Окрашивание шерсти в домашних условиях: Как покрасить шерсть | Журнал Ярмарки Мастеров – = _(‘Сервисы Ярмарки Мастеров временно недоступны’) ?>
Как покрасить шерсть | Журнал Ярмарки Мастеров
Как покрасить шерсть, пряжу, многие почему-то думают, что это сложно или очень грязно, и ничего не получится. На самом деле все довольно просто. При желании любой сможет покрасить все, что захочет, и в любые цвета радуги.
Теперь о том, что красить.Если для валяния, то красить можно шерсть, и меринос, и тонкую, и флис — любую. Но при крашении, как бы мы ни старались поменьше беспокоить шерсть, под воздействием температуры и хоть небольшого, но трения, шерсть имеет обыкновение сваливаться. Даже слегка сваляную окрашенную шерсть, после просушки, и для дальнейшей раскладки необходимо расчесать. С этим успешно справляется кардер. При его отсутствии можно использовать обычные чески для собак (пару штук)
Красить можно любые декоративные волокна, вискозу, шелк, шелковые платки-колпаки, лен, неппсы. Кстати, очень красиво получаются крашенные шелковые отходы — некрашенные они натурального сурового цвета, а при воздействии краски становятся яркими и приобретают свойственный шелку блеск.
Если вы не валяете, но тоже хотите поиграть с красками, попробуйте покрасить пряжу, любую: шерсть, полушерсть (вот чистый акрил не пробовала, но полушерсть красится), хлопок, вискозу, лен.
Интересные эффекты при крашении дает какая-нибудь фантазийная пряжа, где соединены, допустим, шерсть и акриловые ленты — шерсть покрасится в одной гамме, а акрил — в другой . В итоге — еще больше оттенков цвета! 🙂
А для валяния можно покрасить ровницу, фламе — в общем, простор для творчества! 🙂
Переходим непосредственно к крашению.
Для этого нам необходимо:
- краска (я использовала анилиновые красители для шерсти пр-ва Санкт-Петербург). Если красим хлопок, вискозу, то берем универсальные красители для ткани того же производителя;
- уксус столовый;
- пластиковые стаканчики;
- резиновые перчатки;
- мешки для мусора;
- пакеты для завтрака и любую емкость (я использую лоток для кошек).
Берем три красителя для шерсти. Я взяла, красный, желтый, синий (можно взять 2 или 4, на ваш выбор), эти красители сухие, в порошке. Насыпаем порошок в стакан так, чтобы прикрывал донышко.
Наливаем немного горячей воды, чтобы растворилась краска, перемешиваем.
Порошок растворится, доливаем воды (уже не горячей, комнатной температуры) до верха стаканчика, добавляем чайную ложку уксуса, можно чуть меньше, перемешиваем.
Подготавливаем все, что мы хотим покрасить. У меня шелковые колпаки, шелковые отходы, шерстяные слабсы, шерстяные неппсы, ну и конечно, пряжа — шерстяная Пехорка.
Готовим место, где будем красить. Я беру пластиковый контейнер для кошек, можно какую-то другую емкость. Разрезаем мешок для мусора (отрезаем донышко, и разрезаем вдоль) — выстилаем им дно контейнера, не забывая оставить побольше полиэтилена по краям (нам все это дело надо еще завернуть).
Берем пряжу (да, думаю не надо говорить, что мотки надо перемотать в пасмы и завязать на противоположных концах, чтобы не запуталась и легко было размотать). Мочим, отжимаем, выкладываем в контейнер. Не забывайте предварительно мочить в воде все, что вы собираетесь красить. Это необходимо, чтобы окраска была более равномерной, и краска легче проникает в волокна.
Далее начинается самое интересное!
Берем краску (самую светлую в первую очередь) и спокойно поливаем из стаканчика в разных местах.
Надеваем перчатку и приминаем шерсть, чтобы краска проникла внутрь.
Повторяем то же самое со второй краской.
.
И с третьей.
И смотрим, что у нас получилось.
Краска проникает в волокна, смешивается друг с другом — в результате у нас три основных цвета плюс много дополнительных — на границах сливания красок.
Полюбовались. Еще раз все промокнули и завернули края нашего большого полиэтилена.
Перевернули на другую сторону и внимательно смотрим, остались ли непрокрасы. Сверху еще можно прижать рукой, чтобы краска еще лучше проникла в шерсть.
Сворачиваем наш пакет компактненько.
Кладем сверточек еще в один пакет, выпускаем воздух и завязываем.
Опускаем пакет или несколько, если еще что-то красите, в кастрюлю, наливаем холодной воды, ставим на медленный огонь и нагреваем, не доводя до кипения.
Вода не должна бурлить! На такой температуре выдерживаем около 40 минут. Оставляем в сторону, не трогаем, пусть остывает до комнатной температуры
Тут еще варианты.
Шерстяные слаббсы.
Шерстяные неппсы.
Шелковые отходы.
Шелковые колпаки.
Шелковые коконы.
После того, как вода уже совсем холодная, вынимаем, разворачиваем и начинаем полоскать.
Процесс это длительный, лучше в проточной воде нормальной температуры, полощем, пока не будет идти прозрачная вода. Далее сушим, это тоже не быстро — может и сутки сохнуть, это нормально.
И вот результаты.
Из такой пряжи хорошо вязать, интересный многоцветный узор получается.
У меня, к сожалению, нет сейчас фоток, я вязала пальто для валяного зайца, еще варежки. Попозже сделаю. Но могу показать тканое полотно из крашенной пряжи.
Процесс захватывает. Пробуйте! 🙂
Тонкости и нюансы ручного окрашивания шерсти
Мы сейчас говорим об овечьей шерсти, но и верблюжья шерсть, ангора, мохер и кашемир окрашиваются преимущественно такими же способами, как и овечья.
Как известно, шерсть имеет в своей основе кератин, который относится к группе белковых (протеиновых) веществ. Протеины, в свою очередь, состоят из соединений аминокислот. Шерстяные волокна чувствительны к уровню кислотности Ph. Вы интуитивно это понимаете, когда пытаетесь помыть голову мылом с высоким уровнем Ph вместо сбалансированного по кислотности шампуня.
Большинство красителей для шерсти имеют в своем составе такие кислоты, как уксусная, лимонная и сам уксус. Чем ниже число Ph, тем более кислая среда, чем выше, тем более щелочная.
При подборе красителей для шерсти старайтесь избегать красителей для хлопка, имеющих в составе кальцированную соду с высоким уровнем Ph.
Выбор ванны.
Лучшие способы окрашивания подразумевают нагрев. Либо непосредственно ванны с красителем и шерстью в ней, либо нанесение красителя непосредственно на шерсть с последующей обработкой паром. В любом случае вам потребуется емкость, будь то ванна или кастрюля. Если вы не собираетесь ограничивать себя, используя только лишь пищевые красители для окрашивания шерсти, то у вас должна быть отдельная емкость. Некоторые красители могут быть небезопасны для здоровья при использовании в посуде для готовки пищи.
Емкость не должна быть алюминиевой, так алюминий хорошо вступает в реакцию с кислотами в красителях. Лучше всего подойдет емкость из нержавеющей стали.
Будьте внимательны при выборе размера емкости: он должен быть достаточно большим для более равномерного окрашивания. Так же вам потребуется термометр, мерные емкости, ложки с длинными ручками, пипетки и щипцы для доставания шерсти из ванны.
Выбор красителя.
Кислотные красители — самые популярные, включают в себя широкий спектр, в том числе пищевые красители. Основные красители — Metal Complex Acid Dyes, Washfast Acid dyes, Acid Leveling dyes и One Shot dyes. Так же можно использовать Procion MX, Cibacron F и Drimarene K.
Натуральные красители содержат квасцы, медь, олово, железо и они не такие токсичные, как синтетические.
Lanaset — это сочетание разных типов красителей, из всех они самые стойкие, не теряют цвет при стирке в горячей воде. Основной минус этих красителей — их делает один производитель, и не все цветовые индексы совпадают с индексами других производителей. Ну и, конечно, найти их в малых количествах для ручного окрашивания у нас достаточно сложно.
Винилсульфоновые красители, также известные как Ремазол (Remazol dyes), чаще используются для окрашивания шёлка.
Vat Dyes — красители с высокой кислотностью, например, Индиго. Здесь важно не переборщить с уровнем Ph, чтобы не повредить шерсть.
Многие красители для шерсти несовместимы между собой. Все требуют присутствия кислот, но в разных пропорциях, некоторые требуют присутствия солей. Некоторым красителям необходимо повышенная по сравнению с остальными кислотность (низкий Ph), и успех окрашивания будет зависит от соблюдения этого уровня, если вы смешиваете красители.
Усадка и свойлачивание. Все знают, что шерсть имеет свойство садиться. Одно лишь исключение — это химически обработанная шерсть по технологии Superwash. Однако это не исключает усаживания волокон шерсти не в длину, а в ширину. Вместо усадки волокон по длине они при воздействии слишком горячей воды и сжимании могут сцепляться между собой, как зубья в шестеренке. Поэтому, если вы красите в горячей воде, то нужно постараться поменьше шевелить шерсть. Будьте внимательны к температуре, не допускайте резких перепадов.
Все типы шерсти, как уже говорилось, овечья, верблюжья, альпака и т.д., окрашиваются одними и теми же красителями, но интенсивность окрашивания разных типов шерсти может быть разной. Лучше всего вбирает в себя краску шерсть, обработанная по технологии Superwash, она окрашивается лучше, чем необработанная. Мохер окрашивается приблизительно так же, как обычная необработанная шерсть. Его не нужно кипятить, температура при окрашивании должна быть 65-80 градусов. Ангора будет более бледной относительно шерсти при использовании одного и того же количества красителя. Кашемир лучше всего впитывает кислотные красители.
© Paula E. Burch
Крашение шерсти в домашних условиях красителями Washfast Pro Chemical & Dye
Здравствуйте все, кто заглянул на эту страничку!
В этой публикации я проиллюстрирую процесс крашения шерсти кислотными красителями WashFast американской компании PRO Chemical & Dye, которые недавно появились в моем магазине. Крашение будем проводить в соответствии с рекомендациями производителя и постараемся достичь максимально равномерного окрашивания материала, получить однородный цвет.
О безопасности.
При работе с красителями следует соблюдать меры безопасности и защищать кожу, слизистые оболочки глаз и дыхательных путей от возможного контакта с порошком или раствором красителя. Пользуйтесь респиратором, защитными очками и перчатками. В качестве альтернативы можно использовать аптечную маску.
О красителях.
WashFast относятся к классу кислотных красителей. Предназначены они для окрашивания шерсти, полиамидных волокон и натурального шелка. Крашение кислотными красителями ведут в кислой среде, отчего они и получили свое название еще в конце 19-го века. И хотя, на сегодняшний день, это не единственный класс красителей, окрашивающих волокна в кислой среде, это, исторически сложившееся, название так и осталось за ними.
Как хранить.
Хранить красители можно в виде порошка или раствора. В хранении красителей в жидкой форме есть свои преимущества: не надо перед каждым окрашиванием взвешивать и растворять краситель. Кроме того, при крашении небольших количеств материала взвешивание порошка может внести большую погрешность и, как следствие, – непредсказуемый результат, сложность с воспроизведением цвета. Производитель гарантирует срок хранения в виде раствора не менее 6 месяцев. На практике, обычно, это более долгий срок.
Иногда некоторые красители могут обратимо частично выпадать в осадок. Этот осадок можно снова перевести в растворенное состояние, нагрев раствор на водяной бане.
Удобно хранить краситель в виде 1%-го раствора. Но, перед его приготовлением надо помнить, что разбавить его можно, а вот получить более концентрированный, если стоит такая задача, нельзя.
Как готовить раствор красителя.
Рассмотрим процесс приготовления 1%-го раствора красителя. Еще раз уточним, что использовать его можно сразу после приготовления или хранить необходимое количество времени.
Взвесим необходимое нам количество порошка красителя и рассчитаем объем воды, необходимый для приготовления 1%-го раствора. В нашем случае это: 2 гр. красителя и 200 мл. воды.
Растворим краситель в небольшом количестве, нагретой до кипения, воды. Воду лучше использовать дистиллированную. Помним, что краситель добавляем в воду, а не наоборот.
Тщательно перемешаем, до полного растворения красителя.
Добавим теплую воду, чтобы получить нужный объем раствора.
1%-ый раствор красителя готов. Хранить его можно в любой пластиковой или стеклянной таре с плотно закрывающейся крышкой.
Желательно хранить в недоступном для детей (а лучше, и других членов семьи) месте. Для удобства прикрепите этикетку, на которой укажите название красителя, концентрацию раствора, дату приготовления и другие необходимые сведения.
Выбор материала для крашения.
Помним, что для этой цели подойдут лишь белковые волокна: шерсть и шелк, а также нейлон.
В качестве материала для крашения можно использовать исходное сырьё (шерстяные флисы, коконы шелкопряда), промежуточные продукты шерстяного производства (кардочес, гребенную ленту), пряжу или готовое изделие.
Материал должен быть чистым. Наличие растительных примесей, ланолина на шерсти, серицина на шелке приведёт к тому, что загрязненные или засоренные участки могут прокраситься неравномерно, или вовсе не получить контакта с красителем.
Попытка окрасить волокна растительного происхождения не увенчается успехом, поскольку кислотные красители не образуют связей с целлюлозой — элементарным звеном растительных волокон.
Для окрашивания я выбрала мериносовую шерсть (18,5 мк) в гребенной ленте.
Взвешиваем волокно. В моем случае — 20 грамм.
Подготовка материала к крашению.
Поскольку процесс крашения протекает в жидкой среде, волокна должны быть тщательнейшим образом смочены. От того, насколько качественно смочен материал, зависит качество окраски. Краситель попросту не проникнет в те места, которые остались сухими.
Для ускорения смачивания и повышения его эффективности в воду добавляют поверхностно-активные вещества (ПАВ). К ним предъявляется ряд требований и, помимо этой роли, они выполняют еще некоторые функции в процессе крашения.
Производитель рекомендует использовать в качестве ПАВ Synthrapol (также продукт компании PRO Chemical & Dye). В качестве альтернативы можно использовать любое моющее средство для шерсти. В крайнем случае — средство для мытья посуды.
Итак, замачиваем наш материал в теплой воде с добавлением ПАВ. На каждые 10 литров воды производитель рекомендует 2,5 мл Synthrapol. На объем 2-3 литра достаточно будет несколько капель моющего средства.
На фото ниже показано как не стоит замачивать. Затратьте некоторые усилия и аккуратно погрузите весь материал в жидкость, тщательно выдавив все пузырьки воздуха, задержавшиеся между волокнами.
Так выглядит волокно, полностью погруженное в жидкость:
Шерсть оставляем минимум на 30 минут. Если в шерсти есть свалявшиеся или спутанные участки, этот промежуток времени следует увеличить.
Смочить шёлк сложнее, поскольку фиброин шелка имеет более плотное строение, чем кератин шерсти. Его смело можно оставлять смачиваться на ночь или на сутки.
Что ж, материал наш намокает, и мы можем заняться приготовлением красильного раствора.
Приготовление красильного раствора.
Помимо самого красителя, в состав красильного раствора входят кислота и соль (смотрим таблицу в инструкции для окрашивания).
В инструкции от производителя все рекомендации даны исходя из того, что будет окрашиваться 454 грамма (1 фунт) материала в 14,5 литрах раствора. Поэтому, требуется пересчет, если масса волокон отличается.
Для удобства приведу пересчет ингридиентов красильного раствора на 100 грамм сухого материала.
В зависимости от того, какой по насыщенности цвет мы хотим получить, выбираем нужную колонку и отмеряем необходимое количество красителя и других ингридиентов.
Я хочу получить средний по насыщенности цвет и на свои 20 грамм шерсти я беру 20 мл 1%-го раствора красителя (что эквивалентно 0,2 гр. порошка), 0,66 гр. соли и 0,66 гр. лимонной кислоты.
Роль красителя в красильном растворе понятна. Соль (поваренная, она же пищевая, она же NaCl) выполняет роль выравнивателя цвета. Дело в том, с помощью кислотных красителей не всегда просто получить равномерную окраску.
Кислота создает кислую среду, в которой происходит крашение.Именно в кислой среде между красителем и окрашиваемым материалом образуются связи различной природы, придающие устойчивость окраске к воздействиям внешней среды.
В качестве кислоты можно использовать лимонную или уксусную кислоту, сульфат аммония. Порошок лимонной и раствор уксусной кислот можно приобрести в любом продуктовом магазине. Если вы решите использовать уксусную кислоту, помните, что в инструкции указан 5%-й раствор, а концентрация столового уксуса, как правило, составляет 9%. Кроме того, уксусная кислота имеет резкий запах и легко испаряется, особенно при нагревании. Поэтому, если вы хотите избежать запаха уксуса в помещении, лучше воспользоваться лимонной кислотой.
Растворяем поочередно все ингридиенты в небольшом количестве теплой воды.
Крашение материала.
Берем кастрюлю, в которой будем проводить окрашивание (стальную или эмалированную). Под приготовление пищи в дальнейшем использовать эту кастрюлю (как и все посуду, которая реагирует с красителем) не рекомендуется. Набираем в нее воду комнатной температуры. Объем жидкости должен быть достаточным, чтобы волокна свободно располагались в ней. На свои 20 гр. шерсти я возьму 2 л воды.
Выливаем в кастрюлю приготовленный красильный раствор. Слегка отжав, аккуратно перемещаем в нее наш материал и распределяем его по всему объёму.
Постепенно доводим содержимое до температуры, близкой к кипению (оптимально придерживаться температуры 90С) и поддерживаем ее в на таком уровне в течение 60 минут. Если вы красите шелк, старайтесь не превышать температуру 85 С, т.к. это может отрицательно сказаться на блеске волокон. По истечении часа проверьте цвет раствора (например, зачерпнув в прозрачную ёмкость). Если в растворе все еще присутствует краситель, аккуратно, стараясь не попадать на волокно, добавьте в кастрюлю еще раствора кислоты (2/3 от первоначального количества) и продолжите окрашивание в течение еще 10 минут. На практике, при таких условиях, окрашивание длится от 15 минут до полутора часов. Есть такие красители, которые даже по истечении такого длительного периода полностью не выбираются из раствора.
Завершение.
Дайте остыть материалу в кастрюле вместе с жидкостью до комнатной температуры. Затем аккуратно прополощите его в теплой воде, выдавите излишки воды, или дайте ей стечь и высушите на воздухе.
Крашение окончено! Приятного Вам творчества!
Простой способ окрашивания шерсти, или Как получить красивые локоны вашим куклам
В данном МК я расскажу вам как в домашних условиях, не прибегая к специальным средствам, окрасить шерсть в золотисто-рыжий цвет.
У меня дома лежала белая шерсть и я судорожно думала, чем бы ее покрасить. В магазинах нашего маленького городка красителей специальных и не очень специальных (например, пищевых) не имеется. Поэтому вспомнилась Пасха. Да-да…
Мама в детстве красила яйца луковой шелухой. Почему бы мне не попробовать? Сказано-сделано:)
Итак, берем шерсть, в моем случае была шерсть флис-сырец Teeswater.
Очень красивые длинные локоны. Однако, нуждающиеся в уходе.
1. Сначала я отобрала нужное мне количество прядей, положила в тазик с теплой водой (градусов 40 — руке чтобы было приятно, ну и будущим волосикам тоже))). Взяла свой шампунь, намылила локоны и аккуратно их помыла. Потом оставила минут на 15 замачиваться. Знаете ли, мало ли что попадается в овечью шерсть (да-да и не только солома).
2. Тем временем я собрала всю имеющуюся дома луковую шелуху. Чем больше ее, тем интенсивнее цвет. В нашем случае он рыжий. Шелуху ополоснула и поставила на огонь. Две горсти шелухи я варила в 1,5 литрах воды. Шелуха у меня закипела, проварилась 15 минут. Шелуху можно вынуть, а можно и оставить-на ваше усмотрение.
3.Вымытые локоны я немного отжала и опустила в луковый раствор. Тут важный момент: шерсть лучше окрашивается в кислой среде. Поэтому перед тем как опустить шерсть, я запустила в луковый раствор полчашки 9%-ого уксуса (около 70 грамм). Шерсть у меня варилась 20 минут. Я все переживала за ее состояние. Но она с достоинством перенесла все испытания. Вынула я великолепные золотистые локоны. Опустила их в теплую воду, даже я бы сказала немного горячую. Прополоскала с кондиционером для волос.
На удивление, шерсть не пахла ни луком, ни уксусом и даже не пахла овечкой. Только едва уловимый аромат кондиционера.
4.Без фанатизма отжатые локоны я положила на полотенце сушиться, так сказать естественным образом.
Результат превзошел все мои ожидания.
Да, и к слову сказать. Эта шерсть замечательно приваливается к голове текстильной куклы.Думаю, и к пластику замечательно приклеится. Удачи вам в творчестве!
Крашение естественными красителями в домашних условиях — Полезные советы — Своими руками
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
По богатству оттенков у природных красителей соперников не существует. Если вы вяжете или ткете гобелены, стоит научиться крашению натуральными красителями. Это поможет вам создать интересные, уникальные модели одежды и неповторимые цветовые переходы в ткачестве. Растительные красители дают такие глубокие и мягкие тона, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Окрашенные таким образом ткани не линяют при стирке, не выгорают на солнце, не вредят здоровью и не портят руки!
Окрашивание пряжи или тканей естественными органическими красителями, которые содержатся в растениях или в некоторых видах насекомых и морских животных, уходит своими истоками в глубокую Древность. Из всего многообразия растительного мира практикой крашения с течением веков были отобраны те красильные растения, которые обеспечивали наиболее высокое качество, долговечность и красоту окраски.
Круг природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску цвета, считавшиеся во все времена драгоценными, невелик. Лучшими по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до 19 века, и кармин, который экстрагировали из насекомых двух разных видов — червеца на территории Европы и Азии и кошенили в Южной Америке.
Наиболее популярным растительным красителем красного цвета, не уступавшим по прочности кармину, был крапп, который извлекали из корней марены красильной.
Самый распространенный краситель синего цвета — индиго, также отличающийся особой стойкостью окраски, был единственным в своем роде. Индиго получали из растения, произрастающего в странах с теплым климатом — Индии, Юго-Восточной Азии. Другие индигоносные растения из более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому конкурировать с индиго не могли. До конца 19 века индиго был единственным надежным синим красителем текстильных волокон.
Из красителей других цветов излюбленными были ярко-желтые, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса.
Такие яркие и прочные красители использовались для изготовления драгоценных тканей, потребителями которых были только знатные лица.
Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья — корней и коры растений разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедноты.
Естественные природные красители использовались в промышленном масштабе вплоть до 60 — 70-х годов ХIХ века. Только изобретение анилиновых красителей окончательно вытеснило старые способы крашения. Интересно, что в это время и по всему Востоку распространяются искусственные красители. Ни закон персидского правительства, запрещавший их ввоз, ни распоряжения прекратить работу на тех фабриках, где они применялись, не могли тому воспрепятствовать. Жестокое наказание — отсекать правую руку каждому красильщику, кто прибегал к химии,- скоро было предано забвению, а после первой мировой войны химические красители вошли уже в общее употребление. Однако древние методы сохраняются и в настоящее время в ковроделии и при выработке других художественных изделий ручным способом.
Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: коры, корней, древесины, листьев, плодов, насекомых — путем вываривания их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется.
Большинство красящих веществ, содержащихся в природном сырье, требует для прочного соединения с волокном обработки ткани или пряжи солями различных металлов, главным образом алюминия, меди, хрома, железа и олова. Соли этих металлов хорошо поглощаются текстильными материалами из водных растворов и при крашении, соединяясь с красителями, образуют на волокнах прочные цветные соединения разных оттенков, называемые лаками.
Нанесение солей металлов на текстильные волокна называется в технике крашения протравливанием, а соли металлов — протравами.
Крашение не растворимым в воде индиго имеет особую технологию и называется кубовым крашением. Сущность кубового крашения заключается в том, что индиго в щелочной ванне в присутствии восстановителей переходит в растворимую форму, называемую лейкосоединением. В светло-желтый щелочной раствор лейко-соединения — куб — погружают ткань или пряжу, которую затем развешивают на воздухе, где она превращается из желто-зеленоватой в синюю, за счет окисления лейкосоединения кислородом воздуха. При окислении лейкосоединение превращается на волокне в исходный нерастворимый краситель синего цвета — индиго.
Зеленые тона получали в древности окрашиванием ткани или пряжи индиго в голубые или синие цвета, а затем желтым красителем, экстрагированным из растений. Таким же образом по окраске индиго получали лиловые и фиолетовые тона, окрашивая синие ткани в красный цвет.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА КРАШЕНИЯ
1. Крашение проводят в хорошо проветриваемом помещении.
2. Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища. Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительными красителями волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Далее, мы неоднократно будем обращаться к понятию — модуль ванны — М. Модулем ванны называется отношение объема красильного раствора к весу окрашиваемой ткани. Наиболее оптимальным при крашении является модуль, равный 30 или 40. Это значит, что при окрашивании или протравливании 100 г пряжи необходимо приготовить 3 или 4 литра раствора. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую в ней пряжу.
3. Желательно брать дождевую или умягченную кальцинированной содой воду.
4. Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой, гладкой.
5. Ткань или пряжу перед крашением обязательно хорошо смачивают водой.
ПОДГОТОВКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ К КРАШЕНИЮ
Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной тщательной подготовки, дает, как говорят специалисты, «непрокрас».
Ткани из натурального шелка-сырца перед крашением необходимо в течение получаса прокипятить в растворе детского мыла с добавлением кальцинированной соды (Na₂CO₃). На один литр воды — 3 г мыла, 0,25 г соды, М = 30. После этого шелк тщательно промывают в горячем (70’С) растворе следующего состава: 0,5 г калгона (гексаметофосфата натрия), 0,5 мл нашатырного спирта (30-процентного), 1 л воды. Затем шелк прополаскивают в теплой воде.
Хлопчатобумажные и льняные ткани и нити также кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе: на 1 л воды 2 — 3 г стиральной соды и несколько кусочков (≈ 5 г) хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань (на 100 г материала — 3 л воды). После стирки материал прополаскивают 2 — 3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномерной окраске.
Шерстяную пряжу сматывают в пасмы примерно по 100 г каждая и слабо перевязывают в трех-четырех местах хлопчатобумажной или льняной ниткой. Для стирки используют детское мыло, натирают его на терке или мелко настругивают в стружку, затем растворяют в небольшом количестве горячей (60 ‘С) воды. Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая пасмы. Чтобы шерсть не свалялась, ее не надо тереть и выкручивать. Мыльный раствор обычно меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показывает опыт, синтетические моющие средства меняют оттенок цвета, поэтому ими лучше не пользоваться. Стираную шерсть тщательно прополаскивают в проточной воде, затем добавляют немного столового (9-процентного) уксуса, чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСИЛЬНЫХ ОТВАРОВ
Красители можно получить из веток, листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений. Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.
Химический состав растения и его частей во многом зависит от его возраста, роста, места произрастания, состава почвы и погодных условий в период вегетации.
Оттенок красителя зависит также от времени сбора растений. Листья собирают 7 — 10 июня (молодые листочки дают более интенсивные оттенки чем листья зрелые) цветы — только что раскрывшиеся, кору — весной, когда она легко отделяется, корни и коренья — или до цветения растения, или осенью.
Листья, стебли, корни, цветы, плоды. шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течение 12 часов (с вечера до утра, например). На каждые 100 г травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, кору, стебли скорлупу ореха, корни — 2 — 4 часа.
Дольше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становится бурее. После экстрагирования красителя отвар сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, чтобы получить второй отвар. «Томят» травы и кору около 30 минут. Процеживают второй отвар в ту же посуду, где первый.
Затем готовят так называемую красильную ванну то есть добавляют в полученный отвар необходимое количество умягченной воды из расчета. на 100 г ткани (пряжи) около 4 л красильного раствора (модуль ванны 40).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ПРОТРАВ
Как уже было отмечено, крашение тканей растительными красителями не мыслится без обработки волокна солями металлов, которая называется протравливанием.
В качестве протрав используются традиционно применяемые в крашении соли металлов: алюмокалиевые квасцы, сернокислое железо (окисное и закисное), сернокислая медь, сернокислый цинк, хромокалиевые квасцы, хромпик (натриевый или калиевый), двухлористое олово.
Раствор протравы делают из расчета 10 г на 1 л воды (однопроцентный). Солей железа всегда берут меньше — 1 г на 1 л. Протравливание проводится так же, как и окрашивание, при модуле М = 30. На 100 г пряжи нужно 3 л раствора протравы, 30 г соли металла растворяют в небольшом количестве горячей воды (60°С), процеживают, выливают в посуду для крашения и доводят объем раствора до 3 литров.
Отжимать пряжу во время протравки или после нее не рекомендуется, иначе окраска будет неровной.
Существуют и природные протравы, например, натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, соль, уксус, березовая зола.
1. Предварительная протравка
Готовят однопроцентный раствор протравы, в него опускают чистую мокрую пряжу и выдерживают ее при t = 60 С в течение 25 минут. Затем вынимают пряжу из раствора, дают стечь, перекладывают в отвар красителя и «томят» 30 минут при 90°С.
2. Одновременная протравка
Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу. «Томят» 30 — 40 минут при 60°С.
3. Последующая протравка
Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 минут при 60°С.
Различные способы протравливания оказывают влияние на оттенок цвета. При предварительной протравке оттенок пряжи получается более темным, интенсивным.
Окрашенную пряжу можно прополоскать сразу после крашения, а можно оставить пряжу в растворе до полного охлаждения и затем прополоскать в теплой воде с добавлением небольшого количества столового уксуса (1 столовая ложка на 10 л воды).
Затем пряжу слегка отжимают и вешают на палку. В пасмы желательно продеть вторую палку, которая своей тяжестью вытягивает пряжу при просушке.
При окраске растениями лучше, интенсивнее окрашиваются белковые волокна шелка и шерсти, слабее — хлопчатобумажные и льняные. Для окрашивания хлопка и льна в интенсивные цвета надо делать более концентрированные растворы красителя или повторять крашение несколько раз.
Желательно всю процедуру крашения проделать для небольшой пробной пасмы. Если полученный цвет вам не подойдет, надо изменить концентрацию отвара или протравы, взять другую протраву или попробовать другой способ протравливания, или изменить температуру крашения.
Экспериментируя с растворами разной насыщенности и разными протравами, можно получить самые разные оттенки цвета.
СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ КРАСИТЕЛЕЙ
Красящее вещество желтого цвета содержат:
Барбарис (кора, корни, древесина), береза (листья и молодая кора), василек (стебли и листья), вереск, волчеягодник (кора), гранат (корки), дуб (кора, желуди), ель (шишки), крапива жгучая, крушина (кора и ветки в свежем виде), липа (опавшие листья), лук репчатый (шелуха), орех грецкий (скорлупа), пижма, полынь, ревень (корни), ромашка (цветы), толокнянка (целиком растение), тысячелистник, чай, череда.
Красящее вещество зеленого цвета содержат:
Багульник, бузина (кустарниковая), вереск (листья и ягоды), зверобой, крапива жгучая, можжевельник (ягоды), полевой хвощ (стебли), тополь (кора, ветки, листья), черемуха (кора, ветки), щавель (листья).
Красящее вещество синего цвета содержат:
Басма, вайда (листья), василек (лепестки цветов), гречиха (листья), ежевика (ягоды), лакмусник, плаун (стебли), черника (ягоды), шалфей (стебли и листья).
Красящее вещество коричневого цвета содержат:
Вишня (ветки, листья), дуб (кора, желуди), конский щавель (корень, выкопанный осенью), крушина (сухая кора), лишайник, ольха (листья, кора), репчатый лук (шелуха), слива (ветки, листья).
Красящее вещество красного цвета содержат:
Бузина травянистая (спелые ягоды), волчеягодник (спелые ягоды), душица (экстракты), зверобой обыкновенный (цветы)’, калган, каштановое дерево (экстракт из коры веток), клен, крушина (молодые, ветки и листья, спелые ягоды), мак (цветки), марена красильная, осина (опавшие листья), подмаренник.
Красящее вещество серого цвета содержат:
Багульник, дуб (кора), ель (шишки), орех грецкий (скорлупа), репейник (корни).
ОКРАШИВАНИЕ ПРЯЖИ В НЕСКОЛЬКО ЦВЕТОВ
Смотайте легко пряжу в клубки весом менее 50 г и сухими опустите клубки в раствор красителя. При этом краситель должен полностью покрывать клубки. При таком крашении нить в клубке получается с постепенным переходом тона от темного к более светлому. Пока пряжа не намокнет, она всплывает, поэтому ее следует прижать крышкой от кастрюли меньшего диаметра.
Если пряжа темная и вы хотите получить более светлую окраску — отбелить с постепенным переходом тона, то пряжу перемотайте в пасму. Приготовьте мыльную воду. Перевесив пасму через палку, опустите часть мотка в мыльный раствор и «томите» 15 — 20 минут. Затем смените мыльную воду и, подняв выше на 5 — 10 см конец пряжи, находящийся в воде, снова выдерживайте пряжу 15 — 20 минут. Отбеливайте до тех пор, пока нить не станет нужного вам оттенка.
Красиво выглядит вязаная вещь из разноцветной пряжи. Пряжу смотайте в пасмы по 100 г каждая и легко перевяжите хлопчатобумажной ниткой. Приготовьте раствор красителя. Смочите 1/3 пасмы и опустите в краситель. Пасму перекиньте через палку так, чтобы сухой конец не попадал в краситель. Окрасив одну часть, пряжу прополощите и высушите. Затем приготовьте раствор красителя другого цвета. Смочите 1/3 пасмы с противоположной стороны и повторите процесс крашения. Таким образом, пряжа будет иметь три цвета, считая первоначальный.
Вы можете окрасить пряжу в любое количество цветов, уменьшая участок окраски с увеличением количества цветов. Растворы для окраски готовят из расчета веса окрашиваемой части пряжи (на 100 г пряжи 2 — 3 л раствора).
Начните свои эксперименты, например, с пижмы. Рецептура окраски приводится для 100 г пряжи. Пижма (восемь оттенков из одного отвара!)
Замочить 150 г пижмы в 2 литрах холодной воды на 12 часов. Довести до кипения и «томить» на слабом огне 30 — 40 минут. Процедить. Жмыхи залить небольшим количеством воды. «Томить» 15 минут. Процедить. Соединить оба отвара. Количество воды довести до 3 литров (М = 30).
Разделить 100 г шерстяной пряжи на 8 небольших пасм. Каждую легко перевязать в 2 — 3 местах хлопчатобумажной нитью. Чистую намоченную пряжу (все 8 пасм) опустить в отвар пижмы. «Томить» 30 минут.
Затем приготовить однопроцентные растворы следующих протрав:
1. Алюмокалиевые квасцы,
2. Сернокислая медь,
3. Сернокислый цинк,
4. Двухлористое олово,
5. Хромокалиевые квасцы,
6. Бихромат калия,
7. Сернокислое железо (0,1-процентный раствор),
8. Железоаммониевые квасцы (0,1-процентный раствор).
Одну из пасм протравить в первом из приготовленных растворов, то есть выдержать 25 минут при температуре 60°С. Следующую пасму протравить во втором растворе и т. д. Затем прополоскать (можно с добавлением уксуса для оживления цвета).
Таким образом можно покрасить любые шелковые, шерстяные или целлюлозные ткани или пряжу.
На цветных иллюстрациях показаны образцы, полученные таким способом крашения.
Окраска натуральными красителями и состаривание ткани.
1.ОКРАШИВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ.
Настоящим ценителям хендмейда должна понравится идея покрасить ткань натуральными продуктами без применения химических веществ.
Это занятие очень веселое и, хотя занимает время, зато почти не требует денег.
Краснокочанная капуста, лимоны, апельсины, свекла, лук, ежевика, черника и шпинат.
При работе с натуральными красителями важно помнить о том, что главное — экспериментировать. В зависимости от того, какое количество ингредиентов вы возьмете, и сколько времени вы будете держать ткань в воде — цвет будет отличаться.
Чтобы покрасить ткань в розовый или красный цвет, используйте свеклу и чернику. Пигменты, которые в них содержатся, могут придать ткани очень красивый пыльный розовый цвет.
Для получения голубого и фиолетового оттенков используйте краснокочанную капусту и ежевику.
Чтобы получить медный и горчичный цвета, используйте обычную луковую шелуху.
Чтобы покрасить ткань в желтый цвет используйте лимонные и апельсиновые шкурки. Цедра придает ткани мягкий желтый цвет.
Чтобы покрасить ткань в мягкий зеленый цвет, попробуйте использовать шпинат. На самом деле со шпинатом получается не очень хорошо, так что для зеленого цвета можно взять обычную зеленку.
Чтобы сделать красящее вещество, порежьте ингредиенты и положите их в кастрюлю с вдвое большим количеством воды. Доведите до кипения и оставьте на час. Для более насыщенного цвета оставьте кастрюлю на ночь. Затем перецедите жидкость (нам не нужно, чтобы ткань плавала в овощах или компоте).
Очень красивый цвет получается из свеклы. Вода превращается в рубиновую прямо на глазах!
Луковая шелуха красит отлично (вспомните, как бабушка красила яйца на Пасху).
Шпинат, как и ожидалось, нас немного подводит ((((
После того как все ингредиенты поставлены на плиту, нужно подготовить к покраске ткань.
До покраски нужно сделать фиксирующий раствор, который поможет ткани удерживать красящий пигмент.
Если красите ягодами, используйте солевой раствор: к 8 стаканам воды добавьте полчашки соли, положите ткань и около часа кипятите на медленном огне.
Если красите овощами, используйте уксусный раствор: к одной части уксуса добавьте четыре части воды, положите ткань в раствор и также держите на медленном огне на протяжении часа.
После этого выньте ткань и прополосните холодной водой. Вот теперь она готова к покраске.
Опустите ткань в красящий раствор и оставьте на некоторое время. Чем дольше вы держите ее в красителе — тем насыщеннее будет цвет.
Здесь ткань замочена в красителе ненадолго и вынута в момент, когда получен красивый красновато-розовый оттенок.
Очень красивый янтарный цвет получился из луковой шелухи.
Когда ткань подсохнет, цвета немного поблекнут, имейте это ввиду, когда вынимаете ткань из воды. Конечный результат будет бледнее.
Так же можно получить еще цвета :
Бежевый и кремовый цвета:
— кофе крепкий (расстворимый) заварить кипятком, положить ткань. Держать несколько минут (в зависимости от крепости кофе и желаемого оттенка), прополаскать, высушить. При стирке мягким шампунем и мягкими порошками не линяет. Точно также окрашивают ткань в крепком чае. Разные сорта чая и кофе дают разные оттенки
Желтый:
— листья березы (ярко-желтый цвет)
— кора, корни и древесина барбариса
— кора крушины. Свежая кора дает желтую окраску, сухая коричневую
— полынь — дает соломенную и палевую окраску. Если добавить квасцы — цвет будет лимонный
— куркума (ярко-желтый)
Синий цвет:
— черника (ягоды дают фиолетовый цвет)
— ежевика (ягоды дают синий цвет)
— Иван-да-Марья (цветы)
— шалфей луговой (все части растения кроме корней)
Зеленый цвет:
— ягоды можевельника
— хвощ болотный (стебли)
— листья бузины — листья шпината
Красный и коричневый:
— ягоды бузины (спелые ягоды окрасят ткань в красный)
— душица (трава окрасит ткань в красный)
— крушина (сухая кора даст коричневый цвет. Молоденькие веточки и свежие листья (до момента цветения) дадут красный цвет
— корень конского щавеля (коричневый)
— луковая шелуха (красно коричневый цвет)
Оранжевый:
— ягоды облепихи
Пряничный:
— совершенно восхитительный цвет дает корица (разводим порошок в воде либо берем палочки и варим в этом бульоне ткань)
Пустынные, горчичные оттенки:
— ткани, окрашенные в желтый цвет (куркумой или другим растением), варим в чае
Все эти красители не выцветают и сохраняют свежесть цвета годами.
Чтобы покрасить ткань, необходимо растительное сырье (то, какое вы выбрали) измельчить, а потом прокипятить в дистиллированной или дождевой воде (если есть — добавляют поташ — карбонат калия или натрия). После этого водный раствор красителя надо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.
Ткань окрашенную такими красителями в дальнейшем больше не подвергают процессу стирки или намоканию, так как это приводит к потекам и пятнам, а также не желательно попаданию прямых солнечных лучей.
Мраморная рацветка
-кофе — ткань сильно сминают и кладут в небольшую по объему (относительно ткани) посуду — сушат на батарее в скомканном виде
-хна различных оттенков (тоже сушим на батарее)
И немного о химии, которая есть в любом доме:
Разводы — узоры
Берем слабый раствор марганцовки, тонкой беличьей кисточкой рисуем узоры или разводы. В зависимости от крепости раствора меняется и цвет
(любой выбранный краситель) окрашенную ткань, еще мокрую посыпаем солью — получаем интересные замысловатые узор
чудесные разводы дает любой густой отбеливатель (типо доместоса) — время выдержки соответственно влияет на интенсивность
Ну и конечно вы всегда можете покрасить вашу ткань любыми красителями для ткани и акриловыми красками
— Чтобы окрашенная вещь меньше линяла, добавьте в красящий раствор 2-3 ст. л. поваренной соли, а в последнюю воду для полоскания — столько же уксуса.
Использован материал www.all-you-wish com/home/yourself-made/742-kak-pokrasit-tkan-doma-naturalnymi-krasiteljami, shkola-igrushki ru/forum/index.php?topic=131.40
2.СОСТАРИВАНИЕ И ОКРАСКА ТКАНИ.
Каждый из нас рано или поздно задумается о том, как бы придать ткани (одежке будущей куклы) антикварный вид. Оказывается, проще простого. Ткани можно без особого труда покрасить чаем, кофе, винами, соками и даже йодом.
Итак, основных методов состаривания ткани два: погружение в тот или иной раствор и окрашивание кистью. Суть первого метода проста – подбираете нужный раствор, погружаете в него на то или иное время ткань и споласкиваете ее или нет, в зависимости от того, понравился ли вам полученный результат.
Изо всех средств для окрашивания тканей чай – наиболее благодатный. Во-первых, он всегда имеется в кухонном шкафу, во-вторых, почти полностью смывается под проточной водой – только вот ситуацию надо спасать быстро и не давать «прочаенной» ткани высохнуть.
Методика окрашивания чаем имеет долгую и почтенную историю. Известно, что так красили тряпичных кукол жены первых поселенцев в Америке. Окуная в чай тряпочку, не мешает представить себе «сладких» кукол (в чае растворяли сахар), которыми успокаивали детей матроны, пока повозки тряслись по пыльным дорогам Дикого Запада времен золотой лихорадки. Не стоит бояться, что вы вот-вот испортите хорошую канву, лучше думать о том, что поддерживаете традиции позапрошлого уже века.
Цвет окрашенной ткани и его интенсивность зависят от разных факторов, таких как: cорт самого чая; крепость заварки; время замачивания; температура раствора: более горячий чай даст более насыщенный цвет, менее горячий – менее. С цветом можно экспериментировать до бесконечности. Следует заметить, что:
* цвет можно усилить, попросту добавив в заварку.. ржавых гвоздей.
* чтобы тон взялся равномерно, перемешивайте замоченную в чае ткань время от времени. Для верности немного смочите ткань в воде и хорошенько выжмите перед погружением в чай.
* попробуйте завязать ткань в узел, прежде чем погружать в заварку, и держите недолго, чтобы узел не успел равномерно пропитаться. Получится красивый узор. Можно не в узел завязывать, а сминать, заворачивать и т.д.
* можно изощриться и подвесить ткань над тазиком, опустив другой конец в чай — таким образом чай будет впитываться постепенно и получится своего рода градиент, темный внизу и постепенно светлеющий кверху.
* можно даже рисовать узоры — например, смочив губку в крепкой заварке и прикладывая к ткани (поэкспериментируйте, на мокрой ткани узор будет расплываться, на сухой оставаться более четким).
* Примечания:
— всегда экспериментируйте на отдельном клочке ткани, прежде чем окрашивать всё полотно
— натуральные ткани быстрее насыщаются цветом, нежели синтетические
— после окрашивания можно использовать специальные фабричные фиксаторы цвета для тканей, чтобы цвет не поблёк со временем.
— поэкспериментируйте с разными марками чая, поскольку они дают разные оттенки и густоту цвета при одних и тех же условиях настоя.
Второй метод, окрашивание кистью, используется для создания эффекта пятен, какие возникают на старой ткани. Для этого необходимо заварить крепкий чай и наносить его на канву широкой плоской кистью (лучше №8 или №9), впрочем, если таковой не имеется, можно взять и обычную. Я бы рекомендовала поискать также плоскую малярную кисточку, которая, если наносить ею красящую жидкость, может дать интересный эффект полос. Чтобы пятна были более выраженные, возможно сделать следующее
— подложить под окрашиваемую ткань смятую хлопчатобумажную тряпицу, тогда часть жидкости впитается в нее, а после, по мере высыхания, выйдет на поверхность;
— посушить окрашенную ткань феном для волос;
— оставить на ткани чаинки, под которыми ткань дополнительно прокрасится и потемнеет.
Возможно получить эффект полос или квадратов, для этого определённые участки ткани нужно заклеить самым обычным лейкопластырем, только желательно не дорогим, бактерицидным, поскольку он слишком уж пропускает влагу, а «советским» катушечным. Можно также создать орнамент на ткани, предварительно закрыв выбранные места, скажем, вырезанными из бумаги листочками.
Вот вроде бы и всё о чаях. Напоследок не мешало бы упомянуть о других натуральных пигментах. Ещё картинки:
P.S. Иногда хочется, чтобы вещь не только выглядела приятно старенькой, но и приятно пахла. Добиться такого эффекта «вкусной вещи из бабушкиного сундука» тоже не сложно. Достаточно погрузить ткань, скажем, в крепко заваренный кофе (лучше не растворимый он может дать неестественный цвет), предварительно разведя в нем несколько капель ванильной эссенции или добавив при варке корицу. Затем следует разогреть до 90-100°C духовку, выстелить противень в несколько слоев бумажными полотенцами и разложить на них ткань, а после держать в духовке 20-30 минут. Неоднократно проверено: чистый хлопок в духовке начинает гореть лишь после температуры 220-250°C или если забыть его слишком уж надолго. Однако следует заранее подумать, какой результат хочется получить. Ровно расправленная ткань ровно и прокрасится. Если ее слегка скомкать или заложить складочки, по местам складочек и заломов цвет получится более тёмным, в идеальном варианте можно добиться эффекта мрамора. Правда, этот метод прокраски хорош на тонких тканях, плотную и жесткую канву довольно трудно будет мелко смять. Затем канву можно слегка потереть наждачной бумагой, только делать это надо осторожно, чтобы не разрушить структуру волокон. Это тоже даст эффект приятной старины.
Ткань окрашленную и состаренную таким образом в дальнейшем больше не подвергают процессу стирки или намоканию, так как это приводит к потекам и пятнам, а также не желательно попадание прямых солнечных лучей на ткань.
Материал взят из жж http://doll-as-art.livejournal.com/
Еще статья о полезных советах при пошиве текстильных кукол http://www.livemaster.ru/topic/92478-poleznye-sovety-pri-poshive-tryapichnoj-kukly?vr=1&inside=1#comments
Надеюсь эта информация будет для вас полезной.
Как в домашних условиях покрасить предмет одежды или шерсть для валяния натуральными красителями и краской для ткани?
Естественный цвет большинства тканей довольно непримечательный – серый, бежевый, желтоватый. С давних времен ткачи окрашивают полотна в различные цвета, используя натуральные растительные и минеральные красители.
Чаще всего мы покупаем уже окрашенную ткань. Однако полотно можно раскрасить самостоятельно в домашних условиях так, как это делали наши предки. Как добиться ярких тонов и покрасить рубашку, майку или постельное белье?
От чего зависит выбор красителя и способ окрашивания ткани?
На выбор красящего вещества и способа покраски ткани влияет несколько факторов. В первую очередь стоит ориентироваться на умение мастера. Начинающим рукодельницам лучше всего пробовать свои силы на белых майках и футболках, а более опытные могут браться за толстовки, куртки с синтепоном, сложные, фактурные ткани.
Краску следует подбирать, исходя из следующих параметров:
- материал одежды – синтетический или натуральный;
- исходный цвет одежды – белый, темный или цветной;
- фактура ткани – гладкая или ворсовая;
- конечный результат – следует перекрасить все изделие или закрасить только часть.
Какие бывают натуральные красители и как с ними работать?
Своими руками ткань можно покрасить с помощью натуральных красителей растительного происхождения. Многие травы, овощи, ягоды и фрукты, которые мы привыкли видеть на своем столе, могут пригодиться для окрашивания вещей. Окрашивание включает в себя 2 этапа: протравливание, которое закрепляет краску на ткани, и непосредственно окрашивание.
В таблице представлены названия протравки в зависимости от красителя:
Натуральные красителиДихромат калия | Последующая | березовые, осиновые, яблоневые листья, душица, тысячелистник |
Одновременная | щавель | |
Квасцы | Предварительная | листья яблони и березы, еловые шишки, щавель |
Одновременная | иван-да-марья | |
Последующая | полынь | |
Медный купорос | Предварительная | липовые, осиновые листья, ягоды черемухи, душица, тысячелистник |
Одновременная | шишки ольхи, еловая хвоя, листья яблони | |
Последующая | корки граната | |
Железный купорос | Предварительная | кленовые листья |
Одновременная | осиновые листья, василек | |
Последующая | ольховые шишки, ботва картофеля | |
Без протравки | черемуха, душица, иван-чай, иван-да-марья. |
Как получить коричневый или желтый цвет?
Какими способами возможно покрасить футболку из хлопковой ткани в коричневый цвет? Самый распространенный краситель – луковая шелуха. Ее вываривают в воде, пока та не приобретет насыщенный оттенок, а затем кипятят в ней изделие. Тон получается ярким, кирпичным или красно-коричневым.
Окрашивание вещей луковой шелухойКроме луковой шелухи, разные оттенки получают с помощью следующих природных красителей:
- табак;
- черный чай;
- дубовая кора;
- хна;
- корица;
- перемычки грецких орехов;
- корень конского щавеля.
Бежевый, желтоватый оттенки получают, если вещь ненадолго окунуть в слабый раствор чая, хны или коры дуба. Кроме того, эти вещества дадут эффект старины.
Как получить желтый и оранжевый цвета? Для этого нужно воспользоваться соком оранжевых растений. Куркумой и зирой красят, чтобы получить насыщенный, яркий, золотистый тон. Оранжевую вещь можно получить, если покрасить ее отваром чистотела или облепихи. Желтую окраску дают полынь, морковь, тополиные почки, апельсиновый сок или его цедра, листья березы.
Окрашивание ткани куркумойЧтобы сделать красящий раствор, например, из листьев березы, можно воспользоваться следующей рецептурой:
- 5 г сухих квасцов растворить в 2 л воды;
- кипятить в растворе вещь в течение 30 минут;
- 0,5 кг березовых листьев кипятить в 4 л воды в течение часа;
- процедить отвар и проварить в нем ткань 1 час;
- тщательно прополоскать изделие 3–4 раза, добавив несколько капель уксуса для закрепления нового тона.
Все оттенки красного
Розовый, алый, бордовый, малиновый – как добиться этих оттенков в домашних условиях? Оттенки красного разной насыщенности возможно получить с помощью ягод бузины, волчьей ягоды, свеклы, душицы, зверобоя, мака. Бледно-розовый тон получается, если растительный отвар разбавить водой и ненадолго окунуть в него светлую вещь. Насыщенные, темные оттенки получаются при длительном кипячении в отваре свеклы или бузины.
Синий и зеленый
Натуральный краситель краснокочанная капустаВсе оттенки синего получают, применив отвар краснокочанной капусты, ежевики, семени лебеды, соцветий ивана-да-марьи. Эти природные красители дают красивые тона от нежно-голубого до насыщенного синего и фиолетового. Небесный, бирюзовый тон дают цветы василька.
Зеленую окраску получают при окрашивании соком шпината, отваром листьев бузины, можжевеловых ягод. Оттенок индиго достигается, если смешать куркуму и сок свежего шпината. Золотистая приправа и травяной отвар вместе дают красивый, глубокий тон.
Черный и серый
Можно ли в домашних условиях выкрасить ткань в черный и серый цвета? Эти тона необычны тем, что их трудно получить с помощью пищевых красителей, однако есть несколько веществ, которые помогут окрасить кофту и другие изделия в эти цвета.
Черный цвет получают с помощью растворимого или заварного кофе. Чем крепче будет напиток, тем темнее цвет. Слабый кофе дает коричневый тон, если же сварить его покрепче, то удастся достичь стойкой черноты.
Табак сушеныйВместо кофе можно взять табак. 15 г табака разводят в 1 л воды, кипятят, а затем окунают туда изделие. Чем дольше держать ткань в отваре, тем глубже будет тон. Также черный дают кленовые и молодые облепиховые листья.
Серый цвет получают с помощью ракитника, толокнянки, коры багульника, шишек ели, корня репейника. Можно использовать ягоды облепихи, протравливая ткань медным купоросом.
Специальные красители для ткани
Кроме натуральных красителей можно использовать химические краски, которые продаются в хозяйственных магазинах. Они предназначены для домашнего окрашивания, и к ним прилагается подробная инструкция по применению. В магазинах в ассортименте представлены краски широкой цветовой гаммы.
Форма выпуска искусственных красителей:
- кристаллы;
- порошок;
- паста;
- аэрозоль.
Типы красок:
- Акриловые. Подходят для вырисовывания узоров на ткани. Можно использовать для покраски хлопка, шерсти, шелка. Содержат акрил и красящие пигменты на водной основе, безопасны при применении.
- Анилиновые. Используются только для натуральных тканей, синтетику не берут. Их применяют при использовании техники батик или градиент, когда ткань постепенно опускают в жидкость, чтобы нижняя сторона окрасилась сильнее, чем верхняя.
- Штемпельные. Применяются для проставления штемпелей, логотипов. Бывают спиртовыми, водно-глицериновыми, масляными.
- Пластизольные. Светоотражающие или флуоресцентные краски. При дневном свете невидимы, но под действием ультрафиолета начинают светиться.
Нюансы окрашивания велюра и трикотажа
Из велюрового материала обычно шьют чехлы, обувь, его используют как обивку для мебели. Особенность велюра заключается в том, что это ворсовая ткань. Ее прокрасить не так просто, ведь необходимо, чтобы все ворсинки были равномерно окрашены. В магазине следует купить краску, специально предназначенную для велюра или замши. Обычно в комплект входит щеточка, которая позволяет равномерно распределить краситель.
Для покраски трикотажной кофты или платья натуральные красители не подойдут. В хозяйственном магазине следует приобрести специальную краску, которая предназначена именно для трикотажа. Ее разводят в воде согласно инструкции, а затем в емкость кладут вещь. Важно периодически переворачивать изделие, чтобы оно прокрасилось равномерно. После этого вещь несколько раз полощут в прохладной воде и первое время стирают отдельно от другой одежды, потому что она будет линять.
Есть ли разница в работе с шелком, синтетикой, хлопковыми и шерстяными тканями?
Как правильно окрашивать различные виды тканей? Рекомендации по работе с разными материалами:
- Хлопок и лен быстро теряют свой цвет. Это надо учитывать при самостоятельном прокрашивании и изначально добиваться оттенка чуть темнее и ярче, чем требуется. Жесткая вода не подойдет, можно использовать бутилированную воду или смягчить ее кальцинированной солью.
- Натуральные растительные красители синтетику не берут, следует купить текстильную краску, предназначенную специально для синтетических материалов. Прежде чем всыпать порошок в воду, нужно добавить 85-процентный раствор муравьиной кислоты в пропорции 20 г на 10 л. Температура раствора не должна превышать 40–45 градусов, иначе краска не закрепится.
- Для шерсти лучше всего подходит анилиновый краситель. Шерстяные кофты и платья, пряжу кипятят в красящем растворе в течение получаса, а затем добавляют треть стакана уксуса для закрепления цвета.
- Как и в случае в шерстью, для закрепления цвета на шелке следует добавлять уксус, лимонный сок или нашатырный спирт. Шелк часто окрашивают в технике батик, для этого используются специальные красители, например «Батик-хобби», «Джавана Батик».
Как выкрасить шерсть для ручного валяния?
Из шерсти для валяния получаются разнообразные изделия: обувь, куклы, предметы декора, сумочки, шапки. Как покрасить ее самостоятельно? Растительный компонент или искусственный колер добавляют в емкость с водой, ставят ее на огонь и доводят до кипения. Шерстяную массу окунают в кипяток, уменьшают огонь до минимума и оставляют на медленном огне на 1,5–2 часа.
Когда шерсть приобретет необходимый оттенок, ее вынимают и оставляют остужаться. Холодную массу промывают несколько раз под проточной прохладной водой. Для закрепления цвета добавляют немного протравки. Волокна сушат в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе вдали от прямых солнечных лучей. После этого их тщательно расчесывают – и шерсть готова к валянию.
Поделитесь с друьями!