Конструирование из кубиков схемы: Картотека схем построек из кубиков для детей дошкольного возраста – Методическая разработка (конструирование, ручной труд, младшая группа) на тему: Схемы по конструированию по программе «Развитие»
Автор | Иванова Т.В., воспитатель Д/с №1898, г. Москва | |
Вид деятельности | Название образовательной деятельности | Задачи |
Конструирование из природного материала | «Ковёр из листьев» (по образцу) |
|
Конструирование из бумаги | «Вагоны» (по образцу) |
|
Конструирование из строительного материала | «Двухэтажный дом» (по образцу) |
|
Конструирование из бросового материала | «Жучки, паучки, божьи коровки» (по образцу) |
|
Конструирование из природного материала | «Ёжик» (по образцу) |
|
Конструирование из деревянного строительного материала | «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию) | Учить создавать варианты знакомых сооружений по условию — преобразование постройки в длину, ширину, соблюдая заданный принцип конструкции. |
Конструирование из бумаги | «Самолёт» (по образцу) |
|
Конструирование из бросового материала | «Весёлые погремушки» (по образцу) |
|
Конструирование из строительного материала | «Мостик» (по образцу) |
|
Конструирование из природного материала | «Птичка» (по образцу) |
|
Конструирование из бумаги | «Фонарики» (по показу) |
|
Конструирование из готовых геометрических форм | «Мебель» (по схемам «кирпичики») | Учить видеть и сооружать постройки в трёх проекциях. |
Конструирование из природного материала | «Снеговик» (по условию) |
|
Конструирование из бумаги | «Ёлочка» (по образцу) | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости. |
Конструирование из строительного материала | «Трамвай» (по образцу) | Формировать умение рассматривать образец, выделять в нём части, определять, из каких деталей выполнен образец. |
Конструирование из бросового материала | «Игрушки на ёлку» (по показу) |
|
Конструирование из природного материала | «Снегурочка» | Учить делать постройки из снега, используя для скрепления воду, для украшения — акварель. |
Конструирование из бумаги | «Будка для собаки» |
|
Конструирование из строительного материала | «Ворота» (по образцу) |
|
Конструирование из бросового материала | «Прокатим зайчика на санках» |
|
Конструирование из природного материала | «Тоннель» | Учить сооружать постройки из снега, обыгрывать их. |
Конструирование из бумаги | «Открытка для папы» | Закреплять умение складывать прямоугольный лист пополам. |
Конструирование из строительного материала | «Гараж» (по образцу) |
|
Конструирование из бросового материала | «Весёлые поросята» |
|
Конструирование из природного материала | «Цветы для мам и бабушек» (по образцу) |
|
Конструирование из строительного материала | «Будка для собачки» | Учить делать постройки по словесному описанию и по схеме. |
Конструирование из бумаги | «Цветок» (по образцу) |
|
Конструирование из бросового материала | «Вазочка для цветов» |
|
Конструирование из природного материала | «Мышка» (по образцу) |
|
Конструирование из бумаги | «Корзиночка» (по образцу) | Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их. |
Конструирование из строительного материала | «Постройка по рисунку» |
|
Конструирование из бросового материала | «Паучок на паутинке» |
|
Конструирование из строительного материала | «Домик с заборчиком для гномов» (по условию) | Учить детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер. |
Конструирование из природного материала | «Пчёлки» |
|
Конструирование из бумаги | «Вертушка» |
|
Конструирование из бросового материала | «Кораблик» |
|
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2014/12/04/perspektivnoe-planirovanie-po-konstruirovaniyu-v |
Ни минуты покоя: Конструирование из кубиков
Консультация для родителей
Вашему малышу уже третий год, а он не знаком с таким завораживающим и истинно творческим занятием, как конструирование из кубиков?
Тогда вам пора сходить в магазин!
Для знакомства специалисты рекомендуют приобретать деревянные кубики и лучше неокрашенные. Как только ребенок научится хорошо разбираться в деталях конструктора, ориентируясь на их форму и название, можно приобрести разноцветные кубики различной величины.
Несколько советов:
1) Сначала научите ребенка создавать отдельные образы знакомых для него предметов, например, машины, дороги, скамейки и т.п.;
2) Для создания первых построек используйте только одну геометрическую форму, например, только кубики или только бруски (кирпичики), а также сочетание двух различных геометрических форм — кубика и кирпичика; кубика и треугольной призмы; кирпичика и треугольной призмы;
3) Покажите ребенку, как соединять отдельные постройки в сюжетную композицию. Придумывайте сюжетные композиции, отражающие пока ещё небогатый опыт ребенка. Например, сюжетная композиция с различными видами транспорта, комната кукол, двор и т.д.
Итак, малыш усвоил первые уроки, изучил геометрические фигуры, научился строить из них элементарные постройки, используя сюжетную композицию. Теперь можно приобрести кубики из других материалов: пластика, поролона, ткани, картона и, наконец, наборы разнообразных деталей конструктора «Лего».
В нашей группе есть все виды конструктора, но сегодня хочу остановиться на Пеноблоках.
Пеноблоки соответствуют необходимым требованиям:
- в них много деталей, представляющих собой разнообразные объемные геометрические фигуры, с помощью которых можно создавать почти неограниченное количество различных сооружений;
- они достаточно тяжелые, сооружения, сделанные из них, обладают надежностью и прочностью;
- они яркие и приятные на ощупь, легко обрабатываются, после обработки не теряют своего отличного внешнего вида и формы.
Дети очень любят с ними играть!
Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти.
Максим построил лес — это у него деревья, в которых заблудился мишка.
Даня и Тимур строят высокие дома — башни.
Владик — паровоз-ракету…
— Почему паровоз-ракета?
— Видишь тут огонь! (показывает на цилиндр).
А Лера — человека! Вон какая голова большая на тонкой шейке…
Таким образом, благодаря системной и последовательной работе, к концу учебного года дети смело создают различные постройки, комбинируют детали геометрических фигур, «умеют» одушевлять» предметы и игрушки. То есть они научились придумывать игровой сюжет и планировать игру самостоятельно.Уважаемые родители!
Помните, что игры с конструктором способствуют умственному развитию! Действуя с ним, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей. В играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.
Фантазируйте и творите вместе с малышом!
(В написании статьи был использован материал из пособия для родителей и педагогов «Ребенок третьего года жизни», под ред. С.Н.Теплюк).
P.S. Если у кого-то из родителей возникнет желание приобрести конструктор из пеноматериала (foam blocks), то это можно сделать через Интернет.
Конструирование в младшей группе детского сада
С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности, художественное чутьё и восприятие, разрабатывать необходимые моторные навыки, стимулировать умственную деятельность. Занятия по конструированию как нельзя лучше подходят для этого. Также они учат детей взаимодействовать между собой, контролировать свои эмоции, приучают к коллективному труду. Конечно, необходимо учитывать возраст детей при подготовке подобных занятий.
Методические основы обучения конструированию в младшей группе детского сада
Конструирование в ДОУ — это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов).
Цели и задачи
Детей в возрасте 1,5–3 лет знакомят с разными строительными наборами и конструкторами и обучают навыкам работы с ними. Объясняют особенности элементов конструктора и способы применения их в постройках различного назначения (что такое кирпичик, пирамидка, конус, шар, пластина и т. д., как использовать их в строительстве моделей). Развивают способность творчески подходить к поставленной задаче. Учат малышей строить по готовому образцу, по изображению на картинке, поощряют желание соорудить что-то самостоятельно.


С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности
Одной из задач занятий по конструированию является развитие глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшой гараж для маленькой машинки, большую кроватку — для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой, железнодорожным полотном, взлётной полосой для самолётов и т. д. Развивать фантазию детей также помогут различные природные материалы, из которых можно соорудить разнообразные поделки.
Непременным условием проведения занятий по конструированию является уборка за собой рабочего места. Это приучает малышей к аккуратности.
Подходящие материалы для конструирования
Для занятий по конструированию в младшей группе лучше всего использовать различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые кубики, деревянные наборы, лего, разные конструкторы-собирайки.
Помимо строительства из кубиков, можно использовать и другие техники и материалы сообразно данному возрасту. Так, отличным материалом для конструирования являются разноцветные бумажные салфетки. Традиционно используются цветная бумага, картон и пластилин. Не обходят вниманием и сезонные природные материалы.


Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими
Если воспитатель хочет применить на занятии элементы аппликации, то потребуется заранее заготовить необходимые детали, так как малыши в силу возраста ещё не могут сделать это самостоятельно. Также необходимо использовать клей-карандаш — у детей будет меньше возможности перемазаться с ног до головы, перепачкать всё и всех вокруг.
В младшей группе лучше не давать детям заданий разной сложности. Элемент соревновательности здесь также неуместен. Единственно, что можно применять — немного разные задания, но одной сложности при работе в группе. Например, воспитанники конструируют мебель для комнаты. Кто-то из детей делает кровать, кто-то — стул, кто-то — стол и т. д.
Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими. Это относится и к другим материалам — безопасность прежде всего!
Элементы игры и обучения на занятиях по конструированию
Занятия по конструированию должны быть ещё и обучающими и информативными. Поэтому в начале занятия обязательна вводная часть. Например, воспитатель собирается использовать осенние листья. Это отличный повод для малышей на прогулке не только насобирать листьев для поделок, но и узнать, какой лист какому дереву принадлежит, понять разницу между деревьями и кустарниками, послушать стихи, сказки и рассказы о природе.
Если планируется занятие по конструированию мебели, стоит заранее показать картинки, рассказать детям, как делали мебель раньше, как делают сейчас, какие материалы используются для изготовления мебели.
Дети любого дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию во время игры. Поэтому желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.
Подготовка и проведение занятия по конструированию в младшей группе
Рассмотрим примеры нескольких занятий по конструированию в младшей группе детского сада.
Кубики и строительные конструкторы
Используя кубики и различные строительные конструкторы, можно провести множество тематических занятий. Тут и знакомство с мебелью, и построение мостов и арок, и строительство заборчиков, и укладка дорожек, и применение различных фигур для строительства.
В начале занятий можно объяснить, для чего служит та или иная деталь конструктора, что можно сделать с её помощью. Рассказать, что если вы собираетесь построить лестницу из кубиков, то чем больше запланировано ступенек, тем больше понадобится кубиков. Для объяснения понятий ширины и высоты можно использовать маленькую и большую машинки и построить для них подходящие ворота.
При изготовлении мебели также используйте различной величины: маленький мышонок спит на маленькой кроватке, а слоник — на большой. Научите делать детей скамеечки — высокие и низкие.


Используя кубики и различные строительные конструкторы, можно провести ряд интересных тематических занятий
Обязательно стройте дорожки — узкие, длинные, широкие, короткие. А затем пусть дети придумывают, как их использовать в игре. Можно коллективно придумать историю или сказку и разыграть её, используя небольшие игрушки.
При строительстве заборчиков задания надо усложнять от занятия к занятию. Сначала дети строят заборчик из одинаковых деталей, потом используют детали разной величины, чередуя их, затем можно брать не только разновеликие детали, но и различающиеся по цвету. Строить заборчики можно по образцу, сделанному воспитателем, или по картинке.
Загончики также можно обыграть, используя, например, фигурки птичек. Вот птички спрятались в загончик. Вот сели на столбики. Вот вылетели наружу. А вот летит хищная птица — надо быстрее спрятаться обратно.
Аппликация из осенних листьев «Львёнок»
Перед этим занятием необходимо провести предварительную работу. Потребуется распечататать на листе бумаги изображение львёнка из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню». Также понадобится пластилин и двусторонний широкий скотч. Нужно приклеить скотч по краю бумаги, не отрывая верхний защитный слой — этим займутся ребята.
Накануне занятия на прогулке нужно насобирать красивых осенних листьев и оставить их просушиться между газетными листами и под гнётом (иначе листья скукожатся и станут ломкими). С этим вполне справятся дети.
Непосредственно перед занятием дети просматривают мультфильм. Воспитатель обсуждает с малышами, какая красивая у львёнка грива и как они сейчас будут делать такую из заготовленных листьев.


Аппликация из осенних листьев потребует небольшой предварительной работы
Воспитатель раздаёт детям листы с изображением львёнка и пластилин. По гриве на листе необходимо тонким слоем пальцами размазать пластилин, хорошо его размяв. Педагог показывает детям, как это делается. Потом сверху пластилина наклеивают красивые жёлтые, красные и оранжевые листья. Затем удаляется защитный слой со скотча и наклеиваются листья сверху — получилась рамка картины.
Объем работы у данного задания слишком большой для детей этого возраста, поэтому можно провести целых 4 занятия:
- Собираем листья и раскладываем их на просушку.
- Распределяем пластилин по гриве.
- Делаем гриву из листьев.
- Делаем рамку.
Аппликация из цветных салфеток «Зонтики»
Салфетки — прекрасный материал для детского творчества, который отлично развивает мелкую моторику. Для работы потребуется заранее распечатать контуры зонтиков на половинках листа А4.
Необходимые материалы:
- клей-карандаш,
- цветные салфетки,
- тарелочки для шариков.
Перед началом занятия воспитатель рассказывает детям, почему идёт дождь, для чего нужен зонтик, историю зонтов, предлагает послушать песенки про дождик или читает стишки.
Сначала дети разрывают салфетки на приблизительно одинаковые кусочки, а затем скатывают их пальчиками в шарики. Сделав таким образом заготовки для аппликации, приступают к основному этапу. Контур зонтика заполняется клеем, и туда приклеиваются шарики из салфеток.


Аппликация из бумажных салфеток развивает мелкую моторику и цветовое восприятие дошкольников
Дайте детям проявить фантазию — пусть у них получатся разные зонтики.
Вокруг зонтика наносят точки клея и приклеивают шарики голубого цвета — это дождик. К приходу родителей можно устроить выставку детских работ.
Поделка «Павлин»
Для занятия по изготовлению павлина понадобятся:
- цветные салфетки,
- пластилин,
- клей-карандаш,
- половинки ватных палочек,
- заготовки хвоста из картона.
Перед занятием воспитатель рассказывает детям о павлинах, показывает картинки.


Поделка «Павлин» порадует как детей, так и их родителей
Пусть дети слепят фигурку павлина. Затем приготовят шарики из салфеток, как сказано выше. На заготовку хвоста наносится клей, затем на него приклеиваются шарики из салфеток. Пусть дети сами придумают, какие хвосты будут у их павлинов.
Таблица: картотека тем по конструированию в младшей группе
Сколько должно длиться занятие по конструированию в младшей группе
Маленькие дети не могут долго концентрироваться на выполнении одной задачи. И это нужно учитывать при подготовке занятий. Рекомендуемое время проведения занятий для первой младшей группы — 15 минут. Если за это время сложно управиться, в середине занятия необходимо предусмотреть игровую паузу, но и тогда занятия для детей данного возраста не должны превышать 20 минут.
Примерный конспект занятия «Построить дорожку»
Цель занятия: научить детей использовать деталь «кирпичик».
Задачи занятия:
- научить располагать предметы встык,
- научить детей работать сообща,
- развить желание помочь нуждающемуся.
Предметы для занятия:
- детали «кирпичики» из строительных наборов,
- игрушки (зайчик и маленькие грузовики),
- морковка — вырезанная из бумаги и настоящая, очищенная и порезанная на кусочки.
- Начало занятия. Зайчик собрал много морковки, но не может довезти её до дома, так как в лесу нет дороги к его домику. А морковки так много, что её можно отвезти только на машине, поэтому зайчик пришёл просить помощи у ребят.
- Непосредственно конструирование. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, можем ли мы помочь зайчику? Как мы можем это сделать? Из чего мы можем построить дорогу к домику зайчика?». Дети отвечают и высказывают свои предложения по строительству дороги для зайчика. Воспитатель предлагает построить дорогу из кирпичиков и объясняет, как это надо сделать. Далее дети берут по одному кирпичику и строят дорогу.
- Игровой момент «Перевозим урожай». Дети накладывают вырезанную из бумаги морковку в маленькие грузовики и везут её к домику зайчика. Зайчик благодарит их и раздаёт малышам кусочки настоящей морковки в награду.


При конструировании дорожек дети учатся располагать предметы встык
Можно ли проводить открытые занятия в младшей группе
Открытые занятия в младших группах детского сада проводить не рекомендуется, поскольку дети отвлекаются на незнакомых людей и не могут сосредоточиться на образовательной деятельности. Также не нужно проводить и показательные уроки для родителей. Во-первых, по изложенной выше причине, а во-вторых, из-за того, что родители начинают активно вмешиваться в процесс, и воспитатель рискует провести занятие не для детей, а для их родителей. Исходя из опыта, утихомирить расшалившихся родителей гораздо сложнее, чем их детей.
Подготовка к занятиям по конструированию и самообразование воспитателей
Конечно, можно использовать одни и те же стандартные наработки для занятий по конструированию. Но на самом деле, если подходить к работе творчески — это очень увлекательное занятие для самих воспитателей, а также непочатый край работы по самообразованию. Это также возможность придумывать самому что-то интересное на основе собственных умений, изучать новые техники рукоделия. Для этого нужно только желание.
Видео: занятие по конструированию «Строим домик»
Занятия по конструированию являются важной составляющей в развитии и обучении ребёнка. Они помогают детям развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику, социальные навыки. Поэтому задача воспитателя — организовать такую деятельность интересно и творчески, чтобы малыши с увлечением создавали новое и таким образом развивали необходимые в дальнейшей жизни навыки и способности.
Консультация (младшая группа) на тему: Конструирование из кубиков
Консультация для родителей
Конструирование из кубиков
В дошкольном возрасте ребенок получает знания и навыки для становления своей личности во время игр. Игра является для него основным видом деятельности. Она становится для ребенка смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, беря на себя роль других персонажей, дошкольник способен преодолевать все трудности в своем развитии.
Всякая игра для ребенка – это набор правил и различных целей, которые он воспроизводит с помощью наглядных пособий: кубиков, пластилина, детского конструктора, ткани, бумаги и др.
Наши дети любят играть в игры, в которых участвуют руки. Особенно им нравится такой вид игровой деятельности, как конструирование из кубиков. Но без участия взрослого этот процесс становится скучным и неинтересным. Поэтому мы должны помочь ребенку заинтересоваться этой игрой.
Начинать это необходимо с развития эмоционально положительного отношения ко всему новому. «Увлекая малышей, увлекайтесь сами!» — вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью. Азарт, заинтересованность, увлеченность взрослого передаются ребенку. Если ребенок видит, что взрослый играет с интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает его, то и он проникнется радостным ощущением созидания.
Заинтересовать ребенка и включить его в процесс постройки поможет небольшой рассказ или короткая сказка.
«Вот озорная тучка,- говорим мы и показываем большой комок ваты.- Тучка плывет по небу и проливает свой дождь на крыши домов, на деревья и дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют по дорожке. Построим для них домик». Такой интересный рассказ не оставит без внимания малыша. Он обязательно захочет построить дом для зайки и мышки, чтобы они не промокли. Проблемная ситуация заставляет задуматься, вызвать сочувствие и желание помочь, поддерживает у ребенка интерес к новой для него деятельности.
Заинтересовать ребенка и поддержать его активность помогут и детские стихи, песенки. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм, перебор и детализация впечатлений. Многие из них можно обыграть с помощью конструктора.
«Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет кораблик
Подарки нам с тобой».
Читаем мы стихи и начинаем строить кораблик вместе с ребенком.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка игрой, взрослому необходимо обосновать постройку с помощью небольшого игрового сюжета. И тогда конструирование приобретет определенный смысл, станет игровой задачей.
Положите на пол голубую ленту (или вырезанный из бумаги голубой овал) – это речка. А вот маленькая кошка, которая жалобно мяукает, пробует лапкой воду и никак не может перебраться через речку. Возникает необходимость помочь ребенку догадаться построить мост.
Интерес к конструированию у детей возрастает, если время от времени менять сюжет игры и усложнять задачу. Приготовьте для игры набор из разноцветных кирпичиков и 2-3 машинки. Предложите построить дорожку для каждой машины. Когда все будет готово, можно подсказать ему игру: «Машина ехала, ехала, стоп».
Для привлечения ребенка к конструированию, используйте сюрпризный момент, принесите в коробке 7-8 кубиков и цыпленка. Постройте высокую башню, посадите туда цыпленка и вспомните вместе с ребенком шутливое стихотворение про него («У цыпленка есть… »).
Предложите ребенку построить поезд с большим количеством вагонов и посадите туда пассажиров, затем спойте песенку: «Мы едем, едем, едем».
Следующую игру начните с сюрприза. Принесите «чудесный мешочек» с небольшими игрушками внутри (собачка, кошка, курочка, петушок, лягушка, птичка) и предложите ребенку сделать для каждого из них стульчик и большой стол, за которым они смогут принять угощения.
Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение ребенка конструированию: от простых сюжетов к сложным.
Как оценить возможности ребенка? Как понять, что он освоил, а что ему еще предстоит? Подмечайте, какие сооружения и постройки он делает сам, много раз строя и разрушая, что вызывает у него замешательство, и тогда он пытается привлечь взрослых; строительство каких сооружений доставляет ему явное удовольствие, а что он отказывается строить. Научитесь размышлять, анализировать поведение ребенка, тогда начнете понимать, какие игры ему нужны и в каком темпе он может осваивать новое. Только так придет чувство единства в совместных играх.
Вводите в самостоятельную игру малыша недостроенные композиции, фантазируйте, создавая все новую и новую сюжетную канву. Помните: ни один вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:
§ Познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом) и научится оперировать ими;
§ Формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое примеривание и зрительское соотнесение;
§ Познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже, рядом, перед, за;
§ Формировать конструктивные способности: умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;
§ Развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках;
§ Создавать основу для развития фантазии и воображения.
Из всего сказанного можно сделать такой вывод: конструирование, действительно является хорошим фундаментом для развития, поэтому необходимо чаще использовать его в своей работе.
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему: Конспект ООД по конструированию «Мосты»
Конспект ООД по конструировании (старшая группа)
Тема «Мосты»
Цель: Учить детей строить мост через реку из геометрических форм.
Задачи:
1. Закреплять представления детей об объёмных геометрических формах (куб, кирпичик, призма, конус, цилиндр).
2. Продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм. Анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
3. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
4. Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением моста. Изучение геометрических форм на занятиях по ФЭМП.
Материал:
готовые геометрические формы, иллюстрации, музыкальное сопровождение, река (соединённая в кольцо полоса голубой бумаги), парк (деревья, лавочки, качели), коробка-посылка, маленькие куколки и машинки.
Ход ООД:
1. Игровая ситуация.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются.
Раздаётся стук в дверь. Почтальон вносит коробку-посылку.
В: Дети, нам с вами пришла посылка (показывает ёе детям). А принесли ёе жители кукольного городка. Интересно, что в ней, но это не просто посылка, а посылка-загадка. Послушайте и отгадайте:
Вот коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные
Все дружные и сильные
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться (кубики).
В: Правильно, это кубики (открывает коробку, достаёт кубики). А хотите послушать сказку про кубики? (Да).
2. Закрепление названий геометрических форм.
Воспитатель раздаёт детям геометрические формы (кирпичик, брусок, цилиндр, призму, конус, пластину).
Воспитатель рассказывает сказку, дети показывают нужную геометрическую форму.
Как-то Кубик в лес пошёл,
Там Кирпичика нашёл.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу скок-поскок
Подбежал к друзьям Брусок.
Спросил Брусок деталей:
«Вы Цилиндра не видали?»
Повернулся Куб бочком:
«Я с Цилиндром не знаком;
А Кирпичик удивился»:
«Нам навстречу он катился?
Ну теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я её без дела,
Она с Конусом сидела
У друзей Пластин в гостях
С фотографией в руках».
В: А сейчас ещё раз назовём все геометрические формы.
Дети хором называют: кирпичик, брусок, цилиндр, призма, конус, пластина.
Индивидуальный опрос: Варя назови эту геометрическую форму,(4-5 чел.).
3. Рассматривание мостов.
В: А в посылке ещё что-то есть (вынимает письмо, читает)
«Дорогие дети. Помогите нам, пожалуйста. Мы хотим сходить в парк отдыха, покачаться на каруселях, но не знаем как перебраться через реку. Что нам делать? Подскажите нам.
Жители кукольного городка».
Дети предлагают свои варианты: переплыть, на лодке, построить мост.
В: Молодцы, всё правильно, но мне кажется, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить или проезжать в парк по
прочному мосту. Посмотрите какие мосты бывают.
Рассматривание иллюстраций.
Отметить строение опоры, перила, перекрытия, скаты.
4. Физкультминутка.
В: Дети, предлагаю вам покататься на каруселях.
Еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те,
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра.
4. Построение моста. Объяснение.
На объединённых вместе четырёх столах разложена река (полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо). В центре кольца устроен парк: деревья, скамейки, качели и т. д.
В: Сегодня мы будем строить мост через реку. Рассмотрим образец. Это мост для пешеходов, он с лесенкой, а этот для машин, здесь скаты, чтобы машины могли съехать с моста.
Мост мы начинаем строить с опор. Опоры держат весь мост и должны быть крепкими, строим их из кубиков. Надо положить с одной и с другой стороны по два кубика, на кубики-кирпичики, а уже потом накрыть их пластинами.
Зачем приставлены призмы с обеих сторон? Правильно, это скаты, чтобы машины поднимались по ним на мост и съезжали с него. Чтобы шли люди надо сделать лесенку, ступеньки. Их строят из кирпичиков. Подумайте, кто какой будет строить мост. Кто для пешеходов, а кто для машин.
Ира, скажи какой мост ты будешь строить? Денис, а ты для кого построишь мост?
Итак, что мы будем строить? (мост). С чего начнём? (с опор). Из чего опоры построим? (из кубиков). На кубики что поставим? (кирпичики). А на кирпичики кладём что? (пластину).Для машины скаты из чего сделаем? (из призмы). А лесенку? (из кирпичиков).
5.Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь детям.
6. Итог.
В: Дети, рассмотрим какие мосты у нас получились.
Федя, какой мост тебе нравится? Почему? А тебе, Семён? Что же мы сегодня с вами строили? (мост). Из каких деталей? (кубиков, кирпичиков, пластин, призм). А какие геометрические формы вы запомнили? (ответы детей).
Молодцы. А вот к нам приехали куклы из кукольного городка. Они хотят сказать вам спасибо и угостить конфеткой.
Воспитатель ввозит машину с куклами.
Дети обыгрывают свои постройки.
Технологическая карта непосредственно — образовательной деятельности по конструированию «Башенки из кубиков»
Технологическая карта непосредственно — образовательной деятельности по конструированию
«Башенки из кубиков»
Ранний возраст
Тема: «Башенки из кубиков».
Цель: учить сроить башенку по образцу.
Программные задачи. Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Привлекать детей к совместному со взрослым конструированию башенок по образцу. Знакомить с деталями строительного материала (кубик), вариантами расположения строительных форм на плоскости (ставить кубик на кубик) в процессе игр с настольным строительным материалом. Побуждать к использованию матрешки для обыгрывания постройки. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры.
Побуждать называть свое имя. Приучать к слушанию стихотворений, сопровождать чтение показом игрушек
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения, менять движения с изменением содержания песни.
Интеграция образовательных областей (ОО): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Планируемые результаты. Ребенок различает кубик, с помощью взрослого сооружает башню. Разворачивает игру вокруг собственной постройки Знает свое имя, здоровается по напоминанию взрослого. Слушает доступные по содержанию стихи. Сопровождает речью игровые действия. Умеет выполнять движения по показу воспитателя.
Предварительная работа. Игра с кубиками. Разучивание танца «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой) — выполнение движений по показу воспитателя.
Приемы работы. Показ и объяснение способов выполнения работы, рассматривание образца, указания, помощь, рассматривание детских работ с импровизацией, вопросы, обыгрывание, поощрение, художественное слово, показ игрушки, самостоятельное выполнение действий детьми, танец.
Оборудование и материалы: демонстрационный материал — образец, 3-4 кубика, игрушка-матрешка; раздаточный материал — по 3-4 кубика, игрушка для обыгрывания каждому ребенку.
Ход деятельности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Знакомство с матрешкой
В гости к детям приходит матрешка.
М а т решка. Здравствуйте, дети.
Воспитатель. Кто это пришел к нам в гости? Это матрешка. Она поздоровалась с вами. Давайте скажем ей: «Здравствуй, матрешка!»
Малыши хором здороваются с игрушкой.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Матрешка хочет с вами познакомиться. Матрешка, меня зовут… {называет свое имя). Кто хочет познакомиться с матрешкой?
Воспитатель побуждает детей назвать свое имя.
Педагог читает стихотворение А. Кулешовой.
Кукла славная — матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные !
На фартучке цветочки И на сарафане.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Конструирование Постановка цели
Воспитатель: Матрешка очень любит играть с детками. Поиграем с матрешкой? Мы построим для нее башенку.
Воспитатель. Вот какую высокую башенку сделала я. Я построила башенку из кубиков. Кубик лежит на кубике. Вот такую башенку мы будем строить.
Показ и объяснение способов выполнения работы
Воспитатель. Посмотрите, как я строю башню. Я беру кубик и кладу его на стол, беру еще кубик и кладу его на кубик, и еще один кубик кладу на кубик. Высокая башня получилась.
Закрепление последовательности выполнения работы
Воспитатель. Как я строила башню? Сначала поставила один кубик, на него поставила еще кубик и еще кубик.
Воспитатель. А теперь вы возьмите кубики и постройте башню. Ставьте кубик на кубик. Аккуратно ставьте
кубики, чтобы башня не развалилась.
При необходимости воспитатель помогает детям, подсказывает, как ставить кубик на кубик.
ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.
Анализ детских работ. Педагог вместе с матрешкой рассматривает получившиеся башенки (высокие, ровные). Воспитатель. Как много башенок получилось! Все башенки красивые. Какую же башенку выберет эта матрешка? Она выбрала Галину башенку. Башенка высокая, кубики аккуратно стоят друг на друге.
Обыгрывание постройки. Воспитатель раздает детям матрешек для обыгрывания постройки: предлагает подвести матрешку к башне, предложить матрешке посмотреть, какая высокая башня получилась, обойти башню вокруг, поставить матрешку на башню.
Матрешка хвалит детей, благодарит за построенные башни и просит аккуратно разобрать постройки и сложить кубики в коробку.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Берестова.
Весь народ глядит в окошки: Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод,
Л девятая поет.
Танец «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).
Мы — веселые матрешки. Дети хлопают в ладоши.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки. Топают ногами.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых, Полу приседают.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи словно сестры, Делают фонарики.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки. «Завязывают платочки».
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись паши щечки. Показывают руками щечки, поворачивая голову вправо-влево.
Ладушки, ладушки!
По желанию детей танец можно повторить. Матрешка хвалит детей, прощается и уходит.
Конструирование из кубиков. Ребенок третьего года жизни
Конструирование из кубиков
Вашему малышу уже третий год, а он не знаком с таким завораживающим и истинно творческим занятием, как конструирование из кубиков? Тогда вам пора сходить в магазин и купить набор деревянных кубиков. Именно деревянных и лучше неокрашенных кубиков. Почему, спросите вы, ведь современная индустрия детских игрушек предлагает большой выбор кубиков, изготовленных из различных материалов: из пластика, поролона, ткани, картона и, наконец, наборы разнообразных деталей конструктора «Лего». Увы, кубики из этих материалов не пригодны для сооружения различных построек. Они сделаны из легкого материала, их поверхность скользит, сооружения из них неустойчивы, а также, кроме кубов, в них нет других деталей. Последнее обстоятельство очень ограничивает юных конструкторов в их замыслах.
В наборе «Лего» или по типу «Лего» много различных элементов, и они хорошо крепятся. Однако в этих конструкторах заранее задан сюжет постройки и из деталей, предназначенных для сооружения железной дороги или дома, невозможно создать другие конструкции. Современные психологи, оценивая такие игрушки, говорят, что они обладают заранее заложенными параметрами, в них отсутствует элемент неопределенности, необходимый для развития творческого воображения ребенка.
Только наборы деревянных кубиков соответствуют необходимым требованиям: в них много деталей, представляющих собой разнообразные объемные геометрические фигуры, с помощью которых можно создавать почти неограниченное количество различных сооружений. Деревянные кубики достаточно тяжелые, сооружения, сделанные из них, обладают большей надежностью и прочностью, чем изготовленные из пластиковых кубиков.
Но все наборы кубиков разные, в них разное количество деталей. Как понять, какой набор нужен вашему малышу?
Если ребенок только знакомится с геометрическими деталями конструктора, купите набор неокрашенных кубиков со стандартным сочетанием геометрических форм: кубы, бруски, треугольные призмы, пластины, цилиндры. Неокрашенные кубики различаются только одним сенсорным признаком: геометрической формой. Другими признаками, такими как цвет или величина, они не обладают. Это обстоятельство поможет малышу научиться ориентироваться в форме предметов.
Когда ребенок научится хорошо разбираться в деталях конструктора, ориентируясь на их форму и название, можно приобрести разноцветные кубики различной величины. Теперь перед юным конструктором будет стоять сложная задача: при сооружении конструкций нужно учитывать сначала два, а потом и три сенсорных признака предмета – форму, величину и цвет.
Как правило, на начальном этапе знакомства с кубиками статичные постройки, такие как башня, дорога, домик, мало привлекают ребенка. Сделайте свой выбор в пользу конструкций, обладающих некоторыми признаками динамизма. Машина, сконструированная из бруска и кубика, может двигаться так же, как игрушечный грузовик, в ней можно катать игрушки. Самолет, сделанный из двух брусков или двух пластин, будет летать и делать захватывающие виражи и фигуры высшего пилотажа. Лодочка из бруска с парусом из треугольной призмы поплывет по рекам, озерам и морям, а паровоз будет гудеть, пыхтеть и везти вагончики с пассажирами в далекие края. Образ таких построек близок и понятен малышу, ведь он каждый день играет с подобными игрушками: игрушечной машиной, паровозиком и др.
Приготовьте для игры какую-либо наклонную плоскость и погрузите кубики в игрушечную машину. Пусть малыш по одной скатывает фигурки конструктора вниз, а вы стройте из них город: дома, заборы, машину, самолет, лодочку или паровоз с вагончиками. Машина будет двигаться вокруг домов, самолет поднимется в воздух и будет облетать «город», лодочка поплывет по реке – голубой бумажной ленте, которую вы приготовите заранее; паровоз повезет вагончики, в которых будут сидеть небольшие игрушки: зайчик, мышка, лягушка и др. Так может начаться ваше с малышом путешествие в «город игрушек». Возьмите на себя инициативу – стройте, эмоционально комментируйте создаваемые постройки, обыгрывайте их, наполняя эти сооружения общим для вас и малыша смыслом.
В следующий раз, соорудив игрушечный город и приготовив для игры набор небольших игрушек, покажите малышу, как можно построить машины для мышки и зайчика. Скажите малышу, что мышке нужно привезти мешочек с крупой, а зайчику – морковку. А их подружке белочке надо непременно слетать на самолете в соседний лес за грибами.
Развивая сюжет «города игрушек», в следующей игре можно отправить мышку, зайчика и лягушку на помощь белочке, у которой в лесу сломался самолет. И тогда герои поедут на машинах, а потом на лодочке поплывут по озеру и, наконец, пересядут на поезд, который привезет их в лес. Там они спасут белочку и помогут ей привезти грибы. Сюжет подобной игры поможет малышу научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и будет побуждать его к проявлению сопереживания, что в дальнейшем послужит развитию его социального поведения.
На начальном этапе конструирования советуем придерживаться следующей логики в усложнении игры.
Шаг 1. Учите ребенка создавать отдельные образы знакомых для него предметов, например: машины, самолета, дороги, песочницы, качелей, стула, стола, скамейки и т. п. Обыгрывайте созданные вместе с малышом постройки, перенося знакомые игровые действия с игрушек на образы сконструированных предметов.
Сначала для создания построек используйте только одну геометрическую форму, например, только кубики или только бруски (кирпичики), а также сочетание двух различных геометрических форм – кубика и кирпичика; кубика и треугольной призмы; кирпичика и треугольной призмы.
Не забывайте предлагать малышу выполнять конструкции, ориентируясь на ваш показ, потом предоставьте ему возможность сделать постройку по готовому образцу. В самостоятельной игре, когда ребенок научится хорошо узнавать постройки и самостоятельно их воспроизводить, он сможет руководствоваться вашей просьбой.
Вносите разнообразие в уже знакомые конструкции за счет использования двух и трех сенсорных признаков предмета: формы, величины и цвета. Познакомьте ребенка с другими деталями конструктора – цилиндром, пластиной, полукруглой сферой («шляпкой»).
Шаг 2. Покажите ребенку, как соединять отдельные постройки в сюжетную композицию.
Придумывайте сюжетные композиции, отражающие пока еще небогатый опыт ребенка. Например, сюжетная композиция с различными видами транспорта, которую мы рассмотрели ранее, отвечает интересам ребенка третьего года жизни, потому что основана на его личном опыте знакомства с машинами. Этот сюжет в различных вариантах малыш воспроизводил в своей игре. Такой же знакомой композицией будет постройка комнаты для кукол, включающей следующие предметы мебели: стол, стул, диван, кресло, тумба и т. п. Эта композиция необходима для разворачивания сюжета игры с угощением, кормлением кукол. Психологи, изучающие детскую игру, подтверждают тот факт, что сюжет подобной игры наиболее часто используется детьми этого возраста в связи с тем, что отражает их непосредственный опыт. Создание композиции двора, где есть песочница, горка, качели, скамейка, также может быть интересно ребенку. Ведь это то пространство, которое он исследует каждый день, выходя с вами на прогулку.
Таким образом, предлагайте ребенку для конструирования значимые и привлекательные для него сюжетные композиции, связанные с его личным опытом переживания приятных впечатлений.
Помните, что ребенок третьего года жизни не может самостоятельно придумать замысел сюжетной композиции. Подсказывайте ему сюжетную линию постройки и помогайте ее осуществить. Однако, когда малыш совместно с вами научится воспроизводить хотя бы две сюжетные композиции, предоставляйте ему возможность самому в начале игры с кубиками определять замысел будущей постройки. Так он будет постепенно учиться придумывать игровой сюжет и планировать игру самостоятельно. Чутко и внимательно относитесь к его попыткам внести что-то новое, свое в давно известный сюжет игры. Ведь эти ростки нового и есть его собственное творчество, а ваша похвала послужит развитию его способности оценивать свои действия.
Если ребенок научился сооружать простые конструкции, переходите к сооружению сложных построек, в которых заложены элементы строительства перекрытия. Это ворота, заборы, мосты и лесенки разной сложности, стены домов и гаражей. Использование приема перекрытия требует хорошего развития мелкой моторики рук и точного глазомера.
Шаг 3. Развивайте сюжетную игру ребенка, соединяя отдельные композиционные постройки и игровые действия в единый сюжетный контекст. Эмоционально комментируйте создаваемые сюжетные композиции. Каждый раз, начиная игру, привносите новые детали сюжета, новые событийные подробности, которые сделают сюжетную линию конструирования более наполненной и содержательной. С этой целью можно познакомить ребенка с двумя сюжетными пространствами: пространством «города игрушек» и пространством «домика в деревне», которые способны задавать перспективу разворачивания событий во времени. С их помощью можно детализировать отдельные сюжетные линии, знакомя малыша с новыми конструкциями.
Однако не само пространство «города игрушек» будет развивать у малыша навыки конструирования и воображения, а совместная с вами деятельность, ваши насыщенные эмоциями комментарии, умение привлечь личный опыт ребенка.
Особый динамизм событиям может придать игра-путешествие, основанная на опыте путешествий или коротких поездок малыша. Игра-путешествие способствует объединению двух сюжетных пространств: «города игрушек» и «домика в деревне». «Город игрушек» – это только начальная, отправная точка всех новых путешествий малыша и его друзей-игрушек, а пространство «домика в деревне» может быть конечной точкой путешествия из города в деревню и началом новой истории, новой сюжетной линии и новой композиционной постройки. Так же как и в игре, настоящий развернутый сюжет в конструировании формируется постепенно. Затем он усложняется, разворачивается, перерастая в серию игр и рассказов, и наполняется развернутым диалогом с малышом.
Каждый раз начинайте игру с привоза кубиков и совместного сооружения «города игрушек». Повтор действий и некоторая ритуальность создают атмосферу игры, настроенность малыша на сюжет и его развитие.
Если ребенок уже знаком с деталями конструктора и многие простые постройки может делать сам, а в ходе игры у него сформировалось умение соединять их в одну композицию, то вместе с ним вы можете строить города, улицы, дороги, машины, башни, паровоз с вагончиками.
Каждый раз привносите в сюжет не только новые события и игровые действия, но и новые конструкции: научите ребенка делать узкие и широкие дорожки, на их основе сооружать мост через озеро из четырех брусков – «кирпичиков» и длинной пластины, который поможет дру-зьям-игрушкам перебраться через озеро к лягушке.
Постройте высокую башню из кубиков, а на ее вершину поместите треугольную призму – крышу, в результате получится башня вокзала. От вокзала будет отходить поезд, состоящий из вагончиков и паровоза. Поставьте на длинную пластину кирпичик, на него кубик и цилиндр – получится паровоз, за паровозом разместите кубики – вагончики. Предложите малышу самому построить паровоз, посадить игрушки в вагончики и отправить их на прогулку за город. Не забывайте беседовать с малышом, разворачивая сюжет игры-путешествия. Пусть поезд делает остановки на станциях. Это позволит наполнить событиями путешествие игрушек, а вам поможет построить диалог с малышом.
Игру с ребенком третьего года жизни, как и с малышом второго года жизни, удобнее всего организовывать на полу. Здесь ребенок может не опасаться, что постройка упадет или не хватит места для реализации замысла и новых фантазий. На полу он может поменять позу, отодвинуться, приблизиться, перейти на четвереньки или лечь на живот, и при этом его постройка не разрушится, а сам ребенок будет меньше уставать.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >