Голубой и зеленый краткое содержание: «Голубое и зелёное»: краткое содержание рассказа Казакова – Голубое и зелёное — Народный Брифли

31Янв - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Голубое и зеленое краткое содержание

   Главный герой – Алеша, знакомится с Лилей. Они стоят на улице и разговаривают о том, какие разноцветные окна в доме, и зеленые, и голубые, и розовые.


   С друзьями все вместе направляются в кино. Алеша очень смущается, он не знает о чем разговаривать с Лилей. Он замечает ее красоту, блеск серых глаз, улыбку и ямочки на щеках. Провожая вечером домой, Алеша предлагает девушке вновь увидеться.


   Утром юноша приходит к Лиле. Они отправляются гулять до рассвета. Пара идет практически рядом, рука девушки изредка касается его руки. Алеша опять провожает ее. Он постоянно думает о ней.


   Целый месяц Алеши не было в Москве. Он уезжал на Север. Вернувшись, первым делом юноша отправился к Лиле. Они вновь отправляются на прогулку, и там, Лиля впервые обращается к Алеше на «ты». Пережидая дождь в подъезде, молодой человек поет ей различные арии и романсы.


   Алеша рассказывает о том, что учится он в десятом классе, а Лиля на класс младше. Он хочет заняться плаванием и стать чемпионом. Все свободное время он проводит с девушкой и признается, что стал любить ее еще сильней.


   Одним зимним воскресным утром Алеша с Лилей идут кататься на коньках, а затем в Третьяковскую галерею. Ближе к вечеру он вспоминает, что ему нужно было съездить к тете в деревню за шалью. Они вместе отправляются туда. Ночью, находясь на станции, молодые люди впервые целуются.


   Спустя несколько месяцев Алеша ощущает себя по-новому. Он считает, что Лиля та самая, единственная. Юноша робеет поцеловать ее руку, но замечает, что девушка равнодушна к нему.


   В мае Алеша снова приглашает Лилю на свидание, но та отвечает, что не может. На следующий день она приходит к Алеше под руку с каким-то парнем. Провожая их, юноша грустно думает, что только лишь на второй месяц встреч решился взять ее за руку. Лиля уходит не оглядываясь.


   Спустя год, жизнь Алеши шла своим чередом. Он пытался не думать о возлюбленной. Алеша получает от нее письмо с просьбой проводить ее на вокзале. Придя туда, молодой человек отмечает, что лицо Лили стало чужим, но его сердце по-прежнему ноет.


   После окончания института Алеша собирается на Север. Теперь он спокойно влюбляется в других девушек. Но все же ему изредка снится Лиля, опять те самые семнадцать лет и первые в жизни чувства.

Сочинение по рассказу Казакова Ю.П. «Голубое и зеленое»

Рассказ Казакова «Голубое и зеленое» — это рассказ о первой любви, о первых переживаниях, мечтах, разочаровании. Рассказ, который необычен в своем стиле, ведь автор в работе прибегает к мельчайшим деталям и их описанию, где подробно описывается внешность, городские пейзажи.
Поближе познакомиться с работой автора Казакова «Голубое и зеленое» поможет краткое содержание.

Казаков Голубое и зеленое краткое содержание

Рассказ Юрия Казакова «Голубое и зеленое» начинается со знакомства главного героя Алексея с девушкой Лилей. С Лилей Алексея познакомил его друг, который в этот вечер также решил погулять со своей девушкой. Так вчетвером они отправились в кино. Алексей очень робок, стеснительный, не знает, о чем поговорить, что спросить и даже в кино, начало которого нужно было ждать около пятнадцати минут, Алексей предпочел уйти покурить, ведь не мог подобрать нужных слов, чтобы поговорить с девушкой. После кино они возвращались молча. Алеша провожал Лилю домой. Было уже поздно, почти везде были темные окна, горел свет только в голубом и зеленом окнах. Наконец Алеша решился и предложил девушке встретиться вновь, на что Лиля дала положительный ответ.

На второй день Алексей пришел к Лиле, у которой была подруга. Девчонки вышли, и они пошли все вместе. Но вскоре, подруга Лили попрощалась, чему Леша был несказанно рад. Далее они гуляли с Лилей сами. Сегодня они говорили много ни о чем, большую часть разговора даже не помнят, часто перескакивали с темы на тему. Гуляли до ночи, им встречались влюбленные пары и Леша представлял, как и они вскоре будут сидеть в обнимку на тех же скамейках. Попрощались они в три часа ночи, но и тогда парень не смог уснуть. Он решил почитать книгу. Но его мысли были о Лиле.

Затем Алексей уезжает на Север, где ходит в леса, охотится, рыбачит, а по возвращении в Москву (произошло это через месяц), он сразу же побежал к Лиле. Они вновь гуляют по Москве. Во время прогулки их застает дождь и они прячутся в подъезде, где Алексей спел Лиле романсы и арии.

В четвертой главе мы узнаем, что Леша – ученик десятого класса, а Лиля учится в девятом. Леша мечтает об экспедиции, но он еще мал. Ему нужно окончить школу, поступить в институт. Все свое свободное время Лиля и Леша вместе. Однажды Леше нужно было отвезти тетке платок, и они отправились с Лилей вместе. Было морозно и холодно. По возвращении домой, на станции Леша и Лиля впервые поцеловались, а после всю дорогу ехали молча.

В пятой главе герой рассуждает о своих чувствах. Он говорит о любви к Лиле. Рассказывает, как хорошо прошла зима, а вот весна с сюрпризами. Оказывается, у них разные характеры, они стали ссориться. Здесь же Лиля предает чувства, придя на встречу к Леше с другим парнем. Лиля с новым ухажером идут на оперу, а Леша остается стоять в одиночестве.

Следующая глава нас переносит на год вперед. Леша учится в институте, у Лили своя жизнь. Однажды они встретились и Лиля рассказала, что она замужем и они с мужем едут на Север. Леша пришел проводить Лилю в путь. Они вспомнили прошлое, а после, распрощались навсегда.

В последней главе мы узнаем, что Леша оканчивает институт, его жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Печали развеиваются со временем и он уже не тот юный мальчик, а взрослый человек, который вскоре также поедет на Север. Леша давно забыл Лилю, к тому же за учебой, конференциями не оставалось времени на воспоминания. Хотя, изредка, Лиля все же являлась во сне герою, и в эти дни он всегда был разбит. Как же он не любил подобные сны!

Казаков Голубое и зеленое анализ

Работая над произведением Казакова «Голубое и зеленое» и делая анализ, хочется отметить, что рассказ нас знакомит с первыми чувствами, такими сложными и непонятными, но такими близкими нам всем. Этот рассказ нам повествует об одной истории взросления, которую, кстати, каждый из нас может примерить на себя. Каждому их нас знакома подобная история, ведь все мы сталкивались с понятием первой любви, испытывали робость от первых встреч, все мы помним первый поцелуй. Да и горечь разлуки, горечь разочарования, измены, предательства, нам не чужды. Рассказ «Голубое и зеленое» рассказывает о сложностях отношений двух влюбленных, о жизни, которую невозможно предугадать.

Почему рассказ Казакова называется «Голубое и зеленое»? Наверное потому, что это некие ассоциации. Так, Леша, со своими мечтами и мыслями, с первыми чувствами любви витает в облаках, в то время как Лиля — более земная. Она хочет расти, стремится вперед. К тому же в произведении автор неоднократно обращает наше внимание на голубое и зеленое. Сначала это окна, затем это остановка, где впервые поцеловались герои. Остановка была сначала голубой от снега, а в конце произведения, когда героиня покидала Москву, уезжая на Север, остановка была в зелени.

Казаков Голубое и зеленое главные герои

Анализируя рассказ Казакова «Голубое и зеленое» и работая над сочинением, невозможно не упомянуть героев. В произведении Казакова «Голубое и зеленое» главными героями являются Алексей и Лиля. Именно вокруг них построен весь рассказ.

Леша – воспитанный мальчик, который долгое время называет Лилю на «вы». Он мечтатель. По натуре робкий и неуверенный. Из-за своего малого опыта, он не смог полностью проявить себя, он даже ни разу не подарил цветы. Возможно, неопытность, застенчивость и стали причиной разлуки с Лилей, которой нужен был рядом уверенный человек.

Лиля – первая любовь Леши, девушка, с которой у него был первый поцелуй. Девушка, которая навсегда осталась в памяти героя, несмотря на то, что она предала и выбрала другого. Но, это жизнь и нашим чувствам, нашему сердцу сложно приказать, поэтому никто здесь никого не осуждает, а просто переживаем за героев, прослеживая их жизнь в произведении Казакова.

Сочинение по рассказу Казакова Ю.П. «Голубое и зеленое»

А какую оценку поставите вы?

Читайте также:

Голубое и зелёное — краткое содержание рассказа Казакова

В рассказе «Голубое и зеленое» Юрий Казаков смог ярко показать первую любовь между подростками, которая обернулась несчастьем для одного из них. Повествование ведется от лица юноши по имени Алеша. Он ходит в десятый класс. Девушкой, в которую он влюбился, стала «сошкольница» Лиля. Она на год его младше и ходит в 9 класс. Впечатлили и влюбили Алешу белоснежные тонкие ручки девушки, что мелькали в темноте. Парень хочет стать знаменитым путешественником, а еще мечтает о выступлениях на сцене со своим басистым голосом. Также к увлечениям юноши относится и чтение книг в свободное время.

Алеша замечательный парень, но он имеет достаточно серьезные проблемы в общении. Он не может раскрепоститься при разговоре с людьми, тем более с девушками, а о любимой Лиле – даже не стоит заводить беседу (а с ней и подавно). Леша не знает, о чем говорить, поэтому он начинает волноваться, теряться, его голос дрожит. Все на парня смотрят, испытывает ужасный страх. Потому-то Алеша и совершает глупости. К примеру, из-за волнения он свистит, при общении с Лилей делает вид, будто она ему неинтересна. Неуверенность в себе ни к чему хорошему Алешу не приводит, а лишь выставляет его в странном свете. Он постоянно думает о том, красива ли Лиля, как он с ней смотрится, что она о нем думает… Причиной своих проблем юноша называет молодость. Он считает ее главным недостатком. Алеша питает глубокую зависть к тем людям, что легко сходятся и общаются, ведь он хотел бы уметь также. Необщительность – источник его комплексов и проблем с девушками.

И все же этот свершилось! Лиля обратила внимание на застенчивого и скромного Алексея! Наконец-таки Алеша и Лиля идут по бульвару, а друзья оставляют молодых людей наедине. Нечаянно у девушки расстёгивается платье, а юноша боится ей об этом сказать…

Во время каникул юноша вместе с мамой отправляется в туристический поход. А по возвращении его встречает Лиля, упрекая в том, что он не писал писем, не давал ничего о себе знать и сразу же ведет гулять. Юноша имеет свои предрассудки по поводу внешнего вида. Он стесняется костюма, в котором вернулся из путешествия. Алеша считает, что имеет конкретные представления и взгляды на то, как все должно быть.

Лилю искренне интересует Алексей. Ей с ним интересно, она хочет с ним общаться и быть больше, чем друг, ведь в противном случае она с ним бы не водилась. Девушка прощает юноше абсолютно все неловкости, глупости и оплошности.

Несмотря на странноватое поведение парня, молодые люди общаются. Однажды, гуляя с Лилей слишком долгое время, Алеша позабыл о важном деле, которое ему надо было сделать – съездить к родственникам на дачу. После того, как он вспомнил об этом, он вместе с девушкой едет на дачу. Юноша заходит к родным, при этом оставляя девушку на лютом морозе ждать его. Пока Лиля ждала Алешу, она окоченела от холода. Возвращаясь домой, молодые люди

Анализ рассказа «Голубое и зеленое» Казакова Ю.П.

«Голубое н зеленое»


Ю.П. Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. Под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом. Романтический облик героини передают лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая рука.

10.11. Казакова относят к направлению, обозначенному в литературе как «лирическая проза». Фрагменты его произведений можно воспринимать как стихотворения в прозе. Особую роль в них играет словесное рисование. Автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечернего юродского двора. При этом на изображение разноцвет-…… окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема — хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации главного героя, характеризующим его как человека одаренного и неординарного. Одновременно с этим музыка помогает молодому человеку пережить растерянность при знакомстве с девушкой. Он понимает, что Лиля ждет от него веселого и интересного разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания.

По отношению к героине рассказа Ю.П. Казаков использует прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. Важно, что портрет героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. Ю.П. Казаков в этой связи особо подчеркивает Арбат: арбатские переулки, Арбатскую площадь. В 50-60-е годы Арбат становится символом духовного единения русской интеллигенции.

Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к портрету Лили. При этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная — блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и репрессий: «Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими».

Для героя рассказа важна иная черта облика девушки — жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность.

Первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. Рамкой для которой является городской пейзаж — описание вечернего двора с разноцветными окнами. Когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голубые и зеленые. Здесь для автора важна символика цвета. Голубое и зеленое — цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.

Во второй части рассказа город вновь становится одним из действующих лиц произведения: герои гуляют по Тверскому бульвару. Для каждого жителя города это тоже знаковое место: здесь находится памятник А.С. Пушкину — величайшему поэту России. Теперь парень и девушка уже не молчат, а много говорят обо всем, но это не главное: они тут же забывают о сказанном, теряют нить разговора. Главное сейчас для них — быть вместе, идти куда-нибудь рядом. Так зарождается влюбленность. «Теперь мы идем уже немного ближе друг к другу», —- замечает герой. На бульварах сидят влюбленные пары, и юноша тоже мечтает о том, что они с Лилей когда-то будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу. Казаков подчеркивает в рассказе романтику первой любви, хрупкость и ранимость этого чувства, волнение первых прикосновений. Расстаются герои опять в том же дворе, но теперь в нем уже не горит ни одно окно, так как все уже спят.

Читая на ночь данную Лилей книгу, герой находит ее длинный волос между страницами. И этот волос уже не кажется ему жестким: он мягкий и шелковистый. Так, еще недавно чужой человек становится близким и понятным.

В третьей части рассказа после поездки на Север герой вновь приходит к Лиле и видит ее через окно. Он замечает, что глава у нее не серые, как казалось ему раньше, а темные, почти черные. После уединенной жизни в деревне Москва оглушает своим шумом. «Я с робкой радостью думаю, как хорошо, что в этом огромном городе у меня есть любимая», — подчеркивает герой. Если до поездки юноша еще не понимал, влюблен ли он в Лилю, то теперь все встает на свои места.

Лиля предлагает Алексею погулять, но тот замечает, что одет по-походному, в лыжный костюм. «При чем здесь костюм?» — спрашивает его Лиля. И это тоже важная художественная деталь рассказа: для эпохи оттепели была характерна антимещанская психология. Внешние лцин., n.i и ценности материального мира вторичны по отношению <. i манному — к красоте человеческих отношений, к радости оЛщпшя. Героине не важно, как выглядит ее спутник, во что он одет. Она сердится лишь на то, что он ей не писал.

В ходе очередной iipoi-улки выясняется, что у героев даже больше общею, чем они ожидали. Лиля любит оперу, а Алексей поет арии и романсы и, может быть, скоро станет певцом. Влюбленность окрыляет человека, во много раз увеличивает жизненные силы и таланты, вдохновляет на новые свершения. Четвертая часть произведения открывается внутренним монологом героя, в котором он признается и том, что ему хочется писать стихи или сочинять симфонии. Жажда великих свершений так сильно обуревает им, что юноша уже начинает мучиться оттого, что он не герой, не открыватель. Ему снятся путешествия в далекие страны. Алексей задумывается о смысле жизни и задает себе вопросы: способен ли он на подвиг, на тяжелый труд? Только одна Лиля понимает его переживания. «С каждым месяцем Лиля делается мне все дороже, и уже нет жертвы, на которую я бы не пошел ради нее», — утверждает герой.

Однако постепенно Алексей настолько сильно концентрируется на образе возлюбленной, что она начинает заслонять ему весь мир. После разговоров с ней по телефону он долго не может сесть за учебники. Вместо того чтобы съездить к тете за шалью для матери, Алексей весь день гуляет с Лилей: идет с ней на каток, потом в Третьяковку. Потом вечером они все-гаки едут за платком, а по дороге обратно первый раз целуются.

Проходит время, и силы, сближающие героев, вдруг начинают постепенно ослабевать. I !а смену им приходят ссоры и разногласия. «Я чувствую, как уходит она от меня с каждым разом все дальше, все дальше», — понимает герой. А вскоре Алексей встречает девушку с другим. Потеряв ее, он теряет и интерес к жизни. А через год герой получает письмо от Лили, которая вышла замуж и уезжает на Север. 11рощаясь с другом юности, она одновременно прощается и с Москвой, и с детством. Лиля уезжает, но продолжает сниться Алексею.

Почему героиня выбирает другого? Для чего приглашает Алексея попрощаться? Видимо, она хочет указать ему на то, что так и не увидели в нем ее блестящие глаза. Не случайно Алексей так и не добился поездки в экспедицию, не стал певцом, а красивый парень, за которого вышла замуж Лиля, везет ее на Север, где героям, несомненно, придется столкнуться с трудностями и решать важные проблемы, самостоятельно строить новую жизнь. Очевидно, Лиля не хочет ограничиваться бесплодными мечтами. Она стремится быть на переднем крае событий героической эпохи трудовых свершений.

С Алексеем же ей явно не хватало романтики, которой жила ее утонченная натура. Не случайно она вскользь упоминает при прощании о том, что герой никогда не дарил ей цветов. И Алексей понимает этот упрек шире, отвечая, что ничего не смог ей подарить.

Рассказ Ю.П. Казакова привлекает глубиной психологического анализа состояния главного героя. Благодаря этому обыденный сюжет становится уникальным и неповторимым, как бесценна и неповторима в жизни каждого человека первая любовь.

Юрий Казаков — Голубое и зеленое » MYBRARY: Электронная библиотека деловой и учебной литературы. Читаем онлайн.

Юрий Казаков

ГОЛУБОЕ И ЗЕЛЕНОЕ

— Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом и подает мне горячую маленькую руку.

Я осторожно беру ее руку, пожимаю и отпускаю. Я бормочу при этом свое имя. Кажется, я не сразу даже сообразил, что нужно назвать свое имя. Рука, которую я только что отпустил, нежно белеет в темноте. «Какая необыкновенная, нежная рука!» — с восторгом думаю я.

Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз. Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. Не знаю, может быть, это плохо. Я стою и слушаю джазовую музыку со второго этажа, из голубого окна. Видимо, там прекрасный приемник.

После того как она назвала свое имя, наступает долгое молчание. Я знаю, что она ждет от меня чего-то. Может быть, она думает, что я заговорю, скажу что-нибудь веселое, может, она ждет первого моего слова, вопроса какого-нибудь, чтобы заговорить самой. Но я молчу, я весь во власти необыкновенного ритма и серебряного звука трубы. Как хорошо, что играет музыка и я могу молчать!

Наконец мы трогаемся. Мы выходим на светлую улицу. Нас четверо: мой приятель с девушкой, Лиля и я. Мы идем в кино. В первый раз я иду в кино с девушкой, в первый раз меня познакомили с ней, и она подала мне руку и сказала свое имя. Чудесное имя, произнесенное грудным голосом! И вот мы идем рядом, совсем чужие друг другу и в то же время странно знакомые. Музыки больше нет, и мне не за что спрятаться. Мой приятель отстает со своей девушкой. В страхе я замедляю шаги, но те идут еще медленней. Я знаю, он делает это нарочно. Это очень плохо с его стороны — оставить нас наедине. Никогда не ожидал от него такого предательства!

Что бы такое сказать ей? Что она любит? Осторожно, сбоку смотрю на нее: блестящие глаза, в которых отражаются огни, темные, наверное, очень жесткие волосы, сдвинутые густые брови, придающие ей самый решительный вид… Но щеки у нее почему-то напряжены, как будто она сдерживает смех. Что бы ей все-таки сказать?

— Вы любите Москву? — вдруг спрашивает она и смотрит на меня очень строго. Я вздрагиваю от ее глубокого голоса. Есть ли еще у кого-нибудь такой голос!

Некоторое время я молчу, переводя дух. Наконец собираюсь с силами. Да, конечно, я люблю Москву. Особенно я люблю арбатские переулки и бульвары. Но и другие улицы я тоже люблю… Потом я снова умолкаю.

Мы выходим на Арбатскую площадь. Я принимаюсь насвистывать и сую руки в карманы. Пусть думает, что знакомство с ней мне не так уж интересно. Подумаешь! В конце концов, я могу уйти домой, я тут рядом живу, и вовсе не обязательно мне идти в кино и мучиться, видя, как дрожат ее щеки.

Но мы все-таки приходим в кино. До начала сеанса еще минут пятнадцать. Мы стоим посреди фойе и слушаем певицу, но ее плохо слышно: возле нас много народу, и все потихоньку разговаривают. Я давно заметил, что те, кто стоит в фойе, плохо слушают оркестр. Слушают и аплодируют только передние, а сзади едят мороженое и конфеты и тихо переговариваются. Решив, что певицу все равно не услышишь как следует, я принимаюсь разглядывать картины. Я никогда раньше не обращал внимания на них, но теперь я очень заинтересован. Я думаю о художниках, которые их нарисовали. Видимо, не зря повесили эти картины в фойе. Очень хорошо, что они висят тут.

Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими. У нее высокий чистый лоб. Только иногда на нем появляется морщинка. Наверное, она думает в это время.

Нет, я больше не могу стоять с ней! Почему она так меня рассматривает?

— Пойду покурю, — говорю я отрывисто и небрежно и ухожу в курительную. Там я сажусь и вздыхаю с облегчением. Странно, но когда в комнате много дыма, когда воздух совсем темный от дыма, почему-то не хочется курить. Я осматриваюсь: стоят и сидят много людей. Некоторые спокойно разговаривают, другие молча торопливо курят, жадно затягиваются, бросают недокуренные папиросы и быстро выходят. Куда они торопятся? Интересно, если жадно курить, папироса делается кислой и горькой. Лучше всего курить не спеша, понемножку. Я смотрю на часы: до сеанса еще пять минут. Нет, я, наверное, все-таки глуп. Другие так легко знакомятся, разговаривают, смеются. Другие ужасно остроумны, говорят о футболе и о чем угодно. Спорят о кибернетике. Я бы ни за что не заговорил с девушкой о кибернетике. А Лиля жестокая, решаю я, у нее жесткие волосы. У меня волосы мягкие. Наверное, поэтому я сижу и курю, хотя мне совсем не хочется курить. Но я все-таки посижу еще. Что мне делать в фойе? Опять смотреть на картины? Но ведь это плохие картины, и неизвестно, для чего их повесили. Очень хорошо, что я их раньше никогда не замечал.

Наконец звонок. Я очень медленно выхожу из курительной, разыскиваю в толпе Лилю. Не глядя друг на друга, мы идем в зрительный зал и садимся. Потом гаснет свет и начинается кинокартина.

Когда мы выходим из кино, приятель мой совсем исчезает. Это так действует на меня, что я перестаю вообще о чем-либо думать. Просто иду и молчу. На улицах нет почти никого. Быстро проносятся автомашины. Наши шаги гулко отдаются от стен и далеко слышны.

Так мы доходим до ее дома. Останавливаемся опять во дворе. Поздно, уже не все окна горят, и во дворе темнее, чем было два часа назад. Много белых и розовых окон погасло, но зеленые еще горят. Светится и голубое окно на втором этаже, только музыки больше не слышно оттуда. Некоторое время мы стоим совершенно молча. Лиля странно ведет себя: поднимает лицо, смотрит на окна, будто считает их; она почти отворачивается от меня, потом начинает поправлять волосы… Наконец я очень небрежно, как бы между прочим говорю, что нам нужно еще встретиться завтра. Я очень рад, что во дворе темно и она не видит моих пылающих ушей.

Она согласна встретиться. Я могу прийти к ней, ее окна выходят на улицу. У нее каникулы, родные уехали на дачу, и ей немного скучно. Она с удовольствием погуляет.

Я размышляю, прилично ли будет пожать ей руку на прощанье. Она сама протягивает мне узкую руку, белеющую в темноте, и я снова чувствую ее теплоту и доверчивость.

На другой день я прихожу к ней засветло. Во дворе на этот раз много ребят. Двое из них с велосипедами: они собираются куда-то ехать; но, может быть, они уже приехали? Остальные стоят просто так. Мне кажется, все они смотрят на меня и отлично знают, зачем я пришел. И я никак не могу пройти двором, я подхожу к ее окнам на улицу. Я заглядываю в окно и откашливаюсь.

— Лиля, вы дома? — громко спрашиваю я. Я спрашиваю очень громко, и голос мой не дрожит. Это прямо замечательно, что у меня не прервался голос.

Да, она дома. У нее подруга. Они спорят о чем-то интересном, и я должен разрешить этот спор.

— Идите скорей! — зовет меня Лиля.

Но мне невыносимо идти двором, я никак не могу идти двором…

— Я к вам влезу через окно! — решительно говорю я и вспрыгиваю на окно. Я очень легко и красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили. Я сразу догадываюсь, что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю.

— Ну, лезьте же! — нетерпеливо говорит Лиля. Брови ее сходятся и щеки все больше краснеют.

— Не люблю летом торчать в комнатах… — бормочу я, делая высокомерное лицо. — Лучше я подожду вас на улице.

Я спрыгиваю с окна и отхожу к воротам. Как они смеются теперь надо мной! Я знаю, девчонки все жестокие и никогда нас не понимают. Зачем я пришел сюда? Зачем мне служить посмешищем! Лучше всего мне уйти. Если побежать сейчас, то можно добежать до конца улицы и свернуть за угол, прежде чем она выйдет. Убежать или нет? Секунду я раздумываю: будет ли это удобно? Потом я поворачиваюсь и вдруг вижу Лилю. Она с подругой выходит из ворот, смотрит на меня, в глазах ее еще не погас смех, а на щеках играют ямочки.

На подругу я не смотрю. Зачем она идет с нами? Что я буду с ними обеими делать? Я молчу, и Лиля начинает говорить с подругой. Они разговаривают, а я молчу. Когда мы проходим мимо афиш, я внимательно читаю их. Афиши можно иногда читать с конца, тогда выходят смешные гортанные слова. Доходим до угла, и тут подруга начинает прощаться. С признательностью я смотрю на нее. Она очень красивая и умная.

Подруга уходит, а мы идем на Тверской бульвар. Сколько влюбленных ходило по Тверскому бульвару! Теперь по нему идем мы. Правда, мы еще не влюбленные. Впрочем, может быть, мы тоже влюбленные, я не знаю. Мы идем довольно далеко друг от друга. Примерно в метре друг от друга. Липы уже отцвели. Зато очень много цветов на клумбах. Они совсем не пахнут, и названий их никто, наверное, не знает.

Юрий Казаков — Голубое и зеленое читать онлайн

Юрий Казаков

ГОЛУБОЕ И ЗЕЛЕНОЕ

— Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом и подает мне горячую маленькую руку.

Я осторожно беру ее руку, пожимаю и отпускаю. Я бормочу при этом свое имя. Кажется, я не сразу даже сообразил, что нужно назвать свое имя. Рука, которую я только что отпустил, нежно белеет в темноте. «Какая необыкновенная, нежная рука!» — с восторгом думаю я.

Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз. Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. Не знаю, может быть, это плохо. Я стою и слушаю джазовую музыку со второго этажа, из голубого окна. Видимо, там прекрасный приемник.

После того как она назвала свое имя, наступает долгое молчание. Я знаю, что она ждет от меня чего-то. Может быть, она думает, что я заговорю, скажу что-нибудь веселое, может, она ждет первого моего слова, вопроса какого-нибудь, чтобы заговорить самой. Но я молчу, я весь во власти необыкновенного ритма и серебряного звука трубы. Как хорошо, что играет музыка и я могу молчать!

Наконец мы трогаемся. Мы выходим на светлую улицу. Нас четверо: мой приятель с девушкой, Лиля и я. Мы идем в кино. В первый раз я иду в кино с девушкой, в первый раз меня познакомили с ней, и она подала мне руку и сказала свое имя. Чудесное имя, произнесенное грудным голосом! И вот мы идем рядом, совсем чужие друг другу и в то же время странно знакомые. Музыки больше нет, и мне не за что спрятаться. Мой приятель отстает со своей девушкой. В страхе я замедляю шаги, но те идут еще медленней. Я знаю, он делает это нарочно. Это очень плохо с его стороны — оставить нас наедине. Никогда не ожидал от него такого предательства!

Что бы такое сказать ей? Что она любит? Осторожно, сбоку смотрю на нее: блестящие глаза, в которых отражаются огни, темные, наверное, очень жесткие волосы, сдвинутые густые брови, придающие ей самый решительный вид… Но щеки у нее почему-то напряжены, как будто она сдерживает смех. Что бы ей все-таки сказать?

— Вы любите Москву? — вдруг спрашивает она и смотрит на меня очень строго. Я вздрагиваю от ее глубокого голоса. Есть ли еще у кого-нибудь такой голос!

Некоторое время я молчу, переводя дух. Наконец собираюсь с силами. Да, конечно, я люблю Москву. Особенно я люблю арбатские переулки и бульвары. Но и другие улицы я тоже люблю… Потом я снова умолкаю.

Мы выходим на Арбатскую площадь. Я принимаюсь насвистывать и сую руки в карманы. Пусть думает, что знакомство с ней мне не так уж интересно. Подумаешь! В конце концов, я могу уйти домой, я тут рядом живу, и вовсе не обязательно мне идти в кино и мучиться, видя, как дрожат ее щеки.

Но мы все-таки приходим в кино. До начала сеанса еще минут пятнадцать. Мы стоим посреди фойе и слушаем певицу, но ее плохо слышно: возле нас много народу, и все потихоньку разговаривают. Я давно заметил, что те, кто стоит в фойе, плохо слушают оркестр. Слушают и аплодируют только передние, а сзади едят мороженое и конфеты и тихо переговариваются. Решив, что певицу все равно не услышишь как следует, я принимаюсь разглядывать картины. Я никогда раньше не обращал внимания на них, но теперь я очень заинтересован. Я думаю о художниках, которые их нарисовали. Видимо, не зря повесили эти картины в фойе. Очень хорошо, что они висят тут.

Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими. У нее высокий чистый лоб. Только иногда на нем появляется морщинка. Наверное, она думает в это время.

Нет, я больше не могу стоять с ней! Почему она так меня рассматривает?

— Пойду покурю, — говорю я отрывисто и небрежно и ухожу в курительную. Там я сажусь и вздыхаю с облегчением. Странно, но когда в комнате много дыма, когда воздух совсем темный от дыма, почему-то не хочется курить. Я осматриваюсь: стоят и сидят много людей. Некоторые спокойно разговаривают, другие молча торопливо курят, жадно затягиваются, бросают недокуренные папиросы и быстро выходят. Куда они торопятся? Интересно, если жадно курить, папироса делается кислой и горькой. Лучше всего курить не спеша, понемножку. Я смотрю на часы: до сеанса еще пять минут. Нет, я, наверное, все-таки глуп. Другие так легко знакомятся, разговаривают, смеются. Другие ужасно остроумны, говорят о футболе и о чем угодно. Спорят о кибернетике. Я бы ни за что не заговорил с девушкой о кибернетике. А Лиля жестокая, решаю я, у нее жесткие волосы. У меня волосы мягкие. Наверное, поэтому я сижу и курю, хотя мне совсем не хочется курить. Но я все-таки посижу еще. Что мне делать в фойе? Опять смотреть на картины? Но ведь это плохие картины, и неизвестно, для чего их повесили. Очень хорошо, что я их раньше никогда не замечал.

Наконец звонок. Я очень медленно выхожу из курительной, разыскиваю в толпе Лилю. Не глядя друг на друга, мы идем в зрительный зал и садимся. Потом гаснет свет и начинается кинокартина.

Когда мы выходим из кино, приятель мой совсем исчезает. Это так действует на меня, что я перестаю вообще о чем-либо думать. Просто иду и молчу. На улицах нет почти никого. Быстро проносятся автомашины. Наши шаги гулко отдаются от стен и далеко слышны.

Так мы доходим до ее дома. Останавливаемся опять во дворе. Поздно, уже не все окна горят, и во дворе темнее, чем было два часа назад. Много белых и розовых окон погасло, но зеленые еще горят. Светится и голубое окно на втором этаже, только музыки больше не слышно оттуда. Некоторое время мы стоим совершенно молча. Лиля странно ведет себя: поднимает лицо, смотрит на окна, будто считает их; она почти отворачивается от меня, потом начинает поправлять волосы… Наконец я очень небрежно, как бы между прочим говорю, что нам нужно еще встретиться завтра. Я очень рад, что во дворе темно и она не видит моих пылающих ушей.

Она согласна встретиться. Я могу прийти к ней, ее окна выходят на улицу. У нее каникулы, родные уехали на дачу, и ей немного скучно. Она с удовольствием погуляет.

Я размышляю, прилично ли будет пожать ей руку на прощанье. Она сама протягивает мне узкую руку, белеющую в темноте, и я снова чувствую ее теплоту и доверчивость.

На другой день я прихожу к ней засветло. Во дворе на этот раз много ребят. Двое из них с велосипедами: они собираются куда-то ехать; но, может быть, они уже приехали? Остальные стоят просто так. Мне кажется, все они смотрят на меня и отлично знают, зачем я пришел. И я никак не могу пройти двором, я подхожу к ее окнам на улицу. Я заглядываю в окно и откашливаюсь.


Анализ рассказа “Голубое и зеленое” Казакова Ю. П 👍

“Голубое н зеленое”
Ю. П. Казаков в рассказе “Голубое и зеленое” выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся “на дне глубокого двора”. “Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые”, – пишет автор. Под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом.

Романтический облик героини передают лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая рука.
10.11.

Казакова относят к направлению, обозначенному в литературе как “лирическая проза”. Фрагменты его произведений можно воспринимать как стихотворения в прозе. Особую роль в них играет словесное рисование.

Автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечернего юродского двора. При этом на изображение разноцвет-…… окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема – хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации главного героя, характеризующим его

как человека одаренного и неординарного. Одновременно с этим музыка помогает молодому человеку пережить растерянность при знакомстве с девушкой.

Он понимает, что Лиля ждет от него веселого и интересного разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания.
По отношению к героине рассказа Ю. П. Казаков использует прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. Важно, что портрет героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми.

Ю. П. Казаков в этой связи особо подчеркивает Арбат: арбатские переулки, Арбатскую площадь. В 50-60-е годы Арбат становится символом духовного единения русской интеллигенции.
Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к портрету Лили. При этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная – блестящие глаза – символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и репрессий: “Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами.

Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими”.
Для героя рассказа важна иная черта облика девушки – жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность.
Первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. Рамкой для которой является городской пейзаж – описание вечернего двора с разноцветными окнами. Когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голубые и зеленые. Здесь для автора важна символика цвета.

Голубое и зеленое – цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.
Во второй части рассказа город вновь становится одним из действующих лиц произведения: герои гуляют по Тверскому бульвару. Для каждого жителя города это тоже знаковое место: здесь находится памятник А. С. Пушкину – величайшему поэту России. Теперь парень и девушка уже не молчат, а много говорят обо всем, но это не главное: они тут же забывают о сказанном, теряют нить разговора.

Главное сейчас для них – быть вместе, идти куда-нибудь рядом. Так зарождается влюбленность. “Теперь мы идем уже немного ближе друг к другу”, — замечает герой. На бульварах сидят влюбленные пары, и юноша тоже мечтает о том, что они с Лилей когда-то будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу. Казаков подчеркивает в рассказе романтику первой любви, хрупкость и ранимость этого чувства, волнение первых прикосновений.

Расстаются герои опять в том же дворе, но теперь в нем уже не горит ни одно окно, так как все уже спят.
Читая на ночь данную Лилей книгу, герой находит ее длинный волос между страницами. И этот волос уже не кажется ему жестким: он мягкий и шелковистый. Так, еще недавно чужой человек становится близким и понятным.
В третьей части рассказа после поездки на Север герой вновь приходит к Лиле и видит ее через окно. Он замечает, что глава у нее не серые, как казалось ему раньше, а темные, почти черные. После уединенной жизни в деревне Москва оглушает своим шумом. “Я с робкой радостью думаю, как хорошо, что в этом огромном городе у меня есть любимая”, – подчеркивает герой.

Если до поездки юноша еще не понимал, влюблен ли он в Лилю, то теперь все встает на свои места.
Лиля предлагает Алексею погулять, но тот замечает, что одет по-походному, в лыжный костюм. “При чем здесь костюм?” – спрашивает его Лиля. И это тоже важная художественная деталь рассказа: для эпохи оттепели была характерна антимещанская психология. Внешние лцин., n. i и ценности материального мира вторичны по отношению В ходе очередной iipoi-улки выясняется, что у героев даже больше общею, чем они ожидали. Лиля любит оперу, а Алексей поет арии и романсы и, может быть, скоро станет певцом. Влюбленность окрыляет человека, во много раз увеличивает жизненные силы и таланты, вдохновляет на новые свершения. Четвертая часть произведения открывается внутренним монологом героя, в котором он признается и том, что ему хочется писать стихи или сочинять симфонии.

Жажда великих свершений так сильно обуревает им, что юноша уже начинает мучиться оттого, что он не герой, не открыватель. Ему снятся путешествия в далекие страны. Алексей задумывается о смысле жизни и задает себе вопросы: способен ли он на подвиг, на тяжелый труд?

Только одна Лиля понимает его переживания. “С каждым месяцем Лиля делается мне все дороже, и уже нет жертвы, на которую я бы не пошел ради нее”, – утверждает герой.
Однако постепенно Алексей настолько сильно концентрируется на образе возлюбленной, что она начинает заслонять ему весь мир. После разговоров с ней по телефону он долго не может сесть за учебники. Вместо того чтобы съездить к тете за шалью для матери, Алексей весь день гуляет с Лилей: идет с ней на каток, потом в Третьяковку.

Потом вечером они все-гаки едут за платком, а по дороге обратно первый раз целуются.
Проходит время, и силы, сближающие героев, вдруг начинают постепенно ослабевать. I! а смену им приходят ссоры и разногласия. “Я чувствую, как уходит она от меня с каждым разом все дальше, все дальше”, – понимает герой. А вскоре Алексей встречает девушку с другим. Потеряв ее, он теряет и интерес к жизни.

А через год герой получает письмо от Лили, которая вышла замуж и уезжает на Север. 11рощаясь с другом юности, она одновременно прощается и с Москвой, и с детством. Лиля уезжает, но продолжает сниться Алексею.
Почему героиня выбирает другого? Для чего приглашает Алексея попрощаться? Видимо, она хочет указать ему на то, что так и не увидели в нем ее блестящие глаза. Не случайно Алексей так и не добился поездки в экспедицию, не стал певцом, а красивый парень, за которого вышла замуж Лиля, везет ее на Север, где героям, несомненно, придется столкнуться с трудностями и решать важные проблемы, самостоятельно строить новую жизнь.

Очевидно, Лиля не хочет ограничиваться бесплодными мечтами. Она стремится быть на переднем крае событий героической эпохи трудовых свершений.
С Алексеем же ей явно не хватало романтики, которой жила ее утонченная натура. Не случайно она вскользь упоминает при прощании о том, что герой никогда не дарил ей цветов. И Алексей понимает этот упрек шире, отвечая, что ничего не смог ей подарить.
Рассказ Ю. П. Казакова привлекает глубиной психологического анализа состояния главного героя. Благодаря этому обыденный сюжет становится уникальным и неповторимым, как бесценна и неповторима в жизни каждого человека первая любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *