Экспериментирование в средней группе с водой: Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему: Экспериментирование с водой в средней группе – Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему: Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.

4Апр - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему: Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.

Игры-экспериментирования  с водой для детей среднего дошкольного возраста.

Цель:

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

Задачи:

1.расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2.развивать у детей представления о химических свойствах веществ;

3.развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

4.развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

5.развивать у детей умственные способности;

6.формировать способы познания путём сенсорного анализа;

7.воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль, саморегуляцию своих действий;

1 опыт

Тема: «Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес)

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята к нам в гости пришла капелька. Как выдумаете кто такая Капелька?

Дети:- Жидкость.

Воспитатель: -Давайте посмотрим с чем она любит играть.

У меня на столе две банки, обе закрыты крышками. Какие эти банки? Прозрачные или нет?

Дети: — Непрозрачные.

Воспитатель: -Можем мы узнать что в банках не открывая их?

Дети:-Нет.

Воспитатель: -Мы можем взять каждую банку и определить одинаковы ли они по весу.

Дети: — Одна банка легкая, а другая тяжёлая.

Воспитатель: -Давайте откроем банки и посмотрим что там. Одна

Дети: -Одна банка пустая, поэтому лёгкая, другая наполнена водой .поэтому она тяжёлая.

Воспитатель: -Как вы догадались, что это вода?

Дети: -Она льётся.

Воспитатель: -Какого она цвета?

Дети:  -Прозрачная.

Воспитатель: -Чем пахнет?

Дети: -Без запаха.

 Воспитатель: -А какой вес?

Дети: -Чем больше воды , тем тяжелее.

Воспитатель: -Давайте заполним стеклянную банку водой, для этого будем использовать разные ёмкости.

Воспитатель: -Чем удобнее наливать?

Дети: -Маленьким ковшиком с носиком.

Воспитатель: -Что мы делаем с водой?

Дети: -Переливаем , наливаем воду.

Воспитатель: -Что делает вода?

Дети: -Льётся.

Воспитатель: -Послушайте, как она льётся. Какой слышится звук?

Дети:  -ответы детей.

Воспитатель: -А теперь давайте поиграем в игру » Узнай и назови» (Рассматривание картинок через банку)

Почему так хорошо видно?

Дети: -Вода прозрачная.

Воспитатель: -Что мы узнали о воде?

Дети: -Вода прозрачная , без запаха, льётся, имеет вес.

2 опыт

Тема:»Вода принимает форму»

Цель: выявить то , что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан , округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой , подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Ход опыта:

(перед детьми — таз с водой и различные сосуды)

Воспитатель: -Ребята, по дороге в садик я встретила  Галчонка Любознайку. Он мне рассказал, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму? Как это проверить?

Дети: -не может.

Воспитатель: — А я вами не согласна. Как это проверить?

Дети: -провести эксперимент.

Воспитатель: -На столе у нас разные сосуды. Какой они формы?

Дети: -разной.

Воспитатель: -Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?

Дети: -ковшиком через воронку.

Воспитатель: -Давайте нальём в каждый сосуд по два ковшика.

Дети: -наливают самостоятельно

Воспитатель: -Давайте посмотрим и определим, одинаковое ли количество воды в разных сосудах.

Дети: — разное.

Воспитатель: -Но мы же наливали в каждый сосуд по два ковшика. Почему так кажется?

Дети: -Все сосуды разные по форме, а вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель: -Давайте зарисуем полученные результаты на листах бумаги.

Дети: ( закрашивают  различные сосуды)

Воспитатель: — Что мы нового узнали о воде?

Дети: -Когда воду наливают в какой-нибудь сосуд , то она принимает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель: -Теперь Галчонок Любознайка может рассказать о наших опытах своим друзьям. Давайте попрощаемся с Галчонком, и пригласим его ещё в гости, если он захочет что-то узнать.

Дети: — до свидания!

3 опыт

Тема: «Водяная мельница»

Цель: дать представление о том, вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Дед Знай.

Дед Знай: -Ребята, а знаете ли вы для чего нужна людям вода?

Дети: все живые организмы не могут существовать без воды, они погибают.

Дед Знай: -Какие свойства воды вы знаете?

Дети:   она прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, может замерзать.

Дед Знай: — А как вы думаете, может ли вода заставить работать другие предметы?

Дети: (ответы детей)

Дед Знай: -Ребята, посмотрите что у меня в руках. (показывает водяную мельницу)Что это?

Дети: водяная мельница.

Дед Знай: — Как заставить водяную мельницу работать?

Дети: нужно лить воду.

(Дети надевают фартуки , берут кувшин с водой  в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляю струю воды на центр лопасти)

Дед Знай: — Что мы видим?

Дети: мельница движется

Дед Знай: -Почему мельница движется, что её приводит в движение?

Дети: вода приводит мельницу в движение

Дед Знай: -Чем больше будет мельница, тем больше нужно будет воды.

4 опыт

Тема: «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки»с ниткой, на конце которой закреплён пластмассовый шарик.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе.

Дети: два бокала с водой.

Воспитатель: — Могут ли эти бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: — Бокалы могут звучать. Как заставить  бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте постучим  пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: — как сделать звук звонче?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце

Дети: звонкий.

Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?

Дети: одинаковый

Воспитатель: — Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.

Дети: разное.

Воспитатель: -Что влияет на звон?

Дети: количество воды.

Воспитатель: — Раз у нас звучащие бокалы, давайте попробуем сочинить мелодию.

5 опыт

Тема: «Замёрзшая вода»

Цель: познакомить со свойствами льда; выявить, что лёд — твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды;

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга;

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, мы уже много знаем о свойствах воды. Давайте вспомним эти свойства.

Дети: -вода прозрачная, без запаха, имеет вес,  принимает форму того сосуда, в котором находится, льётся.

Воспитатель: -Ребята , а может ли вода быть твёрдой?

Дети: -может.

Воспитатель: -Что произойдёт с водой , если её сильно охладить?

Дети: — вода превратится в лёд.

Воспитатель: -Давайте рассмотрим кусочки льда. Чем лёд отличается от воды?

Дети: -лёд твёрдый.

Воспитатель: — Можно ли лёд лить , как воду? Давайте попробуем это сделать.

Дети: -лёд не льётся.

Воспитатель: — Какой формы лёд?

Дети: -разной .

Воспитатель:  -Лёд сохраняет форму того предмета , в котором вода замёрзла. Всё ,что сохраняет свою форму , как лёд, называется твёрдым веществом.   А как вы думаете плавает ли лёд?

Дети: — ответы детей.

Воспитатель: -Давайте понаблюдаем за тем , плавает ли лёд.

Дети:  (кладут лёд в воду) Лёд плавает.

Воспитатель: — Какая часть льда плавает?

Дети: -верхняя.

Воспитатель: -В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами. (Картинка) Над поверхностью видна только верхушка айсберга ,потому что сам айсберг состоит из пресной воды, а в море вода солёная .поэтому он не тонет. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель: -А теперь давайте посмотрим на лёд , который мы положили в воду. Что произошло?

Дети: — лёд растаял.

Воспитатель: -Почему лёд растаял?

Дети: -потому что в комнате тепло.

Воспитатель: -Во что превратился лёд?

Дети:  -превратился в воду.

Воспитатель: -Из чего состоит лёд?

Дети: — из воды.

Воспитатель: -А теперь поиграйте с льдинками самостоятельно.

Воспитатель: -Что мы узнали про лёд?

Дети:  -Лёд — твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

6 опыт

Тема:» Тающий лёд»

Задачи: определить , что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите кто к нам опять сегодня пришёл.

Дети: Это  Дед Знай.

Воспитатель: -Он сегодня хочет поиграть со льдом. Он предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой.

Дети:  в горячей воде быстрее растает лёд.

Воспитатель: -Почему вы так думаете?

Дети:  лёд — это твёрдое вещество, которое состоит из воды и замерзает при низкой температуре. А при высокой температуре лёд тает.

Воспитатель: -А теперь посмотрите на поднос. Что там лежит?

Дети:  там лежат разноцветные льдинки.

Воспитатель: -Как они стали разноцветными, если мы знаем что лёд прозрачный.

Дети:  перед тем, как заморозить воду ,её нужно подкрасить красками.

Воспитатель: — А как на льдинках держатся верёвочки?

Дети:  они примёрзли к льдинкам.

Воспитатель: -Давайте попробуем сделать разноцветные льдинки своими руками. Для этого нужно выбрать формочку , ниточку, краску. Закрашиваем воду понравившейся краской, выливаем в формочку, кладём в воду ниточку и выносим формочки на холод.

Дети:  а как долго будут замораживаться наши льдинки?

Воспитатель: -Чем сильнее мороз, тем быстрее замёрзнут наши фигурки.

Воспитатель: -Вот наши фигурки и замёрзли. Сможем ли мы их оставить в группе?

Дети:  нет.

Воспитатель: -Почему?

Дети:  в группе тоже тепло.

Воспитатель: -Значит мы можем вынести льдинки на улицу и повесить их на кустики или низкое деревце. Мы сможем наблюдать за ними , когда будем гулять.

Опыты с водой в средней группе

Цель: Обобщить и расширить знания детей о свойствах воды.

Задачи.

1. Образовательные:

Формировать познавательные интересы детей, желание экспериментировать.

Учить делать выводы, на основе проведенного эксперимента.

Развивать познавательную активность.

2. Развивающие.

Развивать речь, обогащать словарный запас: лаборатория, лаборант, научный эксперимент, изобретение, прозрачность, вкус, и т. д. Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать логику, память, внимание.

3. Воспитательные.

Воспитывать желание экспериментировать, самостоятельно познавать мир.

Воспитывать усидчивость, терпение, дисциплину на занятии.

Мотивационные моменты. Аудиозапись.

Материалы и оборудование:

Раздаточные — прозрачные одноразовые стаканчики с водой; три стакана; бутылочка, блюдце, пол литровая банка; чайная ложка, салфетка, гуашь, кисти, монеты, сахар – рафинад; сюрприз

Демонстрационные — Макет тучки и капелек со схемами

Предварительная работа:

Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме.

Ход НОД:

Звучит фонограмма шум дождя.

Воспитатель: Дети, что вы слышите?

Дети: Шум дождя

Воспитатель: Да это стучит дождь. Посмотрите, кто это? (Показывает картинку тучки). Как вы думаете, почему она такая грустная?

Дети: высказывают свои предположения

Воспитатель: Она растеряла свои капельки, а мы поможем ей найти их?

Дети: Да

Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в воздухе, и в каждом растении, в животном организме и в организме человека тоже есть вода. А для чего человек использует воду?

Дети: Для приготовления пищи, для питья, для поливки садов и огородов, водой люди моют, стирают и др.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем о свойствах воды, очень вас прошу внимательно меня слушать и делать выводы.

Для проведения экспериментов я приглашаю вас в лабораторию, мы будем лаборантами, будем проводить научные эксперименты. Вы расскажите о свойствах воды.

Дети проходят от стола к столу.

Эксперимент №1 «У воды нет запаха»

Воспитатель: Предлагают детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет?

Вывод: У воды нет запаха.

А вот и нашлась первая капелька.

Воспитатель: Сейчас мы выясним, какая вода на вкус.

Эксперимент №2 «Вода бесцветная»

Воспитатель: Посмотрите через стакан с водой друг на друга. Вы видите через воду друг друга? Почему, как это объяснить?

Дети: Она прозрачная, бесцветная…

Воспитатель: Возьмите монетку и бросьте ее в воду. Посмотрите, вы видите монету через воду?

Вывод: Вода бесцветная

Капелька.

Эксперимент №3 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель предлагает детям попробовать воду.

Воспитатель: Какая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая?

Воспитатель помогает сделать

Вывод: Вода не имеет вкуса. Она безвкусная.

Вот и нашлась вторая капелька.

Эксперимент №4 «Вода приобретает вкус»

Воспитатель: Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Он растворился. Попробуйте, какая вода стала на вкус?

Дети: Сладкая

Воспитатель: А если мы добавим лимон? Какая она станет на вкус?

Дети: Кислая

Воспитатель: Как вы думаете, что будет с водой, если мы добавим соль?

Дети: Солёная

Делаем вывод, воде можно придать вкус с помощью наполнителей.

Мы нашли ещё одну капельку.

Воспитатель: Даже самые великие ученые должны отдыхать от научных трудов. Предлагаю встать и немного размяться.

Физминутка «Тучка и капелька»

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (хлопают в ладоши)

Тучки собираются. (Поднимают руки верх)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (Хлопают в ладоши)

Дождик начинается. (Поднимают руки вверх)

Вот на землю капельки, капельки упали. (Присаживаются)

Ручейками по земле, быстро побежали! (Бегут по кругу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (Хлопают в ладоши)

Дождик продолжается (Поднимают руки вверх)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (Хлопают в ладоши)

Дождик не кончается. (Поднимают руки вверх)

Дождик, дождик перестань, (Грозят пальцем)

Отдохнуть немного дай!

Эксперимент №5 «У воды нет формы»

Воспитатель: А сейчас давайте возьмём узкую бутылочку и нальём в нее воду, затем перельём в широкую баночку, а затем в блюдце. Какую форму приобретает вода?

Дети: Вода становится такая же, как и посуда.

Воспитатель: Вода приобретала любую форму наших емкостей. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет своей формы.

Ребёнок прикрепляет следующую капельку.

Эксперимент №6 «Воде можно придать цвет»

Воспитатель: Возьмите кисть и краску. Растворите побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь монету?

Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что-нибудь через окрашенную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель помогает сформулировать вывод: воде можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности, окрасится.

Дети прикрепляют капельку.

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, ребята! Сегодня мы узнали о некоторых свойствах воды.

Итак, давайте вспомним: Какими свойствами обладает?

  1. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА

  2. ВОДА БЕСЦВЕТНАЯ

  3. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

  4. ВОДА ПРЕОБРЕТАЕТ ВКУС

  5. У ВОДЫ НЕТ ФОРМЫ

  6. ВОДЕ МОЖНО ПРИДАТЬ ЦВЕТ

Я очень хочу чтобы вы запомнили, что ВОДА – это источник жизни на Земле! Если не будет воды, то все живое на планете погибнет. С этого момента мы будем беречь, и охранять воду! На этом наши опыты не заканчиваются, а наши исследования продолжаются!

Воспитатель: А сейчас, нам Влада расскажет очень хороший стих о воде.

Н. Рыжовой «Волшебная вода»:

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

Воспитатель: В знак благодарности, что вы собрали все капельки, тучка прислала для всех мыльные пузыри.

Опыты и эксперименты (средняя группа): Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Воспитатель: Поткина Т.А.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Тип исследования: опыты

Оборудование и материалы:

карточки-капельки с загадками; схемы: «Свойств воды»; иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые прозрачные стаканчики с водой, салфетки, клеенки, сахар, соль, кусок земли, мука, ракушки и камешки.

Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Программные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Педагог. Предлагаю, собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки.

— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

— Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

— Где работают ученые? (в научной лаборатории)

— Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

— Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему нашего исследования. (Воспитатель загадывает загадку)

— Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

 Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки с изображением дождя, снежинки, снег, сосулька, иней, роса, облака, тучи, лед,  вывешиваются на мольберт)

— Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

— Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

      Дети проходят в туалетную комнату открывают  кран и  наблюдают  за льющейся водой и наполняют ею стаканы. Смотрят  сквозь стаканы и приходят к выводу, что  сквозь стакан видно почти так же, как будто его и нет.  Рассказывает о свойствах воды: она   не имеет формы, прозрачна.

        И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого нам надо отправиться в лабораторию.

Кто желает проверить, что вода прозрачна,  то вам нужно пройти за стол под № 1.

Кто желает проверить, что воду можно окрашивать  в любой цвет, то вам нужно пройти за стол под № 2.

Кто желает проверить, что вода является растворителем, то вам нужно пройти за стол под № 3. (Дети распределяются по подгруппам за пронумерованные столы).

Стол № 1

         Целью эксперимента является проверка  утверждения о том, «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».

Дети кладут  в стаканы с водой какие-нибудь предметы (Ракушки и камешки)  и вновь оценивают прозрачность воды: через слой воды хорошо видно, что лежит в стакане потому, что она прозрачная.

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Педагог  в свой стакан добавляет муку и размешивает. Спрашивает у детей о том, что изменилось: виден ли предмет в стакане или нет и  почему?  

Стол №2

Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.

Предлагается детям  добавить в стакан немного краски. Вода окрашивается, но  не очень интенсивно. Предлагает добавить еще краски и помогает установить зависимость:  чем больше краски добавляется, тем насыщенней становится цвет воды в стакане. Помогает детям  сделать вывод о том, что воду можно окрашивать  в любой цвет.

 

Стол №3

Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, сахар, поваренная соль и крупы. Все это стоит у вас на столе.

Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.

Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.

-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта.  

(Ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

Педагог: Я буду мама Тучка, а вы мои дети — капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

— Отдохнули, ребята?

Опыт . Способность воды отражать предметы.

— Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

— Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

— А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

— Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Педагог: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. А сейчас кому понравилось занятие выберите веселый смайлик и прикрепите его на доску, ну а кому не понравилось, выберите грустный смайлик.

План-конспект занятия (средняя группа): Конспект по экспериментированию с водой в средней группе.

  1. Конспект по экспериментированию с водой в средней группе

   Интеграция областей: познавательное развитие, социально — коммуникативное, художественно — эстетическое.

   Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

   Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воды;

• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

• Активизировать словарь

• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Материал:

• Глобус,

• Яблочный сок, молоко.

• Пластиковые стаканчики (большие и маленькие, одноразовые ложки, трубочки.

• Соль, сахар, лимон. кислота,

• Разноцветные пуговицы.

  1. Ход экспериментирования:

   Воспитатель — Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

   Дети: — Это глобус.

   Воспитатель: — Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

   Дети: — Синего, голубого.

   Воспитатель: — Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

   Дети: — Животным, растениям, человеку.

   Воспитатель: -Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

   Дети: — Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

   Воспитатель: — Молодцы. Совершенно верно (обобщение по схеме)

«Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле.

Воспитатель: — Ой что-то у нас темно, давайте откроем шторы  (открывает)

За стеклом висит капелька грустная.   — Что же это? (достает)

Дальше капелька рассказывает:

   Однажды в сказочной стране вода исчезла! И животные из этой сказочной страны просят вас, ребята, помочь вернуть им воду. Злой волшебник спрятал воду под четырьмя замками. Поможем вернуть воду, животным из сказочной страны?

Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды.

   Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

— Проводят опыты.

— А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.

Первый опыт.

   Воспитатель: — Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы услышите не приятный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Яблочный) .

— Как вы догадались, что сок — яблочный (пахнет яблоком) .

А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)

— Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды). Вывод какой сделать можно: у воды нет запаха! Открываем первый замок.

Второй опыт.

Воспитатель: — Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

— А конфета? (сладкая)

— Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (Вкус яблочный) .

— А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .

— Так есть ли вкус у воды? (Нет) .

Вывод: У воды нет вкуса (Вот мы и открыли второй замок) .

Воспитатель: — Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?

   — Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .

Третий опыт.

   Воспитатель: — Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте поиграем: (Капли первые упали, пауков перепугали). Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе?

Дети: -Лужи превратятся в лёд, застынут.

Воспитатель: — Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – лёд.    Возьмите его в руки.

— Какой лёд?

   Дети: — Лёд холодный.

   Воспитатель: -Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?

-Лёд твердый?

   Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.

   — Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?

   Дети: — В воду.

   Воспитатель: — Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.

Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.

Четвертый опыт.

   Воспитатель: — Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?

   Дети: — Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать четыре свойства воды.

   Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.

— Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

— Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему? (ответы детей). Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная) .

-Совершенно верно.

— Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали четыре свойства воды.

(Звучит музыка «Улыбка» — вступление) .

— Животным из сказочного леса мы помогли и нам пора возвращаться.  

— Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник в четыре замка. Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ по схеме: Вода имеет четыре свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным). Животные очень рады, что вы помогли им вернуть воду и у них хорошее настроение. Я же предлагаю подарить животным из сказочного леса от нас подарок, что бы они надолго запомнили нашу встречу — и выполнить аппликацию. Для этого подойдём к мольберту: перед вами изображена лесная полянка. Необходимо дополнить изображение необходимыми элементами. Подходим по одному, берём элемент, смотрим – куда он может подойти, мажем клеем, приклеиваем, прижимаем салфеткой, встаем на своё место.

Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему: Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Свойства воды»

МБДОУ детский сад — ясли № 1 «СОЛНЫШКО» город Лермонтов

Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе

«Свойства воды»

Воспитатель

Кучмасова Ольга Владимировна

Цель: сформировать представления о свойствах воды

Задачи по образовательным  областям:

Развитие речи:

    -развивать связную речь

    — активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет  

     запаха)

Познавательное развитие:

   — развивать любознательность, мышление

   — формировать познавательный интерес к свойствам воды

  — вызвать интерес к процессу выявления свойств воды

   — сформировать представления о свойствах воды

Социально-коммуникативное развитие:

  — уточнить значение воды для всего живого

   -воспитывать бережное отношение к воде

 Художественно –эстетическое развитие:

  —   учить слушать звуки прибоя

Оборудование: 

Незнайка, волшебная палочка, картины с изображением (слайды), реки, моря, океана, эмблема, символы обозначающие свойство воды, стаканы с водой и пустые стеклянные емкости разной формы, фигурки,  салфетки, стаканы с соком, с кофе, запись шума прибоя.

Методические приемы:

  1. Игровой (внесение игрового персонажа Незнайки)
  2. Прослушивание шума прибоя (релаксация).
  3. Загадка о воде.
  4. Наглядный (панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», схемы, символы).
  5. Практический (опыты).
  6. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы).

Ход занятия

Воспитатель (с Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что дети очень мало, знают о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему докажем, что довольно много знаем о воде.

Дети: Да.  Докажем.

Воспитатель: Незнайка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды.  Кому и почему она так нужна?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них?

Дети: Река, море, океан. (Слайд №1)

 Релаксация под  шум прибоя.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать шум прибоя.

Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Лето, жара, синее море.

Воспитатель: а что объединяет все эти картины? А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Дети: Вода.

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками? 

Дети: Да.

Воспитатель: сейчас я вас посвящу в школу волшебников помощью волшебной палочки.

«Рекс, Песк, Фекс». (Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей). Теперь вы все стали немножко волшебниками.

Воспитатель: а кто мне ответит, что такое вода?

Дети: Жидкость.

Воспитатель: правильно, ребята, вода – это жидкость,

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода — это жидкость, нам необходимо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой).  Попробуйте ребята повторить этот опыт.

(дети переливают воду из стакана в стакан) (Слайд №2)

Воспитатель: Вода легко переливается.  А всё переливается, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму?

Дети: Имеет.

Опыт 2. «Вода –не имеем форму».

Воспитатель: у меня на столе стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т.д., Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?

Дети: Форму емкости.

Воспитатель: А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т.д.) любую из фигур, которые я приготовила.  (дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой.)  Ребята, фигуры изменили свою форму?

Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились (слайд№3).

Воспитатель: правильно, ребята.  Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём, а твердые предметы не меняют свою форму. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы.  (Вывешивается символ на фланелеграфе). 

Воспитатель: А теперь немного отдохнем.  Приготовьте ваши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызги в поле пуще:

Станет травка гуще!

(Повторить 2 раза)

Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты?

Дети: Да.

Опыт 5 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Ребята у меня в стакане налиты напитки, попробуйте угадать их.  (В первом стакане кофе, во втором сок). (дети нюхают). Угадали?

Дети: Да. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет?

 Дети: Нет.

Воспитатель: ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха (слайд №4).

Воспитатель: вот видишь, Незнайка, мы какие интересные факты мы знаем о воде

Воспитатель: Попробуйте, ребята, дома проделать такие опыты дома с мамами и папами.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Незнайка, ты узнал что-нибудь новое о воде?

Незнайка: да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А, ребята тебе, Незнайка, еще раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

— вода — это жидкость

-вода не имеет формы

-вода не имеет запаха

Воспитатель: А, чтобы ты, Незнайка, ничего не забыл, ребята приготовили и для тебя символы.

Незнайка: Спасибо. Теперь я знаю о воде очень интересные факты.

Воспитатель: Незнайка, мы тебе ещё сказали самого главного, кому нужна вода? Ребята поможем Незнайке?

Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками) 

Воспитатель: мы сегодня, ребята, говорили о воде.

А теперь скажите, кому нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: правильно всему живому. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.

Незнайка: спасибо, ребята.  Я своим друзьям расскажу и покажу фокусы про воду. До свидания ребята!

Воспитатель: пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят (с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей).

Воспитатель: «Рекс, Песк, Фекс». Вот и всё. Молодцы ребята. Вам понравилось быть учёными –волшебниками?

Дети: Да.Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь!

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Воспитатель: Талипова И.А.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Тип исследования: опыты

Оборудование и материалы:

карточки-капельки с загадками; схемы: «Свойств воды»; иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые прозрачные стаканчики с водой, салфетки, клеенки, сахар, соль, кусок земли, мука, ракушки и камешки.

Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Программные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Первая часть(информационно-познавательная)

Педагог. Предлагаю, собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки.

— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

— Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

— Где работают ученые? (в научной лаборатории)

— Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

— Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему нашего исследования. (Воспитатель загадывает загадку)

— Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки с изображением дождя, снежинки, снег, сосулька, иней, роса, облака, тучи, лед, вывешиваются на мольберт)

— Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

— Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Дети проходят в туалетную комнату открывают кран и наблюдают за льющейся водой и наполняют ею стаканы. Смотрят сквозь стаканы и приходят к выводу, что сквозь стакан видно почти так же, как будто его и нет. Рассказывает о свойствах воды: она не имеет формы, прозрачна.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого нам надо отправиться в лабораторию.

Кто желает проверить, что вода прозрачна, то вам нужно пройти за стол под № 1.

Кто желает проверить, что воду можно окрашивать в любой цвет, то вам нужно пройти за стол под № 2.

Кто желает проверить, что вода является растворителем, то вам нужно пройти за стол под № 3. (Дети распределяются по подгруппам за пронумерованные столы).

Стол № 1

Целью эксперимента является проверка утверждения о том, «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».

Дети кладут в стаканы с водой какие-нибудь предметы (Ракушки и камешки) и вновь оценивают прозрачность воды: через слой воды хорошо видно, что лежит в стакане потому, что она прозрачная.

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Педагог в свой стакан добавляет муку и размешивает. Спрашивает у детей о том, что изменилось: виден ли предмет в стакане или нет и почему?

Стол №2

Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.

Предлагается детям добавить в стакан немного краски. Вода окрашивается, но не очень интенсивно. Предлагает добавить еще краски и помогает установить зависимость: чем больше краски добавляется, тем насыщенней становится цвет воды в стакане. Помогает детям сделать вывод о том, что воду можно окрашивать в любой цвет.

Стол №3

Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, сахар, поваренная соль и крупы. Все это стоит у вас на столе.

Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.

Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.

-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта.

(Ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

Педагог: Я буду мама Тучка, а вы мои дети — капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

— Отдохнули, ребята?

Опыт . Способность воды отражать предметы.

— Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

— Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

— А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

— Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Педагог: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. А сейчас кому понравилось занятие выберите веселый смайлик и прикрепите его на доску, ну а кому не понравилось, выберите грустный смайлик.

Опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница-Вода»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 «Калейдоскоп»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности  

в средней группе «Волшебница-Вода»

Подготовила:

воспитатель группы «Бусинки»

Старова Кристина Александровна

Цель:  Расширение представлений о воде, её свойствах.

Задачи:

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде;

5. Обогащать и активизировать словарь;

6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

7. Воспитывать умение работать сообща.

Ход занятия:

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.

Дети: Доброе утро!

Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и

печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

В: Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Д: Конечно, да!

В: Итак, начнем прямо сейчас.

— Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.

Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Д: Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

В: А нам, в детском саду, нужна вода?

Д: Да!

В: А для чего?

Д: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

В: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода

просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

Ни одно живое существо не может жить без воды.

В: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить

различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Д: Да!

В: Тогда прошу проследовать в мини-лабораторию. Прежде чем мы начнем опыты, мы должны с вами повторить правила поведения в лаборатории.

В: Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают).

В: Как вы догадались? Как мы это определили что нам помогло?

Д: Вода прозрачная, а молоко нет.

В: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?

Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»

В: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?

Д: Да

В: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?

Д: Нет

В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.

А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?

Опыт №2 «На определение цвета воды»

В: Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. Давайте мы с вами это проверим

У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)

Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.

Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.

Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1,2,3,4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз — это брас

Одной другой — это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ну что продолжим.

Опыт №3: «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Д: Вкусный, сладкий.

В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?

Д: Вода безвкусная!

В: А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.

Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

Д: Кислая.

В: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.

В: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

Опыт №4: «На определение запаха воды»

Д: Нет.

В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

Д: Есть.

В: А почему вода с лимоном пахнет?

Д: Потому, что лимон пахнет.

В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

воды появится запах того, что в нее добавили.

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала

Вот, ребята, вода действительно волшебница!

Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус-поэтому воду можно назвать волшебной.

Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы детей)

Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *