Элементы удмуртской одежды: Удмуртский национальный костюм: особенности традиционной и современной одежды – женский традиционный наряд северных удмуртов, история костюма Удмуртии

25Мар - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Изучение особенностей традиционной одежды удмуртов

Изучение особенностей традиционной одежды удмуртов

Шмырина Ю.А. 1

1МБОУ Июльская СОШ

Гусева С.Н. 1

1МБОУ Июльская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Цель жизни каждого поколения – создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я провела исследовательскую работу о традиционной одежде удмуртов. Я родилась в русской семье, но считаю, что мы должны знать культуру удмуртов, так как мы живем в Удмуртии.

Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда занимает важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы. Национальная одежда создает первое зрительное впечатление о народе.

Исходя из этого, объект моей работы — традиционная одежда удмуртов.

Предмет моей исследовательской работы – особенности, изменения традиционной одежды удмуртов и костюмы, сохранившиеся у жителей села Июльское. Цель исследования – изучить изменения традиционной одежды во времени и ее различия, и выявить особенности национальной одежды удмуртов изучить костюмы, сохранившиеся среди жителей с Июльское Воткинского района

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Изучить традиционный костюм удмуртов его изменения со временем.

Провести интервьюирование жителей с. Июльского, собрать фотоматериалы.

3. Посетить деревню Старые Быги Шарканского района «Центр удмуртской культуры» и национальный музей имени Кузебая Герда г Ижевск для изучения удмуртских национальных костюмов.

4.Изучить костюмы, имеющиеся в музейной комнате МБОУ Июльской СОШ

Выдвинута гипотеза: можно предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования.

Материал и методика

Исследование проводилось в 3 этапа:

Апрель-май 2018 года – подготовительная часть (подборка источников, информации, составление плана поездок, встреч с информантами).

Сентябрь 2018 года – поездки в д Старые Быги Шарканского района, в Национальный музей имени К. Герда город Ижевск.

Сентябрь – октябрь 2018 года – сопоставление полученных результатов наблюдений и ранее подготовленных материалов, их систематизация и обобщение.

Основные методики исследований:

1 Для изучения эволюции костюма удмуртов и знакомством с работами, посвященными изучению удмуртского костюма использовались ресурсы интернет-сайтов, а также материалы библиотек их анализ.

2 Для изучения сохранившихся и бытующих на территории с Июльских национальных костюмов проведены встречи и интервьюирование жителей со сбором фотоматериалов.

3 Для сбора информации о костюмах удмуртов совершены поездки в д Старые Быги Шарканского района, в Национальный музей имени Кузебая Герда г. Ижевск.

Теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов заключаются в обобщении знаний об удмуртском национальном костюме и сборе местного материала.

ГЛАВА 1. Традиционный удмуртский костюм

Понятие традиционный костюм

Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора.

Изучение традиционного костюма удмуртов

История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 году, проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них. Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов. Автор первой монографии об удмуртской одежде В. Н. Белицер выделила северный и южный костюмные комплексы. Лебедева Л. С. выделяет одежду северных, южных, срединных удмуртов и бисермян [3]. Исследователи второй половины ХХ века расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области. Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Ныне удмуртки носят общегородскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд.

Элементами женской удмуртской традиционной одежды являются: платье, фартук, пояс, мониста, айшон, серьги, чулки, онучи (См. Приложение 4). Большое внимание в женском костюме уделялось вышивкам, украшениям, подвескам, головным уборам которые являлись в первую очередь оберегом. Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями: «камали», «бутьмар» [3]. Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному назначению. Так, нагрудник, в котором основной узор — восьмиконечные звезды называется «толэзё», т. е. лунный исключительно свадебный. Иногда к основному узору — звезде — прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета. Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре, надевали в большие праздники и в гости. В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором. Наряду с вышивкой нагрудной части значительное место отводится нарукавной вышивке. Можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый — в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй — в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов. Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки [2]. Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений. На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус. Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая, шею снизка из мелких монет, ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов. Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, оно покрывало шею и грудь до пояса. Широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д. Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Чырты весь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Бытовали чыркерттэт (представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы) и чыртыкыч (монеты нашиты на две полукруглые полосы холста). Украшения переходили по наследству от матери к дочерям-невестам. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Для того чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью.

Мужской удмуртский национальный костюм включает: рубаху; пояс или ремень; штаны. Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчинный тулуп с большим шалевым воротником. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон) широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо) [3]. В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Обувь включала лапти русского и татарского типа, зимой — валенки. На ногах носили онучи, шерстяные вязаные носки. Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы).

Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бисермян

На костюм северных удмуртов оказали влияние русские, а южных удмуртов и бисермян татары. Поэтому эти костюмные комплексы отличаются, как и особенности диалекта, быта (См. Приложение 1, 3).

ГЛАВА 2 Изучение национальной одежды удмуртов, бытовавших на территории Шарканского и Воткинского района.

2.1 Результаты экспедиции в д. Старые Быги Шарканского района.

Особенность национальной одежды центральных удмуртов, бытовавших на территории Шарканского и Воткинского района состоит в том, что у данного костюмного комплекса у рубахи спереди длинный вырез спереди и она одевается по-особенному.

1. Сначала девушки одевают «Шортдерем» в переводе (рубаха – с длинным разрезом спереди (до колена и ниже). Спина платья из ткани в два слоя. Этот второй слой с изнаночной стороны из дешёвой ткани и нужен для того чтобы после танцев или трудной работы его распороть и постирать, а затем снова пришить, так платье прослужит дольше.

2.Дальше девушки одевают монисту. Монисто-считается оберегом.

3. За тем, девушки одевают фартук. Завязывать его надо в два оборота и нужно обязательно подвязать монисту. Узел фартука оберегает от злых духов и подвязывается с боку.

4. Головной убор «Такья». Его надевали молодым незамужним девушкам. Замужние женщины одевали платки (См.Приложение6).

2.2 Результаты поездки в Национальный музей имени Кузебая Герда г. Ижевск.

В музее представлена экспозиция «Удмурты», с традиционной одеждой женщин и мужчин северных и южных удмуртов (См.Приложение 6).

2.3 Изучение костюмов и материалов по теме в музейной комнате МБОУ Июльской СОШ, у жителей с. Июльское.

При сборе материала по удмуртской традиционной одежде среди жителей села Июльского много материала оказалось у Петровой Нины Ильиничны. Она не только поделилась фотоматериалами из личного архива, но и рассказала много интересного об особенностях традиционной одежды удмуртов (См. Приложение 7, 9). Ломаева Мария Ивановна подарила музейной комнате домотканые фартук, красное платье в мелкую клетку, у которого верх синий с серыми клетками. Самодельная мониста, которая сделана не из монет, а вырезана из листа алюминия. У обоих платьев разрез небольшой, но имеются двойной слой ткани в области плеч. Бывшая ученица нашей школы Колдомова Любовь Анатольевна подарили музейной комнате атласное платье, которое носила их бабушка. Материал поменялся, а пошив и двойная ткань на спине и плечах, как на домотканых, старых удмуртских платьях, присутствует украшение подола полосками другой (зеленой) ткани. Любовь Анатольевна вспоминает, что появились атласные и шелковые платья и перестали ткать в деревнях. Это случилось через несколько лет после войны, когда зарплату в колхозах стали выдавать деньгами. Ручная работа, напротив, считалась символом бедности и перестала цениться. Обухова Лариса Васильевна бережно хранит серебряные украшения своей бабушки-удмуртки. В ее коллекции мониста и серьги. Она подарила музейной комнате домотканое платье своей бабушки. Платье льняное, ткань в клеточку синего и серого цвета. По подолу украшено двумя полосками красной ткани. Вырез спереди до середины груди застегивается на пуговицы. На плечах и верхней части спины ткань двухсторонняя (См.Приложение 8). В музейной комнате МБОУ Июльской СОШ много лаптей собранных от местных жителей и подаренных Останиным Л Е, который сам плел их. К сожалению, Останин Л Е уже умер, но в музейной комнате осталась видеозапись как он плетет лапти, кто его научил. В ДК «Современник» мы нашли удмуртские стилизованные современные костюмы для выступлений (См.Приложение 5).

Заключение

В результате исследовательской работы проведено изучение традиционного костюма удмуртов, сравнение костюма северных, южных удмуртов и бисермян. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века. Автор первой монографии об удмуртской одежде В. Н. Белицер, которая выделила северный и южный костюмные комплексы. Лебедева Л.С. дала более полное описание и выделяет одежду северных, южных, срединных удмуртов и бисермян. Встречи, и интервьюирование жителей села Июльского показали, что жители удмуртской национальности хранят, одевают на праздники национальный костюмы. У них имеются и старинные, домотканые и более современные атласные, но с сохранением покроя и элементов костюмы. Поездки в деревню Старые Быги Шарканского района «Центр удмуртской культуры» для изучения национального костюма центральных удмуртов и национальный музей имени Кузебая Герда города Ижевска для изучения удмуртских национальных костюмов показали красоту, самобытность и разнообразие удмуртского костюма. Изучены костюмы, имеющиеся в музейной комнате МБОУ Июльской СОШ. Выбранная тема, актуальна и сегодня. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. Удмуртская народная одежда – ценнейший памятник творчества, нуждающийся в изучении и сохранении. В дальнейшем работа будет продолжена в виде проекта по изготовлению национальных костюмов с выделением их особенностей, что пополнит экспонаты музейной комнаты и обогатит знания о традиционном удмуртском костюме и его разновидностях.

Литература и источники информации

1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.
2. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце ХIХ – начале ХХ в. Ижевск, 2000.
3. Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
4. Лебедева Л.С., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
5. Напольских В. В. Удмуртские материалы Д. Г. Мессершмидта. Ижевск, 2001.
6. Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
7. Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.

Интернет источники:

8 Богатырева И. Оригинальный удмуртский национальный костюм. http://fb.ru/article/272170/originalnyiy-udmurtskiy-natsionalnyiy-kostyum

9 Загребин А.Е., «Национальный костюм удмуртов» статья, УИИЯЛ УрО РАН http://www.finnougoria.ru/community/folk/detail.php?ELEMENT_I

Информанты:

1Жители с Июльское: Петрова Н И, Обухова Л В, Гусева С.Н., Мальцева Р. С., Третьякова А. С.

2Работник «Центра удмуртской культуры «Быги»»: Ермолаева Жанна Михайловна

(Приложение 1)

     .

Фото 1: Дэрем. Платье – рубашка. Северные удмурты. Одежда северных удмуртов

Фото 2 Южные удмуртки

Фото 3 Костюм бисермян (http://uralistica.com/profiles/blogs/zhenskij-golovnoj-ubo)

Приложение 2

Фото 4: Шапка бисермянки -кашпу (http://uralistica.com/profiles/blogs/zhenskij-golovnoj-ubo)

Фото 5: Красный сюлык. Фото 6: Женские нагрудные Фото 7: Нагрудное

украшения. чересплечное женское украшение

 

Серьги. Серебро, литье

 

Фото 8: Серьги. Серебро, литье

Приложение 3

Таблица 1 Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бисермян.

Костюм северных удмуртов

Костюм южных удмуртов

Костюм бисермян

Территория распространения Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики

Одежда северных удмуртов ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области. Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких — население поломской и чепецкой культур. Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Передник (айшет, азькышет или ашшет), обшитый кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Территория распространения комплекса — Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно, южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась)[4].
Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника — кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом — узорную полоску.
Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саезтэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.

Территория распространения костюма — Юкаменский, Балезинский, Ярский районы УР (бывшая территория Глазовского уезда Вятской губернии)

Народный костюм бесермян имеет общие черты с одеждой удмуртов и в то же время в нем есть черты, уходящие своими корнями еще в булгарскую эпоху. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник, головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), шапка кашпу. В ХХ в. он встречался двух видов: из белых некрашеных холстов домашнего изготовления, из пестряди в полоску или клетку; оба варианта уже в начале века бытовали одновременно. При этом белый считался более ранним, встречался в повседневной сфере, но дольше сохранялся как праздничный и ритуальный вид одежды. Для изготовления одежды использовались и фабричные ткани — сатин и ситец, преимущественно красного, синего цвета или с цветочным рисунком для женской одежды. Мужской костюм бесермян был из домотканой пестряди или сукна и включал рубаху дэрэм, штаны, пояс и верхнюю суконную одежду из некрашеного холста или пестряди. Рубахи были туникообразного кроя, в нагрудной части имели вышивку по периметру разреза и ворота. Он состоял из длинной белой рубахи с отложным воротником, с красной тканой или вышитой отделкой на рукавах, подоле и вороте, широких красных шаровар.

Северные головные уборы: шапка; покрывало; полотенце; повязка. Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет.

Южные головные уборы Шапочки: пелькышет. Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг. Полотенце: йыркышет или чалма. Айшон. Платки. Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее — красный до самой старости.

Бисермянский головной убор. На голову женщины завязывался къшет – платок из белого ситца, в старину – полоса белого негрубого домотканого холста. Поверх этого платка замужние бесермянки надевали в праздничные дни кашпу – женский матерчатый головной убор шлемообразной формы. Передняя часть шапочки и полоса ткани под подбородком украшены кораллами и металлическими бусинами, серебряными монетами, металлическими пластинками, мелкими пуговицами.

Приложение 4

Элементы удмуртской традиционной одежды

Приложение 5

Фото 9: Костюмов музейной комнаты МБОУ Июльской СОШ

Фото10: Учащиеся Июльской школы в удмуртских костюмах 2011 год

Национальный удмуртский костюм ДК «Современник»

Фото 11: Лапти в музейной комнате Фото 12:Останин Л Е с супругой 2011год

Приложение 6

Фото 13:Экспозиция «Удмурты» в Национальном музее имени К Герда г Ижевск

Фото 14 : Костюм срединных(центральных) удмуртов с поездки в д. Старые Быги Шарканского района 2018 год.

Приложение 7

Интервью Нины Ильиничны Петровой (учитель математики Июльской СОШ)

Кроме повседневного и праздничного наряда, для разных случаев предусматривались свои если не костюмы, то обязательно аксессуары у удмуртов. Например, для свадьбы — нагрудник с лунным узором (восьмиугольником), без которого свадьба в принципе не могла состояться. Интересно, что до определенного возраста у ребенка не было своей одежды. Новорожденного, если это девочка, оборачивали в мамину рубаху, если это мальчик — в папину. На мужских рубахах были вышиты символы, связанные с той деятельностью, которой мужчина занимался. Жизнь мальчика фактически предопределялась: у него уже не было метаний в выборе своего дела так же у девочек. Дети до 3 лет донашивали вещи старших — не ради экономии, а потому что эта одежда, поскольку ее стирали много раз, становилась очень мягкой. Когда девочка вступала в половозрелый возраст, у нее появлялся фартук без нагрудника и головной убор — такъя, который из-за своей миниатюрности не защищал от солнца, однако выполнял свою основную функцию — показать, что в жизни его хозяйки произошли изменения. Главный костюм своей жизни женщина носила в период беременности первым ребенком. Это было красное клетчатое платье. Считалось, что чем больше клеточек, тем плодороднее будущая мать. На фартуке обязательно вышивались орнаментальные узоры-обереги. Костюм был безразмерным, не приталенным — чтобы до последнего момента окружающие не догадались о том, что девушка беременна. Хоронили удмуртов либо в специально сшитых для этого костюмах (иголкой от себя), либо в свадебных нарядах, потому что свадьба, особенно для невесты — это тоже своеобразная маленькая смерть. Считалось, что она переходила в чужой мир? Да, и костюм был призван оберегать ее от злых духов. Она ведь идет из одного рода в другой со своими божествами.  Айшон (высокий головной убор на берестяном каркасе), заканчивавшийся снизу сюлыком (треугольником из монет), сначала полностью закрывал лицо, как паранджа, чтобы девушку не сглазили. Более того, новая женщина в семье представляла опасность для рода своего мужа. В первый месяц после свадьбы, когда молодожены ходили по гостям, ей не разрешалось даже во двор заходить. Угощение девушке выносили за ворота. Через какое-то время невестка надевала сюлык поменьше. А вот айшон носила постоянно, и, если дома ночевали гости, даже спала в нем. С одной стороны, это тяжело, а с другой — когда надеваешь айшон, кажется, что ты максимально защищена и можешь незаметно наблюдать за другими. Все заботы по пошиву одежды ложились на женщин? Поэтому ткать и прясть девочка начинала с шести лет! А примерно с двенадцати готовила себе приданое. Только полотенец нужно было соткать 40 штук: себе, жениху, всей своей родне и родне жениха. Кому рукоделие давалось с трудом им помогали. В любой деревне была девушка, которая не просто ткала, а умела обрядить основу. Такие очень ценились. И первым делом, когда в дом заходили спрашивать невесту, интересовались: а умеет ли она ходить вдоль стены? На штырьки на стенах нужно было намотать нити, работа была сложная и занимала несколько часов. Так вот, эти мастерицы были очень востребованы, а за свою услугу брали готовое полотно. Девушки с хорошим вкусом были своеобразными модельерами. Они оставляли на своих изделиях авторский знак, связку ниток — чук. Остальные могли копировать этот узор, но обязательно должны были указать, кто эту комбинацию выдумал…

Приложение 8

Фото 15,16: Коллекция серебряных украшений Обуховой Ларисы Васильевны(остались от бабушки)

Приложение 9

Фото 18: Петрова Н И в национальном удмуртском костюме (из архива Петровой Н И)

Фото 19: Петровой Н И в удмуртском костюме 2008 год. Проводы Русской зимы в д. Молчаны 2008 год

Фото 20: Ушакова Мария Александровна с подругой 3 августа 1941 года

(Свекровь Петровой Нины Ильиничны в черном фартуке) Фотография (из архива Петровой Н И)

Просмотров работы: 744

женский и мужской для северных удмуртов, история и современный костюм Удмуртии

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм, они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук). Другие мастера могли копировать костюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение.

Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик. Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой.

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Особенности

Для мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм был очень похож на русский. Он состоял из белой или позднее из пёстрой холщовой рубахи до колен (косоворотка), которая подхватывалась плетённым поясом с красивыми узорами или ремнем. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий. В праздничные дни и для молитвы одевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаше всего шились из синей в белую полоску ткани. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные.

Для женщин

Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной.

Женский национальный костюм северной удмуртки, как правило, не обходится без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет). Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Его назначение определяло характер и богатство вышивки. Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой (толэзь). Как правило, одежда шилась из белой холщовой ткани из льна и расшивалась красными нитками.

Национальная одежда южной удмуртки изготавливался из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы. Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивается красивая широкая оборка. Грудь украшается снимаемым нагрудником с серебряными монетками. В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырехугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу.

В течение своей первой беременности удмуртские женщины носили красное платье в клетку. В народе говорили, что чем больше клеток, тем больше детей будет у будущей матери. На фартуке обязательно вышивались своеобразные узорные обереги. Этот наряд был довольно просторного кроя и окружающим очень долго не удавалось догадаться, что женщина находится в положении.

Аксессуары и обувь

Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении. В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками. Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки. В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.

Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков и налобных повязок, повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем, конусовидным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения. Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.

Повседневной обувью для мужчин и женщин служили лапти. Женщины надевали их на вязаные узорные чулки и носки, а мужчины надевали под лапти онучи. Обувью, которую женщины носили по праздникам, были ботинки, у мужчин это роль исполняли сапоги. В зимний период как мужской, так и женской обувью являлись валенки.

Современные модели

Северный женский костюм включает в себя цельное платье с оборкой и вышивкой с длинными рукавами. Поверх платья надет кафтан из светлого льна с окантовкой, сверху кафтана – национальный вышитый фартук. Налобная повязка и горловина платья декорированы металлической тесьмой.

Южный женский костюм, состоящий из цельного клетчатого платья с тесьмой, оборкой по низу и втачным длинным рукавом, исполнен в традиционном народном стиле. Поверх платья надет однотонный кафтан отрезной по линии талии и с застёжкой, отделанный тесьмой. На кафтан надевается фартук с традиционной вышивкой и мониста. Голову украшает высокий головной убор.

Удмуртский национальный костюм (фото) | Ижевск и Удмуртия

Национальный костюм любого народа — это не только выражение его ментальности, но и защитная оболочка от сглаза и других неприятностей. Первые письменные представления о наряде удмуртов появились в 1726 году после того, как их земли посетила экспедиция немецкого медика и соратника Петра I Даниэля Мессершмидта. Он описал предметы костюма, которые с того времени практически не изменились.

История костюма

Дети удмуртов с пеленок приучаются к трудолюбию и аккуратности. Девочки уже в 6 лет начинают собирать приданое. Такое трудолюбие отмечается в деталях и аксессуарах национального наряда. В каждом доме уважающего себя удмурта был ткацкий станок. Девушки к 16 годам могли пользоваться им так виртуозно, что в своем сундуке с приданным имели не меньше 40 нарядов.

Традиционная одежда удмуртов внешне очень схожа с современными туниками. Так как этот финно-угорский народ делиться на северных и южных удмуртов, то и их традиционную одежду можно разделить по географическому принципу. Причем такое отличие заключается не только в фасоне и цветовой гамме, но и в материалах, используемых для изготовления одежды.

Северные удмурты шили свои наряды преимущественно из льна, а южные и конопляной ткани. Кроме того, традиционными материалами для верхней одежды были овечья шерсть, а позднее шелк.

Женский народный костюм

Летний женский гардероб северной удмуртки обязательно должен иметь:

  • распашной кафтан (шортдэрем)
  • рубаху (дэрем).
  • фартук (азькышет)
  • нагрудник (муресазь)

Различались костюмы южных и северных удмурток и по цветовой гамме. Для северных районов традиционными цветами были: белый, черный и красный. Первоначально краску для ткани удмурты добывали из растений и минералов. Позже, они стали покупать ее у проезжающих через их земли купцов.

На территории проживания южных удмуртов таких путей было больше. Что отразилось и на цветовой гамме нарядов. Он был боле пестрым, по отношению к северным соседям. Основными цветами их костюма были красный, зеленый и коричневый. Однако на свадьбу южная удмуртка обязательно надевала наряд белого цвета. Который символизировал чистоту. Для усиления «эффекта», ткань которая использовалась для пошива свадебной одежды, несколько раз выдерживалась на сильном морозе. После такой «обработки» она приобретала светящуюся белизну.

Женский костюм южной удмуртки состоит из:

  • рубахи
  • фартука
  • нагрудника
  • летней верхней одежда из тонкой ткани
  • кафтана-безрукавки
  • кафтана из полушерстяной ткани
  • кафтана из шерстяного сукна

При изготовлении традиционного удмуртского костюма очень большое внимание уделялось вышивке. Она присутствовала не только на женской, но и на детской и мужской одежде. Искусные мастерицы знали до 20 видов швов. Интересно, что когда некоторые женщины стали шить праздничную одежду на заказ, они помечали свои работы особым знаком – связкой ниток. И если другая женщина копировала понравившейся ей наряд, она должна была на нем оставить «торговый знак» того, кто придумал эту модель.

В традиционной одежде удмурток рукава рубахи должны иметь вышитые узоры. Они не только придавали костюму более интересный и законченный вид, но и служили оберегом от сглаза. Узоры, используемые в такой вышивке, называются: рога барана, полет утки, глаз голубя и т.п.

Фасон костюма южной удмуртки имел форму трапецию с обязательно зауженными рукавами. Низ у платья украшался широкой оборкой, выполняющей декоративную функцию. Для обрядовых церемоний во время праздников поверх костюма надевался нагрудник с серебряными монетами.

Во время вынашивания первенца, удмуртка на людях должна носить красное платье в клеточку. В одном из поверий удмуртского народа говориться, что чем больше на платье клеточек, тем больше сможет родить жена детей своему мужу. Вышитые обереги помещались на фартук беременной женщины и защищали ее и ребенка от недобрых взглядов.

Рубаху удмуртка носила вместе с кафтаном. Он имел короткие рукава, через которые продевались рукава рубахи, украшенные вышивкой. У каждой такой пары имелся нагрудник, который использовался только с ними.

Этот аксессуар гардероба представлял собой кусок ткани в форме прямоугольника 20×30 см. Существовали нагрудники для повсеместного использования и для проведения различных праздничных обрядов. Главным отличием этого аксессуара является вышивка. Так для проведения свадебной церемонии на нагруднике обязательно должна быть вышита восьмиконечная звезда.

Первоначально нагрудник вышивался яркими нитками, на смену которым пришел шелк. В XIX веке, в удмуртском национальном костюме его заменил нагрудник, который шился из разноцветных лоскутков. Его дополняли вышивкой, монетами или красивыми пуговицами.

Также важным атрибутом такого костюма являлся передник без грудки. Такой аксессуар отделывался тесемками, кружевами и конечно вышивкой. На специальном станке к такому переднику плелись узорные завязки. Ими дополняли костюм во время праздников.

Очень часто к удмуртскому народному костюму относят одежду бесермян. Их наряд имеет много общего с описываемой одеждой, но также в нем имеются и свои оригинальные черты. В одежде бесермян очень много уделяется вышивкой золотой нитью.

После того, как девушка принадлежавшая к этой народности, выходила замуж, она должна была спрятать свое лицо от всех, кроме мужа. Для этого в традиционном наряде бесермян имеется специальная шапочка с кисточками – щулык. Также под запретом открытые части тела. Бесермянский традиционный костюм глухой, под подбородок.

У удмуртских замужних женщин таких запретов не было. Но, отличить девушку, вышедшую замуж от незамужней, можно было по головному убору. До замужества девушки носили холстяные овальный или круглые шапочки. После замужества девушка должна была покрыть голову вышитым полотенцем (на севере) или специальной налобной повязкой (на юге).

Мужской костюм удмуртов

Мужчины удмурты носили белые или пестрые холщовые рубахи до колен. Их подпоясывали красивым плетеным поясом. Для праздничных церемоний он имел яркую радужную расцветку. На рабочей одежде вместо плетеного пояса использовался кожаный ремень со скобкой для крепления топора. Такой наряд дополнялся свободными штанами, пошитыми из белой и синей ткани.

Внешне, мужской удмуртский костюм не отличался от традиционного русского костюма. Как и в женском наряде, на рубахах удмуртов большого значение уделялось вышивке. Она отображала символы, которые были связаны с «профессией» владельца, а также узоры-обереги.

Зимой, поверх рубахи мужчины надевали кафтаны. Праздничный вариант этой одежды был укорочен. Его длина доходила до талии. Повседневный кафтан не укорачивался, но был притален.

В качестве повседневной обуви удмурты использовали лапти. В отличие от традиционной русской обуви, удмуртские лапти заострялись к носу. Эта рабочая обувь использовалась в качестве ежедневной. На праздники мужчины надевали кожаные сапоги. Зимой – валенки.

Современный удмуртский костюм

Во время роста фабричного производства, традиционный костюм перестал быть основной одеждой удмуртов. Его использовали только во время праздников и различных обрядовых церемоний. Но, сегодня традиционная одежда вновь становится популярна. Современные модельеры используют в своих коллекциях рубашки и платья в традиционную клетку, символические орнаменты, пестрые пояса, изготовленные вручную и расшитые монетами аксессуары.

«Возврат к истокам» у этого финно-угорского народа произошел на волне самодеятельности. Театральные или эстрадные коллективы стали сами изготавливать для себя наряды основываясь на описании из различных письменных источников или сохраненных в краеведческих музеях экспонатов.

Мода на традиционную одежду заставило руководство Удмуртского государственного университета 20 лет назад открыть новый факультет — «Художественное проектирование костюма». Выпускники которого и стали использовать узнаваемые узоры и орнаменты в повседневной одежде и различных аксессуарах.

Сегодня в тренде легкие платья из штапеля и льна. Они с одной стороны отражают вековые традиции удмуртского народа, а с другой мировые тенденции. Такие платья можно использовать в качестве повседневной одежды. Существуют более строгие варианты для работы в офисе и нарядные для похода на светские мероприятия.

Еще записи по теме

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оригинальный удмуртский национальный костюм

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный — многоцветный;
  • бесермянский.

Удмуртский национальный костюм

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой — шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее — красный до самой старости.

Женский удмуртский национальный костюм

Удмуртский женский костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский народный костюм

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Национальный костюм удмуртов

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Презентация «Национальный костюм удмуртов»

Описание слайда:

Головные уборы южных удмурток Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью. Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине — пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой. Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см. Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемый бырттос (от слова бырттыны — вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки — аппликация из разноцветного материала. Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в.

Как удмуртское платье модным стало

Клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пестрые пояса, стилизованные мониста, расшитые монетками и пуговками съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами. Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие и нарядные платья из демократичных, недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе и похода в театр. Сложный традиционный костюм богатый на интересные детали с каждым годом вдохновляет все больше современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имен модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценно то, что всякая дизайнерская вещь, картина, подвеска, сумка, созданная вручную, существует в единственном экземпляре.

– Совсем непросто вписать традицию в современную моду, – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили в себе интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама модельер мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад на съемках первого удмуртского художественного фильма «Тень Алангасара», где была гримером и художником по костюмам. С тех пор изучила массу трудов по археологии, собрала уникальный этнографический материал по символике костюмов в полевых экспедициях и живом общении с носителями традиций. «Если костюм будет выполнен по традиционным мотивам, но не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нем смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу», – говорит дизайнер.

Компетентность в искусстве и истории позволяет Людмиле Анатольевне воссоздавать костюмы разных эпох и народов. Специалистов такого уровня, как она, в Удмуртии практически больше нет. Поэтому театральные и творческие коллективы наперебой приглашают ее к работе над сценическими костюмами. Она создала прекрасные коллекции для детского театра «Школа юных принцесс», Театра обско-угорских народов, ансамблей «Италмас», «Айкай», «Катанчи».

Людмила Молчанова глубоко изучает не только народный, но и модный современный костюм. По ее словам, этническая тема сейчас на пике популярности: такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, цветность, давно вошли в моду. Порой опосредованно, не напрямую, традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль. 

Молодо-зелено 

Экспериментировать с народной одеждой и не терять при этом национальный колорит, сможет только человек, хорошо знающий традицию. Как это делают в своем творчестве ученицы Молчановой – Полина Кубиста и Вера Кузнецова. Обеим мастерицам удалось снискать народную славу. Вера много лет работает над сценическими костюмами исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль «Шулдыр ӝыт», «Малпан», Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Прежде чем браться за работу, Вера Кузнецова тщательно изучает, какой фасон характерен для данного исполнителя, смотрит все его концертные выступления, – в каких нарядах артист обычно выступает, какие песни исполняет – чтобы как можно точнее представить модель будущего изделия, ткань, отделку, и максимально соответствовать сценическому образу исполнителя. Во время концерта, когда певец уже в готовом костюме выходит на сцену, Вера волнуется так, словно сама собирается петь, словно это на нее наведены десятки софитов и смотрят тысячи зрительских глаз, – потому что все видят ее работу, оценивают сшитый ею наряд.

Любителям удмуртских трендов запомнилось выступление дизайнера Кузнецовой на фестивале удмуртской моды «Эль Ныл» с коллекцией «Кечато», которую Вера создавала в паре с мастерицей Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Светланой Мельниковой. Это был своеобразный эксперимент с пестрядью и широкими поясами, выполненными в различных техниках удмуртского узорного ткачества. Такие пояса в шестнадцать сантиметров шириной, украшенные мелкими бусинами и нашивками из разноцветных тканей, в начале XX века встречались у некоторых групп удмуртов.

Вера Кузнецова больше модельер-конструктор, нежели швея. По ее эскизам шьют портнихи в ателье, а она разрабатывает силуэт будущего костюма, готовит вышивку, украшения, придумывает декор, подбирает цветовые сочетания. Впрочем, как и Полина Кубиста. Полина следит, чтобы все швеи ее мастерской во время работы пребывали в хорошем расположении духа, иначе плохое настроение, досада или раздражение передадутся изделию, призванному все-таки защищать человека, а не разрушать его.

– Если у кого-то из моих мастериц что-то не получается, я сразу говорю – или переключайтесь на позитив или ступайте отдыхать домой, – делится секретами Полина, – В плохом настроении за работу никогда не беремся. Потому что одежда, которая делается руками человека, в любом случае несет в себе его энергетику. Если человек по-доброму настроен, сшитая им одежда всегда будет оберегом. Этот принцип следует учитывать даже тем дизайнерам, которые не стремятся наделить современный удмуртский костюм защитной символикой.

К примеру, дизайнер-самоучка Руслана Улмо считает, что все удмуртские новоделы несут не столько обережный, сколько декоративный характер. Сама Руслана пришла к удмуртскому платью из желания необычно выглядеть на удмуртской дискотеке. После того, как наряды Русланы по-достоинству оценили на тематических вечеринках, девушке посыпались заказы: то на свадебные платья удмуртского кроя, то на стилизованные наряды для повседневной носки. Настоящим хитом ее коллекции стало ярко-алое платье, с имитацией мониста у горловины и широкой бело-красной орнаментальной вставкой от воротника до подола. Клетка, монисто, свободный крой и восьмиконечная удмуртская звезда – вот основные индикаторы «удмуртскости», которые использует в своих коллекциях Руслана. Для девушки, которая кройке и шитью училась после университетских занятий на худграфе, а основы построения удмуртского костюма выхватывала из учебников и этнографических книг, двенадцать моделей в этнической стилистике – неплохой результат и вполне приличная заявка в мир удмуртского дизайна.

Другой молодой дизайнер Яна Баймурзина создала свои коллекции этно-костюмов благодаря фотосессии в Париже, которую в социальных сетях ей предложили московские фотографы. За две недели студентка Института искусств и дизайна создала пять моделей в удмуртской стилистике, взяв за основу эффектное цветовое сочетание – небесно-голубого и благородного бежевого. Свою первую коллекцию девушка создавала как раз в тот момент, когда Удмуртия испытала подъем национального самосознания после успешного выступления Бурановских бабушек на Евровидении .

Сама Яна – марийка, но Удмуртия за годы учебы стала для нее настолько близкой и родной, что девушке захотелось создать молодежную одежду, чтобы тинэйджеры и студенты не стеснялись своей национальности и с удовольствием носили этнические вещи.

Несмотря на финно-угорское родство марийцев и удмуртов, Яна видит несколько различий в символике двух костюмных ансамблей: «Во-первых, марийская одежда не пестрит разноцветьем, как удмуртская. В ней чаще преобладает сочетание красного и белого цветов, – отмечает дизайнер, – Во-вторых, клетка, ставшая столь популярной среди молодежи по всему миру, есть только в удмуртской традиции. Это добавляет актуальности удмуртскому костюму. В-третьих, свободный крой традиционных удмуртских платьев, которые могут быть впору моднице любой фигуры».

После Парижа и успешной защиты творческого диплома, молодая художница стала активно показывать свою коллекцию на различных показах – Эль Ныл, Воршуд, проект Красное яблоко, выставка «Туризм. Спорт. Отдых». В планах Яны в начале нового 2015 года сделать новую этническую коллекцию. Окончательно отойти от озорного тинэйджерского casual-стиля и обратиться к роскоши – коктейльным, вечерним платьям в удмуртском стиле. 

Опасные платья 

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды. Подходили к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья и облачали себя в них, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры, – пошив изделий из дешевых искусственных тканей. «Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Зачастую в современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый гламур: когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала, – опасно».

Дизайнер Вера Кузнецова разделяет мнение о том, что работать с сакральной символикой в удмуртском костюме нужно очень осторожно. Нередко по незнанию неопытные дизайнеры нашивают защитные символы, куда им вздумается – в те части наряда, где, согласно традиции, их в принципе быть не должно. «К примеру, ни в коем случае нельзя нашивать удмуртскую звезду на подол, – говорит дизайнер, – Только на грудь в качестве женского оберега. Ромб – более универсальный орнамент. Его без зазрений можно использовать в украшении фартуков или пустить по подолу. Ну а если в центр ромба добавить точку – она будет символизировать плодородие и благополучие. Стоит всегда помнить о том, что каждый удмуртский костюм несет в себе особый смысл, тайное послание. По желанию заказчиков, в защитных символах своих нарядов я зашифровываю именно те идеи, о которых человек часто думает и мечтает – элементы силы, здоровья, богатства, успеха, благополучия или семейного счастья».

Самым древним и вместе с тем самым модным в современной Удмуртии оберегом считаются мониста – нагрудные украшения из монет. Мониста – один из немногих бытующих в наше время оберегов, который с древности и до наших дней сохранил охранительную функцию удмуртского наряда. Чем ярче монисто блестит, чем громче звенит, тем надежнее защищает человека, тем лучше отпугивает от него злых духов.

Новую жизнь традиционным монистам подарила дизайнер Полина Степанова, известная широкой публике как Полина Кубиста («кубиста» в пер. с удм. «капуста», – прозвище одноклассников за любовь к многослойности в одежде). Колоритные воротнички с рядами цветных пуговок, имитирующих монисто, стали узнаваемой фишкой удмуртского бренда Polina Kubista. Съемные воротнички с контрастной отделкой – самое сильное защитное украшение в платьях современных удмурток. Поклонникам одежды от Кубисты импонирует, что съемные воротнички подходят под любой элемент гардероба, превращая простую футболку, блузку, джемпер или платье в симпатичный удмуртский наряд. Стилизованные мониста часто можно увидеть на модницах в сочетании с современным платьем. По словам модных экспертов, удмуртское платье все больше молодеет и пытается обрести casual-статус.

Casual-стиль или многослойность изначально были присущи мастерской Полины Кубиста. Увлечение удмуртским костюмом девушка превратила в семейный бизнес. Открыла мастерскую и магазин, где продаются не только стилизованные удмуртские коллекции, но и модные аксессуары: украшения и бусы из керамики (их делает мама Полины), кулоны и подвески в технике перегородчатой эмали (творчество крестной Полининого мужа).

– Ни один мой комплект не обходится без оберега, – говорит Полина, – символическими элементами выступают не только съемные воротнички, но и моя любимая трехчастная композиция из цветных ленточек по подолу платья, а так же ряды пуговиц у горловины, отдаленно напоминающие монисто. Поскольку удмуртская женщина при изготовлении платья всегда большое внимание уделяла защите подола, рукавов, груди, пояса (мест, через которые могли проникнуть злые духи), – с внутренней стороны манжетов, воротничков, планок рубашки или платья я обязательно делаю контрастную отделку. Что это такое? К примеру, основной цвет изделия – бирюза, а края швов обшиваются оранжевой тканью – это и есть контрастная отделка. Постороннему глазу она не видна, однако исподволь, тайно, все равно приносит своему хозяину защиту. Этот старинный ритуал кодировки одежды не столь известен среди дизайнеров-самоучек и часто не берется ими в расчет. Однако я стараюсь соблюдать традицию: даже если в изделии нет обтачек, обязательно обрабатываю швы оверлоком из контрастной нити или обшиваю контрастной бейкой.

Как прилежная ученица Людмилы Молчановой Полина Кубиста использует в работе исключительно натуральные ткани (чаще всего корейский или американский хлопок) и теплые, естественные, как бы слегка состаренные, сложные цвета (кирпичный, приглушенный бирюзовый, глубокий зеленый, спокойный желтый и т.д.).

Девушку всегда восхищало то, как грамотно и талантливо подобраны цветовые сочетания в костюмном комплексе южных удмуртов – каким образом в разнообразной цветовой гамме бесконфликтно сосуществуют совсем, казалось бы, несочетаемые оттенки. И каким многослойным, богатым на мелкие детали и элементы одежды может быть удмуртский костюм («платье, сверху фартук, монисто, тут же черезплечное украшение, дополнительные шумящие подвески, айшон, бахрома, оборки!»).

– Трудно поверить, что эту одежду создавали люди без специального образования! – изумляется Полина. – Исключительно вручную, по интуиции и зову своего природного, внутреннего чутья! Насколько тонко создателям удмуртской традиционной одежды удавалось чувствовать композицию и правильные пропорции. На какой костюм не взглянешь, просто диву даешься! Есть чему поучиться у наших предков, есть, где черпать вдохновение для новых коллекций. 

Национальная женская одежда. В чём особенности ажура удмуртского костюма? | События | КУЛЬТУРА

Сегодня, 2 марта, в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремёсел в Ижевске открылась выставка «Мир женщины. Верхняя одежда. Удмуртский ажур». Пройдёт она до 20 апреля.

Андрей Бурундуков Андрей Бурундуков серьёзно подходит к вопросу сохранения культурного наследия. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

«Эта выставка итог реализации двух крупных проектов — «Верхняя одежда удмуртов. Традиции и современность» и «Удмуртский ажур», которые проводились в течение 2016 – начала 2017 года нашим центром совместно с домами ремёсел Удмуртии», — отметил Андрей Бурундуков, ведущий методист отдела по сохранению материального и нематериального культурного наследия Наццентра ДПИиР.

За прошедшее время методисты соответствующих направлений на семинарах знакомились с локальными образцами традиционной верхней одежды, бытовавшими на территории Удмуртии. Также были организованы показы по крою традиционной верхней одежды различных групп удмуртов: саестэм (безрукавка), дукес (кафтан), дӥсь (кафтан, камзол).

На протяжении веков сам традиционный костюм передавал не только особенности кроя, цвета, декора, но и являлся носителем знаковой информации о социальном статусе, обычаях и традициях того или иного народа.

Владимир Соловьёв, министр культуры УР, и Наиля Собина, директор Наццентра ДПИиР, обратились с приветственным словом к организаторам и гостям выставки. Владимир Соловьёв, министр культуры УР, и Наиля Собина, директор Наццентра ДПИиР, обратились с приветственным словом к организаторам и гостям выставки. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Среди многочисленных элементов и форм традиционной одежды удмуртов разного периода особого внимания заслуживают ажурные фартуки и передники конца XIX — начала XX века. Совместно с сотрудниками Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств был организован семинар по ажуру, где демонстрировались образцы кружева из фондов УРМИИ. Они знаменовали собой новую эпоху в народном костюме удмуртов.

«По-разному можно относиться к этому новому веянию в традиционном костюме, но это часть культуры и истории народа и отказаться от неё мы не можем. Встречаются образцы, поражающие своей красотой и мастерством исполнения. Особенно среди них интересны образцы ажурных фартуков, найденные в Алнашском и Малопургинском районах, интересна ажурная вышивка в костюме калмезских удмуртов, элементы мережки в костюме бесермян и в полотенцах северных удмуртов. Само затканное узором полотно часто создаёт визуальный эффект ажура. Великолепны ажурные вязаные чулки, перчатки, шали», — говорит Андрей Бурундуков.

На самой выставке представлены не интерпретации по вольным мотивам, а копии образцов одежды, собранные в ходе ряда научных этнографических экспедиций.

Наталья Прокопьева рядом с Наталья Прокопьева рядом с одним из образцов ажурного шитья. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

«После совместного с Музеем искусств проекта «Удмуртский ажур» в феврале 2016 года, где коллеги представили коллекцию кружевных изделий, демонстрирующих светскую городскую культуру, мы вдохновились на поиски. В результате этнографических экспедиций были собраны южно-удмуртские фартуки 1930–60-х годов. На основе оригиналов были изготовлены великолепные копии», — говорит Наталья Прокопьева, куратор выставки, заведующая отделом художественного текстиля Национального центра ДПИ и ремёсел.

После запуска в апреле 2016 года проекта «Традиционная верхняя одежда удмуртов», было проведено два семинара в разных концах республики: на юге — в д. Старая Монья, на севере — в с. Якшур-Бодья. Участники привезли с собой добытые из этнографических экспедиций образцы, на основе которых был произведён анализ ткани, пошива, кроя. Также состоялся мастер-класс по крою традиционной удмуртской одежды от местных мастеров. Наталья Прокопьева отмечает:

«В результате проделанной работы удалось собрать в комплексе ажурные фартуки, верхнюю одежду и головные уборы, продемонстрировав внешний вид удмуртов того периода. Выставка уникальна, её необходимо посетить каждому».

Наталья Прокопьева рядом с Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *