Фото парижские катакомбы: Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя – Катакомбы Парижа — Википедия

12Янв - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя

Ах, несравненный Париж! Дом Эйфелевой башни, Лувра, Собора Парижской Богоматери, старых романтических улиц и кафе… Но постойте-ка, это сезон Хэллоуина, поэтому оставим эти места для другой статьи. На этот раз речь пойдет о том, что также расположено в Париже, но вовсе не является милым. Вы можете этого не знать, но под городом существует ещё один город, известный как «Империя Мёртвых» (Empire of the Dead). Эти катакомбы Парижа являются одними из самых крупных и самых страшных катакомб в мире, и чтобы показать вам, насколько страшным может быть это место, мы представляем вашему вниманию эти двадцать пять жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного некрополя в мире.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
25. Чтобы добраться до катакомб, посетителям советуют проехать на метро и сойти на станции Денфер-Рошеро (Denfert Rochereau). У входа в катакомбы есть ворота с табличкой с надписью «Arrête! C’est ici l’empire de la Mort», что означает «Стоп! Здесь покоится Империя Смерти».

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
24. Зачастую приходится ждать по 4 часа, чтобы войти, потому что число посетителей ограничено до 200 человек за один раз, а большую часть времени сотни людей толпятся у входа.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
23. Если зловещий знак и длинная очередь не являются достаточным препятствием, то знайте, что вам придётся спуститься на 130 ступеней 18 метров вглубь парижского подземелья.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
22. Узкие и скользкие каменные проходы, заполненные заплесневелым, влажным воздухом, послужат началом для того, что, безусловно, будет одним из самых страшных туров в вашей жизни.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
21. С этого момента в катакомбах остаётесь только вы, тёмные жуткие туннели и нескончаемые массы костей. Тур занимает приблизительно 45 минут и охватывает лишь крошечный отрезок катакомб длиной в 2 километра.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
20. Изначально катакомбы служили туннелями и пещерами для добычи камня во времена Римской империи.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
19. Добыча камня продолжалась без ограничений до XV-го века, когда городские улицы, из-под которых вытащили множество камней, начали разрушаться и рассыпаться.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
18. В то время никто не знал о том, насколько длинными были туннели и где они проходили. Поэтому люди начали рисовать карту лабиринта и поддерживающих валов. Он по-прежнему не отображён полностью, но сегодня мы знаем, что общая длина катакомб составляет приблизительно 322 километра в длину.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


17. В 18 веке Париж столкнулся с проблемой переполненных кладбищ. Чума и другие эпидемии опустошали население города, и уже не хватало места для захоронения останков мёртвых.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
16. В качестве решения этой неприятной проблемы король приказал переместить останки из всех парижских кладбищ в катакомбы. Потребовались годы, чтобы этого достичь.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


15. Вскоре после того как работы по перемещению останков были завершены, некоторые части катакомб были открыты для публики. Эти места, украшенные костями, стали популярным местом развлечений для аристократии. Многие известные люди, включая Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte) и Отто фон Бисмарка (Otto von Bismarck), посетили катакомбы в то время.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
14. На сегодняшний день в катакомбах находятся останки более чем 6 миллионов (некоторые источники даже говорят 7 миллионов) мёртвых людей.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


13. Люди, которые исследуют неизведанные области катакомб, известны как «Катафилы» (Les Cataphiles), что означает «любители подземелья».

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
12. Существуют десятки входов в катакомбы, но большинство из них были замурованы. Туристы могут попасть только через официальный вход во дворце Денфер Рошеро.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


11. Центр города был подрыт до такой степени, что здесь было построено лишь несколько больших зданий.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
10. Некоторые из костных кладок носят практически художественный характер, например, кладка в форме сердца в одной из стен, образованная черепами, встроенными в окружающие большеберцовые кости.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


9. Во время Второй мировой войны система туннелей также использовалась солдатами. Немецкие солдаты, например, установили подземный бункер в катакомбах под лицеем Монтень (Lycée Montaigne), старшей школой в 6-м парижском округе.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
8. Прогулка мимо такого количества человеческих останков может оставить неизгладимое впечатление. Некоторые туристы даже утверждают, что они чувствовали, как черепа на самом деле смотрели на них.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


7. На протяжении долгих лет многие люди терялись и погибали в катакомбах. Одной из самых известных историй является история о человеке по имени Филибер Аспэр (Philibert Aspairt), который потерялся в катакомбах в 1793 году и был найден мёртвым 11 лет спустя. К сожалению, когда Филибер был обнаружен, от него осталось не так уж много: лишь скелет, держащий набор ключей. Но, возможно, самой грустной частью истории является тот факт, что он был всего в нескольких метрах от выхода. Он был похоронен на том месте, где был найден, и катафилы приходят к его могиле, чтобы отдать дань уважения.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


6. Поскольку большинство катакомб лежат приблизительно в 30 метрах под поверхностью, ниже, чем парижское метро, температура не меняется в течение всего года. Она всегда равна приблизительно 12 градусам Цельсия.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
5. В 2009 году в связи с актами вандализма и воровства некоторых черепов, катакомбы были закрыты с октября по декабрь.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


4. В последние годы катакомбы также стали пристанищем тайных, незаконных подпольных организаций. Следовательно, этот район начал охранять полицейский патруль.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
3. Прогуливаясь по катакомбам, вы заметите, что единственными костями, которые видно, являются кости рук, ног и черепа. Некоторые другие кости, более случайной формы, были использованы для создания опорных стен в разрушенных и поврежденных частях катакомб.

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя


2. Видя столько человеческих черепов, вы не можете не задаться вопросом о личностях этих людей. Кто они? Как они выглядели? Как они умерли?

Топ-25 жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного в мире некрополя
1. 45-минутный тур может показаться недолгим, но, проведя это время среди мёртвых, большинство туристов рады вновь увидеть дневной свет.

Катакомбы Парижа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2020; проверки требует 1 правка.

Катакомбы Парижа — сеть подземных туннелей длиной около 1,5 км на месте древних римских каменоломен под Парижем[1][К 1]. В период с конца XVIII до середины XIX века сюда были свезены останки около шести миллионов человек[2]. Общая площадь подземного кладбища — 11 000 м2. В наши дни катакомбы являются частью музея Карнавале и открыты для посещения[2].

Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.

Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешнего госпиталя Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.

Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже — при Людовике XIV — привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью. Самыми опасными местами были «пригород Святого Виктора» (от восточной окраины Рю-дез-Эколь на юг до Жоффруа Сент-Илер), улица Сен-Жак, и наконец, пригород (тогда небольшой город возле замка) Сен-Жермен-де-Пре.

В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом — всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории, как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.

Склеп погребального светильника в парижских катакомбах

По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.

Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году[3]Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.

В 1780 году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метров. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.

Известный русский историк и публицист В. М. Строев в своей книге «Париж в 1838 и 1839 годах» писал:

«Тут были сначала каменоломни, доставлявшие материал на постройку парижских домов. Под целым кварталом образовалась пустота; жители испугались, и правительство отрядило инженеров, которые построили подземные галереи и своды. Галереи идут параллельно с улицами; каждый дом имеет свой нумер под землею, чтобы в случае происшествия наверху можно было принять предохранительные меры внизу. Полицмейстер Ленуар предложил превратить подземные галереи в катакомбы, очистить кладбища от костей и поместить их под землею. План его принят и исполнен. Более пяти миллионов скелетов перенесены под мрачные своды катакомб и расположены в порядке, симметрически.

Спустившись футов на сто по узенькой лестнице, входишь в преддверие, на котором написано:

Остановись, здесь царство смерти…
»
Вход в каменоломни находится слева от здания

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (фр. Denfert-Rochereau) (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

»Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 27 апреля 2017 года.
» Кости и черепа

Политические деятели[править | править код]

Учёные[править | править код]

Литераторы[править | править код]

Инженеры[править | править код]

  • В подземные галереи было проведено электричество. Император Наполеон III любил принимать здесь важных гостей.
  • Сегодня для посещения туристами оборудовано около 2 км подземных ходов. При посещении катакомб нельзя отказаться от посещения самого оссуария. В туристическую зону не допускается более 200 человек одновременно, поэтому очередь порой растягивается. Катакомбы закрываются в 5 вечера, последний приём туристов в 4 (в летнее время в 20.00 и 19.00 часов соответственно).
  • Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать туннели каменоломен, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.
  • Во время Всемирной Парижской выставки 1889 года в подземных галереях Шайо, напротив построенной специально к этой выставке Эйфелевой башни, открылось кафе под названием «Катакомбы».
  • Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.
  • Во время Второй мировой войны на левом берегу Сены, в одной из каменоломен был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. Всего лишь в 500 метрах от него, в августе 1944 года, располагался штаб лидеров движения Сопротивления.
  • В период холодной войны в подземных галереях Парижа были оборудованы бомбоубежища на случай ядерной войны.

Упоминание в искусстве и массовой культуре[править | править код]

Фильмы[править | править код]

Книги[править | править код]

Компьютерные игры[править | править код]

Музыка[править | править код]

Модест Мусоргский — «Картинки с выставки». Одна из частей фортепианной «сюиты» названа «Катакомбы».

  1. ↑ Общая длина каменоломен составляет почти 300 км, но катакомбами принято называть лишь эту небольшую часть.
  •  (фр.) Жерар, Эмиль. Юг Парижа (неопр.). — Sides, 1908.

Катакомбы Парижа — подробная информация с фото

Видео: Катакомбы Парижа

История одного обвала

Катакомбы Парижа — пожалуй самое мистическое и мрачное место в городеКатакомбы Парижа — пожалуй самое мистическое и мрачное место в городе

Причина возникновения парижских катакомб довольно прозаична. Мрачные лабиринты представляют собой заброшенные каменоломни, которые в конце Х века являлись основными поставщиками известняка для церквей и королевских дворцов. Изначально шахты находились за пределами города, но уже к середине XVIII века Париж решительно перешагнул собственные границы, в результате чего улица Сен Жак, пригороды Св. Виктора и Сен-Жермен-де-Пре оказались в опасном положении: предместья в буквальном смысле висели над пропастью.

Уже в 1774 году часть домов на улице Дэнфер провалилась под землю вместе со своими обитателями. Причиной катастрофы послужил обвал в одном из штреков. Не желая в будущем повторить судьбу своих невезучих поданных, Людовик XVI спешно издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Что интересно: эта организация, работа которой заключается в укреплении особо опасных участков шахт, существует до сих пор.

От шахты до оссуария

Кладбище Невинных в 16 векеКладбище Невинных в 16 веке

Путеводители часто описывают катакомбы Парижа как «комнату страха», наполненную черепами и фрагментами скелетов. При посещении этого места тянет подумать о «бренности бытия», предаться скорби и задаться вечными философскими вопросами. Однако вместилищем человеческих останков подземные тоннели стали лишь в конце XVIII века, после казуса, произошедшего на кладбище Невинных.

По традиции покойников в Париже хоронили на принадлежащей церкви земле, то есть в пределах города. На кладбища свозилось бессчетное количество трупов, которые ждали своей очереди на погребение иногда по нескольку недель. Особую «радость» испытали жители домов, соседствовавших с кладбищем Невинных в 1780 году: стена, отделяющая некрополь от жилого квартала рухнула, заполнив подвалы жилищ разлагающимися телами. Подгоняемые гневом парижан, власти занялись очищением городских кладбищ, организовав перенос останков в катакомбы. Работы длились почти 15 месяцев.

План катакомб 1858 годаПлан катакомб 1858 годаКарта бывшего подземного рудника эксплуатации в Париже (1908)Карта бывшего подземного рудника эксплуатации в Париже (1908)

Империя смерти

Парижские катакомбы – не просто сеть скучных коридоров. Это подземный музей со своими странноватыми, но, тем не менее, интересными экспонатами. Каменные колодцы, архитектурные барельефы и незатейливые рисунки, нацарапанные в толще известняка бывшими работниками каменоломен, хранят собственные, иногда довольно зловещие истории.

Коридоры из костейКоридоры из костейКатакомбы ПарижаКатакомбы Парижа Оссуарий парижских катакомбОссуарий парижских катакомб

Финальным этапом прогулки по катакомбам Парижа является посещение оссуария. Костница представляет собой поистине инфернальное зрелище. Аккуратные штабеля из берцовых костей и черепов способны навеять первобытный ужас даже на поклонников хоррора. Изначально фрагменты скелетов, перенесенные сюда с парижских кладбищ, просто беспорядочно сбрасывались. И только в 1810 году члены Генеральной инспекции приняли решение навести порядок в склепе. Так появились стена из костей протяженностью 780 метров. Для усиления мрачного эффекта в подземелье развешаны таблички с философскими изречениями, напоминающие о мимолетности земной жизни. Именно в оссуарии покоятся останки Николя Фуке, Франсуа Рабле, Шарля Перро, Паскаля Блеза и Робеспьера.

В последнее время мрачная красота катакомб сильно страдает от разрушающего воздействия подземных вод. Начиная с 1980 года, их уровень постепенно поднимается. Вода затапливает штреки каменоломен, а также размывает систему креплений, способствуя обвалам тоннелей. Ученые не исключают, что со временем «подземный Париж» может полностью исчезнуть. Ну а пока возможность прогуляться по темным коридорам известняковых шахт и насладиться их мистической атмосферой есть у каждого туриста. Кто знает, может быть, через несколько лет неординарная достопримечательность останется только на любительских фотографиях и в памяти тех, кто успел заглянуть в «чрево Парижа» до его исчезновения…

Советы туристам и правила посещения катакомб Парижа

Это табличка обозначает место Вашего нахождения в катакомбах Парижа с привязкой к объекту на поверхности (чтобы можно было ориентироваться). Над этой табличкой раньше находился акведук около хосписа Шарите.Это табличка обозначает место Вашего нахождения в катакомбах Парижа с привязкой к объекту на поверхности (чтобы можно было ориентироваться). Над этой табличкой раньше находился акведук около хосписа Шарите.

Катакомбы Парижа открыты со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов, последний прием посетителей осуществляется не позднее 16:00. Несмотря на мистическую и мрачную атмосферу, катакомбы посещает около 160 тысяч человек в год. Соответственно, придется смириться с тем фактом, что длинные очереди к достопримечательности – явление обычное и неизбежное. Впрочем, если приехать к павильону за пару часов до его открытия, то есть шанс познакомиться с тайнами парижского подземелья, не тратя времени на длительное ожидание.

Посещение подземных тоннелей – серьезное испытание для нервной системы, поэтому спуск в каменоломни в одиночку строго запрещен. Участие в данном мероприятии не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердца и проблемы с дыханием, а также детям и излишне впечатлительным личностям. При этом официально туристы в возрасте до 14 лет имеют право на бесплатное посещение достопримечательности.

Гробницы и захороненияГробницы и захороненияКатакомбы ПарижаКатакомбы Парижа Проход с аркамиПроход с арками

Спуск в шахты осуществляется по винтовой лестнице, уходящей на глубину около 20 метров. Сотрудники павильона тщательно следят за тем, чтобы количество посетителей, находящихся одновременно в катакомбах, не превышало 200 человек, что частично объясняет факт наличия очередей. Учитывая, что постоянно поддерживаемая температура в тоннелях не превышает 14 градусов, есть смысл одеться потеплее. А вот брать с собой лишние вещи не стоит: гардеробных, лифтов и туалетов в подземелье нет. Во время экскурсии разрешена любительская фотосъемка (без использования профессионального фотооборудования).

При спуске в лабиринт, редкий новичок не задается вопросом: «А можно ли здесь заблудиться?» Сегодня такая опасность исключена, так как большинство ответвлений и штреков перегорожены. Однако любой уважающий себя гид не упустит возможности поведать туристам душераздирающую историю церковного сторожа Филибера Аспера, отправившегося на прогулку в катакомбы Парижа и найденного своими земляками спустя 11 лет в виде отлично сохранившейся мумии. Ну и, конечно, ни одна экскурсия не обходится без традиционных городских легенд, связанных со спуском в каменоломни.

Любопытный факт: во времена Второй мировой в катакомбах располагался секретный бункер немецкой армии, а в период холодной войны там были созданы бомбоубежища, в которых парижане должны были укрыться в случае ядерной атаки.

Спуск в подземельеСпуск в подземельеГраффити в отдаленных от оссуария  участках катакомбГраффити в отдаленных от оссуария участках катакомб

Как добраться

Вход в катакомбы Парижа (темно-зеленая будка справа от здания)Вход в катакомбы Парижа (темно-зеленая будка справа от здания)

Сегодня для посещения открыто около 2 километров подземных лабиринтов. Это лишь малая и относительно безопасная часть всей площади катакомб Парижа. Вход в тоннели находится на территории 14 округа, на площади Denfert-Rochereau. Чтобы влиться в ряды счастливчиков, у которых хватило духу спуститься в Город Тьмы, необходимо купить билет на метро (линии 4, 6) и прокатиться до станции Denfert-Rochereau. Те, кто предпочитает во время поездки любоваться видами европейской столицы, могут проделать тот же путь на автобусе (маршруты 38, 68).

Место спуска в парижские катакомбы находится недалеко от выхода станции метро. Отыскать скромный павильончик можно, ориентируясь по скульптурной фигуре льва, работы Ф. Бартольди. Точный адрес объекта: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

Катакомбы Парижа (17 фото)

Катакомбы Парижа — сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным — от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.


Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.

Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.

В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом — всё подземное пространство заполняется бетоном. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.

По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище.

Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) с стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.

В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.

В начале XIX века под руководством Эрикара де Тюри — тогдашнего главы Инспекции, в катакомбах провели работы, во время которых был создан подземный некрополь, предназначенный для посещения широкой публики.

Именно Де Тюри принадлежит “авторство” в выборе разнообразных изречений, начертанных на стенах катакомб, в том числе и встречающего посетителей на пороге: “Остановись! Здесь царство смерти!”, которое принадлежало аббату Жаку Делилю.

Со временем в катакомбах оказались останки деятелей королевской эпохи: министров Людовика XIV — Фуке и Колбера. После Реставрации монархии с кладбища Еррансис были перенесены останки Дантона, Лавуазье и Робеспьера, с Сен-Этьен-дю-Мон — Марата.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир “представлен” в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

По иронии судьбы останки инициатора и организатора подземных захоронений — Шарля-Акселя Гийомо, равно как и его преемника и последователя — Эрикара де Тюри, в итоге также оказались в оборудованных ими же самими катакомбах, после того, как были закрыты кладбища Сент-Катрин и Сен-Бенуа.

Парижские подземные галереи — это место встреч людей, называющих себя катафилами – люди, увлеченные историей подземного Парижа. Помимо катафилов под Парижем можно встретить так называемых “туристов”. В отличие от обычных, наземных, туристов подземными являются, как правило, парижане или жители пригородов, наслышанные о подземных красотах города и пожелавшие увидеть их собственными глазами. А поскольку, чтобы попасть в подземные галереи, необходимо знать, где располагаются входы, то “туристам” волей-неволей приходится пользоваться услугами катафилов. Последние относятся к “туристам” весьма скептически, поэтому среди проводников из числа катафилов хорошим тоном считается в качестве посвящения в тайны катакомб оставить любопытствующих в одиночестве в полной темноте подземных галерей на несколько часов — чтобы они потеряли излишнюю самоуверенность и прониклись неподдельным уважением к подземному миру и его обитателям…

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. При посещении катакомб некоторые, по желанию, могут ограничиться лишь исторической экспозицией, без посещения самого оссуария. Фотографировать внутри со вспышкой или со штативом запрещено.

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Источник: personalproject.ru

Пугающие факты про катакомбы Парижа

Кладбища. Есть в них нечто такое, отчего волосы начинают шевелиться на голове, и для многих из нас кладбища являются одними из самых жутких и самых запретных мест на планете. Что может быть страшнее, чем обычное кладбище? Что вы скажете о том, в котором находятся останки миллионов парижан и которое расположено прямо под столицей Франции? Да, именно так.

Для города, который известен своей любовью к моде, романтике и культуре, Париж, несомненно, скрывает под своими улицами темную тайну. Эти малоизвестные факты о необъятных катакомбах Парижа оставят вас в полном недоумении.

10. Здесь хранятся останки более шести миллионов парижан

В 18 веке на кладбищах постоянно растущего города Парижа не хватало места. Как будто этого было недостаточно, некоторые тела не были похоронены должным образом и стали причиной распространения болезни. В конечном счете, парижские чиновники решили запретить кладбища в городской черте и переместить останки, которые на них были, в другое место.

Чиновники обратили внимание на несколько подземных карьеров города. В период с 1780-х по 1814 год власти смогли организовать перевоз под землей более шести миллионов тел, собранных со всех существовавших в Париже кладбищ, перевозя мертвых с помощью тележек и помещая их в место их окончательного упокоения.

9. Они больше, чем вы думаете


Фото: Deror Avi

В то время как останки шести миллионов человек рассыпаны по туннелям, большинство из них были заложены в погребальные камеры, известных как оссуарии, куда часто проводят экскурсии. Дело в том, что в катакомбах больше туннелей. Они были сделаны парижскими шахтерами, работавшими в каменоломне, прежде чем некоторые из катакомб были использованы как кладбище.

Хотя считается, что существует около 320 километров туннелей, не все из них были нанесены на карту, и остальные остаются неизведанной территорией. Это заставляет задуматься о том, что еще может скрываться в этих туннелях.

8. Роумеры сделали из катакомб секретное место для купания


Фото: Messy Nessy Chic

По-видимому, идея отправиться в местный бассейн (или поехать к другу, у которого есть бассейн) недостаточно удовлетворяет некоторых людей. Вместо этого они отправляются в путешествие в глубины катакомб, чтобы освежиться в каких-то тайных, неизведанных водоемах, которые стали известны среди других любителей катакомб как импровизированные бассейны.

Конечно, вам понадобятся связи, чтобы туда попасть. Говорят, вам также придется пробираться через мутные воды и туннели, где может случиться приступ клаустрофобии, прежде чем вы попадете в «оазис», который в данном случае является ямой с водой, расположенной на гигантском подземном кладбище.

7. Неизвестные группы творят здесь странные дела

В 2004 году полиция, проводившая учения в катакомбах, наткнулась на нечто совершенно неожиданное. Исследуя отдаленный район обширной туннельной системы, они обнаружили гигантский полностью оборудованный кинозал с экраном, всем необходимым, рестораном и баром, с профессионально установленными телефонными линиями и линиями электропередач. Еще более жутким был тот факт, что скрытая камера делала фото полицейских, когда они заходили в зал.

Никто не знает, кто это сделал, но на месте происшествия осталась записка, в которой говорилось: «Не пытайтесь нас найти». Вероятно, это не лучшее оформление для кинотеатра и ресторана, но ведь это пространство тоже можно использовать с пользой, не так ли?

6. Поток трупов

Самым популярным местом в Париже, где хоронили усопших (до того, как решили использовать для этого катакомбы), было Les Innocents — старейшее и наиболее часто используемое городское кладбище. Однако с ним была одна проблема: как упоминалось выше, к началу XVIII века на нем было похоронено так много людей, что оно переполнилось. Люди, жившие по соседству, стали жаловаться на резкий запах тления, который распространялся по всему городу.

Сказать «было переполнено», значит, преуменьшить, потому что, когда кладбище залило водой в результате наводнения, тела стали подниматься из-под земли на поверхность. В течение 1780-х годов люди начали эксгумировать тела со всех старых кладбищ и хоронить их там, что теперь мы называем катакомбами, а остальное – уже история.

5. Катафилы создают сообщества внутри туннелей


Фото: Claire Narkissos

Катафилы — это группа городских исследователей, склонных тратить огромное количество времени в глубинах катакомб для собственного удовольствия и поиска приключений. Хотя их название может звучать, как название современного культа, они глубоко уважают как мертвых, так и туннели и создают карты, чтобы люди не заблудились в огромном некрополе.

Они являются инсайдерами, и информация о том, как получить доступ к катакомбам, хранится внутри сплоченной группы. Катафилы создавали свою собственную общину внутри старых каменоломен и тоннелей в течение многих лет. Некоторые рисуют здесь картины, украшают комнаты или устраивают вечеринки с другими обитателями туннелей, а некоторые посещают их, чтобы просто отдохнуть от внешнего мира.

4. Когда-то здесь было похищено марочное вино

Оказывается, помимо костей, гниения и смерти, в глубинах катакомб есть также и довольно хорошее вино. По крайней мере, так было в 2017 году.

Банда французских воров просверлила известняковые стены катакомб и проникла в соседнее хранилище, которое находилось под квартирой и где содержались около 300 бутылок марочного вина. Воры сбежали, прихватив все вино стоимостью € 250 000.

3. Кости собраны в «декоративные экспозиции»


Фото: Shadowgate

Когда в 1780-х годах кости умерших стали впервые на телегах свозить в катакомбы, их просто оставляли в туннелях (после того, как священник произносил молитву, чтобы мертвые покоились с миром). Рабочие начали складывать старые кости в формы и композиции, такие как сердца и круги, и облицовывали стены черепами и различными другими страшными останками.

Одна из самых знаковых композиций известна как Бочка. Она состоит из большого круглого столба, окруженного черепами и берцовыми костями и служит одновременного опорой для потолка помещения, где находится, которое называют Склепом Страсти или Ротондой Большой берцовой Кости. Бочка немного более омерзительна, чем традиционная опора, но если она выполняет свою функцию, то нет вопросов.

2. Фермеры начали использовать катакомбы для выращивания грибов


Фото: Messy Nessy Chic

Эта практика началась в 19-м веке, когда парижанин по имени месье Шамбери (Monsieur Chambery) отважился спуститься в туннели и увидел россыпь диких грибов, растущих в подземелье. Он решил использовать заброшенные туннели для выращивания собственных шампиньон де Пари (они же шампиньоны), что в результате было принято и одобрено Садоводческим обществом Парижа (Horticultural Society of Paris).

Вскоре сюда стали отовсюду стекаться фермеры, чтобы основать свои собственные фермы. Выращивание грибов в катакомбах стало процветающим бизнес-предприятием. На самом деле, если вы знаете, где искать, то, вероятно, сможете найти некоторых фермеров, которые все еще выращивают там грибы для души. Это имеет смысл, если учитывать царящую там темноту и влажность. Кто знает, возможно, лежащие рядом старые кости, также служили своего рода удобрением для грибов.

1. Во время Второй Мировой Войны катакомбы использовались обеими сторонами


Фото: 28DaysLater.co.uk

Поскольку во время Второй Мировой войны существование катакомб было общеизвестным, а кроме того, они простираются на многие километры под землей, неудивительно, что их стали использовать во время боевых действий. Что может вас удивить, так это то, что они использовались обеими сторонами.

Члены Французского сопротивления во время войны активно использовали подземную туннельную систему, чтобы скрываться и планировать нападения на немцев. Катакомбы гарантировали, что их не заметят немецкие шпионы и не обнаружат враги.

Что еще более шокирует, так это то, что нацисты также присутствовали в катакомбах и построили различные бункеры (например, один под средней школой Lycee Montaigne). Остатки этого бункера можно увидеть и сегодня.

Парижские катакомбы (часть 3): samnamos — LiveJournal


Привет Друзья! Сегодня я расскажу вас о самом загадочном, подпольном и субкультурном месте Парижа — катакомбах. Подземелья расположены под улицами города на глубине 10 — 30 метров (ниже уровня метро). В любое время суток, под землю спускаются сотни исследователей, графферов и просто любителей поползать. Сюда идут, чтобы отдохнуть, оттянуться (выпить или покурить травы), порисовать граффити или сводить друга/подругу. По своим масштабам подземная система занимает «добрую» часть Парижа и простирается на 2,5 км в длину и примерно на столько же в ширину. Территориально располагается между южным берегом р. Сены и заканчивается неподалеку от заброшенной железной дороги Le Petit Centre.

История катакомб уходит в далекое прошлое. Первые ходы появились еще в начале 19 века. Тогда для строительства города требовался «белый камень» (известняк), залегающий не очень глубоко. Париж рос, добыча камня увеличивалась. Под улицами возникали полноценные подземные ходы, гроты (комнаты), появлялись многочисленные выходы на поверхность (в основном из подвалов жилых зданий), а также строились колодцы — до пресной воды всего метр (по этой же причине, сейчас, некоторые из ходов затоплены).

О Парижских катакомбах, я прежде писал уже два раза:

> В 2016 году исследовал центральный участок

> А в далеком 2011 обошел и отснял всю официальную (открытую) часть.

Устраивайтесь поудобнее, приглашаю вас окунуться в совершенной незнакомый Париж. Под катом 43 фото.

Наше путешествие мы, начинаем с заброшенной кольцевой железной дороги  «Le Petite Ceinture». (в переводе — малый центр). В этих местах начинается основная часть подземной системы.



Ж/Д линия функционировала с начала 19 века до второй мировой, после ее начала, движение стало нерегулярным, а со временем полностью прекращено. Последний поезд проехал по рельсам около 20 лет назад. В это же время был демонтирован второй путь.

Длинна «Кольцевой» — 32 км, большая часть линии заглублена и проходит через огромный каскад тоннелей. В настоящее время это самый большой пустырь Парижа.


Предпримичивые ребята, собравшие дрезину из подручных материалов. На фоне один из «бывших» входов в катакомбы. Ныне замурован.


Автор фото неизвестен.

В одном из тоннелей, через небольшой лаз мы пролезаем внутрь системы катакомб. Первые 10 метров приходится проползти по узкому и грязному тоннелю, но вскоре он превращается полноценную высокую штольню.



Большинство ходов в катакомбах имеют высоту около 2 метров, но местами есть обвалы, которые приходится облазить.



Паутины ходов расходятся в разные стороны. Многие дублируют существующие улицы, остальные расположены хаотично.


Местами штольни затоплены. Уровень затопления обычно не выше колен, но в одной 50 — метровой штольне, пришлось перетаскивать рюкзаки над собой.



В системе катакомб достаточно много артезианских колодцев с чистой водой. В былые времена отсюда черпали воду строители катакомб, а позже жильцы домов сверху. Справа на фото обрушенная лестница. Раньше вела в подвал жилого дома.



Не редко встречаются в катакомбах мемориальные таблички, выполенные на каменной плите.



Переход тоннеля на другой уровень.


Парижских катакомбах, как и в самом Париже много граффити, местами даже красивого. Некоторым рисункам уже более 30 лет!


Чтобы не заблудится, на ключевых поворотах, проходящих под улицами, установлены таблички с указанием адреса сверху.


Дверь в открытую (музейную часть). Ныне все проходы туда замурованы. За стеной слышны разговоры туристов.


Дверь намертво заварена.


Из — за частых обвалов, в середине 20 века, многие подземные пространства были дополнительно укреплены.


Парижские катакомбы в разрезе.



Конечной целью нашего путешествия был «Оссусарий» — место захоронения. В конце XVIII века в Париже вспыхнула эпидемия чумы. Кладбища были переполнены, поэтому власти решили захоранивать останки в пустующих штольнях катакомб. Всего оссусариев в Париже шесть.



В начале 2000 годов, хорошо уцелевшие кости были собраны предприимчивыми властями и перенесены в музейную ныне часть катакомб. Там они были продезинфицированы и выложены в аккуратные галереи.



Оссуарий, который мы обнаружили имеет в плане круглую форму с отходящими в 6 разных сторон штолен вокруг него.



На карте


Кости разбросаны вокруг центральной галереи. Если уйти в одну из штолен, кладбище заканчивается.



А за очередным поворотом оказалась штольня, ведущая к одному из выходов на поверхность.



После многочисленных пропаж людей, в конце 20 — ого столетия, большинство из лестниц были заблокированы. В том числе и эта — в конце упирается в бетонную плиту.



Хотя мы и подготовились к путешествию, распечатав карту со всеми ходами, заблудиться в системе не составило бы для нас большого труда. После оссусария, мы уже было собирались возвращаться к известному нам выходу, но познакомились с местными Паржскими «катафилами», которые предложили нам провести беглую экскурсию по некоторым необычным местам.


Самостоятельно вряд ли нашли многие из этих мест, даже если бы шли не за проводниками, а самостоятельно по карте. Парижские парни ориентировались в системе, как у себя в квартире. В итоге мы не прошли, а пробежали (в прямом смысле) вместе несколько километров под землей.


По пути мы останавливались у необычных гротов. Например на этос каменном стелаже раньше хранились образцы наай минералов и образцы пород, найденных во время строительства катакомб.


Поворот к одному из уютных гротов, где обычно отдыхают, а иногда и ночуют местные путешественники.


Таких больших пространств в Парижских катакомбах не очень много, и сосредоточены они в местах самой масштабной добычи камня.


Уже в конце прошлого века, местные исследовали приспособили такие залы для совместного времяпровождения.


Повсюду на стенах причудливые рисунки.


Продолжаем путешествие. Следующие 200 метров превратились в сплошной мультфильм из граффити — место пользуется популярностью.


Еще один интересный грот с мемориальной табличкой. За решеткой справа вентиляционная шахта, откуда поступает свежий воздух.



Во времена добычи камня, по центральным штрекам была проложена система узкоколейки, по которой возили вагонетки, поэтому многие ответвления имеют плавные повороты.



Звук капель, доносящийся из этого грота мы услышали еще на подходе. Добыть чистой воды шахтеры могли не только из колодцев, но и из специальных резервуаров, где вода накапливается часами.


Укрепленный грот. Как я уже писал выше выше, при строительстве новых домов в Париже не редко происходили обрушения, поэтому некоторые крупные гроты были специально укреплены в 70-ых годах прошлого века.



Один из Парижских проводников.



Под конец прогулки, местные проводники все- же решились свериться с нашей огромной картой.

Через 7 часов после начала, путешествие подошло к завершению. Через пробоину в потолке, мы попали в самое неожиданное место в этом путешествии — заброшенный кабельный коллектор метро. Неизвестный предприимчивый исследователь пробил дырку прямо в плите перекрытия.



Еще метров 15 вверх по лестнице и мы оказываемся на теплой летеней ночной Парижской улице.



Это было нереально круто!


В заключении хочу сказать, если вы не боитесь темноты, тесноты и имеете явную тягу к исследованиям, посетить Парижские катакомбы, вам настоятельно рекомендую! У входа вы или уже в системе вы обязательно встретите местных Парижан, многие из которых будут не прочь провести вас по системе. Увы, указать место входа я , к сожалению не могу, но кто сильно захочет, обязательно его найдет!

Не забудьте прихватить запасные фанари, сменнную одежду и побольше провизии. Путешествие может сильно затянуться 🙂

Оссуарий, подземное озеро и парижские катакомбы

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Кликабельно

 

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV — Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы — Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

Кликабельно

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова]. — СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

 

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны.)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

 

Коммуна. Сражение в катакомбах.  Фото из совр. экспозиции катакомб.

 

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб,  источник см. здесь

 

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

 

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя — и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

 

Резервуар

 

 

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

 

 

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него — штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

 

 

Сегодня катакомбы — одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии — символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

 

 

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

 

 

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход — отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

 

 

Призрак в Гранд Опера — отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» — с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

 

 

А что такое оссусарий ?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis — кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев . В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

 

 

 

 

 

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos 

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В  связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

11. Даты на табличках указывают года, когда в данном месте Генеральная инспекция каменоломен провела укрепительные работы.

12. «Дикие» ответвления.

13.  Где- то в далеке виден силуэт спящего сотрудника охраны. Как мне поведали, порой у подобных смотрителей эта работа не единственная, и приходят они зачастую на ночлег.

14. На некоторых табличках выгравирован адрес расположения этой части на поверхности (привязка к местности)

15. Черная полоска на сводах была нарисована еще в те времена, когда по штрекам ходили с факелами, для ориентирования по системе.

16. В системе встречаются очень низкие коридоры, а уклон порой колеблется до 5ти метров. Порой встречается уклоны очень резкие, как здесь:

17. Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках.

18. Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов.

19. Очередной подъем, переносящий нас в оссусарий.

1. За этим колонником начинается самая интересная часть системы. Здесь расположены знаменитые захоронения с Парижских кладбищ. Сверху написано: «Arrêté! C’est ici l’empire de la Mort!» — «Остановись! Здесь находиться империя Смерти».

2. Вдоль стен выложены ряды костей и черепов.

3. Парижане порой в шутку называют всю систему «Залежами супового набора»

4.

5.

6. Это обыкновенный колодец. Немного странно видеть его здесь.

7.

8.

9.

10. Надпись на доске : «Ossements du cimitiere de St. Laurent. le 4 novembre 1804″ — «Останки с кладбища Сен. Лоран. 4 ноября 1804 года (дата перезахоронения)».

11.

12.

13.

14. Табличка на колонне справа (1892) гласит о том, что данный масонированый пилон был построен в 1892 году.

15. Покидаем оссусарий

16.

17. Большой колонник. Далее коридор идет к лестнице наверх.

18. А вот за этой дверью, что практически рядом с летсницей расположена вентиляционная шахта, объединенная с тоннелем метро. Отчетливо слышны проезжающие поезда.

источники

[источники]

источники

http://samnamos.livejournal.com/698.html

http://www.operaghost.ru/cellars.htm

http://www.078.com.ua/blogs/mesta-gde-my-pobyvali/legendy-parizhskih-podzemelii.html

http://repin.info/iz-tmy-vekov/parizhskie-katakomby-uzhas-podzemnyh-kladbishch

 

Давайте еще что нибудь вспомним интересного из Франции: вот например Непревзойдённый Париж с высоты птичьего полёта, а знаете ли вы Кому мешала Бастилия ? Ну и конечно же мое любимое — Одинокая вершина Mont Aiguille Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=34017

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о