Дразнилки примеры: Детские дразнилки / Почитай-ка / Детский мир – Фольклорные дразнилки — Домашние Книжки
Фольклорные дразнилки — Домашние Книжки
ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА* * *
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
* * *
Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис -перевернется.
* * *
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
* * *
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это — кошечка твоя.
* * *
Степанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.
* * *
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
* * *
Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.
* * *
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
* * *
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
* * *
Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется —
Как пузырь надуется.
* * *
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
* * *
Обманули простака —
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
* * *
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
* * *
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
* * *
Если мост обвалится,
То собака свалится.
* * *
Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!
* * *
Володя-Володей —
Полна шапка сухарей.
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.
* * *
Вор-воришко
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко.
* * *
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
* * *
Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова — копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.
* * *
Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.
* * *
— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!
* * *
Федя-медя требуха,
Съел корову, и быка,
И пятнадцать поросят-
Только хвостики висят.
Птичьи дразнилки
* * *
Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
* * *
Чили, чили,
Воробей!
Клюй, клюй —
Конопель!
* * *
Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.
* * *
Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.
* * *
Вьюр-вьюрок,
Кривлен носок,
Кривлен носок,
Ощипан бок.
* * *
Трещи-пищи,
Кодопель
Тащи!
Сказки-дразнилки
* * *
Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказке половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.
* * *
Стоит град пуст,
А во граде куст.
Под кустом сидит старец,
У него в руках косой заяц.
У зайца во рту сало.
Не начать ли сначала?..
ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА
Храбрецы
Наши-то портные
Храбрые какие:
“Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!”
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
О соне — Джонни
Ну и соня — сын мой Джон.
Спать в штанах улегся он.
Башмачок он сбросил прочь,
А в другом проспал всю ночь.
Том, сын трубача
Том, Том, сын трубача,
Украл свинью и дал стрекоча.
Украл он свинью и за это побит.
И вот он в слезах по дороге бежит.
Барабек
(Как нужно дразнить обжору)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек.
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
“У меня живот болит!”
Дразнилка про людей с Кейп-кода
Люди тресковые — все бестолковые,
Волосы чешут хребтиной тресковою
И для катания вместо коньков
Пару тресковых берут плавников.
Дразнилки
Дразнилки: история и виды дразнилок, 32 дразнилки на разные качества характера. Ответы на дразнилки. Рассказ «Саша — дразнилка».
Дразнилки постоянно встречаются в общении детей. Хотя взрослые часто говорят детям, что нельзя высмеивать другого человека, но дразнилки всё равно остаются с нами много лет и сохраняются в детской субкультуре. Почему? Что такое «дразнилки — ответы»? Могут ли дразнилки научить чему-то полезному для жизни? Давайте вместе попробуем разобраться.
В этой статье Вы найдете:
- виды дразнилок,
- история дразнилок,
- ответы на дразнилки,
- коллекция дразнилок на разные качества характера человека,
- рассказ «Саша — дразнилка».
Дразнилки: виды дразнилок
Дразнилки бывают разные.
Первый вид — это дразнилки – издёвки – это дразнилки к именам, в которых дети поддразнивают друг друга. Такие дразнилки есть и на имена девочек, и на имена мальчиков. Издевка – это обидная шутка, насмешка.
В самых распространенных дразнилках на имена две строчки: первая – это строчка с именем, вторая – рифма к ней (Рыжий – бесстыжий, Архип – старый гриб).
Дразнилки к именам Вы найдете в продолжении статьи здесь.
Второй вид — дразнилки – поддёвки. Поддевки рассчитаны на простачков. Поддевки состоят из вопросов и ответов. Сначала игрок просит повторить за ним слово, затем из диалога получается шутка.
Например, покажут ребенку бумажку на земле и спрашивают: «Твой талон?». Если ребенок нагнется чтобы посмотреть, что это, то ему кричат: «Спасибо за поклон!» (это дразнилка прошлых лет, когда были талоны).
Или дразнилки с вопросами, требующие внимательности к своим словам:
— Давай я тебе буду рассказывать, а ты добавляй: «И я».
— Я пойду в лес.
— И я.
— Я срублю дерево.
— И я.
— Я вырублю колоду.
— И я.
— Я замешу свиньям.
— И я.
— Они будут есть.
— И я.
— Скажи: «Арбуз».
— Арбуз.
— Ты – карапуз!
— Скажи: «Шило!».
— Шило.
— У тебя на носу мыло!
— Скажи: подушка!
— Подушка.
— Ты скользкая лягушка.
— Скажи: «Лес»!
— Лес!
— Твой брат балбес!
— Скажи: «Овес»!
— Овес.
— Хвать тебя за нос! (хватают за нос)
— Скажи «ватрушка»!
— Ватрушка.
— У тебя в руках лягушка!
Скажи: «Матрешка!»
— Матрешка!
— Здравствуй, внучка бабки Ёжки!
-Скажи: «Вкусны да сладки!»
-Вкусны да сладки!
— Тараканьи лапки!
Третий вид — дразнилки про качества характера человека. Их придумывают и передают друг другу сами дети во дворах. Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.
Дразнилки про качества характера:
Дразнилка для невнимательного человека:
Пучеглазая сова –
Глаза-то по ложке,
Не видит ни крошки!
Гляди прямо-
Впереди-то яма!
Дразнилка для слишком доверчивого человека
Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Дразнилки для плакс
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!
Плакса, плакса,
Три копейки вакса!
Дразнилки для ябед
Ябеда –корябеда.
Турецкий барабан.
Кто на нем играет?
Саша (имя ребенка) – таракан!
Ябеда – корябеда,
Солёный огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест!
Ябеда солёная,
На горшке варёная,
Шишками обитая (другой вариант – картошкою набитая)
Чтоб не была сердитая!
Дразнилка для хвастуна, который хвастается обновкой или ведет себя высокомерно по отношению к другим детям:
Моряк – с печки бряк!
Растянулся как червяк!
Или:
Воображуля первый сорт,
Куда едешь – на курорт?
Шапочка с помпончиком,
А едешь под вагончиком! (под вагончиком раньше ездили беспризорники)
Командир полка –
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!
Фу-ты. Ну-ты,
Ножки гнуты.
Руки – в боки,
Глаза – в потолоки!
Если водящий нарушает правила игры и догоняет постоянно только одного игрока из всех, то ему кричат:
— За одним не гонка,
Поймаешь поросенка.
Или:
— За одним не гонка!
Человек не пятитонка!
Дразнилка для невежливого (не сказал «спасибо»):
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
Дразнилки про трусость
Трус-трус- боягус!
На войне сражался.
Как увидел пулемёт-
Сразу испугался!
Уж ты, Васенька (имя ребенка), дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.
Дразнилки для жадин
Жадина – говядина,
Соленый огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест.
Жадина – говядина,
Пустая шоколадина.
Жадина – говядина,
Соленый огурец,
Сосисками набитая,
Оттого сердитая!
Дразнилка о грусти:
Что ты, Вася – Василек (имя ребенка)
Хмуришься, не весел?
Ясны очи опустил,
Голову повесил!
Дразнилка для человека, который всё время кричит:
Затеши полено,
Клади на колено,
Порыкивай
Да покрикивай!
Дразнилка для человека, который вмешивается в разговор других людей:
Впереди не суйся,
Сзади не пихайся,
В середину не касайся,
Вслед не давайся
Дразнилки: история дразнилок
Чтобы понять дразнилки, надо знать и понять их историю. Дразнилки существуют с очень давнего времени и до наших дней дошли дразнилки почти ко всем русским именам.
В дразнилке отражено очень древнее, архаичное явление – причинение ущерба личному имени.
Цитирую: «Словесные манипуляции с личным именем с целью причинения вреда, ущерба его носителю отражают особенности архаического сознания, не проводящего четкого различия «между словами и вещами», с позиций которого личное имя оценивается не как условный различительный знак, а как заместитель лица, полностью тождественный его носителю, что определяло различные запреты с употреблением личных имен в речи». (С.Н. Смольников. Антопонимы в детской дразнилке//Русская культура нового столетия. Проблемы изучения, сохранения и использования историко – культурного наследия. – Вологда: Книжное наследие, 2007). Многие ученые считают, что дразнилки и другие обидные двустишия существуют с тех времен, когда люди пытались испугать противника словами или жестами.
Дразнилки чаще всего не являются характеристикой человека, а приписывают ему «антиповедение», которое не поощряется в социуме.
Дразнилка — это мир небылицы и фантазии, а не отражение реального мира. Герой дразнилки живет «в другом мире» — «мире наоборот», «мире небылиц» и часто описывается так, как будто он не является человеком: «Алешка – лепешка. Мать- картошка», «Анна – банна, нога деревянна», «Коля – Коля – Николай, сядь под лавку да залай».
Дразнилки: особенности дразнилок
Дразнилки, издёвки и другие подобные устойчивые тексты в фольклористике называются «детская сатирическая лирика» (термин был введен Г.С. Виноградовым).
В дразнилках обычно имя человека или характеристика поведения рифмуется с созвучным словом: Андрей – воробей, Лена – пена, Светка – пипетка, Федя – бредя, Мишка – еловая шишка, Игорёнок – поросёнок –невоспитанный ребенок, плакса – вакса, ябеда – корябеда, рёва – корова. Обычно в дразнилках называется тот признак человека, который не нравится дразнящему (очки, рыжие волосы, фигура, имя, характер человека).
Очень часто дразнилки становятся почти традиционными и устойчивыми, которые знают многие поколения. Они определяют значение имени в данной культуре, восприятие имени носителями культуры («Коля-Коля-Николай, сиди дома не гуляй»; «Андрей – воробей, не гоняй голубей»). Часто дети изменяют текст дразнилки или придумывают свои тексты, вводя в дразнилку строчки из песен, скороговорок и приговорок, сказок, загадок: «Лидка – улитка, вытяни рога. Дам тебе хлеба, кусок пирога».
Дразнилка всегда произнотся нараспев и громко, смакуя слова. Часто с безопасного расстояния и хором (чтобы убежать, если что).
Дразнилка – это небылица по смыслу. В ней не важна логика или соответствие реальности, а важна рифма.
Чаще всего дразнилки встречаются в общении детей с 6 до 12 лет. Дразнилки, поддевки, издевки чаще используются мальчиками. Девочки больше предпочитают молчанки, мирилки или считалки. В общении старших дошкольников тоже встречаются дразнилки — особенно устойчивые традиционные дразнилки и дразнилки, которые высмеивают качества характера (жадина – говядина, ябеда –корябеда и другие). Дети сами через дразнилку «воспитывают» сверстика и учат его быть справедливым и честным.
Дразнилки и мирилки относятся к ситуативному фольклору. Часто они использовались просто ради смеха, иногда для того чтобы высмеять какое-то качество (жадность, ябедничество), а иногда – чтобы привлечь к себе внимание. Дразнилки часто позволяют обойтись без драки, особенно если на дразнилку есть ответ другой дразнилкой. Если дразнилка смешная и необидная — то можно посмеяться вместе с дразнящим. Или даже придумать еще другие варианты дразнилки. Но если дразнилка злая, обидная, агрессивная, то она требует ответа на нее.
Если Вашего ребенка дразнят дразнилками: фольклорные ответы на дразнилки — «антидразнилки».
Нужно уметь с юмором воспринять дразнилку, ответить на нее достойно – улыбкой или другой более смешной и ёмкой рифмой или дразнилкой, не обидеться. Это своеобразная «школа жизни», умение ответить на «удар».
Очень важно научить детей, как отвечать на дразнилку. Правильный ответ на дразнилку возвращает обиду к обидчику . Это очень важный жизненный навык – не обижаться, воспринимать всё с юмором, легко, не воспринимая поддразнивание как нападение. Этот навык тоже тренируется в ответах на дразнилки. Научите этому детей, придумайте с ребенком свой ответ на дразнилки на основе тех ответов, которые даны ниже.
Если обидная дразнилка будет повторяться изо дня в день и останется без ответа, то она может повлиять на самооценку Вашего ребенка и его взаимоотношения со сверстниками. Ведь иногда дразнилки (если ситуация не была решена и осталась сильная обида на дразнящего) остаются с ребенком на всю его жизнь и мешают ему стать яркой личностью.
Конечно, ребенок может промолчать в ответ на дразнилку, прийти и расплакаться дома. Конечно, Вы можете его пожалеть, поругать дразнящего и сами поговорить с обидчиком и сказать ему, чтобы он перестал дразнить Вашего малыша. Но …но это не даст малышу возможности получить жизненный урок и научиться отвечать на поддразнивание и поддевки.
Лучше научить ребенка, как правильно реагироввть на дразнилку. А реагировать нужно легко и весело – емкой рифмующейся формулой, отточенной поколениями. Придумайте вместе с ребенком свои достойные ответы на дразнилки. Попробуйте — это очень весело. Не обязательно придумывать обидные варианты, вполне достаточно придумать яркую образную фразу — ответ. А потом помириться с помощью мирилок.
Вот примеры бытующих в детской среде фольклорных ответов на дразнилки — как идеи для Вашего творчества.
Я хотя и воображала,
Да никого не обзывала!
Не суй свой нос
В чужой вопрос,
А то вопрос
Откусит нос.
Касса закрыта —
Ключ у меня.
Кто обзывается –
Сам на себя!
Обзывай меня сто лет,
Все равно ты старый дед.
На каждый роток
Не накинешь платок!
Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.
Хоть горшком назови,
Только в печь не сади!
От тебя отстало,
Ко мне не пристало!
Обзываешь ты меня, переводишь на себя.
Кто так обзывается, тот сам так называется.
Обзывай меня хоть год,
Все равно ты бегемот.
Обзывай меня хоть век,
Все равно я человек.
Шел-шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А моё оставил –
И печать поставил!
Мели, Емеля, твоя неделя.
Был бы я (была бы я), да очередь твоя!
Сам такой же десять раз
Сказать «Я твоё зеркальце» и показать обзывающему открытую ладонь, чтобы он как будто увидел своё отражение в ней.
Кто чем обзывается, тот тем и называется!
Обзывай меня весь век,
Все равно, я человек.
Мне дразнилки не пристанут,
Тебе на ворот привяжут.
По деревне поведут –
Много песен напоют.
Обзываешь ты меня,
Переводишь на себя.
Как лучше всего реагировать, если тебя дразнят, Ваш ребенок поймет из замечательного рассказа Н.М. Артюховой «Саша- дразнилка»
Учимся отвечать на дразнилки
Саша — дразнилка
Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.
— О чем ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.
— Меня Саша дразнит!
— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
— Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
— Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.
— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.— Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.
— Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.Саша посмотрел кругом и крикнул:
— У меня апельсин больше, чем у тебя!
— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.Тут Саша не выдержал и заплакал.
— О чем ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.
— Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я ее дразню, а она не дразнится!
Обсудите этот рассказ и придумайте, как еще Ляля могла бы ответить на другие слова Саши (если он забрал у нее игрушку или кинул в нее мячик — придумайте те ситуации, которые были в опыте Вашего ребенка или аналогичные им по смыслу).
Как помочь ребенку — и тому, кто дразнит, и тому, кого дразнят дразнилками
советы детского психолога из телепередачи «Наши дети»
— кого и почему дразнят дети?
— чем могут помочь родители своему ребенку, если его дразнят дети?
Еще о взаимоотношениях детей:
— Дети ссорятся: что делать? Советы детского психолога.
— Считалки: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.
— Игры для дружеского общения.
— Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей. Что такое дружба по отношению к детям дошкольного возраста.
— Коммуникативные игры для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Дразнилки
Детские дразнилки – это небольшие стишки, которые созданы детьми для защиты от обидчика. Но в тоже время их можно рассказать так, чтобы не обидеть малыша: не оскорбительным, насмешливым тоном, а ласково и любя. Ведь тогда никакой ребенок не будет чувствовать себя униженным и оскорбленным, еще и посмеется вместе с вами.
Дразнилки учат детей умению подмечать несправедливое, плохое, некрасивое, они развивают чувствительность к нелепым ситуациям к жизни, они учат подбирать слова по созвучию и смыслу.
Жадина, говядина,
Соленый огурец
На полу валяется,
Никто его не ест!
***
Командир полка —
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!
***
Тили-тили тесто,
Жених и невеста!
***
Жирная бочка
Родила сыночка,
Не успела пятого —
Родила десятого.
А десятый без ушей,
Кричит: «Мамочка, пришей!»
А одиннадцатый лысый,
Бегает за крысой!
***
Ленка-пенка, колбаса,
На веревочке оса,
Ленка скоро женится.
***
Обманули простака —
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
***
Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошка,
Вылезти не может.
Кто ему поможет?
***
Губы, Люси (имя) два аршина,
По губам бежит машина,
Зав машиной — машинист
и издает протяжный свист.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? —
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом
Нос отвалится потом.
***
Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.
Так тебе и надо — курица — помада.
***
— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!
***
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
***
Вовка -морковка
Впереди винтовка
Сзади барабан
А на пузе — таракан!
***
Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова — копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.
***
Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: «Вкусно!»
***
Борис-барбарис,
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
***
Федя-медя требуха,
Съел корову, и быка,
И пятнадцать поросят-
Только хвостики висят.
***
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
***
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это — кошечка твоя.
***
ИВАН ДЕМЬЯНОВ
Малоежка
Хлеб не ест,
Не смотрит вó щи,
Потому такой и тощий.
Вышел на тропинку –
Сбила с ног пылинка,
По панели зашагал,
Дунул ветер – он упал.
Кешка-малоежка,
Ты побольше ешь-ка!
Замарашка
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет! –
Будет целый огород!
Девочка-копуша
Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась.
Утром завтракать пошла,
Только к ужину пришла!
Якалка
Наша утка – крякалка,
А Сережа – якалка:
«Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее побегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!
Неряшка
Коля,
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом – ремень и брюки,
На полу – рубашка.
Николай – неряшка!
Хвастунишка
Хвастун Илья,
Где же храбрость твоя?
Ты от мошки-комара
Под крыльцо залез вчера,
Паучишку увидал –
И со страху в грязь упал!
САМУИЛ МАРШАК
Жадина
— Гриша, Гриша, дай мне нож.
— Ты обратно не вернешь.
— Дай-ка, Гриша, карандаш.
— Ты обратно не отдашь.
— Гриша, Гриша, дай резинку.
— Ты откусишь половинку.
— Гриша, Гриша, дай чернил.
— Ты бы сбегал и купил.
***
Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Пол-линейки,
Полкартинки,
Полкопейки.
АГНИЯ БАРТО
Девочка-ревушка
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-у!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
— Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..-
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
— Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
— Эта кружка велика!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
— В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
— Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят — девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..
— Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
***
Сто одежек
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?
Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
«Так меня
Закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?»
Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
не девочка,
а зебра,
ноги —
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
ЭММА МОШКОВСКАЯ
Лежебока
Горько живет
Лежебока —
Кровать Лежебоке
Высока.
Полы от кровати
Далеко.
Слезать Лежебоке —
Морока!..
Вот и лежит
Лежебока.
Спит Лежебока
Без срока.
Уж отлежал
Оба бока…
Спит и вздыхает
Глубоко:
— Кабы
Еще бы
Два бока!..
Читайте также:
Дразнилки для начальной школы. Детские дразнилки. Дразнилки: история дразнилок
Есть в детском фольклоре и весьма своеобразные жанры, отражающие уже не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки.
Детские дразнилки
Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.
Вредина-вредина!
До дырки проедена,
Кое-как одета,
Твоя песня спета!
Лиза-подлиза,
Кланяйся до низа!
Подлизывайся, улыбайся
И одна оставайся!
Красавица-красавица,
Издалека всем нравится,
А ближе подойдешь —
От страха упадешь!
Болтун, болтай,
Да меру знай!
Болтай, болтай,
Язык не потеряй!
Катится, катится
Розовое платьице,
Кто же это, мой дружочек?
Может, это колобочек?
Нет! В красивом платьице
Маша наша катится!
Ну-ка, зайка, вылезай-ка!
Что ты спрятался в кустах?
Опусти-ка свои уши,
А то будешь в синяках!
Катится, катится
С горочки яичко!
Модница воображает,
А в грязи все личико!
Руки напомадены!
Кушай, кушай поскорей,
Но смотри, не растолстей!
Сплетница, сплетница,
Не споткнись на лестнице!
Сплетнями укуталась
И сама запуталась!
Лежебока, ха-ха-ха,
Отлежал себе бока,
Захотел поесть,
Но не может сесть!
Отговорки на дразнилки
Впрочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка:
Обзывайся, обзывайся!
Сдачи дам, не сомневайся!
Обзывалки, словно галки,
Встрепенулись и к тебе вернулись!
Обзывайся, обзывайся,
Без подружек оставайся!
Обзывайся до упаду,
Упадешь — я буду рада!
Обзывайся, хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет!
Обзываешься ты так,
Потому что сам слабак!
На твою на обзывалку
У меня есть отвечалка!
Обзывайся, обзывайся,
Как лягушка раздувайся!
Ква-ква, ква-ква —
Вот и все твои слова!
Отзывайся, я отвечу
За углом с дубинкой встречу!
Поддевки
Другая форма насмешки — поддёвки — своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы.
Скажи: «Лань»!
Отвяжись, отстань!
Скажи: «Жора»!
Хватит есть, обжора!
Скажи: «Синица»!
Тебе пора жениться!
Скажи: «Огурец»!
Ты не молодец!
Скажи: «Лес»!
Твой брат балбес!
Думаете, дети учатся ругаться только у
Прозвища и дразнилки. Русский детский фольклор: учебное пособие
Прозвища и дразнилки
Прозвища являются наиболее ранним по времени появления видом детского сатирического фольклора. В Древней Руси они заменяли фамилии, которые часто и восходят к прозвищам. Обычай давать прозвища сохранялся вплоть до середины XIX века. Важной особенностью прозвищ является ярко выраженная экспрессивность. Она представляет собой сохранившийся до наших дней пережиток охранительной магии.
По-видимому, именно экспрессивно-оценочные прозвища стали основой дразнилок. На них впервые обратил внимание Г.С. Виноградов в статье «Детская сатирическая лирика» (1925). Исследователь показал, что дети используют в основном эпитеты, которые выполняют функцию приложений. Они создаются на основе как внешних созвучий (Петька – петух, Мишка – медведь, Сережка – серый), так и по внутреннему сходству (Верка– вертихвостка).
На их основе в детской среде возникли рифмованные прозвища типа «Дразнило – собачье рыло», которые и стали одним из ранних типов дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что ни по содержанию, ни по форме дразнилки и прозвища существенно не отличаются. Различие между ними в том, что прозвище прикрепляется к имени как устойчивый эпитет, а дразнилка не закрепляется за отдельным лицом и применяется в подходящем случае.
Дразнилки по форме представляют собой краткие, «в основном однострофные произведения юмористического, реже сатирического характера» (Сл., с. 67). Комическое строится на абсурдности изображенной ситуации:
Вася, Васенок,
Худой поросенок
Залез в траву,
Кричит «Мяу!»
Существуют различные взгляды на происхождение дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что многие дразнилки произошли из песен юмористического характера, встречавшихся в обрядах и исполнявшихся во время различных ритуалов. Действительно уничижение является одним из видов величания[122].
Дразнилки имели четко выраженный функциональный и однонаправленный характер, они должны были посрамить противника словом. Подобная традиция сохранилась и в наши дни, она используется, когда нужно осмеять представителей других этносов или национальностей, профессий, жителей других мест.
Интересное предположение о происхождении дразнилок содержится в исследовании Б. Сикимич, посвященных сербохорватским народным дразнилкам. Она усматривает в текстах относительно позднего происхождения фрагменты разнообразных текстов: молитв, бранные переделки, представляющие собой трансформацию общеизвестного текста молитвы с элементами проклятия; использование элементов католических молитв, трансформацию праславянской молитвы «Отче наш».
Другим источником исследовательница называет различные религиозные (христианские, мусульманские) тексты, «которые находятся в прямой корреляции с «более старыми» магическими текстами и тем самым, вероятно, продолжают ряд трансформаций этих текстов»[123].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, независимо от конкретного материала, ученые едины в мнении о вторичном происхождении дразнилок из фольклора взрослых или литературных источников.
Если предполагать сходство между дразнилками и насмешками, как это делает А.Н. Мартынова, к той же группе произведений можно отнести прозаические и рифмованные ответы на поддразнивания, остроты, мирилки, попрошайки, оправдки, юмористические стихи о днях недели. Очевидно, что основой для их объединения является общий функциональный признак.
Поводом для создания дразнилки может быть не только особенность внешнего облика, физический недостаток, проступок, но и просто встреча или событие из школьной жизни. Рыжих
Кого я вижу?
Собаку рыжу!
или:
Рыжий, красный – человек опасный!
Часто в дразнилках отражаются социальные отношения, характерные для определенной местности или населенного пункта. Так, в Каинском уезде Томской губернии дети православных, или «мирских», – препираются с детьми старообрядцев, или «кержаков», в случае ссоры следующим образом: «Ты кержак-лешак. – А ты – миршина[124]. – На том свете тебя посадят на вершину»[125].
В местностях с разным населением широко распространено поддразнивание лиц другой национальности. В двадцатые годы О.И. Капица отмечала, что больше всего текстов посвящалось татарам и немцам, затем цыганам, молдаванам, украинцам. Татар дразнили следующим образом:
Татар – якши
Купи лапши,
Купи вина —
Напой меня.
О цыганах сочинили такую дразнилку:
Цыган поменяй,
Моя лошадь без хвоста,
Что ни день – то верста.
«Именные дразнилки» часто использовались, чтобы поддразнить, поиздеваться над их носителями. «Иногда эти песенки бывают невинного характера, в них выявляется естественное для детей, как и для взрослых, желание посмеяться, сострить, но часто они имеют и определенную цель – обидеть и поиздеваться над избранной жертвой», – замечает О.И. Капица. Мальчика по имени Жорж школьники дразнят:
Вот Жорж Горман,
Нос оторван,
Вместо носа – папироса,
Вместо пуза – два арбуза.
Дразнилка была широко распространена в школе во второй половине XIX века. Школьникам того времени было хорошо знакомо имя Жоржа Бормана, владельца кондитерской фабрики. Школьникам начала XX века оно уже ничего не говорило и подвергалось искажению или замене на созвучное.
Кроме индивидуальных существовали и дразнилки, направленные против определенной группы ребят, например, учеников приготовительного класса: «Приготовишки – мокрые штанишки» или первоклассников, учащихся реального училища: «Первоклассники – колбасники». Соответственно и гимназистов называли «Гимназисты скандалисты» или:
Синяя говядина по грошу на пуд,
Которую собаки не жрут.
Кадетов дразнили за военную выправку: «Кадет – на палочку надет». Институток за их известное пристрастие к сладостям и всяким лакомствам:
Институтки – точно утки,
Что найдут – то и сожрут,
А наевшися – не в меру
Отравляют атмосферу.
Приведенные примеры отражают исконную вражду между учебными заведениями разного типа, существовавшими в царской России.
В одной из ленинградских школ девочки дразнили мальчиков:
Завтра праздник, воскресенье,
Дадут девочкам печенье,
А мальчишкам – кулаки,
А на второе – червяки.
Основываясь на анализе 200 собранных дразнилок, О.И. Капица отмечает, что больше всего встречается дразнилок на имена, причем мужские преобладают над женскими. Из мужских имен чаще всего в дразнилках встречаются Иван, Егор, Николай, Алексей, а из женских – Катерина и Дуня. Рифмовка имен обычно следующая: «Андрей – воробей», «Антошка – недопечена картошка», «Фома – большая крома», «Мишка – еловая шишка», «Егор – без обор», «Маша – каша», «Зинка – корзинка».
Одно имя в дразнилке легко заменяется другим, требуется только сохранять рифму:
Васька-Васюк,
Полезай на сук,
Там кошку дерут,
Тебе лапку дадут.
Распространение прежде всего «именных дразнилок» подтверждается и наблюдениями Г.С. Виноградова, полагавшего, что «формулы осмеяния» обычно связаны с созданием имен-прозвищ: маменькин сынок, сорока, плакса. Возникают и другие дразнилки – ябеда-корябеда, жадина-корядина.
Вариативность адресата Б. Сикимич называет одной из важнейших особенностей дразнилок и приводит такой пример: «Латинянин хвостатый, завтра ты у меня сдохнешь, тяжело той руке, которая тебя потащит, тяжело той лопате, которая тебя будет закапывать»[126]. Она также полагает, что дразнилки, связанные с личными именами, «часто включают зоонимический код» («курица», «козленок», «коза», «осел») и строятся на мотивах антиповедения («запачканности», физического наказания). Последние явно перешли из взрослого фольклора: «Кире в палку играет, кобыла у него метнулась, бурдюк у нее лопнул»[127].
Реже осмеиваются физические недостатки или черты характера, поводом создания дразнилки иногда служит внешность. Высокий, малорослый, косой, хромой, толстый, худой, рыжий, плешивый, заика – все эти недостатки вызывают появление в соответствующих случаях дразнилок. Большое количество текстов относится к рыжим. Часто встречается в записях песенка, в основу которой положен сюжет дразнилки:
Рыжий красного спросил:
«Где ты бороду красил?»
– Я не краской,
Не замазкой,
Я на солнышке лежал[128].
В ряде случаев воспроизводится утрированный портрет:
Анна – балана,
Голова – оловянна.
Нос крючком,
Ротик ящичком.
Иногда высмеивается не только один член семьи, но и все родовое сообщество:
Сидор баню продает,
Сидориха не дает,
Сидорята верещат —
Под угор баню тащат,
В «дразнилке-посрамлении» (термин Г.С. Виноградова) осмеиваются трусость, воровство, неряшество, зависть и другие недостатки, вызывающие осуждение в детской среде:
Гришка, Гришка,
Украл топоришко,
Побег к брату —
Украл хату.
Побег к отцу —
Украл овцу.
Предметом осмеяния становятся и различные свойства характера, вот как подсмеиваются над напыщенными и гордыми:
Фу-ты, ну-ты
Сани гнуты,
Руки в боки,
Глаза в потолок…
Часто высмеиваются обжоры:
Требухан, требухан
Съел корову да быка,
Пятьдесят поросят,
Девяносто утят.
Дети не любят, когда их дразнят женихом и невестой. Такое поддразнивание производится хором и часто доводит до слез тех, на кого оно направлено. Обычно оно происходит с помощью особых песенок:
Тили, тили тилишок,
Иванушка – женишок.
Тили, тили тесто,
Машенька – невеста.
Распространение дразнилок. Настоящие детские дразнилки лишены «национальной или религиозной окраски, что говорит о возможной древности их мотивов». Можно сделать и другой вывод: дразнилки существуют давно, их можно считать традиционными, некоторые исследователи называют их сложившимися, или «готовыми», указывая на формульный характер произведений.
Новые дразнилки появляются по определенным поводам, обычно они свидетельствуют о творческом потенциале его сочинителя. «Едва ли встретится какой-нибудь приметный случай, подходящий повод, который затруднит найти бойкое словцо, легкую рифму, вряд ли выищется интересующее ребят событие дня, отражения которого не нашлось бы в готовой песенной форме или не родилась бы новая». Так, мальчугану, упомянувшему, что к обеду дают щи с картошкой, дают прозвище «пшик-картошки», приехавшего из Псковской губернии прозывают «скопской» и «скоподырь». Мечтавшего стать капитаном мальчика дразнили:
Палеган, палеган,
Аржана лепешка.
Капитан, капитан,
Рваные штанишки.
Любопытны рассуждения О.И. Капицы о характере дразнилок, посвященных отдельным занятиям и профессиям: «тут достается всем: и сапожнику, и портному, и мяснику, и мельнику».
Сапожники-безбожники
Сидят у кабака,
Оборваны, обшарпаны,
С бутылкою в руке.
Портных:
Портной-швец,
Не хочешь ли щец?
Портной-портняжка,
Не хочешь ли кашки?
Посвященные лицам разных профессий дразнилки называются прозвищами-прикладками: столяр – «сосногрыз», лакей – «лизоблюд», паны – «на двоих штаны», баре – «по грошу пара», маляр – «мазун-повозун» и т. д.
Осмеянию подвергались и лица духовного звания. О них говорят:
У попов глаза завидущие.
Руки загребущие.
По Псковской улице
Едет поп на курице,
Попадья на петухе,
Попаденок на свинье.
Переделки дразнилок. Выше говорилось о возможности перенесения некоторых элементов дразнилок в песенки, при котором получается связанный текст. Девочку любительницу кошек, прозвали «Кошкина мать», а к этому прозвищу присоединили строки из известной частушки:
Кошкина мать
Собиралась умирать,
Умереть не умерла —
Только время провела.
Импровизация дразнилок встречаются у детей во всех социальных группах, как в городе, так и в деревне. Если импровизация «хороша, складна, подходяща, т. е. отвечает общей потребности заинтересованной группы», то она сохраняется, переходя от одних к другим, замечает О.И. Капица.
Песенная форма дразнилок обуславливается манерой исполнения, они произносятся1 (скандируются) речитативом, поэтому строки обязательно рифмуются и подчиняются внутреннему ритму. Возможно развитие рифмованной строки в двустишие:
Миколай-Николай
Толоконце подай.
Мишка-кубышка,
Около уха шишка.
Затем трех и четырехстишия:
Иван-болван
С колокольни упал.
Три года катился
И то не убился.
Иногда дразнилка развивается в целую песенку:
Гриша, Гриша,
Сидел бы ты дома,
Точил бы веретена.
У тебя жена-то пряха,
По ниточке пряла,
Корову купила,
Корова-то с кошку Надоила с ложку,
Корова-то пропала —
Кузьму поклепали.
«Приведенная дразнилка, как и многие другие, заимствована детьми у взрослых – содержание таких дразнилок часто выходит из круга детских интересов, большинство же всецело детского содержания», – замечает О.И. Капица. Таковы, например:
Плакса – Олекса,
Удой молочка
Из подойничка.
Вася, Васенок,
Худой поросенок,
Завяз в траву —
Кричит: «мяу,
Не вылезу».
Детские дразнилки бывают направлены на решение ряда конфликтных ситуаций, возникающих во время игры. Если ребенок не хочет что-то давать, обычно, ему угрожают, говорят о физическом наказании: «Послала меня мать, чтобы ты дал мне немного мака. Если не дашь немного мака, то станет у тебя рука вот такая»[129].
Б.Сикимич пишет: «Ребенку, который портит игру, адресуется настоящее проклятие». Приводимые ею фольклорные тексты она предлагает считать полноценными магическими формулами, на что указывает и их синтаксис: «Пойдешь вокруг или стороной? Если стороной, пусть тебя муравей убьет веткой. Если вокруг, пусть тебя убьет муравей рукой»[130].
Среди других особенностей дразнилок – использование преувеличений (гипербол), преуменьшений (литот), развернутых сравнений, определений-приложений.
Поддевки введены в научный оборот Г.С. Виноградовым, он же предложил их первую классификацию. Поддевки, по терминологии исследователя, представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки:
– Федя, скажи «поп».
– А че? Ну, скажу: поп.
– Твой отец клоп.
– Сто да сто – сколько?
– Двести.
– Сиди дурак на месте.
Иногда поддевки сопровождаются действиями. Один мальчуган схватывает другого за нос и настойчиво спрашивает:
– Дуб или вяз?
– Дуб.
– Тяни до губ.
После этого ответа вопрошающий тянет нос книзу, в случае же ответа «вяз» – кверху, «до глаз».
«Витька, у тебя под ногами мох!» – Витька смотрит себе в ноги. Ему говорят: «Не кланяйся, я не Бог».
Определение поддевки мы также находим у Г.С. Виноградова: «поддевка представляет собою или искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть пойманным (поддеться на слове) совершенно неожиданно для себя»[131].
Разновидность дразнилок сохранилась и в наши дни, замечает О.Ю.Трыкова. Игровой характер создается диалогической формой, носящей обязательный характер:
– Скажи: клей.
– Клей.
– Выпей баночку соплей! (Трык., с. 40.)
В создаваемой игровой ситуации собеседник заманивается в словесную «ловушку» и своеобразным образом высмеивается. Отсюда и происходит другое название рассматриваемой формы, которую Г.С. Виноградов называет «заманками». Одно лицо направляет разговор, другому остается пассивная роль повторяющего условленную фразу или слово. «Некий мальчик обещает другому что-то рассказать, но с условием, чтобы тот на все, что он будет говорить, отвечал: «и я».
– Я пойду в лес.
– И я.
– Я срублю дерево.
– И я.
– Я вырублю колоду,
– И я.
– Я замешу свиньям. —
И я.
– Они будут есть. —
И я.
Приведем и другой вариант:
Говори за много «как».
– Пошла баба в кабак.
– Как?
– Нализалась пьяная.
– Как?
– Пришла домой.
– Как?
– Мужик стал ее бить.
– Как?
– А вот так] (Следует удар в спину.)
В качестве сопоставительного материала О.И. Капица приводит немецкую поддевку:
Ich bin in der Walde gegangen.
Ich auch.
Ich nehme ein Axt mit.
Ich auch.
Ich hau ein Eich ab.
Ich auch.
Ich mach einem Sautrog draus.
Ich auch.
Es fressen sieben Saue.draus.
Ich auch.
(«Я пошел в лес». – И я. – «Я взял с собой топор». – И я. – «Я срубил дуб». – И я. – «Я сделал из него свинье корыто». – И я. – «Семь свиней стали есть из него». – И я.)[132].
Современные дети называют подобное явление «заманкой», полагая, что завлекают собеседника в словесную игру и насмехаются над ним. Уже четырех-пятилетние дети, вступая в детский коллектив, способны на подобные розыгрыши.
Роль заманок. Традиционно подшучивания и розыгрыши в виде словесной игры достаточно распространены. Они играют важную роль в развитии ребенка. Прежде всего через них происходит обучение речи, повторяются определенные слова и вносятся коррективы, направленные на устранение ошибок произношения или неправильного использования словоформ. Словесная ситуация демонстрируется с разных сторон, как в статике, так и в динамике.
Заманки использовались и для привития определенных навыков. Они являлись элементом общения детей с взрослыми, входили как в повседневный быт, так и в праздничные игры. Взрослый стремился побудить ребенка к активному действию, заставить критически относиться к любому высказыванию или событию. Так, предложив ребенку залезть под стол, затем начинали с ним такую беседу/разговор:
– Мама у тебя есть?
– Есть.
– Папа у тебя есть?
– Есть.
– А ум у тебя есть?
– Есть.
– Был у тебя ум, не сел бы под стол.
Во время подобных шуток или розыгрышей также прививались некоторые практические навыки; дети обучались отличать животных, имитируя их повадки.
«Структурообразующим элементом диалога «заманки» является рифма к повторяемому слову, преобразующая диалогическую ситуацию, переводящая его в новое качество», – отмечает М.П. Чередникова[133]. Она также устанавливает, что гротесковое начало прослеживается не во всех текстах.
Перспективы развития дразнилок. Стойкость стилистических конструкций, позволяет, по мнению Г.А. Барташевич, создавать новые произведения или варьировать уже известные. Как бы развивая ее наблюдения, О.Ю. Трыкова замечает, что в дразнилку активно проникают новые образы, понятия, иногда даже весьма
– Скажи: какое небо голубое!
– Какое небо голубое!
– У голубых всегда такое!
Часто дразнилки создаются на основе готовых форм для передразнивания.
Взаимодействие жанровых форм. М.И. Мельников отмечает, что под воздействием профессиональной поэзии и частушек в дразнилки проникли элементы считалочной поэтики. Он приводит следующий пример:
Витя-титя-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Витя отпирается.
О.Ю. Трыкова усматривает взаимодействие современной дразнилки с народной песней. Б. Сикимич выделяет форму детской песенки, адресованной животным, где содержатся элементы дразнилки и проклятия, она приводит несколько примеров, где встречаются разные птицы и животные: «Проклятая коза, блаженная овца, Бог тебе дал, чтоб хвост у тебя таким и остался»[134].
Приведем пример дразнилки, представляющей собой интересный случай приспособления к новой среде широко распространенной в крестьянском детском обиходе песенки:
Завтра праздник, воскресенье,
Нам лепешек напекут,
И помажут, и покажут,
А покушать не дадут.
Взаимовлияние дразнилки и считалки часто происходит под воздействием средств массовой информации. Так можно объяснить и использование в считалки строчек из рекламы:
Кошка сдохла, хвост облез —
Получился Анкел Бене!
Иногда игра словами встречается в анекдоте: «Крокодил Гена и Чебурашка идут через стройку. Чебурашка говорит: «А вон человеки работают». Крокодил Гена говорит: «Не человеки, а люди». Чебурашка говорит: «А вон один люд в яму упал».[135]
Прояснение вопросов бытования дразнилок и специфики их перехода из взрослой в детскую среду помогут определить некоторые особенности организации детской среды. Так, М.П. Чередникова приводит следующий анекдот, который создается на основе противоречия, возникающего между разными возрастными группами и, следовательно, порождающего комическую ситуацию:
Подходит бабушка к парню и спрашивает:
– Скажи, сынок, как пройти на улицу Ленина?
– Во-первых, не сынок, а хиппи. Во-вторых, не пройти, а прогреметь костями. В-третьих, не на улицу Ленина, а на хипп-штрасс Ленина.
Идет бабушка дальше, подходит к другому парню и говорит:
– Слушай, хиппи, как прогреметь костями на хипп-штрасс Ленина?
– Что, хиппуешь, плесень?[136]
Процесс словотворчества, постоянно происходящий в дразнилках, несомненно может стать предметом изучения лингвистами. Правда, некоторые специалисты неоднозначно относятся к использованию бранных выражений, встречающихся в дразнилках.
Интересны и процессы взаимосвязи с литературными жанрами. Дразнилку активно использовали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Э.Э. Мошковская, К.И. Чуковский, Э.Н. Успенский, Д. Хармс. Широкое распространение в детской среде получают и литературные образы, среди них, как отмечает О.Ю. Трыкова, «лидирует» дядя Степа Михалкова:
Дядя Степа-великан
Проглотил подъемный кран,
А наутро говорит:
– У меня живот болит.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Детские дразнилки и обзывалки: что они дают нашим детям
Безусловно, «в начале были взрослые», но они, если и учат, то самому безобидному, вроде педагогически оправданной «жадины-говядины» или «ябеды-корябеды». И редкий родитель научит свою крошку чему-то вроде: «Алла, Алла, Алла, в нос спички напихала». Однако дети предпочитают именно такое – позабористее! Чтобы, как анекдот, как хулиганство! Чтобы взрослые отреагировали. Ну и пообиднее, конечно. Хорошо ли это? Как минимум, это естественно, отвечают психологи, а в общем, даже и хорошо.
Детский фольклор — дразнилки и обзывалки, — был, есть и будет, потому что без него нет детства. Да, это проявление вербальной агрессии, первая брань детей, но на этом опыте дети учатся понимать, каково это – быть объектом чьей-то насмешки, и учатся противостоять ей.
Кто обзывается – сам так называется…
Что это такое? Детские дразнилки и обзывалки – феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру, и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.
Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку — очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо уничижается поведение, выходящее за рамки, принятой в обществе морали: ябедничество, жадность, плаксивость. Нередко встречаются и обзывания по национальному признаку, они существуют и существовали везде, во всех обществах. И в детских тоже.
Лингвисты считают, что обидные слова типа обзывалок и дразнилок существуют с очень давних времен – с тех самых, когда люди пытались запугать недругов словами, рвали на себе рубаху, мазали лицо и использовали другие всевозможные воинские традиции.
Зачем они нужны? Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь – жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо», очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребёнку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию – выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки – способ утвердить нормы поведения в детском сообществе. Например, могут дразнить, чтобы предупредить о чем-то: «Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест». По-другому: будешь ябедничать, никто с тобой дружить не будет.
Дразнилка — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дразни́лка — жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки[1] (например, «Лиза-подлиза»). Дразнилки по форме представляют собой краткие, «в основном однострофные произведения юмористического, реже сатирического характера»[2].
Многие восточнославянские дразнилки произошли из песен юмористического характера, исполнявшихся во время различных обрядов. Уничижение является одним из видов корильных песен, исполняемых во время величания на свадьбе. Дразнилки перешли к детям из фольклора взрослых или литературных источников[3].
Дразнилки адресуются сверстникам, безобидным взрослым людям и даже животным и статуям. Г. С. Виноградов выделяет также поддёвки (издёвки) — диалоги или псевдодиалоги, исполняемые с целью поймать адресата на слове: «Скажи „двести“ — Двести — Сиди дурак на месте»[4].
- Колядич Т. М. Прозвища и дразнилки // Русский детский фольклор: учебное пособие (рус.) / Капица Ф. С., Колядич Т. М.. — М.: Флинта, Наука, 2002. — С. 100—115. — 320 с.
- Алиева, Э. А. Дразнилки и поддевки в современном детском смеховом фольклоре // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: В 3 ч.. — Саратов, 2018. — Вып. 21. — С. 58—62.
- Дразнилка // Толковый словарь Ушакова
- Дразнить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
- Владимирцев В. П. Детская дразнилка (фольклорный жанр) под взглядом и пером Достоевского // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. — Москва ; Иркутск, 2005. — Вып. 10. — С. 44–55.
- Басангова, Т. Г. Калмыцкие родовые дразнилки // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, № 2, 2013 — Элиста, 2013 — С. 57—61
- Ованесян, Л. Г. Фольклорно-песенный текст «Окружной дразнилки» как отражение реальных фактов истории и бытовой культуры Оренбургского казачества // XI конгресс антропологов и этнологов России : сборник материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. — Москва; Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. — С. 361.
- Смольников, С. Н. Антропонимы в детской дразнилке // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 808–813.