Одежда римлян в древности: Одежда древних римлян

14Июн - Автор: alexxlab - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Одежда древних римлян

одежда древних римлян

История древнеримского костюма началась с простой и непритязательной формы, а закончилась необыкновенной помпезностью! Римляне любили удивлять всех своим оригинальным образом и одеждой. Например, никого не удивляло, что молодой мужчина мог облачиться в женскую тунику с разными рукавами. И уж тем более никто не обращал внимания на римских философов, неопрятно и оборванно одетых. Давайте рассмотрим, как называлась одежда древних римлян, о противоречиях которой многие историки спорят до сих пор.

Верхняя одежда древних римлян

Тога – традиционная одежда римского гражданина. Несовершеннолетние юноши носили тоги с широкими красными полосами, также такую расцветку могли носить жрецы. Повседневные тоги изготавливались из белой шерсти, без узоров и декорирования. Серый и черный цвет носили скорбящие женщины и мужчины. Триумфаторы надевали пурпурные тоги, украшенные золотой вышивкой.

Палудаментум – длинный воинский плащ, для пошива использовалась высококачественная материя красного цвета.

Палла – кусок ткани, обмотанный вокруг талии и наброшенный через плечо. Самый распространенный цвет – пурпурный, но также актуальными были желтые, белые и черные тона.

Пенула – узкая накидка без рукавов, которая застегивалась спереди. Изготавливалась из грубого полотна или шерсти. Ее можно было надевать поверх тоги.

Одежда древнего римлянина

Женская одежда древних римлян не должна была быть пестрой и яркой – считалось, что лишь продажные женщины могли носить колоритные расцветки.

Стола – длинное и свободное платье древних римлян с короткими рукавами. На талии завязывалась поясом, внизу пришивалась пурпурная оборка. Столу носили женщины только из высшего общества. Ее запрещали одевать рабыням и женщинам легкого поведения.

Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: кожу, шерсть, шелк, аморгосскую ткань и лен.

Что касается римской обуви, то ее существовало множество разновидностей: сандалии с ремешками, высокие кожаные сапоги преимущественно красного или черного цвета, а также богато декорированные башмачки.

Женщины обожали носить украшения. Серьги, кольца, браслеты и ожерелья – все изготавливалась из драгоценных металлов и камней.

Строгая и простая одежда древних римлян сформировалась под действием военизированного характера и рабовладельческого строя. На культуру и моду влияло богатство и роскошь одних и беднота и бесправие других.

 

Одежда римлян была другой, чем принято считать

Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как «бренд».

Фото: AP

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными «фабриками» всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Читайте также: Древний Рим погубила засуха

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как «бренд». Так, например, в кельнском музее «Колумба» хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква «каппа». До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

 

 

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.

Читайте также:В шахте каменного века добывали краску

Интересно, что в большинстве своем вся римская одежда была очень хорошего качества. Об этом говорит тот факт, что египетские и сирийские крестьяне в XVIII веке все еще грабили римские могилы в поисках одежды. Получается, даже полторы тысячи лет спустя ее можно было носить…

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Читайте также:

Древние римляне привозили древесину из Франции

Какую одежду носили римляне? Одежда римлян и ее описание

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне реки Тибр. Ко II–I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

римляне одежда

История Римской империи делится на три основных этапа:

– Царизм (VIII – VI века до н.э.).
– Развитие республики (III – I века до н.э.).
– Развитие Римской империи (I – V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, официальная одежда римлян – тога и туника у мужчин, а у женщин – стола, инстита и палла.

Каждый вид одежды представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

одежда римлян шерстяная рубаха с короткими рукавами

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает солнечные лучи, и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога – самая популярная мужская одежда римлян – шерстяная рубаха с короткими рукавами – являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

одежда римлян шерстяная

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян – туника – представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

одежда римлян фото

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников – angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, – шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

белая одежда римлянина

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян – шерстяная лацерна, сагум и палла – была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье – чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным видом обуви считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

одежда римлян туника

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги – высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и расцвета Римской Империи ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять повседневную одежду какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

одежда римлян тога

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых – вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.

Как одевались в Древнем Риме? | Культура

Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой.

Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом.

Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо.

Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.

Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.

Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома.

Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.

Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.

Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой.

И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.

Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны).

В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.

Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

При подготовке статьи использована литература:

Муратов П. Образы Италии. Т. 1−2. М., 1912.

Кнаббе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986.

Костюм в Древнем Риме

Рим — это мира единство:
В республике древней —
Свободы строгий языческий дух
Объединял племена…
Д. С. Мережковский

Древний Рим, как и Древняя Греция, — античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, ставшую ее культурной провинцией — Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере ношения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.

Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практицизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.

Римский скульптурный портрет — это не идеализация героя, а образ характерный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н. э.

Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.

Рис. II.53. Тога периода Республики. Рис. 11.54. Мужская туника колобиум. Рис. 11.55. Плащ полудаментум

Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы римской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.
Периоды развития:
I. Период Республики (III — I вв. до н. э.).
II. Период Империи (I—V вв.).

Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более изящной, изысканно-торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Распространенный в те времена текстиль — шерсть, лен. Популярные цвета в одежде — желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукоризненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали греческие растительные, меандр и критскую волну (цв. вкл., рис. 17).

В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин — широкая стола, у мужчин — длинный далматик (далматика). Тяжелые плотные крупноузорчатые и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.

Рис. 17. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 18. Костюм полководца: короткая туника, сверху кожаный дуплет и лорика (панцирь), вокруг торса пурпурный плащ. Рис. 19. Женский костюм: стола с оборкой по низу — инститой, накидка палла.

Мужская одежда. В период Республики мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги. Сначала тога представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого гиматия (рис. 11.53). Туника — переродившийся греческий хитон — обычно имела короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум (рис. П.54).

В богатом, пресыщенном Риме классовые противоречия были резко выражены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника — две узких.

Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум (рис. 11.55). Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда (цв. вкл., рис. 18), так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Верхней одеждой была тога (рис. 11.56; см. рис. 11.53). После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно.

Рис. II.56. Варианты драпирования тоги

Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6 х 2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.
Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки — синус и расположенная выше умбо (рис. 11.57).

Рис. 11.57. Классический способ драпирования тоги. Рис. 11.58. Далматик и пенула. Рис. 11.59. Туника и палла

Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум — широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацерну — плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани — длинное глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы (рис. 11.58) — накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной.

Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола (цв. вкл., рис. 19). Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову (рис. 11.59).

Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как маленькая грудь считалась красивой.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценностей, обязательное ношение обуви — все это говорило о богатстве и пресыщенности Рима.

Рис. 11.60. Обувь Древнего Рима

Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов (рис. 11.60, а), сенаторов (рис. 11.60, б), обувь для посещения сената (рис. 11.60, в), обувь для воинов (рис. 11.60, г) — каллига, а также различные варианты сандалий (рис. 11.60, Д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы (см. рис. 11.59), так же как и мужчины накрывали голову краем тоги (рис. 11.61). Головы победителей украшали венками из дуба, лавра (рис. 11.62), мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.

Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу (рис. 11.63; см. рис. 11.61). До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа Каракаллы (рис. 11.64). Рабы — тонсорес — выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку.

Рис. II.61. Toгa, наброшенная на голову. Рис. П.62. Венок на голове победителя. Рис. 11.63. Прическа из недлинных слегка завитых волос. Рис. П.64. Прическа Каракаллы. Рис, П.65. Прическа с диадемой и валиком на каркасе. Рис. 11.66. Прическа с завивкой волнами. Рис, П.67. Прическа с нодусом. Рис. 11.68. Разновидность прически с валиком. Рис. 11.69. Высокие прически на каркасе

Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина — матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.

Было два вида женских причесок: с плетениями из кос (рис. П.65) и с завивкой волнами (рис. 11.66). Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом — нодус (рис. 11.67). Были и другие прически с валиком (рис. 11.68). Прически постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы (рис. 11.69, см. рис. 11.65) и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.

В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов — круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. (цв. вкл., рис. 20). Кольца носили по нескольку на каждом пальце.
Бани — термы — были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливкового масла.

Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, парадности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и характеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.

Мастерская моды — первый урок, первая часть. История костюма. Древний Рим.

Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV — I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I — V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней).

Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину.

После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Как выглядела одежда в Древнем Риме

За время существования римский уклад жизни постоянно изменялся. На создание одежды в Древнем Риме влияли греческие традиции. В поздний период в связи с проведением регулярных военных кампаний одеяние римских граждан значительно изменилось. Какие элементы были присуще одежде и из каких элементов состоял гардероб римлян?

Одежда граждан Древнего Рима

Качество одежды и расцветки указывали на положение в обществе и финансовое состояние. Мужская часть населения носила тоги из овечьей шерсти. Одежда пурпурного цвета характеризовала человека как победителя в военных сражениях. Черное или серое одеяние указывало на траур.

Ткани в Риме изготавливались из материалов, привезенных с Востока. Овечья шерсть в зимний период и шелк и льно в теплые месяцы собирались в драпировки и напоминали по виду греческие свободные туники. Позднее в моду вошли плотные ткани, выделяющие силуэт. Тоги специальных расцветок были приняты для юношей и служителей церкви.

Одежда в Древнем Риме

Тога представляла ткань, вырезанную в полукруглой форме. Ее перекидывали через левое плечо. Тога образовывала множество драпировок. Подобная форма одежды была неудобной для повседневной носки, поэтому на смену тоге пришли более свободные одеяния.

Цвета верхней одежды граждан Древнего Рима также изменялись на протяжении всей истории цивилизации. Принятый в повседневной жизни белый стал восприниматься со временем как праздничный. В будни римляне одевали платья с вышивками геометрическими узорами ярких цветов. Позволить такую одежду могли лишь состоятельные граждане.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужчины одевали в теплое время туники разной длины и цветов. Их покрой напоминал греческий. Стандартным размером считалось полотно до колен. Просторные рубахи и туники одевались через голову и подпоясывались. Рукава были присущи женской одежде.

Мужская одежда в Древнем Риме

У крестьян туники были коричневого или серого цвета. У аристократической верхушки общества — белого с украшением бисером, вышивкой и драгоценными камнями.
По стилю одежды можно было определить, к какой касте относится римский гражданин: солдат или полководец, священник или ремесленник.

Мужская одежда в Древнем Риме отличалась отсутствием в гардеробе брюк. Этот элемент гардероба считался заимствованным у покоренных варварских народов. Однако служившим в северных легионах солдатам приходилось одевать брюки.

Верхняя мужская одежда в Древнем Риме

Верхняя мужская одежда в Древнем Риме

В непогоду римляне одевали плащ — пенулу. Пенула одевалась через вырез для головы. Сверху накидывался капюшон. Так одевались как рядовые граждане, так и солдаты. Разница состояла в длине застежки на правом плече.
В римском обществе были приняты следующие виды обуви:

  • Калцеус — одевалась на улицу с платьем.
  • Калиге — была характерна для армии, скреплялась медными гвоздями.
  • Калцеус Патрикий — сандалии с поперечными ремнями.
  • Соле — использовалась для дома.
  • Перо — обувь с открытой пяткой и закрытой ладыжкой для повседневного ношения.

Женская одежда Древнего Рима

Выходя на улицу женщины в Риме одевали плащи, полностью скрывающие фигуру — паллу. Одеяние спускалось свободно или подчеркивало талию с помощью пояса. Цветовая гамма была разнообразной, основная ткань — тонкая шерсть.

В повседневной жизни римлянки носили длинные приталенные туники с короткими рукавами со складками. Подол укарашался цветными лентами и кружевом. По мере роста благосостояния империи в обиход пришли столы. Носили их замужние женщины из высшего общества.

Женская одежда Древнего Рима

Невесту принято было наряжать в ярко-красное платье поверх туники. На голову накидывали цветную вуаль. В будни приняты были вещи золотых, зеленых, серых и голубых цветов.

Нижнее белье выглядело как набедренная повязка. Поверх него одевалась свободная туника. Шляпы и другие головные уборы практически не использовались. Римляне следили тщательно за волосами и создавали разнообразные прически.

Обувь римлянок изготавливалась из мягкой ткани. Сандали украшались лентами, драгоценными металлами и камнями.

Краткое знакомство с древнеримской одеждой и одеждой

Ancient Roman Clothing

Находясь под влиянием древних греков, римская одежда прошла через множество других стилей со всей империи. Каждый предмет одежды, который носили люди, имел определенное значение, сообщение.

Это апартаменты класса

Между богатыми римлянами и бедными всегда уделялось особое внимание одежде, так как первые следовали последним тенденциям того времени. Их одежда будет разработана и отмечена, чтобы отразить их социальный статус.

Известно, что римляне всегда использовали несколько видов материала для создания одежды. Это включало шерсть, лен, шелк и коноплю, а некоторые исследования показали, что популярна даже одежда, сделанная из хлопка. Древнеримский наряд был хорошо структурирован.

Давайте посмотрим, что раньше носили мужчины, женщины и дети, и как их одежда явно указывала на их социальный статус.

Мужская одежда

При использовании в основном грубых игл шитье или шитье одежды не было обычной практикой.Вместо этого почти вся одежда держалась вместе с помощью каких-либо застежек, таких как пряжки и застежки. Мужчины обычно носили одно из двух предметов одежды — тунику или тунику и тогу.

Туники

roman man wearing tunic

Мужчины носили туники до колен, которые очень похожи на хитон, который носили греки. Они были либо без рукавов, либо с короткими рукавами, и были сделаны из двух кусков неокрашенной шерстяной ткани, сшитых вместе с обеих сторон.Руки были оставлены открытыми в верхней части туник.

Если видели человека в тунике с фиолетовой полосой, называемой клавусом, это указывало бы на то, что он является членом определенного ордена. Сенатор носил латус клавус с широкой вертикальной пурпурной полосой в центре туники. Что касается всадника, туника, называемая angustus clavus, имела бы две узкие вертикальные фиолетовые полосы с каждой стороны. Что касается элитного класса, они носили тунику с длинными рукавами, называемую далматика, вместо тоги.

Тога

roman man wearing toga

Тога — это не что иное, как 20-футовый кусок ткани, сделанный из шерсти, который был обернут вокруг тела. Только свободные граждане Рима могли носить тогу, поскольку иностранцам и изгнанным гражданам не разрешалось выходить из своих домов в ней. Однако позже многие стали носить простую тунику под ней вместе с поясом на талии. До 2 века до н.э. исключительно их носили только римские мужчины.

Качество материала, используемого для изготовления тоги, определяет статус человека. Для высшего класса мужчины носили тонкие шерстяные тоги естественного цвета, тогда как мужчины, принадлежащие к низшему классу, должны были носить тоги, сделанные из грубого материала или тонкого войлока. Дети мужского пола и магистраты на официальных церемониях носили тогу с пурпурной каймой, известную как тога претекста. Тоги с золотой каймой, называемые тога пикта или тога пальмата, носили генералы для гражданских церемоний и религиозных обрядов.Трабея — это тога фиолетового цвета, которую носили статуи божеств и императоров. Шафрановую тогу белого цвета с пурпурной лентой носили жрецы и жрицы, а также консулы во время государственных праздников.

Женская одежда

В отличие от своих мужских собратьев, женская одежда не имела сходных по стилю классовых или имущественных различий в одежде. На самом деле единственная разница заключалась в том, что женщины носили столу. Было всего несколько вариантов ткани или цвета, поскольку женщины носили простую и неизменную одежду.Вот почему именно их прически и украшения выделяли их из толпы.

Туники

roman woman wearing tunic

Женщины носили более широкие и длинные туники до щиколотки, которые назывались пеплос и хитон. Пеплос был сделан путем частичного сшивания 2 кусков прямоугольной ткани с каждой стороны. Женщины натягивали пеплос через голову и закрепляли его на плечах булавками и вокруг талии ремнем.Что касается хитона, то два куска ткани будут пришиты только сверху, оставив место для пройм и головы.

Длина определяется в зависимости от ширины ткани. Туники могут быть как из цветной, так и из легкой ткани, например льняной или шелковой.

Стола

Во время замужества женщина могла носить столу — длинную тунику без рукавов, которую надевали поверх другой туники. Являясь символом замужества, женщина могла публично заявлять о своей респектабельности и поддерживать традиции.Девочки носили тунику чуть ниже колен или чуть ниже с поясом на талии. Выходя на улицу, она надевала другую, чуть более длинную, тунику поверх первой.

Плащи

Паллий

Паллиум носили и мужчины, и женщины (известный как палла для женщин). Это был прямоугольный кусок разноцветной ткани, большей частью из шерсти или шелка.

Паэнула

Пенула — это плащ с капюшоном, который носили как мужчины, так и женщины. Его надевали для защиты в непогоду.Если этот плащ был сделан из кожи, он назывался paenula scortae, а если был сделан из тяжелого войлока, то назывался paenula gausapina.

Ласерна

Лацерна, военный плащ, носили только люди, принадлежащие к среднему классу. Однако многие люди высокого класса носили ярко-красную кружево, тогда как люди, принадлежащие к низшему классу, носили более дешевые, тусклые и темные плащи.

Сагум

Сагум — это плащ, который носили как римские солдаты, так и офицеры.Также носили более короткую версию sagum, называемую sagulum, которая доходила до бедер.

Лаена

Лаэна представляла собой толстый плащ круглой формы, который дважды складывался на плечах, так как был сделан из плотной ткани.

Палудаментум

Красный плащ, называемый paludamentum, в республиканские времена носил только главнокомандующий (консул или диктатор). В рамках церемонии главнокомандующему будет вручен плащ, поскольку он является символом имперской власти.

Таким образом, мы можем видеть, как различные струящиеся одежды составляли часть древнеримской культуры. Сегодня мы все еще можем мельком увидеть древнеримскую одежду во многих современных нарядах и дизайнах.

,

Женская одежда в Древнем Риме

Мы часто слышим о тогах, римской одежде для мужчин, но почти ничего не говорится о женской одежде. Хотя женская мода была такой же удивительной и впечатляющей, как и мужская, может быть, даже больше. Одежда римских женщин была частью культуры империи и часто могла многое сказать о человеке, который ее носил, или даже о благополучии ее семьи. Так что состоятельные женщины старались как можно больше выпендриваться. Вне зависимости от класса практически каждая женщина пыталась украсить себя и выглядеть красиво.

Туника

Женщины из низшего сословия, как и мужчины, носили бы простую тунику, что-то более или менее напоминающее современное платье по своей моде или даже ближе, сорочку старых времен. Женские туники были немного плотнее мужских, подчеркивая женскую фигуру. Молодые девушки также носили туники, завязанные поясом — а иногда и несколько, когда они выходили на улицу — до дня свадьбы. Для более богатых женщин эта туника была предметом нижнего белья, и если бы вы были респектабельным патрицием, женой или членом императорской семьи, вы бы никогда не вышли на улицу без столы и накидки на нее.

Стола

Хотя туника считалась простой тканью или часто даже нижним бельем, стола была чем-то, что римские женщины считали «настоящим» платьем. Столы представляли собой длинные платья, похожие на одежду, обычно с короткими рукавами, скреплявшимися застежками под названием fibulae и украшенными красивым воланом внизу. Они застегивались поясом выше пояса.

Хотя стола в большинстве случаев имела рукава, она могла быть и без рукавов. Эта красивая одежда была знаком респектабельной замужней женщины, и носить ее было привилегией, поскольку женщинам, которые развелись после совершения прелюбодеяния, было запрещено ее носить.То же самое и с куртизанками того времени, и в тех случаях они использовали для этих целей мужские тоги. Стола дарилась девушке после замужества и всегда носилась на улице, показывая богатый статус женщины, ее порядочный характер и, естественно, ее красоту.

Палла

Палла представляла собой длинную шаль, которую надевала любая римская женщина, выходя на улицу. Палла обвивала плечи женщины и ее тело, часто довольно искусно ее слуги, если они у нее были.Эти шали обычно были прямоугольной формы, хотя их размеры могли различаться. Паллада добавляла красоты женщине, потому что чем больше у нее складок ткани, тем богаче она была, и, среди прочего, могла скрыть свое лицо от взглядов, если она хотела спокойной прогулки. Это также хорошо защищало ее от дождя и ветра. Для этого на голову надевали манлу, чтобы согреть ее хозяйку в ненастную погоду. Эти одежды были разных цветов и рисунков, от самых простых для бедных женщин до красиво украшенных и вышитых для знати.

Ткани и цвета

Самой распространенной тканью для изготовления одежды была шерсть. Более богатые женщины хотели получить импортный шелк из Китая, который был самой ценной тканью того времени, хотя немногие могли себе это позволить или даже найти, так как он должен был происходить от Великого шелкового пути. Другими типичными тканями для женской одежды были лен, хлопок и войлок. Обычно считалось, что самым качественным полотном было из Египта, поэтому, если вы хотели получить льняную ткань, вы, скорее всего, попытались бы купить ее у торговца, который там торговал.В любом случае важно было сохранить платье в чистоте, если оно белое, и сохранить красивый цвет, если оно было окрашено. Для этой цели в Риме работало множество магазинов наполнителей, и красильных мастерских, и женщины регулярно отдавали свою одежду в эти места, чтобы она оставалась чистой и свежей.

Одежда женщин различалась по цвету: от простого белого, который был наиболее распространенным, до ярко-оранжевого, который был результатом сочетания желтого и красного красителей.

Нижнее белье

Мало что известно о нижнем белье в Древнем Риме и о том, в каких случаях его можно было носить, но у женщин был своего рода аналог бюстгальтера, называемый фасцией .Фасция представляла собой простую ленту из ткани или мягкой кожи, обвязываемую вокруг груди женщины. Их также надевали во время занятий спортом и физических упражнений, и, несомненно, они служили хорошим комфортом для женщин во время таких занятий.

Hairstyles

Разнообразие причесок в Римской империи было огромным и со временем увеличивалось. Молодые женщины связывали волосы в простые пучки за головой, а женщины постарше делали более сложные прически. Плетение волос было очень популярным и часто добавлялось к различным прическам, как и кудри и волны.В то время как в последние времена Республики и в первые века существования Империи прически были более или менее простыми; в более поздние времена они становились все более сложными, высоко над головой женщины, с множеством слоев, шпилек, часто огромным количеством завитков и других дополнений. Коротких стрижек не существовало, и римлянка, скорее всего, была бы шокирована, если бы кто-нибудь предложил ей отрезать свои красивые волосы. Краски для волос существовали, хотя редко были такими яркими, как в наши дни, большинство из них просто придавали оттенок волосам.Парики и украшения для волос могли быть сделаны из светлых волос пленников и сельских рабов.

Ювелирные изделия

Римские женщины любили украшения. Огромное количество их принадлежало богатым женщинам, всевозможных форм и форм, и украшенных всеми возможными камнями, которые можно было найти в Римской империи. Среди популярных украшений был браслет в виде змеи, который часто «наматывали» на руку женщины. Многие из них были импортированы из Египта и Греции, или их дизайн был вдохновлен теми, которые сделаны в этих странах.Разнообразие было огромным, включая кольца, кулоны, ожерелья, браслеты и броши. Украшения могли иметь символическое значение, использоваться в качестве амулетов или для изображения мифологических сцен и божеств. У других были просто красивые украшения или формы, от маленьких сережек в форме амфор до очень простых золотых ожерелий.

Косметика

Чрезмерное использование косметики считалось в Риме грубым и обычно было признаком распутной женщины или куртизанки. Римской женщине предлагали самые разные вещи: кремы, румяна и краски для губ, цветочные масла, используемые в качестве духов, подводки для глаз и тени для век.Лучшая косметика была дорогой, и ее могли себе позволить только богатые женщины, в то время как более дешевые альтернативы существовали для более бедных слоев населения. Правильное нанесение косметики на женщину считалось большим умением, и талантливые в этом слуги хвалились больше всего, и приходить к ним было очень редко. Женщины, среди прочего, предпочитали подчеркивать брови, так как во времена Рима большие глаза считались признаком огромной красоты. Кроме того, макияж, естественно, добавлял бы красоты и общего стиля женщине.

,

Древнеримская одежда

Древнеримская одежда сильно отличалась от современной. Римляне носили не свитера, рубашки и брюки, а тоги и туники. Туника представляла собой прямоугольник, который был прикреплен к плечам и пришит по краям, образуя трубчатую форму. Это была основная одежда как мужчин, так и женщин, которую носили под тогой. Тога представляла собой ткань, сделанную из (толстой) шерсти и оборачиваемую вокруг тела. Обычно он составлял 6 метров (20 футов) в длину. Тога произошла от этрусков и была введена Нумой Помпилием, вторым царем Рима.Римляне также носили сандалии под названием sandalia и туфли под названием calcei .

Как и сегодня, была разная одежда для мужчин и для женщин. Мужчины обычно носили тунику или тогу, в то время как женщины носили столу , которая была похожа на платье, надетое на тунику. Женщины также носили palla поверх stola , которая была похожа на шаль с капюшоном. Также они имели различные декоративные элементы на стойке . Мужчины часто носили сандалии, а женщины — закрытую обувь.Женская одежда обычно была яркой, а женская обувь тоже была разных цветов.

Древнеримская одежда представителей социальных слоев

Римская одежда также отличала разные социальные классы. Например, плебеи носили тунику, которая часто была темной и сделана из недорогого материала или тонкого шерстяного войлока. А патриции, напротив, носили белые туники из дорогого льна, тонкой шерсти или даже шелка, что в то время было очень редко. Обувь также указала на социальный статус.Патриции носили дорогие красные сандалии с орнаментом на спине или красные туфли под названием calcei mullei . Плебеи носили (изношенные) кожаные сандалии.

Также существовала особая одежда для сенаторов и магистратов. Сенаторы носили туники с фиолетовыми полосками, которые назывались tunica laticlavi , отмечая, что фиолетовый также был дорогим цветом. Магистраты были одеты в тунику другого типа — tunica angusticlavi . Генералы носили toga palmata с золотой каймой, чтобы отпраздновать свои победы.Императоры носили trabea , полностью пурпурную тогу.

Невероятные факты о римской одежде
  • Рабам было запрещено носить тогу, которую могли носить только римские граждане.
  • Плебеям также было запрещено носить тогу, которую носили патриции.
  • Тоги также носили женщины до II века до нашей эры .. Начиная со II века до нашей эры. в дальнейшем женщину в тоге заклеймили проституткой.
  • Брюки считались варварской одеждой, которую носили персы или варвары в Германии. Однако они стали использоваться к концу Западной Римской империи, что некоторыми считалось признаком упадка.

,

фактов о древнеримской одежде и костюмах

Что носили римляне?

Римляне в основном носили одежду из шерсти (а лен также ввозился со всей Римской империи). На стиль одежды повлияла одежда, которую носили древние греки, но со временем он также изменился, включив в себя моды со всей Империи.

Одежда римских мужчин

Римские мужчины обычно носили чилтон (разновидность туники, доходившей до колен).Это может быть без рукавов или с короткими рукавами. Поверх чилтона часто надевали плащ. В холодную погоду римские мужчины часто носили более одной туники.

Только свободные римские граждане могли носить тогу. Первоначально тоги носили без туники, но вскоре стало нормой носить тогу поверх простой туники. Тога представляла собой большой (иногда 3,5 метра в ширину) полукруглый кусок шерстяной ткани, который можно было накинуть на одно плечо, а затем сложить по размеру тела.Иногда свинцовые утяжелители вшивались в подол тоги, чтобы помочь ей правильно висеть. По закону стандартные тоги должны быть белыми.

Одежда римских женщин

Стола представляла собой длинную тунику. Они обычно доходили до земли и могли быть без рукавов, с короткими или длинными рукавами. Обычно его надевали поверх другой длинной туники. Поверх столы часто надевали паллу (меньшую и более простую версию тоги).

Женская одежда может быть довольно красочной.Самым популярным цветом был тирский пурпурный, созданный из красителя, извлеченного из желез морских улиток мурекс.

Одежда римских детей

Большинство римских детей носили простую тунику с поясом на талии.

Дети носили буллу (разновидность амулета или талисмана), которую им давали, когда они были очень маленькими. Мальчики носили его до шестнадцати лет, а девочки носили его до свадьбы.

Богатые мальчики носили тогу с пурпурной каймой.

Римское нижнее белье

Римляне носили простую набедренную повязку, удерживаемую узлами с обеих сторон тела. Вместо бюстгальтеров женщины носили полоску ткани, плотно завязанную на теле.

Нижнее белье обычно шили из льна, но женщины также использовали шелк, если могли себе это позволить.

Римские плащи

Было несколько различных типов плащей, и стили менялись за время существования Римской империи. Плащи были в основном куртками и зимними пальто римлян.Их надевали поверх туник и тог (хотя иногда они заменяли тогу), и часто к ним вшивали капюшон. Плащи могли быть яркими, иногда из кожи или войлока.

Римская обувь

Римские мужчины и женщины часто носили одну и ту же обувь. Римлянам было доступно множество различных вариантов, и стиль, который они выбрали, зависел от погоды и от того, находились ли они внутри или снаружи.

Кальцеи — это обувь для активного отдыха из мягкой кожи.Его носило большинство римлян.

Сандалии считались обувью для дома. Богатые римляне нанимали раба, который носил ему сандалии, чтобы он мог в них переодеться, когда входил в здание. Римляне также носили тапочки, когда находились в помещении.

Римские солдаты носили калигу — разновидность военных сапог / сандалий. У него были гвоздики, и он был очень износостойким.

Римские военные сандалии (Кредит)

Узнайте больше фактов и информации о римлянах, посетив нашу страницу ресурсов для римлян.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.