На какой день недели всегда приходится празднование пасхи: На какой день недели приходится празднование пасхи

10Ноя - Автор: admin - 0 - Рубрика Разное

Содержание

Календарь Пасхи: как выбирают ее дату

https://ria.ru/20200403/1569528114.html

Календарь Пасхи: как выбирают ее дату

«Какого числа Пасха?» — этим вопросом задаются миллионы россиян. Пасхальный календарь ежегодно «плавает». О том, как определяется дата главного христианского… РИА Новости, 03.04.2020

2020-04-03T11:25

2020-04-08T21:41

аналитика — религия и мировоззрение

религия и мировоззрение

иисус христос

католическая пасха

пасха

московская духовная академия

александрия

справки

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/155310/92/1553109280_0:97:2951:1757_1400x0_80_0_0_e5d95fe28d1516beea863483f98c483b.jpg

https://ria.ru/20200402/1569513524.html

александрия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/155310/92/1553109280_0:97:2951:1757_1400x0_80_0_0_e5d95fe28d1516beea863483f98c483b.jpg

https://cdn22.img.ria.ru/images/155310/92/1553109280_111:0:2840:2047_1400x0_80_0_0_6814e8cf6a3a1aff4cbd5a78de6c554c.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/155310/92/1553109280_452:0:2499:2047_1400x0_80_0_0_1017a272623c4a0d0f1a2895a4ba901a.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение, иисус христос, католическая пасха, пасха, московская духовная академия, александрия, справки, общество

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. «Какого числа Пасха?» — этим вопросом задаются миллионы россиян. Пасхальный календарь ежегодно «плавает». О том, как определяется дата главного христианского праздника и когда будет отмечаться Воскресение Христово до 2030 года, — в материале РИА Новости.

Как вычисляют дату Пасхи

Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят и погребен в дни Песаха — иудейской Пасхи. Ее начинают отмечать в 14-й день месяца нисан. Еврейский религиозный календарь — лунно-солнечный и может насчитывать разное число дней. Но в среднем в нем на 11 дней меньше, чем в привычном современному светскому миру Григорианском солнечном. Поэтому и даты встречи Песаха в нашем Григорианском календаре постоянно сдвигаются. Если в прошлом году 14-е нисана приходилось на 20 апреля, то в этом — на девятое.

В первый день новой недели после иудейской Пасхи Христос воскрес. Этот день христиане посвятили Богу, назвав его «днем воскресным».

Однако уже во II веке между христианскими общинами в разных уголках Римской империи возникли разногласия насчет того, когда именно отмечать день Воскресения Христова — Пасху. В итоге в Александрии ее праздновали в первый воскресный день после 14 нисана, а в Малой Азии — день в день с иудейским Песахом.

Верующих тогда очень беспокоили такие расхождения. Окончательно проблема была решена на первом Вселенском соборе в 325 году. Тогда его участники постановили, что христианская Пасха не должна совпадать с иудейской.

На том же соборе была выработана пасхалия — принцип определения даты «праздника праздников».

«Вот какие параметры. Мы празднуем Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которое приходится первым после дня весеннего равноденствия (22 марта. — Прим. ред.). В этом вопросе учитываются три аспекта: лунный календарь, которым пользовались в Ветхом Завете, солнечный календарь и воскресный день», — объясняет завкафедрой богословия Московской духовной академии и семинарии протоиерей Павел Великанов.

Конфессиональные различия

На основе этих трех параметров богословы определили календарные рамки Пасхи. Если говорить про православных, то этот праздник не может отмечаться раньше 4 апреля и позже 8 мая. В последний раз самую раннюю Пасху отмечали в 2010 году. А самую позднюю — аж в 1983- м.

В католицизме и большинстве протестантских направлений самая ранняя Пасха приходится на 25 марта (в последний раз она была в 1951 году), а самая поздняя — 25 апреля (такое было в 1943 году). Время от времени все конфессии празднуют «торжество торжеств» вместе — так было, в частности, в 2017, 2014, 2011 и 2010 годах. В следующий раз совпадение случится через пять лет — в 2025 году.

Расхождение между датами встречи Воскресения Христова в разных церковных деноминациях опять же связано с разными календарями. Католическая церковь использует тот самый Григорианский календарь, который ввел папа Римский Григорий XIII в 1582 году и который затем принял весь светский мир. А поводом для его создания стало смещение дня весеннего равноденствия относительно движения солнца в старом календаре — Юлианском, который, как считается, учредил Юлий Цезарь.

Православные же церкви при определении даты главного праздника христианства все так же опираются на Юлианский календарь. Разница между ним и Григорианским в среднем 14 дней. Но это вовсе не значит, что такой же разрыв будет между православной Пасхой и католической. Последняя всегда раньше. Но в одном году на неделю, а в другом — на месяц.

Протестанты в большинстве своем отмечают Пасху вместе с католиками. Однако многое зависит от конкретных общин и стран, от того, преобладает ли там православное или католическое вероисповедание. Российские протестанты в основном празднуют Светлое Христово Воскресение в один день с православными.

Календарь Пасхи до 2030 года

Пасха-2020 у православных приходится на 19 апреля. А католики ее будут отмечать неделей раньше — 12 апреля.

Даты празднования Пасхи на ближайшие десять лет у православных:

2021 год — 2 мая,

2022 год — 24 апреля,

2023 год — 16 апреля,

2024 год — 5 мая,

2025 год — 20 апреля,

2026 год — 12 апреля,

2027 год — 2 мая,

2028 год — 16 апреля,

2029 год — 8 апреля,

2030 год — 28 апреля.

Даты празднования Пасхи у католиков и протестантов:

2021 год — 4 апреля,

2022 год — 17 апреля,

2023 год — 9 апреля,

2024 год — 31 марта,

2025 год — 20 апреля,

2026 год — 5 апреля,

2027 год — 28 марта,

2028 год — 16 апреля,

2029 год — 1 апреля,

2030 год — 21 апреля.

Священник освящает людей во время пасхального крестного хода во Владивостоке2 апреля, 22:14Религия и мировоззрениеМитрополит: синод РПЦ решит, как проводить Пасху во время самоизоляции

Вопрос священнику. Почему Пасха празднуется в разное время?

Вопрос священнику. Почему Пасха празднуется в разное время?

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье

после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

 

Когда в этом году будет Пасха? Как определяют дату Пасхи? | Материнство

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Когда в этом году будет Пасха? Как определяют дату Пасхи

Пасха в Ветхом Завете


Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан


В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.


Пасхалия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года — праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости — 12 великих двунадесятых праздников (само название — двунадесятые — указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются «Малой Пасхой».

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября — Воздвижение Креста Господня.
  • 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • 7 января — Рождество Христово.
  • 19 января — Крещение Господне. Богоявление.
  • 15 февраля — Сретение Господне.
  • 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • 19 августа — Преображение Господне.
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.


Когда начинается Великий пост?

Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост – самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды — на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах. Подробнее о посте читайте здесь »»

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето – зимой, новолуние – полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг – это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником – вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года – пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие – это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») – это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м – 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») – это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) – это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, – накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) – 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи: «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1 апреля (Юлианского календаря – старого стиля – прим. редакции)».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

Католическую пасху можно рассчитать по следующему алгоритму:

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 – 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 – 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 – X – 10 (в марте день ?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z — X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 — E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 — (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 08.04.2018
Автор статьи: Материнство.ру

Пасхалия

См. разделы: ВЕЛИКИЙ ПОСТ, ПАСХА, ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

О дате Пасхи Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия (μετά ισημερίαν έαρινήν), второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия (μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον), и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

 

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Год Пасха Вознесение Господне День Святой Троицы
2018 8 апреля 17 мая 27 мая
2019 28 апреля 6 июня 16 июня
2020 19 апреля 28 мая 7 июня
2021 2 мая 10 июня 20 июня
2022 24 апреля 2 июня 12 июня
2023 16 апреля 25 мая 4 июня
2024 5 мая 13 июня 23 июня
2025 20 апреля 29 мая 8 июня
2026 12 апреля 21 мая 31 мая
2027 2 мая 10 июня 20 июня
2028 16 апреля 25 мая 4 июня
2029 8 апреля 17 мая 27 мая
2030 28 апреля 6 июня 16 июня

 

Пасхалия

 

***

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского календаря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах и в более позднее время. Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку». Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это»1. Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Последний раз такое совпадение имело место в 783 г.

Migne, Р. G., 1. 20, соl. 1073.

Источник: Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211. Воспроизводится в сокращении.

***

Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые «пасхалией». Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскре­сенью после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта.  В настоящее время эти астрономические принципы на Право­сла­вном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависи­мо­сти сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресе­нье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлиан­скому календарю это воскресенье датировалось 18-м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому право­славные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5-м, 8-м, 11-м, 16-м и 19-м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан

Календарь: от Пасхи до Вознесения

Праздник Пасхи в Церкви не заканчивается вечером 19 апреля. Целых шесть недель Церковь во время богослужений вспоминает главное событие человечества — Воскресение Христа. Как именно она это делает и что происходит в это время в храме — в нашем календаре.

19 апреля. Пасха 

Пасха, Воскресение Иисуса Христа — главный христианский праздник. 

19–25 апреля. Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. В ней нет поста в среду и пятницу, каждый день в храмах совершается торжественное богослужение по пасхальному чину с крестным ходом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы верующим раздается артос — особый хлеб, который освящается на Пасху. По традиции во многих храмах всю неделю звонят в колокола (может звонить любой желающий).

26 апреля. Антипасха. Неделя апостола Фомы

Антипасха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — обновление праздника Пасхи. Христос второй раз явился своим ученикам после Воскресения. На литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19–31), где рассказывается, как апостол Фома, не присутствовавший при первом явлении апостолам воскресшего Спасителя, уверился в чуде, прикоснувшись к ранам на теле Христа.

28 апреля — Радоница

Это первое поминовение усопших после Пасхи. В этот день принято ходить на кладбище к могилам близких и совершать панихиды. В этот день живые делятся радостью о воскресшем Христе с мертвыми, поэтому он и называется «Радоница».

3 мая. Неделя Жен Мироносиц 

В воскресенье вспоминаются святые женщины, которые пришли к гробу Христа, чтобы по иудейской традиции помазать тело покойника ароматными маслами. Но там они обнаружили ангела, который и рассказал им о Воскресении Христа. Мироносицы были первыми, кто узнал о чуде. В этот день принято поздравлять православных женщин.

10 мая. Неделя о расслабленном 

Церковь вспоминает чудо, которое совершил Христос: исцелил «расслабленного», то есть парализованного человека (Ин 5:1–16). 

13 мая — преполовение Пятидесятницы

Особая служба, которая напоминает верующим, что половина церковной жизни от Пасхи до Троицы пройдена (Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому она еще называется Пятидесятницей).

17 мая. Неделя о самаряныне

Самаряне — потомки язычников, которые жили по соседству с иудеями и враждовали с ними. Церковь вспоминает уверование в Христа самарянки, которая встретила Спасителя возле колодца. По преданию, ее звали Фотиния и она обратила в христианство все свое селение.

24 мая. Неделя о слепом

Церковь вспоминает чудо, когда Христос исцелил слепого от рождения человека (Ин 9:1–38). 

27 мая — отдание Пасхи

Отдание — конец церковных праздников, память которых длится еще некоторое время после основной даты. На отдание Пасхи совершается торжественное богослужение, которое практически полностью совпадает со службами Светлой седмицы. 

28 мая — Вознесение Господне

Один из главных христианских праздников. Церковь вспоминает, как воскресший Христос вознесся (поднялся) на небо. Это случилось на сороковой день после Пасхи.

Пасхальная Седмица – когда начинается в 2020 году Светлая неделя

Самые светлые праздники в году для христиан — Рождество и Пасха. Перед ними идут длительные посты, ограничивающие в питании и развлечениях. Неделя, следующая за праздником Пасхи, называется светлая Седмица, так было принято еще с апостольских времен. Апостолы также ввели правило отмечать Пасху 7 дней, каждый из них называют Светлым.

Когда начинается Светлая седмица в 2020 году

В этом году она приходится на неделю с 19 по 26 апреля. Чтобы определить дату праздника, можно воспользоваться Александрийской пасхалией – специальным календарем, где он отмечен на много лет вперед. Но вполне каждому по силам рассчитать сроки Пасхи, если знать, что она наступает после весеннего равноденствия 21 марта, а также после первого полнолуния, следующего за ним. Праздник обязательно приходится на воскресенье.

Пасхальной Седмице предшествует Страстная неделя (ударение на последнем слоге прилагательного), в 2020 году она с 13 до 18 апреля. Но это не то, о чем вы подумали. Церковные понятия толкуют слово «страсти» не как влечение, любовь, а как «греховное помутнение» или «страдание». В религии эти понятия тесно взаимосвязаны – противоестественное влечение неминуемо приведет к страданию.

Христос в последние дни своей земной жизни перед Воскрешением много страдал:

  • предательство Иудой;
  • одиночество и молитвы в Гефсиманском саду;
  • несправедливый приговор и осуждение на казнь;
  • отречение близких и друзей;
  • путь на Голгофу с крестом на плечах;
  • распятие и смерть;
  • дальнейшее погребение и сошествие на 3 дня в ад.

В Страстную неделю Иисус идет к верующим, а верующие идут к Богу. Идет сквозь немыслимые страдания. Чтобы правильно провести Страстную неделю, нужно четко понимать, что делать можно, а что – нельзя. То же самое относится и к Пасхальной седмице, есть определенные правила поведения в Святую неделю.

Что такое Пасхальная седмица

Выразить всю радость от Воскресения Христова за один пасхальный день считается невозможным, поэтому Седмицу христиане празднуют всю следующую неделю, а затем еще 32 дня – до Вознесения. Накал народных гуляний постепенно снижается, только лишь первая неделя после Пасхи разгульна.

Многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим позвонить на звоннице в колокола, поэтому колокольный звон заполняет всю округу с утра до вечера.

Другая особенность праздничной недели — отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу. Также вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны.

Подготовку к Пасхе православные верующие начинают за 7 недель до Светлого Христова Воскресения, вступая в Великий пост. Само Воскресение Христово на Руси всегда встречали в храме. Богослужение начинается раньше полуночи, а примерно в полночь вступает Пасхальная заутреня. Длится Седмица семь дней, завершаясь Фоминым воскресеньем. Всю неделю ежедневно принято звонить в колокола, совершать крестные походы.

Пасхальная неделя по дням

Богослужения совершаются по пасхальному чину – вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход в честь шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время шествия верующие несут зажженные церковные свечи.

Особенность пасхальных литургий – открыты Царские Врата (отделяющие алтарь от остального пространства церкви), которые символизируют Духовный Мир, и Гроб Господень. Врата на Седмицу остаются открытыми до 21 часа субботы, когда после литургии происходит раздробление и раздача прихожанам артоса – церковного хлеба.

Также из евангельских текстов можно узнать, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут. Внутри гробницы сидели ангелы, которые оповестили, что Иисус воскрес из мертвых, и показали свернутые погребальные пелены. Тело Христа прошло через покрывала, их не требовалось разворачивать. Господь воскрес не в том теле, в котором был казнен. После воскрешения он мог свободно проходить через двери.

Дни Пасхальной седмицы:

  • Церковный хлеб (артос) освящают в первый день Пасхи, затем ежедневно обносят его по время крестного хода вокруг храма. Также прихожане несут в храм освящать домашние куличи и крашеные яйца.
  • Светлый Понедельник на Руси назывался Поливальным днем. Люди ходили в гости и обливались из ведра, смывая болезни.
  • Во вторник чествуют Иверскую Икону Божией Матери. В старину этот день назывался Купальницей. Проспавших заутреню обливали водой. Народ устраивал гулянья и разные забавы.
  • В Градову Среду было запрещено работать на огороде, иначе урожай может погибнуть от града.
  • Четверг величали Пасхой мертвых. Вспоминали ушедших, но светло, без выражения горя, а радуясь воскрешению Христа.
  • В пятницу поклоняются иконе Божией Матери «Живоносный источник». По традиции, в этот день после Божественной литургии освящают воду, а если позволяют местные погодные условия – совершают крестный ход на водоемы и родники. В старину его величали Прощеной пятницей в честь примирения тещи с зятем.
  • В субботу – день Святого артоса – торжественно раздробляют церковный хлеб и раздают прихожанам. Верующие должны хранить его как святыню вес год, отщипывая по кусочкам натощак и особенно когда заболеют.
  • Воскресенье именуется Фоминым днем или Красной Горкой, верующие празднуют Антипасху. Церковь вспоминает в этот день апостола Фому, который не поверил в воскрешение Христа. Именно в этот день апостол явился к ученикам, в том числе к Фоме неверующему, и показал свои раны, чтобы убедить в своем воскрешении. В Фомино Воскресенье проводят смотрины невесты (сватовство), играют свадьбы.

Что можно делать в Светлую Седмицу

В Пасхальную неделю принято радоваться божественному воскрешению Христа. Верующие усиленно молятся, каждый день посещают храмы, звонят в церковные колокола. Нужно думать о светлом и хорошем, помогать бедным и нуждающимся, а также отдыхать и наслаждаться дарованной Богом жизнью.

Всю Пасхальную неделю верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Что нельзя делать в Седмицу Пасхи

Вся праздничная неделя посвящена светлым чувствам и позитивным эмоциям. Нельзя ссориться с близкими, злиться и ругаться. В душе не должно быть печали и негатива. Поощряются радость, веселье, торжественные и благодушные выражения чувств. Не надо думать о страданиях, болезнях, смерти, вспоминать ушедших с горечью.

Что касается быта – протяжении всей недели не рекомендуется работать, посещать кладбище. Нельзя поститься, устраивать поминки. Супругам следует воздержаться от близости, все помыслы должны быть направлены на получение и выражение духовной радости. Других ограничений в это время нет.

Однако после Великого Поста наступает «неделя изобилия», когда на столах полно жирной еды, выпечки и сладостей. Желательно не объедаться, а постепенно входить в нормальный режим, иначе неминуемы обострения болезней пищеварительного тракта. На Пасху человек должен понять смысл жизни – обретения после потери, торжество жизни над смертью.

На Седмице не венчают и не отпевают. Нахождение усопшего в храме сопровождается пасхальными песнопениями вместо традиционных заупокойных молитв.

Католическая пасхальная неделя

С 1582 года католики всего мира перешли на григорианский календарь. Православная церковь отказалась от нововведения, придерживаясь веками юлианского календаря. Уже больше 4 веков православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Иногда они совпадают у обеих религий, но это случается редко, хотя подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году.

В 2020 году католики отметили Пасху 12 апреля, а Светлая неделя у них длится соответственно по 19 апреля. Таким образом разница между датами составляет одну неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда в мире вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Молитвы на Пасхальную седмицу

Молитвы, произнесенные на неделе после Пасхи, считаются самыми сильными.

Пасхальные часы

В Седмицу в храмах вместо утренних и вечерних молитв читают Пасхальные Часы, отделяющие пасхальную Заутреню от Литургии. Их не читают, как обычно, а поют, а состоят они не из псалмов, а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух. Все часы: 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды). Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды).

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения. И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй. (40 раз). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)»

Молитва «Христос воскресе из мертвых»

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды).

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».

«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (трижды).

Молитва после акафиста Святой Пасхи

«О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь».

Как пройдет Седмица в 2020 году

В связи с известными событиями, связанными с пандемией, православных христиан в 2020 году просят воздержаться от посещения храмов, это требование санитарных властей. В Москве и Подмосковье церковные службы Страстной седмицы и Пасхи проведут в отсутствие прихожан, а только при участии клира храма, а также «сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо», по словам Митрополита Дионисия.

Далее цитата: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции».

Rating: 5.0/5. From 1 vote.