Горе от ума характеристика героев на балу: Attention Required! | Cloudflare – «Горе от ума» главные герои

22Июн - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

«Горе от ума» главные герои

В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.

«Горе от ума» главные герои

Характеристика героев «Горе от ума»

Главные герои

Чацкий

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

Фамусов

Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера – раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

Софья

Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья – это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

Молчалин

Характеристика героя содержит лишь отрицательные эпитеты. Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Холодный лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчетливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Боготворит Татьяну Юрьевну.

Скалозуб

Не слишком умный человек, состоятельный холостяк, еще не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь – в армии. Известен в московских кругах.

Второстепенные персонажи

Лиза

Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, игривая, веселая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает свою госпожу Софью.

Репетилов

Старинный приятель Чацкого, его пародийное отображение. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.

Загорецкий

Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

Хлестова

Свояченица Павла Афанасьевича, зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и кучу приживалок.

Платон Михайлович Горич

Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

Наталья Дмитриевна Горич

Молодая супруга Горича, любительница балов, до назойливости заботится о муже.

Князь Тугоуховский

Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить своих шесть дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Супруга князя, поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

Графини Хрюмины

Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать ее замуж.

Максим Петрович

Покойный дядя Павла Афанасьевича, его яркий пример для подражания.

Петрушка

Слуга, знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

В «Горе от ума» герои, один из которых Чацкий, показывают конфликт поколений. Также в этой пьесе присутствуют внесценические персонажи, в список которых входят представители московского общества. Главные герои «Горе от ума», кроме Чацкого, не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора из литературного общества. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, может помочь в изложении краткого содержания пьесы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Самые популярные материалы марта для 9 класса:

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» ℹ️ сочинение, характеристика гостей, цитатный план, роль сцены в комедии, поведение Чацкого на балу

Сцена бала в комедии Грибоедова Горе от ум

Анализ эпизода

В гости к Фамусову приезжает элита московского общества. Все приезжие были противниками чего-то нового, а также их сильно интересовало богатство и место, которое занимал человек в обществе, т. е чины.

План для сочинения или анализа:

  • Почему Чацкого не хотели видеть в доме Фамусовых?
  • Описание бала.
  • Предчувствие разрыва Александра Андреевича с фамусовским обществом.
  • Характеристика гостей Фамусова на балу (портретные зарисовки гостей).
  • Дерзкий смех Чацкого на балу.
  • Слух о сумасшествии.
  • Злость, невежество, возражения фамусовского общества.
  • Одиночество.

Краткое описание бала в Горе от ума

Бал — это важное событие, которое имеет большое значение, на нём собирались все представители высшего общества, так сказать, «сливки общества».

Чацкий не был в Москве три года и приехал без приглашения, поэтому там его особо никто и не ждал. Он вернулся в Москву с одной целью — жениться на Софье, дочери Фамусова. Но вдруг узнаёт, что во время его отсутствия она влюбилась в другого. Ее новым возлюбленным был Молчалин, это очень удивило Чацкого. И самый пик его возмущения наступает на балу.

На балу у Фамусова, эпизод

Но как только к дому Фамусова, где будет происходить действие, начали подъезжать гости, Чацкий активно начал со всеми общаться и смотрел на всё это со стороны, он сразу подметил глупость и лицемерие приглашённых. В воздухе буквально кружила лесть, комплименты, все пытались понравиться друг другу, но параллельно смеялись друг над другом.

Конфликт с обществом можно было предвидеть, ведь Чацкий — человек «века нынешнего», он был против всего старого, считал, что служить нужно не людям, а делу, также не любил подхалимство и лесть. Со временем, проведённым в фамусовском обществе, Чацкий понял, что у него нет ничего общего с ними, потому что гости были другого видения, а также им не нравилось поведение героя, и конфликта избежать было невозможно.

На балу Чацкий встречает друга Платона Михайловича, который спустя время очень изменился и не в лучшую сторону. После свадьбы с Натальей Дмитриевной он стал подкаблучником, она постоянно его контролирует. Платон Михайлович всё понимает, но не пытается что-то менять.

Потом приезжает семья Тугоуховских с дочерьми, которые находятся в поиске женихов, но узнав, что Чацкий небогат, прекращают с ним общение. Следующей гостьей была Хрюмина. Она была зла на весь мир и вечно недовольна из-за того, что не могла найти себе суженого. Она вела себя высокомерно, проявляла интерес ко всему зарубежному, а не только к каким-то нарядам, потому что считала это модным, а Чацкий высмеивал это. А Загорецково и вовсе не любят из-за его мошенничества и лжи, но он обладает особенным даром, который позволяет находиться в обществе.

Также на балу присутствовал Скалозуб — военный, который был карьеристом. Он был богат, считал, что всё должно быть по старым порядкам. Из-за своего состояния стал самым желанным гостем, потому что Фамусов видел его возможным женихом для своей дочери.

 Значение бала в комедии

Ещё была Хлестова — жестокая пожилая дама, которая взяла с собой на бал собаку и арапку-девку. Единственная женщина, которая равнодушно относилась ко всему иностранному. Она всегда имеет свою точку зрения и знает, чего она стоит.

И Репетилов — гость, прибывший на бал самым последним. Он ненадёжный и пустой человек, делает всё только для своей выгоды. Например, его брак был с расчётом на то, что тесть поможет ему в карьере, но этого не случилось.

Находясь на балу, Александр Андреевич только и делал, что высмеивал всех и шутил над ними, что не нравилось всем гостям. Их недовольство способствовало тому, что его начали считать сумасшедшим.

Ближе к вечеру на балу прошёл слух о безумстве Чацкого, который пустила Софья. Скорее всего, она сделала это неосознанно, возможно, она имела в виду, что Александр Андреевич сошёл с ума от любви и не отстаёт от неё, а какой-то гость услышал это и начал говорить другим, это предшествовало столь быстрому распространению слухов. Софья знала, что её неправильно поняли, но не стала объяснять свои слова, она хотела отомстить за Молчалина. Позже все начали выяснять причину сумасшествия и пришли к выводу, что всему виной является учёба. На этом и закончился любовный конфликт в комедии.

 Отношения между фамусовским обществом и Чацким

Фамусовское общество было довольно злым и имело свой страх. Люди были против каких-то новшеств, они придерживались только старых традиций. Страх общества заключался в том, что они боялись образования и науки, поэтому хотели уничтожить все книги. Это показывает фрагмент «Собрать все книги бы да сжечь» из слов Фамусова.

Гости с самого начала не приняли Чацкого с распростёртыми объятиями, потому что они считали себя умными и «высшим классом», а он лишь смеялся над ними. Весь вечер в доме Фамусова царила напряжённая атмосфера. Также Александру Андреевичу казалось, что он попал на какую-то выставку из-за того, что гости постоянно чем-то хвастались, например, чинами или богатством.

Фамусовское общество решило, что признать Чацкого сумасшедшим куда проще, чем сказать, что он прав. Он именно на балу узнал настоящее отношение Софьи к нему. Чацкий остался совсем один, даже его друга Репетилова убедили в том, что Алесандр Андреевич — сумасшедший. Он ощущает себя лишним на балу и утром уезжает на карете.

Место сцены бала в сюжете комедии

Эта сцена имеет важное значение в комедии, ведь это кульминационный момент, именно на балу происходит два конфликта: любовный и общественный. Также этот эпизод является не только кульминацией, но и развязкой для некоторых сюжетных линий. Таблица описания конфликтов:

Анализ эпизода бала в доме Фамусова
Общественный Любовный
Это конфликт между Чацким и Фамусовским обществом. Он возник из-за того, что гости на балу считали себя умными, образованными, а Чацкий отличался умом, а его лучшие человеческие качества заставляли их думать, что он сумасшедший. Он только и делал, что смеялся над гостями, потому что он видел их лицемерие и глупость, и таким образом он мог как-то словесно их унизить. К сожалению, отрывок вопроса из монолога Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», заданного Фамусову, был риторическим, потому что ничего хорошего не случится, пока общество будет состоять из таких людей, как фамусовское общество. Это были взаимоотношения между Чацким и Софьей. Он вернулся в Москву спустя три года ради неё, но узнал, что она полюбила другого — Молчалина. Но на балу Чацкий понял, что Софья очень изменилась, да и люди, окружающие его в Мокве, сплошь одни лицемеры. Именно Софья распускает слух из-за желания отомстить ему за Молчалина.

Общественный конфликт в этой комедии неразрешим. Но можно сказать, что Чацкий не победил в этих двух спорах, ведь он уехал из Москвы одиноким и разочарованным. Его чувства уничтожены, у него не осталось надежд, что его поймут в этом обществе.

Тем временем фамусовское общество даже не поняло, что же произошло. Они даже не понимали шуток Чацкого и, сказав, что он сумасшедший, сделали хуже себе. Даже сейчас в похожих компаниях не любят тех, кто много говорит и выставляет себя слишком умным. Без них комфортнее и спокойнее. Похожая судьба была и у Печорина, и у Онегина, ещё их объединяло то, что они все не смогли находиться в обществе.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» даже сейчас не потеряла свою ценность. Наоборот, сейчас можно очень часто услышать цитаты из этого произведения.


Характеристика гостей фамусовского дома. Цели их приезда (Горе от ума Грибоедов)

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста­рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина — Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал — найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов­ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить­бы — они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под «каб­лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо­коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
— Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру­жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод­ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:
Не­счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Загорецкий — это едва ли не самый порочный человек из присутствую­щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорятотъявленный мошенник, плут,
Лгунишка он, картежник, вор.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты.

Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац­кий не смог не высказать свое мнение:
И оскорбляться вам смешно б;
Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой:
Не поздо­ровится от эдаких похвал,
И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек­ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу­мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол­тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе­тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление.

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об­щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни.

Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино­странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу­жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день — и потерял надежду найти единомыш­ленников.

Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:
…из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день про­быть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Второстепенные персонажи комедии «Горе от ума» — Википедия

[1]Второстепенные персонажи комедии «Горе от ума» — персонажи комедии Грибоедова «Горе от ума», не являющиеся главными действующими лицами. Многие из этих персонажей имеют значительную роль в композиции комедии. Почти все второстепенные персонажи комедии сводятся к трём типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники» (О. Миллер).

Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михайлович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

Чацкий
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.

Наталья Дмитриевна
Я замужем.

Чацкий
Давно бы вы сказали!

Наталья Дмитриевна Горич — молодая женщина, дворянка, жена Платона Михайловича. Она хороша собой, полна, свежа и с тонким голоском. Она обожает присутствовать на светских вечерах и балах, вероятно, именно там она и познакомилась с Чацким. Платон не разделяет интересов жены, но терпеливо ездит с ней на мероприятия. Наталья опекает своего мужа, как сына, и держит его в «ежовых рукавицах».

Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики — междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка — злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

Особое место в комедии занимают Репетилов и Загорецкий. Критики относят их к второстепенным героям, но они не ярые его защитники, явным образом они ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картёжник и вор».

Платон Михаилович (о Загорецком)

…рекомендую!
Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? — человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.

Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий — сатира на московское общество тех времен.

Репетилов появляется в комедии в четвёртом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Появляется последним: он приезжает на бал, когда уже все гости разъезжаются по домам. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Он пустой болтун и не может быть другом Чацкого, так как сам принадлежит больше к фамусовскому обществу. Он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков в семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. В отставке Репетилов, как и Фамусов, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам), — правда, ещё с большим энтузиазмом.

«Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)»

Репетилов также относится к московским «болтунам-либералам», то есть к тем, кто много говорит про то, как в стране плохо, придирается, но на деле ничего не делает. Он подробно описывает собрания клуба, в которых принимает участие, и на которых, кстати, ни он, ни другие члены клуба ничего не делают.

«И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)»

Он является своеобразным «кривым зеркалом» Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои «передовые убеждения» перед Фамусовым, Скалозубом и т. п. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит, и это заставляет Чацкого «метать бисера перед Репетиловыми и проч.»

Автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвёртого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.

Прототипом Репетилова был знакомый и сослуживец Грибоедова по Иркутскому гусарскому полку, Николай Александрович Шатилов (22.01.1788 — 09.11.1841), известный московский остряк, зять (муж сестры) композитора А. А. Алябьева[2].

Слуга в доме Фамусова. К нему обращается Фамусов со словами, ставшими крылатыми:

Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.

Также Петрушку в комедии упоминает служанка Лиза:

А я… одна лишь я любви до смерти трушу.-
А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Характеристика героев на балу горе от ума. «Характеристика гостей фамусовского дома. Цели их приезда» («Горе от ума» А.С. Грибоедова)

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, — «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, Тот и жених, а также «Кто беден — тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня — «командирством», а Хлестова — резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

В гости к Павлу Фамусову, своему лидеру, приезжает «элита» московского светского общества, чьи «старопомещичьи» взгляды (чинопочитание, крепостничество, невежество и пр.) высмеивает Грибоедов. Все они — «прогнившие» аристократы, мир прошлого, который противопоставляется Чацкому.

Вот краткая характеристика гостей Фамусова с небольшими цитатами из текста пьесы.

Полковник Скалозуб

Военный, сделавший быструю карьеру. В обществе притворяется прямолинейным «солдафоном», видя в этом определенный шарм. Не любит вольнодумства и считает, что за человека должен все решать более высокий чин и все должны соблюдать старые порядки:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Скалозуб богат, поэтому Фамусов, видя в нем потенциального жениха для Софьи, благоволит ему. Приехал на бал первым.

Горичи

Муж с женой, старые знакомцы Чацкого. Платон Горич служил вместе с Чацким и был интересным ярким человеком. После женитьбы на Наталье Дмитриевне попал под ее влияние и стал подкаблучником. Платон осознает свое положение, но даже не пытается его изменить, хотя это его тяготит.

Чацкий не знал, что красавица Наталья замужем за Платоном и даже попытался с ней пофлиртовать:

Чацкий: Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна: Я замужем.
Чацкий: Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Князья Тугоуховские — пожилые супруги, пытающиеся найти для своих дочек хороших (состоятельных) женихов. Княгиня — злобная властная женщина. Князь — глухой безвольный подкаблучник. В гости к Фамусову они приехали за женихами и даже стали присматриваться к Чацкому, но, выяснив его финансовое положение, перестают обращать на него внимание.

Ещё не гласно бы, с ним говорить опасно.
Давно бы запереть пора.
Послушать, так его мищинец
Умнее всех, и даже князь-Петра!
Я думаю, он просто якобинец,
Ваш Чацкий!!!..

Хрюмины

Графини Хрюмины — с

Таблица “Горе от ума” – характеристика героев и образов

Персонаж

Возраст


Внешние особенности

Статус

Характерные черты

Чацкий, Александр Андреевич

Еще молодой, но уже взрослый настолько, чтобы не впадать в ребячество.

Имеет приятные черты лица

Дворянин, имеет 300-400 крепостных в подчинении

Остроумный, но гордый. Красноречивый и общительный, но при этом часто острит, может разговаривать в дерзком тоне. Независимый, свободомыслящий человек. Резко осуждает нравы, принципы и ценности, которые присущи дворянскому обществу

Фамусов, Павел Афанасьевич

Средний возраст

Громкий голос, сухое телосложение

Состоятельный помещик, чиновник

Для него главной ценностью является богатство, наличие высоких чинов. Стремится выдать дочь выгодно, подходящей партией для него читает Скалозуба – беглого офицера.

Молчалин, Алексей Степанович

молодой

Неразговорчив, бессловесный, кажется скромным и тихим

Секретарь Фамусова, безродный человек, небогат.

Исполнительный, старается всем угодить, но при этом хитрый, глупый, подлый. Ищет во всем выгоду, даже отношения с Софьей сохраняет только ради выгоды хотя влюблен в служанку.

Фамусова, Софья Павловна

17 лет

Имеет привлекательную внешность

Дворянка

Умна, образована, знает много языков, хорошо танцует и играет на музыкальных инструментах. Она ветренная, способна тайно встречаться с тем, кто ей симпатичен.

Скалозуб, Сергей Сергеевич

Мужчина среднего возраста

Высокий, статный, имеет лицо и голос героя. Говорит басом.

Офицер, богат

Карьерист, интересуется только армией и победами, мечтает стать генералом.

Щеголь, модник, следит за своей внешностью.

Лиза

Молодая девушка

Веселая, резвая, суеверная, боязливая.

Служанка

Не глупая, но ветренная, не обделена вниманием мужчин, в нее влюблены Фамусов и Молчалин, но сама она влюблена в буфетчика.

Репетилов

Среднего возраста

Нелепый, неловкий, неуклюжий

Дворянин, дела карьеру чиновника.

Постоянно врет, ведет бурную жизнь, обожает балы и вечеринки. Является плохим семьянином, хотя у него есть жена и дети. Постоянно несет чепуху. Но при всем этом добрый человек.

таблица с цитатами героев, характеристика персонажей, описание 🤓 [Есть ответ]

Персонаж

Описание

Цитаты

Александр Андреевич Чацкий

Молодой дворянин передовых, просвещенных взглядов. Ему чужды закостенелые порядки, взяточничество, подобострастие.

· Служить бы рад, прислуживаться тошно.

· Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

· Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Павел Афанасьевич Фамусов

Типичный представитель заскорузлого дворянства. Занимает высокий чин, полученный им благодаря связям, а не личным достижениям. Презрительно относится к любым нововведениям, которые угрожают привычному ходу жизни. При этом добр, способен на сострадание.

· Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

· Ба! знакомые все лица!

· Тут все есть, коли нет обмана: И черти и любовь, и страхи и цветы.

Софья Фамусова

Дочь Павла Фамусова. Мечтательная, горделивая девушка, которая во многом походит на своего отца. Любит играть чувствами других людей.

· Герой не моего романа.

· Делить со всяким можно смех.

· Счастливые часов не наблюдают.

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова. Старается как можно реже высказывать собственные мысли, чтобы ненароком не попасть впросак. Пытается завоевать себе место под солнце, что всем угождает.

· В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

· Ах! злые языки страшнее пистолета.

· Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Офицер, богатый дворянин, который всю свою жизнь посвятил военной службе. Отчаянно мечтает о карьере генерала. По сути – бестолковый солдафон, глупый и невежественный.

· Мне совестно, как честный офицер.

· Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы.

Репетилов

Старый приятель Фамусова. Глупый, простодушный человек, не имеющий собственного мнения. Никто в обществе не принимает его всерьез.

· А у меня к тебе влеченье, род недуга.

· Все отвергал: законы! совесть! веру!

Лиза

Служанка Фамусова. Умная, сообразительная девушка, красивая и легкомысленная. К ней неравнодушен Фамусов, но она влюблена в буфетчика Петрушку.

· У девушек сон утренний так тонок.

· И кто влюблен — на все готов.

· Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Антон Антонович Загорецкий

Дворянин, светский человек, страстный картежник, известный мошенник и плут. Его недолюбливают в обществе, но неизменно принимают.

· Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.

Анфиса Ниловна Хлестова

Свояченица Фамусова. Высокомерная, напыщенная старуха знатного происхождения. Спасаясь от одиночества, заполнила дом собачками, кошками и приживалками.

· На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!

· Чай, пил не по летам.

Платон Михайлович Горич

Военный офицер в отставке. Добродушный, мягкий человек, который терпит массу неудобств в жизни из-за своего характера. Единственный человек, который пользуется уважением Чацкого.

· Я правду об тебе порасскажу такую,

что хуже всякой лжи.

· У нас ругают везде, а всюду принимают.

Наталья Дмитриевна Горич

Супруга Платона Михайловича. Молодая дворянка, которая привыкла назойливо опекать мужа.

· Мой муж — прелестный муж.

· Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей

Петр Ильич Тугоуховский

Старый князь, приятель Фамусова. Несмотря на почтенный возраст, вынужден вести светскую жизнь, чтобы выгодно пристроить шестерых дочерей.

Князь плохо слышит, и оттого не участвует в диалогах.

Марья Алексеевна Тугоуховская

Жена Петра Ильича. Поддерживает взгляды Фамусова, большая противница образования. Единственная цель – выдать замуж дочек.

· Вот то-то, детки: им бал, а батюшка таскайся на поклон;

Графини Хрюмины

Престарелая бабушка вынуждена вести активную светскую жизнь, чтобы найти подходящего мужа своей внучке.

· Ох! глухота большой порок. (бабушка)

· Какие-то уроды с того света, и не с кем говорить, и не с кем танцевать. (внучка)

Петрушка

Слуга Фамусова, буфетчик. Бедный, неопрятный молодой человек, который никогда не лебезит перед хозяином.

· Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о