Народный коми костюм рисунок: Национальный костюм женщины народа Коми – Презентация на тему «Национальная одежда народа коми» скачать бесплатно

11Ноя - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Национальный костюм коми народа рисунок. Национальный костюм

[email protected]

Одежда коми.

Обсуждая проблему генезиса традиционной одежды финно-угорских народов, известный российский этнограф В.Н. Белицер подчеркивает, что происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у северных русских, коми, коми-пермяков и других финно-угорских народов европейского северо-востока России, не всегда следует рассматри­вать как результат прямого заимствования. Наличие некоторых универсалий в комплексе традиционной одежды могло быть обусловлено близкими природно-климатически­ми условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства. Результаты сравнительного этнографического исследования народной одежды коми, коми-пермяков и северных русских, проводившиеся достаточно систематически начиная со второй половины XX века, показывают, что в особенностях покроя повседневной и обрядовой одежды, в характере декорирования различных элементов одежды, в некоторых специфических атрибутах народного костюма и различных локальных способах его ношения и хранения, а так же в поверьях об одежде, более чем наглядно проявляется не только история формирования различных этнографических групп,

но и
некоторые черты традиционного мировоззрения коми.

До начала XX века повсеместно у коми и коми-пермяков шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: холста (белого и цветного — ‘пестряди’) и сукна. Холст (льняной и посконный) был значительно шире распространен у коми-пермяков и у коми, проживающих в южных районах (летские и вычегодские коми). На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Выделанные шкуры (коровьи, овечьи, оленьи), необработанные и дубденные, а так же ровдуга и мех домашних и диких животных использовали при изготовлении обуви, ремней, шапок, шуб и промысловой одежды. Верхнюю одежду и обувь из оленьего меха шили в основном жители северных районов, рас­положенных по Печоре и Ижме, на Удоре, в верховьях Мезени и Выми. В этих местах, наряду с меховой одеждой, была широко распространена одежда из привозных тканей, которые доставлялись из центральных районов Рос­сии. Так, например, в большом количестве холст, сукна и парчу и готовую одежду на Печору привозили чердынскне купцы из Пермской и Вятской губерний, а в верховья Ме­зени, на Ижму и Удору ткани (пестрядь, сермяжные сукна, кумач, цветные шелка) доставляли из Архангельска, Пинеги и Великого Устюга. Преимущественно у летских коми и коми-пермяков была распространена традиция плетения лаптей (нинкцм) из бересты и липового лыка. Интересно, что у летских коми праздничные лапти, одеваемые обычно на Масленицу, обязательно плелись из более тонкого лыка разных пород деревьев и украшались на носке вставками из цветного материала. Береста у коми использовалась и для изготовления очелий девичьих и женских головных уборов. У удорских и вычегодских коми известны случаи изготовления из цельных пластов бересты лечебных корсетов для малолетних детей и больных людей. У летских коми зафиксирована традиция плетения из бересты ритуальной верхней одежды (головных уборов, кафтана и штанов), которая использовалась для лечения больных и немощных пожилых людей. Такая одежда изготовлялась в технике плетения пестера (традиционного ранца из тонких полос бересты). Современные летские коми мастера сохраняют традицию плетения из бересты миниатюрных макетов различных элементов традиционной верхней одежды в качестве сувениров.

К сожалению, до настоящего времени не предпринимался опыт специального этнографического исследования комплекса традиционной детской одежды коми. Известные полевые материалы, а так же музейные коллекции традиционной одежды коми, собранные в период 60-80 гг. XX в. свидетельствуют о том, что повсеместно у коми повседневная нижняя и верхняя наплечная детская одежда, в основном, повторяла по покрою одежду взрослых. До обретения способности самостоятельно ходить маленькие дети, независимо от пола, носили белые холщевые рубахи с подолом до колен или щиколоток. У печорских и ижемских коми после крещения ребенка на его тело повязывался плетеный неширокий поясок (по структуре плетения напоминает гайтан из льняных нитей для нательного креста), который носился под одеждой и никогда не снимался, даже в бане. В возрасте двух-трех лет мальчикам для выхода на улицу, за

Учебно — исследовательская работа по искусству по теме «Элементы узоров коми

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

Элементы узоров коми – пермяцкого костюма

(учебно – исследовательская работа по искусству)

Исследовательская работа

выполнена: Андровым

Василием Алексеевичем

учеником 4 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Дозморова В.С.

Юксеево, 2015

Содержание

Введение _________________________________________________3

Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7

Глава 3. Мои исследования __________________________________8

Выводы __________________________________________________9

Заключение _______________________________________________11

Список используемой литературы ____________________________12

Приложения

Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»

Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»

Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

Введение

Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы — «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.

Тема исследования: «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».

Целью нашей работы является:

изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.

Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи:

— изучить литературу по теме;

— проанализировать национальный костюм, его составные части;

— изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;

— создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».

Объект исследования: национальный коми – пермяцкий костюм.

Предмет исследования

: элементы узоров коми – пермяцкой одежды.

Методы исследования:

* теоретический анализ литературы;

* рассказ моей учительницы, моей бабушки;

* наблюдение;

* опрос – интервью;

* анкетирование учащихся.

Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.

Гипотеза: Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.

Степень изученности темы:

О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.

Глава 1. Национальный костюм, его составные части.

Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.

У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).

Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.

Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.

C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\img124.jpg— Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)

C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\S6303191.JPG— «Крестик» C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\img123.jpg — «Зубья пилы»

C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\img122.jpg— «Перна» («Нательный крестик»)

C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\img121.jpg— «Птица» C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\S6303187.JPG — «Ягодка»

C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\S6303192.JPG— «Бараньи рога» C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\S6303188.JPG — «Сорочья нога»

C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\img111.jpg— «Гребешок» C:\Documents and Settings\Admin.HOMEXP.004\Мои документы\Мои рисунки\img111.jpg — «Круг»

По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.

  1. Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).

  2. Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).

  3. Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).

  4. Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).

Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.

Глава 3. Мои исследования.

С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).

Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.

  1. Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?

1 класс

4 класс

%

Да, имеется

1 чел.

4 %

Нет, не имеется

10 чел.

12 чел.

96 %

  1. Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

1 класс

4 класс

%

Да, надевал

1 чел.

3 чел.

17 %

Нет, не надевал

9 чел.

10 чел.

83 %

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

1 класс

4 класс

%

Да, знаю

Нет, не знаю

10 чел.

13 чел.

100%

Выводы

На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:

— Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;

— Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;

— Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.

Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:

  1. Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

( %)

Старшие классы

(%)

Нравятся

97 %

62,1 %

76 %

Не нравятся

3 %

37,9 %

24 %

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

( %)

Не знаю

32,3 %

55,2 %

7,7 %

Народы коми – пермяки

25,8 %

20,7 %

76,9 %

Женщина

41,9 %

24,1 %

15,4 %

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

( %)

Старшие классы

( %)

Не знаю

12,9 %

Из – за интереса

9,7 %

10,3 %

Для украшения одежды

77,4 %

89,7 %

100 %

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

( %)

Старшие классы

( %)

На празднике

58,1 %

79,3 %

53,8 %

В библиотеке

19,4 %

17,2 %

38,5 %

Дома

3,5 %

7,7 %

На уроке

22,5 %

все

На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:

-Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;

— Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;

-Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.

Заключение

В процессе исследования мы пришли к выводам:

— В узорах коми — пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.  

— Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.

— В национальной одежде продолжает жить стремление коми — пермяцкого народа к красоте.

Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»

(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.

Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.

Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.

Коми – пермяцкие орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдёшь по всей России

Таких узоров и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, –

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из – под иглы, и кисти, и резцы:

Ведь мастера по дереву

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.

2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.

4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. — Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.

Приложение №2

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?

а) Да, имеется

б) Нет, не имеется

2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

а) Да, надевал

б) Нет, не надевал

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

а) Да, знаю

б) Нет, не знаю

Приложение №3

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Нравятся ______

Не нравятся ________

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Не знаю_____

Народы коми – пермяки_____

Женщина ________

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Не знаю _____

Из – за интереса________

Для украшения одежды______

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

На празднике ____

В библиотеке _____

Дома _____

На уроке_____

Другое (указать)_____________________

Презентация » Одежда коми — пермяков» ( внеурочная деятельность)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Коми-пермяки Описание слайда:

Коми-пермяки

2 слайд Коми-пермяки Описание слайда: 3 слайд Национальная одежда Сарафан - сарапан, дубас выделяет коми-пермяцких женщин и Описание слайда:

Национальная одежда Сарафан — сарапан, дубас выделяет коми-пермяцких женщин из среды окружающего населения

4 слайд Мужчины носили рубаху с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротник Описание слайда:

Мужчины носили рубаху с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротником. Праздничные рубахи украшали вышивкой.

5 слайд Распространенными видами мужской и женской обуви (кимкит) были лапти - нинко Описание слайда:

Распространенными видами мужской и женской обуви (кимкит) были лапти — нинком из липового лыка и бересты, низкие кожаные коты (коти) и сапоги с мягкой подошвой (бакило).

6 слайд Традиционная пища Основной пищей коми-пермяков являлись пельмени, которые жен Описание слайда:

Традиционная пища Основной пищей коми-пермяков являлись пельмени, которые женщины делали сами.

7 слайд Виды хозяйственной деятельности Основными занятиями коми-пермяков издавна явл Описание слайда:

Виды хозяйственной деятельности Основными занятиями коми-пермяков издавна являлись: земледелие, пчеловодство, рыболовство.

8 слайд Способы расселения Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские по Описание слайда:

Способы расселения Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора.

9 слайд Творчество Изобразительное искусство представлено: узорным ткачеством, вязаны Описание слайда:

Творчество Изобразительное искусство представлено: узорным ткачеством, вязаными изделиями (носки, перчатки ), разнообразными ткаными поясами. Устное народное творчество: песни, частушки, сказки, пословицы

10 слайд Кудымкар Кудымкар... Сердце Пармы, ее жемчужина, центр земли предков. Описание слайда:

Кудымкар Кудымкар… Сердце Пармы, ее жемчужина, центр земли предков.

11 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда:

Знание своих истоков очень важно для каждого человека

12 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 13 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 14 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 15 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 16 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 17 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 18 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 19 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 20 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: 21 слайд Знание своих истоков очень важно для каждого человека Описание слайда: Знание своих истоков очень важно для каждого человека

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Знание своих истоков очень важно для каждого человека

Курс повышения квалификации

Знание своих истоков очень важно для каждого человека

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-208698

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Конспект занятия по рисованию «Коми костюм — Малица»  | Центр гражданских и молодежных инициатив

Конспект занятия по рисованию «Коми костюм — Малица»  воспитателя МБДОУ №79 средней группы Б  Звоновой И.Ю.

Программное содержание:

1. Продолжать учить ритмично располагать коми национальный узор в полосе, учить детей самостоятельно составлять узор, закреплять знания детей о коми орнаменте.

2. Закрепить навыки рисования элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к коми народному творчеству

Материал: Иллюстрации с изображением малицы. Альбомные листы, краски (гуашь, кисти (тонкие: №3, толстые: №16, баночки с водой, подставка для кист, схемы с элементами коми орнаментов.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми, вопросы. Разучивание

Ход:

-Ребята, в какой стране мы живём? (Россия).

 -Какая столица России (Москва). Молодцы!

-Ребята, а в какой республике мы живём? (Республика Коми).

-А какая столица у нашей республики? (Сыктывкар).

-Скажите мне, пожалуйста, люди каких национальностей живут в Республике Коми(многонациональные).

И все они живут очень дружно. Но у каждой национальности имеются свои обычаи, традиции, которые зависят от того, где живёт эта национальность.

-Где располагается Республика Коми(на севере). Правильно ребята, молодцы какие, всё знаете!

— Что вы можете рассказать о нашей республике? (Дети рассказывают, что знают). Как и у всех народов, у коми народа есть свои узоры и орнаменты. Народ из поколения в поколение передает свое искусство, и оно приумножается. Мы с вами живем в Коми республике и должны знать ее искусство. Сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша.

— Посмотрите, как она одета. На ней коми национальная одежда. И сарафан, и кофта, и головной убор….  Только нет тёплой одежды на зиму…. А ведь на Севере холодно….Она хочет, чтобы вы украсили ей и её подружкам тёплые наряды  коми орнаментом. Давайте сегодня мы займемся именно этим, а затем подарим рисунки кукле Маше.

-Ребята, поможем им? (да).

Я вам принесла иллюстрации на которых изображены коми костюмы. —Вы знаете как они называются? (малица).

Правильно, молодцы!

— А из чего делают малицу? (они сшиты из шкуры оленя, с более низким и плотным волосом, обязательным элементом малицы стал пришитый наглухо капюшон с опушкой из меха по краю).

-Ребят, для чего нужна малица(чтобы было тепло и чтобы люди  не замерзали на морозе). Ребята, посмотрите, какие цвета здесь используются? И какие узоры используются для декорирования? Вы уже знаете, что элементы коми орнамента имеют названия, некоторые из них вы знаете. Давайте вспомним (отв. дет).

. На доске висит несколько образцов с разными орнаментами. Назовите и покажите знакомые вам элементы. (Дети показывают и называют, если затрудняются, помочь).

— Ребята, почему в элементах много охотничьих названий? (Отвечают).— Правильно, потому что раньше коми в основном занимались охотой, рыбалкой, собирали дары леса: ягоды и грибы.

— Я вам уже говорила, что орнамент из элементов всегда строится в полосе. Элементы могут быть разные и одинаковые. Поэтому рисовать будем по верхнему краю носка. Можно сверху и снизу провести полоски, а между ними в ряд расположить элементы орнамента.

— Из чего состоят, в основном, элементы? (Из прямых линий – пасов).

-Правильно, коми орнамент очень точен, состоит из прямых линий или пасов. Чаще всего он симметричный, линии точно параллельны между собой, т. е. между ними одинаковое расстояние. Вот такой своеобразный коми орнамент. Посмотрите, элемент «ошейник» находится на одной линии, и между элементами одинаковое расстояние.

-Ребята, я вам покажу схему последовательности украшения нашей малицы. Кто мне может сказать, что мы будем рисовать сначала(ответы детей).

А теперь, ребята, садитесь все на свои места, не разговаривайте, спинки держим ровно. Выберите цвет, каким будете рисовать, кисточку берём тоненькую, держим за железку тремя пальцами. Воду с кисточки хорошо, стряхиваем, у кого вода будет очень грязная, то можете её поменять. Хорошо подумайте, какой орнамент вы нарисуете, какие элементы будете использовать. В рисунках используйте один – два элемента. Теперь приступайте к работе. У нас на  доске висят образцы коми узоров, чтобы вы не забыли при  украшении малицы. Предупреждаю об окончании работы за 5 мин. (В ходе рисования помогаю детям индивидуально, даю советы, замечания, указания.

                   (Перед анализом провести физпаузу).

                                         Физпауза:

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули, ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать, чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

 Кто закончил, рисунки выкладываем на выставку.                      

Подводим итог занятия:

— Ребята, как вы думаете, у нас получилось порадовать куклу и её подружек? (отв. детей)

— Как называется этот коми костюм? (отв. детей).

—  Настя, какие элементы ты нарисовала на своей малице? (Называет).

—  Подойди, покажи свой рисунок. Молодец!

— Лиля, покажи свой рисунок, найди такой же орнамент.

— А Тимур из всех рисунков найдет элементы с названием «рога оленя». (Показывает). Молодец, Тимур, правильно показал. (То же можно и с другими элементами).

— Молодцы, ребята, нарисовали красиво, аккуратно, хорошо подобрали орнаменты, но не все элементы орнамента нарисованы в полосе, расположены на разных уровнях. В следующий раз, когда вы будете рисовать, обратите на это внимание.

Коми-наряд для куклы | Страна Мастеров

Всем привет!!! Давненько ничего не делала для детского сада, подумала я… И не успела подумать, как тут же получила срочное задание от воспитателей — к конкурсу между детскими садами нужно сшить кукле коми-наряд))))) Даже эскиз нарисовали))))) Но как потом выяснилось, сама кукла в конкурсе не принимала участие, она выступала в качестве моральной поддержки, так сказать))))) А наши детки по итогам всех викторин заняли 4-е место из 14-ти — тоже неплохой результат, но заведующая сказала, что мы шли на 3-е место и в самом конце детвору засудили… Нам, родителям и воспитателям, конечно, обидно, а детвора и этому рада — всем вручили памятные подарки, а что ещё нужно для счастья?)

Так вот, сшила я по эскизу такой вот наряд… Но, если честно, мне эта кукла напоминает русскую красавицу, но уж такой был «заказ»))))) Единственное, что не отнять у неё от коми — это орнаменты…

На кокошнике повторяющийся узор означает «солнце», на окантовке посередине — «ошейник» (по смыслу не очень подходит, но мне некогда было вырисовывать и вырезать более сложные орнаменты))))), а по подолу чередуется знак «оленевод» и «рога оленя», типа охотник и его трофей))))) Вот это и должны были рассказать дети в одной из викторин (но по условиям конкурса не обязательно было показывать их на кукле, это руководство нашего садика решило, что наглядное пособие должно быть именно таким)))))

А дальше будет много фоток и мало слов))))) Добавить мне нечего, а выбрать лучшие кадры мне как-то сложно, хочется показать свою работу во всех ракурсах))))) Итак, смотрим и молчим)))))

       

Колготки, кстати, кукла позаимствовала у Ильюшки, правда, он уже из них вырос))))) Ботиночки на ногах — тоже Ильюшины мягкие тапочки, обшитые тканью в тон платью)))))

А вот такой «замарашкой» кукла попала в мои руки… Хотя вру, на фото она уже отмыта и на одном глазу я уже «нарастила» ей ресницы))))) Просто сразу не додумалась сфотографировать, какой она была «до»… На носу и над верхней губой у куклы щербинки, которые меня тоже попросили заделать… А ещё на руках у неё не было больших пальцев…

Пришлось немного поработать визажистом))))) Умыла, причесала, накрасила… В общем, наигралась я вдоволь — и брови ей подрисовывала, и тени накладывала, и губы красила… но потом всё стёрла, решила, что должна быть естественная красота, всё-таки в детский сад отправляется, а не конкурс «Мисс Вселенная»)))))

Фото с Егоркой для наглядности — сами видите, кукла не маленькая))))) И, к слову сказать, швейной машинки у меня нет, всё шила вручную)))))

А теперь небольшая экскурсия в наш Центр национальных культур, в уголок коми-культуры… Сегодня я как-то не очень многословна, поэтому дальше тоже без комментариев… Просто хочу, чтобы Вы поняли, какой на самом деле должен быть национальный костюм коми — чувствуете разницу?)))))

 

Видите на заднем плане картины якобы с вышивкой? На самом деле это всё муляжи, нарисовано красками))))) Но об этом очень трудно догадаться даже вблизи, так мастерски сделано!!!

  

А вот ангелочки на стендах настоящие, сплетённые на коклюшках…

Вот так выглядят эти самые коклюшки, я впервые увидела их «вживую» и так близко… А уж как с ними можно работать, для меня что-то из области фантастики)))))

И ткацкий станок я тоже ни разу не видела…

А это всякие челноки и инструменты для плетения кружев, наверное…

Ну и на прощание, угощаю всех шаньгами прямо из печки)))))

Национальный костюм. Коми-пермяцкий национальный костюм Национальный костюм коми пермяков рисунок

Семакова Анастасия

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Семакова Анастасия Олеговна,

ученица 4 «б» класса МОУ СОШ № 10

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

«Разновидности коми-национального костюма в зависимости от территории поселения»

Руководитель: Исупова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов,

«Почетный работник общего образования Российской Федерации

г. Печора

2012 год

Введение

1. Проблема и ее актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Теоретическое исследование

3.1. Народ коми и его основные группы

3.2. Анкетирование

3.3. Изучение истории коми костюма

3.4. Изучение отдельных видов женского коми

Национального костюма

4. Отличительные признаки различных комплексов

Коми костюма

5. Одежда коми в современное время

Вывод

6. Список используемых источников

7. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Этот северный край и суров и богат,

Был для многих совсем незнакомый,

А сегодня в стране от Курил до Карпат

Знают все о республике Коми.

Словно стражи в ночи, у полярных широт

Всюду вышки стоят буровые,

Нефть и уголь, и газ нам земля отдаёт,

А без них не подняться России.

Мы с тобою, земля, всё осилим вдвоём,

Будет счастье у нас в каждом доме.

А за щедрость твою мы сердца отдаём

И склоняемся в низком поклоне.

Я родилась и живу в одном из самых необычайных уголков нашей великой страны — Республике Коми.

Она начинается на берегах Лузы и через девять параллелей уходит на север, в Большеземельскую тундру, в царство оленей и белых ночей. Тысячевёрстные пространства почти сплошь покрыты лесами, лишь кое-где уступающими место лугам и пашням. И только за пределами Полярного круга леса переходят в низкорослый кустарник, а потом и он исчезает: начинается тундра, горизонт раздвигается, уходит в даль, становится ровным, как бы прочерченным по линейке.

Своеобразна и неповторима природа этого края. Здесь много больших и малых рек и озёр. Леса богаты промысловым зверем и птицей, грибами и ягодами, а водоёмы различной рыбой. В долгие зимние месяцы в северных районах хозяйничают шалые ветры да лютуют сорокоградусные морозы. Зато летом над тундрой светит незакатное солнце, а земля одевает свой лучший наряд, расцвеченный удивительно яркими красками.

1.ПРОБЛЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ

Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Оно отражает богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой.

Мои предки являются коренными жителями Республики Коми, именно поэтому с раннего возраста я изучаю обычаи и традиции этого народа, виды искусства и даже национальный язык. А помогает в этом мне моя бабушка.

Два года назад в 2009 году д. Бызовая Печорского района отмечала свой 110-летний юбилей. Здесь жили мои прадед и прабабушка. Мы с семьей часто приезжаем сюда, навещаем родственников. И, конечно же, стараемся не пропускать традиционных праздников коми народа. В тот день я увидела женщин в национальных костюмах. Они потрясли меня своей необычайной красотой, богатством и яркостью тканей и отделки. Я очень заинтересовалась историей коми костюма и решила провести исследование по теме: « Разновидности женского коми национального костюма в зависимости от территории поселения».

(Приложение №1)

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель исследования: определить, по каким признакам различается коми

Костюм в зависимости от территории поселения

Задачи: — Собрать материал об основных группах населения коми

Изучить историю коми костюма

Выявить отличия коми костюма отдельных районов

Республики Коми

До своего исследования я выдвинула гипотезу: во всех районах женские коми костюмы одинаковые.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

3.1. НАРОД КОМИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ

Коми — древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском полуострове. Заселение Вычегодского бассейна предками коми началось в глубокой древности. Археологические памятники (городища и могильники) бассейна pеки Вычегды и Выми XI — XII вв. близки к Камским и Чепецким городищам (принадлежащим предкам пермяков и удмуртов). Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне р. Вычегды, позволяет считать её исконно местной, сложившейся в результате развития более древних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых веках н. э. Уже в 1-м тыс. Коми общались со славянскими племенами. Эти связи отразились в общем типе украшений, орудий, керамики.

Все население коми делится на насколько основных групп:

Висерса — самоназвание вишерцев (коми бассейна реки Вишеры).

Емватас — самоназвание вымичей (коми бассейна реки Выми (Емва).

Изьватас — самоназвание коми- ижемцев.

Пермяки, лузса — самоназвание коми верховьев реки Лузы.

Печераса — самоназвание печорцев (коми верховьев реки Печоры).

Сыктылса — самоназвание сысольцев (коми бассейна реки Сысолы).

Удораса — самоназвание удорцев (коми верховьев рек Мезени и Вашки).

Эжватас — самоназвание нижневычегодских коми.

Согласно переписи населения, проведенной в 2002 году, на территории Республики Коми проживает 256 тысяч человек коренных жителей. Это 25,2 % от общего количества. В городе Печоре на 01.01.2006 года все население – 63.8 тысячи человек (15,4 % — коренное население). Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северно- русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малица (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и другое. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплекс

Презентация по теме «История Ижемского костюма»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Канева Надежда Ивановна, член исполкома «Изьватас». 2012 год. Описание слайда:

Канева Надежда Ивановна, член исполкома «Изьватас». 2012 год.

2 слайд * Описание слайда:

*

3 слайд Жители с. Ижма, 1930 г. * ИРИКМ, КП-877/1 Описание слайда:

Жители с. Ижма, 1930 г. * ИРИКМ, КП-877/1

4 слайд * «СОС» (рубаха) принадлежит Богдановой Социалине Герасимовне, д. Гам «КИТАЙК Описание слайда:

* «СОС» (рубаха) принадлежит Богдановой Социалине Герасимовне, д. Гам «КИТАЙКА» ИРИКМ Принадлежала Филипповой Серафиме Николаевне, 1909г.р., передала внучка Ольга.

5 слайд * «УЛЫС ЮБКА» принадлежит Богдановой Социалине Герасимовне, д. Гам. Сшит Роче Описание слайда:

* «УЛЫС ЮБКА» принадлежит Богдановой Социалине Герасимовне, д. Гам. Сшит Рочевой Агнией Андреевной, 1912 г.р. ИРИКМ, КП-2654. Год поступления — 2004, д. Бакур. САРАФАН

6 слайд * САРАФАН 1. НМ РК, КП-4960.1 2. НМ РК, КП-4646.1 3. ИРИКМ. Принадлежал Филип Описание слайда:

* САРАФАН 1. НМ РК, КП-4960.1 2. НМ РК, КП-4646.1 3. ИРИКМ. Принадлежал Филипповой Серафиме Николаевне, 1909г.р., передала внучка Ольга.

7 слайд * «ПЕРЕДНИК» НМ РК «ЙИ» (ПОЯС) ИРИКМ Описание слайда:

* «ПЕРЕДНИК» НМ РК «ЙИ» (ПОЯС) ИРИКМ

8 слайд * Коми-ижемка в традиционном костюме. Описание слайда:

* Коми-ижемка в традиционном костюме.

9 слайд * «СЫРЪЯ ЧЫШЪЯН» 1., 3. - Справочно-библиографический CD «Традиционная духовн Описание слайда:

* «СЫРЪЯ ЧЫШЪЯН» 1., 3. — Справочно-библиографический CD «Традиционная духовная культура ижемских коми» 2. — принадлежит Богдановой Социалине Герасимовне, д. Гам

10 слайд * «ЮРНОЙ» - принадлежал Рочевой Акилине Мартыновне, 1919 г.р., с. Ижма - ИРИК Описание слайда:

* «ЮРНОЙ» — принадлежал Рочевой Акилине Мартыновне, 1919 г.р., с. Ижма — ИРИКМ, КП-77, приобретен в 1965 году у Рочевой Марии, с. Сизябск

11 слайд * «РÖЧА ЮР» (треюк-ошувка) 1. ИРИКМ, КП-80/1, приобретен в 1965 году у Рочево Описание слайда:

* «РÖЧА ЮР» (треюк-ошувка) 1. ИРИКМ, КП-80/1, приобретен в 1965 году у Рочевой Марии, с. Сизябск. 2.,3. — принадлежит Ануфриевой Марии Ефимовне (передала мать – Хозяинова Мария Михайловна, 1901г.р.) 4. ИРИКМ

12 слайд * Свадьба в с. Мохча, Ижмо-Печорский уезд Автономной обл. Коми, 1929г. Журнал Описание слайда:

* Свадьба в с. Мохча, Ижмо-Печорский уезд Автономной обл. Коми, 1929г. Журнал «Арт» №3, 2006г., с.146

13 слайд * «БАБАЮР» (кокошник) 1 – ИРИКМ, КП-76 (поступил в 1966 году, принадлежал Сем Описание слайда:

* «БАБАЮР» (кокошник) 1 – ИРИКМ, КП-76 (поступил в 1966 году, принадлежал Семяшкиной Марии Ипатьевне) 2 – ИРИКМ, КП-6048 (передала Терентьева Дина Васильевна, принадлежал бабушке Каневой Вассе Ивановне)

14 слайд * - принадлежит Ануфриевой Марии Ефимовне (передала мать – Хозяинова Мария Ми Описание слайда:

* — принадлежит Ануфриевой Марии Ефимовне (передала мать – Хозяинова Мария Михайловна, 1901г.р.) 2. — ИРИКМ, КП-81/1 (принадлежал Чупровой Евдокии Прокопьевне) «БАБАЮР» (кокошник)

15 слайд * «ВÖЛÖСНИК» (ИРИКМ) «БАБАЮР» (кокошник) ИРИКМ Описание слайда:

* «ВÖЛÖСНИК» (ИРИКМ) «БАБАЮР» (кокошник) ИРИКМ

16 слайд * Верхняя женская одежда «КОФТА» ИРИКМ, КП-181, принадлежала Терентьевой Улья Описание слайда:

* Верхняя женская одежда «КОФТА» ИРИКМ, КП-181, принадлежала Терентьевой Ульяне Петровне, 1904 г.р., с. Ижма. «ПЛИС ЖАКЕТ» (жакет плюшевый) ИРИКМ, КП-2594, принадлежал Рочевой Антониде Петровне, 1928 г.р., д. Бакур.

17 слайд * «ВУРУНЫСЬ КЫЙЕМ ЧЫШЪЯН» Связала мастерица из Брики Дарья после войны. Прина Описание слайда:

* «ВУРУНЫСЬ КЫЙЕМ ЧЫШЪЯН» Связала мастерица из Брики Дарья после войны. Принадлежал Каневой Александре Автономовне,1919 г.р., с. Сизябск. Чтобы приобрести платок, Александра Автономовна продала теленка.

18 слайд * Традиционная женская обувь «ВУРУН ЛАТШ» (носки) ИРИКМ, КП-79/1, передала Чу Описание слайда:

* Традиционная женская обувь «ВУРУН ЛАТШ» (носки) ИРИКМ, КП-79/1, передала Чупрова Альбина Ильинична, с. Ижма «НЕРПА ЧУРК» (обувь из шкуры нерпы) ИРИКМ, КП-1836/1-2 передала в 1965 году ученица 4 «в» класса Ижемской школы Каракчиева Надежда

19 слайд * Традиционная женская обувь «КОЛОША КАМАШ» (женские ботинки с калошами) ИРИК Описание слайда:

* Традиционная женская обувь «КОЛОША КАМАШ» (женские ботинки с калошами) ИРИКМ, КП-415/1-4 Передала в 1999г. Патокина Татьяна Семеновна, принадлежали матери — Истоминой Ульяне Семеновне, 1915 г.р., с. Ижма «КАБЛУКА БОТЫ» (туфли с одевающимися на них ботами) ИРИКМ, КП-1980/1-4 Принадлежали Кожевиной Лидии Васильевне, 1921г.р.

20 слайд * Традиционная зимняя женская обувь ПИМЫ из оленьего меха с меховой подошвой Описание слайда:

* Традиционная зимняя женская обувь ПИМЫ из оленьего меха с меховой подошвой Современные пимы «БУРКА» Справочно-библиографический CD «Традиционная духовная культура ижемских коми»

21 слайд * РУБАШКА-КОСОВОРОТКА ИРИКМ. КП-74. принадлежала Ануфриеву Ивану Федоровичу, Описание слайда:

* РУБАШКА-КОСОВОРОТКА ИРИКМ. КП-74. принадлежала Ануфриеву Ивану Федоровичу, 1905 г.р., с. Ижма, передал внук Ануфриев Александр Владимирович Ануфриев Иван Федорович Традиционная мужская одежда

22 слайд * Традиционная мужская одежда «ЧУЛКИ» ИРИКМ. КП-78/1-2, связала Выучейская Па Описание слайда:

* Традиционная мужская одежда «ЧУЛКИ» ИРИКМ. КП-78/1-2, связала Выучейская Павла Егоровна, 1932 г.р., д. Чика, поступил в 1995 году из с. Брыкаланск РУБАХА, вторая половина XIX века ИРИКМ. КП-73, принадлежала Артееву Василию, с. Мохча, передала жена внука Артеева Александра Степановна, 1933 г.р.

23 слайд * Традиционная мужская одежда «ТАСМА» пояс оленевода ИРИКМ. КП-180 Изготовлен Описание слайда:

* Традиционная мужская одежда «ТАСМА» пояс оленевода ИРИКМ. КП-180 Изготовлен Хозяиновым Геннадием Николаевичем, 1963 г.р., с. Мохча, передал он же

24 слайд * Традиционная мужская верхняя одежда «МАЛИЧА» (малица) «Традиционная культур Описание слайда:

* Традиционная мужская верхняя одежда «МАЛИЧА» (малица) «Традиционная культура коми». Фольклорно-этнографическая энциклопедия «ПАРКА»

25 слайд * «НОЙ ПАРКА» одежда оленеводов, охотников «ЛУЗАН», одежда охотника ИРИКМ. КП Описание слайда:

* «НОЙ ПАРКА» одежда оленеводов, охотников «ЛУЗАН», одежда охотника ИРИКМ. КП-2537. Принадлежал Истомину Ивану Петровичу, 1928 г.р., д. Щель, передал Истомин Андрей Семенович, д. Мошъюга. ИРИКМ. Сшита в мастерской «Ижемский оленевод и Ко,», с. Сизябск

26 слайд * Традиционная зимняя мужская обувь ИРИКМ «ТÖБЭК» рабочие пимы оленеводов и о Описание слайда:

* Традиционная зимняя мужская обувь ИРИКМ «ТÖБЭК» рабочие пимы оленеводов и охотников «ВÖНЬ» подвязки для мужских пим

27 слайд * Традиционная мужская обувь «НЕРПА ГÖЛЯН» рабочая весенне-осенняя обувь из н Описание слайда:

* Традиционная мужская обувь «НЕРПА ГÖЛЯН» рабочая весенне-осенняя обувь из нерпы ИРИКМ «ГÖЛЯН» рабочая обувь из шкуры нерпы и кожи животных

28 слайд * Источники: Фонды МУК «Ижемский районный историко-краеведческий музей» (ИРИК Описание слайда:

* Источники: Фонды МУК «Ижемский районный историко-краеведческий музей» (ИРИКМ) Богданова Социалина Герасимовна, д. Гам Справочно-библиографический CD «Традиционная духовная культура ижемских коми» Фонды ГУ РК «Национальный музей РК» (НМ РК) «Традиционная культура коми». Фольклорно-этнографическая энциклопедия

29 слайд * СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Описание слайда:

* СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

* СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

* СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс повышения квалификации

* СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-107033

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *