Конспект занятия по речевому развитию в средней группе: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе – План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Развитие речи в средней группе

27Сен - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Открытое занятие в средней группе по развитию речи «Путешествие по сказкам»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад комбинированного вида №43 «Колокольчик»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему:

                                      «Путешествие по сказкам»

                                                                        Подготовила и провела воспитатель

                                                                 

                                                                   Шибанова Елена Владимировна

г.о. Электрогорск

2019 г.

Цель:

-учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью различных заданий;

-закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; 

-развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать устную речь, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев, прививать интерес и любовь к устному народному творчеству.

-учить творчески мыслить.

Задачи: 

-развивать внимание, логическое мышление, память, моторику рук, умение передавать характерные черты сказочного героя,

— развивать творческое воображение,

-воспитывать самостоятельность мышления ребёнка, активность настойчивость.

Материалы и оборудование: письмо от бабы Яги, картинки с иллюстрациями сказок, мягкая игрушка зайчик.

Методические приёмы: игровые, наглядные, словесные, практические.

    Ход занятия:

Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (дети здороваются с гостями).

В: Ну-ка в круг все становитесь

Дружно за руки возьмитесь

И друзьям вы улыбнитесь!

В.: молодцы! (Садимся за столы).

В: Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы, бабушки, дедушки, в садике воспитатели читают вам сказки. А потом, когда вы подрастете и пойдете в школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, волшебный мир.

В: — Ребята, а скажите мне пожалуйста, что такое сказка?

Д: Это чудеса, волшебство.

В: -А как сказки заканчиваются?

Д: Добро побеждает зло.

В: Дети, а вы любите сказки?

Д: Да.

В: а какие сказки вы знаете? (ответы детей).

В: Ребята, а давайте возьмем с вами сейчас какую-нибудь книгу со сказками и почитаем ее? (ответы детей).

В: ой, ребята, а где же наши книги? Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открываем коробку и смотрим что в ней). Письмо? От кого оно может быть? Давайте прочтем его? (ответы детей).

Письмо:

«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала все ваши сказки к себе в дремучий лес. Чтобы их вернуть выполните мои три задания. Если сделаете все верно- сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!» Баба Яга.

В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).

В: Вот первое задание от Бабы Яги.

1 задание: «Узнай сказку по картинкам».

В.: Баба Яга оставила нам картинки со сказками мы должны их отгадать. Я буду вам показывать картинки, а вы мне будете говорить название сказки. Но еще Баба Яга приготовила к этим картинкам вопросы, на которые вы тоже должны ответить. Вы готовы? (ответы детей).

  1. «Теремок» (кто сломал зверям теремок?)

2. «Курочка Ряба» (кто разбил золотое яичко?)

3. «Три медведя». (как звали самого маленького медвежонка?)

4. «Царевна-лягушка» (кто заколдовал Василису Премудрую в царевну-лягушку?)

5.  «Колобок» (кто съел Колобка?)

6. «Репка» (назовите всех героев сказки?)

В.: какие вы молодцы, ребята, а теперь немножко с вами разомнемся.

Встаем все на ковер и повторяем за мной.

Физкультминутка.

 

Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (руки подняли вверх)

К солнышку, к тучке

Вдоль дорожки теремок

Он не низок, не высок (присели)

В нём живёт лягушка Ква (прыжки)

Быстро прячемся

Вот так! (закрываем глаза руками).

2 задание:

В.: а теперь, ребята, следующее задание, присаживайтесь на свои

стульчики и слушайте внимательно. Баба Яга спрятала в волшебный мешочек какого-то сказочного персонажа? Нам нужно угадать кого!

(Воспитатель подходит к детям с мешочком, дети по очереди ощупывают кто лежит внутри).

В.: ну что, ребята, кто догадался, кого Баба Яга спрятала в мешочек? (один ребенок поднимает руку и говорит: -это зайчик).

Воспитатель достает из мешочка персонажа и говорит: «Да, это действительно зайчик!» (Воспитатель хвалит ребенка).

В.: ребята, а скажите мне пожалуйста, какого цвета зайчик? (один ребенок поднимает руку и называет цвет, воспитатель хвалит ребенка).

В.: а какой хвост у зайчика? (один ребенок отвечает: короткий, пушистый, воспитатель хвалит ребенка).

В.: а какие ушки у зайчика? (один ребенок отвечает: длинные, воспитатель хвалит ребенка).

В.: а теперь скажите мне пожалуйста зайчик он хитрый или наоборот очень добрый? (один ребенок отвечает: добрый, воспитатель хвалит ребенка).

В: а кто обижает зайчика в сказках?

В.: а что зайчик больше всего любит кушать? (один ребенок отвечает: морковку, воспитатель хвалит ребенка.).

В.: молодцы, ребята, все правильно ответили, а теперь приступаем к другому заданию.

3 задание: «Сказочное лото».

В: а теперь ребята нас с вами ждет последнее задание от Бабы Яги.

 Наша проказница заколдовала названия сказки, вы должны их расколдовать! Готовы? (ответы детей).

Гуси-(лебеди)

Маша и (медведь)

     

Заюшкина (избушка)

Три (медведя)

Царевна (лягушка)

Курочка (Ряба).

Волк и семеро (козлят)

В: -Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки. И своими знаниями, мы вернем наши сказки обратно, надо только произнести волшебные слова. Закрываем глазки и произносим такие слова: «сказка, сказка появись, к нам ты в сад опять вернись!» (открываем глаза).

В: а вот и наши сказки, молодцы ребята!

 (вдруг раздается стук в дверь и входит Баба Яга.)

 Б.Я.: Простите меня ребята, я больше никогда не буду без спроса брать у вас книжки.

В: Ну что, ребята, простим? (Ответы детей).

 

Рефлексия:

В: ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие?  (ответы детей).

В: какие сказки мы сегодня с вами угадывали? (ответы детей).

В: а кто у нас украл сказки? (ответы детей)

В: а Баба Яга хорошо поступила, что украла у нас сказки? Почему? (ответы детей).

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро побеждает зло!

В.: ребята, давайте, попрощаемся с нашими гостями, скажем им:    

-«До свиданья!»

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

«Путешествие в сказку»

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 Оборудование и материалы: компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

— Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост)

3. Беседа. — А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

-Алина, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

-Хорошо, Саша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Молодец, Саша. А Рома расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

-Арина, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодец, Арина. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. — Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

На компьютере появляются слайды.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

                                   Кто большой и косолапый,

                                   Мед достал из бочки лапой.

                                  Скушал сладость и реветь.

                                  А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

                                  У меня отличный слух

                                  Острый взгляд и тонкий нюх,

                                  Сразу лезу с кошкой в драку,

                                  Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

-Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

-Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки. -Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

-Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Арина, расскажи, с чего начинается сказка.

-Правильно, а Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

-Вадим, что же произошло дальше?

-А что отличает собаку в нашей сказке?

-Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

-Расскажет нам сказку дальше Женя.

-Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

-Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

-Продолжит сказку Вика.

-Аня, а что есть у петушка особенного?

-Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

-Чем же, Наташа, заканчивается сказка?

-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

-А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток.

Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста — круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг — и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком —

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

 8. Подведение итогов.

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Наши друзья-игрушки»

ГБДОУ детский сад №2 общеразвивающего вида Калининского района 

Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Наши друзья-игрушки»

Куликова Мария Николаевна

Санкт-Петербург 2019

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Наши друзья — игрушки»

  1. Цель занятия: уточнить знания детей о названиях игрушек, их внешнего вида, материала из которых они сделаны, действия с ними.
  2. Задачи:
  • В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним)
  • Продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
  • Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.
  1. Тип занятия: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
  2. Форма занятия: коллективная

5.       Продолжительность: 20 минут

6.       Участники: дети средней группы

7.       Возраст обучающихся: 4-5 лет

8.       Оборудование и материалы: игрушки: машина, мишка, кукла, мяч, матрёшка, неваляшка; загадки об игрушках; стихотворение: «Пусть игрушки дружат с нами»; корзина; схема составления рассказа об игрушках.

9. Предварительная подготовка: знакомство с различными игрушками, рассматривание игрушек, словесные игры, чтение стихотворений об игрушках, отгадывание загадок об игрушках.

10. Методы и приёмы работы с детьми: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, вопросы к детям, пальчиковая гимнастика, рассказы детей, подсказки, чтение стихов, использование наглядного материала.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

I. Организационный момент

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция познавательного интереса.

1 мин.

II. Мотивация

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели занятия, актуализация опорных знаний.

3 мин.

III. Основная часть

Применение разных способов получения и применения информации: творческие задания, дидактические игры и др.

14 мин.

IV. Рефлексия

Осмысление детьми результатов своей деятельности.

2 мин.

12. Ход занятия:

Слайд 1

I Организационный момент:

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Как можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

II Мотивация:

Давайте пригласим Мишкиных гостей. Достаю корзинку из-под стола.

Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?».

Воспитатель: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки.

III. Основная часть:

Сейчас я буду вам загадывать загадки, вы внимательно слушайте и прежде чем ответить подумайте, кто знает отгадку, поднимет ручку.

Слайд 2

Загадываю загадки:

 Догадайся кто такой?

 Если бьешь его рукой,

 Он совсем не плачет,

 Только выше скачет.

 (Мяч)

 Глазки голубые,

 Кудри золотые,

 Губки розовые.

(Кукла)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

 (Матрешка)

Двери, окна, но не дом.

 Есть сиденья даже в нём.

 Фары светят, как глаза,

 Есть четыре колеса.

(Машина)

Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (мяч, машина, кукла, матрёшка).

Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке? (Да).

Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках.

Слайд 3

А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).

Воспитатель: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

Воспитатель: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)

Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

Воспитатель: У игрушек есть части, например: у зайца — голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета — кабина, хвост, колеса.

Пальчиковая гимнастика:

У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

 Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

 Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

 Рассказ воспитателя.

 Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Слайд 4

Физкультминутка: 

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые. 

Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Слайд 5

Дидактическая игра «Назови ласково»

Слайд 6

 «Какой игрушки не хватает в каждом ряду»

Слайд 7

Дидактическая игра «Что где находится»

Слайд 8

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Слайд 9:

А сейчас я Вам прочитаю стихотворение про одну игрушку:

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Жалко вам зайку? Будете разбрасывать свои игрушки?

IV Рефлексия

Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

  • Не бросать их на пол, на них могут наступить.
  • Не кидаться игрушками.
  • После игры класть на место.

Слайд 10:

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.

Занятие проводилось по подгруппам с детьми средней группы, присутствовало 9 детей. Тема занятия «Наши друзья — игрушки». Занятие, сочетает в себе следующие образовательные области: художественно — эстетическое, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Разрабатывая данный конспект занятия прежде всего были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет, сформулирована следующая цель занятия: уточнить знания детей о названиях игрушек, их внешнего вида, материала из которых они сделаны, действия с ними.

Мною были поставлены следующие задачи:

  • В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним)
  • Продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
  • Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Определено содержание занятия, форма проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов. На данном занятии были такие формы организации как беседы, загадки, дидактические игры, физкультминутка. 

Предложенные задания давались в порядке нарастающей 
сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие 
внимания, воображения, памяти, речи. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом дельности. 

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, раздаточный материал.

На мой взгляд, поставленные мною цель и задачи в течение занятия были решены.

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Конспект ООД по речевому развитию в средней группе « Путешествие в сказку»

Конспект ООД

по ОО «Речевое развитие»

с детьми средней группы

на тему “Путешествие в сказку”

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к устному народному творчеству: сказке.

ОО «Речевое развитие»:

  • Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе.
  • Формировать умение использовать глаголы, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже.
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Вызвать желание делиться своими впечатлениями по теме.
  • Формировать умение пересказывать сказку, понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.
  • Расширять и активизировать словарный запас: свершилось, перенесемся, кузнец, маслице.

ОО «Познавательное развитие»

  • Закреплять знания детей о цвете (ФЭМП).
  • Развивать умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами (ФЭМП).
  • Развивать познавательно-психические функции: логическое мышление, внимание, память, восприятие, речь, воображение.
  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
  • Обобщить знания детей об авторских и народных сказках.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

  • Развивать у дошкольников интерес к играм, побуждать к активной деятельности.
  • Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного отношения к окружающему.
  • Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту.

ОО «Физическое развитие»

  • Упражнять детей в выполнении движений к предложенному сюжету.
  • Закреплять умение действовать сообща при выполнении игровых упражнений.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

  • Сформировать интерес и потребность в чтении русских народных сказок, восприятии книг.
  • Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.
  • Прививать любовь к устному народному творчеству.
  • Развивать творческое воображение.
  • Продолжать вызывать интерес к музыке.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам, ковер — самолет, геометрические фигуры (заплатки), волшебная палочка, волшебный сундучок с предметами из сказок, клубок, макет домика, маски, костюмы и атрибуты к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

Предварительная работа: Чтение сказок, беседы по содержанию, пересказ, игры – драматизации по мотивам сказок, загадки; рассматривание иллюстраций к сказкам, показ кукольного театра по русским народным сказкам, просмотр мультфильмов.

Методы и приёмы:

практические: игровая ситуация, физкультминутка, драматизация сказки, пальчиковая игра «Здравствуй», д/и «Починим ковер-самолет», игра «Калейдоскоп сказок», д/и «Из какой сказки предмет», драматизация сказки;

наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов из сказок;

словесные: чтение художественной литературы, вопросы, беседы, загадывание загадок, речевая игра «Дополни имя», речевая игра «Добавлялки», одобрение, похвала, анализ.

Предполагаемый результат: дети знают сказки народные и авторские, умеют их анализировать; умеют совместно работать в коллективе.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность 

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза, пальчиковая игра

Игровая

игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)

Познавательно — исследовательская

решение проблемных ситуаций: на чем можно отправиться в «сказочную страну»? как починить «ковер-самолет»?

Коммуникативная

Беседа, словесные игры, вопросы, проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок

Восприятие художественной литературы и фольклора

Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко», загадки, художественное слово

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога 

Деятельность детей

Ожидаемый результат

  1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель активизирует внимание детей.

В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

  • Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.

В: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

В: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте»

Дети обращают свое внимание, здороваются.

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Ответы детей: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья. Дети соглашаются.

 Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)

— Я здороваюсь везде — дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень!

В: Молодцы.

Дети сопровождают стихотворение жестами и движениями.

Дети показывают «крылышки»

Показывают солнце.

Показывают небо

Показывают «ветерок»

Показывают «дубок»

Жест вправо

Жест влево

Разводят обе руки в стороны

Проявляют познавательный интерес, любознательность

Дети умеют соотносить речь с движением

  1. Постановка цели.

Воспитатель предлагает отправиться в гости к сказке

В: Ребята, хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.

Загадка:

В любое место он вас донесёт,

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами.

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)

Дети с удовольствием соглашаются.

Дети внимательно слушают и отгадывают загадку.

Повышается мотивация к совместной деятельности.

Развивается внимание, логическое мышление.

В: Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник. Садитесь на ковер — самолет он донесет нас в страну сказок.

  • Ой, смотрите, ребята, прохудился наш ковер-самолет.

Воспитатель предлагает решить проблемную ситуацию:

  • Что нужно сделать для того, чтобы наш ковер-самолет взлетел?

Дети предлагают разные варианты: починить, сделать заплатки.

Развивается логическое мышление, воображение, познавательная активность, умение рассуждать.

Д/и «Починим ковер-самолет»

— Молодцы, ребята! Теперь садись поудобней, и мы помчимся, как ветер, вперёд.

«1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать»

Дети (выборочно 4 чел.) вставляют заплатки из геометрических фигур.

Дети садятся на «ковер-самолет»

Умеют соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Закрепляют представления о геометрических фигурах.

  1. Основная часть.

Сюрпризный момент.

Воспитатель побуждает помочь Сказочнице.

Встречает сказочница: Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех сейчас.

Ведь давно ждала я вас.

Я добрая Сказочница.

Вот пришел и сказки час.

Проблемная ситуация.

— Но в моей сказочной стране случилась беда. Злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки. Ребята, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

Сказочница: Посмотрим, какие вы сообразительные. Справитесь ли вы? У меня есть волшебный клубок. И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным клубком.

Дети встречают «Сказочницу», здороваются.

Дети внимательно слушают и соглашаются

Развивается эмоциональная отзывчивость.

Игра «Волшебный клубок»
Педагог бросает клубок.

Сказочница: — Ребята, вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказку.

Дети в группе находят первое задание.

Игра «Калейдоскоп сказок» (с показом иллюстраций)

Педагог предлагает детям отгадать названия сказок и выбрать соответствующую иллюстрацию.

(«Сказочница» читает загадки)

1. Ах, ты Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушал ты Кота

Выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса»)

2. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. («Красная Шапочка»)

3. Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

4. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

5. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. («Айболит»)

6. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Сказочница: — Молодцы, справились!

Дети садятся на стульчики.

Дети по одному находят иллюстрации-отгадки к каждой сказке.

Умеют внимательно слушать, отвечать полными предложениями.

Закрепляют в памяти знакомые сказки, узнают их по фрагментам, иллюстрациям.

Воспитатель кидает клубок

Сказочница: — Но сундучок закрыт на замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задание.

Педагог предлагает поиграть.

Игра «Дополни имя»

Сказочница: У некоторых сказочных персонажей есть двойные имена. Я буду каждому кидать клубок и называть первую часть имени, а вы называйте вторую часть имени.

  1. Винни (Пух)
  2. Сестрица (Аленушка)
  3. Доктор (Айболит)
  4. Красная (Шапочка)
  5. Иванушка (Дурачок)
  6. Крошечка (Хаврошечка)
  7. Муха (Цокотуха)
  8. Баба (Яга)
  9. Почтальон (Печкин)
  10. Конек (Горбунок)

Дети находят волшебный сундучок, рассматривают его.

Дети стоят в кругу, играют с клубком, добавляют слова.

Дети правильно называют вторую часть имени. Закрепляют представления о главных персонажах сказок.

Педагог хвалит детей, открывает сундучок.

В сундучке находятся предметы, принадлежащие героям сказок.

Д/и «Из какой сказки эти предметы?»

Воспитатель-Сказочница достает по одному предмету и показывает детям.

  1. Скалочка (Лисичка со скалочкой),
  2. Денежка (Муха-Цокотуха)
  3. Яйцо (Курочка Ряба)
  4. Колосок (Колосок)
  5. Воздушный шарик (Винни Пух)
  6. Золотой ключик (Приключения Буратино)
  7. Бобы (горох, фасоль) (Петушок и бобовое зернышко)

Дети рассматривают предметы и называют, какому герою этот предмет принадлежит, и называют название сказки.

Развивают диалогическую речь, свободное общение с взрослыми и детьми.

Сказочница: Ну, молодцы.

Педагог предлагает показать сказку.

— А теперь хотите её увидеть и сами показать?

4. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Действующие лица: Петушок, Курица, Хозяйка, Хозяин, Корова, Кузнец.

Звучит фонограмма «Утро в деревне»

Дети соглашаются.

Дети показывают драматизацию сказки.

Умеют использовать жесты и мимику.

Развивается связная речь, обогащается словарный запас.  

Воспитатель побуждает детей принять участие в диалоге.

  1. Беседа по сказке.

1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?

2. К кому курочка обращалась за помощью?

3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила?

4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе?

5. Смогла ли курочка вылечить петушка?

6. А почему смогла?

7. Какая курочка? (подбор эпитетов)

7. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чему учит нас сказка?

Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы.

Ответы детей:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

— К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.

-Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Скажите так же.

— Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

— Да.

— Потому что ей все помогали, и курочка знала, чем помочь петушку.

— Эта сказка учит всех не торопиться во время еды. И всегда приходить на помощь в трудную минуту.

Умеют владеть речью, как средством общения.

Правильно строят фразы, активно отвечают на вопросы.

  1. Динамическая пауза.

Сказочница: С помощью волшебной палочки я буду превращать вас в сказочных героев!

Подражательные движения.

— Начинаются наши превращения! В кого? Конечно в Лису. (Взмах волшебной палочкой).

«Лиса»

Вот идет лиса-краса,

Рыжая плутовка.

Мягко так ступает,

Хвостом следы заметает.

А теперь изобразим Петушка.

«Петух»

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Дети выполняют подражательные движения.

Ходят с носка на всю ступню, руки у груди, кисти рук опущены.

Ходят, высоко поднимая колени, носок тянут вниз, руки-крылья поднимают и опускают, подражая петуху.

Умеют выполнять подражательные движения.

Проявляют творческое воображение в движениях.

Владеют разными видами движения.

7. Игра «Добавлялки».

— Вы должны правильно и в рифму закончить предложение.

Ок-ок-ок-стоит в поле …..(теремок)

Ок-ок-ок- покатился…….(колобок)

Су-су-су-петушок прогнал…(лису)

Цо-цо-цо-снесла курица…(яйцо)

Ёк-ёк-ёк-не садитесь на ….(пенек)

Ят-ят-ят-серый волк не съел ….(козлят)

Дети в рифму добавляют слова.

Дети правильно и четко произносят звуки в чистоговорках.

8. Возвращение в группу.

Сказочница благодарит детей и прощается с ними. Дарит им гостинцы.

Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями справились, и помогли героям сказок. Но нам пора в детский сад возвращаться, а поедем мы на автобусе.

Би-би-би – гудит автобус.

Тук-тук-тук мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу

Шу-шу-шу они шуршат.

Быстро крутятся колёса,

Та-та-та — вперёд стучат

Дети друг за другом двигаются по группе и все вместе повторяют чистоговорку.

Произносят четко соответствующие звукоподражания хором, проявляют внимание.

  1. Итог деятельности.

Воспитатель формулирует вывод и дает оценку деятельности детей. 

Воспитатель: Вот мы снова с вами в нашей группе.

Вот как весело играли

И нисколько не устали

Играли мы все дружно

Нам ссориться не нужно.

— Чем мы сегодня занимались?

-А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель — Вот наше сказочное путешествие закончилось. И мы с вами скажем спасибо нашим гостям.

Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении. Называют, что понравилось больше всего во время деятельности. Дети благодарят гостей.

Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с детьми.

 

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие в волшебный мир театра»

Частное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная гимназия «Альбертина»

Конспект занятия

по речевому развитию в средней группе

«Путешествие в волшебный мир театра»

Выполнила:
воспитатель группы «Пчелки»
Гимназии «Альбертина»
Чулакова Г.А.

г. Калининград
2019

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель: развитие речи детей посредством использования элементов театрализации.

Задачи:

Обучающие:

— продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения; обогащать словарь детей образными выражениями через загадки, потешки, скороговорки;

Развивающие:

— развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; привлекать к участию в инсценировке; побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа;

Воспитательные:

— воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами; совершенствовать артистические навыки детей; формировать доброжелательные чувства, положительные эмоции

Предварительная работа:

— драматизация знакомых сказок с различными видами театра, чтение и заучивание потешек, скороговорок, стихотворений; беседа о театре и эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование:

— лошадка игрушка, письмо от сказочника с загадками, коробочка с масками — эмоциями радости и печали; настольная ширма, рукавичка – старушка Веселушка, иллюстрации к знакомым сказкам, корзинка с грибочками, куклы бибабо (персонажи из русской народной сказки «Колобок»), королева – зеркальце, домик, маски – шапочки для обыгрывания сказки «Теремок», волшебная палочка, музыкальное сопровождение.

Ход организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент

(дети стоят в кругу)

— Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Наши гости пришли посмотреть, чему мы уже научились, как вы умеете себя вести и работать. Давайте это покажем.

Игровое упражнение «Мы умеем»

— Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться.

Мы умеем огорчаться, мы умеем обижаться.

Мы умеем сердиться, мы умеем мириться.

— Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.

Вы догадались, что это за страна? (театр)

— А знаете ли вы, кто живет в этой стране? (куклы, сказочные герои, артисты)

— Да, ребята, вы правильно все сказали. А что делают артисты, вы знаете? А вы хотите, чтобы здесь появилась волшебница? Тогда закройте глаза и скажите волшебные слова «Раз, два, три, четыре, пять будем мы волшебницу встречать» (надеваю накидку)

— А вы хотели бы стать артистами? У меня есть волшебная палочка и сейчас я вас всех превращу в артистов. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Раз, два, три – повернись и в артиста превратись! (касаюсь палочкой каждого ребенка)

— Откройте глаза, теперь вы все артисты. Приглашаю вас в удивительный мир театра.

II. Основная часть

1. Отгадывание загадок

(появляется лошадка с письмом)

— А вот и первые чудеса. Кто-то нам прислал письмо. Прочитаем? Так это сказочник прислал нам загадки, если мы их отгадаем, то сможем открыть коробочку, которую он нам оставил и узнать что там. Слушаем внимательно.

А) Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

Б) Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети? (козлята)

В) Из муки он был печен, на окошке стужен.

Убежал от бабки с дедом, а лисе он стал обедом. (колобок)

2. Беседа о масках радости и грусти

— Молодцы, ребятки. Отгадали все загадки. Давайте теперь посмотрим, что же положил в коробочку сказочник. (открываем коробочку и достаем маски с эмоциями радости и печали)

— Расскажите об этой маске (радость). Когда у вас бывает радостное настроение (когда нам весело, когда что-то дарят и т. п.)

— Какая это маска? (печаль, грусть)Что она изображает? Когда нам бывает грустно? (ответы детей)

— Молодцы. Положим эти маски обратно в коробочку и пойдем дальше.

3. Чтение скороговорок

Ребята видят столик, на котором стоит ширма. Из-за ширмы появляется старушка Веселушка (рукавичка).

— Здравствуйте, ребята! Я – старушка Веселушка!

Мне, ребятки, помогите, скороговорки расскажите

И увидите вы то, что уж знаете давно.

— Поможем Веселушке? Знаете ли вы скороговорки? А как надо говорить скороговорки? (быстро, но чтобы было понятно)

(дети рассказывают скороговорки)

4. Игра с проговариванием текста «У медведя во бору»

Дедушка Молчок благодарит ребят и разрешает открыть шкатулку.

— Что же дед хранит в шкатулочке? (корзинка с грибочками по количеству детей)

— Хотите поиграть? Игра «У медведя во бору». Но сначала вспомним слова-потешку к ней:

У медведя во бору, грибы – ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит.

Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р (игра проводится 2-3 раза)

— Молодцы! Положим грибоки в карзинку и пойдем дальше.

5. Обыгрывание  русской народной сказки «Колобок»

(подходят к ширме, за ней куклы Колобок и Лиса)

— Что, ребята, это такое? (ширма)

Заглянем за ширму? Ребята, да тут куклы. Как они называются? (би-ба-бо)

— Что нужно сделать, чтобы кукла ожила? (научить ее говорить)

(приглашаю двух детей для обыгрывания сказки)

— Молодцы, ребята. Оживили кукол, а сейчас нам нужно идти дальше

6. Игра «Зеркало» (работа в парах)

— Ребята, мы пришли с вами в королевство зеркал. А вот и сама королева – зеркальце.

Свет мой, зеркальце, скажи нам всю правду расскажи.

Что ребятам нужно сделать, чтобы дальше нам идти.

Зеркальце (голос) Поиграйте – ка в игру. Встаньте в пары, кого коснется волшебная палочка, тот станет зеркалом и будет отражать все, что увидит. А тот, кто смотрится в зеркало, должен выполнить моё задание.

— Изобразите удивление, загрустите, улыбнитесь и нахмурьтесь как дитя

— все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

7. Драматизация отрывка из сказки «Теремок»

(видим домик)

— Это что еще за домик на пути у нас стоит.

Подойдем к нему поближе. Кто живет в нем — поглядим.

(заглядывают в домик и видят маски-шапочки театральные)

Маски – шапочки живут, в гости всех они нас ждут.

Мы сейчас наденем их и расскажем все про них.

(при помощи волшебной палочки выбираем артистов и зрителей)

— Давайте спросим, кто в домике живет? (Дети в шапочках выходят и говорят кто они (мышка – норушка, лягушка –квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, медведь косолапый)

— Из какой же сказки пришли к нам герои?

III. Рефлексия

— Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо себя вы показали.

Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

— Раз, два, три – повернись, в детский сад опять вернись

Итог

— Ребята, где мы побывали? Кем вы были в этой стране? Кого сегодня похвалим? Почему?

А на память о нашем волшебном путешествии в мир театра, я хочу вам подарить вот такие наклейки – смайлики. И надеюсь, что вы когда-нибудь по- настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Какие мы интересные».


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми средней группы

по направлению

«Познавательно-речевое развитие»,

по теме: «Какие мы интересные»

Составитель: воспитатель Машковцева Вера Игоревна

         Санкт-Петербург

2014 год

Конспект НОД с детьми средней группы

по направлению «Познавательно-речевое развитие»,

по теме: «Какие мы интересные»

Тема: «Какие мы интересные».

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Цель: воспитать интерес к собственной личности.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о назначении отдельных органов.

2. Развивать слуховое внимание, тактильные ощущения, логическое мышление.

3. Дать детям представление  о способах и выразительных средствах общения (мимика, жесты).

4. Воспитывать умение терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации.

5. Упражнять детей в умении отвечать полными предложениями, доказывать свое мнение.

6. Активизировать словарь детей: орган слуха, пища, дыхательное горло.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки Пермяка Е.А.«Для чего руки нужны»

2. Игры с детьми в «Волшебный мешочек», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу».

3. Знакомство детей с игрой «Волшебный сон».

Материалы и оборудование:

1. Кукла.

2. Зеркало.

3. Книжка-раскладушка.

4.  Мешочек с игрушками.

5. Карандаши и бумага.

6. Фрукты, хлеб, конфеты.

7. Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассеты или диски со спокойной музыкой.

Планируемые результаты:

1. Дети смогут отгадать загадки про ноги, руки, глаза, уши, нос, язык.

2. Дети смогут внимательно слушать воспитателя и отвечать на его вопросы о данных частях тела.

3. Дети будут с интересом играть в предлагаемые воспитателем игры: «Волшебный мешочек», «Глазарию», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Волшебный сон».

Используемые технологии на занятии:

1. ТРИЗ

2. Технология личностно-ориентированного образования.

3. Оздоровительная технология.

4. Игровые технологии.

5. Технология поддержки ребенка.

6. Современные информационно-коммуникативные технологии.

Ход совместной деятельности с детьми

I. Вступительная часть занятия.

Сидит  кукла Катя, смотрит на себя в зеркало:

Кукла Катя: у меня 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги, а язык 1 и нос тоже 1.

Воспитатель: давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так? (Дети рассматривают себя в зеркало, смотрят друг на друга,  рассуждают).

II. Основная часть занятия.

1. Воспитатель: да, у каждого человека есть 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, 2 уха, 1 нос и 1 язык. Но Катя не знает, зачем нам нужны руки, ноги, глаза, уши, нос, язык. Она пришла к вам, чтобы вы ей объяснили для чего всё это нужно. И принесла с собой книжку и загадки. (Книжка – раскладушка, на каждой странице нарисована отгадка) Вот послушайте.

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.

(Ноги)

Воспитатель: правильно, это ноги. Ребята, а как вы думаете, для чего человеку нужны ноги? (Ходить, бегать, прыгать и т.д.).

2. а) Воспитатель: да. У человека очень сильные ноги. Ведь именно ноги должны выдерживать всю тяжесть нашего тела.

А вот следующая загадка:

У двух матерей по пяти сыновей,

Одно имя всем

(Руки, пальцы)

Воспитатель: молодцы, а для чего нам нужны руки? (Что-то брать, держать, делать и т.д.).

б) Воспитатель: правильно, я предлагаю вам поиграть в «Чудесный мешочек», а руки нам будут помогать.

Дети вместе с воспитателем играют в игру: «Чудесный мешочек»

Воспитатель: что вам помогло узнать какие игрушки были в мешочке?  (Руки).

3. а) Воспитатель: руки – наши верные помощники. С их помощью мы можем выполнять самые разные действия.

Слушайте следующую загадку.

Двое глядят, двое слушают.

(Глаза и уши).

Воспитатель: ребята, скажите кукле для чего нужны уши.  (Слушать).

Воспитатель: давайте послушаем звуки. Закройте глаза. Сейчас я хлопну в ладоши 1 раз, и вы будете слушать только те звуки, которые раздаются только в группе. (Воспитатель режет бумагу, переливает воду и др.) Что вы слышали? (Ответы детей). Какой орган помогает человеку слышать? (Мы слышим ушами).

Кукла: Как интересно!

Воспитатель:  да, благодаря ушам мы слышим речь, музыку, пение птиц, шелест листьев.

б) Воспитатель: зачем нам нужны глаза? (Смотреть)

Воспитатель: но ведь мы смогли узнать что лежит в мешочке и без помощи глаз. Значит можно обойтись и без них? (Нет).

Воспитатель: мы сейчас попробуем с закрытыми глазами нарисовать цветок. (Дети рисуют цветок с закрытыми глазами). Теперь нарисуйте цветок с открытыми глазами. (Дети рисуют цветок с открытыми глазами). Как вам удобней было рисовать? Почему? (Ответы детей). Получается что без глаз не обойтись.

в) Ещё глаза нужны для красоты. Посмотрите друг на друга, какие у вас красивые глаза. Что можно делать глазами? (Ответы детей).

Давайте с вами поиграем в игру «Глазарию» (в данной игре надо смотреть, моргать, подмигивать).

Дети играют в игру «Глазарию».

Воспитатель: с помощью глаз даже можно разговаривать. Вот например:

Мама принесла из магазина 10 яиц, одно оказалось золотое, вот это да. Покажите как вы удивились. (воспитатель и дети показывают удивление). И без слов понятно, что вы удивлены.

Когда мы ходим, пишем, читаем, играем – во всём этом нам помогают глаза.

4. Воспитатель: а теперь прочитаем следующую загадку:

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)

Воспитатель: всё- то вы знаете. А знаете, для чего нужен нос? (Чтобы дышать, чувствовать запахи и т.д.).

Давайте с вами поиграем в игру «Угадай по запаху»

Дети играют в игру «Угадай по запаху»: отгадывают фрукты по запаху.

5. Воспитатель: оказывается, нос тоже нам очень нужен. Он нам помогает чувствовать запахи и через нос воздух попадает в наш организм.

А вот следующая загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык).

Воспитатель: кто знает, для чего людям нужен язык? (Разговаривать, есть).

Давайте с вами поиграем в игру «Угадай на вкус».

Дети играют в игру «Угадай на вкус»: отгадывают на вкус фрукты, хлеб, конфеты.

Воспитатель: благодаря языку мы можем разговаривать и произносить самые сложные и самые длинные слова. Без языка вы не почувствовали бы вкус самых любимых лакомств.

А знаете ли вы, что во рту у каждого человека, оказывается, не 1, а 2 языка. У вашего языка есть брат – маленький язычок. Его легко увидеть, если широко открыть рот и посмотреть в зеркало. Нужен он нам для того, чтобы во время глотания пища не попадала в дыхательное горло. Маленький язычок стоит на страже.

6. Воспитатель: вот, кукла Катя, сколько интересного ты сегодня узнал. А сейчас давайте немного отдохнём.

Дети садятся или ложатся на ковёр.

Игра «Волшебный сон»

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись, потянулись.

Улыбнулись.

Включается спокойная, тихая музыка.

III. Рефлексия.

Воспитатель: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили (про части тела: ноги, руки, глаза, уши, нос, язык).

Что вам больше всего понравилось из того, что мы сегодня делали? Какие игры? (Ответы детей).

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Путешествие в мир книг».

Конспект НОД по речевому развитию  «Путешествие в мир книг» в средней группе.

Воспитатель первой квалификационной категории Бибаева Лариса Владимировна, МКДОУ детский сад №1 «Дюймовочка» г. Дигора РСО – Алания.

Цель: повторить и закрепить знания о сказках в игровой форме, выявить уровень усвоения программного материала по чтению художественной литературы на конец учебного года.

Задачи: образовательные:

  • С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений
  • Формировать интерес к устному народному творчеству
  • Учить узнавать сказку по названию, по высказываниям героев

Развивающие:

  • Развивать диалогическую монологическую речь, умение рассуждать, активно участвовать в беседе
  • Развивать восприятие, мышление, внимание

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе
  • Воспитывать у детей интерес, доброжелательное отношение к героям сказки
  • Обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на нее

Материалы и оборудование:

  • Записка от Бабы — Яги
  • Магнитофон
  • Волшебная палочка
  • Мешочек с предметами
  • Аудиозапись, книги, проектор
  • Ноутбук
  • Экран

Ход НОД:

 Дети входят в группу под музыку.

 Приветствие: Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку  справа)

Здравствуй,  дружок! (предложить руку ребенку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Привет!»

Воспитатель: Ребята, я не хотела вас огорчать, но должна вам сказать, что в нашей группе случилась беда. Пропали все книги с нашей книжной полочки, а вместо книг лежит записка. (Достает записку) Послушайте, что в ней написано: «Сегодня утром я тихонько пробралась к вам в группу и спрятала все ваши книжки. Зачем они вам и без них можно обойтись. А если вы хотите их вернуть, тогда докажите, что вы их любите, умеете с ними обращаться. Если вам удастся, то получите свои книги обратно».  Ребята, как вам кажется, кто прислал эту записку?

Дети: Баба – Яга (Слайд№1)

Воспитатель: Ну что, ребята, будем возвращать свои книги назад? Докажите Баба- Яге, что мы очень любим книги они нам очень нужны. Сейчас мы отправимся в путешествие по интереснейшему миру книг на волшебном ковре – самолете. Вот и наш ковер самолет. Проходим, возьмемся за руки и говорим волшебные слова: «Раз, два, три в сказочное королевство ковер наш, лети»

(Звучит музыка «Приходите в сказку»)

 Воспитатель : Ребята, пока мы с вами летим в сказочное королевство, давайте вспомним,  какие вы знаете пословицы про книги.

(Ответы детей)

Вот мы и прилетели в сказочное королевство (Слайд№ 2). Кто вам читает сказки? (ответы детей). А какие бывают сказки?

Дети: Народные, авторские.

Воспитатель: А почему сказки называют народными?

Дети: Потому что, их сочинил народ.

Воспитатель: А какие сказки называют авторские?

Дети: Сказки, которые придумал автор.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, и сейчас до кого дотронусь этой палочкой, тот назовет свою любимую сказку.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много сказок.

 Звучит аудиозапись «Помогите!»

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите кто- то кричит «Помогите!» только не пойму, кому нужна помощь? Если вы отгадаете, то на экране появиться картинка, из какой сказки просят о помощи?

 Игра «Помогите!»

  • Помогите! Нас хочет съесть серый волк! (Волк и семеро козлят)

Слайд №3

  • «Помогите! Я разбила яйцо — не простое, а золотое!» (Курочка ряба»)       Слайд №4
  • «Помогите! Я сломал домик зверей» (Теремок) Слайд №5
  • «Помогите! Я превратился в козленка!» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) Слайд№6
  •  «Помогите! За мной гонятся три медведя!»  (Три медведя) Слайд №7
  •  «Помогите! У меня оторвался хвост!» (Лисичка сестричка и серый волк) Слайд№8
  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!» (Маша и медведь)Слайд№9
  • «Помогите! Моего брата украли!» (Гуси- лебеди) Слайд№10
  • «Помогите! Меня лиса хочет изжарить и съесть!» (Жихарка) Слайд №11
  • «Помогите! Мою бабушку съел серый волк!» (Красная шапочка) Слайд №12
  • «Помогите! Мой дружок подавился зернышком!» (Петушок и бобовое зернышко) Слайд №13

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Исправь ошибку». В названии  сказок есть ошибки, внимательно слушайте и исправляйте ошибки.

Игра «Исправь ошибку»

  • Петушок и гороховое зернышко
  • Петушок Ряба
  • Даша и медведь
  • Волк и семеро тигрят
  • Собачий дом
  • Коробок
  • Кепка
  • Три зайчика
  • Зеленая шапочка
  • Домик
  • Гуси — вороны
  • Сестрица Аленушка и братец Никитушка

Воспитатель: Молодцы, все ошибки исправили. Ребята, а что бывает в сказках, чего не бывает в жизни?

Дети: Звери умеют разговаривать, одеваются в  одежду, пользуются волшебными предметами.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». У меня в руках волшебный мешочек, внутри которого волшебные предметы. Вы будете по очереди доставать из мешка предметы,  должны будете вспомнить из какой они сказки.

 Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель:  А теперь предлагаю поиграть в игру.

Игра «Угадай-ка»

  1. В сказке «Кот, петух, лиса», что сказал петух лисе, когда пришел ее выгонять?
  2. В сказке «Красная шапочка» о чем спросила Красная шапочка волка? И как отвечал волк Красной шапке?
  3. Какую песенку пел колобок?
  4. В сказке «Волк и семеро козлят», что пела коза своим козлятам?
  5. В сказке «Маша и медведь», что говорила Маша медведю сидя в коробке?
  6. Что приговаривала курочка  Ряба деду и бабе?
  7. Что спрашивали звери в сказке «Теремок», прежде чем войти туда?
  8. Как выманивала петуха, лиса в сказке «Кот, петух, и лиса?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте теперь немного отдохнем. Разомнем наши ручки и ножки.

Физминутка:  «Тень-тень-потетень»

Тень, тень, потетень, выше города плетень (руки вверх)

Сели звери под плетень (присели)

Похвалялися весь день (встали)

Похвалялася лиса «Всему свету я краса!» (руки под подбородком- наклон головы с поворотом головы вправо, влево)

Похвалялся зайка «Пойди, догоняй-ка!»

(прыжки, руки перед грудью)

Похвалялися ежи «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук)

Похвалялся медведь «Могу я песни петь!» (руки вперед и в стороны)

Воспитатель:  А теперь опять  проходим на наш ковер — самолет и отправимся в мир стихов. Возьмемся за руки и произнесем волшебные слова «Раз, два, три в мир стихов наш ковер лети!» а пока мы летим давайте вспомним правила обращения с книгой. (Ответы детей). Вот мы и прилетели в королевство стихов.

     Игра «Узнай стишок по короткой подсказке»

Воспитатель: А теперь вспомним и расскажем стихи с помощью мнемо-таблицы.

 Воспитатель: Ребята, мы уже долго путешествуем по миру книг, конечно мир книг очень большой и интересный, и можно путешествовать в нем бесконечно, но нам пора возвращаться в детский сад. Проходим на ковер самолет и произносим «Раз, два, три, в детский сад ковер лети». Вот мы и прилетели в детский сад. Ой, слышите, кто-то стучит к нам в дверь, пойду посмотрю. В группу приходит Баба- Яга, просит прощения у детей, приносит книги, которые она спрятала и еще дарит новые книги, за то, что они хорошо знают сказки, стихи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *