Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему фрукты в: План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Занятие по развитию речи: «Фрукты» – Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «Фрукты».

12Ноя - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Занятие по развитию речи: «Фрукты»

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Фрукты»

Задачи: формирование знаний детей о фруктах; Развивать внимание, память, воображение, словарный запас, двигательную активность; Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня не обычный день, у меня для вас есть волшебный сундучок. А что он нам приготовил мы с вами узнаем после того как послушаем интересное стихотворение, которое называется «Фрукты» А вы постарайтесь слушать внимательно.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

«Спасибо, осень!» – скажем.

Воспитале: О чём это стихотворение?

Дети: О фруктах.

Воспитатель: А о каких фруктах говорилось в стихотворении?

Дети: Яблоки, груши, сливы, виноград.

Воспитатель: Посмотрите, в сундучке для вас что -то есть. (муляжи фруктов).

Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

Что это? (фрукты)

• Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

• Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

• Где растут фруктовые деревья? (в саду).

• Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Воспитатель: Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите из сундучка по одному фрукту и назовите его.

Дети по очереди опысывают цвет и форму фрукта.

Воспитатель: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

• Чего много на яблоне? (яблок).

• Чего много на грушевом дереве? (груш).

• Чего много на сливовом дереве? (слив).

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот — Левую ладонь держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки

«мешают».

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная Грушу будем мы рубить, с большого.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ.

Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Воспитатель: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

— яблоко – яблочный сок;

— слива – сливовый сок;

— груша – грушевый сок;

— ананас – ананасовый сок;

— апельсин — (апельсиновый сок.);

— виноград — (виноградный сок);

— персик — (персиковый сок).

Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: яблоко, банан, груша, виноград)

1. Что это?

2. Какого цвета?

3. Где растет?

3. Какой формы

4. Какой на вкус?

5. Что из него можно приготовить?

Физкультминутка

Будем мы варить компот. Маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот. Показать руками «Много».

Будем яблоки крошить, Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить, рубят, отжимают,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

Игра. «Четвертый лишний»

Воспитатель: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

— Груша, картошка, яблоко, персик.

— Огурец, арбуз,кабачок, тыква.

— Апельсин, мандарин, помидор, слива.

— Яблоко, груша, лук, слива.

Воспитатель: Ребята, я вам предлогаю нарисовать ваш любимый фрукт. (воспитатель по мере необходимости помогает детям).

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «Фрукты».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фрукты»

Цель: расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа. 
Развивающие: развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, связную речь.
Воспитательные: воспитывать любознательность.
Раздаточный материал: фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерева, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью — черным силуэтом, цветные карандаши, листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, лупа.

Ход занятия

Воспитатель:

— Здравствуйте, ребята! ( Здравствуйте!)
— Ребята, а кто еще к нам пришел?(Ежик и Лисенок) 
— Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, Ёжик и Лисенок что – то приготовили нам в корзине и хотят загадать загадки. Отгадав загадки мы узнаем , что в корзине лежит. 
Ягоды зеленые
И всеми хваленые,
Растут с костями,
Висят кистями.(Виноград)
Золотые, наливные,
На ветвях они висят,
С аппетитом их едят,
Они старых молодят.(Яблоки)
Апельсина брат родной,
С золотистой кожурой.
Дольки в тонкой оболочке,
Только меньше фрукт росточком.(Мандарин)
В саду есть плод, 
Он сладок, как мед,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,-
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша)
— Ребята, как одним словом можно назвать яблоко, апельсин, мандарин, грушу, сливу? (фрукты)
— Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)
— Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
— Где растут фруктовые деревья? (в саду)
— Как называется сад где растут фруктовые деревья? (фруктовый сад)
— Молодцы!
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказочному саду. 
— Кого мы пригласим с собой в путешествие? (Ёжика и Лисенка)
— Наше путешествие будет увлекательным и интересным.
А теперь в путь! А чтобы веселей было нам путешествовать, мы будем повторять скороговорку.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
— Вот и пришли в фруктовый сад. Давайте присядем на травку.(садятся)
-Ребята, фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными. С приходом весны, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды. 
Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое.


Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Перед вами картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) расставьте картинки в правильном порядке. 

А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.


Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»
С яблони собирают урожай … чего? Яблок.
С сливы собирают урожай … чего? Слив.
С груши собирают урожай … чего? Груш.
С айвы собирают урожай … чего? Айвы.
С персика собирают урожай … чего? Персиков.
С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.
А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.


Дидактическое упражнение «Найди тень»
Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).


Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»
Дети делятся на команды и по- очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.
А теперь скажем красивые слова фруктам.


Дидактическая игра «Красивые слова»
Яблоко какое?( вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, (не) большое, маленькое)
Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские…)
Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая…)

-Молодцы!
— А теперь дальше продолжаем наше путешествие по саду (идут по группе)
— Повторяем скороговорку:
Дед Данила,
Дели дыню-
Дольку Диме,
Дольку Дине.
— Ребята посмотрите на эти интересные косточки и семечки (на столе в тарелочке лежат косточки и семечки фруктов)
— Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения. Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми. Косточковые фрукты — это персик, абрикос, слива. Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы. А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми. Семечковые фрукты — это яблоки, груши, айва.
Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы (дети рассматривают семена)

Польза фруктов

Дети здоровыми растут, 
Если фрукты жуют,
Потому что фрукты –
Лучшие продукты.
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Чтобы быть здоровыми,
Ешьте дары садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
— В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. 

— Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты)
-А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов?
Виноград — изюм
Абрикос — курага
Слива — чернослив
Яблоко свежее — яблоко сушеное
Груша свежая — груша сушеная.


Дидактическая игра «Узнай название соков»
Сок из яблок – ( яблочный сок)
Сок из вишни – (вишневый сок)
Сок из сливы – (сливовый сок)
Сок из ананаса – (ананасовый сок)
Сок из граната – (гранатовый сок)
Сок из винограда – (виноградный сок)

Сок из груши – (грушевый сок)
Сок из персика –( персиковый сок)


— Ребята, путешествие по фруктовому саду подходит к концу. Вам оно понравилось? Где мы путешествовали? Почему сад называется фруктовый? Что нового узнали? Ежик, Лисенок, а вам понравилось? Ежик говорит, что путешествие им очень понравилось, и они хотят угостить вас вкусными фруктами.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Рыбалко Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, Россия

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Цель:
Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности : выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов
Задачи:

  1.  Закреплять обобщающие понятия:  овощи и фрукты.
  2.  Совершенствовать диалогическую форму речи.
  3. Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.
  4. Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
  5. Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
  6. Создать двигательную активность детей.
  7.  Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растет в огороде и саду»
Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»
Оборудование:  муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»

-Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)

  

-Что плохо осенью? ( часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)

      

 А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.

   

  

  

2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.

Игра «отгадай-ка».

            Поздним летом в огород  собирается народ.

           Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!

           Здесь весною было пусто,  Летом выросла (капуста)

 

  1. Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку) 

  1. От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка – (свекла).

  1. А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж (виноград). 

  1. Очень сочны и красивы  Выросли на ветках (сливы).

  1. Из земли за чуб плутовку Тянем сочную (морковку).          

   

  1. Помогает деду внук, Собирает с грядок (лук).

  1. Вот зеленый толстячок — Крупный, гладкий (кабачок).

  1. Для Володи и Катюши соберем в корзину (груши).

  1. Не забудем для Алены очень кислые (лимоны).

  1. Для начинки в пироги  набираем (яблоки).

Сейчас я вам раздам картинки фруктов  и овощи,  и будем их описывать. Чтобы вам легче было это сделать, будем использовать схему. (на доске висит схема описания:

  1. Что это за предмет?
  2. Где растет (сад, лес, огород)?
  3. Какой на вкус?  Какой на ощупь?
  4. Какой формы?
  5. Какого цвета?
  6. Что можно приготовить из него?)

Поместите  картинку или на грядку, или на дерево.

                              

Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.)  Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.

3. Пальчиковая гимнастика. Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?

Сок из моркови — морковный сок

Сок из свеклы — свекольный сок

Сок из яблока – яблочный сок

Сок из помидоров- томатный сок

подумайте, какой суп, если я его буду варить: Из свеклы — свекольный суп,   Из картофеля – картофельный суп,  Из капусты – капустный суп, Из гороха — гороховый суп. 

4. Физминутка.  «В ОГОРОДЕ» 

Дети шли, шли, шли  (дети шагают на месте)

В огород они зашли.

Капусту нашли          (наклонились и собирают овощи)

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

Кабачки нашли, Всё в корзинки положили

И домой пошли.         (шагают на месте)

5. Исследовательская деятельность. (Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?)

Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)

   

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.) Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура. Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.

 мы с вами рассматривали эти фрукты несколько дней назад: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)

   

 Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)

Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)


После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты». Слушание песни «Урожайная» (диск)

       

6.Подведение итогов:

Послушайте стихотворение:
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
(Ответы детей — люди употребляют их  в пищу.)
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
(ответы детей)

Развитие речи в старшей группе тема: Фрукты

МКДОУ «Детский сад 459»

Конспект обобщающего занятия

На тему « Фрукты»

Подготовительная группа

Воспитатель: Л.Г.Лахина.

Г. Новосибирск

Цель: Закрепить знания детей о фруктах. Учить описывать предметы по опорной схеме , составлять предложения на 2-3-4 слов по картинке. Закреплять умение преобразовывать существительные в прилагательные .Учить правильно подбирать существительные во множественном числе. Развивать речь детей , активизировать словарь, развивать память и внимание.

Оборудование: Плакат-дерево, картина, яблоки среднего размера красного, зеленого, желтого цвета по количеству детей , опорная схема «Фрукты» , муляжи фруктов , игрушка Тигруля, конверт с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент- игра « Меж еловых мягких лап»

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листу прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его, друзья?

Это я, это я, это я!

— Здравствуйте ,ребята! Посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

-Ребята, а кто ещё к нам пришел?( около доски на стуле сидит игрушка Тигруля , держит конверт.) .Да, это наш друг, Тигруля. Ребята , посмотрите, он сегодня не обычный . Что-то приготовил нам в конверте.

— Ребята, Тигруля, предлагает нам отгадать загадки.

1. Было зеленое платье -атласное ,

Нет, не понравилось выбрала красное,

Но надоела также и это

Платье надела синего цвета. (слива)

2. Круглое, румяное с дерева достану я ,

На тарелку положу , «Кушай, мамочка»,- скажу. ( яблоко)

— Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

— Ребята, как одним словом назвать яблоко, сливу, банан , гранат?

— Ребята, где растут фрукты?

— Как называются деревья, на которых растут фрукты?

— Где растут фруктовые деревья?

— Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

— Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице какое время года? А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

— Но дорога у нас будет не простая, мы будем играть.

Игра « Приготовим свежий сок»

Воспитатель называет фрукт, а кому из детей досталась фишка , называет название сока из этого фрукта.

Сок из апельсина- апельсиновый.

Сок из граната- гранатовый.

Сок из персика- персиковый.

Физминутка « Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз

На носочках подтянись

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись .

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо заиньке поскакать.

Девочки и мальчики,

Представьте , что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг- и ускакал.

— Ребята, а теперь давайте расскажем о фруктах, используя опорные схемы. ( дети описывают фрукты по желанию)

1. Фрукт- название.

2. Где растет?

3. Большое или маленькое?

4. Цвет.

5. Форма.

6.Много или мало на дереве?

7.На ощупь, на вкус.

8.Способ приготовления.

Игра « Найди лишний»

Яблоко , малина , груша , слива.

Гранат , апельсин, масленок , банан.

Мандарин , персик, айва, репа.

Яблоко , слива, абрикос, картошка.

— Ребята, следующее задание – составить предложение по картинке ,из 2-3-4 слов. На картинке изображены дети , поэтому можете подбирать имена. ( 4-5 ответов детей)

Игра «Один- много» ( с фруктами)

Один мандарин- много мандарин.

Одно яблоко- много яблок.

Один гранат- много гранат.

Загадка— Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, пока Матрешка

Упадет сама в траву. ( яблоко)

— Ребята, у вас на столах находятся яблоки- красное, зеленое, желтое.Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот , кому было интересно, но немного трудно выполнить задание.Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно . Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

-Посмотрите. Ребята какая красивая яблоня у нас получилась.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе «Сад. Фрукты»

                                    ГБОУ СОШ № 1056

                             Дошкольное отделение №2

     

       

     Конспект  занятия по развитию речи по Нищевой Н.В.  в            старшей группе по теме  «  Сад. Фрукты»

 

                                      Выполнила:  Чанина О.А

                                                     Воспитатель  старшей  группы №6           

 

                                             

                                              Москва

                                              2015 год

    Образовательные цели.  Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  « Сад. Фрукты» (фрукты;  яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; спелый, ароматный, сочный,  гладкий; красный, оранжевый, желтый, зеленый; зреть, собирать, заготавливать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков фонематического анализа (определение места звука в словах). Совершенствование навыка чтения.

     Развивающие цели.  Развитие связной речи, фонематического и зрительного внимания, речевого слуха, мышления, тонкой, ручной  и общей моторики, координация речи с движением.

     Воспитательные цели.  Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятиях, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, настольная ширма, контейнер с предметными картинками  по теме, игра  «Поможем клоуну Роме», плоскостные изображения еже, белки, яблок, «светофоры» и игрушечные ежи по числу детей, корзинки  с муляжами фруктов, карточки со словами, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, массажные мячики.

     Предварительная работа. Рассматривание фруктов, подбор определений, приготовление салата из фруктов, разучивание подвижной игры «Яблоня», упражнения с массажными мячиками.

                                               Ход занятия

  1. Организационный момент. ( Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Отгадывание загадок с помощью картинок. Развитие мышления.)

Дети выбирают по одной предметной картинке и садятся за столы. У кого из детей окажется  картинка-отгадка ставят ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой.

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела.  ( Слива)

                           И. Котляров

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень.  (Яблоко)

                              Л. Яхнин

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти,

И от нас укрылись в листьях.  (Виноград)

                               Н. Нищева

Ты на лампочку похожа

И на ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь – брызнет сок. ( Груша)

                                Н. Нищева

  В о с п и т а т е л ь.  Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

  Д е т и. Это фрукты.

  В о с п и т а т е л ь. Где они растут?

  Д е т и. Фрукты растут в саду, на деревьях.

  В о с п и т а т е л ь . Только виноград растет на лозе, длинных прочных ветках, которые вьются вокруг специальных опор (желательно показать картинку). Вот о фруктах мы и будем говорить сегодня.

 

2.  Игра « Поможем клоуну» . Игровое поле с изображением клоуна и трех коробок. В коробках сделаны прорези. В прорезь средней коробки вставлены предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

   В о с п и т а т е л ь. Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит  вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным коробкам. В желтую коробку нужно сложить фрукты, а в красную овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт из зеленой коробки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную коробку.

Дети выполняют задание.

3. Упражнение « Ежик и яблоки»

Воспитатель достает плоскостное изображение ежика с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках и помещает его на коврограф.

В о с п и т а т е л ь. А теперь постарайтесь помочь этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.

        Три яблока из сада ежик притащил.

        Самое румяное белке подарил.

        С радостью подарок получила белка.

        Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

                                                       В. Волина

Ответы детей.

Во с п и т а т е л ь . Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа. Он еще хочет поиграть с вами и привел с собой друзей.

4. Игра « ежик гуляет»

Воспитатель раздает детям «светофоры» (пластиковые прямоугольники, покрытые самоклеящейся пленкой красного, желтого и зеленого цветов) и фигурки ежей.

В о с п и т а т е л ь. Сейчас ваши ежи будут гулять по разноцветным полянкам «светофоров» и помогать вам определять место звука [ б ] в словах, которые я произнесу. Если вы услышите звук [ б ] в начале слова, ежик должен встать на красную полянку. Если звук [ б ] будет в середине слова, ежик перейдет на желтую полянку. А вот если на зеленую полянку сегодня ежик выходить не станет, потому что звук [ б ] – звонкий согласный, он никогда не слышится в конце слова.

  Далее воспитатель произносит ряд слов со звуком [б](яблоня, голубой, кабачок, бросать, собирать, банан, забодать, бравый, бобы, свобода), а дети помещают ежа то на желты, то на красный сектор «светофора».

  В о с п и т а т е л ь. отлично. Вы ни разу не допустили ощибку

Воспитатель предлагает детям сложить игрушки в контейнер и убрать его.

5. Игра « Что изменилось?»

Воспитатель выкладывает в ряд муляжи фруктов на столе.

  В о с п и т а т е л ь . Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза.

Воспитатель убирает сливу и кладет на ее место грушу.

В о с п и т а т е л ь. Откройте глаз. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось?

Дети отвечают. Воспитатель дает детям еще три-четыре задания.

6. Игра « Угадай-ка». Составление загадок-описаний о фруктах.

  Воспитатель достает маленькую ширму и закрывает ею фрукты, лежащие на столе, добавляет к ним 2-3 фрукта.

    В о с п и т а т е л ь. А теперь новая игра « Укадай-ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?

   Д е т и . Это апельсин.

   В о с п и т а т е л ь. Правильно. А теперь вы по очереди попробуете загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать какой он по цвету и форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его.

Дети по очереди составляют загадки-описания. Воспитатель предлагает им по очереди определить, чья загадка была составлена лучше.

7. Подвижная игра « Яблоня»

Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг. По просьбе воспитателя дети выполняют знакомое упражнение. Воспитатель обращает внимание детей на то, что задавать вопросы следует с правильной интонацией. Если есть необходимость, воспитатель дает образец интонирования.

— Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки?

 (Дети идут по кругу, держатся за  руки. В центре стоит один ребенок – «яблоня»)

Заморозил их мороз? Или ветерй их унес?

Или молния спалила? Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

( Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на руках.)

Куда они пропали?

( Дети опускают руки, пожимают плечами)

— Не морозил их мороз, и не ветер их унес,

Не спалило их огнем, Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали….

( Эти слова произносит ребенок – « яблоня» Дети в это время загибают по одному пальцу на руках, начиная с больших.)

Дети оборвали!

( Дети разбегаются. «яблоня» пытается из запятнать.)

                                                          Сербская песенка  

8. Упражнение « Прохлопай слова»

Воспитатель вновь предлагает детям стать в круг на ковре и прохлопать слова: лимон, груша, мандарин.

10. Чтение слогов и слов с пройденными буквами

Воспитатель достает корзинку с муляжами фруктов, в которой спрятаны карточки со словами бак, бант, Бим, бинт. Дети находят и читают эти слова. Воспитатель предлагает каждому ребенку объяснить значение слова, которое он прочитал.

11. Игра с массажными мячиками.

      В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в правую руку. Представите, что это не мячик, а ямгкая ароматная слива

Сливу я держу в руке,     (Кладут мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке,          (Крепко сжимают его.)

Отпускаю, разжимаю       ( Раскрывают ладонь.)

И ладошками катаю.        ( Катают мячик между ладонями.)

                 Н. Нищева

Также можно сделать упражнение, взяв мячик в левую руку.

12. Упражнение « Разноцветные флажки»

Воспитатель раздает детям по желтому и зеленому флажку.

   В о с п и т а т е л ь. Теперь мы поиграем с флажками. Будем учить различать звуки [п] – [б] . Произносить звук п, положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?

   Д е т и. Звук [п] – согласный глухой твердый.

   В о с п и т а т е л ь . Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку на горлышко. Что вы расскажите о нем?

    Д е т и. Звук [б] – согласный звонкий твердый.

    В о с п и т а т е л ь. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [п]. Услышите звук [б], поднимайте зеленый флажок.

   П, а, м, б, т, п, м, и, п, б, н.

   То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо.

   Булка, палка, спать, бросать, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон.

Воспитатель оценивает работу детей, собирает флажки.

13. Окончание занятия. Рефлексия.

 

   

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Фрукты»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты»

Тема: «Фрукты»

Цели: 1. Уточнить и закрепить знания детей о фруктах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные (яблочный, грушевый, сливовый и т. д.).

3. Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе, числительные 1, 2, 5 с существительными.

4. Способствовать развитию связной речи путем договаривания предложений, составления описательного рассказа.

5. Развивать тактильное восприятие, память, мышление, внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, плюшевая игрушка Ежик, натуральные фрукты, «Чудесный мешочек», фишки,  картинка с изображением корзины, предметные картинки с разным количеством фруктов (1, 2, 5), письмо в конверте, план-схема для составления описания фруктов речевой материал, мяч, наборное полотно.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

— Сядет на свое место тот, кто отгадает загадку.

Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.   (Яблоко)

Он и сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня.   (Апельсин)

Сорвали детишки

Синие шишки.

Шишки гладенькие,

Внутри сладенькие.   (Сливы)

После каждой правильно отгаданной загадки логопед вставляет на наборном полотне картинку.

— Что это? (Это фрукты)

— Назовите другие фрукты. (Груша, банан, персик, абрикос, лимон, мандарин, вишня, киви).

 II. Уточнение и закрепление знаний о фруктах.

— Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)

— Когда они созревают?  (Фрукты созревают летом и осенью)

— Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)

— В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)

III. Создание игровой ситуации.

— Дети, а вы любите фрукты? Я думаю, что сочные, сладкие, вкусные фрукты любят не только ребятишки, но и разные звери. Сегодня к нам в гости из леса пришел Еж (выставляется игрушка). Он предлагает вам поиграть в интересные игры.

IV. Развитие внимания, зрительной памяти.

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с 6-8 картинками)

— Ребята, поиграем в игру «Чего не стало?»: запомните картинки с фруктами («Ночь» — закрыть глаза; «День» — открыть: чего не стало?)

— Нет груши, нет яблока, нет абрикоса (р. п. сущ. ед. ч.) и т. д.

Аналогично проводится игра «Что изменилось?»

— Молодцы, ребята, вы очень внимательны.

V. Формирование грамматического строя речи.

1) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (игра с мячом «Назови ласково»).

— У Ежа в лесу есть младший братец – Ежик. Давайте поиграем в игру «Назови ласково»: Я называю большие фрукты для Ежа, а вы – маленькие для Ежика (договаривание предложений)

У Ежа лимон, а у Ежика — …(лимончик)

Яблоко – яблочко;

Апельсин – апельсинчик;

Абрикос – абрикосик;

Груша – грушка;

Банан – бананчик;

Вишня – вишенка;

Мандарин – мандаринчик.

2) Согласование числительных один, два, пять с существительными («Сосчитай фрукты в корзине у Ежа»)

— Еж готовил на зиму запасы и собрал в корзину много фруктов. Посчитайте их. (Выставляется изображение большой корзины и картинки с разным количеством фруктов: 1, 2, 5)

— У Ежа в корзине пять груш (одно яблоко, два абрикоса и т. д.)

3) Согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе («Лото»).

У каждого ребенка на столе лежат 3 картинки с изображениями фруктов, фишки,  логопед поднимает картинку и называет ее.

— Дети, Еж  принес вам игру «Лото». Чтобы закрыть картинку фишкой, нужно назвать фрукт и сказать,  чей он.

— Яблоко.

— Это мое яблоко.

— Сливы.

— Это мои сливы и т. д.

VI. Физ. минутка: игра «Хитрый ежик»

— А теперь поиграем в игру «Хитрый ежик». Встаньте в круг.

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок.                 Дети стоят в кругу. Сначала

Ходит еж в саду по травке,                в роли «ежика» выступает

Натыкает на булавки,                        взрослый, затем – дети.

Грушу, сливу – всякий плод

Что под деревом найдет,                   Когда «ежик» дотрагивается

И с подарочком богатым                    до ребят, они называют фрукт.

Возвращается к ребятам.

VII. Образование относительных прилагательных.

Дети остаются в кругу, проводится игра «Назови, какой сок?»

— Из фруктов можно приготовить разные соки. Давайте скажем, какие (с мячом)

Сок из яблок (какой?) –  яблочный сок;

Сок из груш — …

Сок из слив — …

Сок из вишни — …                        Садятся на свои места

Сок из лимонов — …

Сок из абрикосов — …

Сок из мандаринов — …

Сок из персиков — …

Сок из апельсинов — ….

— Дети, у Ежа в лесу есть друг – медвежонок Мишутка. Он приглашает вас в гости и пишет в  письме, какие угощения  приготовит к вашему приезду. Послушайте, все ли верно он написал.

«Здравствуйте, дети!

Я приглашаю вас в гости. К вашему приезду я сварю из яблок яблочный компот. Я испеку с персиками яблочный торт. Я сделаю из малины яблочное желе. Я отожму из  вишен яблочный сок. Я сварю из слив яблочное варенье.

Ваш друг Мишутка»

Дети исправляют ошибки в письме.

VIII. Составление рассказа-описания фрукта.

— Ребята, Ежу очень понравилось играть с вами в разные игры. В подарок он принес вам мешочек с разными фруктами. Попробуйте угадать на ощупь, какие фрукты принес Еж в мешочке.

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильного восприятия)

Ребенок ощупывает фрукт и пытается угадать его.

— Молодец, Даша, ты угадала фрукт. Расскажи о нем (в качестве наглядной опоры выставляется план-схема для описания фруктов)

Фрукт

Форма

Цвет

Какой на ощупь

Вкус, запах

В каком виде едят

Это апельсин. Он круглый, оранжевый. Апельсин шершавый, твердый. На вкус апельсин сладкий, сочный, душистый. Из него делают сок, едят сырым.

IX. Итог.

Еж благодарит детей за интересные игры, дарит им мешочек с фруктами в подарок.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ».

КОНСПЕКТ НОД

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ.

Образовательные области: «Физическое развитие», «Социально‐коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно‐эстетическое развитие».

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятель- ности.

 Задачи: − упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;

− учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

− способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.

− прививать бережное отношение к природе.

 Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное обо- рудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.

 Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая, фруктовая.

 Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чте- ние; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.

 Ход занятия:

 Организационный момент.

Воспитатель: − Ребята, отгадайте загадки:

Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко).

Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его… (Лимон).

Знают этот фрукт детишки, Любят, есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет… (Банан).

Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (Груша).

Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Фрукты.

 Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.

− Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы (рис. 1). Рис. 1. Схема описания и сравнения овощей и фруктов

Дети выбирают продавца, используя считалку: Ай, ду‐ду, ай, ду‐ду В огород сейчас пойду Соберу я овощей для зеленых свежих щей − Где вы, овощи ау? Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа), потом дети ( 4‐5 человек).

 Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой ( Проверить с детьми, правильно ли они положили). Воспитатель: У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.

Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину

 Воспитатель: Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?

− Ребята, а где растут овощи?

− Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка: «В огород».

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

 Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

 Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

 Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

 (Дети идут по кругу друг за другом).

Воспитатель: А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру:

 «Назови ласково».

 Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвра- щаете мяч и говорите ласково.

Воспитатель: огурец – огурчик помидор – помидорчик капуста – капустка − Молодцы! − Садитесь на места.

Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображе- нием овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множе- ственном числе).

 Воспитатель: − один мандарин − одно яблоко − один гранат − один ананас − одна груша

 Дети: − много мандарин − много яблок − много гранат − много ананасов − много груш

Воспитатель: игра «Найди лишний»

Воспитатель: − Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а]. − Названия, каких овощей начинаются на звук [р.]. − Молодцы Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду. – Овощи растут в огороде.

 Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети: Собирают урожай.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

 Солнце, солнце веселей, посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах, помидоры на полях,

 Не мешай пшеницу жать, не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку, и, конечно же, морковку!

Чтоб, когда придет зима, были полны закрома.

 Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?

 Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.

 Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

 Игра «Дорисуй фрукт» 

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились. Итог занятия. 

Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду.

 Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась. И вас ждет сюрприз. Выносятся корзины с яблоками. Дети берут любимый фрукт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *