Коми национальные костюмы: «Разновидности коми-национального костюма в зависимости от территории поселения» – Технология изготовления традиционного коми-ижемского женского костюма | Технология изготовления традиционного коми-ижемского женского костюма | ДК Кирова

26Июн - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Ижемский народный костюм: история, традиции, современность



Каждая эпоха в истории человечества создавала материальную культуру в соответствии со своими эстетическими и нравственными идеалами.

В наши дни мы сталкиваемся с проблемой равнодушия к своей семье, к своим истокам, а то и негативом по отношению к соседям, тем, кто по-другому одет или говорит на другом языке. Мы можем восхищаться другим, не ведомым миром, много о нем говорить, обсуждать, но не знаем ничего в своём крае, его традициях, особенностях, культуре, чем сами по праву можем и должны гордиться.

Гордиться и уважать можно то, что хорошо знакомо, с чем мы сопричастны. В ходе теоретического исследования определяем, что Ижемцы – северная группа коми народа, которая отличается диалектными особенностями языка, хозяйством, специфическими чертами традиционной материальной и духовной культуры. Наша этническая группа коми сформировалась не так давно – в конце XVI столетия. Но за четыре века своего существования ижемцы уже успели ярко заявить о себе. Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда.

Народный костюм коми вышел из употребления почти во всех районах нашей республики, только у коми-ижемцев сохраняется как традиционная одежда из оленьих шкур, так и старшим поколением народная одежда используется в повседневной жизни. Все реже и реже молодое поколение носит народный костюм, а в повседневной жизни совсем нет, только для праздника, но ижемский народный костюм привлекает многих.

Костюм – это часть культуры общества, художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям не только отдельного человека, но народа, региона, эпохи. В его создании участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, обувное, вышивка и др. Но главное, что позволяет говорить о нем как о произведении народного искусства, костюм создавался руками простых людей любящих свою родину, уважающих традиции и бережно передающий их из поколения в поколение.

Цель исследования – изучить историю, выделить особенности, рассмотреть способы применения ижемского народного костюма в современном мире.

Ижемский костюм, как и другие народные костюмы, отражает местный колорит, а зависел он от очень многих факторов, один из них, то место где он родился, менялся, хранился.

По непроверенным данным, история села Ижма началась в 1572 году. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, великорусы и ненцы.

Основные виды традиционной одежды и обуви ижемцев близки по своим формам и внешнему виду к одежде севернорусского населения и ненцев. Ижемцы-оленеводы заимствовали все основные виды ненецкой зимней одежды и обуви из оленьего меха. Восприняли творчески, добавив к ним разные усовершенствования.

У женщин бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дÖрем) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) – из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) – из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпом пас) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (воч дÖра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей). Повсеместно носили одежду из более грубых тканей – домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (ленты), обручи с лентами (бабаюр), платки, шали, а у замужних женщин шли платки, кокошники, которые назывались на коми языке чышъян.

Сарафан коми-ижемцев также имеет ряд отличий от русского сарафана: на сарафане коми закладываются крупные складки, а не мелкие, как на русском, в передней верхней части сарафана между бретелями продевается шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Крепление лямочек сзади существенно отличается от других.

Мужскую туникообразную рубаху обычно шили из белого домотканого холста (дÖра) или пестряди. Праздничная рубаха шилась из более тонкого холста или из фабричных тканей и украшалась черно-красной вышивкой, полосками бранного узорного тканья или узкими вставками кумача на груди, по вороту и на оборках рукавов. На рубахах старинного покроя определенной ширины полотнища достигала 40-45 см, а длина рубахи была не менее 80-85 см. Боковые полотнища, прямые или слегка скошенные, пришивали к центральному. Изредка для удобства в подоле вставляли клинья. Рукава шили из одного полотнища, перегнутого вдоль. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы, часто из кумача. Рубаху шили со стоячим воротником и совсем без воротника. Носили такие рубахи всегда навыпуск, подпоясывая плетенным или тканым пояском (вÖнь, йи), завязывая узел на левом боку. Нижние штаны (гач), более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие, между штанинами вставляли два клина. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздержке – гашнике.

Ижемский женский костюм от костюмов других районов отличается, прежде всего, тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани – шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным преимущественно холодных оттенков: темно-фиолетовый, темно-зеленый, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу – бахрома, которую изготовляли из хлопчатобумажных нитей или гаруса, покрасив их в черный цвет.

Каждый из районов нашей республики отмечен неповторимым культурным своеобразием: Сысольский район – праздничное народное гуляние – «Завалинка», праздник Корткеросского района – фестиваль кузнецов «КÖрт Айка», ижемский район – по сей день празднует «Луд».Праздник весенне-летнего цикла «Луд» – один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Возобновился он в 1991 году. Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал, результатом их кропотливой работы стал сценарий лугового гуляния, на который все приходят в традиционном ижемском костюме.

Приезжают гости и восхищаются красотой, своеобразием ижемского костюма. Гости не только из Республики и России, но и из-за рубежа. У нас побывали гости из: Индии и Франции Коми художники часто пишут портреты ижемок в национальном костюме.

Каждая эпоха в истории человечества создавала материальную культуру в соответствии со своими эстетическими и нравственными идеалами. Творческими источниками для мастеров служили различные явления природы, виды деятельности и объекты окружающего мира.

Обращение к народному костюму, проникновение в его сущность, оценка его эмоциональной выразительности помогают постичь закономерности появления, становления и развития современной формы костюма. Костюм – это часть культуры общества, художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям не только отдельного человека, но народа, региона, эпохи. В его создании участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, обувное, вышивка и др.

Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.

Подводя итог, мы можем сказать, что ижемки в своих костюмах, а особенно в праздничные дни выглядели как царевны из сказок.

В результате работы над проектом проведено теоретическое исследование истории народного костюма села Ижма Республики Коми, выделены традиции и характерные особенности в создании народного костюма данного региона.

В ходе проекта изучалась литература по теме исследования, проводились беседы с жителями села и встречи с народными мастерами.

По результатам проделанной работы составлены буклеты. Разработан методический материал – урок беседа по теме исследования, в разных классах двух школах города он был проведен.

Литература:

  1. http://nvinder.ru/article/vypusk-no-36-20095-ot-5-aprelya-2014-g/2880-naryady-i-tradicii-komi-izhemcev – наряды и традиции коми-ижемцев.
  2. http://costumer.narod.ru/text/sibir/komi-costume.htm – коми костюм.
  3. http://mmgp.ru.izhma.ru/history/ – история Ижмы.
  4. Газета «Республика» от 30.03.2012 стр. 8 – «Гордость ижемки».
  5. Газета «Республика» от 25.03.2011 стр. 16 – «Треюк и бабаюр от Татьяны Поповой». Автор Анна Сивкова.
  6. Шушарина Н. П. / Женский национальный костюм коренных народов крайнего севера как отражение культурного взаимовлияния. http://www.art-in-school.ru/
  7. Шабаев Ю. П. /Историко-культурный атлас Республики Коми [Текст]. – М., 1997. -с. 278
  8. Газет «Красное знамя Севера» от 8.03.2012, № 23-24 (341-342), стр. 9 – «Вековые платки». Автор Ярослава Деркаева.
  9. http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2004/Fedyanovich_2004_5.pdf «Исследования В. Н. Белицер финно-язычных народов поволжья и приуралья».

Основные термины (генерируются автоматически): народный костюм, традиционная одежда, передняя часть сарафана, передняя верхняя часть, отдельный человек, национальный костюм, материальная культура, ижемский народный костюм, ижемский костюм, повседневная жизнь.

Научно-исследовательская работа «Коми национальный женский головной убор»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска

Научно практическая конференция

«Золотые россыпи»

Автор работы:

Вельма София Ивановна,

учащейся 2 «б» класса

МБОУ «СОШ № 2», г. Усинска

ИССЛЕДОВАНИЕ:

«Коми национальный женский головной убор»

 

Направление: культорологическое

Руководитель: Сметанина Светлана Александровна,

учитель начальных классов,

«Почетный работник общего образования Российской Федерации

г. Усинск

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Проблема и ее актуальность

2. Цель, гипотеза и задачи

3. Теоретическое исследование

Историческая справка

Анкетирование

Коми национальный женский головной убор

Головной убор в современное время

4. Вывод

5. Список используемых источников
 

Введение

Я, Вельма София, ученица 2 б класса, родилась в селе Усть-Уса, расположенный в Усинском районе, Республики Коми. Своеобразна и неповторима природа нашего края. Здесь много больших и малых рек и озёр. Леса богаты промысловым зверем и птицей, грибами и ягодами, а водоёмы различной рыбой. В долгие зимние месяцы в северных районах хозяйничают шалые ветры да лютуют сорокоградусные морозы. Зато летом над тундрой светит незакатное солнце, а земля одевает свой лучший наряд, с удивительно яркими красками.

На внеурочных занятиях мы знакомимся с традициями и обычаями народов, живущих в нашей Республике. На одном из таких занятий наш учитель рассказывала и показывала фотографии о национальных костюмов Республики Коми. Особенно сильно бросалось в глаза, что в основе женского головного убора, только платки.

Мне стало интересно, и я решила провести исследование. Оно состоит в том, что изучение особенностей головного убора нашей республики может дать дополнительную, интересную информацию о традициях народа, их быте, взаимоотношениях.

Проблема и её актуальность

В Республике Коми живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Оно отражает богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой.

Мои предки являются коренными жителями Республики Коми, именно поэтому с раннего возраста я изучаю обычаи и традиции этого народа, виды искусства и даже национальный язык. А помогает в этом мне моя бабушка.

Прошлым летом 4 июня в селе отмечался православный праздник христиан «День Святой Троицы». Мы с семьей каждое лето приезжаем сюда, навещаем родственников. И, конечно же, стараемся не пропускать данный праздник. В тот день я увидела женщин в национальных костюмах. Они потрясли меня своей необычайной красотой, богатством и яркостью тканей и отделки. А вот на головах у женщин были яркие, большие платки. Я очень заинтересовалась национальным головным убором женщин ком и предположила (Гипотеза исследования): каждый вид головного убора имеет свое назначение и соответствует определенному возрасту.

Актуальность данного исследования состоит в том, что изучение особенностей головного убора женщин коми может дать дополнительную, интересную информацию о традициях народа, их быте, взаимоотношениях.

Таким образом, целью работы является: изучение особенностей изготовления и художественного своеобразия коми женских головных уборов.

Задачи:

сбор информации о многообразии женских головных уборов у представительниц коми народа;

познакомиться с литературой и интернет ресурсами, связанными с историей, особенностями народного головного убора;

изучить виды головных уборов;

определить своеобразие женского головного убора как особой составляющей национального костюма.

Объект исследования – национальные женские головные уборы.

Я попросила своего классного руководителя помочь мне составить план исследования.

План исследования:

Встреча с бабушкой. Расспросить о женских головных уборах.

Посещение краеведческого музея.

Изучение литературы.

Проанализировать и сделать выводы о назначении каждого вида головного убора.

Теоретическое исследование

Историческая справка

В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.

Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

 

Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины.

Анкетирование

Прежде, чем приступить к изучению женского национального головного убора коми, я решила узнать, насколько просвещены жители нашей республики в данном вопросе. Для этого я провела опрос среди своих одноклассников по теме: «Что ты знаешь о национальном женском головном уборе коми?», в котором приняли участие 25 человек.

п/п

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

Названия

1.

Знаешь ли ты национальный женский головной убор женщин

коми народа? Напиши название

3

8

14

Платок, шапка, шаль

2.

Из каких материалов делали женский головной убор женщин

коми народа?

15

 

10

Шкуры оленя,

Шерсть, лен, кожа, древесина

3.

Что изображено на женских головных уборах у женщин народов коми?

17

2

4

 

4.

Знаете ли вы орнаменты коми? Какие?

5

 

20

Рога оленя, солнце, изба

5.

Знаете ли вы самые распространенные цвета в коми костюме? Какие?

18

 

7

Красный, синий,

белый, черный,

коричневый

 

Анкетирование показало, что только 5 человек из 25 знают женский головной убор женщин коми народа. Ученики не совсем знают, из каких материалов выполнены головные уборы: 12 человек назвали шкуры оленя, и лишь 3 человека указали на шерсть, лен и кожу. Затруднения вызвал вопрос об орнаментах коми: 20 человек не знают их совсем, а остальные 5 нарисовали «рога оленя», «солнце» и «избу». На вопрос о распространенных цветах в коми костюме большинство ребят называли только красный, по три человека – синий, коричневый и белый и двое – черный.

В результате опроса, я пришла к выводу, что знания о коми национальном женском головном уборе у ребят очень скудные. Я считаю, что каждый житель нашей республики обязан знать все о ее коренном населении: об одежде, традициях и прикладном творчестве.

 

Коми национальные женские головные уборы

Очень важную роль в женском национальном костюме коми играют головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин.

Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками.

В Прилузье и на Вычегде девушки носили головедеч — венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Иногда декор головедича дополнялся металическими цепочками. Сзади головедеч и повязка украшались 6-12 цветными лентами, которые собирались на головном уборе девушки в единый пучок и ниспадали по спине до пояса. Головедечь летские девушки, достигшие 16 лет, впервые одевали на Пасху и впоследствии носили в летнее время года. В последний раз девушка одевала такой головной убор при венчании в церки, где вежань снимала его с головы невесты.

На Удоре праздничным головным убором девушек была парчовая повязка (алöй шöвка или барсöвöй от) шириной до 20 см, которая застегивалась сзади на пуговицу. На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к повязке прикреплялись цветные ленты и шелковые кисти. У язьвинских девушек коми-пермячек подобная девичья повязка в одних деревнях называлась «лопшанка», в других «хаас». У вымских коми традиционным головным убором девушки в начале XX в. была «ситка» (сетка), представлявшая собой сплетенный из ниток круглый чепец, украшенный бусами и лентами. Ситку надевали по праздникам, главным образом на рождество, во время святочных игр. Девичий головной убор ижемок — ныв юр — налобная повязка из сложенного в узкую полоску платка, завязанного на затылке.

Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. Особый интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты называется «юр ной» (юр — голова, ной – сукно) представлял собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Согласно старинным народным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза.

 

На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором.

После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того, чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани. Этот валик в большинстве районов носил русские названия: «кичка» на Печоре, «рогуля» на Ижме, «клобук» на Вашке.

Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки.

Комплект женского праздничного головного убора (треюк – ошувка и повойник). Конец XIXв.

В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока – «юр кортод». Он состоит из двух частей: мягкой шапочки, сшитой из ситца или связанной из ниток и одеваемой непосредственно на волосы, и верхнего убора, напоминающего русскую сорочку.

Помимо мягких головных уборов замужние женщины носили и твердые: сборники и кокошники (юртыр, треюр, ошувка).

Головные уборы в современное время

Хотя головные уборы — составная часть народного костюма, стали исчезать из употребления в начале ХХ века по всей Республике Коми, пожилые люди все еще носят и сохраняют их бытование.

В настоящее время его можно встретить на традиционных коми праздниках или в художественно — самодеятельных коллективах. В городе Усинске это национальный ансамбль коми песни. А так же национальные праздники. Всё это являются связующим звеном между коми культурой и современностью.

Несмотря на то, что коми национальный головной убор в наши дни полностью вышел из употребления, некоторые его элементы можно встретить в современной одежде и аксессуарах. В основном это платки с яркой цветовой гаммой.

Вывод

В результате проделанной работы я узнала, какие бывают разновидности женского головного убора коми костюма, чем различается головные уборы девушек и замужних женщин.

В ходе проведенных исследований я подробнее ознакомилась с прошлым своего народа: традиционным хозяйственным укладом, богатой материальной культурой, величайшей мудростью предков, с теми ценностями, которые бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Теперь, отправляясь на коми традиционные праздники, концерты и другие мероприятия, связанные с культурой этого народа, я с уверенностью смогу определить, к какому народу относится тот или иной головной убор.

Перспективы: я научусь шить головные уборы женщин коми для кукол, вышью себе повязку и научусь носить, буду рассказывать своим одноклассникам и друзьям о национальном женском головном уборе коми.

В дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, в котором особую роль будет занимать декоративно – прикладное творчество коми народа.

Таким образам, в процессе исследования, можно сделать следующие выводы:

— к изготовлению головных уборов коми рукодельницы относились с особой тщательностью;

— головные уборы классифицировались по возрастным особенностям;

— в зависимости от вышеперечисленной группы, головные уборы отличались по форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Народная одежда коми в XVII – XVIII вв. Жеребцов Л.Н.

    Формирование народности коми Лашук Л.П., Москва 1972 г.

    Народы и культура Урала в XIX — XX вв. Екатеринбург 2002 г.

    Народное искусство коми Грибова Л.С., Савельева Э.А. и др.

    Москва 1992 г.

    Текстильный орнамент коми Климова Г.Н. Сыктывкар. Коми книжное Издательство 1984 г.

    Детям о культуре народа коми Сыктывкар 1995 г.

    Журнал « Северные просторы»

    Методическая разработка на тему: Педагогический проект «Коми национальные костюмы»

    Педагогический проект

    «Коми национальные костюмы»

    Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

    Пояснительная записка

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

    Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

    Актуальность проекта:

    Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное — это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

    Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

    Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

    Цель проекта:

    Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

    Задачи проекта:

    • Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

    • Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

    • Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

    • Развивать творческие способности детей.

    Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент — развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

    Ожидаемый результат:

    Дети должны знать и называть:

    • место проживания: республику, город.

    • свою нацию.

    • национальный костюм своего народа, элементы одежды.

    • национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

    Механизм реализации проекта:

    Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

    Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

    Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

    Паспорт педагогического проекта

    Тема: «Коми национальные костюмы»

    Адресация проекта  дошкольным работникам.

    Участники проекта дети старшей группы 

    Возраст воспитанников 5-6 лет.

    По характеру проект:  информационно-познавательный, творческий.

    По количеству участников:  групповой.

    По продолжительности: краткосрочный.

    По профилю знаний: межпредметный.

    По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.

    Ресурсы проекта

     Информационное обеспечение:

    — программа «Истоки»; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

    — Беседы

    — презентации,

    — интернет,

    — подборка художественной литературы согласно возраста,

    Информационно-техническое:

    — компьютер,

    — телевизор,

    — фотоаппарат,

    Организационное обеспечение:

    — непосредственная образовательная деятельность,

    — режим дня,

    Материалы к занятиям:

    Демонстрационный:

    Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах», Картина «Северный олень», кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы»,

    Раздаточный:

    Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент», «Одень куклу».

    Требования к уровню подготовленности воспитанников:

    1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

    2. Умеют обсуждать просмотренный материал

    Предполагаемые продукты проекта 

    Продукты деятельности педагогов:

    — обогащение предметно — развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

    — презентация проекта,

    Продукты деятельности детей:

    — обогащение предметно — развивающей среды Коми куклами

    — рисунки

    — вылепленные пимы,

    Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

    Коми куклы для театра

    Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный этап.

    Цель: развитие интереса к деятельности

    Срок проведения

    Содержание деятельности, основные мероприятия

    Ответственные

    Предполагаемый результат работы

    3 неделя февраля

    Сотрудничество с семьями воспитанников:

    • Доведение до сведения смысла и цели проекта.

    Воспитатели

    Родители

    Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

    Работа с детьми:

    • Выявление первоначальных знаний.

    • Рассматривание альбома «Коми край»

    Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

    Детская проблема: Почему жители Коми так одеваются?

    Детская цель: Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

    Создание кукол для режиссерских игр.

    Практический интерес для детей (мотивирующий фактор): найти ответы на вопросы для создания кукол

    Воспитатели

    Выявление знаний по данной теме.

    Постановка проблемных вопросов.

    Постановка общей цели.

    Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

    представлений детей по теме,

    ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

    Данные сообщаются родителям: об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

    2 этап. Основной.

    Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

    Сотрудничество с семьями воспитанников:

    Выполнение индивидуальных домашних заданий:

    а) принести бросовый материал для создания макета

    Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

    3 неделя февраля

    Работа с детьми:

    1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

    Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

    Познание окружающего мира

    Тема: Тема: «Классификация Коми национальной одежды»

    Цели и задачи.

    Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

    Познакомить детей с историей национального костюма.

    Развивать творческие способности детей.

    Воспитатели

    У детей формируются представления о национальной одежде

    Развитие речи.

    Тема: Мультимедийная презентация

    «Коми национальный костюм».

    Цель: Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

    — Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами.

    Развивающие:

    -Развивать интерес к культуре народов своего края.

    -Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

    Воспитательные:

    -Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

    В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах»; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу».

    Раскрашивают раскраски «Коми народ»

    Воспитатели

    Рисование

    Тема: «Оленеводы»

    Цель: приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству.

    Задачи:

    — познакомить с национальным костюмом народов севера Коми.

    -учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности.

    -упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

    Художественное творчество (лепка)

    Тема: Северные пимы

    Цель: знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

    Задачи:

    — познакомить детей с сапожным промыслом

    -учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

    Художественная литература

    Тема: Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна».

    Задачи:

    — воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

    — поддерживать интерес к литературным произведениям.

    -учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

    -развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

    Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

    Конструирование из ткани

    Тема: «Коми куклы».

    Цели и задачи:

    Обучающие: обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

    Развивающие: работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

    3 этап. Итоговый.

    3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников:

    Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

    Родители

    Работа с детьми:

    Оформление кукол «Коми орнаментом»

    Воспитатели

    4 этап. Презентация.

    Работа с сотрудниками ДОУ.

    Презентация проекта на Педагогическом совете

    Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

    Работа с детьми:

    Проведение презентации.

    Беседа с детьми об их удовлетворенности: Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

    Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

    Появление у детей новых знаний

    Презентация на тему коми национальная одежда. «Разновидности коми-национального костюма в зависимости от территории поселения

    Последние:
    • Основные отличия опеки от усыновления
    • Тату бритни спирс Перевод татуировки бритни спирс на идиш
    • День мотострелковых войск России: дата, история Поздравления с днем сухопутных войск прикольные
    • Что делать если заклинило замок чемодана?
    • День зимнего солнцестояния: история и традиции

    Презентация — Национальная одежда народа коми

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    Национальная одежда народа коми

    Слайд 2

    Главной заботой каждой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет. Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду — из межа. Обувь делали из кожи. Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из неё же катали валенки.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Рубаха

    Слайд 6

    Слайд 7

    Сарафан
    Штаны

    Слайд 8

    Передник

    Слайд 9

    Пояс
    Коми-зырянские пояса. Конец XIX века. Национальный музей Республики Коми (из альбома Народное искусство Коми, 1996)

    Слайд 10

    Чулки

    Слайд 11

    Варежки Перчатки

    Слайд 12

    Обувь
    коты

    Слайд 13

    Зимняя обувь
    пимы унты

    Слайд 14

    Верхняя одежда

    Слайд 15

    верхняя одежда северных коми-зырян
    Традиционная меховая одежда ижемских оленеводов. Интинский район

    Слайд 16

    Слайд 17

    Головные уборы

    Слайд 18

    Сорока — женский головной убор летских коми. С. Гурьевка, Прилузский район, Республики Коми, 1990 г. 
    Солярные узоры на головной повязке коми-зырянской невесты. Национальный музей Республики Коми

    Слайд 19

    Солярный бисерный орнамент на головном уборе невесты у печорских коми-зырян. Село Соколово, Троицко-печорский район Республики Коми, 1993 г.

    Слайд 20

    Костюм крестьян Прилузья
    Костюм крестьян Прилузья
    Костюм крестьян Усть-Цильмы

    Слайд 21

    Костюм Вычегодских крестьян
    Костюм Усть-Сысольского уезда

    Слайд 22

    Костюм крестьян Ижмы
    Костюм крестьян Удоры

    Слайд 23

    Музей с.Усть-Вымь.

    Слайд 24

    А.И. Хозяинова, г.р. 1920, известная сочинительница колыбельных и исполнительница коми народных песен. Село Кельчиюр, Ижемский район Республики Коми, 1993 г.

    Слайд 25

    Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.  
    Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.  

    Слайд 26

    Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.  
    Повседневные женские наряды летских коми. Село

    Слайд 27

    Традиционная одежда промысловиков у ижемских коми. Село Ижма, Республика Коми, 1993 г. 
    Традиционная мужская о дежда лузских коми. Село Объячево, Прилузский район, Республики Коми, 1990 г. 

    Сценарий Экскурсии в этномузеи. «Знакомство с коми национальным костюмом»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 общеразвивающего вида».

    Сценарий экскурсии в этномузей

    «Знакомство с коми национальным костюмом»

    (ОО «Познание»)

    Составила: воспитатель средней группы А.В. Апасова

    Ухта 2015 г.

    Цель: Расширять представления детей о своей республике

    Задачи: Познакомить детей с бытом и традициями коми народа, с коми национальным костюмом, закрепить элементы коми орнамента, которыми украшали одежду, воспитывать интерес к прошлому коми народа и его языку.

    Активизировать речь детей, познакомить с коми названиями: Ань, Айморт, керка.

    Оборудование: 2 куклы (мальчик и девочка) в коми национальном костюме, альбом с коми орнаментами, полотенце, украшенное орнаментами.

    Ход мероприятия.

    Воспитатель: Ребята, в какой мы с вами живём республике? (В Коми крае)

    Да, мы живём с вами в республике Коми и сегодня встретимся с жителями коми народа. Нас пригласили к себе в гости Ань и Айморт.

    Ань – означает женщина, Айморт — мужчина. Дом, в котором живёт коми народ, называется – керка. Ребята посмотрите, как одеты Ань и Айморт, они одеты в коми национальные костюмы.

    Такую одежду носили раньше – это старинная одежда. Её носили жители нашей республики.

    — Что особенного в их одежде вы увидели? (длинная кофта, сарафан, фартук.)

    — Скажите, а сейчас такую одежду носят? (нет)

    — Может ваши бабушки, мамы кое-что надевают из этой одежды? (фартук, когда готовят кушать)

    — Фартук можно называть ещё передником.

    — Скажите, а для чего женщины надевали фартук? (чтобы не испачкать одежду.)

    -Женщины боялись испачкать свой сарафан, который одевали под передник. Посмотрите, он у них длинный до пят и вышит узором. Этот узор вышивали руками, поэтому тот, кто вышивал, называли рукодельницами.

    — Мы с вами уже знакомились с элементами коми орнамента. Посмотрите внимательно и скажите, какие знакомые элементы коми орнамента вы видите на узоре? (квадраты, прямоугольники, ромбы и др.). Кого характеризуют эти рисунки? (животных, солнце)

    -Что ещё одето на женщине? (рубашка)

    — Она у женщин тоже длинная, кто знает почему? (для красоты)

    — Длинная рубашка для того, чтобы не замёрзнуть, так как у нас очень суровый холодный климат в нашей республике. Воды раньше в доме не было и за нею надо было идти во двор, огород. И чтобы не надевать лишний раз тёплую одежду, они шили и носили эти длинные рубашки, которые спасали их от холода.

    — Рубашка у Ань простая или у неё есть что — то необычное? (она украшена коми орнаментом)

    — Молодцы она тоже украшена коми орнаментом. А кто вышивал коми орнамент? (рукодельницы вручную).

    — Ребята, что ещё мы с вами не сказали про нашу хозяйку? (надет на голове платок)

    — Для чего его надевали? (Убирали волосы). Женщины так убирали свои волосы, когда готовили еду, или выходили на улицу. Он тоже вышит коми орнаментом.

    Ребята давайте с вами поиграем в игру: «Найди коми орнамент»

    Ребятам предлагалось внимательно осмотреть коми избу и показать где присутствует коми орнамент (на каких предметах).

    — Кто помнит, как зовут мужчину на коми языке? Мужчину зовут Айморт,

    Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как одевались в старину мужчины и женщины (воспитатель показывает картинку)

    — Что общего в одежде мужчин и женщин? (рубашка)

    — И мужчины и женщины коми народа носили рубашки. Рубашки мужчин тоже украшены коми орнаментом. А сейчас мужчины носят рубашки? (носят и папы, и мальчики).

    — Рубашки носили раньше и сейчас ведь без рубашки мы не можем ходить. А почему? (некрасиво, можно замёрзнуть)

    Раньше мужчины носили широкие штаны, которые заправляли в сапоги.

    — Одеваются ли сейчас так мужчины? (нет).

    Со временем поменялся стиль одежды. И сейчас мужчины одеваются совсем иначе.

    — А что ещё есть необычного в одежде мужчины? (пояс)

    — Пояс служил для того чтобы подвязывать штаны. Его носили поверх рубашки. А сейчас что заменило пояс? (ремень)

    Ребята, я хочу спросить вас, у кого мы сегодня были в гостях? (у Ань и Айморта)

    — Что особенного мы заметили в одежде коми народа? (они одеты в коми национальные костюмы: рубахи, юбки, сарафаны, которые отличаются от современной одежды).

    — Чем украшена одежда коми народа? (рисунками, орнаментами.)

    — Кто помнит, как называется дом у народа коми? (керка)

    Да, верно. Ань и Айморт приглашают нас ещё раз прийти к ним в гости, и они нам расскажут ещё много интересного про свое житье- бытье. Ну а теперь скажем Ань и Айморту до свидания.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *