Одежда коми: Одежда Коми, национальная одежда коми, одежда народов севера, национальные костюмы и одежда народов крайнего севера – АЛЬБОМ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ-ПЕРМЯКОВ

13Апр - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Одежда Коми, национальная одежда коми, одежда народов севера, национальные костюмы и одежда народов крайнего севера

Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дором), длиной до колен. Верхнюю ее часть (сое) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого (с конца XIX начала XX в. из пестряди или фабричных тканей). В начале XX в. зажиточные зырянки и ижемки часто носили по две рубахи нижнюю, длинную, и верхнюю, доходящую до талии. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Наиболее старинный — косоклинный. Его еще называли шушуном, китайкой, клинником, штофни-ком, дубасом, пестрядинником.

Позднее сарафаны шили из крашеного холста, набойки (пестрокрашенной ткани), домотканой пестряди, сатина, шелка. Они были прямого покроя, на лямках и с лифом или корсажем. В первой половине XX в. начали носить юбки и кофты. Кофты шили на кокетке, со стоячим воротником; юбки — прямые или с клиньями, с нашитыми по подолу полосами из ткани другого цвета. Поверх сарафана или юбки женщины надевали запои — передник без нагрудничка (будничные запоны — из пестряди, праздничные — из хлопчатобумажной белой ткани с вышивкой и кружевами).

Одежду подпоясывали различными поясами. Праздничная одежда зажиточных женщин — парчовая безрукавка — коротенька, бросток. Верхняя женская одежда по крою и материалу похожа на мужскую. Для работ на открытом воздухе надевали сукман прямого или приталенного покроя. Носили женщины и холщовый кафтан — шабур. Шубы (пасъ) шили из дубленых овчин. В сильные морозы поверх шубы надевали зипун и подпоясывали кушаком. Богатые ижемки имели шубы из цветного бархата или атласа на беличьем или лисьем меху, с меховой опушкой.

Женские головные уборы отличались большим разнообразием: мягкие, типа чепцов, и на твердой основе. Почти все девичьи уборы представляли собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Женщины разных возрастов повязывали платок.

Основой традиционного мужского костюма были рубаха-косоворотка, подпоясанная тканым или кожаным поясом, и штаны, заправленные в сапоги; поверх рубахи — пиджак. Промысловая одежда — безрукавка охотников и лесорубов (лаз, лузан) и охотничья самодельная обувь (кым) с загнутыми кверху носами и цельной подошвой. Лаз делали из грубого толстого холста или прямоугольного куска домотканого сукна, серого в белую полоску, края обшивали кожей, на плечи пришивали треугольные куски ткани. На талии безрукавку укрепляли пришитым к ней поясом с пряжкой. На Печоре лаз часто делали с капюшоном. Во время осенних и зимних промыслов носили кафтан из домотканого белого или серого сукна (дукос) длиной до колен.

Мужчины и женщины-оленеводы надевали малицу (малича) из оленьего меха, заимствованную у ненцев, с маличной рубашкой из разноцветной хлопчатобумажной ткани (малича кышан). Праздничную рубашку шили из более дорогой ткани. Осенние суконные малицы по крою аналогичны меховым. В морозы поверх малицы надевали совик. Наиболее распространенной обувью в прошлом были кожаные туфли. Зимой носили ишим, или валеги, состоявшие из валяных головок с пришитыми к ним суконными голенищами, или обычные валенки-катанки. В южных районах для работы в лесу или в поле служили лапти из березового лыка, в северных — обувь из оленьего меха (кыс, туфли, пи-ми, тобоки). Ее шили оленьими сухожилиями.

И мужчины и женщины носили длинные шерстяные чулки, связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти (сера чувки). Раньше такие чулки были обязательной частью приданого. Невеста дарила их жениху на свадьбе. Носили и чулки без пятки, сшитые из сукна или холста.




АЛЬБОМ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ-ПЕРМЯКОВ

альбом

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ-ПЕРМЯКОВ

Одежда коми-пермяков была в значительной степени однотипна с одеждой русского населения Северного Прикамья. Но в конце XIX — начале XX в. костюм русских подвергся существенной трансформации, а костюм коми-пермяков во многом остался неизменным. Поэтому вполне правильно считать, что коми-пермяки были хранителями традиционных национальных форм одежды как собственно своей, так и русской.

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую — пестрядью. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст — крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов. Хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна – использовали для повседневной и праздничной одежды.

В основе узоров — геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан — гребешок, перна — крест, радз — цедилка, катша кок — сорочья нога, тупдсь — оладушка, дзуган — путанка, баран сюр — бараний рог и др.

hello_html_6be880b.jpg hello_html_4811c1b9.jpg

Нательная одежда

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой. Рубахи коми-пермяков и русских достигли полного сходства в покрое, но украшения их сохранялись согласно собственным вкусам.

У коми-пермяков распространилась мужская рубаха-косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую нательную одежду штаны. Пояс делали на вздержке — гаснике, завязывавшемся вокруг талии. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней.

hello_html_3e46b196.jpg

Рубаха женская — йӧрнӧс

Рукава женских рубах делались узкими. Ворот вырезался круглым, а разрез на груди — прямым.

На нижнюю часть ног надевали вязаные шерстяные носки и чулки. На голень и стопу поверх штанов накручивали онучи — длинные полосы материи. На руках носили рукавицы и перчатки. Делали их вязаными, суконными, кожаными. Богатые рукавицы украшали шитьем.

Верхняя одежда

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры. Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

hello_html_6ea25032.jpghello_html_3e3c881d.jpg

Сарафан 19в. Юбка 1940-е гг.

Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы.

hello_html_11fec14b.jpg

hello_html_5311a34d.jpg

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника. При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. hello_html_58fe9061.jpg

hello_html_74dabeb9.jpg

Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. Застегивался на петли. Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин.

Производственная одежда

hello_html_14883191.jpgОхотничья одежда коми-пермяков

Важным отличием одежды коми-пермяков было четкое выявление в ней одежды, предназначенной для ведения охоты, рыболовства, лесных и домашних работ.

Одежду охотников и рыбаков составляли запоны и лузаны. Под полотнищами одежды за счет пришитого холста образовывались мешки-карманы для хранения добычи и необходимых охотнику и рыбаку принадлежностей. На спине была металлическая петля для подвешивания топора.

Верхней зимней дорожной одеждой были тулупы из овчин и суконные бешмети. Тулупы шили длинными, с высоким воротником, материалом покрывали редко, а бешмети — широкими и с башлыком-капюшоном.

Пояса

Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Каждый вид пояса имел специальное назначение. Кушаки надевались поверх шабуров, понитков, шуб; покромки — сарафанов; тельники — рубах. У мужчин на кушаках висели небольшие кожаные сумки, в которых хранилось огниво, или кожаные ножны для ножей. Эти сумки обычно ничем не украшались.

Головные уборы

Прослеживаются четыре типа женских головных уборов: повой, кокошник, шамшура, таток.

Повой — обвивался вокруг головы, закрывая волосы, и концами спускался на грудь и спину. В музейном собрании известны редкие образцы головных полотенец с узорами, полученными браным ткачеством.

hello_html_m3c745c4b.jpghello_html_m4a6a3185.jpg

Кокошник. Конец 19 века Шамшур. Конец 19 века

Кокошники, шамшуры — под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно. Форма кокошника — полусферическая. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой материи, стягивающейся шнурком. Шамшуры (их еще называли самшуры, шашмуры) имели плоские жесткие основы квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы. Их богато украшали вышивкой. Нижнюю часть шамшуры, которая прикрывала голову со всех сторон, шили из ярких материй.

Девушки украшали косы вплетенными лентами. Они носили налобные повязки  — ленты из простых и дорогих тканей. Богатые украшали их на лбу шитьем, геометрическим и растительным орнаментом, иногда — жемчугом.

Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки.

Обувь

hello_html_37ff9dea.jpghello_html_m7bf1a883.jpg

Лапти — нинкӧммэз. 1972 г. Сапоги берестяные — кэланнэз

Наиболее распространенными видами обуви были лапти — нинкöм. Распространенной обувью были кожаные бахилы и сапоги. Охотники изготавливали уледи.

Традиционная одежда коми — Интересные факты

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.
Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста.
Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будние дни носили одежду из более грубых домотканых материалов.
Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины — мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки на выпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или сера чувки (в переводе с Коми – узорные чулки). Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин — шапки, шляпы и картузы.

Одежда, пища коми

Традиционная одежда коми похожа на костюм северорусских народов. Мужчины носили холщовые рубахи навыпуск и холщовые штаны, которые заправляли в шерстяные носки, подпоясывались ремнем. Женская одежда отличалась разнообразием.

Женский костюм состоял из рубахи и сарафанов различного типа (шушун, синяк). Поверх сарафана надевали короткие распашные кофты, передники, подпоясывались плетеным или тканым поясом. Верхней женской одеждой являлись дубник или шабур, замой носили овчинную шубу. Верхней мужской одеждой был кафтан, зипун или сукман, шуба (пась).

В качестве головного убора девушки носили обычно ленту – прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами. Свадебный головной убор – очелье без дна, на твердой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужчины носили на голове войлочные колпаки и шапки из овчины. Мужская и женская обувь: кожаные коты, бахилы, сапоги.

Коми украшали одежду традиционными орнаментами. Обязательным элементом мужского и женского костюма являются шерстяные чулки с геометрическим орнаментом. От ненцев коми позаимствовали некоторые разновидности одежды: малицу, совик, пимы (меховые сапоги) и некоторые другие. Собираясь на охоту, коми надевали своеобразную безрукавку, обшитую кожей (лаз) и высокие сапоги (бредни) с просмоленным суконным голенищем.

В пищу употребляли растительные, мясные и рыбные продукты. Традиционными блюдами коми являются кислые супы, холодные похлебки на основе хлебного кваса, ячневая и перловая каши, блюда из рыбы (вареная, соленая, жареная, сушеная). Обязательным блюдом на праздники был рыбный пирог. У коми большое распространение получили мучные изделия: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и другие. Традиционными напитками считаются отвары ягод и трав, хлебный квас, березовый сок, кисломолочные продукты, компоты из пареной репы или брюквы, пиво (сур), брага.

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорск

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме «Национальная одежда коми народа»

Возрастная категория:  для детей от 5 до 6 лет (старшая группа)

Автор: Голышева Ирина Ивановна

воспитатель

пгт. Троицко-Печорск

2016 год

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;
  2. Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;
  3. Активизировать мыслительную деятельность детей;
  4. Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми языку;

Образовательная область: социально-коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

— рассматривание иллюстраций, картин, фотографий;

— просмотр слайдов с изображением национальной одежды коми народа;

— систематизация знаний о коми орнаменте (альбом, дидактические игры).

— прослушивание аудиозаписи « У оленя дом большой»

Наглядный материал  и пособия: женский народный костюм взрослый и детский, рубаха для мальчика, кукла в повседневной коми народной одежде, сундук, аудиозапись народного коми хоровода  «Паськыд гажа улича»», аудиозапись « У оленя дом большой», карточки разных цветов, использование ИКТ.

Ход НОД: 

В зал входит педагог в нарядном коми народном костюме, здоровается детьми на коми языке:

Педагог: видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте,  дорогие дети! Вы удивлены?

Дети: да.

Педагог: а чем же я вас удивила?

Дети: необычным костюмом.

Педагог: нравится вам моя одежда.

Дети: да, очень.

Педагог: а чем же она вам нравится?

Дети: красивая, яркая, украшена элементами коми орнамента.

Педагог:  а у вас такая же одежда как у меня?

Дети: нет.

Педагог: я каждый день хожу в такой одежде?

Дети: нет.

Проблемная ситуация: 

Педагог: а почему сейчас не носят такую одежду?

Дети: не продают такую одежду в магазинах, родители не покупают такую одежду.

Педагог: где ее можно увидеть?

Дети: у бабушек, на выставке в музее, на празднике.

Педагог: правильно, эту одежду можно встретить у старых бабушек в сундуках, в музее, в доме культуры на артистах. Потому что это старинная народная коми одежда. С ней надо обращаться очень аккуратно, бережно.

Педагог: во что я сегодня одета?

Дети: костюм.

Педагог: да это костюм, но  состоит он из отдельных элементов, из каких?

Дети: рубаха, сарафан, передник, головной убор.

Рассматриваются элементы с обязательным проговариванием названия на русском и коми языках: рубаха – сос, сарафан – сарапан, передник – запон, головной убор (кокошник)– баба юр.

Педагог: а у меня для вас есть сюрприз, давайте вы встанете, отвернетесь, спрячете глазки.  (Педагог вносит куклу в повседневном коми костюме). Да, я сегодня пришла не одна, со мной пришла кукла Маша, посмотрите на ее наряд, во что же она одета?

Дети: рубаха, передник, кокошник, сарафан.

Педагог: а ее костюм похож на мой?

Дети: да.

Педагог: чем похож?

Дети: рубахой, передником, сарафаном, кокошником.

Педагог: правильно, тоже состоит из рубахи, сарафана, передника, кокошника. Как вы думаете, чем же украшали одежду коми народа?

Дети: элементами коми орнамента.

Педагог: давайте мы с вами поиграем в игру «Превращения» ( в какой элемент коми орнамента может превратиться та или иная карточка, например желтая – солнце, зеленая – болото, синяя – река, коричневая – рога оленя и т.д.)

Педагог: а вот Машенька хочет с вами поиграть.

Динамическая пауза «У оленя дом большой» (под сопровождение аудиозаписи)

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
тук тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка зайка забегай лапу мне давай.

Быстро дверь олень открыл,
зайку в дом к себе впустил,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай
ой, ой, страшно мне,
что-то мне не по-себе,
сердце в пятки всё ушло
и не отошло

Не дрожи зайчишка мой,
я смотрел в своё окошко,
убежал охотник злой,
посиди немножко
Да, да посижу,
я уж больше не дрожу,
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг.

Пример движений на первый куплет:
— У оленя дом большой.— складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест — машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

Пример движений на второй куплет:
— Быстро дверь олень открыл,— открываем дверь.
— зайку в дом к себе впустил,— делаем приглашающий жест.
— зайка, зайка забегай — бег на месте.
— лапу мне давай — выставляем руку вперед ладонью наружу.
— ой, ой, страшно мне, — закрываем ладонями глаза.
— что-то мне не по-себе,— обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.
— сердце в пятки всё ушло — правую ладонь кладем на сердце

Пример движений на третий куплет:
— Не дрожи зайчишка мой, — обнимаем себя
— я смотрел в своё окошко,— показываем руками перед собой квадратное окно
— убежал охотник злой, — бег на месте
— посиди немножко — чуть присядьте или сядьте на стул.
— Да, да посижу,
— я уж больше не дрожу, — встаем и распрямляемся во весь рост.
— у меня прошёл испуг,
— ты хороший друг. — выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.

Педагог: понравилась вам игра?

Дети: да.

Педагог: а теперь присаживайтесь на стульчики, у нас с Машей для вас еще один сюрприз, у нас есть волшебный сундук (вносится сундук, в котором сложен детский коми народный костюм для девочки и рубаха для мальчика). Как вы думаете, что же может быть в этом сундуке

Дети: одежда.

Педагог: да, там одежда, а какая? Сейчас мы и узнаем. Только наш сундук волшебный, он просто так наряды отдавать не хочет, а будет загадывать загадки, угадаете, достанем. (Вниманию детей предлагаются загадки, дети отгадывают, педагог достает предмет одежды, называют с детьми на коми языке)

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (рубаха)

 

 Я на плечиках держусь,

Повернешься – я кружусь (сарафан)

 

Я на поясе держусь.

Я на кухне пригожусь (передник)

Педагог: но посмотрите у нас в сундуке осталась еще одна рубаха, как вы думаете, для кого же она? Конечно, для мальчика и называется она на коми языке дором, а брюки – гач. Но тут еще и поясок, он называется – вэнь. (Еще раз повторяют предметы костюмов на русском и коми языках)

Педагог: слышите, где-то вдалеке слышна музыка (прислушиваются) Я кажется узнала, это коми народный хоровод, который называется «Паськыд гажа улича», что означает «веселая улица», а еще этот хоровод называют «Доли-шели», хотите поводить хоровод? Тогда вставайте в два круга, один внутри другого и будем веселиться. (Танцуют)

(после хоровода дети не расходятся, остаются в кругу)

Педагог: ребята а по традиции коми народа, после хоровода всех приглашали к столу пить чай с коми пирогами. Приглашаю вас всех к столу!

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Проект «История одежды коми народа»

Паспорт проекта  

 « История одежды коми народа».

Тип проекта информационный.

Возраст детей (5 -6 лет)

Продолжительность:  8 месяцев с 1октября по 31 мая.

Цель: Приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

Задачи:

1.Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

2.Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

3.Способствовать развитию речи;

4.Воспитывать интерес и уважение к коми литературе, к коми песням.

Участники проекта педагоги, дети, родители.

1.Постановка проблемы: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к малой Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях  истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

2.Значимая для детей проблема,  узнать  какую  одежду носили в Коми республике раньше во времена, когда прабабушки и прадедушки были маленькие.  

 3. Развивать способность ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.

Предполагаемый результат: Дети познакомятся с национальной одеждой коми народа.

Дети будут использовать узоры в украшении своих работ.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

1.Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы над проектом.

2. Составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – 2-я неделя октября.

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,  творческая деятельность,  рассматривание иллюстраций, чтение, дидактические игры). Приезд  музея.

Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа,

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.        

1. Подобрать и изучить художественную, методическую литературу по теме проекта.

2. Разработать план реализации проекта.

3. Беседа с родителями по теме проекта.        

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта -3-я неделя октября.

4. Пополнить развивающую среду: в течение работы над проектом.

1). Сшить национальную одежду коми для кукол – мужскую, женскую.

2). Сделать альбом с коми узорами.

3). Составление картотек загадок, стихов, поговорок о коми ремёслах, о предметах, связанных с изготовлением одежды.

4). Сделать альбом с картинками коми одежды.

5). Приготовить презентацию «Коми одежда».

6). Принести в группу для рассматривания предметы для изготовления одежды.

7. Составить план работы с музеем.

4. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.                       5. Создать условия для реализации проекта .        

2 этап – основной.        

1. Просвещение родителей, как идёт работа по данной теме (беседы в течение проекта).

 2. Рассматривание книг, иллюстраций об одежде  с детьми.        

3. НОД .

НОД.  Ознакомление с женским народным костюмом коми.  Внесение куклы в народном женском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте (Ноябрь).

НОД. Ознакомление с мужским народным костюмом коми.  Внесение куклы в народном мужском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте.

(Январь).

НОД. Ознакомление с художественной обработкой меха коми. Внесение куклы в малице (Март).

НОД. Ознакомление с вязанием у коми. Внесение вязаных изделий. Рассматривание веретена, чесалок, машинки для изготовления пряжи ( Май).

Художественное творчество: Рисование.

«Украшение передника» краски акварель — октябрь.

«Украшение рукавички» карандаши цветные  — ноябрь.

«Украшение шапочки» гуашь — декабрь.

«Украшение рукавов» восковые мелки — январь.

«Украшение сарафана» краски — акварель, февраль.

«Расписные пояски» — цветные ручки  апрель.

Украшение «Чулков»  гуашь — май.

Аппликация. Украшение «Малицы»

Лепка. Девочка в малице.

Конструирование из бумаги. Оленевод.

4. Художественное чтение. Заучивание стихов о коми республике. Отгадывание загадок о предметах быта коми народа, чтение коми сказок.

5. Самостоятельная изобразительная деятельность: раскраски,   лекало одежда коми.

6. Беседы с презентацией: « Коми орнамент в народных костюмах». «Как рубашка в поле выросла».

 7. Пальчиковые игры.

8. Занятия коми языком с преподавателем.

9. Сбор загадок, стихов об одежде оформление альбома    

10. Приход музея в гости.  Темы:

Октябрь «Аленький цветочек». Ознакомление детей с одеждой.

Ноябрь «Моя любимая игрушка».

11. Фотовыставка «У нас в гостях музей».

12.  Художественно-творческая работа.  1) Сочинение сказки « Приключения в огороде»  Май.

2) Подготовка декораций март. 3) Разучивание ролей. 4) Показ

сказки в группе  для детей Май.

3 этап – заключительный.        

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.        

Анализ результативности        

«Одежду с коми тематикой заказывают со всего мира» « БНК

В последнее время стало появляться много вариантов одежды с тематикой Коми края и, по словам изготовителей, товар пользуется спросом. В столице республики часто встречаются молодые люди в толстовках с надписью «Сыктывкар», в шапках и вязаных костюмах с коми орнаментом. В Усинске пользуются спросом футболки и свитшоты с принтом «Только Усинск! Только хардкор!». Многие жители Коми, переехав в другие регионы и даже страны, с гордостью носят вещи с родной тематикой, которая напоминает им о малой родине. БНК узнали у изготовителей «коми» одежды, почему у них появилась идея работать по сути на продвижение имиджа региона, и насколько такие изделия пользуются спросом.

Дизайнеры: «Одежду с коми тематикой заказывают со всего мира»

Фото vk.com

Директор «РубльКлаб» (Усинск) Екатерина Воробьева:

— Изготовлением одежды мы занимаемся уже достаточно давно. Коллекция с использованием тематики Коми — второе наше детище. Принты первой коллекции посвящены темам космоса, спорта и патриотизма. Особое место в первой коллекции мы уделили принтам специально для Усинска («Только Усинск! Только хардкор!») и Нижнего Новгорода. Тематика Коми возникла у нас оттого, что этот год объявили в Коми Годом патриотизма. Мы решили сделать такой вклад в этот год, мы надеялись, что нас заметят на уровне республики, но увы, все мероприятия упёрлись в празднование 9 мая, до большего устроители Года патриотизма не додумались. На самом деле принты, на наш взгляд, получились очень крутыми. Мы специально не писали на части из них слов «Коми», «Республика Коми», потому что наша одежда продаётся по всей стране, и мы искренне надеемся, что люди будут это носить безотносительно субъекта РФ. Но те, кто в теме — поймут и оценят вдвойне. Принты рисовал нам Тарас Геш — усинец, очень крутой дизайнер с мировым именем. Например, именно он рисовал логотип мультифестиваля «Ыбица». Он долго работал над изображениями и теперь это — произведения искусства. Другую часть отрисовал наш друг Александр Stan — также известный дизайнер. Например, он рисовал обложки альбомов Карандаша и Krecа, а также работал с некоторыми брендами России. Наша одежда шьётся в России по нашим лекалам, принты разрабатывают россияне, и наносят их в Подмосковье. Практически полностью «made in Russia».

USINSK.jpg

Дизайнер творческой мастерской «Югыд Арт» (Сыктывкар) Светлана Турова:

— Я мечтала об этом (о мастерской) с самого детства. В 10 классе четко понимала, что не хочу ни на кого работать и моя мечта — иметь свою мастерскую и быть художником. Мое творческое желание вылилось в вязание, я своего рода художник ниток. В 2008 году был кризис, и компания, в которой я работала, объявила, что будет готовиться к банкротству. Тогда я поняла, что мое время наступило. Я посоветовалась с мужем, и он разрешил мне заняться творчеством. Мне нравится красота наших орнаментов и нравится, что они не просто для красоты, а в них еще заложен глубокий смысл, поэтому это не только красиво, но и интересно! Наши изделия заказывают не только в Коми. Мы отправляем много заказов в Москву и Санкт-Петербург. В апреле я ездила с показом в Финляндию, и часть коллекции купили там. Помимо этого, мы отправляем заказы в Канаду, Швецию, Норвегию, на Украину, во Францию и Испанию. Пожалуй, я могу однозначно утверждать, что людям это действительно интересно.

Дизайнер компании «Город на Сысоле» (Сыктывкар) Екатерина Шеффер:

— Идея возникла интересным образом, несколько лет назад я работала в Анапе, и там заметили, что ходят множество людей из разных регионов в футболках с названиями своих городов. И сколько смотрели, ни разу не увидели сыктывкарских принтов. А когда приехала в Сыктывкар и зашла в типографию, поняла, что у нас отсутствует «теплая» сувенирная продукция, которую можно было бы привезти на память друзьям из других городов. И тогда возникла идея сделать эту продукцию самим. Мы долго разрабатывали проект, заказывали футболки из Москвы и Узбекистана, но потом поняли, что это неправильно — сувениры из Коми должны быть сделаны в республике. Рисунки разрабатывала непосредственно я. У нас очень много заказов из других городов и это интересно, ведь наши вещи связывают людей из разных городов, видно, что они помнят и любят свою малую родину. И даже в другие страны заказывают, например, в США, в Израиль, в Финляндию. Но особым спросом одежда наша пользуется в Санкт-Петербурге, в неделю по несколько заказов приходит. На наш взгляд, это очень круто, что одежда ни откуда-то, а создана руками сыктывкарских мастериц, это так по-доброму. Мы закупаем только ткань, а тут девочки все раскраивают и шьют.

gorod_na_Sysole.jpg

Дизайнер творческой студии «Ня» (Сыктывкар) Елизавета Милюкова:

— Сначала решила сделать кофту с интересным дизайном для себя. Очень вдохновляет северная тематика, и в своих работах с удовольствием использую элементы орнаментов, в том числе, при пошиве костюмов много было сделано «шаманских» образов. Потом стали просить друзья ребята из Театра («Power of Fire») и получилась целая серия изделий, которые людям очень понравились. А несколько месяцев назад начала принимать заказы не только от своих знакомых. Интересуются из Финляндии, Казахстана, Германии, но больше всего, конечно, — Россия.

1.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *