Лепка дымковская игрушка: Мастер-класс смотреть онлайн: Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть: лепка

8Ноя - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Мастер-класс смотреть онлайн: Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть: лепка

У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня,так как петух является его покровителем; от нечисти,так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца; также могли охранять дом на протяжении всей ночи,так как злые силы,которые боятся петушиного крика,ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом черного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то,чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

И я предлагаю вам слепить из глины и расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома. А этот петушок уже охраняет мою маму.

Это 1 часть — лепка.

2 часть — роспись здесь>>

Петушок получился выс. 10 см, шир. 6 см, дл. 9 см.

Материалы и инструменты:

— глина натуральная;

— стеки;

— коврик для лепки;

— досочка для лепки;

— банка с водой;

— влажная тряпочка;

— влажное полотенце;

— полиэтиленовый пакет;

— кисть.

Глина должна быть мягкой, не вязкой, не должна прилипать к рукам, чтобы из нее было легко лепить.

Если в процессе лепки вы отлучаетесь от работы или долго делаете какие то части, готовые части лучше прикрывать влажной тканью или полиэтиленом,чтобы не подсохло изделие, иначе потом уже хорошо не соединить, не примазать остальные части.

В процессе лепки я время от времени мою руки или обтираю их влажным полотенцем, чтобы они были чистые без присохшей глины.

Все части петушка я соединила только примазыванием, но можно соединять сначала шликером (глиняный клей), а потом уже примазывать и приглаживать. В другом мастер-классе я обязательно об этом расскажу.

Итак, начнем лепить!

Делаю сначала туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 1

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 2

Затем леплю шею. Из шарика 2 см катаю небольшую колбаску — 2,5-3 см.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 3

Далее голова петушка — это шарик около 2 см.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 4

Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем друг к другу точно также, не на всех фото это показано).

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 5

И приглаживаем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 6

Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка,т.е. приставим шею не по середине капли, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 7

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 8

Сделаем ступку, на которой будет стоять наш петушок. Катаем снова шарик около 2 см, из него получается небольшая колбаска и формируем из колбаски трапецию.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 9

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 10

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 11

Соединяем туловище и ступку, тщательно приглаживаем и примазываем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 12

Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 3 см, а из него колбаску 4 см.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 13

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 14

Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик, у вас может получиться немного другая форма. Толщина хвоста у меня получилась примерно 8 мм.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 15

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 16

Затем хвост соединяем с туловищем — примазываем и приглаживаем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 17

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 18

Слепили самые крупные части нашего петушка, далее лепим остальные маленькие части.

Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 19

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 20

Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 21

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 22

Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером чуть меньше 1 см, формируем капельки.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 23

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 24

Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 25

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 26

Сделаем гребешок. Скатаем две нетолстые колбаски около 4 см.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 27

И закрутим их вот так.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 28

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 29

Согнем так.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 30

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 31

И хорошо примазываем к голове, приглаживаем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 32

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 33

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 34

Теперь самый интересный и, на мой взгляд, самый сложный элемент лепки — это крыло петушка: так называемый в дымковской игрушке, волан. Катаем шарик около 2 см,из него — колбаску около 6-8 см (от длины зависит сколько складочек получится и какой толщины получится волан).

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 35

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 36

Колбаску приплющиваем слегка, она немного удлиняется.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 37

И сгибаем вот таким образом. Во время сгибания можно слегка увлажнить пальчиком всю полоску, она может трескаться. Но нам желательно,чтобы получился воланчик без больших трещин. Нужно потренироваться и обязательно получится.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 38

Мой волан получился с 5 складками.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 39

Готовый воланчик немного сгибаем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 40

Соединяем с туловищем от грудки до хвоста.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 41

Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 42

Если получились на волане небольшие трещинки, их примажем слегка влажной кистью, можно доработать стекой.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 43

С другой стороны делаем точно такое же крыло.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 44

Еще раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем все изделие.

Вот и готов наш петушок.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 45

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 46

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 47

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 48

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 49

Когда фигурка готова, я полностью закрываю ее влажной тканью и не убираю ткань еще дня два, даже если она сухая. Это для того, чтобы изделие высыхало постепенно и не появились трещинки, но если они все же появились, пока фигурка слегка влажная, стекой и кистью приглаживаю, как бы затираю, замазываю трещинку.

А теперь отправляем сушиться изделие подальше от солнца, ветра и нагревательных приборов. Я сушу обычно дней 5 такие фигурки, затем обжигаю. Чтобы фигурка стала прочной, обжигаю в муфельной печи при 800 гр. (своей у меня нет, вожу в гончарную мастерскую). Но можно обжечь в обычной печке или духовке на максимальной температуре с ее постепенным повышением и снижением часа 2. Чем больше изделие, тем нужно дольше времени на сушку, если оно не просохнет, то в печке игрушку может разорвать. Лучше не торопиться с обжигом! А то петушок не доживет до росписи.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть лепка, фото № 50

Такого петушка может слепить не только взрослый, но и ребенку придется такое дело по душе. Лепите из натуральной глины или из пластилина, можно из полимерной глины, но тут есть свои тонкости, о которых я расскажу попозже и в другом мастер-классе. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, ругих новостях и мастер0классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на оранжевую кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Это была 1 часть — лепка.

2 часть — роспись здесь>>

С уважением Ольга Каримова

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа): Лепка «Дымковская игрушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

 Конспект  открытого педагогического мероприятия

 по образовательной области

 «Художественно-эстетическое развитие»»

в подготовительной группе по теме:

« Дымковская игрушка»

 Разработчик:

Начин Айслана Андреевна

Воспитатель

 

                                                    Модель НОД

 Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: Подготовительная группа

 НОД: Лепка

Тема: Дымковская игрушка

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.

Образовательные задачи: Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого;

Развивающие задачи: Развивать  мелкую моторику рук и творческие способности детей;

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к дымковской игрушке.

Словарная работа:  Дымково, дымковская.

           Наглядный материал: дымковская игрушка: конь; презентация «Дымковская  

            игрушка», ноутбук, проектор, картинки « Дымковская игрушка», музыка

Раздаточный материал: пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой и губкой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.

Предварительная работа:  чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок.

Ожидаемый результат: Проявлять у детей творческие способности, уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I . Мотивационно-побудительный этап.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день.Давайте все поприветствуем друг друга. Вот у меня в руках мяч. Я вам по секрету скажу, мяч этот не простой, он волшебный. Тот кто его держит становится ласковым. Я передаю его дальше по кругу. Вы передаете дальше и приветствуете ласково друга, которому передали.  

Воспитатель: Молодцы, садитесь за стол. Сегодня у нас занятие по лепке. Мы отправимся в деревню  Дымково. Зимой, когда топятся печь, летом, когда сильный туман, все село будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково.  ( показ слайда)

 Воспитатель: И там делают красивые игрушки. Их называют дымковскими игрушками.  (Показ слайда)       

II. Организационно-поисковый этап.

Воспитатель: Игрушки они делали из глины в мастерских. А давайте представим что мы работаем в мастерской, где делают игрушки.  А лепить мы будем не из глины, как это делают мастера, а из материала, очень похожего на глину – из пластилина.

          Воспитатель. А какое животное будем лепить, вы узнаете когда отгадаете    загадку:  Очень стройный  красивый,

                С челкой и пушистой гривой.

                Может плавать и скакать,

                Ест овес, умеет ржать

                Прыгнет в воду и в огонь

              Верный человеку …….конь

          Воспитатель: Каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У козлика это…(загнутые рога, бородка, носочки и короткий хвостик), у коня…(на шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост.), а у коровы… (длинные рога и хвост с кисточкой). Этими признаками одно животное отличается от другого.

         Воспитатель: В чем же их сходство? Что у них одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить дымковских животных надо начинать одинаково. С чего нужно начать лепку? .

        Воспитатель: А чтобы вам было легче соблюдать последовательность лепки, предлагаю воспользоваться подсказками мнемотаблицы. ( показ слайда)

Показ воспитателя

       Воспитатель: Мы будем лепить из целого куска. А сейчас я вам покажу как лепить коня. Сначала намочите руки губкой. Затем берет пластилин и делим их на 2 неравные части. Маленький кусок откладываем. Берем большой и разогреем его немножко в ладонях, чтоб он стал мягкий. Раскатываем прямыми движениями между ладонями, расплющиваем чуть-чуть и сгибаем в форме дуги. Берем стек и разрезаем с двух сторон, и у нас получатся ноги. Берем кусочек поменьше и делим пополам, одну убираем, а второе  раскатываем прямыми движениями между ладонями, и сгибаем сверху. Это у нас получилась голова. Соединяем их с туловищем, и приглаживаем. Берем 2 маленьких куска, прищипываем и делаем ушки. Берем пластилин, раскатываем в форме колбаски и скручиваем. Это у нас грива. Берем остаток пластилина, прищипываем и делаем хвост. 

     Воспитатель. Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики перед началом лепки.

Пальчиковая гимнастика:

Поёт рожок, поёт рожок. (Игра на дудочке)

Мы гоним стадо на лужок. («Человечки» обеими руками)

Пасем коров мы целый день, (постукивание кулачками друг об друга)

Лишь станет жарко – гоним в тень, (вытирать пот со лба)

К студеной речке водим пить, («зачерпывание» ладошками)

А к вечеру спешим доить. («Доить» обеими руками поочередно).

Практическая часть.

    Воспитатель: Давайте ребята слепите очень красивую дымковскую игрушку.

Звучит спокойная музыка

Физкультминутка:

Конь копытом застучал,

Головою покачал.

Низко голову склонил,

И воды в реке попил.

Снова голову поднял,

И по полю поскакал.

    Воспитатель: Готовые лошадки украшаем. Берем колпачки и придавливаем, чтоб остался узор. Посмотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её, если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же. Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши мастера потрудились на славу: все игрушки получились нарядными и выразительными.

Выставка работ

 III. Рефлексивно –корригирующий этап.

   Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?  Делали дымковскую игрушку.

Воспитатель: В каком селе делают дымковскую игрушку? (Дымково)

Воспитатель: Все молодцы. Всем спасибо.

 Список литературы:

  1. Г.С. Швайко  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, 2001
  2. И.А.Лыкова Художественный труд в детском саду, 2011
  3. Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, 2014

Как сделать дымковскую игрушку из пластилина

Дымковская игрушка В старину в каждом городе и большом селе на территории нашей родины существовал как-то свой промысел, а в некоторых случаях даже несколько. Придумав необычный метод производства качественного продукта в больших объёмах, ремесленники продолжали хранить свои секреты в тайне и передавали их своим детям. Некоторые старинные ремёсла продолжают существовать и в наше время.

История происхождения дымковской игрушки

Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.

При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.

В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.

Особенности игрушек от мастеров

Создание дымковской игрушкиСегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.

Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.

Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Материалы для творчества на дому

Как создать дымковскую игрушкуИзготовление дымковских игрушек дома — это хорошая идея для творчества детей совместно со своими родителями. Самым доступным и дешёвым материалом считается пластилин. Для создания фигурок по традициям села Дымково логичней было бы применять именно белый материал. Но так как пластилин обычно продаётся целыми наборами, которые включают в себя большое количество цветов, можно смешивать их вместе и лепить из них красивые фигурки.

Готовую фигуру обычно покрывают грунтовкой, лишь после её высыхания можно приступать к раскрашиванию. В традиционном методе создания игрушку не покрывают лаком, а оставляют ей матовую структуру. Если же вы используете при создании нестойкие краски, есть смысл дополнительно их закрепить.

Дымковская игрушка-лошадка

Лошадка — это самая простая и широко создаваемая игрушка. Предложить создать такую игрушку можно даже малышу. Процесс лепки начинается с туловища, для этого нужно скатать колбаску для будущего тела, а после аккуратно вытянуть один из её концов. У вас должна получиться своеобразная морковка. Загните её тонкий конец так, чтобы получилась голова и шея. Теперь можно продолжить создавать ноги. Для них нужно вылепить сразу четыре колбаски из пластилина, совершенно одинаковые по длине и размеру, после совместить их с туловищем.

Рекомендуется срезать верхнюю область ног под косым углом, в таком случае место крепления конечностей будет выглядеть более аккуратным и ровным. Уже на этом этапе создания у вас должна получиться узнаваемая дымковская фигурка из пластилина. Создать коня из полученной заготовки довольно просто — вам остаётся лишь вылепить хвостик, гриву и острые ушки животного. Все созданные мелкие детали нужно прикрепить к телу, а после этого загрунтовать фигурку и раскрасить по своему усмотрению.

Изготовление барышни из пластилина

Как создавать игрушкиИскусные мастера из села Дымково с древности создавали именно фигуры девушек. Среди них можно различить и настоящих барышень в кокошнике, а также простых крестьянок с детьми на руках либо вёдрами на коромыслах. Несмотря на широкий выбор декорирования, все женские фигуры обладают довольно простой общей формой, с помощью которой можно легко понять, что перед вами именно дымковская фигурка.

Можно создать барышню из пластилина. Для красивой и пышной юбки нам потребуется каркас — можно взять обрезанное горлышко из-под пластиковой бутылки. Его нужно облепить тонким слоем пластилина, сохраняя при этом начальную форму. После этого на основе пробки от бутылки нужно сформировать туловище, укрепить к нему шарик-голову. Далее можно дать своей фантазии волю, использовать всю возможную креативность — вылепить руки, головной убор и волосы. Также можно украсить фигурку дополнительным декором, дать барышне что-то в руки. Готовую фигуру нужно дополнительно покрыть грунтом и раскрасить.

Инструкция поэтапного создания фигурки

Для создания барышни понадобятся:

  • пластилин;
  • доска для лепки;
  • салфетки;
  • пластиковая бутылка с общей ёмкостью 0,5 л (будущая юбка).

Для лепки нужен каркас — чаще всего создаётся пластиковой булкой, она своей формой очень напоминает юбку дымковской барышни, крыша должна оставаться на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.

Если фигурку создаёт ребёнок, то с каркасом ему должны помочь родители. В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая же юбка будет у барышни.

Поэтапная инструкция по созданию фигурки в виде барышни:

  1. Дымковская игрушка своими рукамиРабота начинается с рисунка на юбке — нанесения белого цвета. Для этого кусок белого пластилина нужно хорошенько размять и придать ему мягкое состояние. Раскатываем колбаску, придаём ей форму сосульки. Размазываем колбаску полоской вдоль горлышка бутылки широкой частью вниз. Размазывать пластилин нужно в виде конуса. Неровные края нужно подравнять специальной сеткой.
  2. Далее оставляем небольшие свободные места для рисования 4 клинков. Для создания геометрического узора можно воспользоваться любым цветом. Но лучше всего будет брать расцветки, которые традиционно использовались для раскраски игрушки: красный, зелёный, жёлтый, синий, голубой и оранжевый. Берём красный пластилин — цвет яркого солнца. Раскатываем тоненькими колбасками и, размазывая по верхней части изделия, заполняем пространство между клиньями.
  3. Проделываем по низу юбки полоску красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями нужно заполнить промежуток пластилином белого цвета — место для создания фартука.
  4. На юбке рисуются поперечные полоски красного пластилина, создаётся своеобразная сетка.
  5. Оранжевой полоской пластилина заканчиваем геометрический орнамент.

Узор для украшения юбки

Дымковские игрушки Роспись юбки барыни нужно улучшить, расписав её кружочками и точками. Для этого раскатываем полоски пластилина красного, оранжевого и белого цвета. Кружки обязаны быть одного размера, для этого набранный пластилин делим на две части. Из них катаются небольшие шарики.

Шарик красного оттенка кладём на серединку клетки. Тихонько расплющиваем его, вдавливая в основу, потом кладём белый шарик. Проделываем операцию снова, превращая кружок в кольцо, в центр помещаем оранжевый шарик. Создаём классический дымковский узор. Делаем его плоским, создавая вид нарисованного узора.

Таким узором нужно раскрасить всю юбку. Украшаем фартук специальной оборкой. Из пластилина белого цвета создаём колбаску толщиной от 0,5 см и длиной от 10 до 15 см. В результате получается плоская лента, которую можно легко собрать. Прикладываем оборку к юбке и аккуратно разглаживаем, чтобы случайно не помять деталь. Пластилином зелёного цвета расписываем красивым узором весь фартук. Точками оранжевого оттенка нужно нарисовать небольшие зёрна на нём.

Основа верхней части тела создаётся из шарика пластилина. При этом пластилин должен браться в нужном количестве и облепливаться по площади крышки бутылки. После раскатываем колбаску — руки. Коромыслом помещаем их на туловище барышни и аккуратно примазываем.

Из белого пластилина создаётся голова, которая присоединяется к торсу. Пластилин также примазываем и ему придаётся форма лифа.

Декорирование игрушки

Из зелёного по цвету пластилина создаём полоску в виде ленты, придаём ей волнистость. Такая деталь будет служить воротником. На шее можно нарисовать украшение в виде бус.

Также получившейся фигурке можно сделать интересную причёску, для этого:

  1. Как делать игрушки из пластилинаИз тонких колбас создаём жгутики.
  2. Из отдельных жгутов формируем на голове красивый венок.
  3. Сзади крепятся жгутики в виде косы.
  4. Закручивая по спирали, создаём небольшой пучок.

После этого можно сделать ещё и головной убор для барышни:

  1. Лепим детали для кокошника. Из шарика скатываем отдельные части: деталь в виде полумесяца в виде ленты, немного сгибаем её, чтобы она стала волнистой.
  2. Соединяем все детали и примазываем к причёске.
  3. Формируем объём у кокошника.

Последним шагом рисуем узоры на кокошнике, лицо и приделываем небольшие серёжки.

На этом создание игрушки закончено, теперь её можно поставить на полку в качестве украшения либо дать поиграть детям. Им такая игрушка точно понравится, ребёнок будет долго играть в неё и рассматривать каждый узор, нанесённый на фартук фигурки.

Полезные советы для начинающих

Полезные советы по созданию игрушекЕсли вы хотите научиться технике, то при создании фигурки у вас должна быть перед глазами сама фотография такой дымковской игрушки. Особенно важен такой образец для ребёнка: нужно помнить о том, что у малыша нету большого жизненного опыта. Если же вы хотите украсить готовую игрушку красивыми деталями и росписями, нужно обязательно выполнить их сначала на бумаге.

При совмещении кружков и полос можно добиваться самых разных и интересных расцветок. Главное — это правильно подобрать цвет. Синий, жёлтый, красный, зелёный и оранжевый — это основные цвета, которые традиционно использовали при раскрашивании дымковской игрушки. При желании во время росписи также можно воспользоваться розовой либо оранжевой краской, а отдельные элементы выделить золотым. Также нужно помнить, что лицо при этом тщательно прорисовывать не нужно, хватит просто немного наметить его.

В дымковской игрушке принято использовать особую символику, которая характеризует красоту, здоровую жизнь и искренность. Все узоры в традиционной игрушки были знаковые, связанные с природой, а также различными оберегами. К примеру, кольцо — это оберег, круг с пересекающимися полосами — это солнечные знаки.

Особенности лепки игрушкиТочки внутри круга либо чередующиеся точки и круги — это знаки зародышей и семян, одна полоска — дорога или река, чёрные точки — следы после человека. При этом очень важно знать значение расцветки игрушки. Зелёный цвет в народе связан с понятием долгой жизни и символизирует пашню, землю и природу. Белый цвет всегда относился к символу правды, добра и нравственной чистоты. Красный цвет — это не только характерный знак огня, но также красоты, славы, крепкого здоровья и силы. Голубой цвет — это небо.

Дымковская игрушка станет настоящим уникальным и удивительным подарком ручной работы. Такая подделка доставит много удовольствия не только вам, но и вашим детям.

Originally posted 2018-03-19 08:48:31.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»

Аксинья Попова 
Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки».

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Задачи: учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадкускульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Материал: дымковские игрушки, лошадка-образец, альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; пластилин, дощечки, стеки, салфетки.

План.

1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Наглядный показ.

2. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка».

3. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки.

4. Работа детей.

5. Физкультминутка.

6. Декоративное оформление вылепленных лошадок.

7. Составление коллективной композиции «Веселая карусель».

Ход занятия

Воспитатель: С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:

«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку— лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

Воспитатель:Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова.

Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

А теперь немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.

Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка.

«Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву; копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; скатать разноцветные шарики, сплющить и украсить ими лошадку.

Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

План-конспект на тему: План-конспект занятия по лепке «Мир Дымковской игрушки»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа-интернат №6

План-конспект занятия по лепке

для учащихся 2 года обучения

«Мир Дымковской игрушки»

Педагог ОДОД: Богданова А.И.

Санкт-Петербург 2017

План – конспект занятия

«Мир Дымковской игрушки»

Цель занятия: Создание из глины образа Дымковской игрушки «Лошадка».

Задачи:

Обучающие: Знакомство с Дымковской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины; Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Развивающие: Развивать творческий потенциал и познавательную активность обучающихся;

Развивать у детей память, мелкую моторику рук, глазомер;

Развивать эстетический и художественный вкус воспитанников;

Воспитательные: Воспитывать терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Тип занятия: комбинированный

Методы: беседа, рассказ, демонстрация, наблюдение, практическая часть, контроль.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

Материалы:

для педагога –наглядный материал, иллюстрации, образцы работ, презентация, глина, стеки, тряпочка, баночка с водой, тазик с водой, дощечка, губка;

для учащихся – клеенка, фартук, дощечки, глина, шликер, стеки, баночка с водой, губки, тряпочки.

Структура занятия:

1) организационный момент –

2) формирование новых знаний –

3) объяснение нового материала –

4) физкультминутка —

5) работа учащихся с педагогом –

6) подведение итогов –

Информационная карта занятия

Номер этапа и название

Дидактические задачи

Содержание

Методы

Способы организации деятельности

Реальный результат

1.Организационный

Создать условия для выполнения задания

подготовка рабочего места

беседа

Фронтальный способ организации

Установлен.дисциплины, порядка, внимания. готовность рабочего места

2.Объяснение нового    материала

Актуализировать знания, сформировать положительные мотивы предстоящей деятельности

Вводная беседа о Дымковской игрушке

Изложение, беседа

Фронтальный способ организации

Готовность учащихся к усвоению знаний и овладение умениями, навыками к выполнению работы

3.Формирование новых знаний

Объяснить тему и то, как следует выполнять задание, заинтересовать детей, обеспечить осмысление для дальнейшего применения знаний

Рассказ об истории возникновения Дымковской игрушки.

Объяснение, наглядный метод

Фронтальный и групповой способ организации

Восприятие, осмысление и овладение учащимися первоначальными умениями и навыками

4.Физкультминутка

Снять напряжение

Выполнение упражнений

Показ с объяснением, разучивание

Групповой

Отдых и готовность продолжить работу дальше

5.Самостоятельная практическая работа.

Сформировать умения и навыки

Лепка игрушки «Лошадка»

Репродуктивный метод

Практическая работа по выполнению задания

Индивидуальный

Готовая работа «Лошадка»

6.Подведение итогов

Оценить работы учащихся

Уборка рабочего места, выставка работ

Беседа, опрос, анализ работ учащихся

Фронтальный способ организации

Оценка успешности восприятия, осмысление овладение ЗУН


Ход занятия

1. Организационный момент.

 Здравствуйте ребята!  Давайте с вами проверим все ли у нас готово к занятию. Перечислите материалы которые у вас на столах. (дощечка, стеки, губка, тряпочка, глина, баночка с водой, шликер).

2. Формирование новых знаний.

Педагог:

— Ребята, вы ходили когда-нибудь с мамой или папой в магазин?

Предполагаемые ответы детей: (да)

— А какие бывают магазины?

Предполагаемые ответы детей: (хлебный, молочный, книжный, игрушечный и т.д.)

— А в какой магазин вы больше всего любите ходить?

Предполагаемые ответы детей: (в магазин игрушек).

— Почему вам больше всего нравится ходить в магазин «Игрушек»?

Предполагаемые ответы детей: (там интересно и весело)

-Ребята, если вы любите игрушки, то посетите вместе со мной необычный магазин.

Демонстрация на экран мультимедийной презентации с изображением дымковских игрушек

Педагог:

— Давайте закроем вместе с вами глаза и произнесем волшебные слова «Чипс-чапс- чопс…», чтобы перенестись в наш необычный магазин!

 (за ширмой на полочках стоят Дымковские игрушки).

— Ребята, вот вы и в магазине. Взгляните, здесь продаются простые игрушки, которые есть у вас дома, но еще есть и необычные. Это Дымковские народные игрушки. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются?

 Предполагаемые ответы детей: (материалом, формой, выполнены вручную, и т.д.)

Педагог:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Феофанов)

 3. Объяснение нового материала.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родилось в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

На мультимедийной доске включается мини фильм про Дымковскую игрушку, далее идет демонстрация игрушек.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

Педагог:

-Что общего у всех этих игрушек?

 Предполагаемые ответы детей: (У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.)
— А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? 

Предполагаемые ответы детей: (Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..)
— А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? 

Предполагаемые ответы детей: (Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой)
— Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?

         Предполагаемые ответы детей: (Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками)

— Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Предполагаемые ответы детей: (Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый)

— Какие узоры вы видите на игрушках?

Предполагаемые ответы детей: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овал

— Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

-Давайте узнаем, как создается игрушка!

 На экране демонстрируется мини-фильм параллельно ведется рассказ педагога.

— Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда игрушка рождается в третий раз?

 Предполагаемые ответы детей: (В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают краскам)

—  Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда для придания большей нарядности, поверх узора налепляют кусочки сусального золота. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

— Предлагаю вам стать настоящими мастерами и слепить дымковскую игрушку «Лошадку».

— Прежде чем начать работу, давайте немного отдохнем!

4. Физкультминутка

-Повторяем за мной слова и движения:

Два притопа (по очереди топают ногами),

Два прихлопа (хлопают в ладоши),

Ежики, ежики (руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежи).

Наковали, наковали (стукают левым кулачком сверху по правому и наоборот),

Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу «ножниц» выпрямленные руки перед собой).

Бег на месте, бег на месте (бегут на месте),

Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Девочки (повторяют только девочки)

Мальчики (повторяют только мальчики)

5.Самостоятельная работа.

— Итак, на столах у вас лежат все необходимые материалы: дощечка, стеки, баночка с водой, губка, тряпочка влажная, глина, шликер (глиняный клей).

— Берем в руки наш кусок глины, отламываем нам нужный кусочек, остальную ненужную глину кладем во влажную тряпочку, чтобы она не высохла. Из этого куска раскатываем в ладошках шарик, затем из шара формируем цилиндр — это будет тело нашей лошадки, откладываем в сторону. Теперь отламываем от нашего куска глины четыре одинаковых кусочка, и раскатываем их в одинаковые шарики, затем скатываем из них конусы — это будут ноги лошадки. Затем берем цилиндр (тело лошадки) и с помощью стека делаем на нем засечки в том месте, где будут закрепляться ноги, далее эти засечки обмазываем шликером и начинам соединять конусы (ноги) к цилиндру (тело). Заглаживаем места соединения пальцем, что бы не оставалось швов. Если наше изделие начинает высыхать, то влажной губкой обмакиваем его. Далее переходим к выполнению шеи и головы лошади. Отламываем кусочек глины и раскатываем шар, затем из этого шара раскатываем конус. После вершину у конуса загибаем вовнутрь, получилась мордочка лошади. Берем наше основу (тело с прикрепленными ногами) и делаем засечки там, где будет располагаться шея, обмазываем шликером и крепим шею, заглаживаем место соединения. Осталось сделать нашей лошадке уши, гриву и хвостик. Для ушей отламываем два маленьких кусочка глины и раскатываем из них шарики, сплющиваем и формируем треугольники. Соединяем на голове. Для хвоста и гривы раскатываем четыре колбаски. Берем две колбаски и плетем косичку, тоже самое проделываем с двумя другими. Получившиеся косички закрепляем на нашем изделии.

— А теперь, давайте повторим последовательность работы.

— Если нет вопросов, приступаем к лепке.

Учащиеся самостоятельно лепят «Лошадку». По готовности, работы ставятся на один стол и проводится мини-выставка с обсуждением.

6. Подведение итогов:

— А давайте посмотрим, что же получилось у вас! Какие замечательные лошадки! Теперь им надо высохнуть, затем обжечь в муфельной печи и уже после мы с вами сможем их расписать.

Уборка рабочего места

Мини-опрос:

— Ребята, о какой народной игрушке мы с вами сегодня разговаривали?

Предполагаемые ответы детей: (Дымковской игрушке)

 -Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Предполагаемые ответы детей: (Лошадка, петушок, олень, баран, барышня)

— Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Предполагаемые ответы детей: (Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый)

— Из каких геометрических тел мы лепили лошадку?

Предполагаемые ответы детей: (цилиндр, конус, шар)

— Сейчас нам необходимо убрать свое рабочее место.

— Понравилось ли вам лепить Дымковскую лошадку?

— Все ли у вас получилось?

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: ЛЕПКА «Дымковская игрушка».

Цель: Учить рассматривать дымковские  игрушки, узнавать знакомые образы, выделять  средства выразительности.

Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).

         Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей:

Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства — дымковской игрушки.

Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

1.     Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.

2.     Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:

«Стоит на стройных ножках-

 Вся краса в рожках» (олень)

«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)

«Что за конь! Только тронь-

 С всадником вместе ускачет верст за двести»

Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.

3.     Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».

4.     Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).

5.     Итог. С какими игрушками познакомились?

Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?

Какими получились ваши игрушки?

Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.

 Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.

Конспект урока «Лепка дымковской игрушки «

Тема урока: Дымковская игрушка. Лошадка.

Цель: Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина и соленого теста; с помощью создания дымковской игрушки воспитывать любовь, бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать городецкую, хохломскую и дымковскую роспись; рассматривать и анализировать образцы и находить адекватные способы работы по созданию игрушки, освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из теста. Познакомятся с изделиями народного промысла и технологией изготовления.

Метапредметные: разовьют навыки контроля и оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей, осознанно строить свои речевые высказывания в устной форме, слушать других.

Личностные: уважать и гордиться культурой и традициями России, опираясь на освоенные знания и умения, выбирать способы реализации собственного творческого замысла в соответствии с традициями дымковской игрушки.

Оборудование: Презентация «Дымковская игрушка», образец лошадки из соленого теста, предметы хохломской и городецкой росписи, стеки, соленое тесто / белое и цветное/ в лоточках, клеенки, кисточка, маленькая розеточка с водой, инструкционная карта, цветные карандаши, дополнительная раскраска с дымковской игрушкой. На доске — тема / закрыта экраном, загадка о лошадке.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сели поудобней и послушайте рассказ о старинном промысле — Дымковской игрушке.

Ход урока

Вступительное слово с презентацией /7 мин

Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то, игрушек у детей не было, а им тоже хотелось играть и нашлись замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки. Из дерева, мочалок, тряпок, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, наиболее популярна – дымковская.

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали село Дымково.

— А чем же славится село Дымково? \ игрушками. И называется эта игрушка дымковской/.

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы простой узор, но отвести не в силах взор,

И пошла о дымке слава.

Посмотрите: пышный хвост

У птицы той совсем не прост-

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя,-

Как корона у царя.

Презентация 1- 7 слайд

Создавая игрушку, человек вкладывал в нее свою душу и верил, что у игрушки тоже есть душа.

Весной праздновали праздник проводов зимы, и назывался он в народе «Свистунья» 8 слайд

На празднике дымковские игрушки — свистульки были у всех- и у взрослых и у детей.

Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

После праздника игрушками украшали окна между рамами, и все прохожие любовались ими.

9 слайд

Лепили игрушки из местной красной глины мастера, которых называют гончары. Затем ставили в печь для обжига, чтобы они были крепкими и раскрашивали в яркие, праздничные цвета.

Какие цвета и узоры использовали в росписи? 10-11 слайды

На белом фоне- красное, оранжевое, зеленое, голубое, синее.

Узоры: полосы, волнистые линии /волны/, кружочки, точки. Они повторяются друг за другом или в шахматном порядке, соблюдая ритм.

12 слайд

Из всех русских глиняных игрушек, наиболее популярна – дымковская, но кроме дымковских существуют еще тверская, филимоновская, каргопольская игрушки.

— Мы свами недавно выполняли городецкую роспись. Давайте сравним, чем она отличается от дымковской. / сравнить фон, цвета, узоры с городецкой, хохломской / на таблицах или образцах

Самоопределение к деятельности /1 мин

-Сегодня мы будем гончарами и будем работать в гончарной мастерской.

— Как вы думаете, какую игрушку мы сегодня будем лепить? / дымковскую/

А теперь отгадайте, какую именно дымковскую игрушку мы сегодня слепим. /Загадка/

Стройный, резвый и игривый,

Челка, хвост, густая грива,

На ногах его – копыта,

Мышцы пламенем налиты,

Что же это за огонь,

Что за чудо?

Это- …/конь


-Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока: Лепка дымковского коня. / Поднять экран, чтобы открылась тема на доске/

-Ребята, давайте сформулируем цель урока: Научимся лепить дымковского коня.

Сравнение свойств пластилина и соленого теста /1 мин

Мы работали с вами с пластилином, а сегодня поработаем с соленым тестом. — Скажите, каким общим свойством обладают пластилин и тесто? /пластичность/

— А кто догадается в чем отличие? /Работа из теста подсыхает/ Поэтому соленое тесто должно быть прикрыто или лежать в лоточке или пакете.

Анализ изделия 5 мин

— Посмотрите, какой конь изящный, ножки упругие, тело подтянуто, стройное, головка гордо сидит на шее, хвостик колечком. А сказочность ему придают яркие узоры.

-Давайте посмотрим, что нам сегодня поможет в работе? /Образец, инструкционная карта/ Разобрать ход работы вместе с детьми с показом приемов.

— Давайте поставим перед собой задачи: какая лошадка должна у нас получиться?

/Яркая, с соблюдением цветов, узоров, аккуратно слеплена. /

На столе – в одном лоточке-белое тесто, в другом цветное –для оформления, стеки, влажные салфетки /для чего? / По окончании работы вытереть руки.

Еще у вас есть вода и кисти. Для чего? /Чтобы склеивать детали. /хвост, голову и гриву/

Физкультминутка 1 мин

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Творческая работа / 20 мин

-А теперь приступаем к работе. Работаем со стекой аккуратно и не забываем прикрывать тесто во время работы, готовые работы ставят на картонную подставку и несут к доске на выставку.

Рефлексия / 2 мин

Оцените свою работу: нарисуйте

Сердце 1над изделием надо еще потрудиться —

Сердце 2Сердце 3изделие сделано хорошо —

Сердце 4Сердце 5Сердце 6 изделие сделано отлично —

Итог урока / 5 мин

— Ребята, как вы считаете, мы выполнили цель урока- научились лепить лошадку?

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? /дымковская игрушка/

С какой профессией вы сегодня познакомились? / гончар /

Продолжите мои предложения:

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно…

— Мне понравилось, как дружно вы работали в нашей мастерской, какие замечательные работы слепили. Предлагаю погладить себя по головке.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Разноцветные дымковские фигурки, в том числе свистульки, представляют собой одно из самых известных и старейших изделий ручной работы из глины в России.

Название этих своеобразных игрушек происходит из села Дымково, ныне район города Вятка (Киров). Он появился из-за любви к гончарным традициям на вятских землях еще в древности. По мнению многих исследователей, создание дымковской глиняной игрушки связано с ритуальным весенним праздником Свистопляска (т.е. свисток) празднование Солнца. Чтобы принять участие в празднике, требовались глиняный свисток, которым можно было издавать звуки, и раскрашенный глиняный шар, чтобы бросать друг другу.

Свистки были сделаны в виде различных тотемных животных, таких как медведь, коза, овца, олень, но на самом деле были довольно простыми, их функция была скорее магической, чем декоративной. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистков, можно заметить определенную иронию, с которой мастера их создавали. Так, медведь-свисток мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а козел — в забавных штанах.Такие глиняные свистульки изготавливали исключительно женщины и девушки, заранее готовившиеся к празднику.

В 19 веке праздник превратился в шумную ярмарку, обязательно со свистом. Магический смысл праздника был утерян. Свистки остались и приобрели более причудливые декоративные элементы. В то время как раньше главным объектом внимания были животные, в XIX веке появились игрушки, на которых изображались одетые женщины с младенцами, корзины с пирогами или коромысла, сидящие на скамейках или в лодках.Позже мастера дымковской игрушки обратились к городским сюжетам, со стильными дамами, горожанами, офицерами, торговцами и скоморохами (странствующими менестрелями-клоунами).

Что бы ни изображала дымковская игрушка, она всегда выделяется своей неповторимой витиеватой расцветкой. Очень весело смотрятся на белом фоне темно-голубой, зеленый, желтый, оранжевый и малиновый цвета. Вместе может быть до десяти цветов. Орнамент всегда довольно простой, с клетками, полосками, кружочками, точками, ромбами и зигзагами в различных сочетаниях.Однако эти простые геометрические узоры несут определенную информацию. Так, например, волнистая синяя линия обозначает воду, скрещенные полосы обозначают бордюр, а круг со звездой посередине символизирует Солнце или другие небесные тела.

Способ изготовления дымковских игрушек тоже кажется довольно простым: игрушка вылеплена вручную из местной красной глины, смешанной с речным песком. Свистки протыкаются специальной палкой. Фигурка изготовлена ​​частями. Отдельные детали скрепляются жидкой глиной, стыки разглаживаются влажной тряпкой.Игрушку сушат и запекают, а затем белят мелом, разведенным в молоке. Потом красится.

Каждая дымковская игрушка — ручная работа и уникальна, существует как единственный экземпляр. Каждый мастер вносит свою манеру и колорит. Дымковское игрушечное ремесло до сих пор не выпускается серийно, что отличает его от других народных промыслов.

В настоящее время русская культура переживает тенденции, аналогичные западным, этнические мотивы становятся неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, дизайнеров и модельеров.Есть надежда, что дымковская игрушка не будет забыта, а наоборот, будет развиваться, переосмысляться и осмысляться на новом уровне. Укоренившись в древнем языческом мировоззрении, он может служить неиссякаемым источником вдохновения для творческой личности.

Сегодня любой желающий, будь то ребенок или взрослый, может попробовать сделать дымковскую игрушку. Главное, что вам понадобится — это глина и фантазия. В противном случае яркий свисток, привезенный из России, может стать прекрасным сувениром и подарком.

Купить русские сувениры

Источники :
традиции.ru
ruschudo.ru
samoffar.ru

,

Винтажная Дымковская фаянсовая игрушка русского народного искусства

Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы предоставить вам лучший опыт, включая такие вещи, как:

  • основные функции сайта
  • обеспечение безопасных транзакций
  • безопасный вход в аккаунт
  • с запоминанием учетной записи, браузера и региональных настроек
  • запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
  • анализ посещаемости и использования сайта
  • персонализированный поиск, контент и рекомендации
  • помогает продавцам понять свою аудиторию
  • , показ релевантной целевой рекламы на Etsy
  • и за ее пределами

Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.

Всегда на связи

Необходимые файлы cookie и технологии

Некоторые из используемых нами технологий необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании внутреннего сайта, а также для правильной работы сайта для просмотра и транзакций.

от

Настройка сайта

Файлы cookie и аналогичные технологии используются для улучшения вашего опыта, например:

  • запомнить ваш логин, общие и региональные настройки
  • персонализировать контент, поиск, рекомендации и предложения

Без этих технологий такие вещи, как персональные рекомендации, настройки вашей учетной записи или локализация, могут работать неправильно.Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

от

Персонализированная реклама

Эти технологии используются для таких вещей, как:

  • персонализированная реклама
  • , чтобы ограничить количество показов рекламы
  • , чтобы понять использование через Google Analytics
  • , чтобы понять, как вы попали на Etsy
  • , чтобы продавцы понимали свою аудиторию и могли предоставить релевантную рекламу.

Мы делаем это с партнерами по социальным сетям, маркетингу и аналитике (у которых может быть собственная собранная информация).Сказать «нет» не остановит вас от просмотра рекламы Etsy, но может сделать ее менее актуальной или более повторяющейся. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *