Капитанская дочка верность в любви: Аргументы «Верность и измена». «Капитанская дочка». » Рустьюторс – Какие аргументы для верности и измены приводятся в повести «Капитанская дочка»?

21Авг - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Тема любви в романе Капитанская дочка Пушкина

Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое способны немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина испытывали чувство любви: Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Владимир Дубровский и Марья Кирилловна Троекурова, Руслан и Людмила… У Александра Сергеевича ещё много примеров любви. Но речь не о них, а о героях романа «Капитанская дочка» — Петре Гринёве и Маше Мироновой.

Пётр Гринёв — мужественный молодой человек, бесстрашно отправившийся бороться в казакским атаманом Емельяном Пугачёвым. Приехав в острог, неподалёку от которого расположилось разношёрстное войско Пугачёва, герой готовился к начинающейся войне. В остроге Гринёв и встретил капитанскую дочку, Марию Миронову. У них сложились дружеские отношения.

Несмотря на дружбу, герои испытывали друг к другу сильные чувства. Ни один из них не решался в этом признаться. Но время было опасное, опасный враг наступал, и жизни Петра угрожала опасность. Когда Маша об этом узнала, то сразу же поняла, что любит Петра Гринёва. Но всё обошлось. Пугачёв пощадил героя, иначе и не было бы всей этой истории.

Оба героя оставались наедине со своими чувствами, и не могли отрицать любовь. Оба они томились вопросом: «Взаимна ли эта любовь, или придётся остаться с разбитым сердцем?» Это томление было обоим в тягость. Они жаждали этого признания.

Однако вскоре опасность настигла и Машу, тогда Гринёв тоже понял, что на всё готов ради капитанской дочки. Обстоятельства вынудили героев признаться друг другу в своих чувствах. Но совместное счастье долго не продлилось. Позже героям пришлось на время расстаться. Пётр отправил Машу к своим родителям, в свой родной дом, чтобы спасти девушке жизнь. Сам Гринёв тоже вскоре вернулся, и молодая пара поженилась.

Подробности дальнейшей жизни героев Александр Сергеевич Пушкин нам не раскрывает. Он лишь упоминает, что возлюбленные были всегда вместе. Но понятно, что молодожёны счастливы. Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. Любовь и счастье должны быть синонимами. Если всё наоборот, то это точно не любовь.

Но в этом романе речь идёт не только о любви мужчины и женщины. Здесь есть тема любви к родине. Пётр Гринёв любит свою родину, он готов был умереть от руки казанского атамана. Но Пугачёв тоже любит родину и народ, её населяющий. Они любят по-разному. И проявляют свою любовь тоже по-разному.

Тема любви в лирике и прозе А.С. Пушкина является ключевой темой. Это связано с влюбчивой натурой великого русского писателя и поэта. Любовь — главное, что было, есть и будет у людей. Её надо беречь. К всех своя уникальная история любви, и главное — она должна дарить силу, уверенность и счастье. Любовь должна быть главной ценностью в жизни каждого человека. Несчастлив тот человек, который не смог бороться за свою любовь или никогда не испытывал этого чувства.

2 вариант

Помимо острого социального фона, связанного со временем восстания под предводительством Емельяна Пугачева, в последнем значительном прозаическом произведении Александра Сергеевича Пушкина, романе «Капитанская дочка», одно из центральных мест занимает история любви главного героя и «капитанской дочки, Маши Мироновой.

Главный герой, Петр Гринев, молодой офицер российской армии, пребывает на место своей службы в отдаленную крепость, расположенную в Оренбургской губернии. Его непосредственный командир, капитан Иван Кузьмич Миронов, вместе с женой Василисой воспитывал восемнадцатилетнюю дочь Машу. Девушка не сразу произвела на молодого человека благоприятное впечатление, чему во многом поспособствовал главный отрицательный персонаж романа, Швабрин. Но в скором времени Гринев присмотрелся к Маше, она ему сильно понравилась за скромность, доброту, а также множество других достоинств.

Швабрин видел, что Гринев испытывает к главной героине. И не мог пройти мимо, не попытавшись смешать с грязью чувства молодых людей. Спровоцировав дуэль, Швабрин ранил Петра. Ухаживать за больным вызвалась Маша, что еще больше убедило Петрушу в правильности своего выбора. Он сделал девушке предложение руки и сердца, но их свадьба была вынуждена произойти в гораздо более позднее время.

Сначала отец Петра выступил против свадьбы своего сына. А после этого так вообще восставшие под руководством Пугачева захватили крепость. При этом были жестоко убиты капитан Миронов с супругой. Маша тяжело пережила гибель родителей, она слегла с горячкой в Оренбурге.

Покинувший незадолго перед этими событиями крепость Петр узнал из послания своей возлюбленной, что его давний враг, Швабрин, перешедший на сторону бунтовщиков, всеми силами склоняет девушку к тому, чтобы стать женой Швабрина. Маша умоляла Петра о помощи, и Гринев отправился на выручку своей любимой. По дороге ему было суждено познакомиться с Пугачевым, который обещал помочь ему вернуть невесту. Преодолев справедливое отвращение к убийце своих родителей, Маша отправилась в родовое имение своего жениха Петра, а Гринев был вынужден продолжить наступление вместе с Пугачевым.

В конце-концов правительственная армия разгромила восставших. Пугачева казнили, Швабрина разжаловали и фактически морально уничтожили. Петра по подозрению в принадлежности к восставшим, заключили в тюрьму. И тут проявился сильный и самоотверженный характер Марии, которая дошла до императрицы Екатерины с тем, чтобы оправдать своего любимого.

Любовь Гринева и Маши помогла преодолеть им множество жизненных невзгод, их чувство было настолько сильным и цельным, что помогла справиться со всеми испытаниями.

Любовь в Капитанской дочке

Любовная тема очень часто поднимается в русской литературе, также данное произведение не является исключением. Искренне любить и любить всем сердцем способны немногие люди. У Александра Сергеевича много примеров такой любви.

В данном романе читатель наблюдает за тем, как развиваются отношения Петра Гринева и Маши Мироновой. Петр является очень мужественным и смелым парнем. Он отличается благородством, храбростью и преданностью долгу. Молодой человек был готов к борьбе с мятежником Пугачевым, который был очень опасным и нещадно расправлялся со своими врагами.

Петр перед началом войны прибыл в острог, там он и остановился. Вот-вот должна была начаться война. Очень близко к этому место располагалось очень своеобразное войско мятежника. Именно в остроге герой и познакомился с Марией Мироновой. У знакомых очень быстро сложились доброжелательные и дружеские отношения.

Они только дружили, но глубоко в сердце были тайно влюблены друг в друга. Чувства были очень сильными, но у героев не хватало смелости признаться в них. Так как положение было очень сложное. Враг был уже очень близко. Жизнь Гринева была в серьезной опасности, его могли убить. Маша, получивши это известие, сразу осознала, что ее чувства к герою очень серьезны, и она боится его потерять. Благо, все хорошо закончилось. Пугачев оставил героя в живых, и это произошло не случайно. Они уже были ранее знакомы, и Пугачев принял выбор героя.

И Петр, и Мария оказались в такой ситуации, что поняли глубину своих чувств. Теперь они точно знали, что это любовь. Однако, они оба боялись признания, так как не знали, взаимно ли это. Они боялись, что их чувства могут оказаться невзаимными и следствием будет разбитое сердце. Это было сложное время для героев, им обоим было необходимо это признание.

Через время Мария оказалась в опасности. В этот момент Петр осознал, что пойдет на всё, дабы освободить капитанскую дочку. Обстоятельства помогли героем открыть те чувства, которые они так долго скрывали. Радовались они не долго, так как пришло время разлуки. Гринев отправил свою возлюбленную в свой родительский дом. Это было для того, чтобы сохранить жизнь своей возлюбленной. Вскоре Гринев возвращается, и молодые устраивают свадьбу.

Детали дальнейшей жизни молодоженов нам не известно. Автор только дает понять, что у них сложилась счастливая и полная любви, жизнь.

Трудные обстоятельства помогли героем понять, что на самом деле они чувствуют друг ко другу. Они убедились в том, что их намерения серьезны, и их отношения не являются временным увлечением.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в романе Капитанская дочка

Тема любви в романе Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Любовь в романе Дубровский Пушкина

    Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

  • Анализ сказки Подарки феи Перро

    Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

  • Анализ произведения Платонова Неизвестный цветок

    С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины

  • Анализ произведения Шолохова Жеребенок

    Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

  • Критика о Слове о полку Игореве (отзывы критиков о произведении)

    Величайшее литературное произведение древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе на половцев. Необходимость изложить именно поражение была не случайной

Верность и измена по роману «Капитанская дочка».

Сочинение на тему: Верность и измена по роману «Капитанская дочка».

         Верность — это черта благородных людей. Это способность до последнего быть преданным, несмотря ни на какие обстоятельства. Быть верным можно своей Родине, семье, правому делу, любимому человеку, другу. Полной противоположностью верных людей являются люди-изменники, которые выбрали собственное благополучие, их не волнует судьба своей страны или близких людей. Они способны воткнуть нож в спину, разгласить чужую тайну, сплести заговор против тех, кто им доверяет. 

         Многие произведения русской литературы поднимают тему верности и измены. Писатели пытаются донести до читателя, чем руководствуется человек, который способен на измену. Эти темы являются ключевыми в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 

         Главный герой Пётр Гринев является образчиком честности и верности присяге. Он неподкупен даже перед угрозой смерти. Несмотря на все тяготы и испытания верность государству и присяге сохранили комендант Иван Кузьмич Миронов и его жена Василиса Егоровна. Символом верности любимому человеку является Маша Миронова. Она оказалась перед тяжёлым выбором — спасти свою жизнь, выйдя замуж за предателя Швабрина или сохранить верность и дождаться Гринева. Маша настолько преданна ему, что выдержала всё и просила императрицу помиловать его. 

         Неординарной личностью в романе представлен Емельян Пугачев. Он помогает в пути Гриневу и Савельичу, остались для них незнакомцем, и получает в награду заячий тулуп. Позже, узнав Петра, он милует его, несмотря на то, что Гринев отказался давать ему присягу. Но, оказалось, что Пугачев помнит его добрый поступок. Пугачев — персонаж отрицательный, но он тоже в какой-то мере сохраняет верность своим идеям, хоть он и идёт против Императрицы. Кроме того, надо отдать должное, Емельян Пугачев выполнил все обещания, которые он дал. 

         Измену и предательство в романе олицетворяет Швабрин. Ради своей выгоды он изменил Родине, осквернил офицерскую честь и предал воевавших с ним людей. 

         Но жизнь и обстоятельства рано или поздно все расставляют по местам. 

         И пусть верным и честным людям пока тяжело, они терпят множество испытаний ради того, что для них свято, но в итоге их благородство будет вознаграждено. Предатели же, хоть и хорошо живут до поры, до времени, будут вынуждены ответить за свои проступки.

Не подошло? Напишем сочинение на заказ!

Аргументы для сочинения 15.3 из книги «Капитанская дочка» (ОГЭ по русскому языку)

«Капитанская дочка» — роман А. С. Пушкина, который известен каждому из нас. Его долго проходят, поэтому каждая деталь известна нам досконально. Поэтому Многомудрый Литрекон выпустил специальную подборку примеров из этого произведения для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку. В заголовках Вы видите все темы, представленные в данной книге. Под каждым из них расположены два аргумента.

Совесть

  1. Когда Петр Гринев направлялся в крепость, где ему предстояло служить, он встретился с веселым офицером. Они моментально сдружились, и старший товарищ предложил неопытному Петруше увлекательную игру — бильярд. Гринев согласился, началась партия., однако Зурин выиграл крупную сумму денег у наивного юноши. Разумеется, Савельич упрекнул воспитанника за расточительство, на что сам Петр грубо унизил преданного слугу, заявив о своем исключительном праве распоряжаться деньгами. Однако после сцены героя начала мучать совесть: он не имел права так обращаться с тем, кто всю жизнь посвятил ему. В итоге юноша извинился перед слугой и получил важный жизненный урок — нужно слушать свою совесть.
  2. Захватив крепость, Пугачев расправился с теми, кто не захотел ему присягнуть. Особенно он лютовал, когда видел перед собой знатного и обеспеченного человека. И вот перед ним предстал Петр, которого он решил казнить без лишних церемоний. Но тут из толпы выбежал Савельич, простой мужик из крестьянского сословия, и предложил свою жизнь в обмен на жизнь юноши. Увидев это, Емельян вспомнил, как молодой барин щедро вознаградил его заячьим полушубком за то, что он указал им дорогу в метель. Совесть не позволила жестокому казаку повесить того, кто был добр к нему. Он отпустил Гринева и его слугу.

Честь

  1. Всем известен эпиграф к книге Пушкина «Капитанская дочка» — «Береги честь смолоду» . Именно этот завет дал отец своему юному сыну, отправляя его на службу. Жизненный урок пригодился Петру, ведь он смог сберечь свою честь в период крестьянской войны, когда многие люди не справились с испытаниями. Идеалы чести и мужества помогли герою выбирать правильную дорогу, даже несмотря на риск и опасность. Он остался офицером, верным своей присяге, хоть ради сохранения этой преданности он и рисковал жизнью.
  2. Честь — это достоинство, которым очень дорожили люди во все времена. Так, Петр, услышав об оскорблениях в адрес семьи Мироновых, без колебаний бросил вызов опытному дуэлянту Швабрину. Он рисковал жизнью, чтобы защитить честь дорогих ему людей. В его представлении это были равнозначные вещи, которые стоят друг друга. Подобные убеждения помогли юноше сохранить достоинство в самые тяжелые м неопределенные времена.

Милосердие 

  1. Екатерина Вторая была жестокой правительницей, она весьма сурово подавила мятеж и не пожалела ни одного бунтовщика. Однако и этой властной женщине было свойственно проявление милосердия. Услышав историю сироты, пострадавшей от восстания, царица решила помочь ей и освободить ее жениха. Также она наградила невесту приданым и обеспечила ей счастливую жизнь. Эти поступки свидетельствуют о том, что правительница была не только абсолютным монархом, но и милосердной женщиной.
  2. Когда родителей Марьи казнили у нее на глазах, она пребывала в состоянии ужасного и непередаваемого потрясения. Но тут растерявшуюся девушку спрятала у себя попадья, которая выдала ее за свою родственницу. Героиня рисковала своим благополучием, но спасла несчастную капитанскую дочку от расправы бунтовщиков. Это и есть христианское милосердие, которое присуще представителям духовного сословия.

Преданность 

  1. Несмотря на шантаж и угрозы Алексея Швабрина, Марья Миронова преданно ждала и любила одного лишь Петра Гринева. Пока мучитель держал ее на хлебе и воде, запугивал и заставлял принять его предложение, героиня стойко переносила лишения и сохраняла верность своему избраннику. Она умудрилась отправить ему письмо с просьбой о помощи, но аде если бы он не пришел, не пошла бы на сделку со Швабриным. Таков идеал пушкинской женщины — преданной, сильной и любящей.
  2. Верность присяге проявил Петр, который даже под угрозой смерти не предал то, во что верил. Он смело признался Пугачеву, что продолжит воевать против него, когда присоединится к правительственным войскам. Герой предпочел мучительную гибель предательству, в отличие от того же Швабрина, который заранее заготовил простую одежду, чтобы перейти на сторону врага. Именно верность помогла Петру с достоинством выйти из гражданской войны, а вот Алексей попал под арест и окончил жизнь бесславно и подло.

Счастье 

  1. Марья Миронова, героиня «Капитанской дочки», видит счастье в любви и семье. Ради него она в одиночку поехала к императрице, чтобы добиться освобождения возлюбленного. Юной девушке, которая никогда не выезжала за пределы своего городка, было сложно добраться до венценосной особы, но она сделала все возможное, чтобы защитить свое счастье. Ей это удалось, поэтому финал романа напоминает конец сказки: «Жили они долго и счастливо».
  2. Отец Петра Гринева видел счастье сына иначе, чем он сам. Когда дворянину поступил донос о связи его наследника с бесприданницей, он наотрез отказался благословить этот брак. Герой полагал, что для счастья нужно равенство в семье, а не мезальянс. Его сын был не согласен с этим, ведь хотел связать свою жизнь с любимой женщиной, а не с ее приданным. Его счастье — не благосостояние, а духовное родство. В итоге свадьба состоялась и стала уроком для Андрея Петровича, ведь именно бесприданница Марья спасла его сына от тюрьмы. 

Достоинство 

  1. Когда Марья узнала, что отец жениха против их связи, она отказалась идти под венец без благословения. В этой честной и скромной девушке было достоинство, которое не давало ей навязываться и поступать против воли родителей Гринева. Героине был чужд расчет, ее оскорбило такое предположение, поэтому она вышла замуж за своего избранника только после того, как получила согласие его родни.
  2. Иногда стереотипами о достоинстве чести умело пользуются злоумышленники. В царские времена в офицерской среде было принято отдавать деньги, проигранные в азартных играх. Это был долг, важный и значимый для каждого. Можно было не платить портному за честный труд, но сомнительный проигрыш нужно было выплатить обязательно. Так, случайный знакомый Петра, Зурин предложил Гриневу поиграть в бильярд. Партнеры выпили и весело провели время, но герой проиграл приличную сумму. Чтобы вовремя погасить этот долг, он даже нагрубил верному слуге. Вот так ложно понятое достоинство становится причиной недостойных поступков.

Доброта 

  1. Семья Мироновых приняла Петра как родного. Василиса Егоровна называла его «батюшкой», всячески опекала и принимала дома запросто, как будто они и вправду породнились. Таким же радушием отвечал ему капитан Миронов, который был гостеприимным хозяином и нестрогим начальником. Марья тоже проявила к Петру бескорыстную доброту: ухаживала за ним, когда он получил серьезное ранение от Швабрина.
  2. Порой жестокость и доброта уживаются в одном человеке. Например, Пугачева нельзя назвать мягким и гуманным человеком: он обрек на смерть сотни людей. В то же время он шел на отчаянный бунт, который был обречен на провал, чтобы помочь своему народу. Он видел, в каком отчаянном положении находятся многие крестьяне, хотел облегчить их долю и заставить власть прислушаться к ропоту населения. Его жестокость была продиктована добрыми намерениями, которые нельзя не уважать.

Подвиг 

  1. Как известно, Емельян Пугачев захватил крепость, где служил главный герой. Когда коменданта крепости, капитана Миронова решили казнить, его супруга вызвалась идти вместе с ним. Она добровольно принесла себя в жертву, чтобы уйти из жизни вместе со своим избранником и поддержать его в последний момент. Этот поступок я считаю настоящим подвигом во имя любви, ведь Василиса Егоровна отдала ради нее все, что у нее было.
  2. Получив письмо от своей возлюбленной, Петр узнал страшные вести: Швабрин шантажировал ее, чтобы добиться взаимности. Марья просила о помощи, ведь натиск обидчика становился все опаснее. Но командир Петра отказался идти на крепость, в этом не было стратегической надобности. В итоге герой самостоятельно, на свой страх и риск, пошел в логово бунтовщиков, чтобы освободить невесту. Он мог бы быть убит, но страх смерти не остановил влюбленного юношу. Его поступок — настоящий подвиг, ведь он готов был на любую жертву ради спасения любимой. 

Любовь 

  1. Иногда сильные чувства связывают даже посторонних людей. Например, Савельич так привязался к своему барину, что готов был пожертвовать собой ради его спасения. Когда Пугачев казнил всех офицеров, оставшихся верными присяге, перед его глазами возник юноша, который отказался примкнуть к восстанию. Он уже собирался отправить его на виселицу, как вдруг Савельич бросился на колени и стал просить за Петра: он предлагал свою жизнь вместо его. Подобное зрелище не оставило Пугачева равнодушным, и он помиловал их обоих. Вот так любовь наставника к ученику спасла Гринева от расправы.
  2. Главная любовная линия в книге «Капитанская дочка» — отношения Марьи и Петра. Герои сильно полюбили друг друга, но ради счастливого воссоединения им пришлось пройти через испытания. Так, Петр, рискуя жизнью, защитил честь Марьи, а позже спас ее из плена. Девушка тоже пришла на выручку своему избраннику, добившись помилования у самой императрицы.

Справедливость 

  1. Пугачева сложно назвать высоконравственным человеком, но он не был лишен чувства справедливости. Когда он узнал, что его подчиненный Швабрин принуждал Марью к браку шантажом, впутывая в это дело самого Емельяна, он сильно разозлился и обрушился на Алексея, а не на капитанскую дочку, которую выдавали за родственницу попадьи. Он отпустил несчастную героиню и ее жениха, понимая, что и так сделал много зла этой невинной девушке. Этот поступок — проявление справедливости по отношению к Марье, которая потеряла родителей из-за «правосудия» Пугачева.
  2. Иногда люди путают справедливость с местью. Так, Екатерина Вторая в произведении Пушкина «Капитанская дочка» жестоко покарала бунтовщиков, огнем и мечом подавила мятеж. Конечно, за разграбления и бесчинства организаторы должны были понести наказание, но только то, что соответствовало масштабу их деяний. Однако императрица приговорила Пугачева к пыткам и четвертованию. Это зверство никак не соответствовало тому, что заслужил бунтовщик. Оно лишь разжигало ответную ненависть в народе, который выступал со справедливыми требованиями, а получил лишь агрессию и насилие со стороны власти.

Внутренний мир

  1. Внутренний мир человека развивается постепенно, и этот процесс подробно описывает А. С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Петр Гринев в начале романа был недорослем, который гонял по двору голубей и мечтал о веселей столичной жизни за отцовский счет. Но строгий родитель послал его служить в глубинку России, где Петр получил суровые жизненные уроки. За это время он возмужал и стал ответственным, умным и отважным мужчиной, способным преданно и честно нести службу и даже спасать жизни других людей. Внутренний мир Петра обогатился новыми впечатлениями и горьким опытом, поэтому в финале перед нами предстала полностью сформировавшаяся личность.
  2. Внутренний мир каждого человека сложен и скрыт от посторонних глаз, его не дано разгадать с первой попытки. Так, мать Марьи, Василиса Егоровна называла дочь «трусихой» и не считала, что скромная и робкая девушка способна на что-то героическое. Однако дальнейшая жизнь героини показала, что ее мать ошибалась: капитанская дочка спасла своего жениха, самостоятельно добравшись до самой императрицы. Этот храбрый поступок — весьма неожиданное проявление внутреннего мира Марьи, которая казалась родителям маленькой и ни на что не способной девочкой.

Нравственный выбор 

  1. Каждый из нас сталкивается с необходимостью нравственного выбора, и главный герой «Капитанской дочки» — не исключение. Петру, как и всем офицерам из захваченной крепости, был поставлен ультиматум: либо казнь, либо отказ от присяги, верность ценой жизни или спасительное предательство. Гринев выбрал гибель, ведь был преданным и честным человеком. Его решение — в полной мере нравственное, так как он поставил свои интересы ниже моральных ценностей.
  2. Необходимость нравственного выбора подстерегает нас на каждом жизненном этапе. Например, Марья Миронова получила предложение от нелюбимого, но очень обеспеченного и знатного человека — Алексея Швабрина. Она, бесприданница, и мечтать не могла о большем счастье, ведь в те времена ее могли бы вообще не выдать замуж без определенного достатка, которого не было. Но героиня отказала кавалеру, потому что не любила его и не хотела продавать себя. Это решение говорит о силе характера и нравственном превосходстве девушки над многими представительницами высшего общества, которые охотно строили семью с тем, кто больше предложит.

Капитанская дочка верность в любви. Как правильно написать сочинение верность и измена

Проблема долга и чести в «Капитанской дочке»

Проблема долга и чести в «Капитанской дочке» , проблема о верности присяге… Об этом говорится в ро­мане А. С. Пушкина. Роман был написан в середине 30-х гг. XIX века, в период наи­высшего расцвета пушкинской прозы; недаром В. Г. Белинский назвал его «чудом совершенства». Он был задуман поэтом во время его поездки по Орен­бургской и Казанской губерниям, где он собирал ма­териал для своей книги «История Пугачева». Мысли Пушкина давно уже занимала фигура Пугачева; его привлекала особая, диковатая сила народного вождя, его незаурядная человеческая натура, своеобразная поэзия бунта и казацкой вольницы. Его Пугачев, бес­спорно, привлекает наше внимание; он показан Пуш­киным с явной симпатией, хотя и не без определен­ной доли иронии и даже насмешки. Но пугачевская тема все же не является в повести главной. Сам пугачевский бунт представляет лишь некий фон, на кото» ром развивается главная тема произведения.

Это П Роблема долга и чести в «Капитанской дочке» , ведь Пушкин не случайно взял в качестве эпиграфа к повести русскую послови­цу «Береги честь смолоду». Именно эта тема станет определяющей для всего произведения, и все герои повести проходят испытание на верность и предан­ность (как присяге, так и любви). В центре повествования находятся обычные лю­ди: капитан Миронов, более двадцати лет честно тя­нувший армейскую «лямку», его верная спутница — жена Василиса Егоровна, их дочь Маша. Капитан ко­мандует маленьким гарнизоном Белогорской крепо­сти, затерянной среди бескрайних оренбургских сте­пей. В эту же крепость был сослан из Петербурга за участие в дуэли молодой офицер Швабрин, в нее же прибывает служить главный герой повести — Петя Гринев, который принадлежит к старинному дворян­скому роду. Его отец был офицером, служил еще при графе Минихе, участвовал в военных кампаниях, и поэтому он воспитал своего единственного сына Пет­ра преданным, честным, верным присяге и хотел ви­деть его офицером.

Главные события в повести происходят во время пугачевского бунта. Крепость оказывается захвачена бунтовщиками, и Пугачев, выдававший себя за царя Петра Третьего, требует от офицеров крепости присяг­нуть ему на верность. В этот критический момент и раскрывается ис­тинная сущность всех главных героев повести. Капи­тан Миронов, поручик Иван Игнатьевич и сам Петя Гринев отказываются присягать самозванцу, каким дл

Капитанская дочка верность и измена в любви. Верность и преданность

Последние:
  • Основные отличия опеки от усыновления
  • Тату бритни спирс Перевод татуировки бритни спирс на идиш
  • День мотострелковых войск России: дата, история Поздравления с днем сухопутных войск прикольные
  • Что делать если заклинило замок чемодана?
  • День зимнего солнцестояния: история и традиции
  • Волосы
  • Аксессуары
  • Похудение
  • Рецепты

Любовь в жизни Гринева

Любовь в жизни Гринева помогает раскрыть лучшие качества центрального персонажа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В отношениях с Машей Мироновой Петр Гринев демонстрирует свою искренность, верность и самоотверженность. Эти качества помогают герою обрести счастье рядом со своей возлюбленной.

Искренность

Когда Гринев приезжает в Белогорскую крепость, он знакомится с дочерью капитана Миронова Машей. Девушка не произвела на Петра особого впечатления, так как о ней нелестно отзывался его товарищ Швабрин. Сама мать Маши называла героиню трусихой.

Однако Петр Гринев влюбляется в Машу Миронову, несмотря на мнения о ней других людей. Центральный персонаж смог разглядеть в девушке душевность и сердечность. Петр Гринев верит только собственному сердцу, не завися от мнения других людей.

Чувства Гринева искренни. Ему неважно то, что Маша является бесприданницей. Для Петра были важны нравственные качества девушки, ее внутренние черты, которые и привлекли внимание героя.

Верность

Тема верности – одна из основных тем в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Верность Петра Гринева проявляется не только в отношении к Отечеству и самому себе, но и в отношении к своей возлюбленной Маше.

Петр видит, насколько Маша ценит семейные традиции. Героиня отказывает Гриневу в браке, потому что родители Петра не давали свое согласие на венчание. Такой поступок не остановил Петра Гринева, он добивался расположения Маши до конца, что говорит о верности центрального персонажа. Гринева не испугали трудности на пути к счастью рядом с Машей Мироновой. Любовь к ней делала его благороднее и смелее.

Самоотверженность

Петр Гринев не может позволить себе оставить любимую девушку в опасности. Главный герой защищает честь Маши, вступая с оскорбившим ее Швабриным в поединок.

В один день Петр Гринев получает от своей возлюбленной письмо. Понимая, что Маша находится в плену у Швабрина, Гринев просит у самого Емельяна Пугачева помощи. Петр спасает Машу, показывая, насколько серьезны его намерения. Гринев не боится пожертвовать собственной жизнью ради благополучия своей любимой.

Когда Петр оказывается в суде, он не называет имя своей возлюбленной, чтобы она не подвергалась многочисленным допросам.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовь в жизни Гринева», рассмотрит проявление таких нравственных качеств Петра, как искренность, верность и самоотверженность.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Самые популярные материалы марта для 8 класса:

А. С. Пушкин „Капитанская дочка”. Маша Миронова, преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять  основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу  над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном    обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование:   портрет А.С.Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины ІІ кисти В.Боровиковского, рисунок   С.Герасимова, 1951г.

                   На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С.Пушкин»,   А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово истории»; В.И.Буганов     «Емельян Пугачев», библиографический словарь «Русские   писатели», т.2; атлас «Всесвітня історія. Новий час (XV-XVIII ст.)», издательство Картография, стр.13, Наша история «100   великих имен» — «А.С.Пушкин», «Екатерина ІІ», творческие   работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?»

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный

Урок – исследование.

Ход урока.

І. Организационный этап

1. Объявление темы, цели, программы урока

ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам

Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» историческая повесть. Можете воспользоваться картой. 
Как  погибли комендант с женой?
Почему Пугачев не казнил Гринева?
За кого выдавал себя Пугачев?
Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?
Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально

Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»
Чтение наизусть отрывка из повести.

Итог проверки домашнего задания.

ІІІ. Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя

     Конечно же, привлекает наше внимание героиня – Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

     В результате исследования текста нам необходимо набрать матерал для устного сочинения – характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументированно.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева, с. 96 (посл.абзац) — 97).
Гринев полюбил Машу и предложил руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характере это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).
Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка.

Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? (в доме священника, под видом племянницы попадьи). Выборочное чтение (с.103).
И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой!? (с.109, 115) (Преданность и верность любимому человеку).
Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (с.119. Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).
Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается (просить у государыни милостивого отношения к своему жениху).
Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).
Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.
Я назову некоторые, если вы не согласны — уберите лишнее.

     Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная ( узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

Устное сочинение – характеристика, составленное учащимися.
Прием «Микрофон».

Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите (верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным.)
Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер  в любви  к Гриневу?
Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя.

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе…  Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами.

Художественные произведения учат жизни. Делайте выводы, чем вы хотели походить на героиню, а мальчики – на Гринева. Есть такое выражение: «Как жаль, что в школе жизни нельзя остаться на второй год?». Поэтому так важно беречь честь смолоду.

Итог урока.

Имеет ли значение, от чьего лица подана история Маши Мироновой?
Представьте, что «Капитанская дочка» была написана от лица Швабрина. Как в этом случае изменились бы оценки событий и героев?
Пофантазируем, как сложится, по – вашему, судьба Маши и Гринева? Как поведут себя потомки? Какие наставления мог бы дать постаревший Гринев своему сыну, отправляющемуся на военную службу или как участнику восстания декабристов?
Подискутируем? На ваш взгляд, проблемы, поднятые в повести, актуальны сегодня? Или они имели место только в конце XVIII и ХІХ в.: «Береги честь смолоду?», такая верность и любовь?

Пресс-конференция

(присутствуют корреспонденты различных изданий)

Если бы была возможна встреча, о чем бы вы спросили Машу Миронову?

Заключительное слово учителя.

История Родины никогда не была для А.С.Пушкина только суховато изложенными страницами учебника – даже в отроческие годы он чувствовал ее живое дыхание в памятных местах. В этом мы убедились, перечитывая повесть.

         Благословен тот час, когда Судьба подарила миру непревзойденного классика.

Выставление (с комментированием) оценок.

V. Задание на дом.

Пользуясь записями в черновике, составить устное сочинение –характеристику Маши Мироновой.

         Перечитать гл.ІІ, VII-IX, XII. Подготовить рассказ «Каким предстает перед нами Пугачев?» Нам предстоит написать сочинение.

         На следующем уроке мы посмотрим фильм «Русский бунт» (1999год) по мотивам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о