

Для праздничной одежды выбирали дорогую ткань и богатые украшения. Состоятельные люди могли себе позволить наряды из шелка, атласа или парчи, зимой шубку на лисьем или беличьем меху. Костюм девушки, замужней женщины, женщин в возрасте различались формой головного убора и цветом сарафанов.

Национальный костюм Коми

Передник тоже являлся элементом наряда, его надевали поверху сарафана. Узорным плетеным или тканым поясом подпоясывали сарафан.

Национальный костюм Коми

Головной убор был важным элементом женского наряда, потому, что указывал на социальное положение его хозяйки. Девушкам разрешалось не прятать волосы, не носить платки, убором служили обруч, полоска ткани лента, повязка. Выйдя замуж, женщины прикрывали волосы платком или кокошником. Женщины в возрасте носили платки темного цвета.

Платок был самым драгоценным и желанным подарком. Украшением платков были длинные кисти, считавшиеся оберегом от зла и зависти.

Национальный костюм Коми

Обувь

Мужская и женская обувь практически не отличалась друг от друга: коты, сапоги, бахилы. Зимней обувью были валеги, валенки. Жители южных районов обувались в лапти из лыка березы, северяне – в обувь, сшитую из оленьего меха. Очень популярными у мужчин и женщин были чулки с узорами, связанные из разноцветной шерсти.

Самобытность

Национальная одежда, создававшаяся в течение длительного времени, является неразрывным звеном культуры народа коми, впитавшим в себя черты традиционного мироощущения народа.

Модели одежды, их практичность, целесообразность, дизайнерское решение во многом были обусловлены условиями климата, родом занятий народа. Традиционные костюмы разнообразны, красочны, эффектны, они служат как бы дополнением к суровой природе родного края.

Каждая этническая группа, проживающая на территории республики Коми – сысольская, удорская, лузско-летская, коми-пермяцкая, ижемская, прилузская, верхне- и нижневычегодская, вымская, печорская – внесла свои нюансы в стиль и облик национального костюма.

Национальный костюм Коми

Национальная одежда коми-пермяков | КомиОкруг.РФ

Бабушка угощает гостей хлебным квасом

Одежда коми-пермяков была в значительной степени однотипна с одеждой русского населения Северного Прикамья. Но в конце XIX — начале XX в. костюм русских подвергся существенной трансформации, а костюм коми-пермяков во многом остался неизменным. Поэтому вполне правильно считать, что коми-пермяки были хранителями традиционных национальных форм одежды как собственно своей, так и русской.

Участие в этногенезе коми-пермяков разных локальных этнических групп (в рамках родановской культуры IX-XV вв.), особенности этнической истории и контакты с другими народами способствовали развитию своеобразия одежды не только на территории компактного проживания народа, но и в пределах территории проживания отдельных групп коми-пермяков. Особенно наглядно своеобразие одежды наблюдается у северных и южных коми-пермяков. Дадим характеристику тех видов одежды, которые позволяют увидеть ее характерные черты и в целом особенности этнокультурного развития коми-пермяков.

Материал

Холст — сьӧлӧмӧс дӧра 1940-е гг.

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую — пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, чем у южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков. Но этот важный вопрос еще не исследован в литературе.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст — крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.

Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.

Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна.

Нательная одежда

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой. Рубахи коми-пермяков и русских достигли полного сходства в покрое, но украшения их сохранялись согласно собственным вкусам.

У коми-пермяков распространилась мужская рубаха-косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую нательную одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ, в шагу вшивали клинья, пояс делали на вздержке — гаснике, завязывавшемся вокруг талии. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. Ранние рубахи по покрою были туникообразными, т. е. из одного полотнища, перегнутого пополам. Расширялась рубаха при помощи клинообразных вставок у подола и ромбических ластовиц под мышками. Такой вариант применялся и для получения больших мужских рубах.

Рубаха женская — йӧрнӧс

Рукава женских рубах делались узкими. Ворот вырезался круглым, а разрез на груди — прямым.

В XIX в. покрой женских рубах поменялся. Основной акцент при этом делался на плечевую часть. Шили их с прямыми и косыми плечевыми вставками — попиками, на кокетке. Украшали вышивкой, аппликацией из другой ткани у ворота, на плечах, концах рукавов. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх — из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ — из грубого холста. Рукава делались широкими, с манжетами. Характерно, что в украшениях рубах коми-пермяки проявили большое своеобразие, что в целом отличает коми-пермяцкий костюм от русского.

Туникообразные рубахи перешли в разряд обрядовых рубах. Их хранили и использовали дольше всего в похоронах. Как реликт они сохранялись еще в начале XX в. Обрядовое значение свидетельствует об их большой древности.

На нижнюю часть ног надевали вязаные шерстяные носки и чулки. На голень и стопу поверх штанов накручивали онучи — длинные полосы материи. На руках носили рукавицы и перчатки. Делали их вязаными, суконными, кожаными. Богатые рукавицы украшали шитьем.

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем — преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою. Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым. Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы. Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку — короткую распашную кофту, собранную сзади в борки.

Юбка 1940-е гг.

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона,, фартука). При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот — правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника. Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей — нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых — роскошные материи.

Производственная одежда

Охотничья одежда коми-пермяков

Важным отличием одежды коми-пермяков было четкое выявление в ней одежды, предназначенной для ведения охоты, рыболовства, лесных и домашних работ.

Одежду охотников и рыбаков составляли запоны и лузаны. Лузаны изготовляли из специально сотканного сукна, чаще поперечно-полосатого. Полотнище перегибали пополам, в середине вырезали отверстие для надевания лузана. Одна часть полотнища прикрывала спину, другая — грудь. Под полотнищами за счет пришитого холста образовывались мешки-карманы для хранения добычи и необходимых охотнику и рыбаку принадлежностей. На спине была металлическая петля для подвешивания топора.

Запоны были глухого и свободного покроя. Для них использовали широкое холщовое полотнище, перегнутое на плечах. К основной части по прямым линиям пришивались боковые вставки, рукава и ластовицы под мышками. Надевали запон через голову и подпоясывали поясом.

Верхней зимней дорожной одеждой были тулупы из овчин и суконные бешмети. Тулупы шили длинными, с высоким воротником, материалом покрывали редко, а бешмети — широкими и с башлыком-капюшоном.

Пояса

Опояска — йи вонь начало 20 века

Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров — геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан — гребешок, перна — крест, радз — цедилка, катша кок — сорочья нога, тупдсь — оладушка, дзуган — путанка, баран сюр — бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

Каждый вид пояса имел специальное назначение. Кушаки надевались поверх шабуров, понитков, шуб; покромки — сарафанов; тельники — рубах. Молодежь старалась выглядеть стройнее и подпоясывалась по талии, а некоторые пожилые люди — ниже талии, чтобы выделить живот для солидности. У мужчин на кушаках висели небольшие кожаные сумки, в которых хранилось огниво, или кожаные ножны для ножей. Эти сумки обычно ничем не украшались.

Украшение поясов было характерно для коми-пермяков с глубокой древности. При раскопках могильников были обнаружены разнообразные металлические украшения и пряжки кожаных поясов. Этот излюбленный элемент украшения костюма имел распространение среди значительной части населения. С XIV в. металлические украшения в погребениях очень редки. Позднее они совсем не употребляются.

Головные уборы

Прослеживаются четыре типа женских головных уборов: повой, кокошник, шамшура, таток.

Повой (в письменных сведениях он обозначается еще словом убрус — полотенце) был полотенчатым. Он обвивался вокруг головы, закрывая волосы, и концами спускался на грудь и спину. В музейном собрании известны редкие образцы головных полотенец с узорами, полученными браным ткачеством. Видимо, украшенные повои (полотенца) были атрибутом богатых женщин.

Кокошник. Конец 19 века

Кокошники и шамшуры хорошо известны по многочисленным образцам, представленным в музеях. Они были символами замужества. Под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно. Форма кокошника — полусферическая. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой материи, стягивающейся шнурком. Наиболее традиционно околыш украшался жемчугом, перламутром, кручеными серебряными и золотыми нитями, бисером и красивыми пуговицами.

Шамшуры (их еще называли самшуры, шашмуры) имели плоские жесткие основы квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы. Их богато украшали вышивкой. Нижнюю часть шамшуры, которая прикрывала голову со всех сторон, шили из ярких материй.

Кокошники и шамшуры уже в начале XX в. были выходящими из употребления. Взамен их получили широкое распространение моршни — шапочки из тонкой материи, стягивающиеся шнурком. Поверх их женщины все чаще носили платки, шали. На свадьбе свекрови предписывалось кокошники и шамшуры дарить снохе.

Шамшур. Конец 19 века

Прослеживается у коми-пермяков региональная особенность бытования кокошников и шам-шур. Кокошники носили только северные (косинско-камские) коми-пермячки, а шашмуры — южные (иньвенские).

На примере кокошников прослеживается связь коми-пермяков и русских Северного Прикамья. Как известно, кокошники такого же вида, как у коми-пермяков, носили русские. Существует предположение, что коми-пермяки заимствовали их у русских. Но если это так, то процесс заимствования не был механическим. Коми-пермяцкие кокошники приобрели отличительные черты: более пологий лицевой околыш, наличие острых углов, почти отсутствие сплошного золотого шитья, при ношении нахождение лицевой стороны не в вертикальном положении, как у русских, а в наклонном.

Девушки украшали косы вплетенными лентами. Они носили налобные повязки {перевязки) — ленты из простых и дорогих тканей. Богатые украшали их на лбу {челе) шитьем, геометрическим и растительным орнаментом, иногда — жемчугом. Более сложные, богато украшенные повязки назывались венчиками и корунами.

Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки. Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки — ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки. Позже получили распространение картуз, а затем — фуражка.

Украшения

Серьги — пелькытш. 15 век

Костюм коми-пермяков дополнялся небольшим числом украшений.

Женщины носили серебряные серьги — пелькытш. Название их коми-пермяцкого происхождения: пель — ухо, кытш — кольцо, круг. Эти украшения заимствовали у коми-пермяков русские. Они неоднократно упоминаются в актах XVII в. русских крестьян Чердынского уезда.

Использовали коми-пермяцкие женщины серьги под названием лапи. Они представляли собой изогнутый стержень с нанизанным стеклом, к которому снизу прикреплялись мелкие привески в виде птичьих лапок. Они были такой формы, которая известна по археологическим материалам IX-XIV вв.

Также прослеживается древний обычай носить серьги с рясками. Рясами назывались пряди жемчужных зерен. Помимо этого, костюм украшали привески, пришитые к головному убору.

На шею надевали металлические, каменные и стеклянные бусы, цепочки, на кисти рук — браслеты, на пальцы — перстни и кольца.

Украшения мужского костюма ограничивались пряжками, пуговицами, цепочками.

Как уже отмечали, одежда украшалась вышивкой, пришивными лентами и кружевами, обшивкой галунами.

Обувь

Лапти — нинкӧммэз. 1972 г.

Наиболее распространенными видами обуви были лапти — нинкöм и коты. Лапти носили женщины и мужчины, а коты — преимущественно женщины. Оба вида обуви древние. Костяные кочедыки (сьöктан) — инструменты для плетения лаптей — находят на поселениях коми-пермяков IX-XII вв. Плетение лаптей и шитье кожаных котов было исключительно мужской работой, как прядение и ткачество было занятием женщин. У коми-пермяков были распространены лапти с косым носком, в этом случае различались лапти правые и левые. По-видимому, это отличие восходит к древним коми-пермяцким племенам.

Коты шили из двух кусков кожи. Верх закрывал всю стопу до щиколотки. Пришивная подошва была мягкой. Коты и лапти прикреплялись к голени длинными тесемками, вставленными в опушни -матерчатую обшивку краев. Тесемки лаптей, чаще лыковые, назывались оборами (воннез). Их перекрещивали по нескольку раз на голени поверх онучей.

Сапоги берестяные — кэланнэз

Распространенной обувью были кожаные бахилы и сапоги. Сапоги отличались коротким голенищем и подошвой на деревянных, позднее железных шпильках. Бахилы имели высокое голенище и мягкую подошву. Их шили без различий между правой и левой ногой. Но впоследствии их разнашивали на определенной ноге.

Охотники изготавливали уледи. Они имели невысокое кожаное голенище с разрезом. Когда их надевали на чулок, одно голенище накладывали на другое и сверху обматывали ремнями. Уледи — это архаичная обувь.

В зависимости от достатка с конца XIX в. обувь стали покупать на рынке. В письменных источниках у коми-пермяков отмечена городская обувь — башмаки, ботинки, туфли, черевички, сапоги.

Знакомство с одеждой народа Коми

Государственное казённое учреждение Республики Коми

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Корткеросского района»

Знакомство с одеждой народа Коми

hello_html_910bdfa.jpg

Составила

Устинова Наталья Сергеевна

Цель: формирование знаний детей о национальной одежде, головном уборе народа коми. Образовательные задачи:

-познакомить детей с национальной одеждой и её украшением;

— дать представление о своеобразии коми одежды;

Развивающие задачи:

-вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;

-формировать эмоционально-эстетическое чувство;

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважения к культуре других народов;

-прививать интерес к одежде коми народа;

Речевые задачи:

-обогащать и активизировать словарь детей словами, развивать связную речь.

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятие мы с вами поговорим о национальной одежде народа Коми. Сопровождается презентацией. Каждый слайд ведется рассуждением с детьми.

Сл1.Национальная одежда народа Коми.

Сл.2. Национальный костюм коми – это книга об истории народа. Каждая деталь одежды – это описание жизни, быта, традиций, обычаев, культуры. Поэтому сохранить национальный костюм во всех деталях и подробностях – значит, сохранить историю нации.

И сегодня я хочу познакомить вас с национальный костюмом  коми.

Сл.3. Традиционная одежда коми многообразна. Различные ее виды имели разное назначение и разные способы изготовления. Для производства одежды повсеместно использовали домотканые холсты. Праздничная одежда шилась из тканей лучшего качества (тонкий холст, тонкое сукно, а позднее фабричные ткани), повседневные наряды изготовлялись из более грубых домотканых материалов скромной расцветки.

Сл.4. Мужчины были нетребовательны в одежде. Сшитые из холста рубаха-косоворотка (дором), и штаны(гач), заправленные в сапоги или вязаные узорные чулки, а также узкий поясок или широкий кушак.

Сл.5. Дополнительным элементом одежды охотников была безрукавка (лузан), изготовленная из толстого грубого холста или домотканого сукна. Охотничья самодельная обувь (кым) с загнутыми кверху носами и цельной подошвой. Обязательным аксессуаром к ней был кожаный пояс, на который охотник мог прикрепить ножны, сосуд с водой и другие вещи, необходимые в лесу. На Печоре лаз часто делали с капюшоном.

Сл.6. Во время осенних и зимних промыслов носили кафтан из домотканого белого или серого сукна (дукöс) длиной до колен. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины.

Сл.7. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь), совик (верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. В морозы поверх малицы надевали совик. 

Сл.8. Наиболее распространенной обувью в прошлом были кожаные коты. Зимой носили ишим, или валеги, состоявшие из валяных головок с пришитыми к ним суконными голенищами, или обычные валенки-катанки. 

Сл.9. В южных районах для работы в лесу или в поле служили лапти из березового лыка, в северных — обувь из оленьего меха (кыс, пими, тобоки). Ее шили оленьими сухожилиями. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги.

Сл.10. И мужчины и женщины носили длинные шерстяные чулки, связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти (сера чувки). Раньше такие чулки были обязательной частью приданого. Невеста дарила их жениху на свадьбе. Носили и чулки без пятки, сшитые из сукна или холста. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Сл.11. В женской одежде существовал ряд различий в технике кроя и в выборе материала между костюмами различных этнографических зон Коми края (различались ижемские, сысольские, удорские, прилузские (летские) верхневычегодские типы). На Сысоле предпочитали шить сарафан из пестряди, сатина, атласа; на верхней Вычегде – из набивного холста («синяка»), штофа («парчи»), альпака, сукна; на Ижме – из шелка, атласа, штапельного полотна, вуали, кашемира. 

Сл.12. Женская одежда была строго дифференцированной. В ней выделялись не только повседневный и праздничный костюмы, но и костюмы девушки, замужней женщины и женщины пожилого возраста. Различие это проявлялось и в расцветке верхнего платья, и в форме головных уборов. Мужской костюм был единым на всей территории, за исключением зимней верхней одежды ижемцев. 

Сл.13. Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух основных элементов: рубахи и сарафана. Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дöрöм), длиной до колен. Верхнюю ее часть (сое) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого.

Сл.14. В начале XX в. зажиточные зырянки и ижемки часто носили по две рубахи: нижнюю, длинную, и верхнюю, доходящую до талии. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Наиболее старинный — косоклинный. Его еще называли шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником.

Сл.15. Позднее сарафаны шили из крашеного холста, набойки (пестрокрашенной ткани), домотканой пестряди, сатина, шелка. Они были прямого покроя, на лямках и с лифом или корсажем. В первой половине XX в. начали носить юбки и кофты. Кофты шили на кокетке, со стоячим воротником; юбки — прямые или с клиньями, с нашитыми по подолу полосами из ткани другого цвета.

Сл.16. Поверх сарафана или юбки женщины надевали запон — передник без нагрудничка (будничные запоны — из пестряди, праздничные — из хлопчатобумажной белой ткани с вышивкой и кружевами). Одежду подпоясывали различными поясами.

Сл.17. На рубашку надевали яркий узорный сарафан.

Сл.18. Узорным плетеным или тканым поясом подпоясывали сарафан.

Сл.19. Головной убор был важным элементом женского наряда, потому, что указывал на социальное положение его хозяйки. Девушкам разрешалось не прятать волосы, не носить платки, убором служили обруч, полоска ткани, лента, повязка. Выйдя замуж, женщины прикрывали волосы платком или кокошником. Женщины в возрасте носили платки темного цвета.

Сл.20. Праздничная одежда зажиточных женщин — парчовая безрукавка — коротенька, бросток. Верхняя женская одежда по крою и материалу похожа на мужскую. Для работ на открытом воздухе надевали сукман прямого или приталенного покроя. Носили женщины и холщовый кафтан — шабур. Шубы (пась) шили из дубленых овчин. В сильные морозы поверх шубы надевали зипун и подпоясывали кушаком. 

Сл.21. Богатые ижемки имели шубы из цветного бархата или атласа на беличьем или лисьем меху, с меховой опушкой.

Сл.22. Женские головные уборы имели также огромное значение, как и одежда и отличались большим разнообразием: мягкие, типа чепцов, и на твердой основе. Почти все девичьи уборы представляли собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Девушки платки не носили, у них была повязка, волосы не прятали. У женщин наоборот, волосы должны были быть спрятаны под кокошником и платком.

Сл.23. Свадебным головным убором служил юрной (баба-юр) — очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Девушки, которые не выходили замуж, не носили кокошник (баба-юр). Замужняя же женщина не могла снимать «баба-юр» до конца своих дней. Хотя могла вместо сарафана носить платье, юбку. Зимой женщина могла одевать сверху тёплый платок, шаль. Для женщины самым большим позором было, если кто-нибудь с неё снимал «баба-юр».

Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком. Парень любимой девушке дарил красивый платок. Муж, возвратившись с базара, обязательно дарил платки жене, дочери, сестре. В праздничные дни носили самые красивые платки, а в будние – ситцевые, но тоже ярких цветов. Все платки, шелковые, кашемировые, шерстяные, были с длинными кистями. Кисти в то время считались своеобразным оберегом от злых завистливых глаз.

Сл.24. Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.

Сл.25. Женщины, одевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал её на себя только дойдя до лесной избушки — иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае одевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда.

Сл.26. Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно («лист да пласт»), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место. 

Сл.27. В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане. Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды: нельзя было стирать вместе с мужской и детской одеждой наряды женские — у мужчин не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть. По поверьям, наряд любой взрослой женщины пропитан пеж, воздействие которого лишает одежду свойства оберега. 

Сл.28. Некоторые бабушки отдали свои сарафаны правнучкам и внучкам, которые одевают их для выступлений в фольклорных коллективах и по случаю возобновившихся сельских праздничных гуляний. 

Сл.29. И до сих пор остаются популярными узорные рукавички.

Сл.30, 31, 32.. Каждая этническая группа, проживающая на территории республики Коми – сысольская, удорская, лузско-летская, коми-пермяцкая, ижемская, прилузская, верхне- и нижневычегодская, вымская, печорская – внесла свои нюансы в стиль и облик национального костюма.

Рефлексия.

Презентация «Коми национальный костюм как пример художественного наследия народа» -8 кл

Инфоурок › Технология ›Презентации›Презентация «Коми национальный костюм как пример художественного наследия народа» -8 кл

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Снегирева Нина Егоровна .ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная шк Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 9», г. Печора Р.К «Коми национальный костюм как пример художественного наследия народа» Учитель технологии — Снегирёва Нина Егоровна г. Печора Р.К

2 слайд Задачи проекта: Изучить влияние обычаев на коми костюм. Показать особенности Описание слайда:

Задачи проекта: Изучить влияние обычаев на коми костюм. Показать особенности национального костюма разных областей Республики Коми и технику кроя. Сравнить коми костюм с русским костюмом. Цель проекта: Изучить историю и показать разнообразие коми национального костюма

3 слайд План работы над проектом изучить обрядовые традиции коми народа и отношение п Описание слайда:

План работы над проектом изучить обрядовые традиции коми народа и отношение предков к одежде; изучить материалы из экспозиции Печорского историко-краеведческого музея, электронные ресурсы из собрания Национального музея РК, литературные источники и Интернет-ресурсы; провести сравнительный анализ кроя женского коми и русского костюмов, материалов, украшений и головных уборов; выявить сходство и различия во внешнем облике русского и коми костюмов.

4 слайд Участники ансамбля «Пелысь» в ижемских костюмах Описание слайда:

Участники ансамбля «Пелысь» в ижемских костюмах

5 слайд Обряды и костюм Традиционна коми использовали одежду для снятия порчи для изб Описание слайда:

Обряды и костюм Традиционна коми использовали одежду для снятия порчи для избавления от болезни для «помина своей души» для привлечения богатства и счастья

6 слайд Районы распространения коми костюмов Описание слайда:

Районы распространения коми костюмов

7 слайд Основа костюма русский сарафан рубаха душегрея коми сарафан рубаха сос-рукава Описание слайда:

Основа костюма русский сарафан рубаха душегрея коми сарафан рубаха сос-рукава душегрея«епанечка»

8 слайд Ижемский костюм Описание слайда:

Ижемский костюм

9 слайд Удорский костюм Описание слайда:

Удорский костюм

10 слайд Сысольский костюм Описание слайда:

Сысольский костюм

11 слайд Сысольский костюм Описание слайда:

Сысольский костюм

12 слайд Русский костюм Сысольский костюм Описание слайда:

Русский костюм Сысольский костюм

13 слайд Костюм жителей Припечорья Описание слайда:

Костюм жителей Припечорья

14 слайд Вычегодский костюм Описание слайда:

Вычегодский костюм

15 слайд  Одежда оленеводов-ижемцев Описание слайда:

Одежда оленеводов-ижемцев

16 слайд Бранная техника, холст, сукно Узоры русского костюма Узоры коми костюма Описание слайда:

Бранная техника, холст, сукно Узоры русского костюма Узоры коми костюма

17 слайд Плетение узорных поясов Описание слайда:

Плетение узорных поясов

18 слайд Узорное вязание Описание слайда:

Узорное вязание

19 слайд Традиционные головные уборы, пояса и украшения Описание слайда:

Традиционные головные уборы, пояса и украшения

20 слайд Праздничный головной убор удорских девушек Описание слайда:

Праздничный головной убор удорских девушек

21 слайд Праздничный головной убор удорских девушек Описание слайда: 22 слайд Северорусский костюм Ижемский костюм Описание слайда:

Северорусский костюм Ижемский костюм

23 слайд Спасибо за внимание! Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-225039

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4

Воронежская область

Воронежский черноземный край издавна привлекал разные народы. Здесь селились и вольные казаки, и украинцы, и сибиряки. Каждый народ привносил самобытность в одежду.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 1

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 2

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 3

«Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом!», – сказал художник Илья Репин. Действительно, как только украинки появляются в Воронеже, сразу в моду входят яркие вышивки, передники, бусы, пояса и другие аксессуары. Девушки расшивали рубахи золотыми нитками и блестками. Замужние женщины носили поневу, шерстяную юбку из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Кстати, пышность поневы зависела от зажиточности крестьян. Фартуки не просто защищали одежду, но и украшали ее. Считалось, что в гардеробе девушки должно быть несколько фартуков. Они отличались по цвету. На праздники одевали фартуки с лентами, кружевами, тесьмой.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 4

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 5

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 6

Полюбили воронежские модницы и различные украшения в виде каскада бус. Иногда сверху надевали монисту (украшение из бисера). Девушки верили, что пестрые аксессуары подобно амулетам защищают от сглаза и злых языков.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 7

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 8

Одежда жителей Воронежской губернии шилась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Большое значение имел цвет наряда. В любом костюме обязательно должен был присутствовать белый, красный и черный. Последний считался цветом земли, поэтому черный особенно почитали в Воронежской губернии. Из обуви предпочитали носить чуники, такие вязаные тапочки, к подошве которых прикрепляли деревянные дощечки.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 9

Тульская область

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 10

архив Тульского краеведческого музея Национальный костюм: Тульская область фото

Характерная для Тульской губернии традиционная женская одежда носила в основном черты южно-великорусского костюма. Основные элементы – холщевая рубашка и кичка. Также некоторые дамы поверх рубашки надевали шерстяную поневу. По ней можно было определить, замужем ли девушка или еще нет. Если таковая имелась, значит, представительница прекрасной половины человечества состояла в браке, если нет, – была свободна.

Ворот рубахи, собранный в сборку, модницы декорировали вышивкой, красным кумачом, нашивали плетеные тесемки, металлические блестки – пайетки. Рукав в верхней части украшался полосками кумача, вышивкой крестом. Манжеты были как прямые, так и сборенные, обшитые цветной материей или атласными лентами.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 11

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 12

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 13

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 14

Понева состояла из нескольких полотнищ клетчатой шерстяной домотканины и синей холщовой прошвы. Обычно мама готовила дочери в приданое полотна на 12 понев: 4 из них – к свадьбе, остальные молодая пускала в ход по мере надобности.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 15

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 16

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 17

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 18

Также поневы разделялись на простые для будней со скупо украшенными полами, подноски – для обычных воскресений, и добрые – особенно нарядные. Украшали девушки их чередованием нашивных лент, позумента из золотых и серебряных нитей и тесьмы. Край подола подшивали плетеным пояском из разноцветных шерстяных нитей. Бывало, с поневой носили занавеску (фартук), которая шилась из льняной холстины. Будничная украшалась только небольшой перетычкой, праздничные были наряднее.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 19

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 20

Девичий головной убор имел форму венка-обруча или повязки. Волосы и темечко оставались открытыми. Женский же головной убор должен был полностью скрывать волосы, которые, по народным поверьям, обладали колдовской силой и могли навлечь несчастье. В праздничные дни он состоял из повойника, кички, сороки, позатыльня с увязками, косиц и бантов. Наиболее ярко украшались головные уборы молодых женщин до рождения первого ребенка. Постепенно узор становился более сухим и сдержанным. Пожилые дамы носили уже сороки с белой или разряженной черной вышивкой.

Пермский край: коми-пермяцкий костюм

Коми-пермяков, живущих на территории Пермского края, до ХХ века называли просто пермяками. Одежда коми-пермячек во многом была схожа с одеждой русских девушек. Но имелись и отличия.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 21

Коми-пермяцкий этнокультурный центр Национальный костюм: Пермский край фото

Основа коми-пермяцкого женского костюма – это длинная рубаха. Верхняя часть более нарядная, а нижняя, которую не видно под сарафаном, — из небеленого грубого холста. На верхнюю часть ткань нередко покупали (это был сатин или ситец), а на нижнюю ткали сами. Изначально рубахи были цельнокроеными – по типу туник: холст сгибали пополам, на месте сгиба вырезали ворот, а потом пришивали рукава и боковые клинья. Но уже в XIX веке коми-пермяцкие женщины стали шить рубахи с плечевыми вставками – поликами. Рукава таких рубах украшались орнаментом – причем не вышивкой, а браным ткачеством (нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те, что над дощечкой, в узоре остаются белыми. Те, что под дощечкой, закрываются нитями другого цвета). А на рубеже XIX и ХХ веков появились рубахи на кокетке, которая украшалась вышивкой. Повседневные рубахи были попроще, праздничные — с большим количеством украшений.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 22

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 23

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 24

Поверх рубахи девушки надевали сарафан – дубас. Этот элемент одежды был заимствован у русских девушек, живущих на территории Прикамья. Сначала коми-пермячки носили косоклинные сарафаны, потом стали шить круглые, из прямых полотнищ. А еще позднее вместо сарафана с грудкой стали появляться сарафаны-юбки (на лямках, без выраженной передней части). Поначалу сарафаны шили из домотканого холста (однотонного, как правило синего, или клетчатого). Потом появились сарафаны из набивной ткани, а еще позже – из покупных тканей. Девушки из самых зажиточных семей по праздникам могли похвастаться сарафанами из шелкового штофа.

Поверх сарафана — обязательно передник, или запон. Его шили из белой ткани и украшали вышивкой или браным узором. Некоторые девушки предпочитали запоны из пестрой ткани. Запон мог быть как с грудкой, так и без нее.

Еще один обязательный элемент – плетеный пояс с разнообразными орнаментальными узорами и бахромой на концах.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 25

Коми-пермяцкий этнокультурный центр Варианты орнаментов на плетеных поясах

Что касается головных уборов, то они отличались у разных групп коми-пермяков. Южные коми-пермячки носили самшуры (шамшуры) – чепцы с твердым дном, обшитые кумачом и украшенные вышивкой и позументами. От русских они отличались формой верха – трапециевидной, а не круглой. Поверх шамшуры носили платок: его повязывали либо так, что он полностью скрывал чепец, либо так, чтобы была видна украшенная орнаментами часть.

Северные и язьвинские коми-пермячки носили другие головные уборы – однорогие кокошники, которые украшали вышивкой бисером, перламутром, жемчугом. Поверх кокошника – браный платок.

На рубеже XIX-XX веков на смену этим головных уборам пришла мягкая шапочка – моршень.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 26

Коми-пермяцкий этнокультурный центр Коми-пермяцкий ансамбль «Шондiбан»

Женская верхняя одежда была похожа на мужскую. Летом носили шабур (отрезной в талии кафтан из синего или небелеого холста). Осенью — пониток (кафтан длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки). Зимой — шубу из овчины.

Летом коми-пермячки носили лапти, плетеные из липового лыка или бересты. Зимой – валенки и ишим (обувь с валяным низом и суконным голенищем).

Башкирский костюм

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 27

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 28

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 29

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 30

В разных территориях нынешней республики Башкортостан башкирские костюмы немного отличались друг от друга. Главным и, пожалуй, самым ценным элементом одежды был массивный нагрудник, состоящий из тканевой основы, затканной кораллами с нашитыми на основу серебряными и медно-никелевыми монетами. Среди нашивок встречались также раковины, пуговицы, различные медальоны, медали и значки, которые зачастую выполняли функции оберегов. Все нагрудники отличались между собой по форме, рисунку и технике исполнения кораллового плетения (кстати, зачастую, кораллы передавались через коробейников аж из Индии) и, соответственно, могли называться по-разному. Но особое внимание стоит уделить монетам, которые нашивались для того, чтобы создавать больше шума (звон металла, по верованиям башкирских женщин, был способен отгонять злых духов).

Монеты, которые нашивались на нагрудник, относились к различным историческим эпохам и странам. Среди них можно найти наградные знаки Российской Империи XVIII- XIX вв., Германии, Польши, Венгрии, Китая и других стран. Их привозили заботливые мужья своим женам-модницам. Отверстия на монетках женщины выполняли самостоятельно. Весь такой нагрудник в среднем весил 3 – 4 кг. Представьте себе, женщины ради красоты носили такую тяжесть на себе!

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 31

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 32

Давайте рассмотрим и другие элементы башкирского костюма.

Кулдэк – платья

Ыштан – широкие штаны

Кэзэки – короткий безрукавный камзол или кафтан

Ката – женские башмаки, которые вышивались цветной строчкой.

Елян – длиннополый костюм с рукавами на подкладе, который шили из цветного бархата, черного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зеленого, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (яурынса).

Сабата – лапти. Их женщины носили летом и осенью.

Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами. Помимо узоров можно встретить вышивку с растительными мотивами.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 33

Башкирки любили яркие вышивки

О возрасте и социальном положении женщины можно узнать по головным уборам. Как правило, головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях.

Такыя – праздничный головной убор.

Бурек — традиционный башкирский женский меховой головной убор, выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором.

Кашмау — головной убор замужних женщин.

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок – тастар. Зажиточные башкирки поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

Пензенская область

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 34

Русский костюм Пензенской области

На территории Пензенской Губернии издавна проживают рядом русские, мордва, татары и чуваши. Тесное соседство оказывало влияние на культуру различных народностей, благодаря чему в Сурском крае сформировались два комплекса традиционного женского костюма: поневный, характерный для южных территорий, и сарафанный, относящийся к северорусскими землями. К XIX веку практически каждое селение Пензенской губернии имело свои особенности в жизненном укладе, языке, культурой, и, конечно же, в женском костюме.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 35

Сарафанные комплекты женской одежды известны на всей территории Пензенского края: глухие и распашные, сарафаны прямого кроя, сарафаны-полуплатья.В этот комплект входила длинная рубаха прямого силуэта, в плечевую часть которой вставлялись прямоугольные полосы.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 36

Ольга Морозова Национальный костюм: Пензенская область фото

Повседневная одежда мордвы отличалась простотой, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений. Самостоятельно женщина не могла одеться в такой костюм, и процесс одевания иногда длился несколько часов. Мордовский костюм имел много украшений: небольшие парные украшения из бус, жетонов, шерсти и шелка. Нагрудные украшения мордовских женщин очень яркие: воротники, нагрудники, ожерелья.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 37

Ольга Морозова Праздничный мордовский костюм Пензенской области

Костюмы татар, проживавших на территории Пензенской области, отражали традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха и штаны с широким шагом, как у мужчин, так и у женщин. Самобытность женскому костюму придавало яркое декоративное оформление.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 38

Исследовательская работа «Коми костюм»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты

Национальный костюм

северных коми

hello_html_m3332422a.jpg

Автор: Перепелов Глеб

ученик 2 класса

Хозяинов Арсений

ученик 2 класса

МОУ «СОШ №44» г.Воркуты

Руководитель: Перепелова Екатерина Семёновна,

учитель начальных классов

г. Воркута

2012 г.

Оглавление

  1. Ведение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список использованных источников

  5. Приложения

Проблема: Народный национальный костюм должен быть отражением традиций нашей малой родины. Стареют мастерицы, национальные костюмы ветшают, лежат в сундуках как реликвия.

Целью нашей работы является

  • сохранение коми народных традиций, воспитание уважения к традиционной культуре.

  • развивать и способствовать умение работать со справочной литературой, умение вести диалог, анализировать, развивать критическое мышление.

  • пропагандировать национальные ценности.

hello_html_24c6d8c3.jpg Фольклор коми – сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки – дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками

Традиционная одежда коми, проживающих на северо-востоке республики, сходна с одеждой северорусского населения, ненцев и коми-ижемцев.

Женская и девичья одежда очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей, особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Так как у местного населения основное занятие оленеводство, то и в одежде сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Традиционной женской одеждой северных коми считается сарафан с кофтой, т.е. сарафанный комплекс одежды.

Рубаха является основным элементом женской одежды. Издавна использовали домотканые холсты, парчу, сатин, атлас, альпак, сукно, шелк.

Рубаха украшается вставками из контрастной ткани. Ворот, подол и кромка рукавов вышивается узором. Народы коми живут в условиях северной природы, поэтому и орнамент включает в себя растительные

окраски.

Поверх рубахи надевался сарафан. По покрою сарафаны различают косоклинные и прямые.

Косоклинный сарафан в основе своей имел три прямых полотнища: два спереди и одно сзади, и 4 клина, вставленных по 2 в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вырезными, а спереди пришивными.

Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитые из 5-6 полотнищ ткани. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали ткаными или плетеными ремешками. Ширина сарафана в подоле достигала 4 метров. Для пышности под сарафан надевают несколько юбок.

Поверх сарафана или юбки женщины надевали передник без нагрудничка с вышивкой и кружевами.

hello_html_m1251aee5.jpghello_html_bbe6c4f.jpghello_html_bbb2a48.png

Жhello_html_m5337f00d.jpghello_html_274d1ec9.jpgенский головной убор различают по возрастному принципу. У девушки головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. У молодых может быть венчик в виде ленточки, а также ободок из бересты. Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывала голову специальным чепцом – «волосник», при гостях поверх волосника одевался платок. Головных уборов у женщин было много, иногда одевался на голову поверх волос сборник на твердой основе, кокошник, ситка.

hello_html_50a9e6e2.jpgВ костюмах северянок преобладают зеленые и фиолетовые тона. Когда приходила старость, женщина повязывала голову темным платком, избегала носить яркие одежды.

hello_html_5e573ed0.jpg

hello_html_m7e680975.jpghello_html_33f5f43.jpg

Ношение традиционной одежды неразрывно связано с соблюдением определенных последовательностей одевания, строгое соблюдение запретов, связанных с ношением и хранением. Так, например, не разрешалось снимать юбку через ноги, так снимают только с покойника. На головном уборе одна из частей крепилась вокруг головы, а впереди образовывался крест на крест, это служило оберегом для женщины. Одежда хранилась в не вывернутом наизнанку состоянии, в недоступном от посторонних глаз месте.

Верхняя одежда у северных коми близка к мужской — малица, заимствованная у ненцев. Она отличается от мужской, только отделкой по подолу орнаментом, украшениями из различных кусочков меха и сукна, а также меховой опушкой- оборкой.

В холодные дни одевался поверх совик, аналогичный малице, сшитый из сукна.

Из обуви северные коми летом и осенью носили поршни сшитые из сыромятной кожи, стягиваемые ремешком у щиколотки; коты- кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Надевали такую обувь с холщовыми портянками или длинными шерстяными чулками, связанными яркими нитками с национальным орнаментом.

Зимой носили пимы (сапоги из оленьего меха (камыса) ворсом наружу). Украшали переднюю часть пим кусочками меха или цветного сукна, бисером.

Рhello_html_64903539.jpgусскоязычная письменность, пасы – знаки заменяли слова и целые предложения. До сих пор пасы можно встретить как элемент коми орнамента в оформлении костюмов

В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника»

восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.

«Зубья пилы» или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.

hello_html_m10dc4f82.pnghello_html_m10dc4f82.png

hello_html_m10dc4f82.png

Одежда наших бабушек с течением времени ветшает, залеживается в сундуках. Чтобы сохранить традиции, старинной одежды северных коми, мы должны не только изучать ее, но и знать секреты ее изготовления и ношения.

С самого раннего возраста меня привлекла одежда коми бабушек. Во время праздников всегда у бабушек была красивая яркая одежда. Позднее я шила для кукол одежду. Всегда поражали меня растительные орнаменты, напоминающие крестики, ромбики, полукруги, рога оленя. Повзрослев, стала интересоваться и изучать таинственные орнаменты, собирала материал о народном костюме.

Я считаю, что каждый живущий в нашей республике должен не только знать, но сохранять культуру народа коми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Статья Е.В.Картовщиковой «Изучение народного костюма коми». Научно-методический журнал «Школа и производство» 2006 г. №6

  2. Г. Климова «текстильный орнамент коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1984 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *