Внеситуативные формы общения дошкольников со взрослыми: особенности и значение

16Ноя - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное
Какие внеситуативные формы общения характерны для дошкольников. Как развивается общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте. Почему внеситуативное общение важно для развития личности дошкольника.

Особенности внеситуативных форм общения дошкольников со взрослыми

Общение дошкольников со взрослыми играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит переход от ситуативных к внеситуативным формам общения, что существенно расширяет возможности познания мира и социализации ребенка.

Выделяют две основные внеситуативные формы общения дошкольников со взрослыми:

  • Внеситуативно-познавательное общение (4-5 лет)
  • Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет)

Рассмотрим особенности каждой из этих форм подробнее.

Внеситуативно-познавательное общение дошкольников

Внеситуативно-познавательное общение возникает примерно в 4 года и характерно для детей среднего дошкольного возраста. Его основные черты:


  • Выход за рамки наглядной ситуации
  • Стремление познать окружающий мир
  • Многочисленные вопросы ребенка к взрослому
  • Взрослый становится источником знаний

Ребенок начинает задавать взрослым множество вопросов о мире вокруг — почему идет дождь, откуда берется ветер, как устроены машины и т.д. Взрослый выступает для дошкольника главным источником новых знаний об окружающей действительности.

Внеситуативно-личностное общение старших дошкольников

К концу дошкольного возраста (6-7 лет) возникает высшая для дошкольника форма общения со взрослыми — внеситуативно-личностная. Ее ключевые особенности:

  • Интерес к внутреннему миру взрослого
  • Стремление к взаимопониманию и сопереживанию
  • Обсуждение правил поведения и взаимоотношений людей
  • Повышенная потребность в уважении взрослых

Ребенка начинают интересовать не только знания, но и сам взрослый как личность. Дошкольники стремятся к общности взглядов со взрослыми, ищут подтверждения правильности своих суждений.

Значение внеситуативного общения для развития дошкольника

Развитие внеситуативных форм общения имеет огромное значение для личностного становления ребенка дошкольного возраста:


  • Расширяет кругозор и формирует целостную картину мира
  • Развивает мышление, воображение, речь
  • Формирует навыки социального взаимодействия
  • Способствует усвоению норм и правил поведения
  • Закладывает основы самосознания и самооценки

Через общение с взрослыми ребенок познает окружающий мир, усваивает социальные нормы и учится выстраивать отношения с другими людьми. Это создает базу для дальнейшего развития личности.

Как поддерживать внеситуативное общение с дошкольником

Родителям и педагогам важно поддерживать стремление ребенка к внеситуативному общению. Вот несколько рекомендаций:

  • Отвечайте на многочисленные вопросы ребенка
  • Обсуждайте с дошкольником различные темы, выходящие за рамки конкретной ситуации
  • Рассказывайте о себе, делитесь своими мыслями и чувствами
  • Интересуйтесь мнением ребенка, его рассуждениями
  • Объясняйте правила поведения и взаимоотношений между людьми

Такое общение обогащает внутренний мир дошкольника, стимулирует его познавательную активность и личностное развитие.


Роль взрослого в развитии внеситуативного общения

Взрослый играет ключевую роль в становлении внеситуативных форм общения у дошкольников:

  • Выступает источником новых знаний об окружающем мире
  • Помогает установить связи между явлениями
  • Объясняет социальные нормы и правила
  • Демонстрирует образцы поведения
  • Поддерживает познавательную активность ребенка

От позиции взрослого во многом зависит, насколько успешно будут развиваться у дошкольника навыки внеситуативного общения. Важно создавать условия для проявления инициативы ребенка в общении.

Проблемы в развитии внеситуативного общения у дошкольников

У некоторых детей могут возникать трудности в освоении внеситуативных форм общения. Это может проявляться в следующем:

  • Отсутствие интереса к познавательному общению со взрослыми
  • Неумение выйти за рамки конкретной ситуации в общении
  • Трудности в понимании и выражении своих чувств
  • Проблемы в усвоении правил поведения
  • Сложности в установлении межличностных отношений со сверстниками

В таких случаях может потребоваться помощь специалистов для своевременной коррекции нарушений коммуникативной сферы ребенка.


Заключение

Развитие внеситуативных форм общения — важнейшее достижение дошкольного возраста. Оно значительно расширяет возможности познания мира и социализации ребенка. Внеситуативное общение со взрослыми способствует формированию целостной картины мира, усвоению норм и правил поведения, развитию самосознания дошкольника. Поэтому так важно создавать условия для полноценного общения ребенка со взрослыми на познавательные и личностные темы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *