Конспект нод осень: План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: конспект НОД в старшей группе «Осень, осень в гости просим» – Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа): Конспект НОД в старшей группе по теме: «Осень»

13Июл - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: конспект НОД в старшей группе «Осень, осень в гости просим»

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

«Осень, осень в гости просим»

Образовательная область: Познание

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование: слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение:

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

И.Бунин      

·       О каком времени года стихотворение?

·       А какие еще времена года вы знаете?

·       Сколько месяцев длится осень?

·       Назовите осенние месяцы

·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

·       В этом нам поможет наш волшебный экран. (На экране картина Левитана «Осень»)

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице — смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья. 
В нашем саду листопад, 
желтые, красные листья, 
по ветру вьются, летят.

   О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

— Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

  А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались?

  А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель не скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

   Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

       Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

— Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

   Назовите птиц, которые улетают от нас?

     Каким, одним словом их можно назвать?

    А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

   Назовите зимующих птиц?

  Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

   По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

      Что для птиц страшнее, холод или голод?

      Как мы можем помочь птицам зимой?

Физкультминутка.

Гуси серые летели,                  

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали, (Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить пирожки»)
Прилетели гуси

(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно массировать каждый палец,

начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,  
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять,              (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

 

    Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

  Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    Почему становится грустно?

  Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

   Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

— Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  

  Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа —  высказывания детей). 

 Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу. 
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется. 
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

  А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

 Правильно, значит потом мы встретим лису.

    (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! 
Дождь пойдёт – его ты сложишь! 
И гулять под солнцем сможешь. 
Если ясен горизонт, что оставим дома? 
(Зонт)

Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа): Конспект НОД в старшей группе по теме: «Осень»

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Осень»

Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье в осенний период, формировать опыт общения.

Развивающие: продолжать активизировать словарь детей: листопад, заморозки, ненастье, непогода, слякоть; багряная, золотая, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, воображение, связную речь

Образовательные: учить детей называть характерные признаки осени, называть изменения происходящих осенью в жизни растений и животных.

Современные образовательные технологии:

• ИКТ (информационные компьютерные технологии)

• Аудиовизуализация (аудиозаписи звуков)

• Здоровьесберегающие

Методические приёмы:

Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.

Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.

Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», осенние листья, карточки «Признаки осени», семена деревьев, мяч, мультимедийное оборудование для показа презентации по теме «Осень».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов, загадок по теме; рассматривание картин, иллюстраций об осени, беседы о лесе и жизни животных и растений; дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист»; разрезные картинки; составление рассказов по картинам «Золотая осень», раскраски по теме.

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение Е. Н. Трутневой

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Дети! О каком времени года говорится в стихотворении?

— После какого времени года наступила осень?

— Что следует за осенью?

— Назовите осенние месяцы.

— Какой сейчас месяц?

(Дети дают полные ответы)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить об осени, играть в интересные игры, составлять рассказы по схемам, отгадывать загадки. Но для начала приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

(дети ударяют по столу, пальчиками обеих рук начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочно ударяют по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно по привычке, («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют, то ладонями, кулачками по столу).

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: — ох!

(ударяют, по столу, пальчиками обеих рук начиная с большого)

И ушёл. (один хлопок)

Газон засох. (ритмично ударяют ладонями по столу)

Воспитатель: Ребята, у осени бывает три периода — ранняя, золотая и поздняя осень. И в эти периоды осень бывает разной. Я предлагаю вам поиграть в игру «Осенние слова». Мы будем передавать осенний листок друг другу и говорить одним словом какая осень (цель: расширять словарный запас детей, уметь подбирать прилагательные, развивать мышление; материал: осенний лист).

Игра «Осенние слова»

По окончании игры воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: а сейчас отгадайте – ка ребятки интересные загадки:

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт

(дождь)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю (осень)

Летом вырастают,

А осенью облетают (листья)

Воспитатель: Молодцы все загадки правильно отгадали.

Игра «Подбери слова»

(цель: расширять словарный запас детей, уточнять значение слов, развивать мышление; материал: мяч).

Воспитатель: Предлагаю вам встать по кругу. Я назову слово и брошу вам мяч, вы заканчиваете фразу и возвращаете мяч мне.

Например: созревают …. (овощи, фрукты)

— Льёт (дождь)

— Дует (ветер)

— Вянет (трава)

-Желтеют (листья)

-Улетают (птицы)

— Собирают (урожай)

-Опадают (листья)

Молодцы ребята, какие признаки осени мы с вами назвали в игре?

(осенью льёт дождь, дует ветер, вянет трава, улетают птицы, опадают листья)

Игра «Приметы осени»

(цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение; материал: схемы, обозначающие солнце, небо, дождь, день-ночь, деревья, птиц, насекомых, зверей, людей).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени.

Например: — Схема «солнце»: Осенью солнце мало светит и греет.

— Схема «деревья»: Листья на деревьях желтеют и опадают.

(Воспитатель записывает ответы детей, а за тем зачитывает)

Воспитатель: ребята у нас получился небольшой, но замечательный рассказ об осенних приметах.

«Осенью, небо затянуто серыми тучами. Солнце мало светит и греет. Идут холодные дожди. Дни стали короче, а ночи длинее. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Насекомые уходят в спячку. Животные готовятся к зиме, меняют шубки. Люди собирают урожай в садах и огородах.

А послушайте, какую интересную потешку об осени, я знаю:

Жёлтенький листочек

Улетел в садочек,

Птички полетели

Песенки запели.

А сыночек очень рад:

Он увидел листопад.

Ребята, а что такое листопад (это когда от сильного порыва ветра с деревьев летят листья)

Воспитатель: молодцы ребята. А у меня есть красивые листочки, давайте с ними поиграем.

Игра: «Мы — осенние листочки»

Мы — листочки, мы листочки

Мы — осенние листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали

А потом летать устали!

(дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой)

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок,

Ветер снова вдруг подул.

И листочки быстро сдул.

(разбегаются, помахивая листочками)

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут)

Ребята, с какими листочками мы играли (с осиновыми, липовыми, тополиными, берёзовыми, рябиновыми).

Воспитатель: Все эти листочки с деревьев, которые растут в нашей местности, а как назвать одним словом деревья, кустарники, цветы, травы? (растения)

Ребята, наши растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются. (их становится много). А как размножаются деревья? (с помощью семян, которые в плодах деревьев).

Найдите плоды каждого дерева: клен — вертолётики, дуб — желудь, рябина — ягоды.

Внутри каждого плода семена. Они попадают в землю, и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастит молодое дерево.

Просмотр презентации, которая называется «Чудная пора» под музыкальное сопровождение включаются слайды с изображением осенних периодов (картинки с изображением: ранняя осень — 1 сентября, дети идут в школу – поход за грибами — огородные работы — сбор урожая – золотая осень – листопад – поздняя осень – дожди – дети в резиновых сапожках шлепают по лужам – голые деревья – птицы, летящие на юг, по ходу презентации, воспитатель проговаривает, что изображено на слайде.

Рефлексия

О каком времени года мы сегодня говорили?

Что вы узнали об осени?

Что такое листопад?

Воспитатель обращает внимание на то, как красиво осенью, как дети любят время года.

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД по формированию целостной картины мира «Осень». Старшая группа

НОД по формированию целостной картины мира «Осень». Старшая группа.

Задачи:

— обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,

-упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова,

— учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

— учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом,

— развивать внимание, логическое мышление,

— развивать творческое воображение,

Материал:

— картинки: периоды осени, деревья и листья, грибы, животные леса, их следы, птицы.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, отгадайте о чем мы с вами сегодня будем говорить. Для этого отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью.

Восп. Да, это — осень. Сколько времен года всего?

Дети. Всего четыре времени года.

Восп. Какие вы еще знаете времена года?

Дети. Зима, весна, лето.

Восп. Сколько месяцев в году?

Дети. 12 месяцев.

Восп. Сколько месяцев в осени?

Дети. В осени три месяца.

Восп. Назовите их.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп. Как называется период начала осени?

Дети. Ранняя осень.

Восп. Как называется период середины осени?

Дети. Золотая осень,

Восп. Как называется последний период осени?

Дети. Поздняя осень.

Восп. Давайте вспомним, чем отличается осень от других времен года? Давайте поиграем в игру «Без чего не бывает осени».

Дети. Осени не бывает без желтых листьев. Осени не бывает без хмурого неба. Осени не бывает без моросящих дождей. Осени не бывает без улетающих на юг птиц. Осени не бывает без серых дождевых туч.

Восп. Молодцы. Послушайте я вам расскажу про мальчика Сашу.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотым. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.

«Как называется первая картинка?» — спросил Саша маму и показал на первую. «Осень » — прочитала мама. «А эта?» — показал Саша на вторую картинку. «Осень» — опять прочитала мама. «А эта?» — спросил Саша про третью картинку. «Осень» — опять прочитала мама.

Восп. Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их правильно, по порядку: что раньше, что потом?

Дети раскладывают картинки : ранняя, золотая, поздняя осень и объясняют почему (приметы каждого периода осени).

Восп. Поиграем в игру «Найди ошибки».

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду. Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. Осенью набухают почки, распускаются на деревьях листья. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Осенью дикие животные не делают запасы корма. Осенью птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Осенью дети идут в школу. Осенью распускаются первоцветы.

Дети находят ошибки и исправляют предложения.

Отгадайте загадки.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(ноябрь)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всолыхнул.

(осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли. (зонт)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

Оранжевые, красные

на солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

кружатся и парят.

(деревья осенью)

Восп. Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.

Физкультминутка

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Восп. Вот и оказались мы с вами в лесу. Шагаем по мягкому ковру из листьев. Выбирайте себе любой листочек и расскажите нам с какого он дерева.

Дети. Этот лист с берёзы, он берёзовый. Этот лист с дуба, он дубовый. Этот лист с клёна, он кленовый. Этот лист с осины, он осиновый. Этот лист с рябины, он рябиновый.

Восп. Давайте назовём хвойные и лиственные деревья.

Дети. Лиственные деревья — берёза, рябина, клён, дуб, осина, липа, тополь и др.

Хвойные деревья — ель, сосна, пихта.

Восп. Как вы думаете, ребята, почему деревья сбрасывают листья осенью?

Дети. Становится холодно, солнце светит мало, сокодвижение останавливается, поэтому листья желтеют, сохнут и опадают, деревья засыпают.

Восп. Отгадайте загадку. Стоит Антошка на одной ножке, кто мимо проходит, все ему кланяются.

Дети. Это гриб.

Восп. Посмотрите сколько в нашем лесу грибов. Давайте рассмотрим картинки и разложим грибы в две корзинки- съедобные и несъедобные.

Дети. Съедобные — белые, сыроежки, подосиновики, подберёзовики и др. Несъедобные грибы — поганки, мухоморы, ложные опята и др.

Восп. Ребята, давайте прислушаемся, почему мы не слышим весёлых птичьих голосов?

Дети. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Восп. Почему?

Дети. Стало холоднее, стало меньше еды, насекомые приготовились к зиме, спрятались, скоро траву, семена засыпет снегом.

Восп. Назовите перелетных и зимующих птиц.

Дети. Ласточки, трясогузки, журавли, соловьи, скворцы и др. — это перелетные птицы. Воробьи, сороки, голуби, вороны, синицы и др. — это зимующие птицы.

Восп. Расскажите, как животные готовятся осенью к зиме.

Дети. Зайцы, лисы, белки, волки и другие животные меняют шерсть на более густую и меняют окраску. Многие животные делают запасы на зиму. Ёжи, медведи и другие животные готовятся к зимней спячке.

Восп. Посмотрите на картинки, животные потеряли своих детёнышей, давайте поможем им их найти и назовём их.

Дети. Заяц, зайчиха, зайчата. Медведь, медведица, медвежата. Лис, лисица, лисята. Волк, волчица, волчата.

Восп. Посмотрите, как много следов в лесу, давайте определим где чьи следы.

Дети. Это следы зайца, это заячьи следы. Это следы волка, это волчьи следы. Это следы лисы, это лисьи следы. Это следы медведя, это медвежьи следы.

Восп. Молодцы ребята все задания выполнили. А сейчас нам пора возвращаться домой.

Расскажите где мы с вами были и что видели. (Ответы детей).

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая».

Конспект НОД

 по познавательному развитию

«Осень золотая».

Тема: «Осень золотая».

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи: 

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря:  листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Предварительная работа:

Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»; рассматривание иллюстраций осенней природы.

Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек»,

З. Федоровская «Осень».

Беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?»,  «Три осени», «Золотая осень».

Речевая пятиминутка «Осень», работа с трафаретами, нетрадиционное рисование губкой.

Настольно – печатные игры: «Ботаническое лото»,  «Уберём урожай», «Времена года».

Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Собираемся на осеннюю прогулку».

Оборудование и материал:

Картинки с изображением природы в разное время года, приметы осени, аудио запись П. И Чайковского «Времена года», отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи», видеоматериал «Осень», трафареты осенних листьев, карандаши, краски, кисти, губка, пастель, баночки с водой, листы формата А4.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

1.Введение в тему.

Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное.

Представьте себе, утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы.

На конверте надписан обратный адрес «Осенний лес». Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.

Дорогие ребята! Вам пишут жители осеннего леса. Вы знаете, что сейчас происходит в нашем очаровательном лесу? (Ответы детей.)

Сейчас вы услышите рассказ – загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года идёт речь. (Воспитатель читает под музыку П. И. Чайковского «Времена года»).

«В лесу шуршат листья, и казалось, будто кто — то ходит под осинами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера.

Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к тёплым синим морям».

Воспитатель: О каком времени года  идёт речь? (Осени).

Воспитатель: Как вы догадались? ( Шуршат листья, листья краснеют и золотятся, цветы увяли и засохли, трава пожелтела, птицы улетали к тёплым, синим морям.)

Воспитатель: Что изменилось с приходом осени? (Увяли, и  засохла цветы, трава пожелтела, листья на деревьях стоят багряные, золотые, рыжие,  дуют ветра, идут дожди, на улице слякоть, ненастье и т. п.)

Воспитатель: Как ведут себя птицы? (Птицы снимаются с места и стаями летели к тёплым синим морям).

Как называют таких птиц? (Перелётные).

Какие изменения произошли в жизни диких животных? ( Заготавливают припасы, готовятся к спячке и т. п.)

Как люди стали одеваться в холодную погоду? (Надели куртки, шапки, сапоги и т. п.)

При ответах на вопросы воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ.

Воспитатель: Давайте разделимся на микро группы и поиграем в игру «Найди свою группу». В игре используются пазлы развивающей игры «Ассоциации» с изображением природы в разное время года.

Воспитатель объясняет задание:  внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, в которых есть что-то общее.

Дети в ходе игры  объясняют свой выбор. Правильность подбора выясняется совпадением отверстий пазлов.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: Вы знаете, ребята в конверте я нашла не только письмо, но и  флешку. Давайте посмотрим, что на ней записано.

Просмотр видеоматериала  «Осень золотая».

Воспитатель: Мы должны понять, почему в природе происходят те или иные явления. Предлагаю вам выполнить задание «Закончить мою фразу»:

«Лес осенний конопат потому, что…»(листопад).

«Налетели конопушки, стали рыжими…»(опушки).

«Лес, точно терем расписной…»(лиловый, золотой, багряный).

«Ходит осень по дорожкам…» (промочила в лужах ножки).

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились.

Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: А вы знаете ребята, как  в старину назывались месяцы года и в частности осенние месяцы. Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник,  хмурень, листопадник.

Как вы думаете ребята почему сентябрь называли «рябинником». ( В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина). Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».

А почему хмурень? (Небо в это время года чаще хмурится, идут дожди).

А  листопадкин? (В сентябре начинается листопад).

Воспитатель: Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник, свадебник.

-Как вы думаете, почему? (Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).

В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».

Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены и на Руси праздновались свадьбы.

Ноябрь называли   подзимник, грудень.  В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.

 Почему ноябрь – подзимник? (Последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы).

А почему ноябрь – грудень? (Название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами).  

Воспитатель: Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

1.Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

2.Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

 3.Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

4. В октябре семь погод на дворе.

 Воспитатель: Молодцы дети!!!

Физкультминутка:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы – листики осенние,

На веточках сидели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, я  предлагаю вам выполнить творческую работу на тему: «Осень золотая». У вас на столах лежат трафареты осенних листьев, краски, кисти, губка, баночки с водой, карандаши, пастель. Вы можете выбрать любой  материал необходимый  для вашей  работы. Все работы мы оформим на нашей выставке.

В конце занятия воспитатель подводит итог, задавая вопросы по теме занятия, рассматривают и оформляют выставку детских работ.

Последующая работа: Совместная выставка рисунков и поделок «Подарки осени». Ввести в активный словарь осенние прилагательные: багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *