Внеситуативные формы общения дошкольников со взрослыми: особенности и значение
Особенности внеситуативных форм общения дошкольников со взрослыми
Общение дошкольников со взрослыми играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит переход от ситуативных к внеситуативным формам общения, что существенно расширяет возможности познания мира и социализации ребенка.
Выделяют две основные внеситуативные формы общения дошкольников со взрослыми:
- Внеситуативно-познавательное общение (4-5 лет)
- Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет)
Рассмотрим особенности каждой из этих форм подробнее.
Внеситуативно-познавательное общение дошкольников
Внеситуативно-познавательное общение возникает примерно в 4 года и характерно для детей среднего дошкольного возраста. Его основные черты:
- Выход за рамки наглядной ситуации
- Стремление познать окружающий мир
- Многочисленные вопросы ребенка к взрослому
- Взрослый становится источником знаний
Ребенок начинает задавать взрослым множество вопросов о мире вокруг — почему идет дождь, откуда берется ветер, как устроены машины и т.д. Взрослый выступает для дошкольника главным источником новых знаний об окружающей действительности.
Внеситуативно-личностное общение старших дошкольников
К концу дошкольного возраста (6-7 лет) возникает высшая для дошкольника форма общения со взрослыми — внеситуативно-личностная. Ее ключевые особенности:
- Интерес к внутреннему миру взрослого
- Стремление к взаимопониманию и сопереживанию
- Обсуждение правил поведения и взаимоотношений людей
- Повышенная потребность в уважении взрослых
Ребенка начинают интересовать не только знания, но и сам взрослый как личность. Дошкольники стремятся к общности взглядов со взрослыми, ищут подтверждения правильности своих суждений.
Значение внеситуативного общения для развития дошкольника
Развитие внеситуативных форм общения имеет огромное значение для личностного становления ребенка дошкольного возраста:
- Расширяет кругозор и формирует целостную картину мира
- Развивает мышление, воображение, речь
- Формирует навыки социального взаимодействия
- Способствует усвоению норм и правил поведения
- Закладывает основы самосознания и самооценки
Через общение с взрослыми ребенок познает окружающий мир, усваивает социальные нормы и учится выстраивать отношения с другими людьми. Это создает базу для дальнейшего развития личности.
Как поддерживать внеситуативное общение с дошкольником
Родителям и педагогам важно поддерживать стремление ребенка к внеситуативному общению. Вот несколько рекомендаций:
- Отвечайте на многочисленные вопросы ребенка
- Обсуждайте с дошкольником различные темы, выходящие за рамки конкретной ситуации
- Рассказывайте о себе, делитесь своими мыслями и чувствами
- Объясняйте правила поведения и взаимоотношений между людьми
Такое общение обогащает внутренний мир дошкольника, стимулирует его познавательную активность и личностное развитие.
Роль взрослого в развитии внеситуативного общения
Взрослый играет ключевую роль в становлении внеситуативных форм общения у дошкольников:
- Выступает источником новых знаний об окружающем мире
- Помогает установить связи между явлениями
- Объясняет социальные нормы и правила
- Демонстрирует образцы поведения
От позиции взрослого во многом зависит, насколько успешно будут развиваться у дошкольника навыки внеситуативного общения. Важно создавать условия для проявления инициативы ребенка в общении.
Проблемы в развитии внеситуативного общения у дошкольников
У некоторых детей могут возникать трудности в освоении внеситуативных форм общения. Это может проявляться в следующем:
- Отсутствие интереса к познавательному общению со взрослыми
- Неумение выйти за рамки конкретной ситуации в общении
- Трудности в понимании и выражении своих чувств
- Проблемы в усвоении правил поведения
- Сложности в установлении межличностных отношений со сверстниками
В таких случаях может потребоваться помощь специалистов для своевременной коррекции нарушений коммуникативной сферы ребенка.
Заключение
Развитие внеситуативных форм общения — важнейшее достижение дошкольного возраста. Оно значительно расширяет возможности познания мира и социализации ребенка. Внеситуативное общение со взрослыми способствует формированию целостной картины мира, усвоению норм и правил поведения, развитию самосознания дошкольника. Поэтому так важно создавать условия для полноценного общения ребенка со взрослыми на познавательные и личностные темы.