Конспект экскурсии по экологии в средней группе: Материал по окружающему миру (средняя группа): Конспект обзорной экскурсии в средней группе «Путешествие по экологической тропе» – Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: «Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе
Материал по окружающему миру (средняя группа): Конспект обзорной экскурсии в средней группе «Путешествие по экологической тропе»
Задачи:
1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю.
2. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
3. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.
4. Расширять и закреплять знания детей о лекарственных растениях.
Ход.
(Дети стоят на улице возле центрального входа)
Ребята, сейчас мы пройдем по экологической тропе. Ее проложили для вас мы – педагоги нашего детского сада.
Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах. Узнаете, что природа дарит человеку для его жизни и как человек должен охранять все живое.
Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту.
Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить:
— Взрослые и дети – друзья и защитники природы.
— Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву.
— Не рви цветов, растущих в лесу, поле, на лугу; пусть ими любуются другие люди.
— Не убивай лягушек, жаб, ящериц – они приносят пользу.
— Береги муравейники; муравьи – защитники наших лесов и парков.
В путешествие волшебное
Мы отправимся сейчас.
Будет что-то интересное,
Ну, ребята, в добрый час
Ну что ребята пойдём по тропинке искать объекты нашей экологической тропы?
Остановка 1: «Беседка».
В беседке можно познакомить детей с правилами поведения в природе. Продолжается беседа о кустарниках, деревьях, тополе, американском клене, о самых распространенных птицах нашего города– воробьях. Подвожу детей к пониманию, что в природе все взаимосвязано: деревья, растущие в почве и получающие из окружающей среды все необходимое для своей жизни; насекомые, живущие на деревьях за их счет; дятлы, питающиеся этими насекомыми и тем самым спасающие деревья от гибели; воробьи, использующие дупла для своих жилищ и приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, обитающими на деревьях.
Зачитываю детям текст с правилами поведения в природе и выясняю, как они понимают его содержание, как каждый из них соблюдает эти правила на практике в своей повседневной жизни.
Про всех на свете.
Все-все –все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все-все-все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру – «Совушка — сова».
Молодцы – идем дальше.
Остановка 2: «Сирень»
Отгадайте загадку:
Ветки белы и лиловы,
Аромат весь день!
Назовите одним словом:
Так цветёт… (Сирень)
Скажите, пожалуйста, сирень — это дерево или куст? (куст)
А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)
Как называется этот большой куст? (сирень)
А что вы о нём знаете? (Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами. Из цветков сирени делают лекарство. Возле сирени мы можем гулять сколько угодно — это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть).
Послушайте еще немного об этом кустарнике.
Сирень — это благоухающий, радующий нас в мае, кустарник. Нежные цветы немного похожи на колокольчики, которые собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розоватого, от лилового до фиолетового
Предлагаю взбодриться возле сирени — подышать.
Дыхательная гимнастика:
Подуем на плечо, подуем на другое
Нам солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем и на грудь мы, и грудь свою остудим.
Подуем мы на облака и остановимся пока.
Отправляемся дальше.
Остановка 3:»Зелёная аптека
Погода расплакалась – просто беда,
На небе — вода, под ногами – вода,
И хлюпает нос, и в горле першит,
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Он разные травы для вас собирал.
Придет к вам, и скажет: «Дружок, не скучай,
А выпей целебный, душистый чай!»
Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют).
А сможете вы на цвет и вкус определить, из каких лекарственных растений приготовлен целебный сбор? (дети определяют по внешнему виду и по запаху).
Остановка 5: «У медведя во бору».
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. И я предлагаю поиграть в игру «У медведя во бору».
Понравилось вам наша экскурсия по экологическим объектам? Что вы узнали нового? Где было интереснее всего? Что вы расскажете дома родителям? И напоследок послушайте стихотворение. Запомните сами и расскажите дома:
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда,
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья,
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен,
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: «Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе
ТЕМА: Экскурсия в осенний парк. Золотая осень.
ЦЕЛЬ: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.
Задачи: — учить детей различать наиболее характерное состояние осенней погоды: холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,
— провести наблюдение за осенней природой,
— закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету)
— вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев,
— развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Инструктаж о поведении во время экскурсии.
Вводная беседа
-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы знаете?
-Какой месяц осени сейчас?
— Мы с вами познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Мы отправляемся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?
Основная часть (в парке)
-Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк. Там мы с вами
будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.
Пришли в парк. Отгадайте загадки:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(дождик)
— Дети, есть ли сегодня дождик? (ответы детей)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(туча)
— Дети, посмотрите на небо, что вы там видите? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)
Пришла пора,
Опустели леса:
Листья опадают,
Птицы улетают.
(Осень)
— Что изменилось в природе с наступлением осени? (ответы детей: стало холодно, птицы улетают в теплые края, люди одели теплую одежду, листья на деревьях стали желтыми, красными, багряными, золотыми, коричневыми; стал дуть холодный ветер)
— А когда дует сильный ветер, что мы можем наблюдать в парке? (листопад)
— Послушайте стихотворение:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
— Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.
— Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…
— Ребятки, а скажите пожалуйста, куда делись насекомые? (ответы детей)
— Правильно, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев.
— А теперь посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Правильно, они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.
-А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые.
— Какие деревья вы узнаете? ( Клен, дуб, береза, каштан) Молодцы.
-А кто покажет мне ствол дерева? Попробуйте обхватить его пальцами. Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя? Какой ствол? (ответы детей)
— Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.
Поэтому мы попробуем сделать это руками.
Воспитатель предлагает 2 детям взяться за руки и обхватить дерево.
— Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они — толстые
или тонкие?
— А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,
оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)
— А листья большие или маленькие?
— Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.
Давайте соберем листья и составим из них красивый букет.
Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие
листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и
предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,
опускаются на землю.
— Давайте мы тоже покружимся как листики.
— Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.
Игра «Деревья». Воспитатель говорит: — Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает
деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» — дети
кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю».
Дети подбрасывают листья и приседают.
— Ребята а теперь давайте прислушаемся к звукам парка. Какие звуки вы слышите? Да, где-то щебечут птицы. Попробуем их увидеть.
Наблюдение за птицами в течении всей прогулки. Каких птиц мы сегодня увидели? (ворон, голубей, воробьев, галку)
Перед тем, как дети уйдут из парка, воспитатель предлагает полюбоваться красотой осеннего парка.
Конспект занятия по экологии «Экскурсия в парк» средняя группа
Конспект занятия по экологии «Экскурсия в парк»
(средняя группа)
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи: Образовательная:
Закрепить знания детей о зиме.
Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
Обратить внимание детей на первые признаки зимы.
Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.
Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.
Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.
Материал: снег в лесу, картина «Зимний лес», елка, береза, загадка.
Ход занятия
(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)
Восп: Ребята, какое время года?
Дети: Зима.
Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?
Дети: Холодно.
Восп: Люди как начинают одеваться?
Дети: Тепло.
Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?
Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.
Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.
Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.
(Воспитатель читает пословицы)
Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»
«Береги нос в большой мороз»
Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.
(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)
Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?
Дети: Скрипит.
Восп: А снег когда скрипит?
Дети: Когда мороз.
Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.
(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)
Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.
Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?
Дети: Лужи замерзли.
Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.
(Дети ломают лед)
Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.
(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме. После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)
Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?
(ответы детей: белые, в снегу)
Восп: А какие были раньше?
(ответы детей)
Восп: А где же наша береза?
(Дети находят и показывают)
Восп: А покажите, где еще береза растет?
Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.
(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
Некому березку заломати,
Некому кудрявку заломати,
Люли-люли, заломати.
Как пойду я в лес погуляю,
Белую березку заломаю,
Люли-люли, заломаю.
Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)
Дети: Елка.
Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?
(ответ детей и подходят к елке)
Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?
Дети: Нет.
Восп: Правильно. А что растет на елке?
Дети: Зеленные иголки и шишки.
Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?
Дети: Зеленого.
Восп: А на какую фигуру похожа елка?
Дети: На треугольник.
Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?
(дети рассказывают стихотворения)
Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект НОД по экологии в средней группе «Экскурсия в парк»
Конспект НОД по экологии «Экскурсия в парк»
Средняя группа
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи:
- Образовательная: Закрепить знания детей о зиме, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки зимы, на свойство снега в морозную погоду. Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно. Расширять представление детей о природе: учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев.
- Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную память. Развитие литературной речи.
- Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к родному краю, доброе, бережное отношение к природе.
Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.
Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.
Материал: аптечка, питьевая вода
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы».
Ход занятия
(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)
Восп: Ребята, какое время года?
Дети: Зима.
Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?
Дети: Холодно.
Восп: Люди как начинают одеваться?
Дети: Тепло.
Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?
Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.
Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.
Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.
(Воспитатель читает пословицы)
Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»
«Береги нос в большой мороз»
Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.
(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)
Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?
Дети: Скрипит.
Восп: А снег когда скрипит?
Дети: Когда мороз.
Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.
(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)
Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.
Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?
Дети: Лужи замерзли.
Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.
(Дети ломают лед)
Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.
(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме. После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)
Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?
(ответы детей: белые, в снегу)
Восп: А какие были раньше?
(ответы детей)
Восп: А где же наша береза?
(Дети находят и показывают)
Восп: А покажите, где еще береза растет?
Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.
(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
Некому березку заломати,
Некому кудрявку заломати,
Люли-люли, заломати.
Как пойду я в лес погуляю,
Белую березку заломаю,
Люли-люли, заломаю.
Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)
Дети: Елка.
Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?
(ответ детей и подходят к елке)
Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?
Дети: Нет.
Восп: Правильно. А что растет на елке?
Дети: Зеленные иголки и шишки.
Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?
Дети: Зеленого.
Восп: А на какую фигуру похожа елка?
Дети: На треугольник.
Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?
(дети рассказывают стихотворения)
Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.
(воспитатель на участке закрепляет знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу, составлять узоры, отгадывать что напечатано)
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе
ТЕМА: Экскурсия в осенний парк. Золотая осень.
ЦЕЛЬ: учить детей различать наиболее характерное состояние
осенней погоды: холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,
провести наблюдение за осенней природой,
закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,
вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев,
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Вводная беседа
-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы знаете?
-Какой месяц осени сейчас?
-Мы с вами познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Мы отправляемся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?
Основная часть (в парке)
-Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк. Там мы с вами
будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.
— Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)
— Что изменилось в природе с наступлением осени?
— Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.
— Дети, посмотрите, в парке стало светлее. Как, по вашему, действительно парк стал светлее? А почему?
— Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзке на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
— Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…
-А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.
-А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.
-Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя? ‘ Какой
ствол?
— Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.
Поэтому мы попробуем сделать это руками.
Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить
-Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они — толстые
или тонкие?
-А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,
оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)
-А листья большие или маленькие?
-Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.
Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом
коричневые, потом только зеленые) .
Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие
листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и
предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,
опускаются на землю.
-Давайте мы тоже покружимся как листики.
Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.
Дидактическая игра
Игра «Эхо». Воспитатель громко произносит любой гласный звук А- А -А , а ребенок повторяет его ,но тихо: а- а- а. И так далее.
Игра «Разбудить кота».
Дети всают вкруг ,ребенок в роли кота садиться в середину круга,дети по очередности изображают голоса детенышей животных будят его,задача кота назвать ,кто его разбудил.
Дидактическая игра
Игра «Кто летает».
Дети становятся в одну линию. Ведущий объесняет правила игры : «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что нибуть летающее — самолет или воробей, — вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее — не поднимайте. Кто ошибется — выходит из игры.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
Эстафета. «Передача мяча».
Дети выстраиваются цепочкой в каждой команде и по сигналу начинают передавать друг другу мяч вперед. Капитан, которому первому передадут мяч, поднимает его вверх.
— Ребята, наши игры и эстафета подошли к концу. Вы все молодцы. Очень старались. Но главное не победа, а участие.
Перед тем, как дети уйдут из парка, воспитатель
Предлагает еще раз полюбоваться красотой осеннего парка.и вместе с родителями покормить уточек .
— До свидания ребята. До новых встреч.
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект экологической экскурсия Средняя группа Воспитатель: Харченко Е.В. Тема: «Весенние загадки нашего участка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Конспект экологической экскурсия
Средняя группа
Воспитатель: Харченко Е.В.
Тема: «Весенние загадки нашего участка»
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.
Задачи:
Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
Развивать внимание, память, активизировать речь детей.
Расширять словарный запас детей (капель, проталины, вьюга, метель и т.п.)
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.
Устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т.д.,
Формирование бережного отношения к природе.
Интегративная деятельность: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклор, двигательная, изобразительная, конструктивная.
Планируемый результат: развитие интегративных качеств — любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Оборудование: срезы дерева, письмо, цветные мелки, счетные палочки.
Ход занятия
Экскурсия начинается на участке группы «Радуга»
Воспитатель: Ребята, какая сегодня замечательная погода, и по этому случаю у меня есть для вас загадка:
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — …
Дети: Весна
Воспитатель: О каких признаках (приметах) весны говорится в загадке?
Дети. Появляются трава, распускаются зеленые листики, цветы, с юга вернулись птицы.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие еще признаки весны вы знаете?
Дети:
Ночь становится короче.
Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
Появляются первые весенние цветы.
Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
Появляются насекомые.
Воспитатель: А расскажите, как вы понимаете пословицы:
«Апрель с водою, а май с травою».
Дети: Таять снег и превращается в воду. Земля водою питается и появляется зеленая трава.
«Май – травень-цветень».
Дети: В мае начинает цвести много цветов.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня утром я получила письмо с пометкой «Детский сад №17, Группа «Радуга».
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, мои маленькие друзья! С приходом весны матушка-земля проснулась ото сна и все вокруг ожило. Я предлагаю вам провести загадочное путешествие по территории вашего детского сада. С приходом весну у меня в лесу появилась много забот и поэтому прийти к вам в гости я не смогу. Я знаю, вы у меня хорошие помощники, любите и охраняйте природу. Ваш друг Лесовичок».
ПЕРВАЯ ЗАГАДКА
Воспитатель:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Дети: Цветы.
Воспитатель подводит детей к клумбе: В апреле все растения оживают, а в мае цвете начинают распускаться. Давайте вспомним, какие цветы растут на наших клумбам и на всей территории нашего участка, а вспомнить нам помогут прочитав загадки Ульяна, Кирилл, Катя, Филипп.
«Загадки»
Ульяна:
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный…
Дети: Тюльпан.
Кирилл:
На зелёной ножке,
Фонарики, горошки,
Ароматны и милы,
Поскорей их назови!
Дети: Ландыши.
Катя:
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращуся я в конфетку!
Дети: Ирис.
Филипп:
На зелёном стебельке,
Жёлтая панама,
А когда её снимает,
Нежным пухом облетает!
Дети: Одуванчик
Воспитатель: Ребята, а как можно распознать растения на клумбах?
Дети: по цветам, по листьям.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете цветы. А кто-нибудь знает, какой самый первый цветок распускается весной?
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Ребята, а почему этого цветок название «Подснежник»?
Дети: Он появляется из под снега.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам впедлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Игра на развитие мелкой моторики «Составь цветок»
ВТОРАЯ ЗАГАДКА
Воспитатель читает следующую загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Дети: Дерево.
Воспитатель: Молодцы! Весной у нас распускаются не только цветы на клумбах, а так листья на деревьях.
София:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Дети: Береза.
Воспитатель: Ребята, что удивительное произошло у березки, как вы думаете?
Дети: На березке распускаются листочки.
Воспитатель: Листочки какие?
Дети: Листочки еще маленькие, зеленые.
Воспитатель: Давайте их потрогаем, понюхаем.
Дети: Листочки липкие, шершавые приятно пахнут.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что появилось на кончиках ветвей?
Дети: Сережки.
Воспитатель: А на всех ли березах на нашем участке есть сережки?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
Дети: Одни березы молодые, а другие постарше.
Воспитатель: Молодцы! А что есть на стволе дерева?
Дети: Кора.
Воспитатель: Какая кора у дерева? Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите какого цвета?
Дети: Кора белая, гладкая.
Воспитатель: Ребята, на коре ствола черные пятна. Что это?
Дети: Это такие отверстия, через которые дерево дышит. Это чечевички (опять рассмотреть через лупу).
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что полезного может нам дать береза?
Дети: Березовый сок, дрова, веники для бани, бумага, чистый воздух.
Воспитатель: Ребята, а какие еще деревья растут на нашей территории детского сада?
Дети: Черемуха, сирень, тополь, ель, клен.
Воспитатель: А какие из этих деревьев хвойные, а какие лиственные?
Дети: Ель хвойная, потому что на ней иголки, а на остальных листья.
Воспитатель: Правильно! Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Раз, два, три – к дереву беги!»
Подвижная игра «Раз, два, три – дереву беги!»
Описание: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к березе беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя и т.д. По завершению игры воспитатель скажет: «Раз, два, три, ко мне беги», дети бегут к воспитателю.
ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА
Воспитатель загадывает загадку
Птичку эту все мы знаем –
На шесте у нас живёт.
Как природа расцветает –
Песни дивные поёт.
Дети: Скворец.
Воспитатель: Как люди готовятся к встрече со скворцами?
Дети: Они строят скворечники.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я предлагаю вам построить скворечники с помощью счетных палочек используя схему.
После того как дети справятся с заданием загадку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в какую сторону смотрит ваш скворечник?
Дети: у кого то вправо, у кого то влево.
Воспитатель: А сейчас вам такое задание, переложите одну палочку так, что бы ваш домик смотрел в другую сторону.
Дети выполняют задание.
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА
Воспитатель задает последнюю загадку
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Дети: Муравей.
Воспитатель: А муравей, кто он?
Дети: Насекомое.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что муравей может поднять тяжести в 10 раз тяжелее своего собственного веса.
Давайте представим, что (имя ребенка) – муравей, то он может унести на себе 10 таких же ребят, как он сам. Как вы думаете, сможет (имя ребенка) унести всех этих ребят?
Дети: Нет.
Воспитатель: А муравей сможет. Хоть муравей и маленький, но он очень сильный. Каких еще насекомых с наступление поздней весны мы повстречали на своем участке?
Дети: Дождевые червяки, бабочки, жуки, стригуны, пауки, божья коровка, комары, шмель.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам прослушать очень важную информацию про одного очень неприятного насекомого и запомнить ее.
Этот маленький злодей
Зверя грозного страшней.
На ветвях, в лесу живет.
Не росу, а кровь он пьет.
Настоящий паразит,
И несет энцефалит.
Облик страшен и зловещ!
Берегитесь! Это – клещ.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Я предлагаю вам взять цветные мелки то, о чем мы сегодня с вами говорили на нашей загадочной экскурсии, нарисовать тех, кого мы сегодня повстречали.
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | 1 этап: мотивационно – побудительный этап | Воспитатель.Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по экологической тропе, путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа. Воспитатель.Но перед тем как отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе. | Дети отвечают Ответы детей. Дети. Ходить нужно только по тропинкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. | 2 этап: организационно – поисковый этап | Воспитатель.Начнем наше путешествие по тропе от домика хозяина тропинки.Ребята кто из вас знает, где живет хозяин нашей экологической тропы? Молодцы. Правильно. Сегодня мы понаблюдаем за деревьями на экологической тропинке. — Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними с наступлением весны. Воспитатель.Под каким деревом домик у нашего хозяина. Отгадайте загадку : Воспитатель.Что больше всего любят березы? Воспитатель. Следующая остановка, там где растет рябинка. А где рябина у нас растет? Воспитатель.Давайте поиграем — Какие части дерева вы еще знаете? Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения. «ствол» — опустили вниз руки «листья» — шевелим пальчиками «корни» — топаем ногами «ветви» — поднимаем руки вверх Следующая остановка там, где растет следующее дерево. Отгадайте загадку : Воспитатель обращает внимание детей на его сильный ствол, пышные ветви. Какую пользу приносит это дерево? ВоспитательИгра «Тропинка» По команде ведущего дети преодолевают воображаемые препятствия. 1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестят, листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами) 2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото. 3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли! 4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом. 5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него. 6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель. Чем отличается ель от других деревьев? Воспитатель.А сейчас я предлагаю вам поиграть П/И «Раз, два, три — к дереву беги» | Ответы детей. Дети находят березу, подходят к ней, здороваются. Дети. Только у березы ствол белого цвета. Ответы детей. Дети. Березы любят солнце. Дети подходят к рябинке, здороваются . (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей) Дети выполняют движения. Ответы детей Дети находят тополь, подходят к нему, здороваются. Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия. (ответы детей) Дети находят елку, подходят к ней, здороваются. Дети. Ель стоит зеленая круглый год. У нее вместо листьев — иголки. Дети. Хвоинки. Дети бегут к названному дереву. | 3 этап: рефлексивно – корригирующий этап | Воспитатель. Вот и подошла к концу экскурсия по экологической тропе. В следующий раз,когда мы отправимся на экскурсию, будем искать знакомые деревья, растущие на территории нашего детского сада и знакомиться с новыми деревьями, растениями и объектами экологической тропы. В группе вы нарисуете то, что видели и запомнили сегодня. Свое любимое дерево, которое больше всего вам нравится. Напоминайте своим друзьям и родителям о правилах поведения в природе. | Дети отвечают, понравилась им, или нет. Говорят, что им понравилось больше всего. |