Моя семья нод: План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД для детей старшего возраста «Моя семья» – План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД Моя Семья

15Мар - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД для детей старшего возраста «Моя семья»

Конспект НОД в старшей группе по теме «Моя семья»

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе по теме «Моя семья»

Автор конспекта НОД:

Захарченко Татьяна Юрьевна, воспитатель, первая квалификационная категория, МКДОУ с.Сергеевка

Цель. Формирование общих представлений о семье, знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».

Задачи.

  • Развивать у детей интерес, любознательность, познавательную мотивацию;
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.
  • Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
  • Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким.
  • Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Закреплять составление рассказа о семье по плану.

Приоритетные  образовательные  области:  познавательно- коммуникативное, социальное.

Предварительная работа:

 Рисунки детей «Моя семья»

 Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа.

 Выставка семейных фотографий

 «Раскроем тайну пословиц» — совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

 Сюжетно — ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

 Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»

 Чтение – русских народных сказок

 Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, брате

 Оборудование: иллюстрации с изображением семьи, силуэт дерева, портреты родителей, семейные фотографии, мяч, клей, снежинки с эмблемами.

 План НОД:

 Вводная часть

 2. Основная часть

 2.1 Что такое семья

 2.2 Пословицы о семье

 2.3 Дидактическая игра «Скажи ласково»

 2.4 Понятие о родословном древе (семейном древе)

 2.5 Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо»

 2.6 Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире? »

 3. Итог НОД.

 Ход НОД.

 Вводная часть

 — Ребята,  сегодня мы с вами поговорим о том, что слово зашифровано на этом ребусе  (цифра 7 и буква  Я). Правильно семья.

 С.И. Ожегов: «Семья — группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами».

 Звучит песня:  «Моя семья» А. Ермолаева

— Строки песни очень близки многим из вас ребятам. Ведь семья для каждого из вас это забота, дружба, защита, любовь ваших родных. Когда они с вами рядом вы чувствуете себя весело, радостно, вас не пугают неудачи и неприятности, потому что вы знаете, что вам помогут и вас защитят ваши любимые  родные люди.

— У каждой семьи есть своя история образования, что бы последующие поколения помнили о корнях  своей семьи, наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи — всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.

2. Основная часть НОД

 2.1. — Посмотрите ребята, на эти фотографии, которые висят на стене

 — Кого вы видите на этих фотографиях? (маму, папу, бабушку, дедушку, детей)

 — Да ребята, а как мы можем иначе назвать этих людей (это семья).

 — А фотография называется семейной фотографией. Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей? (маму, папу, бабушку, дедушку и детей.)

 — Скажите ребята, а как вы понимаете что такое семья? (ответы детей)

 (Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья- это когда живут вместе папа, мама, дети.)

 — А члены одной семьи всегда живут в одном доме? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно) .

 — А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые) .

2.2 — Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.  В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

 Братская любовь крепче каменной стены

 В дружной семье и в холод тепло.

 В недружной семье добра не бывает.

 В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

 Согласие да лад — в семье клад.

 Согласную семью горе не берёт.

 Когда нет семьи, так и дома нет.

 Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 Семья без детей, что цветок без запаха.

 Семейный горшок всегда кипит.

 В семье и каша гуще.

 В семье разлад — то и дому не рад.

 Не будет добра, коли в семье вражда.

 В хорошей семье хорошие дети растут.

 В гостях хорошо, а дома лучше.

 Мой дом — моя крепость.

 Не тот отец и мать кто родил, а тот — кто вскормил.

 Не прячь свои неудачи от родителей

 При солнышке тепло, при матери добро.

 Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

 2.3. — А вы любите своих родных? Назовите их ласково.

 Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом) .

 Мама-мамочка, мамуля, матушка; папа- папочка, папуля, папенька, батюшка, дочь- доченька, дочурка, сын – сынок, сыночек, дед – дедушка, дедуля, бабушка – бабулечка, сестра – сестрёнка, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братишка.

 — Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

 — Скажите, кто еще есть в вашей семье? (тетя, дядя, двоюродные братья и сестры, крестные)

 2.4. — Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

 -А как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас в наше время? (фотоаппарат, видеокамера)

 — А каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, камер? (делали записи)

 -А эти записи назывались родословные

 — А как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом)

 — Правильно, для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков, люди составляют дерево или древо семьи.

 Каждый из вас уже составлял свое генеалогическое древо, давайте сейчас вспомним, как это нужно правильно делать.

 2.5. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое дерево» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам») .

 — Кто располагается на нижнем ярусе древа? — бабушка и дедушка

 Бабушка.

 Мы с моею бабушкой старые друзья.

 До чего хорошая бабушка моя!

 Сказок знает столько, что не перечесть,               Маргарита  П.

 И всегда в запасе новенькое есть.

 А вот руки бабушки — это просто клад!

 Быть без дела бабушке руки не велят.

 Золотые, ловкие. Как люблю я их!

 Нет, других, наверное, не найти таких!

 (Л. Квитко)

 (Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет) .

 Дедушка.

 Мой дедуля дорогой,

 Мы гордимся все тобой!                         Руслан К.

 И скажу я по секрету:

 Лучше нет на свете деда!

 Буду я всегда стараться

 На тебя во всём равняться!

 (А. Чурбанова)

 (Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет) .

 -Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

 Мама.

 Много мам на белом свете,

 всей душой их любят дети.

 Только мама есть одна,                   Саша Н.

 Всех дороже мне она,

 Кто она?

 Отвечу я: это мамочка моя.

 (В. Руссу)

Папа.

 У меня есть папа!

 Спросите, какой он?                         Егор  Ю.

 Самый сильный папа,

 Самый храбрый воин!

 Добрый, умный самый

 Как не похвалиться?

 Папой только с мамой

 Можно поделиться.

 У меня есть папа!

 Все равно, какой он!

 Лучший в мире папа,

 Потому что мой он!

 (Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет) .

 -Кто располагается на верхнем ярусе древа? – Дети.

 Младший брат.

 Есть у меня братишка

 Смешной такой мальчишка!

 Мне во всём он подражает               Варвара Г.

 И ни в чём не уступает.

 Если мы играем в мячик,

 Я скачу, он тоже скачет,

 Я сижу — и брат сидит,

 Я бегу — и брат бежит.

 Такой смешной мальчишка

 Младший мой братишка.

 (И. Лопухина)

 (Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию) .

  2.6. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »

 Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

 Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

 Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

 Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

 Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

 Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

 Мой сверчок, щегол и я — (повороты туловища вправо, влево)

 Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

3. — Давайте внимательно посмотрим на дерево, которое находится перед нами. Оно стоит голое, не очень красивое, а на улице у нас весна. Давайте сделаем наше дерево красивым, украсим его листьями. А каждый листочек– это качества, которыми должен обладать каждый членн семьи, для того, чтобы семья была крепкая и дружная (дети украшают деревья снежинками  и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, дружба, бережливость, достаток, терпимость , преданность, доверие, сотрудничество, здравомыслие и т. п.).

 — Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое весеннее дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе — это семья!

 Но к счастью жить одному не возможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите;

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

 Какая хорошая ваша семья!

 Давайте закончим нашу встречу песней «Моя семья»

(исполняется детьми песня «Моя семья» музыка Л.Семёновой, слова  В.Семернина,  под  аккомпаниатор музыкального  руководителя).

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД Моя Семья

Конспект НОД

Моя семья

Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям; желание заботится друг о    

            друге,  быть внимательными.

Задачи:

Образовательные:

 — формировать у детей элементарные представления о семье, ее роли в жизни человека.

 — закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях.

Развивающие:

 — упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье, называя близких родственников).

 — развивать монологическую речь.

Воспитательные:

 — воспитывать интерес к истории своей семьи, вызывать желание собирать семейный альбом.

 — воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа:

 — отгадывание загадок о семье;

 — заучивание стихотворений о семье;

 — заучивание пословиц, поговорок о семье, о доме;

 — рассматривание семейных фото;

 — изготовление выставки семейных фотографий;

 — заучивание физ. минутки: «Семейная зарядка».

Материал: семейные фотографии, указка, клубок

                  нитей,   по два кружка оранжевого и черного цветов для каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель:  — Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им. Давайте и друг другу тоже улыбнемся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое и радостное настроение на весь день останется с вами.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда.

Это моя дружная… (семья).

За столом нас очень много:

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка –

Это вся моя… (семья).

Воспитатель:  — Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить?

(ответы детей: о семье).

Воспитатель:  — Правильно, мы с вами поговорим о семье. Что же такое семья?

(ответы детей).  

Воспитатель:  — Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом,  помогают друг другу. Как должны относится люди друг к другу в семье? (дружить, любить, ухаживать, защищать).

Воспитатель:  — Какие вы, ребята, молодцы: все знаете про свою семью и родственников. А сейчас ребята, которые подготовили стихотворения о семье расскажут нам их.

1 ребенок:

На опушке дом стоит,

На столбе фонарь висит.

В доме том живет семья:

Очень-очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает.

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает.

Чинит дедушка сапог,

Вяжет бабушка носок.

Вот семья какая:

Дружная, большая.

2 ребенок:

Семья – это радость, тепло и уют.

Семья – это дом, где тебя всегда ждут.

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете –

Мама, папа, ты и я –

Вместе дружная семья!

Воспитатель:  — У каждого из вас есть семья близких родственников. Как вы думаете: кого мы называем близкими родственниками?

Дети: ( маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата).

Воспитатель: —  Мы сегодня с вами рассмотрим выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях.

(рассказы детей по фотографиям. «Расскажи о своей семье». Чья это фотография? Кто на ней изображен? Где и когда сделан этот снимок?)

Воспитатель:  — Ребята, а как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей (семейная). Как назовем нашу выставку? (ответы детей: выставка семейных фотографий).

Воспитатель:  — Ребята, а теперь давайте немного подвигаемся.

Физ. минутка: «Семейная зарядка».

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей. (шаги на месте).

Встанем в круг и по порядку (встаем в круг)

Дружно делаем зарядку. (руки на пояс)

Мама руки поднимает, (руки вверх)

Папа бодро приседает (приседание).

Повороты вправо, влево (повороты)

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой (покачивание головы из стороны в сторону).

Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.

 — А что значит «любить»? (ответы детей).  Правильно, ребята.

Любить – это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире и согласии, не ссорится.

Воспитатель:  — Ребята, давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о семье, о доме. Я начну, а вы закончите:

Игра «Народная мудрость»:

 — в гостях хорошо, а дома… (лучше).

 

 — не нужен клад, когда в семье…(лад).

 — семья вместе, так и душа на…(месте).

 — семья в куче – не страшна…(туча).

 — семья сильна, когда над ней… (крыша одна).

 — дети не в тягость, а…(в радость).

Воспитатель: — Ребята, я хочу вам открыть один семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Давайте попробуем, можно ли его сломать? (дети пробуют: не ломается). А отдельные прутики? (дети ломают). Так и наша семья: когда мы все вместе, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать».

Игра «Радость или огорчение».

Воспитатель: — Мы с вами уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.

 Сейчас я вам раздам по два кружка оранжевого и черного цветов. Как вы думаете: какой из них обозначает радость? (оранжевый), а какой огорчение? (черный). Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете порадует или огорчит поступок ваших близких.

Вы съели на завтрак всю кашу;

Вы подрались с другом;

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме мыть посуду;

Нагрубили бабушке;

Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

Порвали новую книжку;

Хорошо вели себя в детском саду.

Воспитатель: — Так давайте будем совершать только хорошие поступки, чтобы не разочаровывать своих близких.

Воспитатель: — Ребята, о чем с вами мы сегодня говорили? (ответы детей). Мы говорили о том, что семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом,  помогают друг другу. Мы все должны относится люди друг к другу с любовью, ухаживать друг за другом, любить, защищать друг друга.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Связующая нить». Для этого нам нужно сесть в круг.

(воспитатель вместе с детьми садятся в круг на ковре и передают клубок друг другу).

Воспитатель: — Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас держите нить крепче  и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.

Послушайте стихотворение:

Волшебный символ жизни – семья,

В нем капелька Отчизны, в нем – я.

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем солнце, и березка, и дом,

В нем все согретое теплом.

Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться. Вот и закончилось наше занятие.

                               

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект НОД «Я и моя семья»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(Социальный мир. Общение)

Тема: «Я и моя семья»

Группа: старшая

Задачи:

  • формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге;
  • воспитывать желание заботиться о близких;
  • развивать чувство гордости за свою семью.

Интегрируемые образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Оборудование:

  • солнышко с 4 лучиками;
  • 7 лучиков отдельно;
  • картинки: младенец, девочка-дошкольница, школьница, студентка, мама, бабушка;
  • картинки: младенец, мальчик-дошкольник, школьник, студент, папа, дедушка;
  • семейные фотографии;
  • ромашки;
  • мяч;
  • лента.

Предварительная работа: беседа на тему «Моя семья», организация выставки семейных фотографий

Ход НОД

  1. Организационный момент.

(Дети на ковре встали в кружок)

Воспитатель:         Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его друзья!

Улыбнитесь – это ж просто.

Лучик Солнца – это Вам!

Наше солнышко светит не очень ярко, у него не хватает лучиков. Давайте сегодня соберем побольше лучиков для солнышка.

Первый лучик появиться, если отгадаем загадку-ребус. Что это?

Дети: Семья

Воспитатель: Неслучайно, солнышко загадало эту загадку. Ведь солнце греет всё на свете, и, конечно же, семьи. Каждый лучик нашего солнышка не простой. С каждым лучиком солнце будет греть всё теплее и ярче.

  1. Игра с мячом «Моя семья самая…»
  1. Работа с фото семьи 

Воспитатель: Расскажите, о своей фотографии: кто изображён, чем занимается, что любит, кто самый старший, кто самый младший

4. Психогимнастика

— Покажите, какое бывает выражение лица у папы и  мамы, когда они сердятся.

— Покажите, выражение лица, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

5. Дидактическая игра «Собери цепочку»

— На какие две группы можно разделить эти картинки. Разложите картинки согласно возрасту и полу на ленточке. Мальчики подходят к синей ленточке и забирают свои картинки, девочки – к розовой ленточке.

1. Младенец – девочка-дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;

2. Младенец – мальчик-дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Воспитатель: Постарались и девочки, и мальчики. Появился следующий лучик.

6. Пальчиковая гимнастика

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама, это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед.

И у нас разлада нет.

7. Ребята, как вы понимаете слова «мир семьи»? Что составляет мир семьи для каждого из вас? (ответы детей)

Педагог обобщает ответы детей и подводит к выводу:

Воспитатель: Мир семьи – это родной дом, где тебя всегда ждут уют и тепло, где тебя любят и понимают. Мир семьи – это семейные праздники и семейные традиции.

— Как вы думаете, что такое домашний уют? (ответы детей)

— Кто в вашей семье больше всего занимается домашними делами? (ответы детей)

— Какие обязанности у каждого члена вашей семьи? (ответы детей)

— Какие обязанности есть у вас? (ответы детей)

— Почему так важно, чтобы у каждого в семье были обязанности? (Взаимопомощь) (ответы детей)

— Как должен относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы? (ответы детей)

8. Ребята, посмотрите, наше солнышко собрало много лучиков. Вы заметили, что в группе стало теплее. А под его лучами распустились ромашки – символ крепкой, дружной семьи. Эти ромашки не простые – они исполнят ваши желания. Сорвите по одной ромашке и встаньте в круг. Про себя загадайте желание.

(Под мелодию Ф. Шопена «Симфония №5 «Нежность» дети «срывают» ромашки и становятся в круг)

Воспитатель: Чтобы желание сбылось, придя домой, напишите вместе с родителями желание на лепестках ромашки, и оно обязательно сбудется.

Берегите своих близких людей, любите их, уважайте, помогайте им и никогда не огорчайте.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД «Моя семья» (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

д/ с «Сказка» №7

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Моя семья»

                                               (старшая группа)

                                     

Воспитатель МБДОУ»Сказка» №7

 Водопьянова О.А.

 

                                             

                                     с. Светлолобово 2016г.

 Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Интеграция видов деятельности: коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, игровая деятельность, изобразительная деятельность (рисование).

Формы образовательной деятельности: беседа, разгадывание загадок, игровая ситуация, двигательная, ситуативный разговор.

Цель: Закрепление представления о семье, как социально-значимом институте, в котором проживает дошкольник.

Задачи:

Образовательные:

    —    Расширить представление ребенка о семье, как о людях, которые живут вместе.

    —     Учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь   детей на основе углубления знаний о своей семье.

 Развивающие:

    —      Развивать умения рассуждать и доказывать.

—     Развивать речь, мышление.

  Воспитательные:

     — Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи,

        чувство гордости за свою семью.                                

Словарная работа: семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя.

Планируемые результаты: имеет представления о семье, как социально-значимом институте; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции и уважительное отношение к членам своей семьи и взрослым людям.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографии семьи, называние по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходится). Чтение художественной литературы о семье: З.Александрова «Посидим в тишине»; О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка».


Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Песенка «Мамонтенка» (воспитатель предлагает выбрать карточки).

Входит домовенок.

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (домовенок). Но он выглядит… (дети – грустно). Давайте спросим его, что у него случилось?

Домовенок:

— Я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья).

  • Я грустный от того, что у меня нет семьи.

Воспитатель:

— Да, ребята, семья – это родной дом, где всегда уютно и тепло, где тебя всегда ждут мама и папа, бабушка и дедушка. Ты не унывай, об этом ребята сегодня тебе и расскажут.

Воспитатель:

— Ребята, а как вы думаете, что такое семья? А по каким признакам мы понимаем, что это семья?

Дети: Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Члены семьи живут вместе, зарабатывают деньги, являются родными людьми между собой, любят и заботятся друг о друге (Ответы детей).

Воспитатель:

— Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди — мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

— Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Теперь тебе ясно кто такая семья (обращается к домовенку).

Воспитатель:

Ребята, давайте сейчас поиграем. (Игра “Кто кем приходится?”) 

Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

Домовенок:

— Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями? (2-3 ребенка из каждой команды рассказывают о своей семье.) 

 Физ.  минутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает. (Приседания)

Повороты вправо-влево (Повороты всем корпусом)

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой (Бег на месте)

И качаю головой. (Наклоны головой в стороны)

Домовенок:

— Знаете, ребята, у меня тоже была фотография моей семьи. Но пока я к вам добирался, части фотографии перепутались. Помогите мне составить из этих частей фотографию. (Дети составляют пазлы).

Воспитатель:

Давайте с вами еще поиграем.

Дидактическая игра » Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.

Домовенок:

-Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. И я, обязательно, найду свою семью! А теперь ребята отгадайте-ка мои загадки.

1. Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом…

    Кем же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)

  1. В детстве все над ним смеялись,

            Оттолкнуть его старались

            Ведь никто не знал, что он

            Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок.)

3.В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

  1. Он в Италии родился,

            Он своей семьей гордился.

            Он не просто мальчик-лук,

            Он надежный, верный друг. (Чипполино)

5.Над простым моим вопросом.

   Не потратишь много сил.
 Кто мальчишку с длинным носом
  Из полена смастерил? (Папа Карло)

  1. Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? (Герда)

7.Всех важней она в загадке,  

Хоть и в погребе жила:
 Репку вытащить из грядки
  Деду с бабкой помогла. (Мышка)

  1. Родилась у мамы дочка.

      Из прекрасного цветочка.
     Хороша, малютка просто!
     С дюйм была малышка ростом.
     Если сказку вы читали,  

           Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

Воспитатель:

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье? »

 (пожелания детей своей семье)

А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся на этом листке бумаги, на котором мы сейчас нарисуем свою семью.

Я хочу вам пожелать, чтоб этот листочек бумаги принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью (дети рисуют, звучит песенка про семью, домовенок рядом с детьми до окончания рисования).

Домовенок:

— Ребята мне очень понравилось с вами играть. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою семью. До свидания, ребята!

Воспитатель и Дети: До свидания, Домовенок! Мы желаем тебе скорее найти свою семью и прийти к нам в гости еще!

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД В МИРЕ ЛЮДЕЙ «МОЯ СЕМЬЯ»

НОД  В МИРЕ ЛЮДЕЙ «МОЯ СЕМЬЯ» (старшая группа)

Цель: Формировать представление детей о семье как о людях, которые живут вместе.

Задачи: 

  1. Воспитывать у детей  желание заботиться о близких.
  2. Закреплять представления о родственных связях.
  3. Воспитывать интерес к истории своей семьи.
  4. Вызывать желание собирать фото альбом.

Используемый материал:

Музыкальное сопровождение, диск с семейными фотографиями детей, Экран, проектор, распечатанные семейные фотографии детей, стулья, столы в групповой комнате.

Предварительная работа:

Подбор семейных фотографий детей, разучивание  пословиц,  приобретение новых фотоальбомов для детей.

Ход НОД.

Дети входят в группу, их встречает воспитатель со словами,

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети улыбаются, приветствуют друг друга, воспитатель приглашает детей пройти на свои места.

Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете тему нашей  с вами беседы.

Загадки:

Самые дорогие и близкие люди для меня.

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда.

Это моя дружная….(семья)

Ответ детей

За столом нас очень много,

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка,

Это вся моя …(семья)

Ответ детей

Воспитатель: Правильно ребята, конечно это семья. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи. Они дали вам имя и фамилию. Семьи для того создаются, чтобы воспитать детей, помочь им стать самостоятельными сильными и умными. Все люди в  семье – очень близки друг другу. Они вместе живут, ходят в магазины. Они помогают друг другу  в трудную минуту, и вместе радуются успехам. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

 

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Давайте вспомним, как вы ласково называете своих родных и близких. Я буду называть членов вашей семьи, а вы  по очереди будете называть их ласково.

Папа – ответ ребенка

Мама – ответ ребенка

Дедушка – ответ ребенка

Бабушка – ответ ребенка

Проводится физкультминутка:                                                                                                                                            Кто живет у нас в квартире?                                                                                                         Раз, два, три, четыре (шагаем на месте)                                                                                        Кто живет у нас в квартире? (хлопаем в ладоши)                                                                                    Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)                                                                                       Всех могу пересчитать: (хлопаем в ладоши)                                                                                              Папа, мама, брат, сестра, (вытягиваем правую руку вперед)                                                                       Кошка Мурка, два котенка (показываем коготки)                                                  Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево и вправо)                                          Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Воспитатель. Ребята, а теперь я приглашаю посмотреть ваши семейные фотографии  на большом экране и рассказать о своих семьях.

Дети по желанию подходят к экрану, рассказывают, кто изображен на  снимках.

Воспитатель задает наводящие вопросы

— С кем ты живешь?

— Кто самый старший в вшей семье?

— Кто самый младший в вашей семье?

— Кто кому мама?

— Как зовут твою маму?

— Как зовут твоего папу?

— Кто кому дочка (сынок)?

— А кто ты для бабушки?

— Для брата, сестры ты кто?

— Ты любишь своих родных?

— Чем занимается в вашей  семье папа?

— Кто чаще о тебе заботится?

— Кто чаще отводит тебя в детский садик?

— Как ты заботишься о  других твоих близких людях?

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть в пальчиковую игру   «дружная семья».                                                                                                                                            

Дети поочередно загибают пальцы в кулак.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе — дружная семья!

Игра проводится 3 – 4 раза.

Воспитатель.  Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут все вместе. Есть семьи маленькие и большие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, понимание любовь друг к другу.

 Семью почитали еще с древних времен, и народ сложил много пословиц о членах семьи.

Воспитатель читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.

При солнышке тепло, при матери – добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Воспитатель приглашает детей вернуться на свои места за столы где разложены не большие альбомы и семейные фотографии детей и их семьи. Предлагает послушать внимательно стихотворение

 «Семейный альбом»

Есть в доме любом

Семейный альбом.

Как в зеркале,

Мы отражаемся в нём.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Храниться альбом в нашем доме

И снимки хранятся в альбоме.

После стихотворения воспитатель обращает внимание детей на предметы лежащие на столе, и предлагает детям вложить в альбом фотографии их семьи и советует пополнять его регулярно новыми семейными снимками.

В завершении НОД звучит детская песня про семью.

 

Конспект НОД по познавательному развитию «Моя семья»

Конспект НОД

«Моя семья»

Ворушило Наталия Сергеевна,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Виктория»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, город Чистополь

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

— совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

— продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

— закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

— закреплять знания о родственных связях слов;

— развивать понимание логико-грамматических конструкций;

— учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

— формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме «Семья»; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

 «Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .»

Объявление темы.

— Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
— Ну а как же бабушка?
— Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

— Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

— А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).

— Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш — одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

— А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

— У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

— А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

— Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху — маленькие. А внизу — большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи — листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )

— Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

— А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

— Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо — влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
— Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки — это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу — и брат сидит,
Я бегу — и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение «Кто пришёл?»

Кто пришёл?
Мы — мы — мы,
Папа, папа, это ты?
Да — да — да, 
Мама, мама, это ты?
Да — да — да,
Братец, братец, это ты?
Да -да — да,
Ах, сестрица, это ты?
Да — да — да,
Все мы вместе?
Да — да — да.

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

«Детский сад — моя вторая семья».

— Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

— А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

— А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

— А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

— А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

Итог занятия.

— Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Литература:

  1. «Говорим правильно» О. С. Гамзяк . Москва. Издательство » Гном и Д» 2010

  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва » АЗЪ» 1995 2-е издание

  3. «По дороге к азбуке» Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва » Баласс» 2002

Конспект комплексного занятия

в подготовительной к школе группе   «Семья»

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Предварительная работа:  рисунки детей «Моя мама» (бабушка, сестра),
рисунки родителей «Мой малыш»;
Оформление альбома «Весёлые истории моей семьи» с помощью родителей;
«Раскроем тайну пословиц» — совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно — ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери». Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была  волшебная палочка».       
Чтение — Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»,
Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».

Ход занятия:

   «Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.»
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Иванован, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька…). Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.

Проводится игра: «Покажи настроение»
— Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у  них хорошее настроение.
— А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
В:   Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).
По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась  семья.
— С кем ты живёшь?
— Кто самый старший в вашей семье?
— Кто самый младший?
— Кто кому мама?
— Кто кому сын (дочка)?
— Для мамы ты кто?
— А для бабушки?
— Для брата, сестры?
— Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
— Кто чем занимается в семье?
— Кто о тебе заботится?
— Как ты заботишься о других?

 В: А сейчас я предлагаю разделиться на две команды: мальчики и девочки.

вам нужно сесть за стол и разложить фотографии согласно возрасту, девочки садятся за стол с розовым флажком, а мальчики садятся за стол с голубым флажком. Игра «Собери цепочку»
Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
— младенец — девочка — дошкольница — школьница — студентка — мама — бабушка;
— младенец — мальчик — дошкольник — школьник — студент — папа — дедушка.     

В: даёт анализ получившимся цепочкам
А сейчас  послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно:
«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.»
В:  Про кого это стихотворение?

Д:  Это стихотворение о  маме.
В: Скажите самые хорошие слова про маму, какая она?

Д: Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.
В: А как ты обычно называешь свою маму

Д: Мамочка, мамуля.

В:  А как ты называешь своего папу?

Д: Папочка, папуля,
В: Как называют твою маму, бабушка с дедушкой?

Д: Ответы.
В: Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Д: Ответы.
В: Как называют их твои родители (мама, папа)?

Д: Ответы.
В:  А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Д: Ответы.
 Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи 
животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, собака с щенятами, птица с птенцами в гнезде).
— Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья?

Д: Ответы.

В: Почему?
В: Что чувствует кошка рядом со своими котятами?

Д: Ответы.

В:  Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

Д: Ответы.

В:  Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в   окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
  Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вместе — дружная семья!
В: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
А какие вы знаете пословицы о семье?

Д: «При солнышке тепло, при матери — добро.»
   «Нет милее дружка, чем родная матушка.»
   «Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.»
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
  (пожелания детей своей семье)

«Я и моя семья»

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной группе «Моя семья»

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Моя семья».

Цели:

Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье. Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Задачи:

Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.

Воспитание любви к своей семье, умение составлять генеалогическое древо.

Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Здесь находится ребус «7-Я».

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Дети: Семья

Воспитатель: Правильно «семья».

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье, о том, кто живет в семье, какой должна быть и как много значит для нас семья.

— Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

-_Да, семья- это самое главное, дорогое, что есть у человека.

— А все семьи одинаковы? (Ответы детей).

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники — это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня».

Как надо относиться к семье?

В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы». Семья начинается с уютного теплого дома.

Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом,«Свидетельство о рождении» (слайд 2). У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.

Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.

Дети: Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья

Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью.

Воспитатель:

А сейчас подумайте над такими вопросами:

— Кто самый старший в семье?

— Кто самый молодой?

— А кто самый мудрый?

— А какая у вас будет семья, когда вырастите?

— А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится?

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка).

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).

3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).

5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).

6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)

Воспитатель: Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)

Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи — листочек. Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас, а потом желающие расскажут о своей семье, посмотрите на доску, как составляется древо.

(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье)

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Игра с мячом, «Какой, какая»

Мама (какая) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» — члены вашей семьи.

Сейчас мы с вами порассуждаем.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?

Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи.

Какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Предлагаю поиграть в интересную игру «Солнышко и тучка». Я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Д/и «Радость и печаль»

— Нарисовали красивую картину;

— Подрались с другом;

— Съели манную кашу;

— Убрали игрушки на место;

— Порвали книгу;

— На прогулке замарали куртку;

— Разбили чашку;

— Уступили место в автобусе бабушке;

— Помогли маме с уборкой

— Отыскали потерянные бабушкой очки;

— Разбили чашку;

Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери»)

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье, доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы,а вы закончите.

— При солнышке тепло, а при матери добро.

— Мой дом – моя крепость.

— Родительское слово на ветер не молвишь.

— Мать кормит детей, а земля людей.

— Мамонька родимая – свеча неугасимая.

— Вся семья вместе, так и душа на месте.

— Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

— Материнская ласка конца не знает.

— Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Пословицы учат нас ценить свою семью.

О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в один большой дом.

 (Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).

Вот какие дружные семьи живут в этом доме.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости, благополучия).

Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное«Пусть».

«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).

Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи!

 Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья?

Кто такие родственники?

 Как другими словами можно назвать папу и маму?

 Как люди должны жить в семье?

Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *