Коротко о масленице: Масленица. История и традиции (очень кратко) – Масленица — Википедия

26Июл - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Масленица. История и традиции (очень кратко)

Масленица — праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

  До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели — в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

   Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.
 

масленица 1

Б. Кустодиев. Масленица.
     

Масленица — это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник — Встреча


  • В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  • Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные — с четверга или пятницы.

  • Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

  • В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Б. Кустодиев.


Вторник — Заигрыш


  • С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и «Масленичным Дедом». На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

  • Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

  • Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Б. Кустодиев.

Л. Соломаткин
     

Среда — Лакомка


  • В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  • На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

  • По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

  • Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

В. Суриков.

Четверг — Разгул (перелом, широкий четверг)


  • На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица «лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»), бить ниже пояса («удар ниже пояса») или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (опять поговорка) или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Б. Кустодиев.

Пятница — Тещины вечера


  • Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

  • Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей.

  • В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

  • Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

С. Смирнов
   

Суббота — Золовкины посиделки


  • В субботу, на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

  • Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Б. Кустодиев.

Воскресенье — Прощенный день


  • В России этот день называли «Прощеным воскресеньем», когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

  • Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


  • Основным эпизодом последнего дня были «проводы Масленицы». К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.

  • Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Обычай сжигать чучело Масленицы взял свои начала от языческой Комоедицы, когда в день весеннего равноденствия (день начала астрономической весны) празднично сжигали чучело надоевшей Зимы, тем «помогая» весеннему Яриле-Солнцу быстрее растапливать снега и прогонять зиму.

А. Брусилов

С. Кожин

Масленица — Википедия

Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Сырная седмица.

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста[1]. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные»[2].

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев — вареники, сырники и колодка.

В древнерусских письменных памятниках термины с корнем масл- для обозначения Сырной недели широко распространяются с XV века: Масленая недѣля, Масленое за́говѣнье, Маслопустъ «воскресенье, с которого запрещается употреблять молочную пищу», Масленица, Масляница «неделя перед этим воскресеньем»[3].

В восточнославянских диалектах зафиксированы следующие варианты названия: рус. Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя[4], Мясопуст[5], Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье[6], Блинщина, Блинная неделя[7], Поползуха (в связи с подвижными датами), Объедуха[8], Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица[9], Кривая неделя[10], Боярыня-масленица, Госпожа Масленица[11], Молочная неделя[12]

, Молочница[13]; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя[14]; белор. Масленіца, Масленка, Масніца[15]; укр. Ма́сниця, Пу́щення, Сиропу́ст[16], Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень[17].

В языках православных народов России названия последней недели перед Великим постом являются заимствованием из русского (эрз. Масинця, Мастя, мокш. Масла, Масланьце, коми Масьленича, удм. Масленча), либо калькой: чуваш. Ҫăварни[18], кряшенск. тат. Май чабу атнасы, мар. Ӱярня — «масляная неделя»[19], коми Йöввыв «молочная», удм. Вöйдыр «время масла», хак. Сарығ хаях улукун «праздник топлёного масла», осет. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» (букв. «белая неделя»). Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. тат. Кәтәйсә итү «кататься», хак. Чылғаях, южно-алт. Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» (чуваш. Ҫăварни уйăхĕ, мар. Ӱярня тылзе).

По мнению Вс. Ф. Миллера[20] и Б. А. Рыбакова[21], в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста, во время которого веселье считалось недопустимым.

Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. И. М. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня, не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным»[22]. Н. Дубровский отмечал[23], что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Н. П. Волков[кто?][прояснить] прямо утверждает, что масленица, по мнению учёных, была посвящена Волосу, скотскому богу[24]. У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» (белор. На Аўласа бяры каўшом масла)[25]. В Полесье до сих пор Широкий четверг Масленичной недели называют «Власье» или «Волосий»[26].

Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей (см. Авдотья Весновка 1 марта)[27]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март[28] (до 1492 года). Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. К. Зеленина, могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» (ср. с обычаем греть покойников). Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале[29].

В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной[30], когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы»[31]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо[32][33].

Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ[34]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям[35]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода»[36]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»)[37], их гостевания[38], катания с гор[39] и на упряжках[40], шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста[41]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота[42].

Со стимуляцией плодородия В. Я. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы, обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов[К 1]. В. Я. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках, и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник[43][44]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда[45].

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы[46]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют»[46].

По мнению современного фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни[47]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала[48][49].

Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Московское государство с XVI века. Сигизмунд Герберштейн (1526 год) сообщает, что первая неделя Великого поста у московитов «называется Syrna, то есть „сырная“ (лат. caseacea), они едят молочное». Также он упоминает Масленицу (нем. Faschang) в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки[50].

Ричард Ченслер (1553 год) пишет, что последнюю неделю перед Великим постом русские «называют „масляной“ (англ. Butterweek), и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства»[51].

Жак Маржерет (1606 год) добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья:

Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой.

Адам Олеарий (1647 год) упоминает о масленичном разгуле:

Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи[52].

И. Снигирёв, М. Забылин и последующие компиляторы[53] цитируют описание «иностранного писателя», относящееся к 1698 году:

Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. <…> Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней.

Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion. Leipzig, 1698.

Малая масленица[править | править код]

В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8—10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями[11].

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище[54], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района)[55].

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят[56].

Мясное воскресенье[править | править код]

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья»[57]. В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят»[55]. В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной[58].

Празднование Масленицы на Донетчине, почтовая марка Украины (2003)

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье[59]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица[60]. В народе каждый день Масленицы имел своё название.

Понедельник — встреча[править | править код]

Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В селе Камызино Красненского района Белгородской области всю неделю водили по селу корову в лаптях[61].

В первый день Масленицы[62] в некоторых сёлах Витебской области совершается белорусский обряд (обрядовая игра) «Похороны Деда». Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают[63]. Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруссии[62].

Вторник — заигрыши[править | править код]

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!»[64].

Среда — лакомка[править | править код]

Другое название: рус. Лакомка[65]; полес. Скоромная середа[14].В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей[66].

Четверг — разгуляй[править | править код]

Другие названия: рус. Разгуляй, Перелом, Широкий четверг[9], Разгуляй-четверток[65]; белор. Крывый четверг[67]; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг[26].

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[68], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[69].

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають.[sic] Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын»[70].

Ф. В. Сычков. Праздничная забава Смотрины молодых (А. Н. Третьяков. В деревне. 1867)

В селе Ураково Красненского района Белгородской области с четверга возили по деревне соломенного коня. «Делали большие санки, и на них коня. Для этого брали ржаную солому, длинную и твердую, связывали веревками — это было туловище. Затем делали шею и голову коня. Соломенного коня делали мастера, так как не каждый мог это сделать. Коня обливали водой и оставляли на ночь. До утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. На таком коне катались верхом». В селе Камызино того же района по селу на санях возили живую козу, наряженную в платок. Рядом с ней ставили стол с выпивкой. И так ездили по селу[61].

В сёлах Солдатское и Роговатое Старооскольского района с этого дня парни устраивали масленичные проказы: подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота и окна, затаскивали на крышу сарая телегу, рядились в вывернутые шубы, пачкали себе лицо сажей и пугали прохожих[71].

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,
 Виноград, красно зелёная моя![К 2]
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Млады девушки в дому, как орешки в меду,
 Виноград, красно зелёная моя!

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
 Виноград, красно зелёная моя!
Накормил, напоил, со двора пустил,
 Виноград, красно зелёная моя![72]

Четверг украинцы и белорусы посвящали «Волосию» и праздновали во имя благополучия скота[67] (ср. Власьев день).

Дни с четверга по воскресенье белорусы Смоленской губернии называли прощёнными, и в эти дни ходили просить друг у друга прощения за обиды и грехи, говоря: «Прасци чем я перед табою сагрешил»[73].

Пятница — тёщины вечёрки[править | править код]

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким[74].

Суббота — золовкины посиделки[править | править код]

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок[65] и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки[75].

Русская церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов[76].

Воскресенье — проводы[править | править код]

К. Крыжановский. Прощёный день в крестьянской семье. XIX в.

Также называется: Целовальник, Прощёный день[77], Заговенье, Прощёное воскресенье[78]; Сыропустие[79], полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка[26], Чорна недиля (полтав.)[80].

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших[81], ходили на кладбище прощаться с своими родственниками[82]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы[83], полученный пепел рассыпали по полям[62].

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика»[84].

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»[85].

По свидетельству С. В. Максимова: «…Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками… Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвёртом часу пополудни они кучками в 10-12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: „Прости меня (имярек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила“. Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли»[86].

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы-Мораны[87]), так и в его символических похоронах[88]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды[89][неавторитетный источник?].

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался[90].

Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:

В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На р. Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела[88].

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай[91].

Во многих местах в первую неделю поста разгульно отмечали «тужилки» (или поминки) по Масленице. В первый день великого поста в некоторых местах, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой[92]. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста[93]. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.)[94]. Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды.

В Вятской губернии девушек из соседних сёл подруги приглашали на гуляние к себе через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два—три дня, ходили на гулянья и посиделки, на которых играли, пели и плясали[85].

В пятницу в церквях освящали коливо (кутью) в память святого великомученика Федора Тирона[95].

Во многих местах в субботу первой недели поста устраивались молодёжные гулянья с угощением блинами, но уже постными[85]. В Курской губернии день назывался «Даровая суббота», «Феодорова»[96].

На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла[97].

После Октябрьской революции начинается борьба с религиозными праздниками, которые пытаются заменить антирелигиозными:

В противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта.

Красная масленица // Известия. 14 декабря 1923 года.

Однако антирелигиозные шествия оказываются слабо востребованы массовой публикой, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов.

В начале 1960-х годов, в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий создаётся праздник «Проводы русской зимы», призванный заменить собой Масленицу. При этом эксплуатировалась риторика «возвращения народу его праздников» через «очищение» их от религиозной мистики — как христианской, так и языческой.

Праздник открывает политическая часть: митинг, выступление руководителей городской, поселковой или колхозной администрации и т. п.; затем наступает черед зрелища (концерта, показательных выступлений) с участием скоморохов, Деда Мороза, Снегурочки, олицетворений зимних и весенних месяцев, Весны, Трёх богатырей, сказочных персонажей; и только потом программа праздника допускает переход к интерактивным мероприятиям — танцам, соревнованиям, катаниям и т. д. Происходит торговля во временных павильонах (как дефицитными товарами, так и готовой едой — в том числе блинами). Почти обязательным становится сжигание чучела[98].

Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране, нередко идя вразрез с традициями местных жителей, которым отводится пассивная роль зрителей, а не участников.

  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост[99].
  • Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица[100].
  • Пируй и гуляй баба на Масленице, а пр

Что такое масленица для детей: краткое содержание

Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. А уж как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни в селах устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях. Задача родителей состоит в том, чтобы посвящать детей в традиции русского народа, прививать уважение к ним. Но строить рассказ нужно так, чтобы детям было интересно слушать и понимать услышанное.

История Масленицы для детей

Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древних традиций. Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Вообще все атрибуты праздника имели свое конкретное значение. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица. Блинами в праздничные дни поминали усопших, и по древней традиции первый блин нужно было подарить нищему, чтобы тот поминал усопших родственников того, кто преподнес угощение.

Но для детского восприятия такое объяснение праздника будет сложным, хотя, это вовсе не означает, что донести малышу все тонкости традиций будет невозможно. Для детей тоже существуют доступные объяснения истории праздника.

По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

Согласно другой легенды лежит традиция печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Праздновался праздник целую неделю, в селах устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника – Масленица.

Масленичные традиции

В начале масленичной недели все готовились к празднику. Пекли блины, пироги, готовили и прочее угощение, ведь после праздников начинался Великий пост. Основные гуляния начинались с четверга и длились до конца недели. Молодежь катались на санках с горки, парни участвовали в уличных состязаниях и даже в кулачных боях. Дети строили снежные крепости, взрослые тоже готовили ледяные крепости и делясь на команды разыгрывали целые представления: одни обороняли свои строения, другие нападали и захватывали их.chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

В конце праздника обязательным атрибутом всего действия было сжигание чучела Масленицы в знак того, что зима уходит и наступает весна, тепло, пробуждается природа. Сжигание чучела являлось и продолжает быть кульминацией праздника. Чучело делали из соломы, наряжали его в тряпье и в конце праздника сжигали. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел свое название и в этот день необходимо было проводить определенные мероприятия.

Понедельник – Встреча Масленицы

В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли.

Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали определенные правила.chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

С вечера понедельника хозяйки начинали печь блины. Все старались наесться вдоволь и блинов, и прочего угощения, ведь впереди был Семинедельный пост.

Вторник – Заигрыши

Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.

Среда – Лакомка

В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. С старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.

Четверг – Разгул

С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

Пятница – Тещины вечерки

В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.

Суббота – Посиделки у золовки

В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены.

Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.

Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье

В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

Что нужно знать детям о Великом посте

Если уж говорить о Масленице, но не упомянуть о Великом посте просто невозможно. Некоторые родители не спешат посвящать своих детей в тонкости христианских традиций, другие напротив стараются сделать так, чтобы и сами дети постились наравне со взрослыми. Но на самом деле информацию нужно подавать детям порциями, постепенно и приучение к христианским традициям тоже должно быть постепенным и последовательным.

Прежде всего историю, связанную с Великим постом, Адамом и Евой, Иисусом и прочими участниками ребенку лучше услышать от человека, которому он максимально доверяет. После того, как ребенок поймет, что к чему, можно отправляться вместе с ним на службу в Церковь. Не заставляйте ребенка молиться, просто объясните ему, затем это нужно и как нужно молиться. Заучивать с ним непонятные детскому восприятию слова молитв тоже необязательно.

Возвращаясь к вопросу в посте, нужно отметить что детей до 12 лет нельзя ограничивать в животной пище, так как его растущий организм нуждается в белках, жирах и углеводах, витаминах и минералах.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Как отпраздновать Масленицу с детьми в детском саду

Кушать блины в саду всю неделю никто не позволит, ведь дети должны получать полноценное питание, а не только углеводы. Да и жирные жареные блины для детского организма в большом количестве будут не очень хорошей альтернативой детсадовского питания. И все же, можно выбрать какой-то день и сделать его торжественно праздничным.

Будет здорово, если мамы в назначенный день принесут в сад 1-2 блинчика, воспитатели разучат с малышами стишки про весну, Масленицу, выучат песенки, подготовят танцы. Можно провести мини-конкурс на самый красивый блинчик из цветной бумаги, который дети украсят собственными фантазийными аппликациями.

Из старых лоскутиков (которые тоже могут принести мамы в сад из дома), можно вместе с детьми соорудить небольшую куклу-чучело. Процесс изготовления можно совместить с рассказом про Масленицу, а затем на прогулке сжечь его. Только нужно следить за тем, чтобы сжигание чучела не привело к пожару или несчастным случаям. Но если все провести правильно, дети будут в восторге от происходящего и хорошо запомнят, что означает этот праздник.

Как отпраздновать Масленицу с детьми в школе

Особенности празднования Масленицы в школе зависит от возраста учеников. Например, ученики начальной школы могут так же с учителем подготовить несколько номеров для мини-концерта. В классе обязательно найдутся юные таланты, кто сможет исполнить веселую весеннюю песню, озорные частушки про весну, исполнить танец или даже сыграть на каком-либо музыкальном инструменте, если есть такая возможность.

Договорившись с родителями, дети также могут принести в назначенный день испеченные блины, сок и после концерта (так называемых Масленичных гуляний) попить чаю или сока с блинами. После торжественной программы можно выйти на школьный двор, покататься с горки и сжечь символическое чучело Масленицы.

При этом опять же не стоит забывать и игнорировать правила поведения с огнем, чтобы не пришлось оказывать первую помощь при ожогах одноклассникам.

Более взрослые школьники могут организовать посиделки в кафе, где готовят блинчики, покататься с горки на санках, устроить дискотеку или, заручившись поддержкой родителей, договориться о проведении праздничного мероприятия в каком-либо кафе. Подобные мероприятия сближают и детей, и их родителей, делают класс более дружным и веселом.chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

Примерные игры и забавы для праздника

Ниже мы приведем несколько подвижных игр, которые можно будет использовать для проведения Масленичных гуляний со школьниками и их родителями.

Лабиринт

Эта игра хороша в снежную зиму, когда природная стихия не поскупилась на зимние осадки. Придумайте заранее вид своего лабиринта, начертив его схему на бумаге и затем занимайтесь строительством. Лучше всего выбрать для этого занятия школьный стадион, который в зимнее время пустует. Если количество снега позволяет, то постройте стены не менее 1 метра в высоту.

После строительства можно устраивать различные состязания в лабиринте, например, отправить участников команд покорять лабиринт на скорость, но навстречу друг другу, победит тот, кто дойдет к своему выходу первым.

Тир Деда Мороза

Помните, что по одной из легенд именно Мороз был отцом Масленицы. Поэтому Тир Мороза или Деда Мороза будет вполне подходящей забавой для игрищ. Организуйте мишени, налепите побольше снежков и устройте командные соревнования, кто больше забьет очков по мишеням. Победителем станем самый меткий.

Скользкий столб

Этот вид развлечения подойдет для старшеклассников и крепких мальчишек, а также для их пап. Можно пригласить поучаствовать учитель физкультуры. Любой ровный столб в школьном дворе нужно заранее облить водой, чтобы он заледенел, и затем задавая участникам определенные квесты, просить их проползти по столбу до определенной отметки. В идеале, можно прикреплять к верхушке столба награду.

Парная

Для игры понадобятся веники. Из можно сделать самостоятельно на уроках трудов в школе из веточек и цветной бумаги. Не старайтесь сделать их слишком объемными. Задача играющих оббить об соперников все листочки со своих веников. Побеждает тот, у кого он первым станет «раздетым».chto-takoe-maslenica-dlya-detej-kratkoe-soderzhanie.jpg

Вместо заключения

Рассказывая ребенку о Масленице, постарайтесь быть активным участником зимних гуляний, сходите вместе в парк, на горку, покатайтесь на горке, примите участие в народных состязаниях, а вечером обязательно пригласите гостей и напеките блинов. Традиции нужно уметь поддерживать и приумножать, тогда и ребенок лучше запомнить праздник, его обычаи и быт.

Масленица: история и традиции праздника

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых ‑ «Масленица», «Воевода» и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник -«встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки ? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда ‑ «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг ‑ «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» ‑ то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка.

Пятница ‑ «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины».

Суббота ‑ «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье ‑ это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста ‑ Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост», «Боится Масленица горькой редьки да пареной репы» (т.е. поста).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Краткий рассказ о Масленице

За неделю до Великого Поста празднуется веселый и многими любимый праздник – Масленица. Масленица не имеет постоянной даты, его отмечают за семь недель до Пасхи. В тоже время, это и языческий праздник, посвященный Солнцу-Яриле и подготовка к долгому посту.
В христианстве масляная неделя называется мясопустной – мясо уже запрещено, но еще можно кушать рыбу, яйца, молочные продукты – и кушать вволю и приглашать гостей – ведь впереди Пост. Но главное блюдо Масленицы, ее символ – блины.

А традиция печь блины осталась со времен язычества. Сам блин – это знак Солнца. Празднование Масленицы, хотя и походит в конце февраля-начале марта, посвящено проводам Зимы – ведь Солнце уже набирает силу.

Проводы зимы и наступление Поста, ведь он должен ограничивать не только пищу, но и поведение человека, сопровождаются веселыми гуляньями, маскарадами, подвижными играми, шествиями. С четверга по воскресение идет широкая Масленица – гуляние получают наибольший размах.

Кульминация праздника – сжигание чучела Зимы. На целую неделю можно забыть и о продолжающихся февральских холодах, и о наступлении строго поста и веселиться в угоду душе и телу.

Если сегодня Масленица сопровождается небольшими шествиями, со старинными песнями, зовущими весну, небольшими соревнованиями, и конечно, поеданием блинов на время, то в старину в деревнях на Масленицу любили устраивать разные забавы. Это кулачные бои и залезание на столб, к верху которого привязан приз, катание на запряженных санях и катание с горок на ледянках, купание в проруби и игры с медведем. И поскольку зима еще не отступила, строили снежный городок и устраивали его осаду: главным оружием были снежки.
И в нынешнее время на Масленицу проводят ярмарки, где выставляют ручные ремесленные изделия: плетеные корзины и глиняная посуда, деревянные расписные ложки, платки и шали ручной работы, а также маленькие символичные сувениры.

Зиму проводили, нагулялись, налакомились блинов – и наступило Прощеное Воскресение.

​Краткий рассказ о Масленице (вариант 2)​​​

Краткий рассказ о Масленице (вариант 3)

История и традиции празднования Масленицы в России

2020-02-24T02:33+0300

2020-03-03T20:02+0300

https://ria.ru/20200224/1565049164.html

История и традиции празднования Масленицы в России

https://cdn23.img.ria.ru/images/155156/42/1551564279_0:314:3083:2048_1036x0_80_0_0_6c7947c9b278819b0b10f29cd97bc943.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Масленица – многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны.

Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней недели перед Великим постом. Это подготовительная неделя к Великому посту.

Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. В 2020 году Масленица продлится с 24 февраля по 1 марта. Праздник пришел из языческой культуры, был известен на Руси еще до принятия христианства.

В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки – прообразов позднейших блинов. Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. Медведь на Руси остался одним из важных персонажей праздничных гуляний, однако, уступив главенство богине смерти и зимы Марене и богу солнца Яриле. Что касается масляного блина – символа солнца и жизни, он стал главным масленичным лакомством.

После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую неделю. В церковной традиции масленая седмица (неделя) именуется сырной или мясопустной – поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер – в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту.

Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и главным блюдом – блинами.

Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание.

В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний.

Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу.

В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни.

В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния.

В пятницу зять приглашал на тещины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу.

На золовкины посиделки в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями.

Кульминацией праздника были проводы Масленицы, сопровождавшиеся зажиганием костров, масленичными санными поездами, ряжеными.

Гулянья на Масленицу, как и на Святки, были самыми массовыми. Первым признаком Масленицы было катание на лошадях: светское и народное. В Москве катались по кругу от Красной площади до нынешнего Электрозаводского моста (тогда это был Покровский мост) или вокруг Кремля и по Красной площади. Эти районы на время празднеств освобождались от движения.

На улицах обязательно ставили катальные горы и качели. В частных владениях горки могли быть небольшими, метров 10, а в публичных местах – 20-30 метров в высоту. Горы обливали водой по снегу, делали небольшой бортик по бокам. Внизу – сугробы, чтобы не разбиться при падении.

Атрибутом всякого гулянья было торжище, где ставили палатки, павильоны и так называемый шатер – съестную и закусочную, а также, распивочную. Здесь же продавались свистульки и лакомства.

Порция блинов стоила небольшие деньги. На улице блины традиционно просто посыпали сахаром, так их было удобно есть. А со сметаной, рыбой, икрой и сладким блины подавали уже дома. В дни Масленицы слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. Хотя к ХIХ – началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Масленица. Коротко о празднике | Конвектор времени

Масленица — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.

Сам же праздник Масленицы своими корнями уходит в языческую древность.

Зима постепенно подходит к концу, и на пороге весны наступает время одного самых весёлых праздников русского народного календаря — праздника проводов зимы и встречи весны — Масленицы, известной ещё с языческих времен не только в Древней Руси, но и в Западной Европе под названием «карнавал».

По всей видимости, в дохристианские времена Масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое связывалось у многих языческих народов с началом нового года.

С принятием христианства и христианизацией языческих праздников Православная церковь совместила Масленицу с кануном Вели­кого поста, предписав праздновать Сырную седмицу (церковное название Масленицы) за 56 дней до Пасхи, поэтому сроки её празднования подвиж­ны: от конца января — начала февраля до конца февраля — начала марта по старому стилю.

Из-за отсутствия письменных источников нам неизвестно, как праздновали Масленицу наши далёкие языческие предки. Впервые Масленица упоминается уже в христианскую эпоху в «Повести временных лет» Нестора в связи эпидемией язвы, поразившей Киев в 1090 году, а первое описание её традиций и обрядов относится только к ХVI в.

Неизвестно нам также и языческое название Масленицы, однако нынешнее название праздника не слу­чайно. Дело в том, что в последнюю неделю перед Великим постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали главное праздничное блюдо — блины, ещё не бы­ли под запретом.

Масленица, Масленая неделя, Маслёна имеет множество других названий, каждое из которых связано с той или иной характерной особенностью праздника. Мясопуст — с церковным запретом употреблять в пищу мясо, Сырная неделя — с разрешением есть сыр и молочные продукты, Блинная неделя (Блинница, Блинщина, Блиноедка) — с обычаем встречать праздник блинами, Прожорная неделя или Объедуха — с народным представлением о том, что, если вдоволь не наесться на Масленицу, то и последующий год будет неизобильным и голодным.

Ещё в XIX столетии Масленица состояла из обрядов как зимнего, так и весенне-летнего календарного цикла. По времени празднования, начало которого обычно приходится на февраль, она примыкает к зимнему периоду, по смыслу её обрядов, связанных с пробуж­дающейся природой, встречей солнца и тепла — к весенним праздникам.

Масленица — народный праздник, в котором причудливо переплелись неоднородные по харак­теру и времени возникновения обряды и обычаи: аграрные и семейные, бытовые и религиозные, дохристианские и христи­анские.

Наиболее важные масленичные обряды и обычаи дохристианского происхождения связаны со многими пережитками эпохи родового строя. Среди них можно упомянуть поми­новение усопших родителей и родственников как отголосок семейно-родового куль­та предков. Обряды, посвящённые молодожёнам (смотры и приглашения в гости к родственникам и знакомым). Общест­венное пиршество с ритуальной едой (блинами). Игрища и увеселения (катание с ледяных гор, катание на санях и катание на лошадях, ряженье, строительство снежных городков и т. п.). Проводы Масленицы (её сожжение или погребение, зажигание костров, масленичные поезда, ряженье и т. п.).

Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной, которая делилась на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду; Широкая Масленица — последние четыре дня: четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Ка­ждый день имел своё название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомки, четверг — разгул, пятница — тёщины вечёрки, суб­бота — золовкины посиделки и, наконец, воскре­сенье — проводы Масленицы, прощёный день. Однако в некоторых местах подготовка к встрече Масленицы начиналась с субботы предыдущей недели, которая получила название Малой масленицы или Пёстрой недели. В субботу Пёстрой недели — Родительский день — первый раз в новом году поминали усопших родителей и родственников. Следующее же за ней воскресенье — последний день перед Великим постом, когда разрешалось употреблять в пищу мясо — получило название Мясного.

Понедельник. Встреча

В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали ку­шаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело — олицетворение Масленицы — возили на санях с причитаниями: «Выезжала честная Масленица, ши­рокая боярыня на семи санях козырных, во широ­кой лодочке, во велик город пировать, душой поте­шиться, умом повеселиться, речью насладиться». Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: «Приехала Масленица! При­ехала Масленица!»

В городах и деревнях первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой — кулачным боем. Размахнись рука, раззу­дись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они усту­пали место парням. И только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали его исход.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, ве­лись по определенным правилам. Запрещалось ис­пользовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разби­тые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и за­плывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагиче­ские исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

С понедельника масленичной недели начинали печь блины — главное угощение праздника. «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солн­це, блин полит растительным маслом — это воспо­минание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», — так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу прово­дить», — говорили в народе. Памятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: «Не жи­тье, а Масленица».

Вторник. Заигрыши

Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю масленичную неделю. Сани по этому случаю украшали цветными лоскутами, уве­шивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составля­ли санные поезда и носились по деревням, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонст­рировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, мо­лодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки — же­нихов.

Среда. Лакомки

На следующий день, в среду, тёщи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тёщей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: «ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «веселая». Всю масле­ничную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Четверг. Разгул

Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными. Они пели, играли, кривлялись. В деревнях нередко устраивали коллективные застолья — братчины: вскладчину варили пиво, пекли блины и сади­лись за общий стол с песнями и веселыми разгово­рами. Однако главным действием в четверг было взятие снежного городка.

За околицей на реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями и стенами. Участники праздника делились на две команды — пехоту и конницу. Пехота защищала крепость, кон­ница пыталась разрушить ее. По сигналу конница пускалась во всю прыть на взятие снежного город­ка, а его защитники, вооруженные метлами и на­гайками, хлестали лошадей, заставляя их повер­нуть обратно. Если кто-то из конных все-таки про­рывался в крепость, считалось, что она взята. Победителя нередко купали в ледяной проруби, а от­личившихся «ратников» угощали вином. Красочное это действо запечатлел родившийся в Сибири рус­ский художник Василий Суриков на картине «Взя­тие снежного городка».

Пятница. Тёщины вечёрки

В масленичную пятницу, на тещины вечерки, наставала оче­редь зятьев угощать своих тёщ блинами. В четверг вечером зять лично заходил к родителям жены, кланялся тёще в пояс и звал её в гости. Приняв приглашение, тёща должна была послать в дом зятя сковороду, половник, миски — всё необходимое для печения блинов, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Бытовой смысл данного приглашения состоял в том, чтобы наладить добрые отношения с матерью жены, хорошо угостив и выслушав её поучения уму-разуму, а также различные полезные советы и напутствия в семейной жизни. Поэтому на тёщины вечёрки, чтобы обеспечить своей тёще максимальный почёт и уважение, зятья старались пригласить в дом помимо родственников жены как можно больше гостей.

Суб­бота. Золовкины посиделки

В масленичную субботу, которая носила название золовкиных поси­делок, молодые невестки принимали у себя род­ных мужа, главным образом его сестёр — своих золовок, откуда и пошло название данного дня.

Имело значение семейное положение золовок. Если они были ещё в девушках, тогда невестка могла пригласить на посиделки вместе с родней мужа и своих незамужних подруг; если они были замужем, то было принято звать только тех, кто уже обзавелся семьей.

На посиделках новобрачная невестка должна была дарить своим золовкам подарки, а после щедрого застолья, главным угощением которого были, конечно же, блины, девушки шли кататься с горок.

Воскре­сенье. Проводы Масленицы. Прощёный день

В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще в начале XVII в. описал побывавший в России француз Маржерет. В этот день, по его на­блюдениям, русские «посещают друг друга, целуют­ся, прощаются, мирятся, если оскорбил один дру­гого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой от­вечает: Бог тебя простит». В «прощеное воскресе­нье» устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. За околицей чу­чело торжественно сжигали и расходились по до­мам. Масленичный разгул прекращался, в поне­дельник наступал строгий Великий пост: «Не все коту Масленица!».

Источники:
Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *